Нашествие персидских войск на элладу. Нашествие персидских войск на Элладу (Грецию)


Урок истории в 5 классе

Цели: завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 33.

КАРТОЧКА № 33

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Марафонская битва?»

Для этого вспомни:

— Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

— Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого?

— Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

— Как повели себя жители Спарты?

— Какую помощь оказали жители города Платеи?

— Как построились войска греков? Как они сражались?

Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?

Примерный ответ учащегося

В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одержана победа.

2. Работа с классом.

а) Подготовка к контрольно-обобщающему уроку.

— Дайте определения понятиям «классы», «государство», «эксплуатация», «полис», «демократия», «реформы», «религия», «олигархия».

— Что обозначают слова: ареопаг, архонты, илоты, граждане, Народное собрание, стратег, колония?

б) Проверка умений показывать на карте исторические объекты.

— На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Северная.)

— Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес.)

— Где находится город Афины. (В Аттике.)

— Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония.)

3. Устный ответ ученика по карточке № 33 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

— В каких крупных сражениях с персами смогли победить греки благодаря тщательной подготовке?

IV. Изучение новой темы

План

1) Подготовка эллинов к новой войне.

2) Бой в Фермопильском ущелье.

3) Саламинское сражение.

На доске: тема урока, новые слова: Фемистокл, Фермопильское ущелье, триера, о. Соломин, Ксеркс, Коринфский перешеек .

1. Рассказ учителя.

Фемистокл — вождь демоса. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что флот — опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Тридцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

б) Заполнить таблицу, начатую на прошлом уроке.

«Греко-персидские войны»

3. Рассказ учителя (дополнение к тексту учебника).

а) К Фермопильскому сражению.

Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 000 человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались — в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов.

Леонид знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали.

б) К Саламинскому сражению.

Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на акрополе и все героически погибли.

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

— Почему Греция — небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств — сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

— Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

2. Проверка заполнения таблицы.

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 35 Вигасина или § 29 Михайловского; подготовиться к контрольному тесту по истории Греции: а) повторить § 30, 31 Вигасина, § 26, 27 Михайловского; б) повторить термины; для любознательных: у Фермопильского ущелья поставлен памятник погибшим спартанцам. Это фигура льва. Почему? (Имя Леонид в переводе с греческого означает «лев».)

План-конспект урока на тему:

«Нашествие персидских войск на Элладу»

Цели урока:

Образовательные:

    формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом, с исторической картой на уроках

    анализировать исторический источник

Развивающие:

    формирование умений обобщать

    использование отображенной информации в различных знаковых системах - таблица, карта, аудиовизуальный ряд

Воспитывающие:

    развитие познавательной активности

    умение общаться в группах

Ожидаемые результаты:

    Предметные:

    Научатся определять причины побед греков, давать оценку итогам войн, характеризовать личности Ксеркса и Фемистокла;

    Получать возможность научиться анализировать мнения, события, делать собственные выводы, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

    Метапредметные:

    Познавательные : дополнят и расширят знания о греко-персидских войнах (Фермопильская и Саламинская битвы), осуществлят поиск необходимой информации;

    Коммуникативные : применят правило делового сотрудничества, примут участие в коллективном обсуждении;

    Личностные : сохранят мотивацию к учебной деятельности, проявят интерес к новому учебному материалу, оценят собственную учебную деятельность.

Решаемые учебные проблемы : почему греки смогли победить в греко-персидских войнах?

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку «Нашествие персидских войск на Элладу».

Ход урока:

I .Организационный момент.

II .Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Версии.

    Какая угроза нависла над Грецией в начале V в. до н.э.? Докажите, что эта угроза была велика.(Нашествие персов. Огромное войско.)

    Сохранялась ли опасность вторжения после победы в Марафонской битве? Почему? (Персы хотели отомстить, наказать греков за победу при Марафоне и поработить.)

    В каком году была Марафонская битва?

    Оставалась ли Персия сильной державой? Была ли сильна Греция?

(Да. Персия – великая держава, объединяющая многие народы. Греция разобщена)

    Судя по силам воюющих сторон, каковы должны быть результаты греко-персидских войн? Но победили греки.

Проблема: почему греки смогли победить в греко-персидских войнах?

Есть версии, предположения? Запишите их краткими фразами.

Учитель фиксирует на доске:

Греки объединились;

Новая военная тактика, появление флота;

Искусство полководцев;

Мужество, героизм и т.д.

III .Актуализация знаний. Планирование деятельности:

Беседа об особенностях греческой демократии.

Что нам нужно узнать?(новые события в жизни греков, как готовились к войнам, итоги и значение)

План изучения нового материала.

1.Подготовка Греции к новой войне с персами.

2.Вторжение войск Ксеркса в Грецию.

3.Бой в Фермопильском ущелье.

4.Саламинское сражение.

Поиск решения проблемы.

Самостоятельная работа с текстом учебника. Изучить действия Фемистокла.

Высказывание мнений.

Многие греки считали поражение персов при Марафоне концом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе. Чтобы отстоять свою независимость, греческим городам нужно было забыть о внутренних раздорах, объединить свои силы и создать одно большое мощное войско. В эти годы выдвинулся умный и энергичный гражданин Афин Фемистокл. Он был участником Марафонской битвы и хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнуться в Грецию. Выступая на Народном собрании, он говорил: «Наша родина – Эллада – разделена на десятки государств, которые часто воюют с друг другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться». Фемистокл ездил по разным городам Греции, в конце концов, военный союз, к которому он призывал, был создан. Командование объединённым войском поручили спартанцам, так как у них была лучшая пехота. С именем Фемистокла связано создание флота. Выступая на народном собрании, он говорил:

Если персидский царь двинется на Элладу со своими главными силами, на суше нам его не победить. Наше спасение в создании могучего флота, потому, что эллины лучше остальных народов умеют водить корабли и сражаться в море.

Но где взять деньги, чтобы построить флот?- спрашивали афиняне.

Вы все знаете, - отвечал Фемистокл,- что на юге Аттики имеются серебряные рудники, принадлежащие афинскому государству. Обычно мы делим добытое серебро между всеми гражданами. Я предлагаю отказаться от этих денег и построить на них военные корабли.

Народное собрание приняло предложение Фемистокл, и к началу новой войны с персами у афинян было двести триер. Триера была мелкосидящим кораблём с тремя рядами вёсел. Паруса играли вспомогательную роль: перед боем их обычно убирали триера, благодаря согласованным действиям 180 гребцов и рулевого, развивала по тем временам скорость (до 18 км), была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель.

Учащимся на экране предоставлены изображения триер.

Предлагаются следующие вопросы:

    Какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла?

    В чём суть объединения греческих полисов в единое войско?

2.Вторжение войск Ксеркса в Грецию.

Новый поход на Грецию организовал ставший царём после смерти Дария его Ксеркс. Это произошло через 10 лет после Марафонской битвы. У Ксеркса было много кораблей и бесчисленные войска, набранные из покорённых народов. Из города Сарды и Малой Азии выступило громадное войско персов. Оно подошло к проливу Геллеспонт. (какие две части Евразии разделяет пролив?). по приказу Ксеркса был построен мост длинной более километра. Но поднялась сильная буря и разрушила мост. Ксеркс пришёл в ярость, он приказал казнить строителей моста, отстегать не послушное море кнутами и в виде наказания, опустить в него железные цепи. Другие мастера выстроили новый мост. Они поставили 360 кораблей вплотную друг к другу на якорях и связали их для прочности между собой. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

Далее войско двинулось по европейскому побережью, а вдоль берега шёл флот (персидские корабли были тяжёлые и неповоротливые, приспособленные для плавание в открытом море). За армией следовал обоз с продовольствием. Войско Ксеркса вторгалось в северную Грецию и стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой. Единственный проход между северной Грецией и средней был Фермопильский. Узкий Фермопильский проход было удобно защищать: слева от греков поднимались вверх почти отвесные скалы, справа был обрыв к морю. Греки построили оборонительные стены и башни. Ксерксу доложили, что объединённое греческое войско заняло Фермопильское ущелье и преградило персам дальнейший путь. Учащимся на экране дана карта №1.Вторжения войск Ксеркса в Грецию.

Работа с исторической картой:

    Какие две части Евразии разделяет пролив Геллеспонт?

    Показать границы персидской державы до начало войны?

    Перечислите греческие города-государства, принявшие активное участие в войне с Персией?

Физкульминутка.

Работа по группам:

1 гр.:Фермопильская битва.

2 гр.: Саламинский бой.

3.Бой в Фермопильском ущелье (рассказ учеников).

К Фермопилам греческие полководцы послали отряд, в котором было всего лишь несколько тысяч воинов. Командовал им спартанский царь Леонид. Он так умело направлял действия своих воинов, что огромная армия персов целых четыре дня пыталась завоевать ущелье, которое защищал только небольшой отряд. Охваченные страхом персидские воины перестали подчиняться своим полководцам, и их гнали в атаку ударами кнутов. Ксеркс был в ярости: его необъятная армия терпела поражение.

Учащимся на экране даны фрагменты из труда Геродота «История» о битве при Фермопилах для проведения анализа исторического источника.

VII.212…Варвары нападали в расчёте на то, что при малочисленности врагов они все будут изранены и не смогут сопротивляться, но эллины сражались сменяя друг друга, кроме фокийцев. Фокийцы были отосланы охранять горную тропу.

213.Между тем персидский царь не знал, что делать. Тогда явился к нему некий Эпиальт и за награду указал персам тропу, ведущую через горы в Фермопилы, и тем погубил бывших там эллинов.

220. Леонид отослал союзников, чтобы спасти их от гибели. Ему же самому и его спартанцам не подобает покидать место, на защиту которого его как раз и послали…

222…только одни феспийцы и фиванцы остались с лакедемонянами. Эллины знали о грозящей им верной смерти от врага, обошедшего гору. Поэтому они и проявили величайшую боевую доблесть и бились с врагом отчаянной с безумной отвагой.

Для проведения анализа исторического источника предлагается пользоваться памяткой для работы с текстом.

    Прочитайте текст

    Разделите текст на части и выделите в каждой главную мысль

    Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане

    Запишите получившийся план в тетрадь

Ни один из спартанцев не остался в живых. Подвиг спартанцев греки помнили на протяжении многих веков. На месте битвы они воздвигли памятник, на постаменте которого поместили строки своего лучшего поэта, посвященные погибшим героям:

О путник, поведай спартанцам о нашей кончине:

Верны законам своим, мы здесь костьми полегли.

Венчала памятник фигура сидящего льва как напоминание о спартанском царе Леониде, чье имя означает «подобный льву». Героическая смерть защитников Фермопильского ущелья в 480 г. до н. э. стала в мировой истории символом воинского мужества.

4.Саламинское сражение (рассказ учеников).

Завладев Фермопилами, персидская армия устремилась вглубь Греции. Греческие полководцы понимали, что городу не удастся выдержать длительную осаду мощного войска. Поэтому по решению Народного собрания жители города были переправлены на остров Саламин под защиту греческого флота. Когда персы вошли в Афины, город был пуст. Тогда воины Ксеркса предали его огню. Греки не считали себя побежденными. Их армия и флот были сохранены. Фемистокл считал, что в первую очередь нужно разрушить сильный персидский флот. Поэтому битва должна была происходить на море в узком Саламинском проливе. Здесь было достаточно места для легких и быстроходных греческих триер, но громоздкие персидские корабли не могли двигаться там свободно. Морская победа греков должна была решить судьбу всей войны.

Однако греки сомневались в том, что Фемистокл прав. Тогда Фемистокл решил прибегнуть к хитрости. Он тайно послал в лагерь персов воина-лазутчика. Тот должен был сообщить Ксерксу будто бы правдивые сведения о том, что греческий флот собирается уходить от острова Саламин. Персидский царь поверил донесению и приказал преградить путь кораблям греков. Выходы из Саламинского пролива были закрыты персидскими судами. Сражение в Саламинском проливе стало неизбежным.

Изложение и план сражение представлен на слайде.

Осознав, что потерпел поражение, Ксеркс опасался, что греки отрежут ему путь обратно в Персию. В Греции он оставил только несколько отрядов во главе с опытными полководцами. Местом сражения были выбраны окрестности города Платеи. Войском греков командовал выдающийся спартанский военачальник Павсаний. Сражение при Платеях завершило войну греков с персами на Балканском полуострове. Победа в войнах досталась грекам не случайно. Сплоченность греческих полисов помогла победить страшного врага, намного превосходящего их силой.

IV .Закрепление нового материала:

Задание: Учащимися заполняется лента времени.

Выражение решения проблемы.

Какой вывод по проблеме мы можем сделать? Решили ли мы с вами проблему урока? Какие версии подтвердились?

5.Инструктаж домашнего задания : параграф 35, ответить на вопросы.

6 .Творческое задание: Представите себя в роли афинского ремесленника, который стал гребцом или воином на триере. Опишите, как прошла ночь перед Саламинской битвой. Какую роль сыграл ваш корабль в сражении? Ученики выполняют работу в группах. После подготовки дети «защищают» свою работу.

7. Рефлексия деятельности: подведение итогов, озвучивание и аргументируются оценок.

Между тем персидский царь Дарий в течение трех лет после Марафонской битвы готовился к новой войне. Вся Персидская держава пришла в движение. Бесчисленные племена и народы, подвластные персам, должны были выставить свои отборные отряды в армию "великого царя"; финикийцы, сирийцы, эллины - жители ионийских островов собрали и построили для персов 1200 триер. Численность сухопутной армии персов, по словам историков, достигала 800 тыс. человек пехоты и 80 тыс. конницы с огромным обозом, верблюдами и боевыми колесницами; другие писатели называют еще большие цифры. Для снабжения этой огромной армии были устроены продовольственные склады в Малой Азии и во Фракии. По плану персов их войска должны были одновременно напасть на Элладу с моря и с суши.

Во время приготовлений к небывалому походу внезапно умер царь Дарий. После его смерти вспыхнули восстания в Персии, Вавилоне и, наконец, в Египте, которые с трудом удалось подавить наследнику Дария, Ксерксу. Но через 9 лет после Марафонской битвы персы смогли бросить свои огромные силы против Эллады, и в первую очередь против Афин.

Перед началом похода Ксеркс послал в Грецию послов с требованием "земли и воды" (т. е. безусловной покорности). Сигналом же к началу войны было прорытие персами Афонского канала. Царь хотел избежать таким образом катастрофы, которая постигла в прошлую войну персидский флот, когда он огибал Афонский перешеек. Для переправы сухопутной армии из Азии в Европу Ксеркс приказал построить мост через Геллеспонт (Дарданеллы). Однако внезапная буря разрушила мост, возведенный с величайшими трудами. Тогда Ксеркс, как передают греческие историки, велел казнить строителей моста, а море приказал бичевать и опустить на дно его цепи, в знак того, что и Геллеспонт станет теперь рабом "великого царя".

В 481 г. до н. э. состоялся конгресс 30 древнегреческих государств, на котором было принято решение сообща отражать предстоящее вторжение персов Геродот. История. VII. 145. В данном союзе наибольшей военной мощью обладали Афины и Спарта. При этом спартанцы имели сильное сухопутное войско, а афиняне морской флот, созданный вследствие проведённых ранее Фемистоклом реформ и нововведений. Коринф и Эгина, другие греческие государства с сильным флотом, отказались передавать его под командование афинян. В качестве компромисса командование над морскими силами было возложено на Спарту и её военачальника Еврибиада.

Конгресс собрался вновь весной 480 года до н. э. Представители из Фессалии предложили грекам сделать попытку остановить войско Ксеркса в узком ущелье Темпе на границе Фессалии и Македонии. В Фессалию морем было направлено 10 тысяч гоплитов для защиты ущелья. Симпатизировавший грекам Александр, царь Македонии, которая до этого признала верховную власть персидского царя, предупредил войско греков о наличии обходного пути. Через несколько дней греки отплыли обратно. Вскоре после этого Ксеркс со своей армией переправился через Геллеспонт. Снова был построен мост, на этот раз более прочный, и по нему персидская армия в течение семи дней беспрерывным потоком переправлялась на европейский берег. Флот персов благополучно прошел Афонский канал и направился к берегам Фессалии. Фессалийцы открыто перешли на сторону персов, а Беотия и Аргос изъявили царю покорность.

Ужас объял эллинов. Население многих городов с приближением персов садилось на корабли и отплывало в Италию, оставляя свои города на разорение персам, только бы избавиться от рабства.

После этого афинским стратегом Фемистоклом был предложен другой план действий. Путь в южную Грецию (Беотию, Аттику и Пелопоннес) проходил через узкое Фермопильское ущелье. В нём греческое войско могло удерживать превосходящие по численности силы противника. Для предотвращения обхода ущелья с моря афинским и союзным кораблям следовало контролировать узкий пролив между островом Эвбея и материковой Грецией (впоследствии, практически одновременно с Фермопильским сражением, там состоялась морская битва при Артемисии). Данная стратегия была одобрена общегреческим конгрессом, хотя представители некоторых пелопоннесских городов были не согласны с таким решением. Они считали, что лучшим будет все силы направить на защиту коринфского перешейка, соединяющего Пелопоннесский полуостров с материком. Женщин и детей из оставленных Афин они предлагали эвакуировать в другие городаГеродот. История VIII. 40.

Греческий союзный флот находился у острова Эвбеи для поддержки сухопутной армии. Первое морское сражение с персами произошло у северного берега Эвбеи, при мысе Артемисия. Согласно Геродоту, в проливе между островом Эвбея и материком, около мыса Артемисий, собралось более 200 греческих кораблей Геродот. История. VIII. 1. Во время этой битвы погодные условия для греков оказались крайне благоприятными. На пути к мысу персидский флот попал в сильный шторм, во время которого разбилось много кораблей, однако по-прежнему он оставался очень мощным. Когда эллины увидели огромный флот противника, то они устрашились и решили бежать. Фемистокл выступил резко против этого предложения. Он сумел убедить эллинов поступить следующим образом. Жители острова Эвбея просили подождать с отплытием, так как им было необходимо переправить женщин и детей в безопасное место. Отплытие же греческого флота означало скорое разграбление острова персами. Фемистокл взял у них 30 талантов, из которых отдал Еврибиаду 5, а военачальнику коринфян Адиманту 3. Плутарх упоминает также об 1 таланте, выданном триерарху (капитану) одного из афинских судов, требовавшего немедленного отплытия. Остальные деньги Фемистокл оставил себе Геродот. История. VIII. 5.

Видя перед собой небольшой греческий флот, персы считали свою победу неоспоримой. Для того, чтобы не допустить бегство греков, они решили отправить 200 кораблей в обход Эвбеи. Планы персов стали известны грекам от перебежчика. Не дожидаясь окружения, союзный флот эллинов неожиданно для персов напал на их основные силы и нанёс им существенный урон. С наступлением темноты начался шторм, в результате которого находившиеся в открытом море 200 персидских кораблей, плывших для окружения греков, разбились о прибрежные скалы.

Греки продолжали 2 дня успешно атаковать персидский флот, пока не получили сообщение о гибели царя Леонида и 300 спартанцев в Фермопильском сражении. Решающего значения это сражение, однако, не имело, так как греческому флоту не удалось выполнить основной задачи - прийти на помощь сухопутной армии в Фессалии. Весть о героическом, подвиге спартанцев воодушевила эллинов. Узнав о занятии Фермопил, греческий флот двинулся от мыса Артемисия на прикрытие берегов Аттики Плутарх. Фемистокл. 9. После начала отступления Фемистокл предпринял следующую хитрость, направленную на то, чтобы либо отколоть от персидского войска родственных афинянам ионян, либо посеять к ним недоверие со стороны персов. Он во время отступления на быстроходном корабле заходил во все бухты, где была пресная вода, и оставлял на камнях надписи: «Ионяне! Вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков и помогая поработить Элладу. Переходите скорей на нашу сторону! Если же это невозможно, то по крайней мере хоть сами не сражайтесь против нас и упросите карийцев поступить так же. А если не можете сделать ни того, ни другого, если вы скованы слишком тяжёлой цепью принуждения и не можете её сбросить, то сражайтесь как трусы, когда дело дойдёт до битвы. Не забывайте никогда, что вы произошли от нас и что из-за вас первоначально пошла у нас вражда с персидским царём» Геродот. История VIII. 22.

Между тем, Армия Ксеркса, пройдя Фермопилы, медленно приближалась к пределам Аттики, грабя и сжигая города. Афиняне пытались убедить союзников дать решительное сражение персам в Беотии, чтобы спасти Афины. Однако союзники и слышать не хотели об этом. Они решили сосредоточить все силы на Коринфском перешейке. Здесь уже начали строить стену, чтобы остановить персов и защитить южную часть Греции - Пелопоннес. Афины в то время еще не имели стен, соединявших город с гаванью; персы могли осадить Афины и с моря, и с суши.

Фемистокл принял героическое решение убедить народ, твердо положившись на свой флот, покинуть Афины и переселиться на соседний остров Саламин и в город Трезену (в Сароническом заливе). Большинство народа вначале не хотело и слышать об этом. Люди считали, что если придется покинуть храмы богов и могилы предков, то и победа, и спасение не к чему.

Тогда Фемистокл решил принять крайние меры - подействовать на народ иначе. В одном из храмов в Афинах пропала священная змея богини Афины, покровительницы города. Жрецы, по наущению Фемистокла, объявили, что богиня покинула город и зовет с собой афинян к морю. Знаменитый дельфийский оракул советовал афинянам "спасаться за деревянными стенами". Фемистокл истолковал загадочные слова оракула так, что "деревянные стены" - это корабли, сев на которые афиняне одержат победу в морском бою Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 167-168. Народ решился покинуть Афины, оставив врагу на разорение цветущие виноградники и сады, прекрасные здания, храмы богов и могилы предков. Только немногие старцы не захотели покинуть священный город Афины, и все они потом погибли от рук разъяренных персов. Вскоре персы опустошили Аттику и сожгли Афины.

При посадке афинян на корабли происходили печальные сцены прощания женщин и детей с мужьями и отцами. Город был наполнен плачем и воплями женщин и детей, ревом и жалобным воем домашних животных, метавшихся по опустевшему городу. В 1960 году была найдена и опубликована табличка с декретами Фемистокла. Её содержание во многом совпадает с записями античных классиков. В ней говорится о мобилизации всего мужского населения, об эвакуации женщин, стариков и детей на остров Саламин и в Трезен, о возвращении изгнанных из Афин граждан для общей борьбы.

Переселением и устройством граждан на новых местах руководил ареопаг. Фемистокл же раздобыл деньги, необходимые для содержания флота и войска. Направляясь из города к гавани Пирей, чтобы сесть на корабли, афиняне увидели, что статуя богини Афины, высившаяся на акрополе, стоит без золотого щита. "Куда пропал сверкающий щит грозной богини?" - спрашивали недоуменно люди. Фемистокл принялся за поиски пропавшего щита. Он не нашел его, так как щит, видимо, был спрятан по его приказу, но наткнулся на запрятанные богачами сокровища. Эти ценности были взяты в казну по распоряжению Фемистокла, и ими выплачивалось жалованье экипажам кораблей Плутарх. Фемистокл. 10

В такой тяжелый для родины момент следовало забыть о гражданских несогласиях, и Фемистокл предложил народу вернуть из изгнания Аристида и вождей аристократов Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 168-170. Он хотел дать и им возможность бороться за свободу Греции. Мысль о спасении родины воодушевляла теперь всех жителей Афин: и аристократы, и ремесленники, и крестьяне - все думали только о том, как победить персов и изгнать их из родной страны.

Когда сухопутная армия персов заняла Афины, персидский флот подошел к городу и стал на якорь в фалерской гавани. Греческий союзный флот, состоявший примерно из 380 кораблей, из которых примерно180 было афинских, остановился у берегов острова Саламин.

Плутарх весьма подробно описывает колебания греков за несколько дней до битвы. Еврибиад хотел сняться с якоря и плыть к Коринфскому перешейку, на котором находилось сухопутное войско пелопоннесцев. Фемистокл понимал, что узкие проливы нивелируют численное превосходство флота Ксеркса, поэтому он возражал командующему флотом. Спартанец увидел в возражении Фемистокла неповиновение начальнику; схватив палку, он замахнулся на Фемистокла. "Бей, но выслушай!" Плутарх. Фемистокл. 11 - сказал ему Фемистокл, и вспыльчивый спартанец смутился. Другой стратег язвительно заметил Фемистоклу, что ему, афинянину, утратившему родину, не подобает побуждать тех, у кого она еще есть, оставить на произвол судьбы свое отечество. Фемистокл резко ответил: "Негодяй! Мы, афиняне, покинули жилища и стены, не желая стать рабами ради бездушных вещей. Но есть город, величайший из городов Эллады - вот эти двести афинских кораблей перед нами, готовые помочь вам спастись, если вы этого желаете. А если вы уйдете, снова предав нас, то мы, афиняне, также оставим вас и отплывем в Южную Италию. Там мы воздвигнем новый город!" Гордый ответ Фемистокла заставил замолчать малодушных.

Своими доводами Фемистокл смог на несколько дней отсрочить отплытие союзного флота. Однако, когда неприятельский флот подошёл к Фалерской гавани, а на берегу появилось громадное персидское войско, греки решили бежать. Фемистокл, недовольный тем, что эллины упустят возможность воспользоваться выгодами местоположения и узких проливов, решился на беспрецедентную для мировой истории хитрость. Он отправил одного из своих доверенных рабов, Сикинна, перса по национальности, к Ксерксу с сообщением: «Афинский военачальник Фемистокл переходит на сторону царя, первый извещает его о том, что эллины хотят бежать, и советует не дать им убежать, а напасть на них, пока они находятся в тревоге по случаю отсутствия сухопутного войска, и уничтожить их морские силы» Плутарх. Фемистокл. 12.

Ксеркс повелел созвать военный совет и обсудить планы дальнейшего завоевания Греции. Большинство военачальников советовало дать грекам сражение в узких проливах около Саламина. Лишь сопровождавшая войско персов царица Артемисия советовала отказаться от сражения. Согласно Геродоту, приводимые ею доводы были весьма схожими со словами Фемистокла. Она просила передать Ксерксу, что, согласно её мнению, греческий флот долго сопротивляться не сможет, и эллины вскоре разбегутся по своим городам. Продвижение в сторону Пелопоннеса и Коринфского перешейка принесёт армии персов безоговорочную победу. Ксеркс решил последовать мнению большинства военачальников и навязать эллинам сражение Геродот. История VIII. 68. Пока военачальники эллинов продолжали жаркий спор, персы начали их окружение. Во время этих споров с Эгины прибыл Аристид, с трудом избежав преследования персидских сторожевых кораблей. Фемистокл знал благородную душу Аристида, хотя и не любил его. Он рассказал Аристиду о том, как послал к персам доверенного человека, и изложил свой план. Зная, как популярен Аристид у союзников, он просил вождя аристократов использовать свое влияние, чтобы убедить союзников отважиться на сражение.

Минул еще один день, и наступило утро Саламинской битвы. Эллины вновь увидели флот персов в боевом порядке. В отдалении на холме под золоченым балдахином, на золотом троне сидел Ксеркс. Вокруг царя расположились приближенные и множество писцов, которые должны были описать великую победу персов.

Афинский флот состоял из 180 быстроходных кораблей. На палубе каждого корабля находилось 14 тяжеловооруженных воинов (гоплитов) и 4 стрелка из лука. По свидетельству участника сражения, знаменитого поэта Эсхила, у персов было до 1000 больших кораблей, из них быстроходных 207. Согласно Плутарху, перед сражением один из жрецов потребовал от Фемистокла принесения человеческих жертв. В жертву Дионису Оместу были принесены трое персидских пленных юношей Плутарх. Фемистокл. 13.

Для начала сражения Фемистокл выбрал момент, когда дует свежий ветер с моря. Ветер не вредил плоским с низкими бортами судам эллинов; тяжелые же корабли персов с высоко поднятой кормой испытывали сильную качку.

Взоры всех эллинов были направлены на Фемистокла. С огромного корабля персов брат царя Ксеркса, опытный флотоводец Ариамен, заметил Фемистокла и повелел метать в него стрелы и копья. Тогда корабль афинян, плывший рядом с триерой Фемистокла, ударил носом в триеру Ариамена. Корабли противников сцепились. Ариамен во главе своих воинов пытался вскочить на афинский корабль. Закипел беспощадный рукопашный бой. Афиняне храбро сражались, и персидский флотоводец пал мертвым. Нападающие персы были перебиты и их тела брошены в море. Смерть командира расстроила ряды персов и лишила их мужества. Греки же воодушевились и сражались с небывалой храбростью, они понимали, что им остается победить или умереть.

Афинянин Ликомед первым захватил вражеский корабль, затем афиняне захватили и потопили множество персидских кораблей. Персы храбро сражались, но их огромные корабли не могли противостоять нападавшим на них с обоих бортов проворным кораблям эллинов.

Бой длился целый день. К вечеру персидский флот не выдержал и обратился в бегство. В честь этой победы было постановлено ежегодно в течение одного дня устраивать петушиные бои в театре Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. Книга II; 28.

Битва при Саламине стала поворотным событием в греко-персидских войнах. Многие историки называют битву при Саламине одним из самых важных сражений истории. Греки, ранее уступавшие персам как в сухопутных, так и морских силах, получили преимущество на море. Согласно Геродоту, Ксеркс испугался, что греческие корабли поплывут к Геллеспонту и преградят ему путь обратно. Согласно Плутарху, после сражения между греческими военачальниками состоялся совет. Фемистокл предложил разрушить мосты в Геллеспонте, чтобы «захватить Азию в Европе» Плутарх. Фемистокл. 16. Аристид, которому Фемистокл сообщил свой план, не согласился с ним. Он говорил, что не следует доводить персов до крайности, потому что они будут сражаться тогда с мужеством отчаяния. "Наоборот, - сказал Аристид, - мы не только не должны разрушать мост, но, если бы была возможность, следует построить еще и другой мост, чтобы как можно скорее изгнать персов", Фемистокл согласился с ним.

Он придумал средство заставить персидского царя уйти из Эллады. Фемистокл послал одного из знатных персидских пленников к царю с сообщением, что эллины намерены разрушить мост на Геллеспонте Плутарх. Фемистокл. 16. Испуганный Ксеркс стал поспешно отступать. Он оставил в Элладе только часть войска под командой полководца Мардония. Вскоре его армия потерпела решительное поражение при Платеях, и остатки ее покинули Элладу. Так Эллада была спасена от страшной опасности.

Что стало решающим в победе греков над непобедимой персидской армией?

1. Поход армии царя Ксеркса. Прошло 10 лет, прежде чем персы смогли начать новый поход на Грецию. Воз­главил его сменивший Дария царь Ксеркс.

В 480 году до н. э. армия Ксеркса двинулась на Элладу по суше, а огромный флот сопровождал её вдоль берега моря. Чтобы переправиться на европейский берег, пришлось постро­ить мост через пролив Геллеспонт. Армия была так ве­лика, что, по словам Геродота, «переход царского войска продолжался семь дней и семь ночей без отдыха». Те­перь, когда персы угрожали независимости Греции, про­
тив них выступили многие полисы. Верховное коман­дование поручили Спарте.

2. Битва у Фермопил. Отпор персам греки реши­ли дать у Фермопйльского прохода, через который можно было проникнуть в Среднюю Грецию. Горы в этом месте близко подхо­дят к морю, и узкий про­ход легко оборонять. Его защищали несколько тысяч греков, в том числе отряд из 300 спартанцев. Коман­довал войском спартанский царь Леонид. Персов бы­ло во много раз больше. Ксеркс прислал к Леониду гонца, велев передать два слова: «Сложи оружие!» Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди возьми».

Кровавый бой длился два дня. Персы не могли

прорваться, но нашёлся предатель, который провёл их по горным тропам, и враги оказались в тылу греков. Когда Леонид узнал об этом, он приказал всем союзни­кам отступить, а сам со спартанцами и добровольцами остался.

Они бились с безумной отвагой и все погибли в жесто­ком бою, сражаясь до последнего. А персидских воинов гнали вперёд ударами плёток начальники отрядов.

На кургане, который насыпали над братской моги­лой, поставили статую льва (Леонид по-гречески значит «лев») и сделали надпись: «Путник, извести Лакедемон1, что мы лежим здесь, честно исполнив закон».

" Лакедемон - другое название Лаконики.

3. Саламинское сражение. Оказавшись в Средней Гре­ции, персидская армия двинулась к Афинам. Жители с поклажей бросали дома и грузились на корабли. Жен­щин, детей и стариков отправили на соседние острова. Все мужчины готовились к бою.

Фемистокл хотел принудить персидский флот всту­пить в бой в самом узком месте Саламинского пролива. Для этого надо было обмануть персов, заставить их пове­рить, что греческий флот испугался приближения врага и спасается бегством. Эта хитрость удалась. Фемистокл послал к Ксерксу своего верного раба, чтобы тот сооб­щил царю, что греки собираются бежать. Ксеркс пове­рил и велел своим кораблям ночью накануне сражения втайне от греков занять выходы из пролива.

На рассвете греки стали отступать, но как только они исчезли из поля зрения персов, Фемистокл приказал кораблям построиться в боевой порядок. Убеждённые в бегстве греков, персы вошли в пролив.

Афинские корабли стремительно ударили по передо­вым кораблям противника. Одних они таранили, у дру­гих ломали вёсла. Лёгкие греческие триеры без труда обходили тяжёлые вражеские суда. Персы сражались за славу, добычу, награду от царя, греки - за свободу. Они видели столбы чёрного дыма, поднимавшегося над горя­щими домами и храмами Афин, - это персидские отря­ды грабили и жгли их родной город. Рядом, на острове Саламин, находились их родные. Грекам предстояло или погибнуть, или стать рабами. Это увеличивало их силы, никто не думал об опасности.

Невольную помощь грекам оказал сам царь Ксеркс. Он был настолько уверен в победе своего флота, что ре­шил посмотреть на битву с высокого прибрежного хол­ма. Но персидские корабли не выдержали удара афинян и стали отступать, сталкиваясь друг с другом.

Царь первым понял, что его флот терпит поражение. В горе и гневе он покинул холм. Персы увидели, что ис­чезло царское знамя, развевавшееся над холмом, и окон­чательно растерялись. Более двухсот кораблей потеряли в этом бою персы. Часть армии Ксеркс оставил зимовать в Греции, сам же отступил в Малую Азию.

4. Битвы при Платеях и Микале.

Славная победа при Саламине и отступ­ление персов воодушевили греков. Те­перь можно было думать об изгнании всех персидских сил из Греции. В рядах греческой армии собрались воины более чем из сорока полисов.

В 479 году до н. э. произошло сра­жение при Платеях (городок в Беотии). Бой был упорный и кровопролитный. Но греческие гоплиты были лучше обу­чены, имели более совершенное оружие, сражались за свободу. И они одержали победу.

Сражение при Платеях по своим ре­зультатам не менее важно, чем битва при Саламине. Армия персов сильно по­страдала в бою. Началось её отступле­ние из Греции.

По преданию, в тот же самый день был разгромлен и персидский флот в морской битве у мыса Микале (в Малой Азии).

Битвы при Платеях и Микале заканчивают первый период Греко-персидских войн. Военные действия пере­носятся в Малую Азию. Здесь тоже начинается постепен­ное освобождение греческих городов.

5. Результаты Греко-персидских войп. Война длилась ещё долго, но с перерывами. Наконец, в 449 году до н. э. был заключён мир. По его условиям царь призна­вал независимость всех греческих городов Малой Азии. Персидскому флоту запрещалось плавать в Эгейском мо­ре. Афины вышли из войны сильнейшим морским государ­ством Греции.

Описание битвы при Саламине

участником сражения Эсхилом в трагедии «Персы»

(Рассказ ведётся от лица вестника, посланного Ксерксом к матери)

Весь флот спешил, и слышен в то же время Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, Детей своих, богов отцовских храмы, Гробницы предков: бой теперь - за всё!» Навстречу им неслись и персов крики... Сперва стояло твёрдо войско персов. Когда же скучились суда в проливе, Дать помощи друг другу не могли И медными носами поражали Своих же - все тогда они погибли. А эллины искусно поражали Кругом их... И тонули корабли.

Как могли персы - участники сражений с греками объяснить своё поражение?

1. Как изменил жизнь греческих полисов поход Ксеркса? 2. Как древние греки понимали слова «честно исполнить закон»?

3. Каковы причины победы греков в Саламинском сражении?

4. Укажите значение сражений при Саламине, Платеях и Микале.

5. Чем отличаются сражения у Саламина, Микале от Фермопиль­ского и при Платеях?

1. В чём был прав А. В. Суворов, утверждая: «Воюй не числом, а уменьем»? В какой степени это относится к Греко-персидским войнам? 2. Какие поступки греков вы бы назвали подвигом во имя свободы? Расскажите о них.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ__________________________


1. Объясните, почему у греков не было военного флота до Гре­ко-персидских войн. 2. Поставила ли точку в агрессивных планах персов Марафонская битва? Почему? 3. Как Фемистоклу уда­лось убедить греков построить военный флот? 4. Что помогло малочисленной армии греков победить персов? 5. Расположите события Греко-персидских войн в хронологической последова­тельности: Саламинское сражение, битва при Марафоне, битвы при Платеях и Микале, Фермопильское сражение.

ГОУ ЛНР «Селезневская школа №18»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ИСТОРИИ

« НАШЕСТВИЕ ПЕРСИДСКИХ ВОЙСК НА ЭЛЛАДУ»

(5 класс)

Подготовила: Склярова Оксана Сергеевна

учитель истории

Селезневской школы №18

2016

Урок «Нашествие персидских войск на Элладу».

Цель : Завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов, показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов на примере Фермопильского сражения и Саламинской битвы,продолжить формирование умений правильно показывать по карте исторические объекты, читать картосхемы, составлять рассказ.

Оборудование: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История древнего мира» § 35 . таблица Саламинское сражение, фрагмент фильма «Саламинский бой»

Ход урока.

    Организационный момент .

II . Актуализация знаний учащихся по теме «Победа греков над греками в Марафонской битве»:

1.Почему в начале V в. до н.э. Дарий Первый решил завоевать Элладу? (так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам.)

2.Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого? Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария.

3.Как повели себя греки, когда к ним приехали персидские послы?

(Афиняне сбросили послов со скалы, спартанцы сбросили их в колодец.)

4.К каким городам обратились афиняне за помощью? (Афиняне обратились за помощью в Спарту и Платеи).

5.Как повели себя жители Спарты? Спартанцы обещали помочь попозже

6.Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах? На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело

7.Какую помощь оказали жители города Платеи? Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов.

8.Как называлось боевое построение греков перед битвой? . Они построились фалангой и сражались как обезумевшие.

9.Когда произошла Марафонская битва? (Марафонская битва произошла в 490г. до н.э.).

10. Чем она закончилась? (Марафонская битва закончилась победой греков)

11.Какое значение имела победа греков при Марафоне? (Греки впервые одержали победу над персами, и персы перестали считаться непобедимыми).

12.Что в наши дни напоминает о Марафонской битве? (Марафонский бег,42 км 195 м)

    Подготовка к повторительно- обобщающему уроку .

    1. Сейчас мы проведём игру «Кто первый?». Я задаю вопросы, а кто первым и правильно ответит на вопрос, получает изображение колобка с улыбкой.

    Что означает слово полис? (Небольшое самостоятельное государство в Греции).

    Кого называют илотами? (Рабов в Спарте).

    Что такое демократия? (Власть народа).

    Что обозначает слово ареопаг? (Совет знати в Афинах).

    Кого называли гражданами? (Свободных афинян).

    Работа с картой.

Вам известно и не ново:

Карта – важная основа.

Битвы, действия и страны

Вам укажут неустанно.

Если есть у вас желание,

Приступаем. Все внимание.

    Покажите на карте территорию Древней Греции и её части. Назовите их. (Северная, Средняя, Южная Греции).

    Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес).

    Где находится город Афины? (В Аттике).

    Где находится Спарта? (В Южной Греции, область Лаконика).

    В каком месте греки впервые одержали победу над персами? (В Марафоне).

Обобщение учителя.

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами.

Но как вы думаете, можно ли было исключить опасность нового нападения противника?

Конечно, нет. Так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в поданных «царя царей».

Поэтому Сегодня мы познакомимся с новыми событиями из греко-персидских войск.

и тема урока Нашествие персидских войск на Элладу»

Проблемное задание для учащихся:

IV . Знакомство с темой.

План:

    Подготовка эллинов к новой войне.

    Бой в Фермопильском ущелье.

    Саламинское сражение.

1. Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл – вождь демоса .( Обратите внимание на рис. на с. 165 внизу). Под его руководством греки начали готовиться к войне с персами. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков.

Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а море высечь кнутами. Другие мастера построили новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег. Учитель рассказывает о переправе персов через пролив Геллеспонт, ( Учащиеся работают с картой ).

(см. карту) Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. (Самостоятельное чтение учащимися раздела «Бой в Фермопильском ущелье» стр.166-167)

    Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (Царь Леонид)

    На чьей стороне - греков или персов - было военное превосход ство?

    В чем заключается подвиг 300 спартанцев?

    Каковы итоги этого сражения?

Ответы детей: Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции. Серьёзное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. Объединённое греческое войско возглавил спартанский царь Леонид. Греки заняли Фермопильское ущелье и преградили путь персам. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали. Персы понесли большие потери. Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско. Все попытки персов овладеть Фермопильским ущельем кончались неудачей. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал обходную тропу. Ксеркс обрадовался и послал своих воинов в тыл грекам – защитникам Фермопил. Эллины заметили идущий вражеский отряд. Царь Леонид приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход греческих отрядов. 300 спартанцев в бою с персами проявили мужество и героизм. Спартанцы с царём Леонидом сражались до тех пор, пока не погибли все.

Учитель: Подвиг трехсот спартанцев спас греческое войско от разгрома, но не смог спасти страну от разорения.

Спартанцы приказали отвести войска к Коринфскому перешейку, отделяющему Среднюю Грецию от Пелопонесса. Здесь, от моря до моря они стали строить оборонительную стену.

Аттика была отдана персам без боя. Персидская конница вытаптывала ячменные и пшеничные поля, воины рубили оливковые деревья и виноградники, жгли деревни. Фемистокл в этот страшный для родины час говорил афинянам: «Все взрослое население должно взойти на военные корабли. А женщин, стариков и детей необходимо перевезти на остров Саламин под защиту военного флота. Исход войны будет решен в морском сражении».(См карту)

Афиняне поступили так, как советовал Фемистокл.

Когда персы вошли в Афины, город был пуст. По приказу Ксеркса Афины предали огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин.

Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около 400 кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.

И вот, на палубе одной из триер происходил военный совет. Командующий объединенным войском был спартанец, он заявил, что приказывает плыть к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Фемистокл стал возражать командующему, убеждая дать бой в Саламинском проливе.

Прчитайте текст на стр. 167 внизу «Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы».

А теперь посмотрим отрывок из фильма «Саламинский бой»

Так закончилась Саламинское сражение. Ксеркс, оставив часть своей армии, покинул Грецию. В 479 году до н.э. у города Платеи оставшаяся персидская армия была разбита. Саламинская битва стала решающей в ходе греко-персидских войн. Греки в тяжёлой борьбе отстояли свою независимость, спасли Родину от врага

Прав ли был Фемистокл? В чем проявился его талант стратега
и оратора? С каким легендарным героем мы можем сравнить Фемистокл
а за его хитроумие? (С Одиссеем).

V . Закрепление изученного на уроке.

Хоть немножечко устали,

Силу знаний показали,

Ну, ещё один шажок,

Закрепим мы урок.

1. Ребята, о каких сражениях в ходе греко-персидских войн мы сегодня говорили? (О битве в Фермопильском ущелье и Саламинском сражении).

А сейчас давайте заполним таблицу и узнаем, в каких сражениях греки победили персов?

Заполнение таблицы «Греко-персидские войны»

Дата

Сражение

Результаты сражения

490г. до н.э.

Марафонская битва

Победа греков

480г. до н.э.

Бой в Фермопильском ущелье

Победа персов

480г. до н.э.

Саламинское сражение

Победа греков

Греки в тяжелой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

IX . Проверка проблемного задания, рефлексия.

Почему Греция, такая маленькая страна, сумела одержать победу над такой огромной державой, как Персия?

Как вы думаете,

VI . Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: П. 35 учебника, выучить термины.

Написать рассказ от имени грека о любой битве (по выбору).

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....