Открытие памятника медный всадник. Медный всадник: история и описание памятника


Французский скульптор Э. М. Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента "благодетелю, преобразователю и законодателю" России, выполненного в новаторской для своего времени, предельно лаконичной и глобокой по символическому значению форме. Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А. Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый "гром-камень" удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 тонн были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построенны специальная баржа и корабли.

Под руководством и при участии Фальконе отливку конной статуи в бронзе осуществлял мастер-литейщик Е. М. Хайлов. В августе 1775 г. состоялась первая, не совсем удачная отливка скульптуры. Из-за прорыва литейной формы и пожара в мастерской пострадала верхняя часть бронзовой отливки, и она была "срезана". Окончательная отливка недостающей верхней части статуи выполнена Фальконе в 1777 г. Летом 1778 г. полностью завершены работы по отливке и чеканке скульптуры. В память об этом автор выгравировал на складке плаща всадника надпись по латыни, которая в переводе гласит: "Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778". В сентябре того же года скульптор покинул Петербург. В создании памятника принял участие скульптор Ф. Г. Гордеев, по модели которого отлита змея под копытами коня. Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда Э. Фальконе из России вел архитектор Ю. М. Фельтен.

В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена.

По замыслу Э. Фальконе ограды вокруг монумента не предусматривалось. В письме к Д. Дидро скульптор писла на этот счет следующее: "Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?". Вопреки идеи автора к открытию памятника ограда, исполненная мастером Стефаном Вебером, была установлена. В 1903 г. в связи с 200-летием основания Петербурга ограда, как искажающая первоначальный авторский замысел, была снята, "благодаря чему монумент, в идею которого вложена мысль о безудержном движении вперед, впервые предстал во всей красоте".

В 1908 г. Академией художеств создана специальная комиссия по изучению состояния памятника, а в следующем - 1909 г. - памятник впервые подвергся серьезной реставрации, включая вскрытие люка в крупе коня, когда было удалено свыше 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Под руководством скульптора И. В. Крестовского в 1935-1936 гг. проведены исследовательские и реставрационные работы в памятнике.

Современные исследования памятника и комплекс реставрационных работ осуществлены Государственнным музеем городской скульптуры в 1976 году. К этому времени серьезные опасения вызывали трещины на опорных ногах коня, причину которых предстояло выяснить. Впервые в истории монумента была разработана и выполнена обширная программа исследований по составу бронзы, состоянию защитной окисной пленки - патины, по прочности внутреннего каркаса конной статуи. В исследовании принимали участие ученые Политехнического института, лабораторий Кировского и Ижорского заводов, НИИ им. Ефремова и других предприятий. С помощью специальной аппаратуры проведено гаммаграфирование, вследствие чего выяснилось, что причиной трещин стал "пережог" металла, когда для повторной отливки верха скульптуры Фальконе разогрел ее низ до высокой температуры. Определен состав бронзы, в котором более 90 процентов меди. Трещины были заделаны вставками, отлитыми из специально выплавенной бронзы. Обследован и усилен опорный каркас. Исследования дали полную картину конструктивных особенностей памятника. Высота скульптуры - 5, 35 м, высота постамента - 5, 1 м, длина постамента - 8, 5 м.

Среди множества украшающих город на Неве скульптур особенное внимание привлекает памятник основателю Северной столицы – Петру I.

Медный всадниквизитная карточка Петербурга. Возведенный по воле Екатерины II, он уже более 200 лет украшает Сенатскую площадь.

Памятник Петру I, получивший название Медный всадник с легкой руки Александра Пушкина является одним из символов Санкт-Петербурга и одной из самых известных достопримечательностей культурной столицы.

Этот Памятник Петру I расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока – Адмиралтейство, с юга – Исаакиевский собор.

Полюбоваться на главный символ Санкт-Петербурга на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

История создания памятника Медный всадник:

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла.

Эти известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит… Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.

Екатерина вызвала в Россию скульптора Этьена-Мориса Фальконе, автора «Грозящего Амура», который сегодня хранится в Лувре, и других известных скульптур. Художнику к тому моменту уже исполнилось 50 лет, у него был богатый послужной список, но таких монументальных заказов он еще не выполнял.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве, и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая, согласился. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в нём вознаграждением за его работу было 200 тысяч ливров. Это было достаточно скромной суммой, другие мастера оценивали эту работу значительно больше.

Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей. Например, она требовала, чтобы Петр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император. Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке. А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами. Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый – на здание «Двенадцати коллегий». Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы.

Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Место установки монумента – пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России – Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.

Его постамент, возможно, единственный в истории монументальной скульптуры имеет собственное имя – Гром-камень. В качестве метафоричной «скалы» Фальконе хотел использовать монолитную породу, но камень подходящего размера найти оказалось непросто. Тога в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, обращенное ко всем частным лицам, которые готовы выломать где-нибудь кусок породы и привезти в Петербург.

Отозвался некий крестьянин Семен Вишняков, который занимался поставками строительного камня в Петербург. У него давно была на примете глыба в районе Лахты, но только не было инструмента, чтобы ее расколоть. Где именно лежал Гром-камень, доподлинно неизвестно. Возможно, неподалеку от поселка Лисий Нос. В документах остались сведения, что путь камня до города занял восемь верст, то есть около 8,5 километров.

Для транспортировки скалы по рекомендациям Ивана Бецкого была разработана специальная машина, в перевозке участвовали тысячи людей. Камень весил 2400 тонн, перевозили его зимой, чтобы почва под ним не проседала. Операция по перемещению длилась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, после чего на берегу Финского залива камень погрузили на судно и привезли на Сенатскую площадь 26 сентября.

Отливку статуи начали в 1774 году по сложной технологии, которая распределением веса позволяла удержать баланс фигуры всего на трех точках опоры. Но первая попытка оказалась неудачной – труба с раскаленной бронзой лопнула, и верхняя часть скульптуры была испорчена. Ко второй попытке пришлось готовиться три года. Постоянные неурядицы и срывы сроков испортили отношения между Фальконе и Екатериной, и в сентябре 1778 года скульптор покинул город, не дождавшись завершения работы над памятником. Медный всадник оказался последним произведением в его жизни. Кстати, на одной из складок плаща Петра I можно найти надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Установкой Медного всадника на постамент руководил архитектор Федор Гордеев. По повелению Екатерины на постаменте написали «Екатерина II Петру I». Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. В честь этого события императрица издала манифест о всеобщей амнистии, а также велела отчеканить серебряные и золотые медали с его изображением. Одну золотую и одну серебряную медаль Екатерина II отправила Фальконе, который получил их из рук князя Голицына в 1783 году.

Медный всадник «прошел» через три войны без повреждений, хотя и находится на удобном для обстрела месте. Он не был повреждён во время Отечественной войны 1812 года. Первая мировая война также не затронула величественного Петра, а во время Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда Медного всадника обшили бревнами и досками, памятник укрыли мешками с песком и землей. Так же поступили другими крупными монументами, которые спрятать или эвакуировать не было возможности.

Легенды и Мифы о Медном всаднике:

*Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа, решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник

*Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке, и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник.

* С Отечественной войной 1812 года связана легенда, которая гласит, что Александр I приказал эвакуировать памятник в Вологодскую губернию, когда возникла угроза захвата Петербурга французскими войсками. Некий майор Батурин добился аудиенции у князя Голицына и рассказал ему о сне, который преследовал его. Якобы он видит, как Петр на Сенатской площади съезжает с постамента и скачет в резиденцию царя на Каменном острове. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Как гласит предание, Голицын пересказал сон государю, и тот отменил приказ об эвакуации памятника.

*Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России.

Интересные факты о памятнике Медный всадник:

1) Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя.

2) Император изображён в простой одежде, а вместо богатого седла – звериная шкура. О победителе и полководце говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса.

3) Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил.

4) Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры.

5) На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке.

6) Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

7) Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. 8) Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение.

9) В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника.

10) Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года.

11) Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии.

12) Название «Медный всадник» – это художественный прием Пушкина, на самом деле фигура – бронзовая.

фото из интернета

Медный всадник в Санкт-Петербурге – памятник Петру I

Медный всадник в Санкт-Петербурге – самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока – Адмиралтейство, с юга – Исаакиевский собор.

История создания памятника
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I
Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила
Мари-Анн Колло.

Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью.


За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.
Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника
Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.


Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника
Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.


Вес монолита - около 1600 тонн и названный Гром-камнем, по легенде в него попала молния и отколола кусок глыбы. Для доставки камня были забиты сваи, проложена дорога, сделана деревянная платформа передвигающаяся по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Затем монолит погрузили на специальный плот, построенный мастером Григорием Корчебниковым, укрепленный между двумя судами. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Это событие было отмечено чеканкой медали "Дерзновению подобно. Января 1770 года".
Оборотная сторона

Лицевая сторона


В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.
Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента.
Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь раскрылись щиты, закрывавшие монумент, – пронесся возглас восхищения… и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.


Но автора среди восторженной публики не было, его даже не пригласили на торжество открытия. Лишь в последствии князь Голицын во Франции вручил Фальконе золотую и серебряную медали от Екатерины II. Это стало явным признанием его таланта, который царица не смогла оценить раньше. Говорят, что при этом Фальконе, потративший на свою главную скульптуру 15 лет жизни, заплакал.



Медный всадник - название
Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Памятник Медный всадник
Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла - звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

Легенды и Мифы о Медном всаднике
Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник.
Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I.
Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей.
Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России.

Интересные факты о памятнике Медный всадник
Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге - главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.




Адрес: Сенатская площадь

В тот далекий августовский день 1782 года , когда на Сенатской площади Петербурга шло торжественное открытие бронзового памятника Петру Первому , названному впоследствии Медным всадником , никто не мог и представить, что это будет самый символичный, самый мистический и самый узнаваемый памятник города.

История создания

После смерти Елизаветы Петровны в результате очередного дворцового переворота к власти пришла Екатерина Вторая . Сразу было понятно, что пришла она к власти всерьез и надолго, и в связи с этим, подобострастный Сенат предложил соорудить памятник новой российской властительнице. Однако, Екатерину не зря прозвали Великой , мудрости ей было не занимать, и она решила, что в городе Петра нужно установить памятник, прежде всего, именно ему – преобразователю России , подчеркнув тем самым свое преклонение и свою причастность к продолжению дела Петра.

Уже через три года своего правления, Екатерина поручает российскому представителю во Франции Д.Голицыну разыскать опытного скульптора, который взялся бы претворить в монументе образ Петра Первого. Из всех возможных кандидатов выбор остановили на Э.Фальконе , рекомендованном самим Д.Дидро .


Французский скульптор Э.Фальконе согласился поехать работать в Россию по контракту для сооружения конной статуи Петра Первого «колоссальных размеров» . До этого Фальконе был художником-ваятелем фарфорового завода, но, как и все художники, мечтал о создании грандиозного и вечного произведения искусства. Поэтому он с большими надеждами ухватился за предложение Екатерины о сооружении монумента Петру Первому.


Концепцию памятника Екатерина Вторая обсуждала с Дидро и Вольтером . Какую философскую идею должен был нести этот монумент, каким должен был предстать перед потомками образ Петра – все эти вопросы были предметом горячих споров и обсуждений.

В конце концов, по предложению Э.Фальконе, было решено, что императорский образ должен являться олицетворением подчинения дикой природы воле и цивилизации, а для этого сам памятник должен был находиться на огромном каменном скалоподобном постаменте, олицетворяющим естественные природные силы.

На фоне здания Сената

Работы по изготовлению гипсового макета памятника и его отливке продолжались более десяти лет и были весьма сложны. Отливать бронзовую фигуру гигантских размеров Фальконе помогал русский «Левша» - Емельян Хайлов , работающий до этого на изготовлении пушек.

При первой отливке не получилась верхняя часть памятника, а нижняя треснула. Но совместными усилиями (проявленным героизмом Е.Хайлова, спасшим в экстренной ситуации первую заготовку, плюс сложность дополнительной отливки верхней части памятника) удалось создать небывалых размеров бронзовый монумент.


Рассорившийся со всеми, не дождавшись окончания работ по установке 10-тонного памятника , уехавший в конце 70-х годов 18 века Фальконе забрал всю расчетную и техническую документацию. Работы пришлось продолжать Ю.Фельтену . Параллельно с сооружением монумента шли очень сложные инженерные расчеты и создание уникальных средств транспортировки для перемещения на Сенатскую площадь мегалита для петровского пьедестала.


И вот все было готово. Торжественное открытие памятника Петру Первого, до времени сокрытого от глаз общественности специальной оградой, собрало на Сенатской площади практически весь город! На балконе Сената находилась сама Екатерина. По специальному знаку ограда упала, и перед собравшимися предстал Петр Первый, мчащийся на коне по своему любимому городу. Начался барабанный бой, войска отдавали честь Петру, палили пушки и в Петропавловской крепости и в Адмиралтействе. Радостные возгласы сопровождали этот праздничный день – 7 августа 1782 года . Площадь решено было переименовать в Петровскую . Но это название не прижилось.


Автора же монумента Э.Фальконе даже не пригласили на торжественное мероприятие по поводу открытия памятника. Но Фальконе оставил нам своеобразный автограф на складке петровского плаща, где указано, что лепил и отливал памятник парижанин Э.Фальконе в 1778 году .

Свое имя на памятнике увековечила и Екатерина Вторая . Чтобы подчеркнуть преемственность законодательной власти в России и свою к ней причастность, по распоряжению императрицы, на постаменте была размещена надпись – Петру Первому Екатерина Вторая, с указанием даты установки памятника.

Памятная надпись

А сам памятник в очень скором времени обрел мистический ореол , с которым было связано множество легенд, анекдотических рассказов и поэтических тем. Призрак Петра видел якобы и Павел Первый , и некий майор Батурин. Образ Медного всадника , созданный гением Пушкина , дал новое название самому памятнику, к которому часто обращались многие поэты и писатели в своих произведениях.


Сегодня памятник Петру Первому самое посещаемое туристами место. Здесь назначаются встречи, фотографируются молодожены и выпускники школ после последнего звонка.

Образ Петра Первого

Конечный образ создаваемого Петра все, задействованные в этом процессе, видели по-разному. Екатерина Вторая представляла его римским императором , держащим скипетр и жезл. Кто-то советовал окружить Петра аллегориями, олицетворяющими Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Дидро предлагал создать памятник в виде фонтана в обрамлении аллегорических фигур. И так далее….

Однако сам Фальконе имел свой взгляд на личность Петра и на ее воплощение. Он хотел показать именно Созидателя , законодательного организатора нового направления развития страны. Петр у Фальконе мчится на коне, объезжая свои владения и благословляя их на дальнейшее процветание.

Одевать Петра в римские одежды Фальконе тоже не стал, основываясь на том, что Петр был все-таки не римским, а российским императором. Для создания коня были выбраны также российские породистые орловские скакуны из императорских конюшен, которых заставляли позировать перед скульптором.

Мастеру монументального творчества хорошо удались фигуры Петра и нетерпеливой его лошади, стоящей на задних ногах. Император изображен в динамическом поступательном движении вперед как созидатель, укротитель и законодатель. Одетый не по-царски, Петр сидит на вздыбленной лошади, причем сидит не в седле, а на медвежьей шкуре , олицетворяющий русскую дикость. В ногах коня можно увидеть змею , так сказать, происки врагов реформаторских перемен. Но лавровый венок и меч на поясе указывают на роль Петра, победившего и врагов, и консерватизм.


Если с фигурой и общей концепцией у Фальконе проблем не возникло, то голова первого российского императора у него никак не получалась. Тут на помощь своему учителю пришла молодая 17-летняя ученица Фальконе Мари Колло , которая самостоятельно, всего за одну ночь, изготовила эскиз головы Петра Первого. Ее вариант петровского лика и остался на память потомкам.


Заслуги Мари высоко оценила Екатерина Вторая - девушка стала членом Академии художеств и получила пожизненную пенсию в размере десяти тысяч ливров. Интересно, что зрачки Петра выполнены ею в форме сердечек , что передает его вечную любовь к созданному им городу.

История "Гром-камня"

Скалистый пьедестал памятника Петру Первому сам по себе является уникальной достопримечательностью, имеющей удивительную историю своего здесь появления. Огромный гранитный камень для скалистого пьедестала был найден крестьянином С.Г.Вишняковым в окрестностях Петербурга, около Конной Лахты . Это был обломок скалы, непонятно как, и в какие далекие геологические времена оказавшийся недалеко от деревни. Вишняков, занимающийся поставкой каменного строительного материала в Петербург, предложил этот «Гром-камень» руководству по созданию монумента, которое опубликовало объявление о поиске подобного гиганта. Камень подошел и по размерам, по фактуре и по форме, напоминающей морскую волну, а предприимчивый крестьянин получил за наводку целых 100 рублей !

"Гром-камень" около Конной Лахты

Извлеченный по истечении шести месяцев при помощи рычагово-домкратной системы двух тысячепудовый камень после обработки и очистки стал весить около полутора тысячи пудов. Длина мегалита была около 13 метров , высота около 8-ми . В течение почти пяти месяцев этот огромный валун проделал почти восьми километровый путь до причала Финского залива, откуда был переправлен по воде на Сенатскую площадь.

Транспортировка "Гром-камня" по суше (гравюра)

Для перевозки камня по суше была сооружена специально разработанная платформа с шарами, вмонтированными в параллельные желоба. Кроме того, была прорублена просека до конечного пункта транспортировки. Говорят, что передвижение камня по просеке иногда шло со скоростью 20-30 метров в день! Учитывая то, что от Конной Лахты до Финского залива камень транспортировался только в зимний период, по замершим дорогам, а по Финскому заливу лишь следующей осенью после постройки специального судна, то все перемещение так называемого «Гром-камня» на постоянное место заняло почти год !

Транспортировка "Гром-камня" по воде

Чтобы перетащить камень с транспортного средства на территорию Сенатской площади, судно было специально притоплено на заранее подготовленные сваи. За всеми манипуляциями с привезенным «Гром-камнем» наблюдало большое количество петербуржцев, собравшихся на площади.

Выгрузка "Гром-камня"

И вот, наконец, «Гром-камень» был установлен на свое постоянное место, где был подвергнут обработке, сократившей его размеры и приведшей к частичной утрате «дикого» вида. А место, откуда был извлечен камень заполнилось грунтовыми водами, образовав Петровский пруд , существующий до сей поры.


"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...