Молчалин из какого произведения. В помощь школьнику


Скромный и сдержанный, входит он в гостиную и подобострастно раскланивается. На лице его — угодливая улыбка, в манерах и движениях — мягкость, предупредительность, робость. Но это притворная робость. На самом деле у этого скромного человека — точный и безошибочный расчет. Войдя в гостиную, он тотчас оценивает обстановку. В углу, в глубоких креслах, сидит Хлестова, важная, влиятельная старуха, одного слова которой достаточно, чтобы упрочить или погубить чью-либо карьеру. Он подходит к ней и, почтительно склонившись, говорит с вкрадчивой улыбкой:
Ваш шпиц, прелестный шпиц; не более наперстка;
Я гладил все его: как шелковая шерстка.
«Спасибо, мой родной», — отвечает довольная старуха. Признательность ее обеспечена. Это — Молчалин, секретарь Фамусова, один из главных героев комедии.

Безродный, т.е. незнатный дворянин из Твери, пригретый Фамусовым, Молчалин явился в Москву, поставив перед собой одну цель — сделать карьеру. Явился он, вооруженный целой теорией карьеризма. Исходная позиция его — сознание своей незначительности и зависимости:

Ведь надобно ж зависеть от других …
В чинах мы небольших …
Тактика его — угодничество, подхалимство, лицемерие. Это тактика, перешедшая по наследству от отца, завещавшего ему угождать не только хозяину дома, начальнику, но даже «собаке дворника, чтоб ласкова была».

Основной аргумент его — опасность собственного мнения. Молчалин рассуждает так: а вдруг не угадаешь мнения начальства, «не попадешь в точку»? И он ставит себе правилом:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

У него есть и таланты: «Два-с. Умеренность и аккуратность». Молчалин оказался «деловым» человеком, ловким чиновником. Прошло всего три года со дня появления его в Москве, и он уже самодовольно заявляет:
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.
Три награжденья за три года — большая удача для начинающего чиновника.

Молчалин умело делает свою карьеру. Манера его держать себя обманывает всех окружающих. Неудивительно, что Софья его не разгадала. Молчалин обманывает ее и, принимая вид любовника — «по должности», «в угодность дочери такого человека», — в то же время ухаживает за Лизой. Поступок с Софьей — лучший показатель его полной беспринципности, холодной расчетливости.

У Молчалина ничего нет за душой, у него — один холодный расчет. Это не значит, что Молчалин не сделает карьеры. Чацкий говорит о нем:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Пока существуют Фамусовы, только подписывающие бумаги, Молчалины будут незаменимы. Фамусов, «по размышленью зрелом», вероятно, простит его. И снова Молчалин будет услужливо скользить в его гостиной:
Там моську вовремя погладит,
Тут впору карточку вотрет.
По-прежнему будет подкупать его лакейско-угодпивый язык и тон: «с бумагами-с», «да-с» , «нет-с» … А в Архиве своим чередом будут ему
идти чины и награды.
Образ Молчалина вызывает гадпивость и отвращение. Но Чацкий прав, говоря о живучести и распространенности зтого типа: Молчалины блаженствуют на свете. Имя Молчалина недаром стало нарицательным.

Вот он, на цыпочках

и не богат словами.

Молчалины блаженствуют на свете.

А. С. Грибоедов

Одна из любимых тем великих писателей XIX века — становление молодого че-ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен-ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове-ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.

Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее — че-ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина.

По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре-тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой-ность Молчалина — искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника.

Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи-нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться — лесть, низкопо-клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты.

Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча-лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай.

Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен-ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо-жение и поддержку влиятельных господ.

Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина — приго-вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга-низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо-ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще-ния с фамусовским обществом. Материал с сайта

Молчалин не беспомощен и не смешон — по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко-торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле-нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну-жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос-сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не-сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди.

Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так-тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности — и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • молчалин сочинение
  • роль молчалина в комедии горе от ума
  • цитаты молчалина в горе от ума
  • сочинение горе от ума образ молчалина
  • цитаты других про молчалина

В комедии Грибоедова «Горе от ума» создано несколько типических характеров, хорошо узнаваемых независимо от эпохи. К таким образам принадлежит Молчалин, поэтому сейчас уместно будет кратко рассмотреть характеристику Молчалина, обратив внимание на те черты, которыми наделили этого персонажа Грибоедов.

Биография Молчалина из комедии «Горе от ума»

В пьесе сказано совсем немного о жизни Молчалина до появления в доме Фамусова. Читатель узнаёт, что Алексей Степанович Молчалин незнатного происхождения, бедный молодой человек.

Фамусов взял Молчалина к себе в секретари из Твери, смог «добыть» ему чин асессора, который достаточно высоко ценился и приравнивался к армейскому званию майора. Между тем герой ещё числится в Архиве коллегии иностранных дел и успевает получить три награжденья. Во времена Грибоедова к «архивным юношам» относились несколько презрительно, так как на туда зачислялись молодые люди, желавшие таким путём избежать службы в армии. Эта информация уже помогает составить характеристику Молчалина из комедии «Горе от ума».

В доме своего покровителя Молчалин живёт на первом этаже, где находятся комнаты прислуги, хозяйственные помещения. Ради карьеры Молчалин заводит роман с Софьей, дочерью Фамусова, при этом попутно ухаживает за горничной Лизой.

Молчалин и Софья

Что еще интересно в характеристике Молчалина? Он признаётся, что Софья ему неинтересна. Как ни пытается Молчалин разбудить в себе чувства к ней, ничего не получается, герой по-прежнему остаётся холодным: «Как свижусь – и простыну». Он волочится за дочкой начальника, надеясь получить выгоду. Зная непостоянство Софьи («любили Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его»), он не тревожится, его больше волнует реакция Фамусова на их отношения.

Литературоведы не раз задавались вопросом: чем же привлёк Молчалин Софью, почему она предпочла его умному и благородному Чацкому? Вероятно, ответ в словах самой героини. Рассказывая о Молчалине, она выделяет такие его качества, как услужливость, внимательность, застенчивость, он готов предугадать каждое желание Софьи и демонстрирует ей свои нежные чувства.

Ещё одно качество, важное в характеристике Молчалина – его лицемерие и двуличие: изображая любовь к Софьи, он ухаживает за Лизой, соблазняя её подарками и не стесняясь довольно нагло и навязчиво высказывать свои чувства. В доме Фамусова Молчалин носит маску робкого влюблённого человека до тех пор, пока не наступает случайное разоблачение.

Характерные качества Молчалина из комедии «Горе от ума»

Грибоедов использует говорящую фамилию. Молчалин – молчаливый, тихий, он не решается иметь собственное мнение, боясь не угодить важным людям. Главная его цель – войти в доверие к тем, кто может оказать покровительство путём услужливости и угодничества им. Чацкий с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете».

Чтобы понять характеристику Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, необходимо вспомнить, какой завет даёт Молчалину отец. Молодой человек рассказывает, что отец советовал ему «угождать всем людям без изъятья»: хозяину дома, где живёт, начальнику, слуге начальника, «швейцару, дворнику для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Этому принципу следует герой. Он старается угодить Фамусову, «старичкам» на балах. Ради этого он отказывается от танцев и веселья, а весь вечер играет в карты с пожилыми, но знатными господами. Услужливостью и скромностью Молчалин добился хорошего отношения влиятельной Татьяны Юрьевны и даже сварливой Хлёстовой.

Главными своими талантами Молчалин считает «умеренность и аккуратность». Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показывает: Молчалин глуп, его разум направлен только на поиск выгодного поведения, низок, не обладает чувством собственного достоинства, способен на подлость и ложь.

Надеемся, что наша статья, в которой была кратко представлена характеристика Молчалина из комедии «Горе от ума» Грибоедова , помогла вам лучше познакомиться с этим персонажем. В нашем литературном блоге также читайте

Произведение:

Горе от ума

Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери.

Фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем «века минувшего», так как усвоил его взгляды и живет по его принципам.

М. неукоснительно следует завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». В разговоре с Чацким М. излагает свои жизненные принципы - «умеренность и аккуратность». Они заключаются в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь». По мнению М., нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе. Иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов». Роман М. с Софьей тоже объясняется его готовностью всем угождать. Он послушно выполняет роль воздыхателя, готового ночи напролет читать с Софьей любовные романы, слушать тишину и трели соловьев. Софья не нравиться М., но отказаться от угождения дочери своего начальника он не может.

А.С.Молчалин - секретарь Фамусова,пользуется его доверием в служебных делах. Он недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру.Фамилия Молчалина оправдывается его поведением."Вот он на цыпочках и небогат словами",-говорит Чацкий.Молчалин на вид скромный молодой человек.Он играет на флейте,любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой,уступчивостью,кротостью.Она не понимает,что все это маска,которая служит М-ну для достижения жизненной программы.

Цель жизни М-на блестящая карьера,чины,богатство.Высшее счастье он видит в том,чтобы "и награжденья брать и весело пожить".Для этого он выбрал самый верный путь:лесть,угодничество.Если Если Максим Петрович - тип подхалима предшествующей эпохи,то Молчалин - угодник нового времени,действующий более тонко и не менее успешно."Он дойдет до степеней известных,ведь нынче любят бессловесных",- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях. Молчалин знает,как ему надо себя вести,и определяет свою тактику:

Во-первых,угождать всем людям без изъятья -

Хозяину,где доведется жить,

Начальнику,с кем буду я служить,

Слуге его,который чистит платья,

Швейцару,дворнику,для избежанья зла,

Собаке дворника,чтоб ласкова была.

Молчалин трепещет перед Фамусовым,говорит учтиво,прибавляя "с":"с бумагами-с". Он заискивает перед влиятельной Хлестовой.Заботливо составляет ей партию для игры в карты,восторгаясь ее собакой:

Ваш шпиц - прелестный шпиц,не более наперстка,

Я гладил все его- как шелковая шерстка.

Он добивается цели: Хлестова называет его "мой дружок"и"мой родной".

С Софьей он держится почтительно,прикидываясь влюбленным,ухаживает за ней не потому,что она ему нравится,а потому,что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его дальнейшей карьере.Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе,что любит Софью "по должности".Молчалин говорит,что в его лета не должно сметь свое суждение иметь".И он объявляет почему:

Ведь надобно зависеть от других,

В чинах мы небольших.

Низкопоклонство и угодничество вышестоящим- вот жизненный принцип Молчалина,уже приносящий ему известный успех.

"С тех пор как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил",-говорит он Чацкому,прибавляя,что у него есть два таланта:"умеренность и аккуратность". Готовый на подлости богатства и чинов,он и к другим подходит с той же меркой.Думая,что расположение Лизы легко купить,он обещает подарить ей "туалет прехитрой работы".В решительный момент,когда Софья прерывает его объятья с Лизой,Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей,а потому, что испугался за свою карьеру.Когда же появляется Чацкий,окончательно струсивший Молчалин спасается бегством.Это вызывает негодование Чацкого. "Молчалины блаженствуют на свете!"- восклицает Чацкий с гневом и негодованием. И Именно такой пустой, ничтожный человек был виновником "мильона терзаний" умного,благородного Чацкого,виновником трагедии Софьи.

МОЛЧАЛИН - центральный персонаж комедии «Горе от ума» (1824). Значение этого образа осознавалось с течением исторического времени. Н.В.Гоголь первым заметил нечто важное в облике скромного секретаря Фамусова: «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое тихомолком пробивающееся в люди». М.Е.Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» делает М. важным чиновным лицом с экзотической особенностью: у него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательных преступлений». Место М. в сюжете «Горя от ума» проясняется в отношении к другим персонажам пьесы. Уже в самые первые минуты действия Грибоедов определяет выбор Софьи в пользу М. Это вовлекает всех героев треугольника (Чацкий - Софья - М.) в непростые психологические отношения. М., недавно «корпевший в Твери», не понят Софьей: она принимает его осторожность за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума. М. также не понят и Чацким, которому любовь к Софье мешает оценить серьезность соперника. Глубоко заинтересованный в сохранении своей привлекательности для Софьи и Фамусова, М. затронут приездом Чацкого больше, чем показывает это. Присутствие Чацкого в доме грозит разоблачениями, смертельно опасными для него. Случайное падение М. с лошади, испуг Софьи, ее обморок провоцируют активность М., стремящегося защитить свою репутацию, свою уже складывающуюся служебную карьеру. Он вступает в поединок, давая Софье категорические наставления защищаться от притязаний Чацкого всеми возможными средствами и подталкивает Софью к выбору способа мщения Чацкому. Обстоятельства подскажут героине момент, когда резкость, оброненная ею в состоянии долго сдерживаемого раздражения, приобретет смысл общественного мнения: «Он не в своем уме…» М. противопоставлен Чацкому не только как соперник в любовной интриге, но и всей своей жизненной позицией. Конфликт Чацкого и М. накапливает энергию столкновения до третьего акта пьесы, когда происходит встреча этих героев в диалоге. Она выявляет презрительное невнимание Чацкого к М., что дает М. преимущество быть откровенным вполне. Это одна из немногих сцен в пьесе, где М. искренен до конца. Искренен, но не оценен Чацким как достойный противник. И только в финальной сцене в сенях, при развязке, Чацкий поймет, какой власти над Софьей добился апологет «умеренности и аккуратности». В сюжете Грибоедова любовное блаженство М. рушится. Но это скорее исключение, чем правило жизни фамусовской Москвы, ибо он - один из столпов, на котором она держится. Среди первых исполнителей роли М. был знаменитый водевильный актер Н.О.Дюр (1831). Постановки «Горя от ума» второй половины XX века показывают, что М. нельзя считать мелким, второстепенным персонажем пьесы, как это происходило на протяжении многих десятилетий ее сценической истории. М. - второй герой сюжета Грибоедова, серьезный противник Чацкого. Именно таким показал этот образ К.Ю.Лавров в спектакле Г.А.Товстоногова (1962).

Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора - образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь.

Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума". Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника - секретаря Фамусова - автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав "молчалинство" с "фамусовщиной". Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и "награжденья брать и весело пожить". Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин - мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.

При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. "Герой ее романа" "и вкрадчив и умен", он "за других себя забыть готов", "уступчив, скромен, тих". Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин - лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? "Пригретый" Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и "три награжденья", зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, "чтобы чины добыть, есть многие каналы". Молчалин не брезгует ничем:

Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...

Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов поднимает проблему "века нынешнего" и "века минувшего". Эти герои - люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин - ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь "бессловесных", которые достигнут "степеней известных" (путь Молчалина).

Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг "по службе неуспех", Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство - готовность до гроба угождать всякому, кто "кормит и поит, а иногда и чином одарит". Он, если надо, может принять и вид любовника "в угодность дочери такого человека". И уж, конечно, Молчалин на стороне "всех" в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием. Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. "Умеренность и аккуратность", "не сочинитель я", "в мои лета не должно сметь свое суждение иметь", "ведь надобно ж зависеть от других" - вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.

Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин - ничтожество, "жалчайшее создание". Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.

Он свято выполняет завет отца "угождать всем людям без изъятья". Лесть - главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий - неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вслед за Чацким вынуждены признать, что "Молчалины блаженствуют на свете".

И видимо уже наступало время молчалиных, то есть эпоха молчалинства - время правления Николая I, время чинов и чиновников. Тогда и приходит ненависть к молчаливым. Но она пришла не сразу, а когда выяснилось, что вечно молодые старички российской истории и есть они. Ведь Молчалин-то остался, а Чацкий сошел со сцены, Онегин прошел, Печорин погиб, ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Он же сделался неуязвимым. Оказалось невозможным одолеть таких людей - они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство в чужом авторитете. К. А. Полевой писал: "... осмотритесь: вы окружены молчалиными".

Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время - Молчалины живучи и неуязвимы. Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы. Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди "возрождаются" быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.

Выбор редакции
Современная экология, вредные материалы, неправильное питание и образ жизни самым негативным образом влияют на здоровье женщины,...

Украинский государственный университет финансов и международной торговли образовано 14 марта 2007 путем объединения Украинской академии...

Томас Райтер Томас Артур Райтер (Thomas Arthur Reiter) (23 мая 1958, Франкфурт на Майне, Гессен, Германия) космонавт Германии и...

В необходимости знаний английского языка сегодня, пожалуй, уже не сомневается никто. Именно поэтому заботливые родители стараются начать...
Когда подавать документы в колледж 2018 Приёмная кампания в колледжах и техникумах в 2018 году так же как и в вузах стартует не позднее...
Несмотря на то, что нельзя оценивать верность женщин только по их принадлежности к определенному Знаку Зодиака, все равно у многих...
Дорога во сне - символ очень неоднозначный. В виде дороги может отображаться как жизнь в общем понимании, так и конкретная жизненная...
Созревающие на деревьях фрукты - к процветанию во всех делах, успеху.Таково же значение фруктов на банкетных столах (если только видите,...
Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...