Развитие творческой личности ребенка. Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Т.Б.Лужанкова,

г. Саратов, ГАПОУ СО «СОПК»

E-mail: [email protected]

«Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других».

Б. Асафьев.

Способность творить - это, пожалуй, самая важная человеческая способность, без которой человек не может быть таким, каким он нужен нашему современному обществу и эту способность надо развивать с раннего детства.

Во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3-5%. Психологи также признают, что человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность - это не отклонение, не аномалия человеческого ума, а высшая полнота его проявления, обнажение природных возможностей. Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.

Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что - то, что до тебя ещё ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ни чем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Нередко от родителей и даже от учителей - воспитателей можно услышать такие слова: «ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов, - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него всё равно не получится художник! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку, чепуха получается!»

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными не были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их простейшим аккомпанементом, сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра, рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа.

За всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребёнка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся ещё мыслей.

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения.

Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведёт нас к очень важной и актуальной в наших условиях проблеме: различии между специалистом - ремесленником и специалистом - творцом.

Подлинный специалист - творец отличается от рядового специалиста - ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что «по инструкции» не положено создавать. Ремесленник удовлетворяется тем, что создаёт лишь то, что положено - служит тормозом, потому что по отношении к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперёд, или отставать.

Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. С первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет профессий нетворческих что, работая в любой профессии, каждый из них может открыть новый, хотя бы маленький мир. Поэтому важнейшая задача воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками.

Многие учёные и ведущие педагоги не только разгадывали загадку творчества, но и искали пути развития, формирования и совершенствования способностей учащихся.

Первым на проблему своевременного выявления и развития способностей обратил внимание Ян Амос Коменский: «...рано нужно раскрывать у человека способности, так как в течение всей жизни ему многое придется познать, испытать и выполнить».

Особое внимание развитию творческих способностей учащихся уделял и великий русский педагог Ушинский К.Д. Он считал, что школа - это очаг, где дети развивают свои познавательные силы и творческие способности. «Все в ребёнке требует развития» - эти слова стали центральными в теории развивающего обучения, в основу которого легло русское народное творчество: сказки, пословицы, потешки, поговорки, загадки.

JI.H.Толстой в основу работы Яснополянской школы положил свободу и плодотворное творчество детей. Он вместе с детьми строил, сочинял, комбинировал, заражал их волнением, давал им тему, то есть направлял в основном весь процесс их творчества и показывал приёмы этого творчества. Детей увлекал сам процесс сочинениями, и это был первый толчок к творческой одушевлённой работе.

В.А. Сухомлинский - один из выдающихся педагогов считал неправильным обучение по готовым образцам, стандартам. «... Нет, так не должно быть... - Нельзя лишать ребёнка радостей духовной жизни... Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

Определяют следующие условия развития творческих способностей. Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее их выявление. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, гимнастики, хождения и ползания, то есть с очень раннего, по современным представлениям физического развития. Раннее чтение, ранний счёт, раннее знакомство и работа с различными инструментами и материалами тоже дают толчки к развитию способностей.

Второе важное условие – развивающая среда; заранее окружить ребёнка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.

Третье условие - совершенствование способностей, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше.

Четвёртое важное условие: ребёнку надо предоставить большую свободу в выборе деятельности. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдёт малышу на пользу.

Пятое условие, ребёнок должен делать открытие. «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому неизвестные» (К.Циолковский).

Таким образом, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, к прекрасному.

Источники информации

  1. Чухман Е. К. Роль искусства в развитии творческих способностей. М., изд. «Педагогика», 1995. С. 77;
  2. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного./пер. с нем./ - М., «Искусство», 2001;
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. М., Искусство, 1986;
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. 1999.

Творчество – условие развития личности, так как в процессе творчества осуществляются функции самореализации, самоактуализации, саморазвития.

Самоактуализация – осознание человек важности его способностей, того, чем он наделён.

· Творчество как способ и условие активности личности

Проблема личности и творчества привлекала внимание мыслителей, начиная с глубокой древности. В философских учениях Китая, Японии, Индии отмечалась роль бессознательного, способность к идентификации с изучаемым предметом.

Творчество является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания. Л.П. Гримак, А.Г. Спиркин, Х.Е. Трик и определяют творчество через результат деятельности, акцентируя внимание на творческом продукте.

· Личность самоосуществляется только в творчестве через реализацию своих сущностных сил, развивая, преобразуя, таким образом, себя, общество, что предполагает активность личности. Творчество всегда осознанно и целенаправленно, ибо его субъект - человек - начинается как личность с осознания окружающего мира, его оценки и определения своего отношения к этому миру, с осознания потребности в самореализации и саморазвитии.

· Процесс самореализации личности осуществляется, как известно, в единстве условий и ее внутренних особенностей, возможностей. Условия - это внешние по отношению к человеку факторы, не зависящие или почти не зависящие от него в определенный конкретный момент, хотя личность начинает играть определенную роль на изменение реальных условий.

Деятельность - основная форма бытия человека, но не всякая деятельность способствует актуализации сущностных качеств личности. Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире, стремление изменить его, творить мир и выражать тем самым свою сущность. Чем больше у человека возможностей изменять вещи и орудия, реализовать, таким образом, свои сущностные, то есть творческие задатки, тем в большей мере он может выразить себя, познать и самосовершенствоваться, а творчество в данном контексте - наиболее адекватный способ проявления активности и самовыражения личности.

Следовательно, только творческая деятельность обеспечивает самореализацию личности, а степень реализации ее сущностных свойств зависит от уровня активности личности.

* Творчество долгое время понимали как создание нового продукта. Однако в трактовку творчества не укладывались многие известные его феномены такие как «проблематизация собственного мира» (Г.С.Батищев), борьба, полет в бесконечность» (Н.А.Бердяев), «неадаптивность» (А.Г.Асмолов), «выход за границы, преодоление» (Абаньяло), «бунт» (Ж-П Сартр).


Д.Б.Богоявленская впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого. Однако теперь понятие творчества практически совпало с понятием «неадаптивная активность» (В.А. Петровский). В любом самостоятельном человеческом поступке можно обнаружить хоть какие-то крупицы творчества, а наряду с ними проявления нетворчества. Творческие моменты – это оригинальные действия, привносящие нечто новое, продуктивное в реальность. Нетворческие элементы включают репродуктивное – повторяющиеся, устойчивые операции, направленные на сохранение и воссоздание прошлого опыта, и рутину – закрепление устаревших стереотипов, косное повторение того, что связано с шаблонным мышлением, формализмом и приводит к подделкам и имитациям.

* Творчество характеризует собой личностный уровень активности , тогда как окружающая среда только опосредует его.

Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое.

С. Степанов считает, что творчество психический процесс создания новых ценностей, как продолжение и замена детской игры. Деятельность всегда направлена на результат материальный или духовный. Творчество, являясь, по своей сути культурно – историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

* Творчество имеет индивидуальный характер проявления целенаправленной деятельности , где ключевую роль играет активность личности, так называемый Бердяевым «свободным духом». Активность, как поиск смысла человеческого бытия. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни. Активность личности – инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя. Активность личности зависит от мотивов ее поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций, характера и темперамента.

* В основе творчества лежит с одной стороны неприспособленность , из которой возникает потребности, желания, а с другой стремление изменить окружающую среду . Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы. Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности.

* Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности.

Проблемы творчества тесно связаны с проблемами основ психологии субъекта. Выдающимся отечественным психологом А.В.Брушлинским представлена оригинальная точка зрения на человека – как субъекта – творца собственного становления. Соответственно, субъект определяется как человек на высшем для него уровне деятельности, общения, целостности, автономности, как человек, обладающий свободой выбора и принимающий решения о поступках на основе нравственного сознания. Показано, что человек не рождается субъектом, а становится им в процессе формирования психики.

Личность - прежде всего, качественно своеобразная духовная энергия и духовная активность – центр творческой энергии. Дух есть целостный творческий акт человека. Дух есть творчество, дух творит новое бытие. Творческая активность, творческая свобода субъекта первична. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит.

«Свободная личность самостоятельна и активна» утверждает Н. Бердяев. Свобода личности выражается в принятии определенной мировоззренческой позиции следовании ей. Человек, отстаивающий принятую им идеологию, следующий в своем поведении ей - есть социально активная личность.

Фундаментальное изучение творческой активности в последние десятилетия проходят в русле педагогической психологии и психофизиологии. В педагогической психологии проблема творческой активности рассматривалась в связи с разработкой проблем усвоения знаний. Творческая активность отождествляется с самой деятельностью, ее успешностью.

Существуют две тенденции в понимании творческой активности. В одном случае интеллектуальная активность трактуется как синоним любой умственной деятельности вообще. Другая точка зрения, что активность - это «мера взаимодействия субъекта с объектом».

· Интеллектуальная активность – чисто личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов.

Можно выделить два уровня действия личности:

1) действия личности на уровне социального индивида, когда деятельность обусловлена поставленной целью и желаемым результатом;

2) действия творческой личности, когда результат всегда шире поставленной цели.

Некоторые важные моменты для формирования творческой активности личности:

1. проявление творческих способностей в человеке личностно опосредованно, т.е. его психолого-педагогическая «история» развития является своеобразным ключом, открывающим проявление творческой активности, охватывающим все аспекты имеющихся знаний, умений и сложившегося жизненного опыта, т.е. личность проявляет себя в творческой деятельности. Этим определяется взаимосвязь и взаимозависимость особенностей личности и творческих процессов;

2. важнейшим компонентом творческого процесса является интеллектуальная активность человека, проявляющаяся в творческой инициативе. Естественно, что уровень творческой активности связан с личностными особенностями человека, и зачастую характер протекания психических процессов в человеке предопределяет и уровень проявления активности.


Что такое способность к творчеству - свойство личности, с которым мы рождаемся, или умение, которое можно развивать? Генетики, изучающие этот вопрос, утверждают, что мы все рождаемся с творческим потенциалом - способностью решать проблемы, комбинируя сложные и иногда не связанные друг с другом идеи. Вы, вероятно, знаете таких людей, которые ходят с сумасшедшими идеями и кажутся всем сумасбродами. С точки зрения творчества эти люди имеют лишь небольшое преимущество. Но это все. Преимущество может стать и недостатком, если им не удастся приспособить свое сумасбродство к профессиональной среде или миру в целом. Исследование, проведенное Центром по изучению творческих способностей и Фондом творческого образования в городе Буффало, штат Нью-Йорк, показало, что большинство людей могут научиться развивать свои умения и творческий потенциал. Для этого необходимо узнать, что делает человека творческим, а затем развивать эти умения.

Черты характера творческой личности

Каждый из нас наделен способностями решать проблемы, однако людям, использующим творческий подход при решении проблем, свойственны определенные черты характера. Во-первых, они впитывают опыт окружающих, как губка. Они обладают громадным личным запасом: вещей, которые они прочитали, увидели или услышали, мест, в которых они бывали или работали, и людей, которых они знают. Исследование обнаружило, что творческие люди стремятся к независимости, самодостаточности, самодисциплине, настойчивости, самоутверждению, в большой степени толерантны к неопределенности. Они идут на риск и обладают мощным «эго». Другими словами, они руководствуются внутренним импульсом. Им нет дела до стандартов и мнений, их мало интересуют межличностные взаимоотношения. Творческие люди обычно обладают врожденным скептицизмом и очень острым умом. Они активны, наблюдательны и исполнительны, делают выводы скорее с помощью интуиции, чем логики. Они обладают легкостью, которая позволяет им находить новые ассоциации. Они черпают вдохновение в ежедневных мечтах и фантазиях и обладают хорошим чувством юмора. В общем, творческие люди выполняют сложные задачи так, как будто в них нет ничего трудного, и бывают несчастливы и подавлены, когда им не удается творить. Обладая многими положительными чертами характера, они, однако, не лишены недостатков: с ними трудно иметь дело, они резки и замкнуты. Какие черты характера не присущи творческим людям? Они не бывают догматиками (хотя могут проявлять упрямство) и теряют терпение при об­щении с людьми властного склада характера. Эти люди не следуют за толпой, им нравится быть в одиночестве. Они не застенчивы, и им нет никакого дела до того, что думают о них окружающие.

Развитие и формирование творческой личности

Творчество – это деятельность, которая приводит к созданию новых неповторимых материальных и духовных ценностей. Уникальность творческой деятельности состоит в том, что человек отображает в ней свою личность. По этому людей, способных к творческой деятельности, называют творческими личностями. Мышление человека в состоянии творения оригинальных продуктов всегда интересовало психологов. Рассмотрим последовательность мышления творческой личности в момент создания оригинальных образов, разработанную английским психологом Греемом Уоллесом. Первым этапом творческого мышления он считал подготовку к деятельности, заключающуюся в постановке цели и моделированию метода ее достижения. Так, художник, стоя перед мольбертом с красками в руках, представляет общие черты своей будущей картины и делает подготовку к ее изображению. Второй этап – инкубация. Он характеризируется полетом мысли, отстранением от цели творческой деятельности. Таким образом, как утверждал Уоллес, происходит настройка автора на творческую работу. Третий этап – озарение. Оно происходит инсайд – неожиданно, словно какой-то импульс приходит к человеку, и тот понимает, как должен выглядеть результат его работы и как этого достичь. Озарение – это сложный психический процесс, свойственный не только для творческих личностей. Каждый человек в своей жизни испытывал озарение, когда вдруг находил путь решения некой проблемы. Творческое озарение – это появление оригинальной мысли, которая становится основой для дальнейшей работы. Проверка – последний, четвертый этап творческого мышления, выделенный Греемом Уоллесом. Во время проверки человек испытывает свое творение на пригодность и качество. Это может быть его оценка, взгляд под новым углом или вполне практичное использование продукта творчества. Эти этапы были осветлены в трудах и других психологов, что подтверждало предложенную Уоллесом модель творческого мышления. Стоит добавить, что в 1908 году другой психолог Анри Пуанкаре более подробно описал процесс мышления творческой личности. Он настаивал на том, что в период инкубации человек отвлекается от объекта творчества лишь сознательно, но подсознание его продолжает работать и искать варианты осуществления задуманного проекта, по этому озарение приходит так неожиданно. Человеку кажется, то гениальная творческая мысль посетила его вдруг, и этот сигнал не был рожден им сами, но, на самом деле, это действительно идея самого автора, просто она возникла из подсознания и предстала на суд сознательной сферы личности. Как же подсознание продуцирует творческие мысли? Пуанкаре считал, что оно выбирает ценную идею из нескольких конструируемых путем комбинирования. Это явление он описал на примере решения математических задач, которые стали его собственными открытиями. На конгрессе во Франции Пуанкаре рассказал коллегам о том, как он самостоятельно занимался творчеством в математике.. Действительно, сначала психолог поставил перед собой задачу выделить новое и необычное из предложенных цифровых комбинаций. Затем представил, сколько манипуляций ему нужно провести и отстранился на время от задачи. За тот период, пока он не занимался математикой сознательно, в его мыслях вдруг возник интересный вариант. Психолог его проверил, и оказалось, что открытый метод решения задач действенный. Проведя этот акт творчества, Пуанкаре пришел к выводу, что его подсознание выбросило наиболее гармоничный и оригинальный вариант из всех проанализированных, что свидетельствует о наличии творческого момента в решении задачи. Таким образом, можно говорить о том, что творческая личность – это личность, у которой бессознательная сфера Я способна к анализу материала и подборе оригинальной, неповторимой другими и универсальной информации, которая потом обрабатывается и проверяется сознанием. Психологи утверждают, что тут действует некий фильтр, который отличает подходящие варианты от бесперспективных, занимается комбинированием версий и предлагает сознательной сфере личности один определенный вариант. В некоторых случаях творческий процесс происходит без участия подсознания. При этом нужный вариант для воплощения находится быстро самим сознанием. Но для обоих типов творческого мышления есть общая черта: это мышление всегда оригинально. Другая личность, поставленная перед такой же задачей в идентичных условиях не может повтори точно такой же вариант исполнения.

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Что такое творческая личность? Прежде всего, это человек с широкими взглядами, энциклопедическими знаниями, гибким живым умом. Такая личность способна быстро приспосабливаться в работе к резко изменяющейся ситуации, оперативно находить нестандартные решения стандартных проблем. На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творческого человека можно определить так - это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и занимается их решением. Можно определить его и через получаемый в результате творчества результат. Тогда творческий человек, это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.

Главное требование к творческой жизни - это наличие достойной цели. Достижение этой цели не одномоментно. Подготовка к решению занимает годы, включая в себя многочисленные промежуточные этапы, попытки решения, отступления и периоды поиска новой тактики.

Творческая личность – это индивидуум, который владеет высоким уровнем знаний, притяжением к новому, оригинальному, который может откинуть обычное, шаблонное. Потребность в творчестве является жизненной необходимостью.

Большинство авторов соглашается с этим определением «творческой личности». Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерен. Главным показателем творческой личности, ее самым главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Н.В. Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал. Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином "творческая личность" встречается термин "креативная личность". Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева.

Креативная личность – личность, которая имеет внутренние условия, которые обеспечивают её творческую активность, то есть не стимулированную внешне исследовательскую деятельность.

Творческая личность - это креативная личность, которая в результате влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных образований, способностей, что способствуют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности. Каждый человек должен совершенствовать навыки творческого мышления и руководить ими, чтоб полностью использовать возможности процесса творчества.

Творческое мышление – это познание чего-то нового. Оно является составным человеческого интеллекта.

Творческие способности - это умения, а также возможности творчески выполнять какую-то работу, выполнять какие-то действия, направленные на конкретный результата для улучшения чего-нибудь или кого-нибудь.

Творческие возможности - качества и способности, умения и особенности мотивационной сферы учащихся, которые развиваются и ведут к формированию творческой личности, раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка.

Тогда что же такое творчество?

Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

Творчество – это деятельность человека, которая порождает что-то новое, отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творческий интерес – внимание, вызванное чем-то значимым, интересным, таким, что побуждает к самостоятельной творческой деятельности, результатом которой является открытие чего-то нового, решение какой-то проблемы.

В творческой деятельности человека выделяют три уровня сознания: подсознание, сознание и сверхсознание.

Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано другому, может стать достоянием других членов сообщества. В сфере творчества именно сознание формулирует вопрос, подлежащий разрешению и ставит его перед познающим действительность.

К сфере подсознания относят все то, что было осознаваемым ранее. Это хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъектов. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознаваемость этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. За сознанием остается функция отбора этих гипотез путем их логического анализа.

Трехуровневая структура сознания может рассматриваться как основной параметр индивидуальности человека. У разных людей активность этих уровней выражена далеко не в равной степени.

Все уровни сознания развиваются, обогащаются и тренируются начиная с раннего детства. Сверхсознание тренируется игрой, затем – искусством. Оно не редко функционирует в зоне конфликта между социальными и идеальными потребностями, между существующими нормами и необходимостью их изменения. Сознание обогащается в процессе обучения, потом – образованием и мышлением. Подсознание наполняется посредством подражания, а позднее – практическим опытом, который контролируется сознанием. По мере взросления происходит обогащение как сознания (вполне осознаваемого опыта), так и подсознания, т.е. совокупности вторично неосознаваемых, автоматизированных навыков и умений. На определенном этапе у сверхсознания (творческой интуиции) появляется возможность непосредственного использования опыта, хранящегося в подсознании.

“Творческая личность, – утверждает американский психолог Л.С. Кьюби, – это такая, которая некоторым, еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными”.

Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность - как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового. Залогом творческой деятельности человека является отбор необходимой (ценной) информации. Причем под ее ценностью понимают степень вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на основе полученного сообщения.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Техническое творчество. Существует две формы получения творческого результата (решения):

Изобретение;

Рационализация.

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.

К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.

Результат деятельности может характеризоваться с различных точек зрения. Различают:

Принципиально новое (качественно);

Новое во времени.

Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.

Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.

Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).

По отношению к "творцу", новизна классифицируется:

1. Индивидуальная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, ндивидуальным, психологически новым;

2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей;

3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона;

4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования. Из сказанного вытекает, что обучение творчеству как специальной дисциплине должны проводить высоко квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них в научно-учебно-воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества.

творческий креативность воображение ребенок

Развитие (воспитание) творческой личности ребенка - это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности.

Из характеристик творческой личности следуют способы формирования творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение - психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив - основа формирования необходимых качеств личности.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Основным фактором воспитания является пример, среда. Поэтому сложно переоценить роль окружения ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего учитель (воспитатель в детском саду, классный руководитель в школе), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

· ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

· раннее выявление творческих способностей и их направленности;

· формирование мотивации к творческой деятельности;

· нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

· наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

· учет индивидуальных психологических особенностей;

· ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

· создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

· организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:

· включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

· работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

· организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Выбор редакции
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...

хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....

Часы – это незаменимая часть человеческой жизнедеятельности, без которой почти невозможно представить существование в современном мире,...

Красный Огненный Петух – символ 2017 года. Стихия огня и алый цвет переплетутся в гармоничную смесь. Согласие ожидается во всех делах....
Любовь имеет для Скорпиона немаловажное значение, как, впрочем, и для всех знаков Зодиака. Но особенно остро потребность в ней...
Шаг 1: Подготовим говядину и начиним ее чесноком. Вырезку говядины для начала необходимо хорошо промыть под холодной проточной водой,...
Доброе время суток всем любителям кулинарии! Как раз в каталоге рецептов все опытные и не очень кулинары смогут найти полным-полно...
Статья предлагает вам рецепты блюд и меню да ребенка 2-х лет, а так же рекомендации по его питанию. Со 100% уверенностью можно сказать,...
Кулинарное сообщество Li.Ru - Рецепты для детей на завтрак Практически идеальный завтрак - яичница-болтунья, рецепт которой...