Миниатюра в живописи картины. Искусство миниатюрной живописи. Картины миниатюры


Миниатюра - живопись , которая с первого взгляда покоряет точностью каждого мазка и изяществом линий. В таких небольших картинках все продуманно до мелочей, что и делает их столь яркими и эффектными. Появился такой вид в качества искусства декорирования книг, в которых особенно выделялись заглавные буквы, узор, бордюр, рамка и т.п. А уже в XIII в. миниатюрные изображения вышли за пределы книжных страниц и превратились в красивейшие картины.

Чем же так особенны и хороши миниатюры?

В наше время картины миниатюры вызывают заинтересованность и завоевывают все большее количество поклонников. Независимо от того, идет речь о современных или классических миниатюрах, все они, кропотливо проработанные в небольшом масштабе, выполняются исключительно тонкими мазками. По своему качеству подобные изображения не должны отставать от полноценных картин, выдерживая при этом значительное увеличение. Именно поэтому наша галерея предлагает купить картину миниатюру только самого безупречного качества.

Выполненные в виде миниатюр изображения способны завораживать, особенно если рассматривать их на расстоянии 10-15 см. В таких работах художник проявляет весь свой талант и мастерство, в чем можно убедиться, рассмотрев рисунок при помощи увеличительного стекла.

Все представленные в нашем каталоге картины миниатюры маслом станут ценным подарком как для себя, так и для близких друзей и родственником. На таких миниатюрных холстах могут быть изображены красивые пейзажи, натюрморты, птицы, животные, насекомые. Все они имеют гармоничное цветовое исполнение, четкость линий и форм. Именно такой тщательных подход к созданию миниатюр делает их столь оригинальными и привлекательными. Миниатюра обязательно станет достойным крашением каждого дома.

Миниатюра — в изобразительном искусстве небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости, камне, дереве, металле, акварельные миниатюры, скульптурные и графические, резные, рельефные произведения малых форм. Особая разновидность миниатюры — живопись лаком, маслом или темперой на поверхности небольших лаковых изделий. В искусстве миниатюры существуют различные школы и направления.

Исторически искусство миниатюры было известно как искусство оформления рукописных книг - это изображения заглавных букв, затем появился орнамент, который затем перерос в бордюр, а бордюр - в рамку вокруг страничного текста. В XIII в. миниатюры, заняв уже целую страницу в книге, превратились в отдельные картины.


Миниатюрная живопись это область, вызывающая большой интерес и привлекающая все большее количество художников. Область, которая является действительно захватывающей и увлекательной.

Истинная миниатюра, традиционная или современная, кропотливо выполнена в мелком масштабе, используя очень тонкие мазки. Картина миниатюра не должна уступать по качеству работам большого масштаба, и должна выдерживать значительное увеличение. Миниатюрная живопись - это исключительное качество работы, картины выглядят удивительно, а еще более удивительно на расстоянии 10-15 сантиметров. Только лупа, позволит вам действительно оценить невероятное умение, вложенное в производство этих крошечных шедевров.


Миниатюра "Вuck"

размер 5 x 7,6 см. Акварель

Миниатюра "Reaching Girl"
Художник Pamela Jo Ellis
размер 6,4 x 6,4 см. Акварель
Миниатюра "Kitten in basket"

размер 6,4 x 8,9 см. Акварель
Миниатюра "Still Water"
Художник Varvara Harmon
размер 10,2 x 10,2 см. Акварель

За столетия искусство миниатюры развилось, и охватывает различные, постоянно изменяющиеся тенденции и идеи; сегодня существует множество различных техник живописи и поверхностей, используемых художниками во всем мире. Чтобы помочь современным художникам, плохо знакомым с жанром, некоторые Общества устанавливают свои директивы относительно размера, другие, определяют, например, что голова на портрете или основной изображаемый объект не могут быть более 2-х дюймов (5 сантиметров). Одно из требований, часто используемых, - живопись должна быть «портативна», т.е. должна помещаться в ладони.

Миниатюра "Sunflower Galaxy"
Художник Thom Glace
размер 11,4 x 7,6 см. Акварель
Миниатюра "Past Present"
Художник Janet Laird-Lagassee
размер 12,7 x 7,6 см. Акварель
Миниатюра "The Gaze-Asian Leopard"
Художник Bonnie Latham
размер 7,6 x 12,4 см. Акварель
Миниатюра "Daydream Raccoon"
Художник Rebecca Latham
размер 3,8 x 7 см. Акварель

Для коллекционера картины миниатюры представляют изящный и компактный предмет изобразительного искусства, который может быть легко размещен где угодно, - вся коллекция этого оригинального искусства может быть показана на единственной стене или стенде.


Художница за работой На выставке миниатюрной живописи Художница за работой

Более 100 лет осуществляет свою деятельность Royal Society of Miniature Painters, Sculptors and Gravers (RMS) Королевское общество миниатюристов, сообщество художников, скульпторов и гравёров. Оно было основано в Великобритании, Лондон в 1896 году художником миниатюрного портрета Алином Уильямсом. В ноябре 1995 года была проведена I Мировая выставка миниатюры в Лондоне, посвященная празднованию 100-летия Королевского общества миниатюристов. Проводится множество ежегодных международных выставок миниатюристов в разных городах мира. А мировые выставки миниатюры проводятся один раз в пять лет на разных континентах, в которых Россия не только принимает участие, но и награждается памятными призами, а российские художники-миниатюристы международными сертификатами.

Миниатюра - форма искусства, которая очень богата историей, которая и сегодня продолжается благодаря художникам всего мира.

Копирование запрещено!
Все статьи являются интеллектуальной собственностью компании сайт
Разрешено частичное использовании материалов в виде цитат,
при этом активная ссылка на сайт компании сайт обязательна.

Федоскинская лаковая миниатюра

Федоскино с этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением масляных красок. Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев. Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.

Процесс изготовления Федоскинской миниатюры

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше , в основе которого - чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри - красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!

Шкатулки, выполненные по этой технологии, не коробятся, не рассыхаются и живут очень-очень долго. Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка ("замалевок"), затем детальная проработка ("перемалёвка"), лессировка - покрытие прозрачными красками, последний процесс - бликовка, передающая блики и тени на изображении. Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: сусального золота, металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

Мстёрская миниатюра

Мстёра так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мастёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился темперными красками, замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мастёра. Поселок Мстера, привольно раскинувшийся на холмистом правом берегу реки Клязьмы в 110 километрах от древнего Владимира в сторону Нижнего Новгорода. В прошлом он был погостом Богоявленским удела Ромодани, входившего в состав Стародубского княжества. В XVII веке, с которого начинаются исторические свидетельства о Мстёре, это было уже бойкое ремесленно-торговое село - слобода Богоявленская. Малоземелье заставляло обращаться к ремеслам и промыслам: иконопись, вышивание, кружевоплетение, чеканка и изготовление лубков.

После раскола в русской православной церкви при патриархе Никоне часть жителей слободы составляли старообрядцы, что оказало значительное влияние на характер мстёрской иконописи. В одном из своих направлений она постоянно тяготела к подражанию старинным образцам, к их прямому повторению. Мастера с желанием и знанием дела создавали иконы в древних стилях - новгородском, московском и строгановском. На основе глубокого знания старинных писем в Мстёре было широко развито искусство реставрации древнерусской живописи.

Основой для развития Мстерской лаковой миниатюры послужили местные иконописные традиции, существовавшие здесь с конца XVII века.

Иконописание возникло в Богоявленском мужском монастыре в XVII веке и к середине XVIII века распространилось в Богоявленской слободе, став одним из основных занятий ее мужского населения. Постепенно из небольших семейных производств выросли достаточно крупные мастерские иконописцев. Иконописный стиль Богоявленской слободы XVIII-XIX вв. определялся запросами старообрядцев, стремившихся к сохранению древнерусской иконописной традиции: образцовой считалась иконопись древнего Новгорода, Москвы XVI века и Русского Севера - так называемые «северные (поморские) письма». Для икон этого направления характерен сдержанный темный колорит, изысканные плоскостные орнаментальные композиции, ковром покрывающие иконную доску, и умеренное применение золота для проработки деталей.

К началу XIX в. иконы мастеров Богоявленской слободы продавались по всей территории России, а также в других православных странах - Румынии, Сербии, Болгарии.

Большую роль в развитии искусства Мстерских иконописцев сыграл ученый, просветитель и общественный деятель Иван Александрович Голышев, выходец из крепостных крестьян Богоявленской слободы. В конце 1850 - начале 1860-х гг. он открыл в селе Сарское-Татарово близ Мстеры сельскую литографию, где печатал лубочные картинки, «Альбомы русских древностей». Печатные рисунки на темы русских сказок, песен, былин, житий святых расписывались на дому женщинами и детьми. И.А. Голышев занимался сбором и изучением древних рукописей, состоял членом восьми научных обществ России, однако главным делом его жизни было изучение истории древнего мстерского иконописного промысла, достигшего к середине XIX века своего наивысшего расцвета.

Технология изготовления Мстерской миниатюры

В становлении исполнительского мастерства огромную роль играет опыт – неоднократное повторение технических приемов письма, - который вырабатывается на основе знания иконописного канона.

Канон – это определенное традиционное условие, характеризующееся своим постоянством, неизменяемостью. Большое значение имеют также пластическая определенность форм, четкая и ясная проработка деталей. В древнерусской живописи выдающуюся роль играла линия. В лучших произведениях средневековой иконописи линия всегда эмоциональна, она вибрирует, живет. Как средство выражения художественной формы линия обусловлена также каноном. Любая форма должна быть ограничена линейным контуром, теневой или световой росписью.

Световая роспись представляет собой белильное или светотеневое оконтуривание формы в светлых местах. Линия и плавь определяют структуру формы пробелов с их характерными признаками в разных иконописных школах. Например, в новгородских письмах пробела строги, лаконичны; в строгановских – более сложны и слитны.

Плавь – живописный прием, при котором та или иная краска смешивается на палитре с белилами и затем жидко выплавляется по основному локальному цвету роскрыши в пределах заданной формы. Например, пробела на одежде человеческой фигуры, лещадках и кремешках горок.

Канон определяет не только характер формы, но и ее изначальное постоянство, местонахождение той или иной границы формы, обусловливая и место, где должна быть теневая опись, и где следует граница световой росписи. Значение канона в том, что он не дает возможности обезличить художественную традицию, стремится удержать ее в пределах местного стиля.

Каноном обусловлена также последовательность процесса живописи, причем каждая операция предваряет последующий этап исполнения с самого начала и до конца работы. Следовательно, рациональная основа и чувственное начало объединяются цельным и неразрывным процессом живописи. Все это является важным условием для понимания особенностей мстерского искусства, их освоения на практике.

Как же строится технологический процесс миниатюрной живописи? Все начинается с подробно проработанного линейного рисунка, который предварительно выполняется карандашом на бумаге. Затем рисунок очень тщательно переводится на кальку. Обратную сторону скалькированного рисунка натирают сухим порошком краски (обычно коричневой), накладывают на загрунтованную поверхность шкатулки из папье-маше и при помощи цировки переводят на нее. Цировка - это игла со сглаженным острием. Обычно она крепится на деревянном стержне-держателе.

После этого приступают к раскрытию рисунка цветом, этот процесс называется специальным термином – «роскрышь» . Роскрышь определяет всю живописную основу произведения как ее подготовительный этап. Роскрышь – технологический прием живописи при первичной раскладке цвета в пределах заданной формы рисунка.

Затем последовательно делается моделировка деталей рисунка с помощью теневой росписи и околоконтурных притенений.

Следующей стадией живописного процесса является работа в светлых частях формы. Она состоит из целого ряда полутоновых плавей, оживок, приплесков и лессировок. Оживка - не что иное как белильная отметка в самой светлой части законченной формы. Приплесками называется тоновое смягчение цвета при окончательной моделировке формы. Лессировка – это живописный прием работы жидкими прозрачными красками, при котором усиливается глубина цветового тона или цвета.

На последнем завершающем этапе делается разделка твореным золотом или серебром.

Холуйская миниатюра. Технология изготовления

Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.


Сначала изготавливается папье-маше из древесного картона. Картон, разрезанный на ленты накручивают на болванки для предания формы изделиям.


Заготовки грунтуют. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И подготавливают к покраске, по несколько раз лакируя чёрным лаком снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.


Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт.


Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.


Рисуют на специальной подставке Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золота же полируют волчьим зубом. И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка.

Начиная с аббасидской эпохи широкое распространение получила миниатюр­ная живопись. Несмотря на запрет ислама изображать живые существа, миниатюр, стала излюбленным жанром искусства.

Самыми ранними миниатюрами считаются иллюстрированные рукописи по астрономии, медицине, ботанике и истории, созданные в Багдаде в конце XII - середине XIII в. Их принято относить к багдадской, или арабо-месопотамской, школе живописи, стиль которой характеризуется линейным рисунком и условным отображением конкретной среды. К примеру, одно-два дерева обозначали сад, а противоборство двух воинов - бой. Фигуры людей показывались в движении, что достигалось благодаря точно схваченным жестам - объятиям, рукопожатию, ожив­ленной жестикуляции при разговоре. Лица с крупными носами изображались чаще всего в профиль, а глаза всегда в фас, что делало физиономии весьма сходными между собой. С наибольшей живостью передавались животные: быстроногие кони, легконогие лани, спящие у шатров или пасущиеся в пустыне верблюды.

Цветовое решение арабо-месопотамской миниатюры отличается преобладани­ем охряно-коричневых тонов с яркими пятнами зеленого, блекло-синего, кирпично-красного, сиреневого, черного, белого, а также тускло мерцающего золота. Приме­ром миниатюры этой школы могут служить иллюстрации к рукописи «Макам» (см. цв. вкл.) - собранию коротких плутовских новелл о похождениях авантюриста и по­эта Абу Зайда, которого называли «отцом лжи и лукавства».

Завоевание Ирана и Ирака монголами в середине XIII в. обусловило появле­ние новых школ миниатюрной живописи с династийными названиями - тимурид-ская, сефевидская, могольская. Однако наиболее точным считается их географи­ческое деление на иранскую и среднеазиатскую, внутри которых местные школы получали названия по культурным центрам государства. К иранской школе отно­сятся тебризская, ширазская, гератская и др., к среднеазиатской - самаркандская, бухарская и др. Каждая школа вырабатывала свои каноны изображения людей, природы и архитектуры.

Иранская школа миниатюры зародилась в Тебризе, и этапы ее развития связаны с правящими династиями Хулагуидов, Тимуридов и Сефевидов. Наиболее харак­терными чертами тебризской школы эпохи Хулагуидов является соединение ре­ального изображения и орнамента: цветы, травы, деревья, птицы на ветках, звери с живо схваченными повадками переданы необычайно натуралистично, и вместе с тем их силуэты образуют красочный орнаментальный узор. Таковы, к примеру, ми­ниатюры из «Манафи аль-Хайаван» (книга о животных), где изображены охотящи­еся, играющие, отдыхающие слоны, львы, медведи. Полоски травы, кустарники и деревья, на ветвях которых сидят птицы, рождают ощущение реального ландшафта. Между тем занимающие почти весь формат листа бежево-желтые, оранжево-крас­ные или фиолетово-серые фигуры зверей, коричневые, оттененные золотом ветви деревьев, зеленые листья и трава, красные, оранжевые, желтые плоды и цветы соз­дают своеобразный орнамент.


В изображении людей прослеживалось китайское влияние, связанное с тем, что монгольская армия возила с собой китайских ремесленников и живописцев Оно проявилось в удлиненном формате, что напоминало горизонтальные свитки китай­ской живописи; в графичной манере исполнения гор, громоздящихся вверх круты­ми уступами, прихотливо изгибающихся стволов и ветвей, облаков, закрученных в сложный узор; в индивидуализации образов и наделении их экспрессией и дра­матизмом.


Сочетание «китаизмов» с подчеркнутой декоративностью мы встречаем в са­мом грандиозном памятнике тебризской школы миниатюры XIII-XIV вв. -Большом тебризском «Шах-наме» Фирдоуси. Подавляющую часть изображений традицион­но составляют подвиги героев в борьбе с врагами и фантастическими чудовищами. Кроме сцен охоты, единоборства и военных баталий встречаются сцены погребе­ния и оплакивания умерших, где персонажи наделены индивидуальными чертами, чувствами и переживаниями. Миниатюры Большого тебризского «Шах-наме» не­обычайно декоративны и напоминают ковровый орнамент: воины в красных, оран­жевых, светло-коричневых одеждах и блестящих доспехах скачут на пегих, каурых, вороных конях по зеленым лужайкам, над которыми распростерлось темно-синее небо с золотым мерцанием мириада звезд.

Живописная школа тебризской миниатюры, сложившаяся при Сефевидах, опи­ралась, с одной стороны, на уже существующие традиции, а с другой - на опыт гератских художников. Влияние гератского искусства сказалось в появлении иллю­зорной глубины и повествовательности. Такова по композиции и стилю миниатюра из рукописи Арифи «Дервиш с разбитым мячом» (см. цв. вкл.).

На фоне лужайки, покрытой, словно штрихами, кустиками травы и обрамленной хол­мами и деревьями, печально склонился над разбитым мячом дервиш - мусульманский ни­щенствующий монах.

Выбор редакции
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской (1963) и...

Леонид Григорьевич Петровский родился 12 июня 1897 года (по другим данным 1902 года) в посёлке Щербиновский рудник, ныне город Дзержинск...

Вальтер Венк Венк, Вальтер (Walter Wenk; 1900-1982) - немецкий военный деятель; генерал танковых войск (1945). Уроженец Виттенберга....

Внушала русскому обществу веру в неподвижные идеалы старины; это была вера чисто консервативная. Первые славянофилы проповедовали...
«Церковь не лишится Благодати, пока будет приноситься Безкровная Жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений… В последние...
Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов...
Каждый приходит к Богу своим путем. Мне повезло: мой путь начался в семье. Отца и матери в моих детских воспоминаниях почти нет. Они...
Любвеобильного и милосердного епископа всегда будет помнить народ и вереница почитателей его памяти, притекающих к святой могиле, никогда...
С известной православной писательницей Наталией Сухининой я познакомился в Кирове на Трифоновских чтениях. Наталию Евгеньевну пригласили...