Подлинная история "настоящего человека": подвиг летчика Алексея Маресьева. Алексей Маресьев. История о настоящем человеке


Сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Петрович Маресьев - один из самых выдающихся лётчиков-истребителей в истории авиации. Его заслуги заключаются не в счёте сбитых вражеских самолётов, а прежде всего в высоких морально-волевых качествах и стремлении после тяжёлой аварии вернуться в воздух, несмотря ни на что.

Маресьев родился в приволжском городе Камышине. Когда мальчику едва исполнилось три года, умер его отец, и мать осталась одна с тремя детьми. После окончания школы Алексей в училище при деревообделочном заводе становится токарем по металлу. В 1934 году юношу направляют на строительство далёкого Комсомольска-на-Амуре. Несмотря на ревматизм (следствие тяжёлого детства) и малярию, после работы он ходит в аэроклуб, интересуется парашютным спортом - и побеждает болезни.

Алексей Маресьев. 3 ряд 4 справа
http://voel.ru/

В 1937 году Маресьева призывают в армию. Сначала он служит в авиапогранотряде на Сахалине, в селе Кировское, а затем направляется в Батайское авиационное училище имени Анатолия Серова. Незадолго до войны Маресьев выпускается из училища и получает звание младшего лейтенанта.

Война

По наградным документам, Маресьев начал войну 28 июня (по другим данным - 7 августа) 1941 года - на Юго-Западном фронте, защищая Кривой Рог. Первый боевой вылет лётчик выполнил 23 августа. Маресьев, воюя под командованием капитана Николая Ивановича Баранова на И-16, заслужил первые благодарности в донесениях. Затем он с конца марта 1942 года сражался на Северо-Западном фронте, в 580-м истребительном авиаполку, уже на Як-1. В феврале 1942 года войска Северо-Западного и Калининского фронтов закрыли «Демянский котёл». Немецкая авиация принялась активно снабжать окружённых по воздуху, а советские лётчики изо всех сил старались этому помешать. На командира звена Алексея Маресьева записано три сбитых транспортных самолёта Ju 52 - первый был уничтожен 1 апреля, ещё два - 5 апреля 1942 года (так в документах - Маресьев был сбит 4 апреля, но в списках пропавших без вести значится 5 апреля).

Вероятно, именно этот бой описан Борисом Полевым в «Повести о настоящем человеке»:

«Вот тут-то Алексей и совершил промах. Вместо того, чтобы строго стеречь воздух над районом штурмовки, он, как говорят летчики, соблазнился легкой дичью. Бросив машину в пике, он камнем ринулся на только что оторвавшийся от земли тяжелый и медлительный «ломовик», с удовольствием огрел несколькими длинными очередями его четырехугольное пестрое, сделанное из гофрированного дюраля тело. Уверенный в себе, он даже не смотрел, как враг ткнется в землю. На другой стороне аэродрома сорвался в воздух еще один «юнкерс». Алексей погнался за ним. Атаковал - и неудачно. Его огневые трассы скользнули поверх медленно набиравшей высоту машины. Он круто развернулся, атаковал еще раз, снова промазал, опять настиг свою жертву и свалил ее где-то уже в стороне над лесом, яростно всадив в широкое сигарообразное туловище несколько длинных очередей из всего бортового оружия. Уложив «юнкерс» и дав два победных круга у места, где над зеленым всклокоченным морем бесконечного леса поднялся черный столб, Алексей повернул было самолет обратно к немецкому аэродрому».

Поразительная точность для художественной книги! Борис Полевой всю войну стремился к максимальной точности в военных репортажах - и здесь тоже не изменил себе. Не менее характерно для Полевого, что выигранный воздушный бой описывается без малейшего пафоса, и даже может оцениваться как ошибка (пилот останется без боеприпасов, и его собьют). Чего стоило с отмороженными ногами, почти без еды, восемнадцать суток по глухому лесу брести, ковылять, ползти до своих - знает только сам Маресьев. Наконец, его подбирают жители сожжённой деревни Плав.

В книге упоминается командир эскадрильи Герой Советского Союза Андрей Дегтяренко:

«Алексей открыл глаза, но ему показалось, что он продолжает спать и во сне видит это широкое, скуластое, грубое, точно сделанное столяром вчерне, но не обтертое ни шкуркой, ни стеклышком добродушное угловатое лицо друга с багровым шрамом на лбу, со светлыми глазами, опушенными такими же светлыми и бесцветными, свиными - как говорили недруги Андрея - ресницами. Голубые глаза с недоумением всматривались в дымный полумрак».

Андрей Николаевич Дехтяренко служил в РККА с 1931 года, в 1939 году воевал на Халхин-Голе, где заслужил орден Красного Знамени. Весной 1942 года Дехтяренко командовал 2-й эскадрильей 580-го авиаполка, входящего в 6-ю Ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования. За три боевых вылета на счёт Дехтяренко записали девять Ju 52 - из них два на земле. Первый из этих вылетов произошёл 1 апреля 1942 года. В районе аэродрома Истошино под Демянском Дехтяренко первым заметил группу из 18 Ju 52, атаковал и уничтожил три самолёта. За этот бой Дехтяренко получил ещё один орден Красного Знамени. 4 апреля он уничтожил ещё два самолёта на земле.

Андрей Дехтяренко
http://soviet-aces-1936–53.ru/

8 апреля тройка Дехтяренко у того же аэродрома встретила около 30 Ju 52. По итогам боя было заявлено девять транспортников сбитыми, из них четыре - командиром группы. Звено полностью израсходовало боекомплект, в баках после посадки оставалось буквально по 20 литров горючего. 21 апреля Дехтяренко был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза. 8 мая реактивными снарядами и очередями своего Як-1 Дехтяренко уничтожил бомбардировщик He 111, а затем истребитель Bf 109. Во втором бою того же дня Дехтяренко, выручая подбитого товарища, один сражался с двумя истребителями, пять раз заходя в лобовые атаки. Его эскадрилья с 31 марта по 8 мая совершила 220 боевых вылетов, сбила в воздушных боях 31 немецкий самолёт и ещё 10 уничтожила на земле.

Именно Дехтяренко вывез Маресьева из лесной глухомани на У-2 - как в книге, так и в жизни. 11 июля 1942 года Дехтяренко не вернулся с боевого задания…

Лётчик без ног

Неописуемыми усилиями Маресьев после ампутации обеих ног научился не только ходить на протезах, но также бегать и даже танцевать. По воспоминаниям авиатехника Пивкина, Маресьев вернулся в истребители, чтобы рассчитаться с немцами.

После лечения и тренировок Алексей был направлен в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза Николая Павловича Иванова: «Сам опытный ас, он по звукам, несущимся в эфире, понял, что бой идёт жаркий, что противник силён и упорен и не хочет уступать небо». За бои по уничтожению Демянской группировки Иванов был награждён «Красным Знаменем», а в марте 1943 года представлен к ордену Александра Невского. Можно сказать, что полк заочно свёл счёты за Маресьева и других сбитых лётчиков.

Эскадрильей, где доведётся сражаться Маресьеву, командовал Александр Михайлович Числов (в книге - Чеслов). Он воевал исключительно грамотно, с первых дней и до конца войны, совершил 342 боевых вылета, лично сбил 21 самолёт и два в группе, при этом ни разу не был ранен. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Александра Невского и двумя орденами Красного Знамени. 23 февраля 1945 года Ла-7 Числова был подбит, а сам лётчик ранен, но смог долететь до своего аэродрома и сесть.


Числов и Маресьев
http://soviet-aces-1936–53.ru/

С 10 июля 1943 года Маресьев снова воюет. Его долго берегли, давая лишь прикрывать аэродром. Числов одним из первых вылетел в паре с Маресьевым в бой. По словам Маресьева, «…пожалуй, в этом бою я научился у Александра, как надо драться… На земле Александр сказал мне - с тобой в паре не пропадешь» . Числов позднее вспоминал: «Трудно было… Но для меня, например, главное то, что я подготовил лётчика, который летал без ног» .

В боях над Курской дугой, на Орловском направлении, Маресьев совершил семь боевых вылетов на Ла-5, лично сбил три немецких самолёта. Так, 20 июля 1943 года в неравном воздушном бою Маресьев спас жизнь двух лётчиков (одним из которых был командир соседнего авиаполка) - и это тоже отражено Полевым. В той схватке Маресьев уничтожил два истребителя:

«У уха зарокотал незнакомый сиплый бас:

- Ну спасибо, старший лейтенант! Классный удар, ценю, спас меня. Да. Я до самой земли его проводил и видел, как он ткнулся… Водку пьешь? Приезжай на мой КП, за мной литр. Ну спасибо, жму пять. Действуй».

Три сбитых Маресьевым машины подтверждались экипажами других самолётов и наземными частями 63-й Армии. Звание Героя Советского Союза было присвоено Маресьеву и Числову одним указом, 24 августа 1943 года. Узнав о боях гвардейского полка, который за девять дней сбил 47 самолётов, потеряв лишь пять своих и трёх лётчиков, военкор «Правды» Борис Полевой вылетел в его расположение.


Алексей Маресьев у самолета
http://www.airaces.narod.ru/

«Начальник штаба, совершенно охрипший, с красными, как у кролика, от бессонницы глазами, поначалу было огрызнулся, а потом, рассмотрев мои погоны, спохватился, произнес какие-то скомканные извинения и заявил:

- Вот вернется из боя Алеша Маресьев. Он только что второй самолет за сегодняшний день сбил. Ступайте к нему. Он на «девятке». Сядет «девятка», вы прямо на него и пикируйте.

«Девятка» села, подрулила к своему капониру на опушке леса, и я «спикировал» на молодого коренастого парня, что с какой-то особой медвежьей грацией выбрался из самолета. Он еле стоял на ногах. Еще бы: шесть боев, два сбитых противника».

Позднее, после ужина, Маресьев пригласил корреспондента переночевать в его землянке - сосед истребителя не вернулся с боевого задания.

«Летчик вышел наружу, и было слышно, как он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес. Он вернулся веселый, свежий с каплями воды на бровях и волосах, опустил фитиль в лампе и стал раздеваться. Что-то тяжело грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил на полу свои ноги. Безногий летчик! Летчик-истребитель! Летчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолета! Это казалось совершенно невероятным.

Но ноги его, точнее говоря, протезы, ловко обутые в ботинки военного образца, валялись на полу. Нижние концы их торчали из-под койки и были похожи на ноги прячущегося там человека. Должно быть, взгляд у меня в эту минуту был очень озадаченный, так как хозяин, посмотрев на меня, спросил с хитрой, довольной улыбкой:

Неужели вы раньше не заметили?

Даже в голову не пришло.

Вот хорошо! Вот спасибо! Удивляюсь только, как вам ни кто не рассказал. У нас в полку столько же асов, сколько и звонарей. Как это они нового человека, да еще из «Правды», прозевали и не похвастались такой диковинкой? Это потому, что сегодня вымотались все так…»

В ответ на слова Полевого, что история авиация не знает лётчика, сражавшегося на истребителе без ног, Маресьев показал ему истёртую вырезку из старого журнала о лётчике, который без ступни воевал на «Фармане». Эпизод с Прокофьевым-Северским (безногим лётчиком, будущим консультантом по авиации президента Рузвельта) тоже вошёл в книгу, а позднее - и фильм. Возможно, Маресьев читал статью о Юрии Гильшере, также потерявшем ногу, продолжавшем летать и летом 1917 года погибшем в бою. Видимо, о британском лётчике-истребителе Дугласе Бадере, потерявшем ноги до войны и в тот момент находившемся в немецком плену, Полевой знать просто не мог.

Со страницы журнала глядело на Алексея незнакомое лицо молодого офицера с маленькими усиками, закрученными «шильцем», с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо
http://airaces.narod.ru/

Полевому не дали опубликовать очерк о безногом лётчике немедленно, чтобы не кормить вражескую пропаганду. Вернуться к истории Маресьева Полевой смог только после войны, когда многое уже было утрачено. Не удалось даже разыскать собеседника: «Не имея здесь возможности строго придерживаться фактов, я слегка изменил фамилию героя и дал новые имена тем, кто сопутствовал ему, кто помогал ему на трудном пути его подвига. Пусть не обидятся они на меня, если узнают себя в этом повествовании» . Образец честности военного журналиста и писателя!

Всего за войну Маресьев совершил 86 боевых вылетов, на него записано сбитыми 11 самолётов (по словам Полевого, два - в Прибалтике).

После войны

В 1946 году вышла книга Полевого «Повесть о настоящем человеке», а в 1948 году - одноимённый фильм. Консультантом был прославленный лётчик-истребитель, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий.

По дневникам Павла Кадочникова, сыгравшего Маресьева в кино, сцена, где Маресьев перед медкомиссией встаёт на стул, а потом спрыгивает с него, не выдумана. Маресьев и Кадочников при первой встрече очень волновались. Наконец, Маресьев спросил: «Вас, наверное, интересует больше всего, как мне удалось преодолеть…» - «Сейчас скажет «район черного леса», - подумал Кадочников. «…преодолеть врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек», - закончил Маресьев. И, «мягко и свободно» встав на стул, рассказал, как прошёл её.

В эпизоде с медведем снималась настоящая медведица из зоопарка, Марьям:

«Кадочников лежит. Он чувствует на своём лице близкое дыхание зверя. Ему, как и Мересьеву, безумно хочется вскочить, но огромным усилием воли он сдерживается и лежит неподвижно, как мёртвый. Обнюхав лицо человека, Марьям переходит к обследованию его куртки, и все облегчённо вздыхают. Марьям нюхает куртку, от неё пахнет чем-то очень вкусным; медведица отлично знает, как ей поступить, чтобы получить лакомый кусочек. Ведь не раз Кадочников нарочно прятал себе в карман что-нибудь вкусное и учил Марьям, как надо доставать. Огромными, сильными когтями разрывает медведица куртку, достаёт спрятанный кусочек и отходит. Отходит она потому, что Галина Григорьевна машет ей руками и высыпает на землю целый пакет сахара. Марьям бросается к сахару. Съёмка окончена».

Режиссёр Столпер не терпел ни малейшей фальши. Он долго не мог добиться впечатления, что актёр идёт с раздробленными ногами. После долгих проб Кадочников насыпал сосновых шишек в унты и надел их на босу ногу. Под конец съёмок не выдержал даже Маресьев, сказав: «Я ведь полз в течение восемнадцати суток и почти всё время в полубессознательном состоянии, а он в полном сознании ползает здесь в лесу уже более трёх месяцев».


Маресьев на съемках фильма. РГАКФД

После войны Маресьев женился, десятки лет работал в Советском комитете ветеранов войны. Занимался гимнастикой, летом ездил на велосипеде, зимой бегал на лыжах и коньках. Однажды он был в составе советской делегации в США. В пресс-релизе сообщалось, что среди участников будут автор и герой книги «Повесть о настоящем человеке». Полевой с обострившимся ревматизмом, полученным после контузии в Сталинграде, неловко боком сошёл с трапа, а Маресьев легко сбежал на землю. В итоге некоторое время на фото Полевого подписывали как Маресьева, а Маресьева - как Полевого. И только при возложении цветов на Арлингтонском кладбище путаница прояснилась.

Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прямо во время праздничного вечера, посвящённого его 85-летнему юбилею…

Источники и литература:

  1. Материалы сайта http://podvignaroda.mil.ru
  2. Материалы сайта https://pamyat-naroda.ru
  3. Материалы сайта http://www.airaces.narod.ru
  4. Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. - Москва: Яуза-пресс, 2014
  5. Брикхилл Пол. Безногий ас. - М.: АСТ, 2003
  6. Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные лётчики 1941–1945 гг. / Под ред. А. Б. Васильева. - М.: ЯУЗА, ЭКСМО, 2007.
  7. Полевой Борис. Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Том I - М., Молодая гвардия, 1978

20 мая 1916 года советский военный деятель, лётчик и Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами.

Алексей Петрович Маресьев
Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в городе Камышине (ныне Волгоградской области) в семье рабочего. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны.

Летчик Алексей Петрович Маресьев
После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.

Герой Советского Союза, летчик Алексей Маресьев на Мамаевом Кургане 2 февраля 1958 года
На срочную военную службу призван в 1937 году, направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником на острове Сахалин в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, затем в 12-м авиационном погранотряде.


Военный летчик Алексей Маресьев, заместитель председателя Совета ветеранов и инвалидов России. Москва. 1993 год
В 1939 году направлен на учёбу в Батайскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Герой Советского Союза Алексей Мересьев с курсантом перед учебным полетом, 1945 год
Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте.

С факелом - Герой Советского Союза Маресьев А.П. 1967 год
Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А. П. открыл в начале 1942 года - сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырех.

С 1943 года, летая уже с протезами, к четырем ранее одержанным победам над врагом Алексей Маресьев (слева) прибавил еще семь сбитых вражеских самолетов
4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А. П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.


И.И. Родионов, Н. Е. Аксененко, А.П. Маресьев в на встрече в ЦДКЖ.1998 год
В июне 1943 года А. П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

Герой Советского Союза Алексей Маресьев
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Знаменитый Алексей Маресьев - первый слева
Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 - до ранения и семь - с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев назначен инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Член ВКП (б)/КПСС в 1944-1991 годах.

Алексей Маресьев перед вылетом
Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В 1948 году по ней был снят одноимённый художественный фильм. Имя Героя стало известно всему миру.

В июле 1946 года майор А. П. Маресьев уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б), в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.


Маресьев в городокском небе
В том же 1956 году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году - первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.


А. П. Маресьев выступает на Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 50-летию Ленинского комсомола. Москва, Кремль, 1968 год


Алексей Маресьев передает свой летный опыт молодым летчикам-испытателям


Жил в Москве. Скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11), где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя.


Могила Героя Советского Союза Алексея Маресьева на Новодевичьем кладбище Москвы
20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А. П. Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор - заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами.



По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. Имя Героя присвоено школе № 13 в городе Орел.

2:1050 2:1060

К 100-летию со дня рождения легендарного советского лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева

2:1270 2:1280


20 мая 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева — легендарного летчика, Героя Советского Союза, выдающегося патриота России. С легкой руки писателя Бориса Полевого, написавшего повесть о жизни и подвиге А.П. Маресьева, он вошел в народное сознание, как эталон "Настоящего человека" и под этим высоким званием оказался навеки вписанным в нашу историю.

3:2498

4:504 4:514

Хорошо помню, как сам в школьные годы, подобно многим моим сверстникам, зачитывался "Повестью о настоящем человеке", мысленно переживая вместе с героем все драматические этапы его эпопеи.
Бывают подвиги короткие, как вспышка, связанные с каким-то разовым волевым усилием, с некоей "высшей точкой" героизма. А вот особенность совершенного Алексеем Маресьевым, в том, что тут не определишь, где, собственно, "высшая точка" подвига. То, что он после гибели своего самолета 18 суток, двигаясь по валдайским лесам ползком, с раздробленными ногами, пробирался к своим, уже само по себе было подвигом. Но еще более поразительно то, что после ампутации двух ног Маресьев не сдался, не сломался, а совершил невероятное: преодолев массу медицинских и административных барьеров, сумел вернуться в летный строй.

4:1968

4:9


Восхищают и боевые свершения Маресьева. До случившейся трагедии он сумел сбить 4 вражеских самолета, а, совершая вылеты с ножными протезами, добавил к боевому счету еще 7 сбитых фашистских стервятников. Самые яркие эпизоды случились в июле 1943 года, в дни знаменитой Курской битвы, когда безногий летчик в первом же после возвращения в строй бою сбил "Юнкерс-87", а через несколько дней уничтожил 2 новейших немецких "Фоккевульфа-190". Официально именно за эти боевые победы А.П.Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Но в лучах этой Золотой звезды, конечно, отразилось все, что "Настоящим человеком" было пройдено до этого! 5:1678

6:504 6:514

Маресьев — тот самый случай, когда можно по праву говорить: вся жизнь — подвиг. Тем более, что и после войны он еще долгие годы приносил огромную пользу нашим ВВС, занимаясь обучением молодых летчиков. А с 1956 года, когда был образован Советский (ставший позднее Российским) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Алексей Маресьев возглавлял его.

6:1199

Он был на этом общественном (но по-своему тоже боевом) посту до последнего дня своей жизни.

6:1369 6:1379


Меня лично всегда поражала удивительная скромность Алексея Петровича. Запомнилась фраза, сказанная им в одном из интервью: "Я не из легенды, я из жизни" . И ещё рассуждения о том, как неправилен журналистский штамп про то, что бойцы на фронте, мол, сражались с врагом, "не жалея жизни". "Мы — не фанатики какие-то, чтоб жизни не жалеть , — пояснял он. — Тут — другое! Родина, её свобода, благополучие близких людей были превыше всего! И во имя этого фронтовики принимали муки испытаний, были готовы к самопожертвованию. Но еще больше нам хотелось выжить для того, чтобы продолжать сражаться и победить врага!". 7:3015

8:504 8:514

В то же время 100-летний юбилей Маресьева побуждает задуматься: а достаточно ли хорошо пропагандируется подвиг уникального героя в нашем обществе сегодня? Разве не печально, что из-за чехарды с образовательными стандартами "Повесть о настоящем человеке" не везде попадает в списки литературы, обязательной для изучения в школах? А взять учебники истории. Мне доводилось держать в руках такие, где о Маресьеве (как, впрочем, и о Н.Гастелло, В.Талалихине, А.Матросове и других канонических героях Великой Отечественной) дети не могли прочитать ни строчки. Да и вообще рассказ о великой битве с фашизмом укладывался в несколько абзацев. Очень важно, чтобы такое ущербное беспамятство было в конце концов изжито из нашей системы школьного образования!

8:1880

8:9


Существует кинофильм снятый по повести Б.Полевого. Но скажите, давно ли кто-то видел его по ТВ? Да и снята эта кинолента аж в 1948 году. Поэтому она, быть может, в чем-то уже неспособна удовлетворить запросы современного (особенно молодого) зрителя. Так может, настала пора нашим кинематографистам снять новый фильм о Маресьеве, рассказав о подвиге летчика современным киноязыком? 9:1215

И еще об одном хочется сказать. Очень здорово, что в целом ряде городов есть улицы Маресьева, что есть школы, носящие имя героя. Хорошо, что есть общественные организации и фонды, ставящие целью увековечивание памяти прославленного летчика. Я бы особо отметил созданный на малой родине героя — в г. Камышине Региональный общественный фонд имени А. П. Маресьева. Организаторы его взяли за правило ежегодно вручать Памятный знак "За волю к жизни" тем, кто, превозмогая какие-то увечья и физические ограничения, продолжает жить полноценной жизнью и приносить пользу стране.

9:2262

9:9

10:514 10:524

Хорошее начинание! Но вот о чем подумалось: а почему бы его не развить, делая то же самое уже не только на региональном, но и на общегосударственном уровне?

10:809 10:819

11:1324 11:1334

В Волгоградской области установили памятник самолету времен Великой Отечественной войны — Як-1. Он расположился на центральной площади города Камышин, где родился и вырос герой Советского Союза Алексей Маресьев. Макет боевой машины, на которой летчик летал до апреля 1942 года. Самолет поставили на пересечении улиц Ленина и Некрасова. Истребитель Як-1 Маресьева был сбит пятого апреля 1942 года в районе «Демянского котла». Кстати, на Валдае до сих пор идут безуспешные поиски самолета прославленного летчика.

11:2281

11:9

Что значат для нас сегодня Маресьев и его подвиг? Это не миф, не красивая легенда. Это само воплощение нашего национального характера. Это великая традиция, присущая россиянам, — никогда не сдаваться. Это вера в нашу способность выстаивать в любых испытаниях, делая даже невозможное возможным.

11:553 11:563

Личная жизнь. Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж. Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей - Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

12:2738 12:9

13:514 13:524

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме - занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

13:904

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. Борисом Полевым, который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова: «Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

13:1546

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.

В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл Павел Кадочников, хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».

От редакции .

Желание защищать идею иногда оказывается сильнее желания жить. За идею живут и умирают, страдают и претерпевают лишения. Идея — это то, что соединяет, казалось бы, несоединимое. Идея рождает то, что никогда бы не родилось в иных условиях.

Когда-то идея справедливости для всех людей земного шара родила социализм.

Было немало героев Гражданской войны, умиравших за то, что казалось мечтой, за социализм, который грезился, но не являлся текущей исторической реальностью. Прошло время, и смельчаки, чья хата всегда была не с краю, а в самом центре, в самой гуще событий, начали строить этот новый мир. Эти ребята первыми шли принимать участие в «великих стройках социализма», первым и становились коммунистами, первыми исследовали новые земли, вставали в атаку первыми и отдавали жизни за нашу советскую Родину.

Нацистская Германия тоже знает случаи героизма. Ещё больше случаев упёртости и самопожертвования было, например, в Средние века у религиозных фанатиков. Вера в идею во все времена творила чудеса, независимо от того, правильна она была, воплотима ли…

Но массовый героизм стал реальностью лишь в Советском Союзе. Героев были не сотни и не тысячи. Героев были миллионы. Ведь именно в Советском Союзе идея практически не вступала в противоречие с её воплощением.

О некоторых таких героях поведает нижеследующая статья.

20 мая 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения прославленного советского летчика Алексея Павловича Маресьева (1916 — 2001).

А.П. Маресьев родился в городе Камышин (ныне Волгоградской области). В возрасте трех лет потерял отца. Его мать, работавшая уборщицей на заводе, одна вырастила троих сыновей. В 1934 году по комсомольской путевке Алексей Маресьев направляется строить Комсомольск-на Амуре. Одновременно с работой он занимается в аэроклубе.

Юноша трижды подавал документы в летное училище. Дважды ему отказывали по состоянию здоровья, на третий раз все-таки приняли. В 1940 году Алексей Маресьев окончил летное училище и получил воинское звание младшего лейтенанта. В августе 1941 года он совершил свой первый боевой вылет.

4 апреля 1942 года над территорией Новгородской области самолет А.П. Маресьева был подбит немцами. 18 суток Маресьев добирался по лесу к своим и, наконец, его, совершенно обессиленного, нашли крестьянские дети.

У Маресьева были ампутированы обе ноги выше колена. Но, несмотря на это, он решает вернуться в строй и активно тренируется.

В феврале 1943 года Алексей Маресьев совершил первый пробный вылет. А в июне 1943 года вернулся на фронт на Курскую дугу. Совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов (7 уже после потери ног).

24 августа 1943 года Алексею Петровичу Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

После война А.П. Маресьев окончил Высшую партийную школу, защитил кандидатскую диссертацию по истории, с 1956 года работал Секретарем Советского комитета ветеранов войны.

Советский лётчик Алексей Маресьев

В 1946 году всего за 19 дней писатель Борис Николаевич Полевой (1908 — 1981) пишет книгу «Повесть о настоящем человеке». Эта книга приобрела большую популярность и в Советском Союзе и в других странах. В 1948 году по книге снимается фильм, а композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 — 1953) пишет оперу. Впрочем, опера Прокофьева была не слишком удачной и на сцене исполнялась не часто.

В годы Великой Отечественной войны в СССР были и другие летчики, летавшие без ног: Например, Леонид Георгиевич Белоусов (1909 – 1998) и Захар Артемович Сорокин (1917 — 1978). Оба они были удостоены звания Героев Советского Союза.

В 1973 году советский военный летчик капитан Юрий Валентинович Козловский (род. 1943) попал в авиакатастрофу. Его искали несколько суток и нашли без сознания с травмами, несовместимыми с жизнью. Врачи спасли летчику жизнь, но обе ноги пришлось ампутировать. Козловский очень мечтал вернуться к летной работе, но разрешения не получил: современная техника предъявляет более высокие требования к летчикам. Ю.В. Козловский окончил технический ВУЗ, плодотворно работал инженером в КБ. При этом он продолжал пилотировать в аэроклубе маленькие учебные самолеты.

Без двух ног на протезах летал английский военный летчик Дуглас Бадер (1910 — 1982). За это английская королева пожаловала ему дворянство и право именоваться сэр Дуглас.

Похожий случай имел место и в нацистской Германии, правда, лётчик потерял только одну ногу. Звали немецкого летчика Ганс Ульрих Рудель (1916 — 1982). К сожалению, Рудель был убежденным фашистом и остался им до конца своей жизни.

И ещё один яркий пример. Из глубины веков дошла до нас легенда о Защитнике Земли Русской богатыре Илье Муромце. В этой легенде есть очень странная деталь: до 30 лет живший в селе Карачарово Илья Муромец не слезал с печи. Для крестьянского сына такой образ жизни был возможен лишь в одном случае: если он – тяжелый инвалид. Для проверки этой гипотезы исследователи вскрыли могилу с мощами богатыря в Киеве и исследовали кости современными методами. Предположение подтвердилось: у Ильи Муромца было тяжелое соединительнотканное заболевание и его ноги были, по-видимому, парализованы. Легендарный богатырь действительно был Алексеем Маресьевым 11 века.

«В здоровом теле – здоровый дух», — говорили в Древней Греции. Физическое здоровье – это конечно, очень хорошо, но само по себе здоровый дух оно не формирует. И не является необходимым условием для сохранения и поддержания здоровой психики. Здоровый дух вполне может сочетаться и с телесной немощью. В России об этом впервые сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри». А после Великой Октябрьской социалистической революции появился роман Николая Островского «Как закалялась сталь». У умиравшего от болезни Бехтерева, героя этого романа, была психика и круг интересов здорового человека. Как справедливо показал писатель, это было связано с вовлеченностью Павла Корчагина в деятельность по строительству нового общества.

В какой-то степени Алексей Маресьев повторил судьбу Николая Островского. И, наверное, книга об Алексее Маресьеве помогла многим тяжело больным людям, несмотря на тяжелую болезнь, остаться в строю.

Люди, работающие с тяжело больными детьми, понимают, что их главная задача – заставить ребенка не думать о своей болезни. Рыцарь из последнего великого произведения советской детской литературы «Плутишкиной сказки» В. Озерова привез искалеченному на войне мальчику марки…

18 мая 2001 года в театре Российской армии в Москве должен был состояться вечер, посвященный 85-летнему юбилею А.П. Маресьева. За несколько часов до его начала Алексей Маресьев скоропостижно скончался.

К.б.н. Сергей Багоцкий

(16 мая по старому стилю) 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии (ныне находится в Волгоградской области) в семье рабочего.

Об этом свидетельствует запись в метрической книге Свято-Троицкой церкви Камышина. Впоследствии в документах Маресьева ошибочно написали день рождение 20 мая, на что он не стал обращать внимания.

В три года он остался без отца , который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать одна растила троих сыновей.

Окончив семь классов, Алексей Маресьев пошел работать на лесозавод масленщиком и стал учиться в школе фабрично-заводского ученичества. После окончания ФЗУ работал токарем на лесозаводе. В 1929 году вступил в комсомол и был избран секретарем цеховой ячейки комсомола.

Мечтая стать летчиком, Маресьев пробовал поступить в летное училище, но по состоянию здоровья его не приняли. Он страдал ревматизмом - осложнение, полученное в результате перенесенной в детстве тяжелой формы малярии.

В 1932 году Алексей Маресьев был зачислен на Камышинский рабочий факультет им. М. Горького Саратовского сельскохозяйственного института.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправился в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на-Амуре. Работал сначала лесорубом, а в 1935-1937 годах — механиком-дизелистом на катере, одновременно занимался в местном аэроклубе, обучаясь летному делу.

В 1937 году Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Затем был направлен в Читинскую авиационную школу пилотов. В 1939 году курсантов Читинской авиационной школы перевели в Батайскую военную авиационную школу.

После окончания в 1940 году авиашколы, Маресьев служил в ней летчиком-инструктором.

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, а в начале 1942 года сбил первый вражеский самолет. К концу марта 1942 года Маресьев довел счет сбитых фашистских самолетов до четырех.

5 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолет Алексея Маресьева был подбит и упал на лес в тылу врага.

Во время падения самолета летчика выбросило из кабины, и он, падая на деревья, а затем при ударе о землю, повредил ступни ног. 18 суток Маресьев ползком, с обмороженными ногами, пробирался к линии фронта, питаясь корой, ягодами, шишками. Едва живого, его обнаружили в лесу жители из деревеньки Плав Валдайского района Новгородской области. Через несколько дней Маресьева переправили в госпиталь, где ему ампутировали голени обеих ног. Однако летчик не сдался. Он долго и упорно тренировался, чтобы не только научиться ходить на протезах, но и иметь возможность вернуться в авиацию.

В начале 1943 года Маресьева отправили на медкомиссию, которая разрешила ему вернуться в строй. Он получил направление в Ибресинскую летную школу в Чувашии. В феврале 1943 года Маресьев успешно провел первый пробный вылет после своего ранения.

Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Воевал на Курской дуге, был заместителем командира эскадрильи. Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, из них семь — с ампутированными ногами.

В июне 1944 года гвардии майор Маресьев был назначен инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС. В июле 1946 года он был уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС.

В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.

В 1956 году он стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году — первым заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны (с 1992 года Российского комитета ветеранов войны и военной службы). В этой должности Маресьев проработал до последнего дня своей жизни.

Он создал и возглавил региональный общественный фонд "Инвалиды Великой Отечественной войны".

Маресьев — автор мемуаров "На Курской дуге" (1960).

Герой Советского Союза (1943), полковник в отставке (1978) Алексей Маресьев был награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Почета, "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Маресьев был женат, воспитал двоих сыновей.

Cудьбе Алексея Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (1946), по которой в 1948 году был снят одноименный художественный фильм. По ней же Сергеем Прокофьевым была написана опера.

В честь Алексея Маресьева малая планета Солнечной системы, его имя присвоено школам в Москве, Орле, лицею в Камышине. Во многих городах именем Маресьева названы улицы. В Камышине в 2006 году был открыт памятник летчику, а в 2010 году в этом же городе на Аллее героев был установлен его бюст. В Москве открыта мемориальная доска на доме, где проживал Алексей Маресьев, в Комсомольске-на-Амуре установлен бюст героя.

В 2004 году распоряжением правительства Москвы была утверждена премия имени А. Маресьева "За волю к жизни". Ее удостаиваются люди, сумевшие выжить в экстремальных ситуациях, проявившие мужество и героизм.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Выбор редакции
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...

«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...

Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...

Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие. Не способность Николая II провести созревшие...
История йода Открытие йода датируется 1811 годом, элемент был открыт французом Бернаром Куртуа, который в своё время был специалистом по...
Вконтакте Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.Язык их (а...
Румбы горизонта – Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления… – Градусы, – уточнил Вася. – Да, все...
В один из дней 1795 года житель Маастрихта, голландец Хоффман производил в окрестностях города раскопки и нашел какие-то гигантские...
Дефо Даниэль (1660-1731) - английский писатель и общественный деятель, автор свыше 560-ти произведений разных жанров (эссе, памфлетов,...