Методики по выявлению лидеров в коллективе. Выявление лидера в детском коллективе


Целью эксперимента является выявить лидеров в ученическом коллективе. В исследовании принимали участие 33 учеников класса. Мы разделили учащихся на две группы: экспериментальную (15) и контрольную (18). На первом этапе эксперимента мы провели диагностику на выявление лидерских качеств каждого испытуемого. Для этого мы использовали общепринятые методики «Метод социометрических измерений», многофакторный опросник Кеттела.

С помощью социометрического теста, предназначенного для диагностики эмоциональных симпатий между членами группы, мы провели измерение степени сплоченности - разобщенности в группе, выявили соотносительный авторитет членов групп по признакам симпатии - антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые). Бланк ответов по данной методике представлен в приложении 1.

Следующей методикой, которую мы использовали для выявления лидерских качеств у испытуемых был многофакторный опросник Кеттела. Выдающейся заслугой Рэймонда Кэттелла является разработка многофакторного личностного опросника 16PF(Sixteen Personality Factor Questionnaire). Впервые опросник был опубликован в 1950 г. Предназначен опросник для измерения 15 факторов и интеллекта(16 личностных черт). Каждый из этих факторов получил двойное название, характеризующее степень его выраженности - сильную и слабую.

Вопрос о том, какое количество факторов необходимо и достаточно для адекватного психологического описания личности, остаётся открытым. Некоторые исследователи считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно рассмотреть всего три фактора (Г. Айзенк), другие утверждают, что необходимо оценить 5 независимых черт (Р. МакКрае), третьи, - что не достаточно и 20 черт (Р. Мейли). Для своей работы я выбрала тест-опросник 16PF, т.к. он, на мой взгляд, даёт более полную характеристику личности. Кроме того, он очень прост в обработке. Полярные значения факторов теста-опросника 16PF приведены в приложении 2.

Для более точного определения качеств, характерных для лидера была предпринята попытка взять для сравнения личность отвергаемого человека в классном коллективе. Но при анализе ответов было выявлено, что ответы отвергаемого не соответствуют действительности, т. е. желаемое выдаётся за действительное, и это подтверждает теорию Карделла о существовании качеств - «разъединителей», которые резко отрицательно сказываются на формировании такого качества, как лидерство. На гистограмме 1 мы видим распределение профилей личностей.

Гистограмма 1

Если сделать анализ всех 16 черт представленных в данной диаграмме, то можно определить какие из них характерны для лидера в данной социальной группе (классный коллектив).

  • 1. (I) эмпатия, сочувствие, мягкость, понимание и др.
  • 2. (Q4) повышенная мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений
  • 3. (B) интеллект
  • 4. (M) воображение, высокий творческий потенциал
  • 5. (Q1) интеллектуальные интересы, стремление к информированности.
  • 6. (E) независимость

Многие из черт личности у мальчика и у девочки не сходятся. Это объясняется тем, что, во-первых, с мальчиком школьники учились с первого класса, а девочка пришла в школу только два года назад, поэтому ей, конечно, требуются помимо тех качеств, которыми обладает мальчик ещё и другие - такие как, например, общительность. Во-вторых, мальчики взрослеют и формируются позднее, чем девочки и это в какой-то степени влияет на разрозненность их черт личности.

Все эти факторы можно разделить на три группы:

  • · B,M,Q1 -интеллектуальные особенности
  • · C,G,I ,O,Q4 -эмоционально-волевые
  • · A,H,F,E ,Q2,N,L-коммуникативные

Из этого следует, что для образа лидера в школьном классном коллективе необходимы интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности личности.

В результате оценки основных социометрических характеристик членов изучаемого коллектива (социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, индексов объема, интенсивности и концентрации взаимодействия), а также анализа обобщенной концентрической социограммы, подчеркивающей иерархичность структуры взаимоотношений в группе, были сделаны выводы относительно неформального лидерства в коллективе. В ходе исследования выявилось, что в изучаемой группе нет лидеров, объединяющих весь коллектив или большую его часть. Исследуемая группа представлена несколькими небольшими подгруппами, в которых были выявлены 7 неформальных лидеров: №№ 5, 7, 8, 11, 13, 15 и 16.

Также стоит отметить, что неформальные лидеры оказывают неодинаковое по характеру влияние на коллектив. Так, 4 студента (№№ 7, 8, 11, 13) являются положительными лидерами и тяготеют к благоприятной ситуации в структуре группы. 3 человека (№№ 5, 15, 16) идентифицированы как отрицательные лидеры, ведущие коллектив к разобщению и установлению конфликтной ситуации.

Степень влияния как положительных, так и отрицательных лидеров также различна. Среди положительных лидеров явно выделяются №№ 7 и 8. Эти члены группы имеют близкий к максимальному объем взаимодействия (0,94), что свидетельствует о их связи практически со всеми членами группы. Они способны сосредотачивать на себе основные потоки психологической информации. При этом показатели отношения группы к лидерам как к объекту коммуникации и отношения последних к коллективу как субъекту коммуникации являются наивысшими среди членов группы. Также следует отметить, что позиция, которую группа приписывает лидерам №№ 7 и 8 равнозначна позиции, которую они желают занять (индекс социометрического статуса равен индексу эмоциональной экспансивности).

Лидеры №№ 11 и 13 оказывают меньшее влияние на группу, чем их коллеги №№ 7 и 8. При этом связь между лидером №13 и двумя последними достаточно тесная, в отличие от лидера №11, который связан постоянными положительными отношениями только с одним из лидеров (№7). Еще один факт указывает на более высокую позицию лидера №13 в структуре группы: его потребность в общении и взаимодействии с окружающими очень высока (индекс эмоциональной экспансивности равен 0,63), в отличие от лидера №11, стремление к общению которого ниже, чем это оценивает группа. Также концентрация взаимодействия лидера №13 выше, чем №11, что указывает на более значимую позицию первого в структуре группы.

Отрицательных лидеров также можно разделить по степени влияния на коллектив. Влияние лидера №5 не так велико, как лидеров №№15 и 16, которые тесно взаимодействуют между собой и представляют единую группу, что и ведет к увеличению их влияния на коллектив в целом.

Что касается связи положительных и отрицательных лидеров, то положительное взаимодействие, хоть и достаточно слабое, имеет место только между отрицательными лидерами и лидером №8. У лидера №11 такой связи практически нет. Лидеры №№ 7 и 13 очень слабо, но отрицательно взаимодействуют практически со всеми отрицательными лидерами.

В коллективе 4 человека имеют положительный индекс влияния на группу (№№ 4, 9, 10, 2). При этом №№ 4, 10 являются влияющими на группу независимо от других, в отличие от №№ 2 и 9, статус которых в группе возрастает за счет тесной связи с лидерами №№ 8 и 13 соответственно.

Шесть человек в группе практически не оказывают влияния на коллектив в целом (№№ 1, 3, 6, 12, 14, 17): их связь с окружающими непостоянна и слаба. Двое из этих 6 человек - студенты, редко посещающие занятия. Возможно, этим объясняется их низкая степень влияния на коллектив. Однако о какой-либо закономерности в данном случае говорить не стоит. Наименьшее влияние на группу из всех ее членов оказывают учащиеся №№ 12, 17. Тем не менее, эти люди имеют хоть и очень слабую, но положительную связь с группой.

Используя результаты социометрического анализа учебной группы, нами была предпринята попытка организовать деятельность членов изучаемого коллектива с учетом их социально-психологических особенностей и структуры неформального лидерства при разработке комплекса занятий для развития лидерских качеств у старших школьников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

1. Классификация лидерства

2. Лидерство и власть

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Хотя нет единого определения лидера в коллективе, обычно лидером считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении групповой задачи. Но тогда существует столько же типов лидера, сколько возникает ситуаций и задач в группе. В рамках социометрического анализа таких людей называют более точным термином «звезда по критерию».

Будучи психологическим, по своей природе феноменом, т. е. возникая в системе неофициальных, неформальных отношений, лидерство вместе с тем выступает и как средство организации отношений этого типа, управления ими. Диапазон разработки проблематики лидерства, как известно, чрезвычайно широк, и это обстоятельство обусловливает известную трудность систематизации соответствующего теоретического и эмпирического материала. Тем не менее, такая систематизация, с известной степенью условности, конечно, вполне реальна: сошлемся в этой связи на собственную исследовательскую практику.

Управленческий аспект лидерства хорошо просматривается и в ряде специфических лидерских ролей, выделяемых нередко исследователями, либо в связи с анализом функций лидерства, либо применительно к отдельным ситуациям групповой жизни.

Цель данной работы - исследование лидерства как феномена групповой динамики.

1) изучить классификацию лидерства;

2) рассмотреть лидерство и власть.

1 . Классификация лидерства

Неформальный лидер -- это член коллектива, собирающий относительно большое число голосов при любой ситуации выбора-предпочтения, иначе говоря, в каждой ситуационной частной социограмме неформальный лидер занимает на шкале социометрического статуса позицию звезды, или предпочитаемого. С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным.

Во-первых, он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения: доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы: агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.

Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальный лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет высказывая взглядом, жестом или словом свою оценку действий члена группы. К лидеру добровольно и не всегда полностью осознанно присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего товарища.

Административные приказы, выговоры, беседы, проработки начальства и лекции часто оказывают более слабое действие на поведение члена группы, чем один жест порицания неформального лидера или молчаливое выражение группового неодобрения. Но не следует думать, что коллектив в состоянии оказывать безграничное воспитательное воздействие на любого своего члена. Более точна защитная функция малой неформальной группы: если ее оценка поступка своего члена разойдется с оценкой коллектива, это сведет на нет все попытки морально-воспитательного воздействия руководства. Точно так же действует и личное ядро, которое часто отождествляется с референтной группой.

Особенно велика воспитательная роль неформального лидера группы. Социальная психология разграничивает, но не противопоставляет понятия руководства и лидерства. Руководство -- это процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем -- посредником социального контроля и власти на основе административно-правовых полномочий и социальных норм. Лидерство -- процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов коллектива за счет индивидуальной инициативы участников. С руководством связаны правовые и административные функции единоначалия, с лидерством -- психологическое влияние данного лица в группе. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности. Однако с точки зрения групповых целей лидерство может быть как позитивным, так и негативным. Выделяют два полярных типа лидерства -- инструментальный и эмоциональный. Инструментальный (деловой) лидер-- член группы, берущий на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.

Эмоциональный лидер -- член группы, берущий на себя функцию регуляции группового настроения (экспрессивные функции) в проблемных ситуациях. Иногда позицию эмоционального лидера называют эпицентром эмоциональных контактов.

В позитивном плане эмоциональный лидер стремится предупредить и уладить конфликты, сгладить и разрядить эмоциональное напряжение, возникающее у членов группы в проблемных ситуациях, и тем самым способствует достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности.

В негативном плане эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудностей может стать зачинщиком паники, недовольства, истерических реакций, асоциального поведения группы.

Между этими полярными типами неформальных лидеров распределены все остальные.

Проблема классификации лидеров по типам очень сложна. Методически проще указать те задачи и функции, которые выполняются ими в общем процессе регуляции группового поведения. Кроме двух самых важных функций (установка и поддержание групповых норм поведения и мотивирование поведения членов группы в соответствии с установленными нормами), лидер выполняет функции:

1) координатора группового поведения (распределяет роли, обязанности, задания);

2) контролера поведения каждого члена группы (наблюдает за исполнением порученных ролей, обязанностей, заданий);

3) планировщика действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей (эта функция может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов групповой деятельности);

4) политика (устанавливает дополнительные цели и основные линии группового поведения, помимо формально-организационных целей, которые и определяют границы первичного трудового коллектива; лидер-политик может предложить и такие цели, как соревнование с другим коллективом, освоение новой техники, овладение смежными профессиями);

5) эксперта (почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера);

6) представителя группы (представляет всех членов группы, их коллективный разум, интересы, волю, желания и т.д.);

7) арбитра (выступает как судья, - прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведение членов группы; использует неформальные социальные санкции, т.е. приемы, при помощи которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд);

8) примера (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядными указаниями, кем они должны быть и что делать, при этом особое место в сознании людей занимают лидеры референтных групп);

9) символа группы (группы с высокой степенью сплоченности членов, которые стремятся не только к внутренним, но и к чисто внешним отличиям от остальных индивидуумов; члены таких групп прибегают к определенным знакам отличия в одежде и поведении -- галстукам, нашивкам, значкам, ритуалам приветствия; лидеры таких групп начинают выполнять функции символов;

10) носителя ответственности (освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия);

11) «отца» (истинный лидер -- это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности, отеческая роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях);

12) носителя групповой вины (иногда лидера в этой функции называют козлом отпущения; действительно, негативный эмоциональный лидер в том случае, когда группа выйдет из проблемной ситуации, окажется объектом нападок и обвинений; это происходит и в тех случаях, когда группа утратит иллюзии относительно действительных целей и личности своего лидера).

Для успешного выполнения этих и всех остальных функций необходимо создать особые условия восприятия личности лидера всеми остальными членами группы. Неформальный лидер воспринимается как «один из нас», он употребляет, говоря о групповых проблемах, слово «мы», а не «я»; он подобен большинству -- человек, воплощающий в себе нормы, ценности, символы, интересы, желания и цели, имеющие наибольшее значение для всей групп.

2. Лидерство и власть

Обратимся теперь к исследованию проблем властных отношений на микроэкономическом уровне -- в производственных системах, где протекает в непосредственных личных контактах совместная деятельность людей.

Попытаемся осмыслить природу власти человека над человеком. Теория управления никак не хочет отказаться от давно исповедуемого ею принципа римских императоров: «разделяй и властвуй». Научно обосновать этот принцип старался М. Вебер. Его монистическая концепция организации указывает на единственно возможный способ добиться порядка, управляемости и дисциплины: для этого должна быть построена иерархическая структура управления с четким распределением властных отношений; за каждым должностным уровнем закрепляются свои полномочия и обязанности, функции руководства и функции исполнения, права и ответственность, а также создается жесткий механизм контроля и обеспечивается неотвратимость возмездия за нарушение административных норм организационного поведения.

В социально-экономических системах властные отношения не сводятся к отношениям господства и подчинения, здесь они выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек, включенный в сложнейшие структуры организационных, коммуникационных, технологических и межличностных связей, в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Он обладает влиянием и возможностью воздействовать на свое микросоциальное окружение не только силовыми приемами господства и подавления, но и своими человеческими качествами. Влияние подкрепляется компетентностью, профессиональной подготовкой, жизненным опытом, социальным статусом и т.п.

Иерархические зависимости в бюрократических организациях призваны, по сути дела, деперсонифицировать личностные отношения и снять с них психологическую окраску. Это переносится и на все общество. Характер взаимоотношений в магазинах, школах, больницах и на предприятиях все более обезличивается и автоматизируется. Обмен товарами, информацией, идеями и деньгами может происходить без всякого личностного контакта, т.е. на уровне ролевого общения, когда люди играют заранее выученные социальные роли, надевая на себя соответствующие «маски и одежды». Особенно ярко это проявляется в организационном поведении, когда работники обмениваются идеями и навыками.

Обезличенность формальных отношений в организации, как пишет нейрофизиолог X. Дельгадо в своей работе «Мозг и сознание», делает поведение людей в экономическом смысле более эффективным. Ведь формализация отношений избавляет людей от мук выбора в условиях неопределенности, от мучительного поиска решений в сменяющих друг друга, как в калейдоскопе, текущих проблемных ситуациях.

Согласно ролевой теории, обмен идеями, управленческими решениями и деятельностью в совместных трудовых процессах идет успешно, пока он регламентируется формальными и конвенционными нормами и ролевыми экспектациями. Но если человек попытается быть самим собой, забудет о ролевых обязанностях и станет, открыто выражать свое действительное отношение к делу и окружающим, т.е. начнет вести себя аутентично, он обязательно войдет в конфликтные отношения с окружающими. Ролевое поведение обезличивает властные отношения, снимая налет субъективности.

Однако социальные зависимости все же остаются. Конвенциональная роль начальника к прямым материальным и организационно-управленческим зависимостям от него подчиненного добавляет не менее сильные социально-психологические влияния. Подчиненный не вправе выбирать себе руководителя, он вынужден мириться с его недостатками, даже если руководитель-автократ пытается низвести его до положения пешки, от которой мало что зависит.

Последовательно проводимый принцип единоначалия в хозяйственном руководстве ставит подчиненного работника в положение поденщика. В условиях всеобщего наемного труда он, по сути дела, таковым и является. Но поденщик, по выражению Ф. Энгельса, породил и порождает плебс, а его дальнейшая участь -- пополнять ряды люмпенов. В любом случае власть, основанная на господстве и подчинении силе, портит и начальника, и подчиненного.

Единоначалие всегда ломает границы административной субординации и несет в себе все недостатки авторитарной власти человека над человеком.

Провозглашенная в теории организационного управления полная обезличенность властных отношений в трудовом коллективе вроде бы должна снимать все субъективные моменты в деловом общении руководителей и подчиненных. Идеалом здесь до сих пор служит армейская организация с ее незыблемым принципом единоначалия.

Процесс единоначалия в руководстве совместной деятельностью всегда протекает в неразрывном единстве с процессами групповой самоорганизации. Каждый коллектив обладает сложнейшей латентной структурой неформальных межличностных взаимоотношений; установленные в формальных организационных структурах нормативные властные отношения вытесняются сложными социально-психологическими зависимостями. В латентных структурах власть, т.е. возможность по своему произволу влиять на поведение других людей, принадлежит неформальным лидерам -- деловым, эмоциональным, информационным, инструментальным, харизматическим и пр. В латентных структурах межличностных взаимодействий обнаруживается все та же устойчивая иерархия социальных зависимостей между взявшими власть в свои руки -- ведущими и добровольно принявшими свои роли ведомыми.

Таково фундаментальное свойство всех социальных систем. Иерархия соподчинения между людьми, даже если они добровольно объединились ради общего дела, принципиально неустранима. Поэтому все известные в истории добровольные объединения, ассоциации, ордена и сообщества -- от секты ессеев в Вади-Кумране, фаланстеров Ш. Фурье и «Новой Гармонии» Р. Оуэна до современных самоуправляющихся трудовых коллективов на основе групповой собственности (имеется в виду система «Е50Р», реализующая идеи Олдоса Хаксли), которые поставили перед собой как главную цель освобождение человека от всякой власти над собой, -- оказались не более чем утопиями.

Несимметричность социальных зависимостей в социальных группах -- ключ к пониманию социально-психологической природы властных отношений в хозяйственных организациях. Даже в самоуправляющихся коллективах функции руководства не исчезают, а лишь перераспределяются между членами коллектива в соответствии с латентной иерархией социальных зависимостей. Вот почему, в частности, оказались ошибочными все рассуждения Ф. Тейлора о ненужности линейного руководства по той будто бы причине, что управление -- это функция обслуживания производства, а не командования им. И в наше время авторитетные специалисты по социальному управлению считают, что хозяйственное руководство представляет собой вторичную обслуживающую функцию, которая должна быть возложена на вспомогательный персонал и функциональные службы. Лица, выполняющие обслуживающие функции, должны быть лишены властных полномочий, а все члены коллектива должны быть поставлены в равные отношения: иметь равные права владеть, решать, использовать и распоряжаться коллективной собственностью.

Необходимость распространить права собственника на всех без исключения лиц наемного труда и предоставить каждому работнику право решающего голоса приняла, по мнению О. Тоффлера, характер еще одной глобальной мегатенденции. Инновационный характер современной экономики требует, чтобы личность, преодолев все формы отчуждения, в том числе и отчуждение от управления, была освобождена для творческого труда. Каждому члену самоуправляющегося коллектива обязательно должны быть предоставлены право решающего голоса и все возможности для развития личностного потенциала. Но без ответа остается вопрос: за кем пойдет большинство в проблемной ситуации?

Ведь даже если все готовы отождествить личные интересы с коллективными и добросовестно трудиться, всегда могут возникнуть разногласия относительно выбора средств достижения общей цели. Не следует забывать и об объективно неустранимом неравенстве способностей, опыта, квалификации и компетентности.

В американском менеджменте различные формы власти в хозяйственных корпорациях рассматриваются в более широком контексте -- это власть принуждения, наказания, вознаграждения, закона, примера, знания, авторитета и личного обаяния.

Хотя приведенная классификация несколько упрощает действительные формы властных отношений, но столь же упрощенно подходила к проблеме власти и классическая политэкономия социализма. С общественной собственностью ассоциировалась власть народа, а с частной -- власть денежного мешка или хищнического капитала. На самом же деле отношения по поводу собственности имеют гораздо более сложное строение.

Функции собственности и властные отношения связаны гораздо более сложной зависимостью, чем это отражается в привычных схемах политэкономии.

Тем не менее, сам факт отделения капитала-функции от капитала-собственности имеет историческое значение. Оно ознаменовало появление в обществе социального института менеджмента, а это значит, что менеджеры получили в общественной жизни свою значительную долю властных полномочий, выходящих за пределы их фирм и корпораций.

Дальнейшая эволюция отношений собственности от ее первоначальной классической формы, содержащей в себе все необходимые атрибуты, в том числе и понятие власти, привела к деперсонификации капитала.

Заключение

Проблема классификации лидеров по типам очень сложна. Методически проще указать те задачи и функции, которые выполняются ими в общем процессе регуляции группового поведения. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности. Однако с точки зрения групповых целей лидерство может быть как позитивным, так и негативным. Выделяют два полярных типа лидерства -- инструментальный и эмоциональный. Необходимо создать особые условия восприятия личности лидера всеми остальными членами группы. Неформальный лидер воспринимается как «один из нас», он употребляет, говоря о групповых проблемах, слово «мы», а не «я»; он подобен большинству -- человек, воплощающий в себе нормы, ценности, символы, интересы, желания и цели, имеющие наибольшее значение для всей групп.

В социально-экономических системах властные отношения не сводятся к отношениям господства и подчинения, здесь они выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек, включенный в сложнейшие структуры организационных, коммуникационных, технологических и межличностных связей, в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Несимметричность социальных зависимостей в социальных группах -- ключ к пониманию социально-психологической природы властных отношений в хозяйственных организациях. Даже в самоуправляющихся коллективах функции руководства не исчезают, а лишь перераспределяются между членами коллектива в соответствии с латентной иерархией социальных зависимостей.

Список использованной литературы

лидерство эмоциональный ролевой поведение

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 2013. - 534с.

2. Дятлов А.Н. Современный менеджмент. М.: ИМПиЭ, 2012. - 246с.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмент. М.: ВШЭ, 2012. - 480с.

4. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: ИНФРА-М, 2013. - 272с.

5. Менеджмент. / Под ред. Ф.М. Русинова. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2014. - 504с.

6. Основы менеджмента. / Под ред. А.Ф. Андреева и др. - М.: Юрайт, 2013. - 295с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность лидерства в группе. Обзор основных теорий и моделей, описывающих это явление. Исследование лидерства с точки зрения феномена психологической власти в организации, методы выявления необходимых для этого способностей и личностных характеристик.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Определение содержания понятия лидерства в социальной психологии и выявление основных психологических мотивов личности лидера. Анализ социально-психологических особенностей лидерства. Исследование взаимодействия лидерства и механизма групповой динамики.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2011

    Понятие лидерства и теории лидерства. Лидерство в молодежной неформальной группе. Причины выдвижения лидера, источники его власти. Функции лидера молодежной неформальной группы. Социометрические исследования относительно неформального лидерства.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2007

    Теоретические основы изучения лидерства у студентов в отечественной и зарубежной психологии. Феномен и функции лидерства. Теории происхождения лидерства. Исследование современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемой воспитания лидеров.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2014

    Соотношение лидерства и руководства. Их деление с точки зрения стиля и метолов работы. Признаки и функции лидерства в теориях лидерства. Управленческая матрица Блейка и Мутона. Лидерство в деловой и эмоциональной сферах. Психологический климат в группе.

    реферат , добавлен 06.04.2009

    Определение лидерства, выявление сходства и отличия понятия "лидер" и "руководитель". Анализ теорий происхождения лидерства и лидерского поведения, классификация лидеров по раличным критериям. Теория личностных и организационных источники лидерства.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Определение лидера в маленьком коллективе, уровня эмоциональной отзывчивости и способности сопереживать у его членов. Методики "Эффективность лидерства", "Исследование уровня эмпатийных тенденций", психологический тест Басса-Дарки на выявление агрессии.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Научные теории, объясняющие феномен лидерства, его происхождение и функционирование. Место феномена лидерства в психологии. Личностно-ситуационные теории лидерства; деловое и эмоциональное лидерство; демократический, авторитарный и либеральный стили.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    Выявление лидера в детском коллективе. Психология лидерства у подростков. Стратегия поведения педагога в детских коллективах, где уже сложилась определенная иерархия, во избежание подобных ситуаций. Методы воспитательной работы с лидерами коллектива.

    реферат , добавлен 19.02.2013

    Основные положения теории лидерства, типологизация лидерства, основные понятия. Лидерство как социально-психологическое явление. Тип лидера связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. Лидерство в семейных отношениях.

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной работы

Выявление лидера в рабочем коллективе

Практика

Выполнил

Студент 3-го курса ФПП

Литенков С.И.

Санкт - Петербург 2009 г.

Цель работы

Выявить в маленьком рабочем коллективе состоящим из трех человек и работающих в одном отделе по оформлению заказов на доставку. На сколько каждый из них на практике способен проявлять себя в роли лидера. Уровень их эмоциональной отзывчивости друг к другу, способности сопереживать. И на сколько в созидательной деятельности они способны к проявлению агрессии.

Я данной цели мною были выбраны три методики: "Эффективность лидерства", "Исследование уровня эмпатийных тенденций", опросник Басса-Дарки, описание психологического теста Басса-Дарки на выявление агрессии.

Методика 1. Эффективность лидерства

Замечание: Если эта методика используется для самооценки ру-ководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.

Коршикова Ирина. 33 балла.

Галанов Анар. 37 баллов.

У данного испытуемого стиль его руководства считается высокоэффективным (с учетом высказанного выше замечания).

Добролюбова Мария. 32 балла.

У данной испытуемой стиль ее руководства считается высокоэффективным (с учетом высказанного выше замечания).

Общий вывод по проведенной методике: Среди опрошенных рецендентов наиболее высокий уровень руководства выявлен у Гасанова Анара.

Методика 2. Исследование уровня эмпатийных тенденций

Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.

Замечание: Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы "не знаю" на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами "да, всегда"? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно.

Коршикова Ирина. На вопросы опросника с учетом выше указанного замечания отвечала откровенно. 61 балл.

Галанов Анар. На вопросы опросника с учетом выше указанного замечания отвечал откровенно. 60 баллов.

У данного испытуемого нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас "толстокожим", но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

Добролюбова Мария. На вопросы опросника с учетом выше указанного замечания отвечала откровенно. 50 баллов.

У данной испытуемой нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас "толстокожим", но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

Общий вывод по методике: Среди опрошены рецендентов уровень эмпатийности, соответствует номе присущей подавляющему большинству людей. Завышенного или заниженного уровня выявлено не было.

Методика 3. Опросник Басса-Дарки. Описание психологического теста Басса-Дарки на выявление агрессии

Примечание:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Коршикова Ирина.

Физическая агрессия - 6 баллов

Косвенная агрессия - 5 баллов

Раздражение - 5 баллов

Негативизм - 4 балла

Обида - 3 балла

Подозрительность - 8 баллов

Вербальная агрессия - 7 баллов

Чувство вины - 7 баллов

Индекс агрессивности - 18

Индекс враждебности - 11

У данной испытуемой уровень агрессивности находится в норме, а вот уровень враждебности незначительно завышен. Склонна к конфликностям.

Галанов Анар.

Физическая агрессия - 7 баллов

Косвенная агрессия - 6 баллов

Раздражение - 5 баллов

Негативизм - 4 балла

Обида - 2 балла

Подозрительность - 7 баллов

Вербальная агрессия - 6 баллов

Чувство вины - 6 баллов

Индекс агрессивности - 18 баллов

Индекс враждебности - 9 баллов

У данного испытуемого уровень агрессивности находится в норме. Уровень враждебности так же в приделах нормы.

Добролюбова Марина.

Физическая агрессия - 5 баллов

Косвенная агрессия - 4 балла

Раздражение - 3 балла

Негативизм - 3 балла

Обида - 2 балла

Подозрительность - 8 баллов

Вербальная агрессия - 5 баллов

Чувство вины - 7 баллов

Индекс агрессивности - 13 баллов

Индекс враждебности - 10 баллов

У данного испытуемой уровень агрессивности понижен, враждебность в пределах нормы. Не конфликтна.

Вывод: В представленном коллективе наиболее выражаются Лидерские качества на практике, способность к руководству у Галанова Анара.коллективе Дипломная работа >> Психология

Включают в себя условия труда и оборудование рабочих мест. Обеспеченность труда техникой, связью... социометрии применяется с целью выявления сплоченности коллектива и наличие неформальных лидеров . Метод социометрии, был разработан...

При правильном подходе неформальный лидер способен стать надежным союзником официального руководства компании. О том, как проявляют себя неформальные лидеры в коллективе и какие действия следует предпринимать для управления такими работниками, читайте в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Чем неформальный лидер вредит работе
  • Как проявляют себя неформальные лидеры в коллективе
  • Как выявить неформального лидера
  • Как управлять неформальным лидером

Практически в любом коллективе существует человек, который имеет большое влияние на своих коллег, и далеко не всегда этот человек занимает руководящую должность. В силу определенных причин он может пользоваться куда большим авторитетом, нежели непосредственный руководитель или даже глава компании. Такие лидеры появляются стихийно, они объединяют вокруг себя коллег и могут оказывать как положительное воздействие на рабочие процессы, так мешать нормальной рабочей обстановке.

Неформальный лидер способствует формированию коллективного мнения о руководстве и положении дел в целом, повышает или понижает мотивацию сотрудников, укрепляет или разлагает коллектив. Чтобы избежать негативных последствий такого влияния, руководители или работники кадровой службы должны уметь вовремя выявлять таких сотрудников и принимать меры по усилению контроля над их действиями.

Чем неформальный лидер вредит работе

Всех неформальных лидеров можно разделить на 2 категории – конструктивных и деструктивных. Конструктивными лидерами можно считать компетентных работников, которые преданы компании и стараются улучшить показатели производительности. Такие люди часто пользуются уважением и авторитетом среди всех членов коллектива, стараются выполнять свою работу быстро и качественно, помогают коллегам, тщательно исполняют указания руководства, проявляют рабочую инициативу, ускоряют адаптацию новичков и т.д.

Деструктивным лидером может стать любой работник, обладающий хорошими коммуникативными способностями и обаянием. Обычно это амбициозные люди, которые могут себе позволить вслух оспаривать решения руководства и критиковать политику компании. Такие лидеры не всегда пользуются авторитетом всего коллектива, поэтому вокруг них формируется определенная группа сторонников. Деструктивный лидер снижает мотивацию работников и ухудшает показатели производительности.

Как проявляют себя неформальные лидеры в коллективе

Люди, способные влиять на мнение рабочего коллектива, но не являющиеся формальными руководителями, обладают рядом отличительных черт характера. Они коммуникабельны и обаятельны, могут легко и быстро найти общий язык с другими работниками. Эти сотрудники могут проявлять рабочую инициативу и быть профессионалами своего дела, из-за чего пользуются популярностью среди менее опытных работников.

Неформальный лидер может организовывать встречи коллег в нерабочее время, «прикрывать» своих сторонников перед официальным руководством. К его мнению прислушиваются коллеги, к нему нередко обращаются за помощью или советом. Неформальный лидер всегда желанный гость на любых корпоративных мероприятиях, его приглашают на дни рождения и поздравляют с праздниками. Такой человек всегда в центре внимания, на нем концентрируются потоки психологической информации.

Благодаря осведомленности о настроениях в коллективе неофициальный лидер способен быстро реагировать на изменения норм поведения и направлять деятельность своих сторонников в выгодное ему русло. При увольнении такого сотрудника зачастую возникают конфликты и скандалы, уровень мотивации персонала падает. В некоторых случаях вслед за неформальным лидером увольняются и его сторонники, что может нанести серьезный вред всей компании.

Как выявить неформального лидера

Чтобы выявить наличие неформального лидера в коллективе, следует понаблюдать за работниками и их поведением. Имя такого лидера всегда на слуху – его упоминают в частных разговорах, на него ссылаются при выполнении каких-либо действий. Сам неформал часто проявляет рабочую или нерабочую инициативу. Его присутствие всегда вызывает определенную реакцию со стороны коллег, вплоть до радости и воодушевления. В некоторых случаях такой человек пользуется определенными привилегиями – приходит на работу позже установленного срока, занимает лучшие места во время корпоративных мероприятий, имеет хорошо обустроенное рабочее место и т.д.

Если неформальный лидер занимает позицию «серого кардинала» или подстрекателя, то для его вычисления можно провести опрос всех членов коллектива – анонимный или открытый. Следует задать всего пару вопросов:

  • К кому вы бы обратились за помощью по рабочим вопросам;
  • С кем бы вам было приятнее работать, если бы вы могли формировать свою команду профессионалов.

Как управлять неформальным лидером

Управлять неофициальным лидером – нелегкая задача, однако при правильном подходе его можно использовать в качестве одного из эффективных инструментов управления всем коллективом.

  1. Формализуйте власть . Легализовав власть неформального лидера, вы устраните «подпольное» управление в компании и сделаете самого неформала более управляемым.
  2. Оцените его заслуги. Признав заслуги и начав прислушиваться к мнению неофициального лидера, вы повысите его лояльность и сможете сделать его своим союзником. Совместное обсуждение проблем и поиск их решения поможет избежать неприятия решений руководства со стороны остальной части персонала.
  3. Общайтесь с подчиненными. Публичное обсуждение насущных проблем с коллективом лишит неофициального лидера возможности влиять на мнение персонала в кулуарах. Прозрачная система управления снизит недовольство в коллективе и избавит его от острой потребности в неформальном лидере.
  4. Сведите влияние неформального лидера на нет. Если неформального лидера не удалось сделать союзником, его нужно нейтрализовать. Для этих целей можно перевести его в другое подразделение, нагрузить работой или уменьшить полномочия.

Привлечение неформального лидера на сторону официального руководства – эффективный способ улучшения системы управления персоналом, поэтому очень важно вовремя распознать его наличие и принять соответствующие меры.

В свою очередь неформальный лидер делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Он прекрасный психолог, и личные контакты - его жизненная среда, энергию которой он может направлять по своему усмотрению. Поэтому такой сотрудник может одинаково легко привлечь коллег как к участию в новом проекте, так и к саботажу решений официального руководства.

Достаточно часто скрытый лидер использует те методы, которыми по какой-либо причине пренебрег официальный руководитель. Главный из них - внимание к человеку: "серые кардиналы" в большинстве своем прекрасные психологи и хорошие управленцы.

Скрытый лидер стремится оставаться в тени, так как оттуда легче управлять, в том числе и директором. Он не пойдет на открытый конфликт с руководителем, не проявит себя открытой оппозицией или эмоциональностью. Ему нравится получать свое, строя интриги и "дергая за ниточки".

Руководитель движет коллектив в одну сторону, а этот лидер движет его в другую. Такой лидер начинает создавать круг своих "подчиненных", компанию внутри компании, которая подвластна больше ему, нежели руководителю. Но далеко не обязательно, что так происходит во всех компаниях, где есть скрытые лидеры.

Талантливый руководитель, умеющий организовать своих подчиненных, способен распространить свое влияние и на внутреннего лидера. Если тот будет единодушен с руководителем, с директором, с учредителем, то это прекрасно, это замечательно. Если скрытый лидер будет уважать руководителя, то компания будет развиваться и двигаться в одном направлении. Если нет, то сотрудники будут прислушиваться к тому, кто имеет для них больший авторитет. А это тот случай, когда существует негласный конфликт между руководителем и скрытым лидером. Поэтому важно успеть усмотреть такие моменты и вовремя понять, что человеку нужно. Если "скипетр и держава" - выделить ему сферу для руководства; если он довольствуется своей скрытой ролью - поднять в глазах коллектива, считаясь с его авторитетом, мнением и идеями. Либо расстаться.

Легализация скрытого лидера - один из способов нейтрализации его негативного влияния. Став одним из руководителей, он потеряет в глазах коллектива авторитет оппозиционера. Если влияние неформального лидера положительно, то его назначение на руководящую должность только увеличит полезность: люди к нему потянутся.

Выяснить, кто в компании скрытый лидер, возможно при организации обратной связи с сотрудниками. В разговоре быстро понимаешь, что не только мнение руководителя для них первично. На основе высказываний сразу появляются ориентиры, чьими указаниями они руководствуются.

Феномен неформального лидерства в коллективе - медаль с оборотными сторонами. Задача руководителя - повернуть ее так, чтобы направить авторитет такого лидера в нужное русло. Главное - перераспределить его энергию: она должна быть потрачена не на интриги, а на решение задач.

Хорошо иметь скрытого лидера на должности заместителя руководителя: с одной стороны, он открыт, с другой - управляет не только формально, но и неформально. Не самый лучший вариант, когда скрытым лидером является бухгалтер. Бухгалтерия - это информационная база принятия решений. Она должна быть независимой от симпатий и антипатий лидеров.

Выбор редакции
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...

В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...

Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...

С древнейших времен и среди всех народов мужская сила и выносливость были одной из самых значимых человеческих ценностей. Слабый в...
Очищение кишечника соленой водой издавна используется в нетрадиционной медицине как метод избавления от застойных явлений, избытка...
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...
Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...
При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....
У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...