Начинающий фотограф: необходимые основы. Как устроен и работает зеркальный фотоаппарат


Впервые ощутив в своих руках фотоаппарат и попробовав сделать несколько кадров, у любого новичка возникает вполне логичный вопрос: «Как это работает?», «Из чего состоит современный фотоаппарат?». В этой статье мы постараемся как можно детальней описать устройство камеры и сделать это легко и интересно. Поехали!

Так из чего состоит цифровой фотоаппарат?

  • Тушка или как многие профессионалы говорят body (англ. «тело») – корпус, состоящий из пластика или сплава магния, не пропускает свет.
  • Байонет – к нему прикрепляют объективы.
  • Объектив – состоит из системы линз (1). С помощью него изображение объектов съемки проецируется на матрицу.
  • Диафрагма – это перегородка (2), которая находится внутри объектива, а также имеет вид лепестков. Они образуют отверстие, диаметр которого можно регулировать.
  • Зеркало (3) – важнейшая вещь. Оно направляет изображение, которое создает объектив, к фокусировочному экрану (6), а затем через пентапризму (7) в видоискатель (8).
  • Экран фокусировки – матовая пластина, с помощью которой фотограф видит изображение через видоискатель.
  • Пентапризма – элемент, который переворачивает изображение.
  • Видоискатель – своего рода «глазок», через который фотограф видит будущий снимок.
  • Сенсор – электронная матрица (5), которая, чувствуя свет, заменяет в устройстве зеркального фотоаппарата пленку.
  • Процессор – считывает и обрабатывает изображения, возникающие на матрице.
  • Карта памяти – бережно хранит наши фотографии.
  • Затвор – это механические шторки (4), которые находятся между сенсором и зеркалом фотокамеры. В момент съемки они временно открываются таким образом, чтобы свет, попал на матрицу.
  • Аккумулятор – питание камеры и всех ее элементов.
  • Штативное гнездо (11) – разъем для штатива.
  • «Горячий башмак» (10) – к нему подключается внешняя вспышка.
  • Дисплей (9) – для просмотра фотографий, а также для настройки необходимых параметров съемки.
  • Управление – различные кнопочки, колесики и диски для управления и настройки фотокамеры.

Мы перечислили далеко не все части, но лучше ограничится этим набором, дабы при разборе принципов действия в дальнейшем не запутаться.

Устройство цифрового фотоаппарата: принцип действия

Всем начинающим фотографам (особенно мальчикам) наверняка интересно, что происходит внутри фотоаппарата в тот момент, когда вы решаете сделать кадр и нажимаете на кнопку. А происходит следующее:

  1. При съемке в автоматическом режиме объектив самостоятельно фокусируется на предмете.
  2. Затем механический или оптический стабилизатор изображение делает свое дело, а именно – стабилизирует изображение.
  3. Опять же при съемке в авто-режиме, камера сама подбирает параметры: выдержку, диафрагму, ISO, а также баланс белого.
  4. После чего зеркало(3) поднимается.
  5. А затвор(4) открывается.
  6. Свет, который проходит через объектив, формирует изображение на матрице, которое потом считывается процессором и сохраняется в карту.
  7. Затвор закрыт.
  8. Зеркало опущено.

Из чего состоит объектив фотоаппарата

Сейчас существует столько различных видов и марок объективов, что разобраться в составе каждого в рамках небольшой информативной статьи просто не реально. Устройство объектива зеркального фотоаппарата может насчитывать разное количество оптических элементов или линз. Они могут соединяться друг с другом или же, напротив, разделяться небольшим пространством. В простых объективах обычно используют систему, которая может состоять от одной - до трех линз. Что касается дорогих качественных объективов, то количество линз в системе может быть около десятка и больше.

Устройство вспышки фотоаппарата

Самый главный элемент любой электронной вспышки – это импульсная ксеноновая лампочка. Это запаянная стеклянная трубка (дугообразная, спиральная, прямая или кольцевая), которая наполнена ксеноном. На концах трубки имеются впаянные электроды, снаружи располагается зажигательный электрод, который представляет собой полосочку мастики или отрезок проволоки, проводящей ток.

Вспышки бывают:

  • Встроенные – не особо мощные, дают плоское изображение, создают резкие контрастные тени. Не способны выделить структуры объекта съемки. Отлично подходят для использования при ярком естественном освещении, подсвечивают резкие тени. Но стоит отметить, что профессиональные фотографы не советуют использовать встроенную вспышку при съемке.
  • Закрепленные – мощнее, чем встроенные, также их можно настраивать как в ручном режиме, так и в автоматическом.
  • Не прикрепленные к фотоаппарату – обычно такие устанавливают на штатив. С помощью них можно изменять условия освещения, играть со светом.
  • Макровспышки – применяются для макросъемки. Выглядят как небольшое кольцо, которое устанавливается на объективе камеры.

Устройство затвора фотоаппарата

Как мы уже писали выше, затвор в фотоаппарате используется для того, чтобы перекрыть поток света, который проецирует объектив на матрицу или пленку. Открывая затвора на заданное время выдержки, количество света дозируется – так регулируют экспозицию.

Типы затворов:

  1. дисковой секторный затвор;
  2. затовры-жалюзи;
  3. центральный затвор;
  4. диафрагменный затвор;
  5. фокальный затвор.

Устройство матрицы фотоаппарата

Современная матрица представляет собой небольшую микросхему. Поверхность этой микросхемы составляет множество светочувствительных элементов, каждый из которых представляет собой самостоятельный светоприемник. Он преобразует свет в некий сигнал, который после обработки сохраняется на карте памяти. Снимок, который получает фотограф, состоит из комплекса записанных электронных сигналов с каждого светочувствительного элемента. Интересно, правда?

Устройство фотоаппарата зенит

Из чего состоит зеркальный фотоаппарат, мы уже выяснили, теперь пришел черед пленочной камеры «Зенит». Он состоит из:

  • объектива;
  • зеркала;
  • затвора;
  • фотопленки;
  • матового стекла;
  • конденсор (линза);
  • пентапризма или пентазеркало;
  • окуляр.

Конечно, мы перечислили далеко не все. Для того чтобы подробней узнать из чего состоит фотоаппарат (как цифровой, так и пленочный) вам необходимо записать в нашу , где опытный преподаватель расскажет вам о каждой гаечке и продемонстрирует все на наглядном примере.

Впервые ощутив в своих руках фотоаппарат и попробовав сделать несколько кадров, у любого новичка возникает вполне логичный вопрос: «Как это работает?», «Из чего состоит современный фотоаппарат?». В этой статье мы постараемся как можно детальней описать устройство камеры и сделать это легко и интересно. Поехали!

Так из чего состоит цифровой фотоаппарат?

  • Тушка или как многие профессионалы говорят body (англ. «тело») – корпус, состоящий из пластика или сплава магния, не пропускает свет.
  • Байонет – к нему прикрепляют объективы.
  • Объектив – состоит из системы линз (1). С помощью него изображение объектов съемки проецируется на матрицу.
  • Диафрагма – это перегородка (2), которая находится внутри объектива, а также имеет вид лепестков. Они образуют отверстие, диаметр которого можно регулировать.
  • Зеркало (3) – важнейшая вещь. Оно направляет изображение, которое создает объектив, к фокусировочному экрану (6), а затем через пентапризму (7) в видоискатель (8).
  • Экран фокусировки – матовая пластина, с помощью которой фотограф видит изображение через видоискатель.
  • Пентапризма – элемент, который переворачивает изображение.
  • Видоискатель – своего рода «глазок», через который фотограф видит будущий снимок.
  • Сенсор – электронная матрица (5), которая, чувствуя свет, заменяет в устройстве зеркального фотоаппарата пленку.
  • Процессор – считывает и обрабатывает изображения, возникающие на матрице.
  • Карта памяти – бережно хранит наши фотографии.
  • Затвор – это механические шторки (4), которые находятся между сенсором и зеркалом фотокамеры. В момент съемки они временно открываются таким образом, чтобы свет, попал на матрицу.
  • Аккумулятор – питание камеры и всех ее элементов.
  • Штативное гнездо (11) – разъем для штатива.
  • «Горячий башмак» (10) – к нему подключается внешняя вспышка.
  • Дисплей (9) – для просмотра фотографий, а также для настройки необходимых параметров съемки.
  • Управление – различные кнопочки, колесики и диски для управления и настройки фотокамеры.

Мы перечислили далеко не все части, но лучше ограничится этим набором, дабы при разборе принципов действия в дальнейшем не запутаться.

Устройство цифрового фотоаппарата: принцип действия

Всем начинающим фотографам (особенно мальчикам) наверняка интересно, что происходит внутри фотоаппарата в тот момент, когда вы решаете сделать кадр и нажимаете на кнопку. А происходит следующее:

  1. При съемке в автоматическом режиме объектив самостоятельно фокусируется на предмете.
  2. Затем механический или оптический стабилизатор изображение делает свое дело, а именно – стабилизирует изображение.
  3. Опять же при съемке в авто-режиме, камера сама подбирает параметры: выдержку, диафрагму, ISO, а также баланс белого.
  4. После чего зеркало(3) поднимается.
  5. А затвор(4) открывается.
  6. Свет, который проходит через объектив, формирует изображение на матрице, которое потом считывается процессором и сохраняется в карту.
  7. Затвор закрыт.
  8. Зеркало опущено.

Из чего состоит объектив фотоаппарата

Сейчас существует столько различных видов и марок объективов, что разобраться в составе каждого в рамках небольшой информативной статьи просто не реально. Устройство объектива зеркального фотоаппарата может насчитывать разное количество оптических элементов или линз. Они могут соединяться друг с другом или же, напротив, разделяться небольшим пространством. В простых объективах обычно используют систему, которая может состоять от одной - до трех линз. Что касается дорогих качественных объективов, то количество линз в системе может быть около десятка и больше.

Устройство вспышки фотоаппарата

Самый главный элемент любой электронной вспышки – это импульсная ксеноновая лампочка. Это запаянная стеклянная трубка (дугообразная, спиральная, прямая или кольцевая), которая наполнена ксеноном. На концах трубки имеются впаянные электроды, снаружи располагается зажигательный электрод, который представляет собой полосочку мастики или отрезок проволоки, проводящей ток.

Вспышки бывают:

  • Встроенные – не особо мощные, дают плоское изображение, создают резкие контрастные тени. Не способны выделить структуры объекта съемки. Отлично подходят для использования при ярком естественном освещении, подсвечивают резкие тени. Но стоит отметить, что профессиональные фотографы не советуют использовать встроенную вспышку при съемке.
  • Закрепленные – мощнее, чем встроенные, также их можно настраивать как в ручном режиме, так и в автоматическом.
  • Не прикрепленные к фотоаппарату – обычно такие устанавливают на штатив. С помощью них можно изменять условия освещения, играть со светом.
  • Макровспышки – применяются для макросъемки. Выглядят как небольшое кольцо, которое устанавливается на объективе камеры.

Устройство затвора фотоаппарата

Как мы уже писали выше, затвор в фотоаппарате используется для того, чтобы перекрыть поток света, который проецирует объектив на матрицу или пленку. Открывая затвора на заданное время выдержки, количество света дозируется – так регулируют экспозицию.

Типы затворов:

  1. дисковой секторный затвор;
  2. затовры-жалюзи;
  3. центральный затвор;
  4. диафрагменный затвор;
  5. фокальный затвор.

Устройство матрицы фотоаппарата

Современная матрица представляет собой небольшую микросхему. Поверхность этой микросхемы составляет множество светочувствительных элементов, каждый из которых представляет собой самостоятельный светоприемник. Он преобразует свет в некий сигнал, который после обработки сохраняется на карте памяти. Снимок, который получает фотограф, состоит из комплекса записанных электронных сигналов с каждого светочувствительного элемента. Интересно, правда?

Устройство фотоаппарата зенит

Из чего состоит зеркальный фотоаппарат, мы уже выяснили, теперь пришел черед пленочной камеры «Зенит». Он состоит из:

  • объектива;
  • зеркала;
  • затвора;
  • фотопленки;
  • матового стекла;
  • конденсор (линза);
  • пентапризма или пентазеркало;
  • окуляр.

Конечно, мы перечислили далеко не все. Для того чтобы подробней узнать из чего состоит фотоаппарат (как цифровой, так и пленочный) вам необходимо записать в нашу , где опытный преподаватель расскажет вам о каждой гаечке и продемонстрирует все на наглядном примере.

93451 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Принцип действия фотоаппарата. Из каких основных элементов состоит фотокамера.

Принцип действия цифровой фотокамеры

Фотография прежде всего связана со светом. Рассмотрим рисунок.

Свет от солнца или искусственного источника (1) сначала отражается от сцены, находящейся перед объективом фотокамеры, а затем проходит через объектив (2) и, если он есть, затвор (7) (о затворе вы узнаете чуть позже в этом уроке) к задней стенке корпуса камеры - на матрицу (сенсор) (8). В зеркальной фотокамере (DSLR) до нажатия на кнопку спуска затвора свет, отраженный зеркалом (3), пройдя через призму (4) - попадает в видоискатель (5). При съемке зеркало поднимается, и свет попадает на матрицу, как в компактной камере. В некоторых зеркальных камерах Sony зеркало неподвижное, полупрозрачное (SLT камеры).

Этот процесс аналогичен прохождению света через хрусталик человеческого глаза к колбочкам и палочкам, расположенным на задней стенке глаза, а также к зрительным нервам. Когда же свет достигает задней стенки корпуса, он попадает на чувствительный элемент (датчик изображения), который преобразует свет в электрическое напряжение. Затем полученная таким образом информация обрабатывается процессором для исключения помех, расчета значений цвета, формирования файла данных изображения и записи этого файла на носитель информации (карту для хранения цифровых изображений). После этого фотокамера подготавливается к экспонированию следующего изображения.

Весь этот процесс, в течение которого огромное количество информации обрабатывается и записывается на носитель, происходит довольно быстро.

Ниже представлены рисунки, дающие представление об основных элементах, из которых состоит компактная (беззеркальная) и зеркальная фотокамера.

Компактная фотокамера

Зеркальная фотокамера

Рассмотрим подробнее эти основные элементы, из которых состоит цифровая фотокамера и которые позволяют свету, отраженному от объекта съемки, стать фотографией.

Объектив

Объектив фотокамеры представляет собой весьма сложную конструкцию. Как правило, он состоит из целого ряда стеклянных линз, преломляющих и фокусирующих свет, поступающий в объектив. Благодаря этому увеличивается изображение снимаемой сцены и осуществляется фокусировка на конкретной точке. Подробнее об объективах вы узнаете из последующих уроков.

Видоискатель и экран ЖКИ

Видоискатель позволяет видеть изображение в момент его съемки и некоторые из параметров съемки, и представляет собой небольшое окно, в которое наблюдается снимаемая сцена. С его помощью уточняется композиция непосредственно перед съемкой.

Экран ЖКИ обеспечивает предварительный просмотр снимков перед их получением, а также последующий просмотр и анализ только что сделанных снимков относительно правильности установленной экспозиции и композиции либо для показа их окружающим. Кроме того, на экране ЖКИ могут быть просмотрены любые сделанные ранее снимки.

В цифровых фотокамерах экран ЖКИ также может выполнять функцию видоискателя. Вместо того, чтобы подносить фотокамеру к глазу для составления композиции снимаемой сцены, подготовить ее к съемке можно в любом положении, наблюдая на экране ЖКИ изображение еще до того, как оно будет зафиксировано. Один из недостатков экранов ЖКИ заключается в высоком потреблении энергии от батареи питания фотокамеры. Кроме того, просматривать изображения на экране ЖКИ в солнечный день на улице практически невозможно.

Несмотря на все перечисленные выше преимущества экрана ЖКИ, в цифровой фотокамере иногда полезным оказывается и видоискатель. В частности, когда заряд батареи питания на исходе и поэтому нецелесообразно расходовать драгоценную энергию на питание экрана ЖКИ. Как бы там ни было, но видоискатель по-прежнему служит удобной альтернативой экрану ЖКИ при составлении композиции фотографии.
Что же касается зеркальных цифровых фотокамер, то видоискатель и экран ЖКИ показывают одно и то же изображение, поскольку в этом случае для проецирования изображения из объектива в видоискатель используются зеркала. В компактных цифровых фотокамерах видоискатель служит в качестве простого окна, в которое видно снимаемую сцену, а не изображение, проецируемое через объектив для предварительного просмотра. Но поскольку видоискатель находится не в том месте, где и объектив, наблюдаемая в него перспектива оказывается несколько иной.

Затвор

Затвор представляет собой сложный механизм, точно управляющий продолжительностью прохождения света через объектив к пленке или цифровому чувствительному элементу, расположенному на задней стенке корпуса фотокамеры.

В цифровой фотокамере затвор в традиционном смысле может и не понадобиться, что зависит от типа используемого датчика изображения. Так как датчик изображения цифровой фотокамеры является электронным прибором, а не светочувствительным химическим веществом, он может включаться или выключаться электронным путем. Следовательно, необходимость в наличии механического затвора, управляющего поступлением света в фотокамеру, отпадает. Тем не менее для некоторых типов фотокамер затвор все же требуется, хотя во многих моделях цифровых фотокамер механический затвор не применяется.

Независимо от наличия или отсутствия механического затвора в цифровой фотокамере по-прежнему необходим механизм для управления экспонированием изображения, а также кнопка спуска затвора. При нажатии кнопки спуска затвора активизируется целый ряд действий, приводящих в итоге к получению окончательного изображения. Прежде всего необходимо зарядить датчик изображения, чтобы подготовить его к восприятию света из объектива.

Кнопки для настройки фотокамеры

На корпусе камеры имеется множество кнопок, рычажков, дисков, назначение которых лучше всего описано в инструкции к вашей фотокамере. Большинство из них служат для подготовки фотокамеры к съемке, ее настройки и непосредственно съемки.

К ним относятся: установка режима автоматической фокусировки, выбор подходящего баланса белого для обеспечения правильной передачи цветов снимаемой сцены в зависимости от вида используемого освещения, выбор режима экспозиции и т.д. Подробнее об этих и других параметрах вы узнаете из последующих уроков.

Датчик изображения

Датчик изображения состоит из миллионов отдельных светочувствительных пикселей. В этих пикселях, по сути, выполняется преобразование света в электрическое напряжение.

Несмотря на то что цифровые фотокамеры позволяют делать многоцветные снимки, их датчики изображения не воспринимают цвет. Они способны реагировать только на относительную яркость сцены. Для ограничения спектра света, на который реагирует каждый пиксель датчика изображения, применяются специальные цветные светофильтры. Таким образом, в каждом пикселе может быть зарегистрирован только один из трех основных цветов (красный, зеленый или синий), которые необходимы для определения окончательного цвета пикселя. А для определения значений двух остальных основных цветов каждого пикселя применяется интерполяция цвета.

Подробнее о датчиках изображения вы узнаете из нашего следующего урока.

Встроенная вспышка

Встроенная вспышка есть в большинстве моделей цифровых фотокамер. Безусловно, это очень удобно, поскольку света в окружающих условиях зачастую не хватает. С другой стороны, вспышки, встроенные во многие фотокамеры, далеко не всегда оказываются практичными. Отчасти это связано с отсутствием контроля встроенной вспышки. Ведь в большинстве моделей цифровых фотокамер нельзя регулировать мощность встроенной вспышки, и поэтому при оценке уровня освещения приходится полностью полагаться на фотокамеру.

Невозможность регулировать мощность и положение встроенной вспышки превращается в серьезное препятствие при съемке объектов, расположенных близко к фотокамере. В этом случае вспышка слишком сильно освещает сцену, а изображение получается чрезмерно контрастным. Из-за того, что встроенная вспышка находится очень близко к объективу, на снимках зачастую возникает эффект «красных глаз».

Для установки на фотокамеру внешней вспышки и другого необходимого оборудования (видоискателя при его отсутствии в камере, микрофона и т.д.) служит разъем "горячий башмак".

Носители цифровой информации

В цифровой фотокамере каждое зафиксированное изображение записывается на карту-носитель цифровой информации. В какой-то степени эта карта заменяет пленку (и поэтому иногда называется цифровой пленкой), однако у нее есть свои особенности.

Носители цифровой информации бывают самых разных форм и размеров: от формата книги до величины пластинки жевательной резинки и даже меньше. А в некоторых даже имеется возможность использования нескольких типов носителей, что дает дополнительные удобства.

Питание цифрового фотоаппарата

В качестве источника питания в цифровых фотоаппаратах наиболее часто применяются перезаряжаемые элементы - аккумуляторы. По размерам корпуса элементы подразделяются на несколько типов. В цифровой съемочной технике применяются элементы формата ААА и АА (говоря проще "самые тонкие" и "тонкие батарейки") или имеется фирменный, не совместимый с камерами других производителей, конструктив. Размещаются элементы питания в специальном отсеке камеры, где иногда некоторые ищут кнопку "шедевр" :))).

В зеркальных и некоторых беззеркальных фотокамерах со сменной оптикой применяются батарейные блоки, где размещены несколько аккумуляторов, что значительно увеличивает время автономной работы фотоаппарата.

Итоги занятия:

Итак, мы рассмотрели основные элементы конструкции цифровой фотокамеры. Очень важным предметом, который часто забывают изучить, а иногда просто теряют, является руководство по фотокамере.

Анализируя поисковые запросы, которые приводят посетителей на наш сайт, констатирую, что вопросов "как включить" какую либо функцию камеры очень много. Для того чтобы максимально использовать возможности вашей фотокамеры, необходимо внимательно прочитать прилагаемое к ней руководство, что пользователи довольно часто ленятся делать, полагаясь на свои способности разбираться в новой аппаратуре по ходу дела. Как показывает практика - не разберетесь или станете разбираться в самый неподходящий момент.

Это и есть ваше первое практическое задание - внимательно изучить руководство (или инструкцию) по эксплуатации вашей фотокамеры.

На вопросы по теме первого урока, по изложенному материалу и по практическому заданию вы можете задать на сайта.

И в завершении - небольшой видеоролик "Как работает зеркальный цифровой фотоаппарат".

В следующем уроке №2: Типы фотокамер. Основные характеристики современных фотоаппаратов. Узнаем подробнее о сенсорах. Поговорим о мегапикселях. Расскажем, как выбрать фотокамеру.

Современный фотоаппарат с автоматической фокусировкой обоснованно сравнивают с глазом человека. На рис. 1 слева, схематически показан глаз человека. При открывании века световой поток, формирующий изображение, проходит через зрачок, диаметр которого регулируется радужной оболочкой в зависимости от интенсивности света (ограничивает количество света), затем он проходит через хрусталик, преломляется в нем и фокусируется на сетчатке, которая преобразует изображение в сигналы электрического тока и передает их по зрительному нерву в мозг.

Рис. 1. Сравнение глаза человека с устройством фотоаппарата

На рис. 1 справа, схематически показано устройство фотоаппарата. При фотографировании заслонка открывается (регулирует время освещения), световой поток, формирующий изображение, проходит через отверстие, диаметр которой регулируется диафрагмой (регулирует количество света), затем он проходит через объектив преломляется в нем и фокусируется на фотоматериале, который регистрирует изображение.

Пленочный (аналоговый) фотоаппарат – оптико-механический прибор, с помощью которого производится фотосъемка. Фотоаппарат содержит взаимосвязанные механические, оптические, электрические и электронные узлы (рис. 2). Фотоаппарат общего назначения состоит из следующих основных частей и органов управления:

- корпус со светонепроницаемой камерой;

- объектив;

- диафрагма;

- фотографический затвор;

- кнопка спуска – инициирует съёмку кадра;

- видоискатель;

- фокусировочное устройство;

- фотопленка;

- кассета (или иное приспособление для размещения фотопленки)

- устройство транспортировки пленки;

- фотоэкспонометр;

- встроенная фотовспышка;

- элементы питания камеры.

В зависимости от назначения и конструкции фотографические аппараты имеют различные дополнительные приспособления для упрощения, уточнения и автоматизации процесса фотосъемки.

Рис. 2. Устройство плёночного (аналогового) фотоаппарата

Объектив (от латинского objectus – предмет) – оптическая система, заключенная в специальную оправу, обращенная к объекту съемки и образующая его оптическое изображение. От свойств объектива в значительной степени зависит характер и качество фотографического изображения. Объективы бывают постоянно-встроенными в корпус камеры или сменными. Объективы, в зависимости от отношения фокусного расстояния к диагонали кадра, принято подразделять на нормальные , широкоугольные и телеобъективы .

Объективы с переменным фокусным расстоянием (зум-объективы) позволяют получать изображения разного масштаба при неизменном съемочном расстоянии. Отношение наибольшего фокусного расстояния к наименьшему называют кратностью объектива. Так, объективы с переменным фокусным расстоянием от 35 до 105 мм называют объективами с 3х-кратным изменением фокусного расстояния (3-х-кратным зумом).



Диафрагма (от греческого diaphragma) – устройство, с помощью которого ограничивается пучок лучей, проходящих через объектив, для уменьшения освещенности фотоматериала в момент экспонирования и изменения глубины резко изображаемого пространства. Этот механизм реализован в виде ирисовой диафрагмы, состоящей из нескольких лепестков, перемещение которых обеспечивает непрерывное изменение диаметра отверстия (рис. 3).

Рис. 3. Механизм ирисовой диафрагмы состоит из ряда перекрывающихся пластин

Фотографический затвор – устройство, с помощью которого обеспечивается воздействие световых лучей на фотоматериал в течение определенного времени, называемого выдержкой . Открытие затвора происходит по команде фотографа при нажатии кнопки спуска или с помощью программного механизма – автоспуска. Выдержки, которые отрабатываются фотографическим затвором, называют автоматическими. Существует стандартный ряд выдержек, измеряемых в секундах:

1/2 1/4 1/8 1/15 1/30 1/60 1/125 1/250 1/500 1/1000 1/2000 1/4000

Смежные числа этого ряда отличаются друг от друга в 2 раза. Переходя от одной выдержки (например 1/125 ) к соседней, мы увеличиваем (1/60 ) или уменьшаем (1/250 ) время экспонирования фотографического материала в два раза.

По устройству затворы подразделяют на центральные (створчатые) и шторно-щелевые (фокально-плоскостные).

Центральный затвор имеет отсекатели света, состоящие из нескольких металлических лепестков-створок, концентрически расположенных непосредственно возле оптического блока объектива или между его линзами, приводимые в действие системой пружин и рычагов (рис. 4). Центральные затворы автоматически отрабатывают выдержки в диапазоне от 1 до 1/500 секунды.

Рис. 4. Некоторые типы центральных затворов: слева – с отсекателями света одностороннего действия; центр – с отсекателями света двустороннего действия; справа – с отсекателями света, выполняющими функции затвора и диафрагмы

Принцип действия центрального затвора обеспечивает высокую равномерность освещенности получаемого изображения. Центральный затвор позволяет применять фотовспышку практически во всем диапазоне выдержек. Недостатком центральных затворов является ограниченная возможность получения коротких выдержек, связанная с большими механическими нагрузками на отсекатели, при увеличении скорости их движения.

Шторно-щелевой затвор имеет отсекатели, в виде шторок (металлической – латунной гофрированной ленты) или набора подвижно скрепленных лепестков-ламелей (рис. 5), выполненных из легких сплавов или углепластика, расположенные в непосредственной близости от фотоматериала (в фокальной плоскости). Их преимущество – высокая точность отработки выдержек.

Рис. 5. Шторно-щелевой затвор (движение шторок поперек кадрового окна)

Шторно-щелевой затвор позволяет применять различные сменные объективы, так как не связан механически с объективом. Такой затвор обеспечивает выдержки до 1/12000 c. Использование импульсных источников света при шторно-щелевом затворе возможно только при таких выдержках (выдержка синхронизации ), при которых ширина щели обеспечивает полное открытие кадрового окна. В большинстве фотоаппаратов такими выдержками являются: 1/30, 1/60, 1/90, 1/125, 1/250 с.

Фотоэкспонометр – электронный прибор для определения экспозиционных параметров (выдержки и диафрагменного числа) при данной яркости объекта съемки и заданной светочувствительности фотоматериала. В автоматических системах поиск такого сочетания называется отработкой программы. Для повышения точности определения экспозиционных параметров, особенно в тех случаях, когда съемка производится с применением сменных объективов, различных приставок и насадок, существенно влияющих на светосилу объектива, фотоэлементы экспонометрических устройств размещают за объективом. Такая система замера светового потока получила наименование TTL (англ. Through the Line – «сквозь линзу/объектив»). Один из вариантов этой системы показан на схеме зеркального видоискателя (рис. 6). Датчик экспозамера, являющийся приемником световой энергии, освещается светом, прошедшим через оптическую систему объектива, установленного на фотоаппарате, включая светофильтры, насадки и другие устройства, которыми в данный момент может быть оснащен объектив.

Видоискатель – оптическая система, предназначенная для точного определения границ пространства, входящего в пределы поля изображения (кадра).

Оптические видоискатели содержат только оптические и механические элементы и не содержит электронных.

Параллаксные видоискатели представляют собой отдельную от съемочного объектива оптическую систему. Из-за несовпадения оптической оси видоискателя с оптической осью объектива возникает параллакс. Влияние параллакса зависит от угла поля зрения объектива и видоискателя. Чем больше фокусное расстояние объектива и, соответственно, меньше угол поля зрения, тем больше параллактическая ошибка. Преимуществом параллаксного видоискателя является его независимость от съёмочного объектива, что позволяет достичь большей яркости изображения и получить уменьшенное изображение с четкими границами кадра.

Телескопический видоискатель (рис. 6).

Беспараллаксные видоискатели.

Зеркальный видоискатель состоит из объектива, отклоняющего зеркала, фокусировочного экрана, пентапризмы и окуляра (рис. 6). Пентапризма переворачивает изображение в прямое. Отклоняющее зеркало во время кадрирования и фокусировки отражает практически 100% поступающего через объектив света на матовое стекло фокусировочного экрана (при наличии автоматики фокусировки и экспозамера часть светового потока отражается на соответствующие датчики).

Рис. 6. Схемы телескопического и зеркального видоискателей

Фокусировка заключается в установке объектива относительно поверхности фотоматериала (фокальной плоскости) на таком расстоянии, при котором изображение на этой плоскости получается резким. Получение резких изображений определяется соотношением между расстояниями от первой главной точки объектива до объекта съемки и от второй главной точки объектива до фокальной плоскости. На рис. 7 показаны пять различных случаев расположения объекта съемки и соответствующие им положения изображения:

Рис. 7. Связь между расстоянием от главной точки объектива О до объекта К и расстоянием от главной точки объектива О до изображения объекта К"

Пространство слева от объектива (перед объективом) называют пространством предметов, а пространство справа от объектива (за объективом) – пространством изображений.

1. Если объект находится в «бесконечности», то его изображение получится за объективом в главной фокальной плоскости, т.е. на удалении, равном главному фокусному расстоянию f .

2. По мере приближения объекта съемки к объективу его изображение начинает все больше перемещаться в сторону точки двойного фокусного расстояния F’ 2 .

3. Когда объект будет в точке F 2 , т.е. на удалении, равном двойному фокусному расстоянию, его изображение окажется в точке F’ 2 . Причем, если до этого момента размеры объекта были больше размеров его изображения то, теперь они станут равны.

5. Когда объект окажется в точке F 1 , пришедшие от него лучи за объективом образуют параллельный пучок и изображения не получится.

При крупномасштабных съемках (макросъемка) объект располагают на близком расстоянии (иногда меньшем, чем 2f ) и применяют различные приспособления для выдвижения объектива на большее расстояние, чем это позволяет оправа.

Таким образом, для получения резкого изображения снимаемого объекта необходимо перед съемкой установить объектив на некотором расстоянии от фокальной плоскости, то есть произвести фокусировку. В фотоаппаратах фокусировка производится посредством перемещения вдоль оптической оси группы линз объектива с помощью фокусировочного механизма. Обычно управление фокусировкой осуществляется вращением кольца на оправе объектива (может отсутствовать на фотоаппаратах, у которых объектив установлен на гиперфокальное расстояние или в аппаратах в которых предусмотрен лишь режим автоматической фокусировки – автофокус).

Производить фокусировку непосредственно по поверхности фотоматериала невозможно, поэтому применяют различные фокусировочные устройства для осуществления визуального контроля резкости.

Чтобы облегчить наводку объектива на резкость и повысить ее точность, используются различные системы автоматической фокусировки .

Автофокусировка объектива производится в несколько этапов:

Измерение параметра (расстояние до объекта съёмки, максимального контраста изображения, фазового сдвига составляющих выбранного луча, времени задержки прихода отраженного луча и т.п.) чувствительного к резкости изображения в фокальной плоскости и его вектора (для выбора направления изменения сигнала рассогласования и предсказания возможной дистанции фокусировки в следующий момент времени при движении объекта);

Генерация эталонного сигнала, эквивалентного измеряемому параметру и определение сигнала рассогласования системы автоматического регулирования автофокуса;

Подача сигнала на исполнительный механизм фокусировки.

Эти процессы происходят практически одновременно.

Наведение оптической системы на резкость выполняется электродвигателем. Время, затраченное на измерение выбранного параметра, и время отработки сигнала рассогласования механикой объектива определяют быстродействие системы автофокусировки.

Работа системы автофокуса может основываться на различных принципах:

Активные системы автофокусировки: ультразвуковой; инфракрасный.

Пассивные системы автофокусировки: фазовый (применяется в зеркальных плёночных и цифровых фотоаппаратах); контрастный (видеокамеры, незеркальные цифровые фотоаппараты).

Ультразвуковая и инфракрасные системы рассчитывают расстояние до объекта по времени возвращения от объекта съемки фронтов, излученных фотоаппаратом инфракрасных (ультразвуковых) волн. Наличие прозрачной преграды между объектом и фотоаппаратом приводит к ошибочной фокусировке данных систем на данную преграду, а не на объект съемки.

Фазовый автофокус. В корпусе фотоаппарата размещаются специальные датчики, получающие фрагменты светового потока от разных точек кадра с помощью системы зеркал. Внутри датчика расположены две разделительные линзы, которые проецируют двойное изображение объекта фотосъемки на два ряда светочувствительных датчиков, вырабатывающих электрические сигналы, характер которых зависит от количества, попадающего на них света. В случае точной фокусировки на объект два световых потока будут находиться друг от друга на определённом расстоянии, заданном конструкцией датчика и эквивалентным ему эталонным сигналом. Когда точка фокуса К (рис. 9) находится ближе объекта два сигнала сходятся друг к другу. Когда точка фокуса находится дальше объекта – сигналы расходятся дальше друг от друга. Датчик, измерив это расстояние, вырабатывает эквивалентный ему электрический сигнал и, сравнив его с эталонным сигналом с помощью специализированного микропроцессора определяет рассогласование и выдаёт команду на исполнительный механизм фокусировки. Фокусировочные моторы объектива, отрабатывают команды, уточняя фокусировку пока сигналы с датчика не совпадут с эталонным сигналом. Быстродействие такой системы очень высоко и зависит, в основном от быстродействия исполнительного механизма фокусировки объектива.

Рис. 9. Схема работы фазового автофокуса

Контрастный автофокус. Принцип работы контрастного автофокуса основан на постоянном анализе микропроцессором степени контрастности изображения, и отработке команд на перемещение объектива для получения резкого изображения объекта. Контрастный автофокус характеризуется низким быстродействием, обусловленным отсутствием у микропроцессора исходной информации о текущем состоянии фокусировки объектива (изображение считается изначально нерезким) и как следствие необходимости выдачи команды на смещение объектива от исходного положения и анализа полученного изображения на степень изменения контраста. Если контраст не увеличился, то процессор меняет знак команды на исполнительный механизм автофокуса и электродвигатель перемещает группу линз объектива в противоположном направлении, пока не будет зафиксирован максимум контраста. Когда максимум достигнут, автофокусировка прекращается.

Задержка между нажатием на кнопку спуска затвора и моментом съёмки кадра, объясняется работой пассивного контрастного автофокуса и тем, что в незеркальных фотоаппаратах процессор вынужден считывать с матрицы (ПЗС) весь кадр, чтобы проанализировать на степень контрастности лишь зоны фокусировки.

Фотовспышка . Электронные фотовспышки используются в качестве основного или дополнительного источника света, и могут быть разных типов: встроенная фотовспышка фотоаппарата, внешняя фотовспышка с автономным питанием, студийные фотовспышки.

Импульсные газоразрядные лампы – это мощные источники света, спектральная характеристика которых близка к естественному дневному свету. Длительность импульса – период времени, в течение которого интенсивность импульса снижается до 50% от максимального значения и составляет 1/400 – 1/20000 с и короче.

Ведущее число – мощность фотовспышки, выраженная в условных единицах, равна произведению расстояния от фотовспышки до объекта съемки на диафрагменное число. Ведущее число зависит от энергии вспышки, угла рассеяния светового потока и конструкции отражателя. Обычно ведущее число указывается для фотоматериала чувствительностью ISO 100.

Зная ведущее число и расстояние от вспышки до объекта съемки можно определить необходимую для правильного экспонирования диафрагму по формуле:

Например, при ведущем числе 32 мы получим следующие параметры: диафрагма 8=32/4 (м), диафрагма 5,6=32/5,7 (м) или диафрагма 4=32/8 (м).

Количество света обратно пропорционально квадрату расстояния от источника света до объекта, поэтому для увеличения эффективного расстояния фотовспышки в 2 раза, при фиксированном значении диафрагмы, необходимо увеличить чувствительность фотоматериала в 4 раза (рис. 11).

Рис. 11. Первый закон освещенности

Например, при ведущем числе 10 и диафрагме 4 мы получим:

При ISO100 – эффективное расстояние =10/4=2,5 (м)

При ISO400 – эффективное расстояние =5 (м)

Эффект «красных глаз». При съемке людей со вспышкой их зрачки на снимке могут оказаться красными. Эффект «красных глаз» вызван отражением света испускаемого фотовспышкой от сетчатки на задней поверхности глаза, который возвращается прямо в объектив. Данный эффект характерен для встроенной вспышки из-за близкого расположения ее к оптической оси объектива (рис. 12).

Способы уменьшения эффекта «красных глаз»

Используя для фотосъемки компактную камеру, можно лишь уменьшить вероятность появления эффекта «красных глаз». Проблема также носит и субъективный характер – есть люди, у которых эффект «красных глаз» может появиться даже при съемках без вспышки…

Рис. 12. Схема образования эффекта «красных глаз»

Для снижения вероятности появления эффекта «красных глаз» существует ряд методов в основе которых лежит свойство глаза человека уменьшать размер зрачка при увеличении освещенности. Производится освещение глаз с помощью предварительной вспышки перед основным импульсом или яркой лампой на которую необходимо смотреть фотографируемому.

Единственный надежный способом борьбы с этим эффектом – использование внешней автономной фотовспышки с удлинителем, расположив ее оптическую ось примерно в 60 см от оптической оси объектива.

Транспортировка пленки. Современные пленочные фотокамеры снабжены встроенным моторным приводом, для транспортировки пленки внутри камеры. После каждого снимка пленка автоматически перематывается на следующий кадр и одновременно производится взвод затвора.

Существует два режима транспортировки пленки: покадровый и непрерывный. В покадровом режиме после нажатия на кнопку спуска затвора выполняется один снимок. В непрерывном режиме производится съемка серии кадров до тех пор, пока нажата кнопка спуска затвора. Обратная перемотка отснятой пленки – осуществляется фотоаппаратом автоматически.

Кто хоть раз в жизни делал фотографии? Неважно телефоном или камерой, выполнять их не составляет особого труда. Гораздо сложнее разобраться с принципами устройства фотокамерами и дополнительными аксессуарами. В своей новой статье постараюсь рассказать, из чего состоит фотоаппарат, зачем нужны объективы, дам советы по использованию, объяснив все как можно в более понятной и доступной форме начинающим фотографам.

История появления фото

В начале XIX века Жозеф Нисефор Ньепс открыл способ сохранения сделанного изображения в камер-обскуры при помощи обработки попадающего света с асфальтовым лаком (некий аналог битума) на поверхность стекла. Благодаря асфальтовому лаку, изображение принимало форму и становилось заметным. Ньепс назвал своё гениальное изобретение «Гелиограф». Таким образом, впервые в человеческой истории рисунок делал не художник, а падающие лучи света в преломлении. Ньепс его назвал «Вид из окна», и он представлял собой довольно заметное изображение уличного пейзажа.

Вскоре Жозеф Нисефор стал сотрудничать с известным французским художником Жаком-Манде Дагерром, и значительно продвинулся в собственных исследованиях. Уже в 1833 году Дагерр (Ньепс к тому времени уже умер) объявил о создании дагерротипии – технологии создания изображений с помощью серебряных пластин.

Первое цветное фото датировано 1861 годом, когда шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл представил своё творение «Ленточка из шотландки», а первый фотомонтаж случился в 1858 году Генри Робинмоном, скомбинировавшим в один несколько негативов.

С каждым годом технологии постоянно улучшались и сейчас создание фотографии достигло настолько высокого и развитого уровня, что справиться с ними способен даже малыш, не говоря уже о взрослых людях. В настоящее время на рынке представлены множество моделей фотоаппаратов в различном ценовом сегменте от простых «мыльниц» до навороченных профессиональных зеркалок, стоимость которых в полной комплектации сопоставима с автомобилем среднего уровня. К плюсам первых относят невысокую стоимость, как следствие, общую доступность и очень компактные размеры, вторые отличаются высоким качеством снимков и выбором множества функций.

Виды фотоаппаратов

Все камеры подразделяются на несколько типов:

  1. «Мыльница» или компактные камеры. Многие слышали, такое слово, но не все чётко знают, что это на самом деле такое. «Мыльница» представляет собой самый простой и наиболее доступный вариант цифровой камеры, цена на который обычно начинается от 2 тыс. рублей. У большинства моделей отсутствуют ручные режимы съёмки, имеется не очень качественный несъемный объектив, который имеет переменное фокусное расстояние. Но главным и основным недостатком такого устройства считается наличие маленькой матрицы, из-за чего снимки получаются не очень высокого качества. В общем, камера начального и простого уровня.
  2. «Ультразум». По своей сути, это всё та же «мыльница», но большего размера. Они зачастую гораздо удобнее по эргономике, чем «мыльницы», а главное, их различие, это присутствие встроенного универсального объектива большой кратности. Показатель в 20-50 зумов обычно считается нормой для такого рода устройств, причём, качество фотографий лишь ненамного превышает снимки, сделанные «матрицей». Если суммировать вышесказанное, ультразум более универсальная и удобная камера с большим объективом, а в остальном та же сама компактная камера.
  3. Компакт-камеры продвинутого уровня. Это самый высокий класс среди компакт-камер, в ней матрица, по размерам вполне сопоставимая размерами с кроп-зеркалками, светосильный объектив, ручной режим. Главной особенностью таких фотоаппаратов является наличие объектива с фиксированным фокусным расстоянием и высокое качество снимков. Главными минусами таких устройств является невозможность смены объектива и приличная стоимость, иногда они оказываются дороже зеркалок любительского уровня.
  4. «Беззеркалки» или системные цифровые фотоаппараты (EVIL-камеры). «Беззеркалкой» считается цифровая камера со сменной оптикой, у которой отсутствует зеркало и оптический видоискатель. Это главное отличие этих устройств от зеркальных фотоаппаратов, благодаря данной технологии появилась возможность сделать более компактными размеры камеры, даже несмотря на то, что здешние матрицы вполне сопоставимы по размерам с матрицами «зеркалок». То есть «беззеркалкой» считается небольшая фотокамера, имеющая прекрасные характеристики матрицы и возможность смены объектива. Недостатками являются не очень хорошая эргономика, небольшой парк оптики и отсутствие оптического видоискателя.
  5. «Зеркалки». Зеркальным цифровым фотоаппаратом называют камеру со сменной оптикой, оптическим видоискателем, способным отобразить реальную картину снимаемых событий благодаря особой конструкции устройства и передать полную картину светового потока от объектива через зеркало прямиком в видоискатель. Во время выполнения съёмки происходит поднятие зеркала и вместо видоискателя изображение отправляется на матрицу, так происходит сохранение снимка. Суммируя, можно сказать, что «зеркалки» отличаются быстрой фокусировкой, скоростной съёмкой, отличной эргономикой, большим парком оптики и высоким качеством снимков. Многие начинающие фотографы покупают именно такие модели как например, Canon 600D, а затем, когда становятся профессионалами, переходят уже на более навороченные устройства.
  6. Фотокамеры цифровые с полупрозрачным зеркалом. По внешнему виду они практически ничем не отличаются от «зеркалок», единственное, у них отсутствует прозрачное зеркало, а вместо него применяется полупрозрачное. Другой их особенностью является наличие электронного, а не оптического видоискателя. К плюсам таких устройств относят высокую технологию передачи светового потока к видоискателю и матрице через объектив, к минусам – часть задержки света полупрозрачным зеркалом.
  7. «Дальномерки». Цифровые дальномерные камеры имеют более компактные размеры по сравнению с зеркальными камерами и отличаются очень высокой стоимостью. Их приобретение считается средством для поднятия имиджа, а выпуском в основном занимается легендарная Leica. Такими камерами владеют очень мало людей на планете.
  8. Среднеформатные цифровые фотокамеры. На сегодняшний день - это самые дорогие цифровые фотоаппараты, по качеству снимков, благодаря наличию среднеформатной матрице, оставляют далеко позади многие камеры. В основном их приобретают профессионалы, которые занимаются съёмками высокого уровня. Стоимость среднеформатной цифровой камеры может в определённых случаях достигать и около миллиона рублей. Но нам с вами они пока точно не нужны.

Как происходит формирования изображения

Создание снимка на фотоплёнке (матрице) происходит следующим образом: сначала световой поток от объекта съёмки преобразуется объективом в действительное изображение на светочувствительной поверхности, затем по интенсивности регулируется диафрагмой объектива и выдержкой, а в некоторых случаях ещё и установленными на его пути светофильтрами.

Фиксация светового потока в плёночной фотокамере происходит на фотоматериале, сначала образуется скрытое изображение, преобразуемое в настоящее после проведения химической или физической обработки (проявления). В цифровой фотокамере изображение принимает матрица (электронный датчик), который его оцифровывает и отправляет в буферное ОЗУ для запоминания, после чего оно сохраняется на флешке устройства.

Из чего состоит фотоаппарат

Думаю, многие знают, что фотоаппарат представляет собой конструкцию из тёмной коробки (камеры-обскуры) с отверстием на противоположной стороне от которого расположена матрица, то есть светочувствительный сенсор, ответственный за отображение снимков. Для улучшения качества снимков камеры-обскуры дополнительно оснащаются дополнительными устройствами:

  • объективом;
  • затвором;
  • диафрагмой;
  • вспышки.

Объектив состоит из набора линз, собранных внутри оправы в единую систему, которые обеспечивают преломление световых лучей на матрицу (плёнку) и придаёт изображению чёткость. Объективы высокого качества обязаны давать на плёнке правильное геометрическое и резкое изображение снимаемого объекта по всему полю кадра, для которого он предназначен. Производство объективов требует ювелирной работы и высочайшей точности, поэтому на заводе производится жесточайшая проверка на качество каждой единицы.

Современные объективы считаются очень сложной системой оптических линз, которые подбираются в определённой комбинации и под определённым углом. Обычную линзу в единственном числе также можно использовать как объектив (так и делали раньше в первых фотокамерах), но так как ей свойственные такие недостатки, как нерезкое и размытое изображение по краям кадра, постепенно конструкторы пришли к тому, чтобы комбинировать оптику и тем самым добиться поразительных результатов. Нынешние объективы позволяют добиться необыкновенно чётких снимков высокого качества, о чём нельзя было мечтать ещё несколько десятилетий назад. Стоимость объективов высокого и элитного уровня может достигать нескольких сот тысяч.

Перед тем как начинаете задумываться о стоимости объектива, необходимо чётко представлять, зачем он вам действительно нужен. Это очень важно. Бывают случаи, когда в вашей камере в комплекте уже идёт объектив хорошего уровня и его замена в погоне за модой и имиджем нецелесообразна. Поэтому сначала узнайте, поспрашивайте у друзей и знакомых, какой у вас стоит объектив, а затем уже решайте нужен он вам или нет.

Если же у вас в комплекте с фотокамерой не шёл объектив, то выбирайте его исходя из своих потребностей и универсальности. Понятно, что если вы начинающий фотограф, то нет смысла брать дорогие модели, лучше остановиться на объективе начального и среднего уровня. Они обычно идут со стандартной резьбой, которая подходит к большинству фотокамер, позволяет выполнять качественные снимки, обладает достаточно широкими возможностями.

Это уже по мере повышения вашего профессионального уровня и при наличии бюджета можно задуматься о приобретении объектива для портретной или макросъемки. А пока на первое время вполне достаточно приобрести универсальный объектив и наслаждаться выполнением качественных снимков собственного производства.

Виды объективов

На рынке фототехники представлено множество различных объективов, различающихся по своим возможностям и стоимости, причём все они делятся на несколько категорий. Самыми распространёнными являются стандартные, широкоугольные и длиннофокусные, используются в том числе и новичками, а не только профессионалами.

И так, типы объективов:

  1. Стандартный. Обеспечивает максимально естественный вид фотографии, который способен воспринимать человеческий глаз. Считается, что угол поля зрения такого объектива составляет от 400 до 510. Также стандартный объектив не очень подходит для съёмки удалённых объектов и макросъемки. В нём отсутствует зум, поэтому, чтобы снять кадр вам придётся подходить или отходить от нужного объекта. Зато кадры, выполненные таким объективом, обладают хорошей светосилой, чёткостью и ясностью, даже в ненастную погоду, прекрасно подходят для начинающих фотолюбителей, отличаются более компактными размерами и меньшим весом. В общем, стандартный объектив идеальный выбор для новичков. Отличным вариантом станет выбор в пользу Canon 24–105, отлично зарекомендовавший себя в глазах многих фотографов.
  2. Широкоугольный или короткофокусный. Отличается более широким углом обзора, поэтому его главным преимуществом по сравнению со стандартным объективом является возможность снимать крупные объекты не отходя назад. Это очень удобно, когда приходится щёлкать домашние интерьеры или невозможно физически отойти на необходимое расстояние. Угол поля зрения в широкоугольном объективе равен более 520, эта особенность позволяет делать снимки больших групп людей на близком расстоянии, выполнять красивые пейзажные кадры. Кроме этого, они позволяют придать дополнительную чёткость и выразительность фотографии, создать необычный и красивый эффект размытости заднего вида. Среди этого типа я советую остановиться на Sigma 12–24.
  3. Длиннофокусные или телеобъективы. Предназначены для съёмки далёких и удалённых объектов, к которым невозможно приблизиться близко. Как пример, они просто необходимы для выполнения спортивной съёмки с трибуны и с беговой дорожки, при поездках по заповедникам, когда требуется снять диких животных, представляющих угрозу жизни. Они неизменная вещь папарацци, использующих объективы для снятия «жареных» фактов жизни звёзд, шпионов и секретных агентов. Угол зрения в таких устройствах составляет от 100 до 390. Объективы с показателем ниже 100 называют сверхдлиннофокусными и применяются суперпрофессионалами и то, в редчайших случаях.
  4. Макрообъективы. Используются обычно для съёмки небольших объектов на незначительном расстоянии. Например, для фотографий бабочек, ювелирных изделий, цветов, контуров человеческого тела. Главным преимуществом такого объектива считается возможность сделать снимаемый объект более крупным, чем он выглядит на самом деле, и позволить разглядеть в мельчайших подробностях, то что не способен воспринимать человеческий глаз.
  5. Рыбий глаз или Fisheye. Очень новомодная вещица, появившаяся на рынке фототехники не так давно. Он позволяет создать ещё больший угол обзора, чем у всех других типов объективов. Края фотографии при съёмке искажаются и создаётся впечатление, что вы смотрите как будто рыбьим глазом, отсюда и его название. При многих недостатках такого объектива угол обзора может достигать в некоторых случаях невероятных 1800 к чему неспособен и близко приблизиться ни один другой вид объектива.

Затвор

Это устройство, расположенное между матрицей и объективом и представляет собой непрозрачную плоскость, открываемую и закрываемую с высокой скоростью. Затвор регулирует время засветки матрицы (выдержку) и выполняет одну из важнейших задач при съёмке – захват изображения на матрицу или плёнку. Но основной его функцией является регулирование прохождения светового потока на светочувствительный элемент камеры.

Представляет он собой механическое устройство в виде вертикальной или горизонтальной шторки, закрывается и открывается в определённый момент времени, в который необходимо попасть световому потоку на матрицу.

Диафрагма

Представляет собой круглое изменяемое отверстие, расположенное внутри объектива, через которое определяется число поступающего света на матрицу. Заглянув внутрь объектива, можно увидеть несколько лепестков в форме дуги. Это и есть та самая диафрагма.

В переводе с греческого слово «диафрагма» означает «перегородка». Она позволяет производить регулировку светосилы объектива, менять действующее отверстие и соотношение яркости оптического изображения относительно яркости самого снимаемого объекта.

Специальный привод в конструкции камеры позволяет свести лепестки диафрагмы к центру, тем самым уменьшив его отверстие. Это помогает уменьшить светосилу объектива и увеличить выдержку во время выполнения съёмки. При изменении значения на один показатель меняется диаметр отверстия где-то в 1,4 раза, а число света, падающее на матрицу, изменяется в 2 раза. Это свойство можно использовать, например, при съёмке в очень солнечную или снежную погоду.

Вспышка

Никуда не деться при выполнении фотографии и от вспышки. Она, как правило, подразделяется на несколько видов:

  • Автоматическая. Срабатывает или нет по мере необходимости в зависимости от условий освещения. Это позволяет экономить заряд батареи, но в некоторых случаях она бывает необходима, но не включается. Обычно её применяют начинающие фотографы, только осваивающие непростое ремесло.
  • Принудительная. Срабатывает всегда, независимо от степени освещённости. При таком режиме невозможно регулировка длительности импульса, то есть вспышка полностью использует своё ведущее число. Требует больший расход энергии, так как срабатывает во всех случаях.
  • Медленная синхронизация. При этом режиме производится самостоятельная установка скорости срабатывания затвора. Это делается для того, чтобы появилась возможность проработки фона, так как в большинстве случаев вспышка до него «не добивает».
  • Без вспышки. Она отключается в тех случаях, когда запрещена или не нужна и присутствует естественный цвет. Некоторые продвинутые камеры предлагают целый список значений, позволяющих улучшить качество снимка при отсутствии вспышки.

Для трёх первых режимов также доступен режим уменьшения «эффекта красных глаз». Он достигается благодаря срабатывании серии коротких вспышек без применения затвора. Это выполняется для того, чтобы у людей, которые находятся в темноте сузились зрачки, и глазное дно не отображало красное дно.

  1. Главным и одним из самых частых заблуждений считается то, что для выполнения качественного снимка необходимо иметь под рукой только самые крутые и дорогие аксессуары. Это не так. Запомните это навсегда. Главное – это фотограф, то есть вы, а камера лишь инструмент в руках. Можно имея самый крутой фотоаппарат, выполнять кадры хуже, чем простым мобильником, если не знаешь с какой стороны подойти к нему. Да, техника очень важна, но не главное, гораздо важнее качество и умение.
  2. Не гонитесь за новинками, всё равно не угонитесь, так как даже самый навороченный фотоаппарат через несколько лет безнадёжно устаревает, а ему на смену приходит более дорогой и современный аналог. Причём ваше устройство становится в несколько раз дешевле, но при этом не теряет в качестве снимков. Ну и зачем тогда тратить лишние деньги. Я уже несколько лет пользуюсь Canon 600D и абсолютно всем доволен, ни разу за все это время он меня не подвел.
  3. Чтобы сделать очень качественные кадры иногда достаточно простой «мыльницы» или смартфона с расширенным набором настроек и хорошей камерой. Многие снимки, выполненные ими, по своему уровню почти не уступают фотографиям, сделанным топовыми «зеркалками», потому что люди прекрасно понимают, как делать снимок.
  4. Чтобы сэкономить деньги, можно попробовать поискать по объявлениям зеркальную камеру бывшую в употреблении несколько лет. Особенно хорош этот вариант для новичков. Это позволит потратить значительно меньше денег, получить в свои руки отличное устройство и постепенно повышать свой уровень фотографа.
  5. Не стремитесь выбирать устройства с большими мегапикселями, они не сделают ваши кадры лучше. Гораздо важнее изучить основы фотографирования и шаг за шагом повышать своё мастерство.
  6. Одним из главных показателей качественного снимка является резкость. Она в большинстве случаев возникает из-за «шевеленки», а она может проявляться при дрожании камеры на большой выдержке при съёмках в условии недостаточной освещённости (она даже может возникать при выдержке в 1/10 секунды), неверно выбранной глубины резкости, промахах автофокуса и движении при выполнении съёмки. Главное запомните, что чем больше выдержка, тем более в неподвижном состоянии должна находится ваша камера и снимаемый объект. В таких ситуациях отличным выходом может стать приобретение штатива, который позволяет зафиксировать камеру и устранить «шевеленку». В своих более ранних статьях я уже рассказывал, как выбрать штатив, поэтому снова повторяться не буду.
  7. Старайтесь постоянно иметь камеру при себе, очень часто возникают ситуации, когда есть возможность сделать хороший снимок, но отсутствует устройство. Не пытайтесь превратить съёмку в рутинный процесс, старайтесь всегда иметь «свободные» мозги и обладать хорошим настроением, ваш позитив, несомненно, отразится и в фотографии. Иногда постоянно носить громоздкую «зеркалку» бывает тяжело, в таких случаях её можно заменить обычной, проверенной в боевых условиях «мыльницей».
  8. Гуляя по улице, обращайте внимание на интересные места для съёмки, окружающие предметы, вдруг у вас появится желание их сфотографировать в будущем, хотя сейчас они выглядят не очень привлекательно. Остановитесь и не спеша подумайте под каким углом и ракурсом можно выполнить кадр, хороший снимок не требует спешки. Особенно полезным думаю этот совет будет для новичков, так высококлассный профи обычно держит все эти ситуации в голове.
  9. Тренируйте своё фотографическое мышление, старайтесь взглянуть на привычные вам вещи несколько по-иному. Это могут быть цветы на подоконнике, привычный вид из вашего окна, фрукты в вазе на столе и т. п.
  10. Существует такое понятие «предварительная визуализация», это когда фотограф представляет себе будущий снимок, не взяв ещё в руки камеру. И вы старайтесь заранее увидеть кадр, не нажав на спусковой крючок устройства.
  11. Для большинства фотографов съёмка хобби, а не тяжёлая работа. Научитесь получать удовольствие от выполнения снимков и не превращайте её в рутину. Научитесь получать удовольствие от самого процесса, а не только от конечного результата, создавайте что-то своё, просматривайте чужие фотографии и запоминайте в них понравившиеся моменты.
  12. Не стесняйтесь учиться у других, в этом нет ничего плохого, черпайте информацию в книгах, интернет-ресурсах, советах. Старайтесь только не скопом прочитать всю информацию и забить себе мозги всем подряд, а выделяйте самое ценное и нужное, повышайте свои знания шаг за шагом, если вам непонятно какое-либо слово или термин, хорошенько вникните в его смысл и двигайтесь дальше. Смотрите, как более профессиональные фотографы выбирают падающий свет, угол обзора, степень удалённости объекта, не бойтесь экспериментировать в поиске лучшего снимка.
  13. В случае неудачи при выполнении фотографии, не спешите разочаровываться в своём увлечении. Возможно, у вас просто сегодня неудачный день, накопилась усталость и плохое настроение, отдохните, в следующий раз у вас все обязательно получится. Даже у самых крутых профессионалов бывает неудачные снимки, что уж говорить о нас с вами.
  14. Постепенно повышайте свой уровень. Вы купили хорошую «зеркалку», но до сих пор продолжаете делать снимки в режиме «авто»? Зачем он тогда вам? Пользуйтесь «мыльницей» или телефоном, а «зеркалку» забросьте. Хорошие кадры очень редко выполняются в «авторежиме», поэтому экспериментируйте с настройками, изучайте, что такое степень выдержки, диафрагма, экспокоррекция и другие параметры. В общем, начинайте с азов, а потом по чуть-чуть добавляйте к своим знаниям накопленный материал и опыт. Ну и наконец, наверное, самый важный совет. Как можно больше фотографируйте, чем больше снимков, тем выше вероятность, что набьёте и руку и действительно превратитесь из начинающего фотографа в мастера высокого уровня. Единственное, не надо щёлкать все подряд, старайтесь своё брать качеством.

Вредные привычки среди новичков

Многие считают, что чем ярче дневной свет, тем лучше получаются фотографии. На самом деле это не совсем так. Яркий свет наоборот отбеливает некоторые части снимка, скрывает детали, уменьшает яркость цветов и создаёт резкие тени, а при съёмке заставляет человека щуриться и закрывать глаза. Обычно лучшие кадры получаются ранним утром, поздним вечером или в пасмурные дни.

Выполнять фотографии следует в режиме RAW, а не JPEG. Да, снимки в JPEG занимают намного меньше места, но сейчас носители информации стоят не так много денег, чтобы терять на качестве. А в RAW сохраняется информация о яркости цвета и проявлении новых деталей, не видных ранее, что в формате JPEG невозможно, так как система камеры сама определяет экспозицию и цветовой баланс снимка.

Многие стараются разместить снимаемый объект в центре кадра, на самом деле это не всегда правильно. Правильнее будет соблюдать правило третей (когда кадр разбивается на равные трети по вертикали и горизонтали, а основные объекты снимка располагаются в точках пересечения третей или на их линиях). В этом случае практически всегда получаются качественные снимки.

Не следует выполнять фотографии на уровне глаз, это сразу превращает их в заурядные «моментальные снимки». Мы и так постоянно смотрим на окружающий мир в таком положении, поэтому старайтесь снимать сидя на корточках, это сразу придаст свежести вашей фотографии. Можно также попытаться снять с балкона, вершины лестницы, из окон верхних этажей.

Часто отлично сделанную фотографию портит задний план, поэтому при выполнении снимки учитывайте то, что расположено за объектом съёмки. Начинающие фотографы зачастую игнорируют этот факт и получают тень от проходящего человека, фонарный столб, заслоняющий все пространство, неприглядные инженерные коммуникации и многое другое. При выполнении съёмки старайтесь выбирать местность с минимальным набором строений и окружающих предметов. Можно также использовать расстояние фокуса, при котором неприглядный задний фон будет слегка размытым.

Не старайтесь щёлкнуть объект всего один раз и побежать дальше. Что вас при этом останавливает от многократного выполнения кадра не совсем понятно. Сейчас, в эпоху цифровых технологии, можно не экономить на количестве фотографий, снимайте сколько душе угодно. Часто возникают случаи, когда среди десятков одинаковых снимков попадается настоящий шедевр, его надо только обнаружить, затратив некоторое количество времени на осмотр материала.

Многие пытаются фотографировать привычные объекты как все, под тем же ракурсом, уровнем освещения, в результате чего получаются красивые снимки, но довольно обыденные и распространённые. Старайтесь делать свои кадры по-иному, снимайте ночью, с других ракурсов, в необычных погодных условиях. Как результат, вы выделитесь из толпы и заслужите уважение окружающих.

Не следует постоянно носить камеру только в руках, так как иногда никуда не деться от дрожания. Лучше всего дополнительно купить штатив и пользоваться им, благо компактных моделей на рынке предостаточно. С ним фотографии получаются более чёткими и появляется возможность выполнения разных видов съёмки. О том я писал в прошлой статье.

Заключение

В своей очередной статье постарался рассказать об устройстве фотоаппарата и его основных деталях, дать несколько полезных советов по выполнению качественных снимков, перечислить главные вредные привычки характерные для начинающих фотографов.

На этом закончу свою статью, всем отличных кадров! =)

Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:


Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...