Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева


1854 год. В свет выходит первое отдельное издание стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева, вызвавшее одобрительные отклики у современников. Молодой Лев Толстой, впервые прочитав этот сборник, признался, что «обмер» от величины тютчевского таланта. Впоследствие Толстой, называя его среди своих любимых поэтов, говорил, что «без него нельзя жить».
Удивительно тонкую характеристику поэтического дарования Тютчева оставил И. С. Тургенев, принимавший самое активное участие в подготовке и издании первого сборника. С «нежным запахом фиалки» он сравнивает аромат тютчевских стихов: «Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её аромат».
Тютчева принято называть «певцом природы». В своей лирике он создал превосходные «пейзажи в стихах», проникнутые глубокой философской мыслью.
Поэтический мир Тютчева изумляет всякого, кто хоть однажды раскроет томик его стихов.
Тип речи: рассуждение. Зачин: предварительная информация о предмете рассуждения (в свет выходит первый сборник Тютчева). Основная часть: развертывание тезиса «стихи Тютчева как фиалка». Концовка: вывод.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Ф. И. Тютчев, 1866 г.

5 декабря 2014 г. исполнилось 211 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева — русского поэта, тайного советника, дипломата, публициста, общественного деятеля, члена-корреспондента Петербургской Академии наук.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру человека. Он писал о России, о русской природе, но при этом 22 года провел за границей, редко говорил по-русски, даже в России, в основном, по-французски и по-немецки.

В Европе, где Тютчев жил, он сложился как поэт, как личность и как переводчик. Как выдающийся поэт Федор Иванович получил признание уже у своих современников. Его личность и творчество отличаются глубоким своеобразием, в котором отразились характернейшие черты эпохи.

Поэт прожил долгую по тем временам жизнь — 70 лет (с 1803 по 1873 г.), был современником многих исторических событий, на которые отзывался в своих письмах и статьях. Тютчев находился в центре европейской цивилизации. Его отличали широкая образованность, отличное знание европейских языков, широта интересов, активная работа мысли, большие творческие возможности, сложный, богатый, причудливый мир чувств.

Фёдор Иванович Тютчев для нас — один из величайших русских поэтов. Такое отношение к нему установилось, однако, лишь сравнительно недавно, в начале 20 века. Современниками он был понят плохо; ценили они его недостаточно. Это объясняется двумя причинами: во-первых, Тютчев намного пережил эпоху, когда поэзия была на первом плане, т. е. пушкинскую эпоху, а во-вторых его считали беллетристом, светским человеком, на досуге пописывающим стихи, и притом политические: лирические читались совсем мало.

Даже те, кто любил его стихи, не уделяли ему большого места в русской литературе; да он и сам на него никаких претензий не заявлял. Был он «поэтом для поэтов». И остался бы им, если бы не новый расцвет русской поэзии.

Ф. И. Тютчев — поэт пятидесятых, шестидесятых годов 19 в., хотя в сущности он — поэт пушкинской поры и принадлежал к долермонтовскому поколению; он был старше Лермонтова на 11 лет. Его друзьями были Пётр Андреевич Вяземский, Василий Андреевич Жуковский.

Поэтическое наследие Ф. И. Тютчева невелико по объему — до наших дней дошло немногим более 400 стихотворений и переводов. Самого Тютчева литературная судьба его стихов заботила очень мало. Литератором он вообще ни в какой мере не был. Недаром и писал он на русском только стихи. Немногочисленные статьи (всегда на политические темы), как и огромное большинство писем, написаны по-французски. Да и стихи не столько создавал, сколько они создавались в нём. Он никогда о них не говорил, не придавал им, казалось, никакого значения.

До 1836 года никто почти понятия не имел, что вот есть такой поэт Тютчев. Во время двух приездов в Россию он возобновлял отношения с некоторыми кругами писателей. Первое его стихотворение, написанное в шестнадцать лет, появилось в 1818 г. в «Трудах общества любителей российской словесности». Стихи его с 1828 по 1835 гг. печатались в разных изданиях, в альманахах «Урания» (1826 г.), «Северная Лира» (1827 г.), «Галатея» (1829 и 1830 гг.), «Роза Граций», «Сиротка», журналах вроде «Молвы», затем в «Телескопе», «Северных цветах» (1827-1830 гг.). Но большинство из этих изданий (кроме двух последних), были очень мало распространены, и имя Тютчева в России оставалось почти неизвестным. Немецкие же друзья Тютчева, хотя и знали, что он пишет стихи (сам великий Гейне называл его в письмах поэтом), конечно, не могли оценить его поэзии по незнанию языка.

К тому времени поэтом были уже созданы такие стихотворения, как «Кто с хлебом слез своих не ел...», «Бессонница», «Цицерон», «Весенняя гроза» и множество других.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...

(«Весенняя гроза», 1820 г.)

Камергер Фёдор Иванович Тютчев «пописывал» стишки. Но для службы это не важно, для жизни тоже. Надо было, чтоб сослуживец и приятель, князь Иван Сергеевич Гагарин, заинтересовался его писанием и с ближайшими друзьями взял на себя заботу о судьбе рукописей.

После настоятельных просьб князя Гагарина Тютчев передал тетрадки со стихами семье Крюденер, которая и отвезла его стихи в Петербург — через Жуковского и Вяземского они попали к Александру Сергеевичу Пушкину, издававшему тогда журнал «Современник». Уверяют, что Пушкин пришел в неописуемый восторг, когда ему в руки попали копии стихотворений жившего и работавшего в то время в Мюнхене автора. Пушкин напечатал в «Современнике» сразу 24 из них под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и с надписью Ф. Т. Эту надпись стали искать после этого на страницах истинные ценители и почитатели поэзии.

В течение 20 лет имя этого Ф. Т. было известно только в самом узком писательском кругу. Сам же Фёдор Иванович свой поэтический архив называл «бумажным хламом».

После этого стихи Тютчева продолжали появляться в пушкинском «Современнике» как при жизни Пушкина, так и после его смерти до 1840 года включительно, уже в журнале, ставшим некрасовским. За 5 лет (1836-1840 гг.) в «Современнике» было напечатано 39 стихотворений поэта. Но за эти же годы — ни одного печатного отзыва.

А между тем в 1848-1849 гг. Тютчев создал такие стихотворения: «Когда в кругу убийственных забот...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Как дымный столп светлеет в вышине», «Русской женщине», при этом поэт не предпринимал никаких попыток к их публикации.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои....
И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, —
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле...

(«Русской женщине», конец 1840-х г.)

В 1850 году Некрасов, который очень хвалил поэта и называл его лирику одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии, написал статью в «Современнике»: «Русские второстепенные поэты» — среди авторов был и Тютчев. Кстати, издание Некрасовым этой статьи побудило Тютчева издать ряд стихотворений в журнале «Москвитянин».

В 1851-1854 гг. известный московский издатель Николай Васильевич Сушков (зять Тютчева) издавал с благотворительными целями сборник «Раут». В 1851 г. в нем впервые вышел в свет тютчевский перевод хоровой песни Шиллера «Победное празднество». В 1852 г. в «Рауте» было опубликовано пять стихотворений Тютчева.

В известной статье Николая Васильевича Гоголя из «Переписки с друзьями» Тютчев стоит рядом с молодыми авторами. Знаменитыми считались тогда Александр Сергеевич Пушкин, Василий Андреевич Жуковский, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов и Алексей Васильевич Кольцов.

Вопреки скептическому отношению Федора Ивановича к выпуску первого сборника своих стихотворений, Тургенев все-таки уговорил его, и в апреле 1854 г. в приложении к 44-му номеру журнала «Современник» было напечатано 92 стихотворения поэта. Иван Сергеевич в разделе «Критика» этого номера напечатал свою статью «Неcколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева». В ней, вслед за Николаем Алексеевичем Некрасовым, он представлял читателю «одного из замечательных наших поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением Пушкина».

Еще 19 стихотворений вышли дополнительно в следующем, 45-м номере журнала. В том же году эти стихотворения были изданы отдельной книжкой.

В 1854 году вышло в свет первое собрание стихотворений Тютчева. Труд собирания, а отчасти и редактирования выпала Ивану Сергеевичу Тургеневу. Для подготовки первого поэтического сборника Тютчева приложил немало усилий Николай Васильевич Сушков, державший литературный салон.

Сам Тютчев никакого участия в издании не принимал, будто это и не его стихи. Как бы то ни было, книга вышла. Она окончательно привлекла к Тютчеву знаменитейших людей времени. Это было второе открытие Ф. И. Тютчева — лирика на родине, и на этот раз успех был большой.

Не рассуждай, не хлопочи...
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть тому, что будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать, о чем тужить?
День пережит — и слава Богу.

(1851 г.)

Лев Толстой считал, что без томика тютчевских стихов «нельзя жить» и ставил его «выше Пушкина». Фёдор Михайлович Достоевский, Афанасий Афанасьевич Фет, Николай Алексеевич Некрасов, Иван Сергеевич Аксаков, Аполлон Григорьев — все восхищались его стихами.

Издание 1854 года стало одним из главных источников при формировании «Полного собрания сочинений» поэта в 1912 г.

В 1861 году в Мюнхене отдельным изданием вышли переводы стихотворений Тютчева на немецкий язык.

В мае 1868 года выходит в свет второе и последнее прижизненное издание стихотворений Тютчева, подготовленное Иваном Сергеевичем Аксаковым (мужем старшей дочери Тютчева Анны) и младшим сыном поэта Иваном. Им помогали жена и дочери поэта.

Не всё лирическое наследие Тютчева дошло до нас, часть стихотворений была им по досадной ошибке или небрежности сожжена при разборе бумаг или же утеряна. О Тютчеве рассказывают, что написав новое стихотворение на каком-нибудь отрывке бумаги, он комкал этот листок и бросал под стол. Иван Аксаков сообщает, что для издания 1868 г. не было возможности достать подлинников руки самого писателя. Но всё-таки и этот сборник вышел в свет.

Сборники, вышедшие при жизни поэта, не являются выражением его авторской воли, поскольку он сам не принимал, как уже говорилось, непосредственного участия в подготовке их к печати. Мы не знаем, как Тютчев отнёсся к первому из этих изданий. Что же касается второго, то оно встретило резкое осуждение со стороны поэта. «Он не шутит с музой», — сказал о Тютчеве Лев Толстой. Не всё написанное в стихотворной форме, по мнению Ф. И. Тютчева, было достойно печати, а тем более перепечатки.

Стихов моих вот список безобразный —
Не заглянув в него, дарю им вас,
Не мог склонить своей я лени праздной,
Чтобы она хоть вскользь им занялась.
В наш век стихи живут два-три мгновенья,
Родились утром, к вечеру умрут...
Так что ж тут хлопотать? Рука забвенья
Исправит все чрез несколько минут.

(1868 г.)

Поэт ошибался. Такие стихи, как стихи Тютчева, живут не «два-три мгновенья». Он забыл, что писал о нём Тургенев еще в 1854 году: «Тютчев может сказать себе, что он создал речи, которым не суждено умереть».

Последующем собиранием и публикацией литературного наследия поэта занимались его вдова, дети, внуки и правнуки. В 1886 году вышли «Сочинения Ф. И. Тютчева. Стихотворения и политические статьи». Это издание было подготовлено вдовой поэта Эрнестиной Фёдоровной Тютчевой и Аполлоном Николаевичем Майковым. Следующее собрание сочинений вышло четырнадцать лет спустя. Его инициаторами и авторами предисловия были Дарья Федоровна и Иван Фёдорович Тютчевы — дочь и сын поэта.

Самым распространенным в начале XX в., достигшим «российской глубинки», стало собрание сочинений, изданное в качестве приложения к массовому журналу «Нива» с очерком Валерия Яковлевича Брюсова, о жизни и творчестве Тютчева.

Областная научная Пушкинская библиотека может гордиться, что в коллекцию отдела редких книг вошли издания, связанные с именем Ф. И. Тютчева. Это книжное собрание можно рассматривать как исторический памятник отечественной культуры, который позволяет узнать, какими книжными произведениями поэта располагает библиотека.

Из поэтического наследия Ф. И. Тютчева, в том числе и прижизненных изданий, сохранившихся в фондах библиотеки, интерес вызывают два сборника, вышедших в Санкт-Петербурге: «Стихотворения Тютчева» (1854 г.). Один из них — перепечатка из журнала «Современник» со вступительной статьей И. С. Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева». Сохранилось в фонде библиотеки издание: «Ф. И. Тютчев. Биографический очерк И. С. Аксакова». Книга, изданная в Москве в 1874 году, с фотографией Ф. И. Тютчева, имеет дарственную надпись: «Д. В. Поленову от автора», а также экслибрис самого Дмитрия Васильевича Поленова — историка и дипломата.

Представляет интерес издание «Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений» (приложение к журналу «Нива»), издание 1913 года.

«Ф. И. Тютчев. Стихотворения» — это издание военных лет (1945 г.) со вступительной статьей и комментариями К. П. Пигарева. Текст сборника в основном повторяет текст полного собрания стихотворений Тютчева, выпущенного в большой серии «Библиотека поэта» (Ленинград, 1939 г.). В настоящее издание включено немногим более половины всего поэтического наследия Тютчева.

Всего в отделе редкой книги находится порядка 15 изданий произведений Ф. И. Тютчева разных лет.

Таков был итог поэтического пути Фёдора Ивановича Тютчева — ставшего в наше время одним из самых читаемых и самых цитируемых поэтов XIX века — века классической русской поэзии.

Как дымный столп светлеет в вышине!
Как тень внизу скользит неуловима!..
«Вот наша жизнь, — промолвила
ты мне, —
Не светлый дым, блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма...»

(1849 г.)

Он написал очень немного, но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.

Две силы есть — две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, —
Одна есть Смерть, другая — Суд людской...

(1869 г.)

едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта» (Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., 1960. Т. 1, с. 484).

Появление в приложении к третьей книжке «Современника» за 1854 год девяноста двух стихотворений Тютчева вызвало ряд откликов в печати. Весьма критически было оценено творчество Тютчева рецензентом «Пантеона», писавшим, что среди напечатанных в «Современнике» стихотворений поэта есть «десятка два хороших, десятка два посредственных, остальные очень плохи» (Пантеон, 1854, т. XIV, кн. 3, отд. IV, с. 17). По предположению К. В. Пигарева, появление этого «неблагоприятного отзыва», возможно, и побудило Тургенева выступить со статьей (см.: Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962, с. 140). В следующей книжке «Пантеона» был дан отрицательный отзыв о статье Тургенева, которая, по мнению анонимного рецензента, «заключает в себе много странного, ошибочного и изысканного». Недовольный тем, что Тургенев слишком «высоко» оценивает Тютчева, рецензент утверждал, что «критика не далась И. С. Т., и он напрасно оставил для нее род произведений, в которых он так велик» (Пантеон, 1854, т. XIV, кн. 4, отд. V, с. 31).

Тютчев и немецкая культура

С таким универсальным положением все знают, что законопроекты не могли пройти. Значит, они. могли ли они установить принцип, противоречащий их собственному намерению? Кроме того, если бы они намеревались установить принцип, согласно которому везде, где Конгресс контролирует, людям следует делать то, что они считают подходящими для рабства, почему они не разрешили народу округа Колумбия при их принятии отменить рабство в пределах эти ограничения? Если бы тогда они устанавливали принцип, позволяющий людям делать то, что им нравилось с рабством, почему они не применяли этот принцип к этим людям?

Стр. 524. Вот почему мы не могли ~ завещанного нам приветом и одобрением Пушкина - Ф. И. Тютчева. - В приложении к мартовской книжке «Современника» за 1854 г. были напечатаны 92 стихотворения Тютчева. Впервые поэзия Тютчева получила признание еще в 1836 г., когда копии его стихотворений через посредничество П. А. Вяземского и В. А. Жуковского были переданы Пушкину. «Еще живы свидетели того изумления и восторга, с какими Пушкин встретил неожиданное появление этих стихотворений, исполненных глубины мыслей, яркости красок, новости и силы языка», - вспоминал П. А. Плетнев (Уч. зап. Второго отделения имп. Академии наук. СПб., 1859. Кн. V, с. LVII). Об этом же писал и Ю. Ф. Самарин: «Мне рассказывали очевидцы, в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидал собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю...» (Звенья, М.; Л., 1933. Кн. 2, с. 259). В «Современнике» (1836, т. III и IV) было помещено 24 стихотворения Тютчева под общим заглавием: «Стихотворения, присланные из Германии», с подписью «Ф. Т.» После смерти Пушкина и вплоть до 1840 г. стихотворения Тютчева продолжали публиковаться в «Современнике», причем «за немногими исключениями, это были стихи, отобранные, по-видимому, еще самим Пушкиным» (см. статью К. В. Пигарева в кн.: Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. М., 1957, с. 7).

Весь народ - живые свидетели, что это единственное, было их мнение. Когда мы заводим новых знакомых, мы, как и прежде, попытаемся каким-то образом управлять ими. А теперь, в свою очередь, позвольте мне задать несколько вопросов. Если по какому-либо или всем этим вопросам было отменено отмену компромисса в Миссури, почему команда раньше не слушалась?

Этот аргумент кажется мне замечательным. Это как если бы можно было утверждать, что белые и черные не отличаются друг от друга. Он признает, однако, что в законопроекте есть буквальное изменение; и что он внес изменения в уважение к другим сенаторам, которые не поддержали бы законопроект.

...на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета... - Фет сблизился с рядом петербургских писателей, в особенности с Тургеневым, в 1853 г. С этих пор в течение многих лет стихотворения Фета до появления их в печати передавались на суд Тургенева, который был первым литературным советником и руководителем поэта. С 1854 г. стихотворения Фета стали систематически появляться в «Современнике», а в 1855 г. при участии Тургенева и других сотрудников этого журнала было

Это доказывает, что эти другие сенаторы считали изменение существенным; и что судья считал, что их мнение стоит отложить. Между адвокатами и противниками рабства возникла разногласие в отношении ее создания в стране, которую мы купили у Франции. Юг, а затем и лучшая часть покупки, уже был в состоянии рабов. Споры были урегулированы путем предоставления Миссури в качестве рабовладельческого государства; но с соглашением, что во всей оставшейся части покупки, к северу от определенной линии, никогда не должно быть рабства.

Что касается того, что должно было быть сделано с оставшейся частью к югу от линии, ничего не было сказано; но, возможно, справедливое следствие заключалось в том, что оно должно прийти в рабство, если оно того пожелает. Южная часть, за исключением упомянутой выше порции, впоследствии вступила в рабство, как штат Арканзас. Наконец, в нем начались поселения. Со временем Айова стала свободным государством, а Миннесоте было предоставлено территориальное правительство, не снимая ограничения на рабство.

подготовлено к печати собрание стихотворений Фета, вышедшее в свет в 1856 г. 2

В эти годы Тургенев высоко ценил поэзию Фета. В статье «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А-ва» имя Фета было названо им рядом с именем Тютчева (наст, том, с. 521). Стр оки из стихотворений Фета цитировались Тургеневым и в художественных произведениях («Гамлет Щигровского уезда», 1849; «Переписка», 1854).

Наконец, единственная оставшаяся часть, к северу от линии, Канзас и Небраска, должна была быть организована; и предлагается и нести, чтобы вычеркнуть старую разделительную линию продолжительностью тридцать четыре года и открыть всю эту страну для введения рабства. Теперь это, на мой взгляд, явно несправедливо. После разгневанного и опасного спора стороны подружились, разделив костяк раздора. Одна сторона сначала присваивает свою долю, вне всякой власти, которая должна быть нарушена во владении ею; а затем захватывает долю другой стороны.

Как будто два голодающих разделили свой единственный хлеб; тот поспешно проглотил свою половину, а затем схватил другую половину так же, как он приложил ее ко рту! Утверждается, что рабство в любом случае не пойдет в Канзас и Небраску. Это паллиация - колыбельная.

...энергическую ~ страстность Некрасова... - Стихотворения Некрасова в конце 1840-х и на всем протяжении 1850-х годов вызывали интерес Тургенева не только присущими им чисто поэтическими достоинствами, но и благодаря своей отчетливо выраженной социальной направленности. Это подтверждается письмами Тургенева к самому Некрасову. «Стихи твои к *** - просто пушкински хороши - я их тотчас на память выучил», - пишет Тургенев автору 10(22) июля 1855 г. о стихотворении «Давно отвергнутый тобою». Сравнения стихов Некрасова с пушкинскими (высшая похвала в устах Тургенева) встречаются и в других его письмах. Так, 18 и 23 ноября (30 ноября и 6 декабря) 1852 г., анализируя первоначальный текст стихотворения Некрасова «Муза», Тургенев пишет автору (и И. И. Панаеву): «...первые 12 стихов отличны и напоминают пушкинскую фактуру». Когда вышло в свет собрание стихотворений поэта, Тургенев в письме к Е. Я. Колбасину от 14(26) декабря 1856 г. снова подчеркивал социальную значимость его творчества: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, - жгутся» 3 .

У меня есть какая-то надежда, что этого не произойдет; но давайте не будем слишком уверенными. Следовательно, это не климат, который оставит рабство на этих территориях. Есть ли что-то особенное в стране? Миссури примыкает к этим территориям по всей ее западной границе, и рабство уже находится в каждом из ее западных округов. Рабство полностью прислонилось к старой западной границе государства, и, когда совсем недавно часть этой границы, на северо-западе, была перемещена немного дальше на запад, рабство следовало совсем по новой линии.

Теперь, когда ограничение удалено, что должно предотвратить его дальнейшее продвижение? Никакая особенность страны не будет - ничего в природе не будет. Будет ли предотвращение этого народа? Ближайшие сцены, все в пользу расширения. Янки, которые против него, могут быть более многочисленными; но в военной фразе поле битвы слишком далека от их базы операций. Но сказано, что в Небраске сейчас нет закона о предмете рабства; и что в таком случае, взяв там раба, действует его свобода. Это хороший книжный закон; но не является правилом реальной практики.

...на правильную, иногда холодную живопись Майкова... - Поэзия А. Н. Майкова, первый сборник стихотворений которого вышел в Петербурге в 1842 г., по-видимому, оставляла Тургенева довольно равнодушным. Ни цитат из стихотворений Майкова, ни отзывов о его творчестве в письмах Тургенева 1850-х годов не найти. Мнение о поэзии Майкова, выраженное в статье Тургенева, близко к тому, что писал о нем В. Г. Белинский (см.: Белинский, т. 10, с. 83).

Где бы ни было рабство, оно было впервые введено без закона. Самые старые законы, которые мы находим в отношении этого, не являются законами, вводящими его; но регулируя его, как уже существующее. Теперь белый человек берет своего раба в Небраску; кто будет информировать негра о том, что он свободен? Кто возьмет его перед судом, чтобы проверить вопрос о его свободе? По незнанию его законной эмансипации он продолжает рубить, раскалывать и пахать. Другие приносят и движутся в одном и том же треке. Наконец, если когда-нибудь придет время для голосования, то по вопросу о рабстве учреждение уже существует в стране и не может быть удалено.

Стр. 525. ...они все кажутся написанными ~ хотел Гёте... - Тургенев имеет в виду следующую мысль Гёте, приведенную в книге И.-П. Эккермана «Разговоры с Гёте в последние годы его жизни» (запись 18 сентября 1823 г.): «Все мои стихи - „стихи по поводу“(на случай), они навеяны действительностью, в ней имеют почву и основание».

2 Никольский Ю. Материалы по Фету. 1. Исправления Тургеневым фетовских «Стихотворений», 1850 г. (Русская мысль, София, 1921, август-сентябрь, с. 211 - 227, октябрь - декабрь, с. 245 - 263); Благой Д. Из прошлого русской литературы. Тургенев - редактор Фета (Печать и революция, 1923, кн. 3, с. 45 - 64); Бухштаб Б. Судьба литературного наследства А. А. Фета (Лит Насл, т. 22 - 24, с. 561 - 600).

Факты его присутствия и сложность его удаления будут иметь право голоса в свою пользу. Держите его до тех пор, пока не будет проведено голосование, и голосование в пользу этого не может быть получено ни в одном из сорока тысяч человек на земле, которые были собраны обычными мотивами эмиграции и урегулирования. Чтобы получить рабов в страну одновременно с белыми, на начальных этапах поселения, это точная доля, которую сыграл и выиграл в этой мера Небраски.

У нас есть некоторый опыт этой практической разницы. Несмотря на Постановление о «87», несколько негров были привезены в Иллинойс и содержатся в состоянии квазиравного рабства, однако недостаточно, чтобы проголосовать за народ в пользу учреждения, когда они пришли к конституции.

3 Об отношении Тургенева к поэзии Некрасова см. Скворцов Б. И. С. Тургенев о современных ему поэтах. - Уч. зап. Казанского гос. ун-та им. В. И. Ульянова-Ленина. 1929, кн. 2, с. 389 - 392; Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. М.; Л., 1950. Т. II, с. 329.

Стр. 526. ...по прекрасному выражению Вовенарга... - Вовенарг (Vauvenargues) Люк Клапье (1715 - 1747) - знаменитый французский моралист, автор труда «Paradoxes, mélés de Réflexions et de Maximes» (1746). Тургенев приводит изречение XXV из второй книги этого произведения.

Но в соседней стране Миссури, где не было постановления о 87 - не было никаких ограничений - они проводились десять раз, сто раз, так же быстро, и фактически делали рабом государства. Если это так, открытие новых стран в учреждение, увеличение спроса и увеличение цен на рабов, и, таким образом, фактически делает рабов свободных людей, заставляя их привозить из Африки и продавать в рабство.

Говорят, что справедливое правосудие на юге требует от нас согласия на расширение рабства в новых странах. Любезно предоставлено то, что из всех тех, кто приходит в мир, лишь небольшой процент - это естественные тираны. Этот процент не больше в рабских государствах, чем в свободном. У подавляющего большинства, как на юге, так и на севере, есть человеческие симпатии, из которых они больше не могут отделяться, чем могут, от своей чувствительности к физической боли. Эти симпатии в грудях южного народа во многом проявляются, их чувство неправы в рабстве и их сознание, что, в конце концов, в неграх есть человечество.

...соорудить пятиактную фантазию по поводу какого-нибудь итальянского живописца ~ третьестепенных галерей... - Имеются в виду «Джулио Мости», драматическая фантазия в стихах Н. В. Кукольника, в четырех частях с интермедией, написанная в 1832 - 1833 гг., и его же драматическая фантазия в стихах «Доменикино», в двух частях. В обоих произведениях главными героями являются итальянские художники. О резко отрицательном отношении Тургенева к драматургии Кукольника см. также в его статье «Генерал-поручик Паткуль» (наст. изд., Сочинения, т. 1, с. 251 - 276).

Если они отрицают это, позвольте мне задать им несколько простых вопросов. Если вы не чувствовали, что это было неправильно, почему вы присоединились к тому, чтобы заставлять мужчин зависеть от этого? Практика была не более, чем приносить диких негров из Африки, продавать их, например, покупать их. Но вы никогда не думали о том, чтобы повесить мужчин на ловлю и продажу диких лошадей, диких буйволов или диких медведей. Если вы не можете помочь, вы продаете ему; но если вы можете помочь, вы вытащите его из своей двери.

Вы не узнаете его как друга или даже как честного человека. Ваши дети не должны играть с ним; они могут свободно кататься с маленькими неграми, но не с детьми «работорговца». Если вы обязаны иметь дело с ним, вы пытаетесь пройти работу, не дотрагиваясь до него. объединиться с мужчинами, которых вы встречаете, но с торговцем рабами вы избегаете церемонии - инстинктивно сокращаетесь от змеиного контакта. Если он становится богатым и уходит от бизнеса, вы все равно его помните и продолжаете соблюдать запрет, -террор на него и его семью.

ГОД ТИГРА Говорят, рожденным в этот год свойственны горячность, увлечение, энтузиазм, безрассудство

МЕНЯЮТСЯ ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Чтобы усилить офицерский корпус сроки выслуги в унтер-офицерских чинах для производства в офицеры сокращены вдвое для всех категорий вольноопределяющихся.
Разрешено принимать молодых дворян в полки в качестве вольноопределяющихся (на правах юнкеров), которые после обучения непосредственно в полку получают офицерские звания. Этот порядок установлен лишь для военного времени.
Впервые появились офицерские галунные погоны на походную шинель с одним просветом у обер-офицеров, двумя – у штаб офицеров и зигзагами у генералов со звездочками по чину.
Рекрутский набор разделен на три вида: обыкновенный (возраст 22-35, рост не менее 2 аршина 4 вершка), усиленный (возраст не определяется, рост не ниже 2 аршин 3.5 вершка), чрезвычайный (рост не ниже 2 аршина 3 вершка) .

Вы не относитесь к человеку, который занимается кукурузой, крупным рогатым скотом или табаком. Как получается, что это огромное количество собственности будет работать без владельцев? Мы не видим свободных лошадей или свободного скота, бегущего в больших количествах.

И теперь, почему вы попросите нас отрицать человечество раба? и оценить его только как равный боров? Зачем просить нас делать то, что вы не будете делать сами? Зачем просить нас делать ничего, что двести миллионов долларов не могли заставить вас делать?

Но один большой аргумент в поддержку отмены Компромисса Миссури, все еще впереди. Этот аргумент является «священным правом самоуправления». Кажется, наш уважаемый сенатор нашел большие трудности в том, чтобы заставить его антагонистов, даже в Сенате, встретить его справедливо на этом аргументе, - сказал какой-то поэт.

ТЕЛЕГРАФЫ МНОЖАТСЯ

Проведены электромагнитные телеграфы между Санкт-Петербургом с одной стороны и Кронштадтом, Варшавой и Москвой с другой.

ЛЕГКОЕ ФИНАНСОВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Приняты меры к ограничению размена кредитных билетов на серебро.

О ВЕРЕ НЕ ЗАБЫВАЮТ

На правом быке Благовещенского моста в Петербурге, в промежутке между крыльями разводного пролета по проекту архитектора А. И. ШТАКШНЕЙДЕРА построена часовня Николая Чудотворца. В следующем году мост будет переименован в Николаевский.

«Дураки спешат туда, где ангелы боятся ступить». Моя вера в то, что каждый человек должен делать то, что ему нравится, со всем, что является исключительно его собственным, лежит в основе чувства справедливости во мне. Учение о самоуправлении правильное - абсолютно и вечно правое - но оно не имеет никакого применения, как здесь пытались. Если он не человек, почему в этом случае тот, кто является мужчиной, может, как вопрос самоуправления, делать то, что ему нравится. Но если негр - человек, разве это не так, полное разрушение самоуправлений, чтобы сказать, что он тоже не должен управлять собой?

Основана Крестовоздвиженская община сестер милосердия для ухода за ранеными на поле сражения. Созданию ее активно содействовали Великая княгиня ЕЛЕНА ПАВЛОВНА, баронесса Э. Ф. РАДЕН и Н. И. ПИРОГОВ. Он будет стоять во главе общины во время Севастопольской обороны. Фрейлина великой княгини Елены Павловны ЭДИТА ФЕДОРОВНА РАДЕН, 1825 г. р., вела всю организационную работу. Она умрет в 1885 году.

Когда белый человек управляет собой, что является самоуправлением; но когда он управляет собой, а также управляет другим человеком, то есть больше, чем самоуправление - это деспотизм. Если негр - человек, то почему моя древняя вера учит меня, что «все люди созданы равными»; и что не может быть морального права в связи с тем, что один человек делает раба другого. Судья Дуглас часто, с горькой иронией и сарказмом, перефразирует наш аргумент, сказав: «Белые люди Небраски достаточно хороши, чтобы управлять собой, но они недостаточно хороши, чтобы управлять несколькими несчастными неграми».

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ

А. И. БУТАКОВ перенес Аральскую верфь в форт № 1 (Казалинск).

ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ КАЗЕННЫХ ЖЕРЕБЦОВ

За 10 лет с казенными жеребцами случено 225295 кобыл, из них помещикам принадлежали 81769, людям разного звания – 40208 и крестьянам – 102718.

ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ

Перед Большим Каменным мостом в Москве стоит будка, около которой похаживает будочник. С наступлением ночи будочник окликает прохожих словами: «Кто идет?» На это надо отвечать: «Обыватель!» Если ответа не следует, блюститель порядка имеет право остановить молчальника и подвергнуть допросу, кто он и куда направляет путь. Такие случаи кончаются обычно по хорошему – вручением пятиалтынного или двугривенного со стороны провинившегося. В торжественные дни будочник одевает парадную форму – полуфрак из серого солдатского сукна и такие же брюки, огромный кивер – и берет в руки алебарду.

Наша Декларация независимости гласит. Мы считаем эти истины само собой разумеющимися: все люди созданы равными, что они наделены своим Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть жизнь, свобода и стремление к счастью. Мастер не только управляет рабом без его согласия; но он управляет им набором правил, совершенно отличных от тех, которые он предписывает для себя. В поддержку его применения доктрины самоуправления сенатор Дуглас пытался помочь ему найти мнения и примеры наших революционных отцов.

Мне нравятся чувства тех стариков; и с удовольствием соблюдают их мнения. Вот в чем вопрос; и мы позволим самим отцам ответить на это. Речь идет о дискриминации между ними и им. Но нет никаких оснований для его утверждения о том, что их мнения - их пример - их авторитет - находятся на его стороне в этом споре. Опять же, это не Небраска, а территория, часть нас? И если мы отдадим контроль над этим, не откажемся ли мы от права самоуправления? Какая польза для правительства, когда ему ничего не остается?

НА МИРОВОЙ АРЕНЕ...

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. В марте открыт Манчестерский чартистский съезд (Рабочий парламент).

ИСПАНИЯ. Началась революция. Она продлится до 1856 года.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ. Заключаются договоры Японии с западными державами. Продолжаться этот процесс будет четыре года.

Добившись заключения Симодского трактата, Япония вступила в совместное с Россией владение Сахалином.

ВОЙНЫ. В марте Англия и Франция, введя свои эскадры в Черное море, объявили войну России и открыто выступили на стороне Турции.

В августе превосходящие силы англо-французского флота дважды пытались высадить десант в Петропавловске, но отражены с большими потерями.

В сентябре более чем 60-тысячная армия союзников, включавшая английские, французские и турецкие войска, высадилась около Евпатории. Главнокомандующий русской армией престарелый князь А. С. МЕНЬШИКОВ сконцентрировал свои войска в районе Бахчисарая, чтобы сохранить связь с внутренними губерниями страны. В Севастополе остался лишь гарнизон крепости (около 45 тысяч солдат и офицеров). Оборону возглавили адмиралы ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ КОРНИЛОВ, ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ИСТОМИН, которые так и погибли на севастопольских бастионах. Строительством укреплений занимался военный инженер Э. И. ТОТЛЕБЕН. Часть русского флота затоплена у входа в Севастопольскую бухту, морские орудия сняты и поставлены на укреплениях, матросы влились в гарнизон крепости. Осада началась в октябре.

США. Образовались два новых штата – Канзас и Небраска. Вопрос о распространении в них рабства передан на усмотрение жителей штатов. Началась гражданская война под руководством Дж. Брауна, Дж. Монтгомери, то есть произошла отмена Миссурийского компромисса. По этому поводу создана республиканская партия.

ВОССТАНИЯ. Эврикское восстание – восстали золотоискатели на золотых приисках в Балларате (колония Виктория).

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...

АНУЧИН ДМИТРИЙ поступил во второй класс Ларинской гимназии.
БУХАРЕВ АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ, 1824 г. р., родился в семье диакона в Тверской губ., по окончании Тверской Семинарии поступил в Московскую духовную Академию, которую окончил 22 лет. Незадолго до окончания Академии Бухарев принял монашество - не без колебаний. В Московской же Духовной Академии Бухарев профессорствовал (по кафедре Свящ. Писания), но с этого года занял кафедру догматики в Казанской Академии и одновременно стал инспектором Академии.
БЭР. Экспедиция БЭРА побывала в Сарепте, Камышине, Астрахани, Новопетровском, на островах и в устье реки Урал, отправились опять в Астрахань, затем на западный берег Каспийского моря, Черный рынок при устье Терека и астраханские соленые озера.
ВАСИЛЬЧИКОВ В. И., 1820 г. р. с октября исполняет обязанности начальника штаба севастопольского гарнизона.
ДОБРОЛЮБОВ Н. А., 1836 г. р., в конце года стал во главе кружка студентов, где читают заграничные издания, в складчину выписывают газеты и журналы, выпускают рукописную газету "Слухи". В будущем году он напишет в дневнике: "Я как будто нарочно призван судьбою к великому делу переворота!.."
КЕРН ФЕДОР СЕРГЕЕВИЧ, капитан 2 ранга, командует фрегатом "Кулевча".
КРОПОТКИН. В семью КРОПОТКИНЫХ переехали две сестры жены. У них был дом и виноградник в Севастополе, из-за Крымской войны они остались без крова и имущества. Когда союзники высадились в Крыму, жителям Севастополя объявили, что бояться нечего, но после поражения при Черной речке велели уезжать как можно скорее. Лошадей не хватало, дороги были запружены войсками, двигающимися на юг. Младшая из сестер, тридцатилетняя девица, курит папиросы одну за другой и картинно рассказывает об ужасах дороги.
МАКСИМОВИЧ К. И. с июля изучал неизвестные в научном отношении Приамурье и Уссурийский край. В этом году он экскурсировал вдоль побережья Татарского пролива до устья Амура (Николаевск) - Мариинск - озеро Кизи.
СМИРНОВ Н. П. закончил университет вторым кандидатом (первый - Б. Н. ЧИЧЕРИН, который станет профессором Московского университета) и поступил в Гражданскую палату писцом на семь рублей в месяц.
ТОЛСТОЙ Л. Н. 15 июня пишет в дневнике: "Ровно три месяца праздности и жизни, которой я не могу быть доволен... В последний раз говорю себе: ежели пройдет три дня, во время которых я ничего не сделаю для пользы людей, я убью себя".
ТЮТЧЕВ. Стихотворения Ф. И. ТЮТЧЕВА ранее опубликованные (в 1826 г.) и оставшиеся почти незамеченными изданы в виде прибавления к "Современнику" и вызвали восторженные похвалы критики. В дальнейшем Тютчев будет пользоваться известностью, как поэт преимущественно славянофильского лагеря.
УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ, 1824 г. р., с этого года получил возможность вернуться к педагогической деятельности в качестве преподавателя Гатчинского сиротского института. В 1859 году его назначат инспектором Смольного института.
ХРУЛЕВ С. А., 1807 г. р., с декабря состоит в распоряжении князя А. С. МЕНШИКОВА. Будет председателем комитета по испытанию новых пуль.
ЧЕХОВ П. Е. женился на ЕВГЕНИИ ЯКОВЛЕВНЕ МОРОЗОВОЙ. У него будет шестеро детей: АЛЕКСАНДР, НИКОЛАЙ, АНТОН, ИВАН, МАРИЯ И МИХАИЛ.

В ЭТОМ ГОДУ ПОЯВЯТСЯ НА СВЕТ:

ДОРОВАТОВСКИЙ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ, будущий агроном-общественник, издатель. Он умрет в 1921 году;
ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ, будущий писатель и врач. Он умрет в 1933 году;
ИГНАТОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, будущий народник. Он умрет в 1885 году;
ЛАУР АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, будущий врач-гомеопат, драматург и журналист. Он умрет в 1901 году;
МАТТЕРН ЭМИЛИЙ ЭМИЛЬЕВИЧ, будущий московский мировой судья и переводчик драматических произведений. Он умрет в 1938 году;
будущий беллетрист-юморист и драматург МЯСНИЦКИЙ. Он умрет в 1911 году;
ПАВЛОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, в Москве в семье подпоручика П. А. Павлова будущий геолог, академик, профессор Московского университета, основатель московской школы геологов. Он умрет в 1929 году;
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ, в Тульской губернии в семье священника, будущий митрополит Яролавский и Ростовский Агафангел. Он умрет в 1928 году;
САВИНА МАРИЯ ГАВРИЛОВНА, будущая актриса. Она будет выступать на сцене с восьми лет, станет одним из организаторов и председателей Русского театрального общества и умрет 1915 году;
СЕРГЕЕНКО ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ, будущий беллетрист и публицист. Он умрет в 1930 году;
ЧЕРТКОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ. Он умрет в 1936 году.

В ЭТОМ ГОДУ УМРУТ:

ГОЛУБИНСКИЙ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ,1797 г. р., преподаватель философии в Московской Духовной Академии, священник;
КАРАМЗИН АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, 1814 г. р. Кавалерийский отряд под его командованием попал в турецкую заставу и поголовно истреблен;
КОРНИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, 1806 г. р., вице-адмирал, возглавивший оборону Севастополя. 5 октября смертельно ранен ядром на Малаховом кургане на батарее из девяти орудий.
ЛАВАЛЬ ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА, 1800 г. р., в Сибири, жена осужденного на каторжные работы князя Сергея Петровича Трубецкого, графиня, последовавшая за мужем;
ПРОХОРОВ ТИМОФЕЙ, фабрикант, принесший Трехгорке всемирную известность, один из ситцевых королей России.


Введение…………………………………………………………………………..3

1. Стихотворение «Я помню время золотое...» - посвящение баронессе Амалии фон Крюденер……………………………………………………….…..4

2.Творчество Ф. Тютчева в оценках критиков…………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

Введение

Как известно, 1840-е годы историки литературы считают неудачными для русской поэзии. Но именно в это десятилетие начал раскрываться дар великого лирика – Фёдора Тютчева. Парадоксальным образом читатели его как будто не замечали, а его лирические стихи не вписывались в распространённое представление о том, каким должно быть «правильное» поэтическое сочинение. И лишь после того, как в самом авторитетном литературном журнале той поры – в «Современнике» появилась статья Николая Алексеевича Некрасова «Русские современные поэты» (1850), у читателей словно пелена спала с глаз.

Среди прочих Н.А. Некрасов написал о выдающемся даровании Фёдора Тютчева, а потом перепечатал 24 его стихотворения, впервые опубликованные в «Современнике» 14 лет назад. В 1854 г. стараниями Ивана Сергеевича Тургенева в свет вышел первый сборник тютчевских стихотворений. Незадолго перед этим в виде приложения к третьему тому «Современника» за 1854 год были опубликованы 92 стихотворения Тютчева, а в четвёртом томе журнала за тот же год Некрасов поместил восторженную статью Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева»...

И всё-таки Тютчев не стал поэтом пушкинской или хотя бы лермонтовской эпохи. Не только потому, что равнодушно относился к славе и почти никаких усилий для публикации своих сочинений не прилагал. Ведь даже если бы Тютчев усердно носил свои стихи по редакциям, ему всё равно пришлось бы долго стоять в «очереди» за успехом, за читательским откликом. Почему так вышло? Потому что у каждой литературной эпохи есть свои стилистические привычки, «стандарты» вкуса; творческое отклонение от этих стандартов иногда кажется художественной победой, а иногда – непоправимым поражением.

В контрольной работе будет представлен анализ стихотворения Ф. Тютчева «Я помню время золотое».

1. Стихотворение «Я помню время золотое...» - посвящение баронессе Амалии фон Крюденер

Стихотворение «Я помню время золотое» написано Ф. Тютчевым не ранее 1834 г. Впервые опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г. Это стихотворение обращено к светской красавице баронессе Амалии фон Крюденер. 1

Конечно, в то «золотое» время, когда восемнадцатилетний Федор Тютчев и четырнадцатилетняя Амалия встрети­лись в Мюнхене, она не была светской львицей. Незаконная дочь немецкого аристократа графа Максимилиана Лерхенфельда, хотя и приходилась кузиной русской императрице, жила в скромной бедности и носила фамилию Штернфельд из Дарнштадта. Правда, по смерти отца единокровный брат Амалии выхлопотал ей высочайшее разрешение именоваться графиней Лерхенфельд.

Тютчев влюбился с первого взгляда, да, кажется, и Амалия была тронута. Иначе не стала бы вдвоем с совсем не импозантным русским юношей отрываться от путешествующей компании, чтобы, взобравшись к руинам ста­ринного замка, взглянуть оттуда на воспетый Генрихом Гейне Дунай. (Дунай находится довольно далеко от Мюнхена, конечно, по баварским, а не российским масштабам.) Молодые люди даже обменялись шейными крестильными цепочками...

Природа одарила Амалию Лерхенфельд не только не стареющей, словно бы заколдо­ванной красотой, но и даром долгой и благодарной памяти. Она без приглашения пришла к умирающему Тютчеву. Потрясенный поэт описал этот визит в письме к дочери: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адтерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Влюблённого Тютчева и его избранницу восхищали поездки по дышащим стариной предместьям, и дальние прогулки к прекрасному Дунаю, с шумом пробивающему себе дорогу сквозь восточные склоны Шварцвальда. О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности, написанные спустя 13 лет после первой встречи с Амалией и посвященное ей:

«Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мглистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолётом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела…

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень».

Набравшись смелости, Федор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. По настоянию родителей Амалия, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, всё же дала согласие на брак с Крюденером.

Юный дипломат был совершенно убит горем. Тогда-то и должна была, по всей вероятности, произойти та самая загадочная дуэль Федора Ивановича с кем-то из его соперников или даже с одним из родственников Амалии. Но в конце концов, по словам дядьки Федора Тютчева Николая Афанасьевича Хлопкова, для него «всё кончилось благополучно». Неизвестно, пожалела ли потом Амалия Максимилиановна о своём замужестве, но дружеские чувства к поэту сохранила и при каждом удобном случае оказывала Федору Ивановичу любую, хоть маленькую услугу. Уже после отъезда Крюденеров Тютчев пишет в письме родителям: «Видите ли вы иногда г-жу Крюденер? Я имею основание предполагать, что она не так счастлива в своём блестящем положении, как бы я для неё желал. Милая, прелестная женщина, но какая несчастливая! Она никогда не будет так счастлива, как она того заслуживает.

Спросите её, когда Вы её увидите, помнит ли она ещё о моём существовании. Мюнхен очень изменился со времени её отъезда».

Располагая большими связями при русском дворе, будучи близко знакомой с всесильным графом Бенкедорфом, она через него не раз оказывала Федору Ивановичу и его семье дружеские услуги. Амалия Крюденер во многом, например, способствовала переезду Тютчева в Россию и получению Федором Ивановичем новой должности. Поэт всегда страшно неудобно чувствовал себя, принимая эти услуги. Но иногда выбора у него не было.

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. Ещё в 1842 году барон Крюденер был назначен военным атташе при русской миссии в Швецию. В 1852 году он скончался. Через некоторое время Амалия Максимилиановна выходит замуж за графа Н.В. Алерберга, генерал-майора. У Тютчева же были свои заботы – увеличение семьи, служба, которая так и осталась ему в тягость… И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Поскольку стихи к Амалии были опубликованы в «Современнике» еще при жизни Пушкина, Некрасов, перепечатывая их, предположил: «От такого стихотворения не от­казался бы и Пушкин». На самом деле стихотворение совершенно не пушкинское. Тютчев был очарован поэзией Гейне и упорно пытался разгадать секрет этого очарования. Пере­водил, перекладывал... Однако по-настоящему вольно дух Гейне дышит не в тютчевских переводах и подражаниях, а в стихотворении «Я помню время золотое...», хотя в данном случае русский поэт меньше всего думал о Гейне, хотел лишь как можно ярче осветить прожектором памяти меркнувшую картину «лучших лет» своей жизни. Однако типичный для раннего Гейне ландшафт с руиной старого замка, в который вписана фигурка «младой девы», сместил личное воспоминание в сторону народной немецкой песни, слегка упрос­тив его.

Еще Ю. Тынянов отметил, что синтаксический оборот «мы были двое» чисто немецкий, по-русски так не пишут и даже не говорят. Но это, конечно же, не грам­матическая ошибка, а то самое «чуть-чуть», которое в искусстве все и решает.

Стихотворение «Я помню время золотое» очень интимное, и он в нём рассказывает про то, как воспоминания о прошлом, вызванные этой встречей, оживили душу старого поэта, заставили его чувствовать, переживать, любить. В нём он раскрывает свои самые искренние чувства и показывает читателю, как сильно может любить человек. Композиция этого стихотворения включает в себя три логические части: вступление, основная часть и заключение, прощание с читателем.

Во вступлении он показывает, что его «отжившее сердце» погрузилось в мир счастья, жизни, во «время золотое». Говоря о золотом цвете некоторого времени, Тютчев выражает среду, сумевшую растопить лёд в сердце поэта и заставившего его испытать чувство любви, что выражается и в словах автора: «я», «вас», «я», «вас» – человек не знает, как выразить свою любовь.
Во второй строфе к любви подключается описание природы весной – они сравниваются поэтом: весна у поэта очень похожа на молодость у человека. Здесь весне противостоит осень: в то время, когда для пожилого человека в жизни уже началась осень, молодость ушла в прошлое, любовь, как весна природу, пробуждает его, молодит и наполняет энергией. Употребляя местоимения во множественном числе, автор объединяет всех людей, говорит что - то, что он рассказал, распространяется на всех людей.

В третьей строфе лирический герой встречается со своей любимой, он оживает, к нему приходит та самая весна. Здесь он часто употребляет слова с суффиксами -ань, -ень, что делает стихотворение «милее», показывает читателю, что автор очень любит женщину, о которой говорит. Автор не верит в то, что он встречается со своей любимой, он думал, что расстался с ней навек, он не может себя заставить принять это за реальность, для него это «как будто бы во сне».

Стихотворение «Я помню время золотое...» написано самым «разговорным» из ямбов - четырехстопным. Тем не менее, в данном тексте даже нетренированный слух отмечает его напевность, или, как говаривал Жуковский, «певкость». Чем, с помощью каких художественных средств автор добивается певкости?

Во-первых, тем, что здесь, как и в песне, повторяются с небольшими вариациями важные в смысловом и ритмическом отношении группы слов: я помню время - я помню край; день вечерел - день догорал; руина вдаль глядит - ты вдаль глядела.

Во-вторых, тем, что текст гармонически озвучен звуками самой природы: «Звучнее пела река в померкших берегах».

В-третьих, тем, что большинство ударений в строфе падает на одни и те же гласные, например, в первом катрене звукообразующим элементом яв.ляется чередование ударных «о» и «е».

2. Творчество Ф. Тютчева в оценках критиков

Талант Фета, по Добролюбову, может «проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы», а Тютчеву «доступны, кроме того, - и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

В совершенстве поэтической логики Ф. И. Тютчева мы можем убедиться, наслаждаясь его человечнейшей лирикой, даже не обладая специальными знаниями и талантом Тургенева, Некрасова (в отличие от Некрасова, Тютчев не проникает в глубины народной крестьянской жизни, для него важно состояние природы и то, какие чувства она вызывает у человека), Добролюбова.

Да, в последней трети XIX века Тютчев оказался забытым поэтом. Правда, в середине 90-х годов и начале ХХ века о нём снова заговорила критика, но философское содержание его поэзии осмысливалось тогда в духе эстетических теорий конца века; всё настойчивее говорилось о Тютчеве как о «предтече символистов», всё чаще писали о влечении поэзии Тютчева к «ночи», «хаосу», «безумию». Критики словно соревновались в нагнетании и сгущении красок, пытаясь подчеркнуть «ночное», а не светлое, «зловещее», а не «отрадное» в направлении мысли и чувства поэта. Поэзию Тютчева называли «поэзией ночи», а самого поэта - «жертвой» бездны тайн и бесконечности. В это время и Брюсов, один из первых положивших начало научному изучению тютчевского наследия, рассматривал Тютчева как одного из предшественников символизма. Однако Брюсову во многом удалось преодолеть односторонность и ограниченность в истолковании поэзии Тютчева.

Стремясь «приблизить» Тютчева к символистам, выделяя мир ночного таинственного материала, Брюсов заново открыл читающей публике поэта. Его внимание приковывали строки известного стихотворения:

Душа хотела б быть звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи

Сии светила, как живые очи,

Глядят на сонный мир земной, -

Но днём…

Хотя Брюсов называл Тютчева первым поэтом «новой школы», у которого «разрыв с пушкинской традицией» был «сильнее, нежели у Фета», понимание значительности сделанных Тютчевым поэтических открытий приводило к мысли о продолжении, развитии великой пушкинской традиции. «Пушкин, Тютчев Баратынский, - писал Брюсов, - вот три заветных имени для всех, кто любит русские стихи, их произведения - великие образцы нашей поэзии».

Время отбросило всё случайное, субъективное и одностороннее в истолковании поэзии Тютчева и оправдало оценку, данную его творчеству Пушкиным, Некрасовым, Толстым, революционными демократами. Его творчество, отмеченное глубиной философской мысли, способностью проникать в тайны природы и души человеческой, получило широкое признание. Всё Небесное у Тютчева отражалось в земном. Образом земного был человек, вечного - Природа.

По мнению Ю.Н. Тынянова, стихи Тютчева являются как бы ответами на совершенно реальные философские и политические вопросы эпохи. 2 И. Аксаков в свою очередь протестовал против этого простого оперирования «тютчевской мыслью»: «У него не то что мыслящая поэзия, - а поэтическая мысль». От этого внешняя художественная форма не является у него надетою на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом, сотворена вместе и одновременно, одним процессом: это сама плоть мысли».
Здесь хотя и не особенно убедителен термин «внешняя художественная форма» и образ «кожа на теле», но очень убедителен отрицаемый подход к «мысли» и «стиху» как к руке и перчатке.

Философская и политическая мысль должны быть здесь осознаны как темы, и, конечно, функция их в лирике совсем иная, нежели в прозе. Вот почему, хотя и несомненно, что они являлись значащим элементом в поэзии Тютчева, вовсе не несомненен характер этого значения, а стало быть, и незаконно отвлекать их изучение от общего литературного, стало быть, необходимо учитывать их функциональную роль. Нет темы вне стиха, так же как нет образа вне лексики. Наивный же подход к стиху как к перчатке, а к мысли - как к руке, при котором упускалась из виду функция того и другого в лирике как особом виде искусства, привели в изучении Тютчева к тупику мистических «тайн» и «чудесных вымыслов». То же направление изучения привело к не совсем ликвидированной и теперь легенде об историческом «одиночестве» Тютчева. На смену «тайнам» должен встать вопрос о лирике Тютчева как явлении литературном…

Заключение

Тютчев – очень известный русский поэт. Он жил в одно время со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на мой взгляд, ничем им не уступает. Он описывает в своих стихотворениях уникальные моменты, однажды произошедшие или периодически происходящие в жизни природы или человека, в своих стихотворениях он показывает гармонию в нашем мире.
Одно из первых мест в его творчестве Тютчева занимает любовная лирика, так как её очень много среди всех его стихотворений, и слагал он их в течение всей своей жизни.

Одним из самых известных стихотворений Тютчева является стихотворение «Я помню время золотое», написанное к светской красавице баронессе Амалии фон Крюденер, в которую Тютчев был влюблён. Эта женщина покорила поэта своей красотой ещё в молодости.

Демократическая критика XIX века высоко ценила поэзию Ф. И. Тютчева. И.С. Тургенев утверждал: «О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии». Высоко оценивал совершенную лирику Ф. И. Тютчева и Добролюбов, противопоставляя поэта «чистому» лирику А. Фету.

Список использованной литературы

    Марченко А.М. Ф. Тютчев: жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 2004. С. 18.

    Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников.- М.: «Правда», 1998. – 322 с.

1 Марченко А.М. Ф. Тютчев: жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 2004. С. 18.

2 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 38-51.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...