Музыка Испании: краткий экскурс. Исаак альбенис и его время Экспрессионизм в музыкальной культуре Германии


Культура и традиции Испании существенно отличаются от культурного наследия, обычаев и духовных ценностей других стран Европы. Многочисленных туристов привлекают колоритная атмосфера, темпераментность, приветливость и доброжелательность местного населения.

В чем особенности культуры Испании

Благодаря особому географическому положению культура наделена неповторимым своеобразием, богатством и красотой. Территориальное расположение на границе между Африкой и Европой, берега, омываемые теплым Средиземным морем и мягким Атлантическим океаном, - все это находит отражение в традициях и обычаях гостеприимной Испании.

Многолетнее наслоение культурных пластов происходило благодаря воздействию различных народов и религий. Культура Испании - это уникальное сочетание и фольклорного наследия древних римлян, греков, арабов. Испанский стиль «мудехар» представляет собой симбиоз архитектуры, живописи, музыки, выраженный через интернациональные культурные особенности.

Испанская архитектура

Исторические постройки отличаются разнообразием, продиктованным модными веяниями различных периодов. Культура Испании широко представлена в монументальных сооружениях: готических соборах, средневековых замках, роскошных дворцах. По количеству всемирно известных памятников Испания находится на втором месте, уступив первенство Италии.

Любознательным туристам стоит обязательно увидеть Триумфальную арку и дом Каса Льео Морера в Барселоне. Направляясь в Валенсию, нельзя пропустить крепостные ворота Торрес де Серрано, сооруженные еще в XIV веке. Ступенчатые пирамиды Гуимар, расположенные на острове Тенерифе, поражают воображение своей масштабностью и остаются вековой загадкой для человечества. Арабский минарет Хиральда с Золотой башней является символом Севильи. В соборе Сантьяго-де-Компостелла хранятся древние мощи святого Иакова, в честь которого названо историческое сооружение.

Особенности культуры Испании находят свое отражение и в современных постройках. Башня Агбар, здание в виде рыбы зодчего Френка Гери, "дом Бен Ладена" - вот небольшой перечень всемирно известных произведений архитектурного искусства, достойно представляющих свою страну.

Испанское изобразительное искусство

Искусство Испании оставило широкий след в мировой истории культуры. Всемирную известность живописи принесли произведения Золотого века. К ним относятся шедевры религиозного жанра, созданные художником Эль Греко. Не менее известны такие творцы, как Франсиско Рибальта, Диего Веласкес, Бартоломео Мурильо, Хусепе Рибера. Художественные традиции были впоследствии продолжены гениальным творчеством Франсиско Гойи. Неоценимый вклад в современное искусство живописи внесли Сальвадор Дали, Хуан Миро, Пабло Пикассо и Хуан Грис.

Испанская литература

В период Золотого века культура Испании обогащается выдающимися произведениями литературного жанра. Славу своей родине принес автор знаменитого «Дон-Кихота» Мигель де Сервантес. Не менее известными являются литературные герои Феликса Лопе де Вега, Педро Кальдерона де ла Барка и Мигеля де Унамуно. Современную писательскую славу поддержали драматург и поэт Федерико Хуан Гойтисоло, Мигель Делибес и Камило Хосе Села, ставший лауреатом Нобелевской премии. На было прославлено искусство драматургии в основном благодаря Рамону дель Валье-Инклан.

Культура Испании отмечена благодаря успехам отечественного кинематографа. Режиссер автор шедевра «Андалузский пес», за сорок лет своей кинодеятельности создал целую галерею всемирно известных произведений. Упрочили славу мастера такие авторы, как Педро Альмодовар и Карлос Саура.

Испанская музыка

Испания является одной из старейших музыкальных стран Европы. Удивительное своеобразие песенных жанров, инструментальной музыки, танцевального искусства обусловлено историческими особенностями этой земли. В первоначальный период своего развития музыкальная культура Испании включала различные направления, свойственные определенным провинциям. С течением времени разнообразные культуры все теснее переплетались между собой, образуя особый испанский стиль, заметно отличающийся от всех других.

Уже с начала XIII века музыка Испании была известна искусством игры на гитаре. Сегодня традиционный музыкальный инструмент представлен двумя видами: фламенко и акустической гитарой. Современная музыка содержит в своей основе истоки фольклора, отличающие испанские произведения своеобразием и узнаваемостью.

Классические произведения получили свое развитие в шестнадцатом веке, взяв за основу церковные мелодии. В начале XX века общеевропейскую известность испанской музыке принесли композиторы Энрике Гранадос, Исаак Альбенис, Мануэль де Фалья. Современное классическое певческое искусство представлено гениальными голосами Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса.

Фламенко

Темпераментный и зажигательный стиль фламенко - это традиционная музыка Испании, родившаяся в Андалузии. Он представлен в трех направлениях: песнях, танцах и игре на гитаре. Основой стиля послужили древние цыганские обрядовые танцы, которые передавались по наследству, сохраняя свои традиции и обогащаясь новыми музыкальными красками.

Сегодня танцы фламенко преподносят в виде музыкальных спектаклей, наполненных смысловым содержанием, с выражением особой чувственности и страсти. Непременные атрибуты танцевальных номеров (длинные платья, пестрые шали, веера) помогают лучше выражать чувства и подчеркивают народное происхождение стиля. Нередко танцы фламенко сопровождаются ритмичными звуками кастаньет, хлопаньем в ладоши (пальмас), экспрессивной игрой на барабане-кахоне.

Танцевальная культура фламенко объединяет под одним названием несколько различных музыкальных рисунков. Характерной чертой испанского стиля является обязательный элемент импровизации, позволяющий создавать совершенно уникальные произведения танцевального искусства.

Фестивали и праздники Испании

Древнее происхождение и богатство культурных проявлений определяют яркую красоту и оригинальность национальных праздников. Музыкальная страна ежегодно проводит разнообразные фестивали, карнавалы и шествия.

В феврале проводится общенациональный карнавал, особенно ярко представленный на острове Тенерифе. Канун праздника Пасхи не обходится без множества крестных ходов и религиозных процессий, украшенных колоритной и красочной атрибутикой.

Наиболее известные фестивали проходят летом и осенью: музыкальные, театральные, танцевальные. К разряду оригинальных событий можно отнести Томатину - праздник помидоров, на котором устраивается грандиозное томатное побоище.

Коррида

К культурному достоянию Испании, несомненно, стоит отнести знаменитую корриду - бой с быками. Зрелищное мероприятие представлено ярким спектаклем, включающим в себя вековые традиции искусства, основанные на уважении к священным животным, азарте и смертельном риске.

В древние времена коррида была обязательным элементом национальных праздников. Сегодня это целое искусство, воплощающее в себе испанский дух и национальную идентичность. Красота корриды сродни балетному танцу, где тореро проявляет свое мастерство, храбрость и талант.

Прекрасные люди, прославляющие историю своей страны на протяжении множества веков, создавали и продолжают поддерживать национальное наследие, имя которому - культура Испании. Кратко рассмотрев творческие направления человеческой деятельности, нельзя не проникнуться глубоким уважением к испанскому народу, бережно хранящему и преумножающему культурные традиции своей Родины.

Долгое время под влиянием церкви находилась музыка Испании, в которой свирепствовала феодально-католическая реакция. Как ни напорист был натиск контрреформации на музыку, все же вернуть целиком прежние позиции папству не удалось. Устанавливающиеся буржуазные отношения диктовали новые порядки.

В Испании признаки Возрождения вполне отчетливо проявились в XVI веке, а предпосылки для этого, по всей видимости, возникли еще раньше. Известно, что уже в XV столетии существовали давние и прочные музыкальные связи между Испанией и Италией, между испанскими капеллами и входившими в них певцами-композиторами - и папской капеллой в Риме, а также капеллами герцога Бургундского и герцога Сфорца в Милане, не говоря о других европейских музыкальных центрах. С конца XV века Испания, как известно, благодаря совокупности исторических условий (окончание реконкисты, открытие Америки, новые династические связи в пределах Европы), обрела очень большую силу в Западной Европе, оставаясь в то же время консервативно-католическим государством и проявляя немалую агрессивность в захвате чужих территорий (что в полной мере испытала затем на себе Италия). Крупнейшие испанские музыканты XVI века, как и ранее, находились на службе церкви. Они не могли тогда не испытать на себе воздействие нидерландской полифонической школы с ее сложившимися традициями. Уже говорилось о том, что выдающиеся представители этой школы не раз бывали в Испании. С другой стороны, испанские мастера, за немногими исключениями, постоянно встречались с итальянскими и нидерландскими композиторами, когда уезжали из Испании и работали в Риме.

Почти все крупные испанские музыканты рано или поздно попадали в папскую капеллу и участвовали в ее деятельности, тем самым еще прочнее осваивая коренную традицию полифонии строгого стиля в ее ортодоксальном выражении. Крупнейший испанский композитор Кристобаль де Моралес (1500 или 1512-1553), прославленный за пределами своей страны, в 1535-1545 годах находился в составе папской капеллы в Риме, после чего возглавлял метризу в Толедо, а затем соборную капеллу в Малаге.

Моралес был крупным полифонистом, автором месс, мотетов, гимнов и других вокальных, по преимуществу хоровых произведений. Направление его творчества сложилось на основе синтеза коренных испанских традиций и полифонического мастерства нидерландцев и итальянцев того времени. В течение многих лет (1565-1594) жил и работал в Риме лучший представитель следующего поколения испанских мастеров Томас Луис де Виктория (ок. 1548-1611), которого по традиции, но не слишком точно относят к палестриновской школе. Композитор, певец, органист, капельмейстер, Виктория создавал мессы, мотеты, псалмы и другие духовные сочинения в строгом стиле полифонии a cappella, более близком Палестрине, чем нидерландцам, но все же не совпадавшем с палестринозским - у испанского мастера было меньше строгой сдержанности и больше экспрессии. К то1му же в поздних произведениях Виктории проступает и стремление нарушить "палестриновскую традицию" в пользу многохорности, концертности, тембровых контрастов и иных новшеств, ведущих свое происхождение скорее от венецианской школы.

Другим испанским композиторам, работавшим главным образом в области духовной музыки, тоже доводилось временно состоять певцами папской капеллы в Риме. В 1513-1523 годах в состав капеллы входил А. де Рибера, с 1536 года там был певцом Б. Эскобедо, в 1507-1539 годах - X. Эскрибано, несколько позднее - М. Робледо. Все они писали полифоническую духовную музыку в строгом стиле. Один лишь Франсиско Гуерреро (1528-1599) всегда жил и работал в Испании. Тем не менее его мессы, мотеты, песни пользовались успехом и за пределами страны, часто привлекая внимание лютнистов и виуэлистов как материал для инструментальных обработок.

Из светских вокальных жанров наиболее распространенным.тогда был в Испании вильянсико-род многоголосной песни, то несколько более полифоничной, то, чаще, тяготевшей к гомофонии, истоками связанный с бытом, но прошедший профессиональную разработку. Однако о сущности этого жанра следует говорить, не отрывая его от инструментальной музыки. Вильянсико XVI века - чаще всего песня под виуэлу или под лютню, создание крупного исполнителя и композитора для избранного им инструмента.

И в бесчисленных вильянсикос, и вообще в бытовой музыке Испании необычайно богат и характерен национальный мелодизм - своеобразный, сохраняющий свои отличия от итальянской, французской и тем более немецкой, мелодики. Эту свою характерность испанская мелодика пронесла сквозь века, привлекая к себе внимание не одних национальных, но и зарубежных композиторов вплоть до нашего времени. Своеобразен не только ее интонационный строй, но глубоко своеобразна ритмика, оригинальна орнаментика и импровизационная манера, очень крепки связи-с движениями танцев. В упомянутом выше обширном труде Франсиско де Салинаса "Семь книг о музыке" (1577) приведено множество кастильских мелодий, которые привлекали внимание ученого музыканта прежде всего с их ритмической стороны. Эти краткие мелодические фрагменты, охватывающие порой всего лишь диапазон терции, удивительно интересны по своим ритмам: частые синкопы в различном контексте, острые перебои ритма, полное отсутствие элементарной моторности, вообще постоянная активность ритмического чувства, никакой его инерции! Эти же качества были восприняты из народной традиции светскими вокальными жанрами, более всего вильянсико и другими разновидностями песни под виуэлу.

Инструментальные Жанры в Испании широко и самостоятельно представлены творчеством композиторов-органистов во главе с крупнейшим из них Антонио де Кабесоном (1510-1566), а также целой плеядой блистательных виуэлистов с несметным количеством их произведений, отчасти связанных с вокальной мелодикой различного происхождения (от народных песен и танцев до духовных сочинений). К ним мы специально вернемся в главе об инструментальной музыке эпохи Ренессанса, чтобы определить их место в общем ее развитии.

К XVI веку относятся и ранние этапы в истории испанского музыкального театра, который зародился еще на исходе предыдущего столетия по инициативе поэта и композитора Хуана дель Энсины и существовал в течение долгого времени как драматический театр с большим участием музыки в особо предназначенных для нее местах действия.

Наконец, заслуживает внимания ученая деятельность испанских музыкантов, из которых уже оценили Рамиса ди Пареху за прогрессивность теоретических воззрений и Франсиско Салинаса за уникальное по тому времени рассмотрение испанского фольклора. Упомянем также несколько испанских теоретиков, посвятивших свои работы вопросам исполнительства на различных инструментах. Композитор, исполнитель (на виолоне - басовой виоле да гамба), капельмейстер Диего Ортис издал в Риме свой "Трактат о глоссах” 1553), в котором подробнейшим образом обосновал правила импровизированною варьирования в ансамбле (виолоне и клавесин). Органист и композитор Томас де Санкта Мария опубликовал в Вальядолиде трактат "Искусство играть фантазию" (1565) - попытка методически обобщить опыт импровизации на органе: Хуан Бермудо, выпустивший в Гренаде свою "Декларацию о музыкальных инструментах" (1555), охватил в ней, помимо сведений об инструментах и игре на них, некоторые вопросы музыкального письма (возражал, в частности, против перегруженности полифонии).

Таким образом, испанское музыкальное искусство в целом (вместе с его теорией), вне сомнений, пережило в XVI веке свой Ренессанс, обнаружив и определенные художественные связи с другими странами на этом этапе, и существенные отличия, обусловленные историческими традициями и социальной современностью самой Испании.

Историко-культурное наследие Испании богато и разнообразно. Колорит этой страны, её неповторимые красоты вдохновляли Пикассо, Гойю, Веласкеса, Дали... Влияние различных народов, религий и культур, пограничное положение между Европой и Африкой, замкнутость Средиземноморья и бескрайность Атлантического океана - всё это нашло отражение в величественных памятниках и интереснейших традициях Испании.
Архитектура Испании - это причудливое сплетение традиций ушедших цивилизаций, оставивших память о своем существовании именно в памятниках монументального творчества и динамично развивающееся искусство современных архитекторов.
На испанской земле соседствуют античные амфитеатры и акведуки с мощными укреплениями крепостей вестготов. Сохранились великолепные образчики мавританской архитектуры эпохи Халифата - Алькасар в Севилье и дворец Назарет в замковом комплексе Аламбра в Гранаде.
По количеству всемирно известных соборов с Испанией не может сравниться ни одна страна мира. Среди них – величественный романский собор в городе Сантьяго-де-Компостела и готические храмы Севильи, Бургаса, Толедо, Таррагоны. Собор в городе Теруэль, возведенный в уникальном испанском стиле «мудехар», сложившийся в результате слияния в архитектуре элементов готики и ренессанса с мавританскими традициями. Строгий монастырь-дворец (резиденция испанских королей) - Эскориал близ Мадрида, построенный в аскетичном стиле «эрререско» и причудливо украшенные барочно-ренессансные соборы Гранады, Мурсии и Валенсии.
Появление испанского модернизма, утвердившегося в качестве одного из основных направлений живописи и архитектуры на рубеже XIX и XX вв., тесно связано с деятельностью гениального каталонца Антонио Гауди, чьми руками были созданы такие замечательные творения, как собор Саграда Фамилия и парк Гуэль в Барселоне.
О творческом потенциале молодого поколения свидетельствуют в частности постмодернистские сооружения архитекторов Рикарда Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Севилья, Валенсия) и Рафаэля Монео (Мадрид).

Живопись Испании оставила заметный след в мировой истории изобразительного искусства. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541-1614). Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо.
Золотой век испанской живописи представлен именами Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Б. Э. Мурильо и Д. Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником Филиппа IV; его знаменитые картины "Лас Менинас" или "Фрейлины", "Сдача Бреды", "Пряхи" и портреты королевских шутов находятся в мадридском музее Прадо.
Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например, его "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", а также серия "Бедствия войны". Вызывающие страх "черные картины", созданные незадолго до смерти мастера, - не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени.
Период 18-19 веков в целом охарактеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине 20 века. Новые пути в мировом искусстве проложили - зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904-1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887-1921), абстракционист Хуан Миро (1893-1983) и Пабло Пикассо (1881-1973), внесший вклад в развитие нескольких направлений современного искусства.

Литература Испании - одно из самых ярких явлений мировой художественной культуры. О ее весомом вкладе свидетельствует хотя бы то, что два самых знаменитых общечеловеческих типа - Дон Кихот и Дон Жуан созданы испанцами.
Самым известным литературным произведением, описывающим реконкисту, является созданная неизвестным автором эпическая поэма "Песнь о моем Сиде" (около 1140 г.), рассказывающая о подвигах Родриго Диаса де Бивара, более известного как Сид (от арабского "сиди") - Повелитель.
Классики испанского театра, родоначальники "золотого века" литературы - Феликс Лопе де Вега и Педро Кальдерон де ла Барка известны русскому читателю и зрителю по блестящим постановкам на русской сцене. Тирсо де Молина создал в литературе образ Дон Жуана. Таким же бессмертным стал рыцарь Печального образа Дон Кихот Ламанческий Мигеля де Сервантеса.
В конце XIX века разочаровавшееся в политике "поколение 98-го" встало перед задачей духовного обновления Испании. К этому движению примкнули Мигель де Унамуно и Рамон Мария дель Валье-Инклан. В 1927 г. сформировалась группа молодых авангардистов, вошедших в историю литературы как "Группа 27-го". Её самым знаменитым членом был поэт и драматург Федерико Гарсия Лорка; цикл стихотворений "Цыганские романсеро" и драмы "Иерма" и "Кровавая свадьба" тесными узами связаны с его родной Андалусией. Гарсия Лорка был убит около Гранады франкистами.
В 1989 г. Нобелевскую премию получил Камило Хосе Села, роман которого "Улей" (1943) переведен на русский язык. Роман "Особые приметы" Хуана Гойтисоло, который возглавил поколение испанских писателей 50-х гг., как и все его произведения, имеет четкую общественную позицию. Один из самых значительных писателей Мигель Делибес, его знаменитый роман "Святые безгрешные" (1981) также переведен на русский язык. Широко популярны сегодня Кармен Мартин Гаите (род. 1925 г.; литературная премия Испании 1994 г.) и Мануэль Васкес Монтальбан (род. 1939 г.; литературная премия 1995 г.). Его роман "Одиночество менеджера", герой которого частный детектив Пепе Корвальо, известен и за пределами Испании.

Музыка Испании
Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 веке. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес (1500–1553), его ученик Томас Луис де Виктория (ок. 1548–1611), прозванный «испанским Палестриной», а также Антонио де Кабесон (1510–1566), прославившийся сочинениями для клавесина и органа.
В 19 веке после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель (1841–1922), основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения.
В конце 19 – начале 20 века испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Энрике Гранадос (1867–1916), Исаак Альбенис (1860–1909) и Мануэль де Фалья (1876–1946). Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.

Киноискусство Испании
В кино Испания имеет давние традиции. Луис Бунюэль шокировал публику в 20-е годы такими сюрреалистическими фильмами, как "Андалусский пес"; вплоть до 80-х гг. он продолжал клеймить буржуазное лицемерие, например, в картине "Скромное очарование буржуазии".
Выдающиеся режиссеры современного кино Карлос Саура ("Кармен") и Педро Альмодовар Фернандо Труэва Хулио Медель в послефранкистский период способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа.

Фестивали в Испании
Ежегодно в Испании проводятся десятки крупных фестивалей. Почитатели любого жанра искусства смогут найти для себя интересное мероприятие в течение всего года.
Например, музыкальный фестиваль в Гранаде, начинающийся в июне, собирает ярких представителей классического и современного танца, исполнителей фламенко. Июльский джазовый фестиваль в Сан-Хавьере посещают мировые звезды этого музыкального направления.
Любителям театра будет интересен фестиваль в Мериде, где можно будет посмотреть программу. классических греко-латинских и средиземноморских театров.
В августе проходит международный вокальный фестиваль Habaneras в Торревьехе.
Очень насыщенна программа осеннего мадридского фестиваля музыки.
Поклонникам кинематографа известен международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне.

Какой бы ни была многогранной страна с ее различными регионами, традициями, обычаями и языками, музыка всегда будет ее зеркалом. Мрачные монастыри Галисии , разливающееся в сладком воздухе Андалусии пение кантаора, пышные залы дворцов Мадрида – небольшое путешествие по истории испанской музыки откроет нам Испанию с неизвестной прежде стороны.

По монастырям Каталонии и Галисии

Профессиональная музыка Испании, как и других европейских стран, рождалась в монастырях, которые в давние времена были не только оплотом духовной жизни, но и крупными центрами науки и искусства. Санта Мария де Риполь (Вик), Санта Мария дель Мар (Барселона), кафедральный собор Сантьяго де Компостела становятся центрами григорианского пения – одноголосного сопровождения католической службы певчими.

Позже на его основе создаются первые театральные представления, литургические драмы, которые ставились во время службы. Некоторые из них продолжают свое существование и сегодня, например, Песнь Сивиллы можно услышать в кафедральном соборе Майорки в рождественскую ночь с 24 на 25 декабря. В XIII веке начинает развиваться поэзия на национальных языках, а вместе с ней и творчество менестрелей – придворных певцов и бродячих музыкантов.

Их одноголосные песни повествовали о безответной любви к прекрасной даме, рассказывали о военных походах и дружбе. Нередко образ возлюбленной в средневековой поэзии трансформировался в образ Девы Марии, а любовь земная – в любовь небесную. Самый известный памятник испанской средневековой лирики Cantigas de Santa María отражает эту тенденцию: около 420 кантиг (песен), написанных, по преданию, королем Альфонсо Мудрым на галисийско-португальском диалекте, содержат чудесные истории о Святой Деве и молитвы в ее честь.

Сценами из музыкальной жизни средневековой Испании славятся барельефы над порталами соборов, например, El Pórtico de la Gloria над входом в собор Сантьяго де Компостела , где можно увидеть изображения музыкальных инструментов того времени. В XIV веке народные языки проникают в богослужение, разбавляя сухую и непонятную простым людям латынь. Появляются духовные песни на религиозный сюжет, которые исполнялись верующими за пределами церкви. Ценным собранием является Красная книга Монсеррат, или Llibre Vermell, до сих пор хранящаяся в библиотеке монастыря: в нее включены песни на каталанском языке, латыни, которые исполнялись паломниками в честь главной святыни этого места – Черной Девы Марии . Некоторые песни из этой книги сопровождались круговыми танцами.

Арабы оказали большое влияние на культуру Испании: вплоть до 1492 года, падения Гранады, они были полноправными властителями южных территорий государства. В период Кордовского халифата расцветают такие музыкальные жанры, как заджаль и мувашшах – куплетные песни, в которых куплет часто исполнялся солистом, а припев – хором. Особая изысканность мелодий, тонкая орнаментика и импровизационность не только станут отличительными чертами арабской музыки, но и окажут большое влияние на музыкальную культуру христианской Испании.

Позже, в XIX веке, на этих южных землях рождается страстное и притягательное фламенко – синтез танца, гитары и голоса. Вобрав в себя разные элементы андалузской, цыганской, еврейской, арабской культур, этот жанр к концу столетия достиг небывалой популярности. Появились кафе и салоны, в которых выступают такие звезды фламенко, как Ла Макаррона, Ла Куэнка, Рита Ортега, Лампарилья.

В XX веке и по сей день популярность фламенко не угасает: элементы этого танца используются в классическом балете, появляются экспериментальные площадки, объединяющие традиционный андалузский танец с джазом, продолжают появляться новые звезды, такие как Исабель Байлон и другие.

«Золотой век»

Период с середины XVI века до середины XVII-го по праву считается расцветом испанской культуры в живописи , литературе и музыке. Складывается национальная школа композиторов строгого стиля, развиваются национальные жанры многоголосной музыки, на придворной сцене блистает опера , а король инструментов – орган – достигает пика популярности. Большую роль продолжает играть религиозная музыка, своими возвышенными многоголосными сочинениями славятся Кристобаль Моралес, Франсиско Герреро, Томас Луис де Виктория.

С другой стороны, силу набирают светские сочинения, уходящие своими корнями в народные жанры – вильянсико и энсалада. Вильянсико, родившееся из бесхитростной народной песни (не зря его название происходит от слова «villan», крестьянин), в XV–XVI становится важной темой творчества таких композиторов , как Хуан дель Энсина, Педро де Эскобар, Хуан де Анчьета, Хуан де Триана и многих других. Музыка сохранилась в песенниках того времени – cancioneros («кансьонерос»), в частности, Cancionero musical de Palacio, Cancionero de la Colombina, а также Cancionero de Uppsala, где появляются рождественские вильянсико. В XVII веке любовная тематика вильянсико полностью сменяется религиозной.

Энсалада (дословно «салат») – жанр не менее интересный, чем вильянсико. Немного гротескный и саркастичный, он допускал комбинацию разных текстов, стилей и даже языков в рамках одного произведения. Сочинением энсалад прославились композиторы, Матео Флеча (Старший и Младший), Бартоломе Касерес и другие.

Тогда же создается испанская гитара – она утверждается в профессиональной музыке наряду с другими инструментами. Выходит в свет большое количество сочинений Лукаса де Рибайяса, Антонио де Санта Круса, Гаспара Санс. В музыке для органа главенствует жанр тьенто, блестящими авторами которого становятся Хуан Кабанильес и Франсиско Корреа де Арраухо.

На сцене королевского театра в Мадриде при сотрудничестве двух выдающихся фигур эпохи Хуана Идальго и Педро Кальдерона появляется опера: созданная по итальянскому образцу, на испанской сцене она приобретает национальные черты. Такие шедевры, как «Одним лишь взглядом ревность убивает» и «Пурпур розы», славились не только благородством музыки и метафоричностью поэтического языка, но и эффектной театральной машинерией, придуманной и воплощенной придворным архитектором итальянского происхождения Антонио Антоноцци.

От Просвещения к романтизму

В XVIII веке Испания испытывает влияние итальянской музыки. При королевском дворе работают выдающиеся композиторы Доменико Скарлатти, Луиджи Боккерини, Гаэтано Брунетти и другие. Они приносят в испанскую музыку новые жанры: начинает развиваться оратория и кантата.

В это время на арену музыкальной жизни Испании выходит сарсуэла. Она зарождается еще в XVII веке как небольшой эксперимент в сочетании театра, музыки и шутки. Обязательными ее составляющими были комический незамысловатый сюжет и разговорные диалоги, перемежающиеся музыкой. В XVIII веке сарсуэла сближается с итальянской оперой в творчестве Хосе де Небры и Антонио Саморы. Но уже в конце века этот жанр начинает приобретать самостоятельность и национальные черты, уходя от итальянских влияний в сторону испанских сюжетов и героев из повседневной жизни, а также использования жанров испанского фольклора – сегидильи, фанданго.

Серебряный век испанского искусства

В конце XIX – начале XX веков музыка Испании переживает «новое рождение», или Ренасимьенто. Под началом Фелипе Педреля, музыковеда и композитора, организуется национальная композиторская школа . Музыканты все больше обращаются к национальным истокам: старинному фольклору («канте хондо»), музыке фламенко. Появляются поэтические музыкальные зарисовки Испании в творчестве Исаака Альбениса (фортепианная сюита «Иберия»), Энрике Гранадоса («Испанское каприччио», «Испанские танцы» для фортепиано), а в операх и балетах Мануэля де Фальи впервые на классической сцене начинают выступать танцоры фламенко и народные певцы («Любовь – волшебница», «Короткая жизнь»). Влияние романтизма испытывают поэтические миниатюры каталонских композиторов Фредерика Момпоу и Хавьера Монтсальватже, а Хоакин Родриго создает знаменитый «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром.

XIX век в истории Испании - сложное кровопролитное время, которое, тем не менее, способствовало подъему национальной культуры и искусства. Вторжение войск Наполеона (1808 год), Кадиская либеральная конституция 1812 года и возвращение к абсолютизму в 1814 году, буржуазная революция 1869-1873 года, ограничившая власть монархии, и проигранная война с США в конце века (1898) создавали постоянную напряженную атмосферу в стране. Начало подъема культуры и искусства совпадает с началом национальной освободительной борьбы против Наполеона, ? литература воспевает героизм народа, в музыкальной жизни? открываются консерватории, оперные театры, концертные организации. В 40-х годах распространяется «кастисисмо» _ движение сторонников возрождения старинных национальных жанров, в том числе сарсуэллы - музыкально? драматического произведения, близкого оперетте, но в испанском стиле, ? танец, чередующийся с песней. Видными представителями этого движения были Франсиско Барбьери (1823-1894), составивший ценное собрание народных песен XV?XVI веков, и Томас Бретон (1850-1923), директор мадридской консерватории выступавший против засилья итальянской оперы в Испании, оба они были авторами многих сарсуэл. В «кастисисмо» можно видеть начало, идейное зерно, получившее рост и развитие в последующем движении, возникшем в 70?х годах, как отклик на революционные события в стране. В конце 90?х это движение обретает особенную драматичность, остроту конфликта и рост национального чувства в связи с проигранной войной с США и потерей многих испанских колоний.

Итак, в 70х годах происходит новый подъем культуры, названный Ренасимьенто (испанское Возрождение), в котором участвовали виднейшие писатели, поэты, художники. Название движения отражает стремление испанцев к самобытности своей культуры, когда после «золотого (XVI?XVII) века» культуры Испании (в литературе? Сервантес, Лопе де Вега, в живописи? Веласкес, Сурбаран и Эль Греко, а в музыке? Томас Луи Витториа («испанский Палестрина»), Кристобаль Моралес и Антонио Кабесон), наступает время итальянского и французского влияния на испанскую культуру и общего кризиса национальной культуры. Но народной музыки, живущей в глубинках, это не коснулось: «Русский писатель В.П.Боткин, посетивший Испанию в 1845 году, свидетельствовал, что «андалузец не может ни ехать, ни идти, ни работать» без фанданго…» Друскин М. История зарубежной музыки., вып.4; Музыкальная культура Испании; М., Музыка 1967;С.502..

Карел Чапек писал об Испании так:

«…в этой стране недалеко ходить за тем, что, если я не ошибаюсь, называется национализм. Народ этот, как никакой другой в мире, если не считать англичан, сумел сохранить свой особый уклад; и от женских мантилий до музыки Альбениса, от повседневных привычек до уличных вывесок, от кабальеро и до ослов предпочитает свое, исконно испанское, единообразяшей лакировке международной цивилизации. Быть может, дело тут в климате или в почти островном положении, но главное, мне кажется, в характере людей. Здесь каждому кабальеро задирает нос региональное чванство; Gaditano кичится тем, что он из Кадиса, Madrileno ? тем, что из Мадрида, астуриец горд тем, что из Астурии, а кастилец горд сам по себе, ибо каждое это имя овеяно славой, как герб.

Вот почему, мне кажется, севилец не снизойдет никогда до того, чтобы стать добрым международным европейцем; ведь он не мог бы стать даже мадридцем. Одна из самых неразрешимых загадок Испании? ее провинциальный дух, особая добродетель, которая в остальной части Европы постепенно сходит на нет; провинциализм? валовой продукт природы, истории и людей. Испания еще не перестала быть природой и еще не опамятовалась от своей истории, потому? то она и сумела сохранить в такой степени это качество. Ну, а мы, прочие, можем только немножечко удивляться тому, как это прекрасно? быть нацией» Карел Чапек «О черни. Путевые заметки»..

Вдохновителем музыкального Ренасимьенто был Фелипе Педрель? музыкальный ученый, фольклорист, композитор, автор оперной и симфонической музыки, хоровых сочинений. В XIX веке в Испании было сильным влияние французского романтизма. Еще в 70х годах Педрель писал оперы на сюжеты французских писателей, но уже в 80х годах он обратился к глубокому изучению испанской народной и профессиональной музыки, и написал оперную трилогию «Пиренеи» о патриотической борьбе каталонцев с маврами в XIII веке.

Эстетические идеалы Педреля, выраженные им в манифесте «За нашу музыку» были в гармоничном сочетании фольклорных богатств с высоким профессиональным мастерством испанских композиторов. Он ставил в пример представителей русской Могучей кучки в их разработке своего индивидуального национального стиля, опиравшегося на народную песню. Но в своем творчестве он не смог реализовать эту идею на практике,? это в полной мере сделал Альбенис, а после него продолжили развивать Энрике Гранадос, Х.Турина, Х.Нин и Мануэль де Фалья.

«…истинный пафос и смысл возрождения заключался в возврате былой славы испанской музыке, овладении широким кругом форм и жанров, установлении контакта с передовыми исканиями современного искусства? в выходе на качественно иной уровень творчества, на котором национальное начало проявилось бы во всей полноте, становясь в то же время универсальным…» Мартынов И. Музыка Испании. Монография. М., Сов. композитор,1977.стр.121.

Другим собирателем «драгоценных россыпей» испанского фольклора был Федерико Ольмеда, собравший от певцов? крестьян по деревням Кастилии более 300 народных напевов для сборника «Фольклор Кастилии».

Самобытности региональной культуры, интонационной разницы музыкальных напевов (и даже разницы в языках) отдельных провинций Испании способствовали географические (разделение областей горными цепями), климатические (суровый север и жаркий юг) и экономико-политические условия (в зависимости от коммуникации регионов с Европой). Но, при совершенном различии напевов и языка в разных областях страны есть общие особенности национального стиля и предпочтения в экспрессии. Это органическое единство танца, песни и сопровождения, о котором сами испанцы говорят как о «представлении песни при помощи ног» и всеобщая любовь к гитаре. Гитара в Испании двух видов и различается по способу извлечения звука и происхождению? мавританская (играли способом «пунтеадо»- отчетливое взятие каждой ноты щипком) и классическая латинская (способ «расгеадо» ? взятие аккордами и игра тремоло). Также нельзя представить себе испанскую музыку без кастаньет, о которых русский музыковед М.Вайсборд так говорит, описывая впечатление от концерта испанской танцовщицы Лусеры Тены: « ? В ее руках кастаньеты как бы переступают границы своих возможностей. Они не только передают тончайшие динамические оттенки или с легкостью «плетут» кружево пассажей, но и способны донести до слушателя самую сущность музыки». Вайсборд М.А. Исаак Альбенис. Очерк жизни. Фортепианное творчество. М., Сов. композитор,1977; С.9.

Кроме гитары и кастаньет в народной музыке использовались еще различные другие струнно-щипковые (бандурия, лютня), деревянные духовые (разновидности флейты) и ударные инструменты (тамбурин и др.), а музыкальный ансамбль также варьировался в зависимости от местности.

Среди огромного разнообразия испанских песен и танцев выделяется северная хота - «королева танцев» (Арагония), которая распространилась по всей стране (существуют разновидности хоты в зависимости от местности валенсианская, кастильская, тортосская хоты), и южное фанданго в Андалусии, варьируемое андалусийцами (в Гранаде это гранадина, в Ронде? ронденья, в Малаге? малагенья). Фанданго также мигрировало по всей стране и дошло до самого севера (например,? астурийское фанданго с южной андалусийской хореографией, но северной астурийской музыкой). Со второй половины XIX века фанданго было широко распространено, и иностранные композиторы использовали в основном андалусийские мелодии чтобы выразить испанскую характерность в своих произведениях.

К самым важным по влиянию на другие культуры и распространению танцам также относятся пятидольный северный ритмически сложный «сортсико» (Баскония), положенный в основу гимна басков «Дерево Герники», и не выходивший за пределы своей области, каталонская «сардана»(северо? восток Испании, язык и музыка которой близки французскому Провансу), «болеро» (предположительно придуманный С.Сересой из Кадисса в конце 18го века), распространенный по стране и на Балеарских островах (в Кастилии, например, исполняется болеро-сегидилья).

В музыке любимого всеми и популярного «фламенко» (Андалусия), истоки которого в мавританской культуре Мавры владели Испанией с VIII?XIII века, воздействие их культуры отразилось и в архитектуре, а наиболее старый слой испанской народной музыки, связанный с этим влиянием называется «древнее пение»., а также в цыганских влияниях В XV веке из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселившиеся в южной Испании., используются характерные ладовые обороты (увеличенные лады), виртуозная мелизматика, хроматизмы, полиритмия, особая манера горлового пения.

«Хабанера», завезенная из Кубы, бывшей в то время испанской колонией «Хабанера» переводится с испанского как «танец из Гаваны». отличается от всех южных танцев более сложной ритмикой, показывающей сложный кубинско-испанский синтез: в размере 2/4 пунктирный ритм сочетается с триолями.

Гибкость и сложность ритма? характерная особенность испанского фольклора, но «…на севере? это сложные переменные ритмы, где чередуются сочетания 2+3 и 3+2, на юге ритмы более простые (со счетом на три), но отличающиеся разнообразием в акцентировке, синкопировании…» Друскин М. История зарубежной музыки. вып.4; Музыкальная культура Испании; М., Музыка 1967;С. 505.

В XIX веке так же существовал исчезающий жанр «тонадильи», Испанское «tonadilla»,- букв. - песенка, уменьшит. от «tonada» - песня. Для многих тонадилий характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. ? это испанская музыкальная комедия, которую отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с народными музыкальными жанрами, песенность мелодий, простота и доступность музыкального языка. Певец, гитарист и композитор Мануэль де Гарсия(1775-1832) считается последним из "тонадильерос". Он написал около семидесяти тонадилий, был великолепным певцом и сделал свою карьеру в Париже, вынужденный покинуть родную Испанию. Но во Франции он не забывал традиций искусства своей родины и способствовал знакомству Европы с жанром тонадильи, приходящим в упадок, а также славился исполнением испанских песен. Он вырастил замечательных певиц, своих дочерей? Марию Малибран и Полину Виардо, а также прославленного певца и автора трактата о певческом искусстве - своего сына Мануэля Гарсиа. У Э.Гранадоса также есть "Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле" ("Colection de Tonadillas escritas en estilе antiguo") для голоса и фортепиано.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценического действия.

В первой половине XIX века успешно развивалось профессиональное инструментально? исполнительское искусство. Испанские гитаристы пользовались мировой известностью. Среди них особенно выделялись редкостью своего дарования гитаристы Фердинандо Сор (виртуоз и композитор, расширивший возможности техники игры на гитаре) и Мурсиано, игрой которого заслушивался М.Глинка, посещавший Испанию.

Выдающийся скрипач Пабло Сарасате (1844 ? 1908) гастролировал по странам Европы и Америки и привлекал внимание мира к Испании своей исполнительской деятельностью.

Во второй половине XIX века наступает время творчества знаменитой композиторской плеяды - И.Альбениса, Э.Гранадоса, М. де Фальи, великого виолончелиста Пабло Казальса, выдающегося пианиста Рикардо Виньеса и других.

Новаторские устремления испанских композиторов чаще находили понимание сначала во Франции, где жил И.Альбенис, получил признание талант М. де Фальи, пышно расцвел французский музыкальный «испанизм», а уже потом на родине. Многие испанские композиторы и музыканты эмигрировали из беспокойной Испании. Рядом с Мадридом и Барселоной возник еще один центр испанского музыкального возрождения - Париж, сохранявший это значение до начала первой мировой войны, когда большинство испанских музыкантов вернулось на родину.

Выбор редакции
Одни любят горох в плове, другие нет. Последним деваться некуда. В большинстве обеденных заведений Ташкента плов непременно готовится с...

Копчёный кальмар сам по себе очень вкусный продукт, его хорошо есть с картошкой, отварными овощами или с рисом. Но к праздничному столу...

Сушка грибов выгодно отличается от других видов их заготовки своей простотой, доступностью и удобством в хранении конечного продукта: 10...

Сборник сонников К чему снится Богатство во сне по 28 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Богатство» по 28...
Ирина Камшилина Готовить для кого-то гораздо приятней, чем для себя)) Содержание Омлет – блюдо, хорошо знакомое каждому с детства....
В статье на тему: "сонник слива синяя" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Увиденная во сне сочная слива...
Не могу вспомнить источник информации, но в моем сознании прочно укрепилось, что лягушка в образах снов и активного воображения отражает...
Современный cовмещенный сонник Вой, услышанный во сне - очень плохое предзнаменование, скорее всего, вам грозит какая-то беда, болезнь,...
В приготовлении субпродуктов всегда есть свои нюансы, соблюдая которые, вы можете приготовить вкусное и не дорогое блюдо. Давайте узнаем,...