Подземные танки. Проекты ссср. подземная лодка


Подземоход Требелева

Впервые до подземной лодки додумался изобретатель Петр Рассказов еще в начале XX века. Вот только свои мысли и идеи он опубликовал в одном из английских журналов. Что с Рассказовым случилось после революции — неизвестно. Он исчез вместе со своими разработками.

К идее создания аппарата, передвигающегося под землей, вернулись до начала Второй Мировой войны. В СССР инженер и конструктор Александр Требелев начал работу над созданием подземохода. Принцип работы этого устройство он позаимствовал у кротов. Причем подошел изобретатель к делу очень основательно. Прежде чем приступить к созданию лодки, он с помощью рентгена изучал поведение животного, когда оно рыло норы. Особое внимание конструктор уделял движениям лап и головы зверька. И уже потом приступил к воплощению крота в металле.

Движение субтеррины Требелев позаимствовал у крота

Подземная лодка Требелева напоминала по форме капсулу, на носу которой изобретатель разместил бур. Также у нее были шнек и две пары кормовых домкратов. Эти домкраты выполняли функции лап крота. По замыслу создателя, управлять субтерриной можно было как изнутри, так и снаружи. То есть, с поверхности посредством специального кабеля. По нему же машина получала электропитание.

Творение Требелева оказалось вполне жизнеспособным (оно двигалось со скоростью 10 метров в час), но нуждалось во множестве доработок. На их устранение требовалось много средств, поэтому от своего детища конструктор все же отказался.

Есть версия, что незадолго до столкновения с Германией Устинов поставил перед конструктором Страховым задачу: доработать проект Требелева. И упор сделать именно на военную составляющую субтеррины. Но началась война, и стало не до фантастических боевых машин.

Германский ответ

Параллельно с СССР созданием подземных лодок озадачились и в Германии. Например, фон Верн (или фон Вернер) запатентовал подводно-подземный аппарат, которому дал название Subterrine. Машина могла двигаться под землей со скоростью 7 км/ч, перевозить 5 человек и несколько сотен килограммов взрывчатки.

Subterrine хотели задействовать в операции «Морской лев»

Этим проектов всерьез заинтересовались военные. По их мнению, он подходил на роль «карателя Британии». В спецоперации «Морской лев» они должны были доплыть до Англии, а затем продолжить свой путь под землей. После чего нанести неожиданный удар по какому-нибудь важному объекту.

Но по каким-то причинам от подземных лодок отказались. Военное руководство решило, что Британия будет повержена в воздухе. А все остальное — мелочи. Поэтому потенциал творения фон Верна остался не раскрыт. К счастью для тех же англичан.

Но фон Верн не единственный немец, который хотел создать подземоход. Конструктор Риттер взялся за превращение в жизнь более амбициозного проекта — «Midgard Schlange». Подземная лодка получила название «Змей Мидгарда» в честь мифического существа. Этот змей по легендам опоясывал всю землю.


Детище Риттера отличалось удивительной универсальностью. Оно разве что не могло летать. А так, машина, по замыслу создателя, должна была двигаться на земле и воде, под землей и под водой. Предполагалось, что аппарат смог бы перемещаться в твердом грунте со скоростью около 2 км/ч. Если же на пути была мягкая почва, его скорость возрастала до 10 км/ч. На земле так и вовсе «Змей» мог бы разогнаться до 30 км/ч. А под водой его скорость составляла бы порядка 3 км/ч.

Внушали и размеры машины. Риттер мечтал создать не просто аппарат, а настоящий подземный поезд с вагонами на гусеничном ходу. Предполагаемая длина техники «в сборе» — от 500 метров. Собственно, поэтому проект и получил название «Midgard Schlange». По подсчетам, сделанным Риттером, вес махины насчитывал несколько десятков тысяч тонн. В теории, справиться с управлением «Змея» мог экипаж из тридцати человек. Движение под землей машине обеспечивали 4 основных бура по полтора метра, а также 3 дополнительных.

Проект «Midgard Schlange» так и остался на бумаге

Поскольку «Змей» задумывался как военная машина, вооружение у него было соответствующим: пара тысяч мин, более десятка спаренных пулеметов, а также торпеды. Планировалось, что субтеррина будет задействована в боевых действиях против Франции, Бельгии и Великобритании. Но реализовывать проект не стали. Он, как и его «родня» Subterrine, остался на бумаге.

Советский «Крот»

После войны в СССР вновь вернулись к субтерринам. Наиболее активная работа в этом направлении началась при Хрущеве. Дело в том, что ему очень понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Никита Сергеевич взял проект под свое покровительство и публично заявил о разработке подземохода. На территории Украины оперативно возвели секретный завод по производству субтеррин. И уже в 1964 первая лодка с ядерным реактором была готова. Она получила говорящее название — «Боевой крот».


Точных сведений о лодке не осталось. По разным данным ее диаметр составлял от 3 до 4 метров. А длина варьировала от 25 до 35 метров. Что касается скорости, в зависимости от грунта она менялась с 7 до 15 км/ч. Экипаж «Крота» насчитывал 5 человек. Кроме них лодка могла транспортировать еще 15 солдат и около тонны разнообразного груза.

На «крота» рассчитывали в случае войны с США

По замыслу создателей, «Боевой крот» должен был уничтожать подземные бункеры, ракетные пусковые установки в шахтах и командные пункты противника. На субтеррины возлагали большие надежды в случае обострений отношений с США.

«Боевой крот» активно испытывали в разных условиях. Особенно хорошо он продемонстрировал свои возможности на Урале, с легкостью вгрызаясь в скальную породу. Но повторные испытания поставили крест на проекте. «Крот» по неизвестным причинам взорвался под землей. Экипаж спасти не удалось. После катастрофы от создания субтеррин решили отказаться.


Возможно, кто-нибудь из вас смотрел когда-то фильм «Земное ядро» режиссера Джона Эмисела. По сюжету фильма, земное ядро перестает вращаться, что грозит гибелью всему человечеству. Чтобы спасти всех от надвигающегося конца света, группа американских ученых и инженеров строит подземную лодку, которая отправляется прямиком к ядру Земли с целью восстановления его вращения подрывом нескольких атомных бомб. Что за бред, спросите вы, и будете правы. Однако в XX веке сразу несколько государств серьезно работали над возможностью постройки подземных лодок (по аналогии с подводными), или субтеррин. Таким образом, известная фраза про «подводную лодку в степях Украины» даже обретает некоторый смысл.

XX век в целом был богат на странные, на первый взгляд, разработки, многие из которых в итоге смогли изменить наше представление о мире. Еще до Второй мировой войны сразу несколько государств, в том числе СССР, Германии и Великобритания, работали над созданием субтеррин. Прототипом для всех проектов был так называемый проходческий щит. Впервые такой щит был использован в Туманном Альбионе при постройке тоннеля под Темзой еще в 1825 году. С помощью проходческого щита строились и тоннели метро в Москве и Санкт-Петербурге.

В нашей стране к идее постройки подземной лодки обратились еще в самом начале XX века. Так, еще в 1904 году российский инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал материал, в котором описывал возможность разработки специальной капсулы, которая могла бы преодолевать большие расстояния, передвигаясь под землей. Однако позднее во время волнений в Москве, он был убит шальной пулей. Помимо Рассказова идею создания подземной лодки приписывают и другому нашему соотечественнику Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковником царской армии, зимой 1918 года он бежал из страны через Финский залив. Карьеру он сделал в Швеции, где на одной из фирм усовершенствовал уже упоминавшийся проходческий щит.

Но по-настоящему внимание на подобные проекты обратили лишь в 1930-е годы. Первый подземный самоходный аппарат в те годы был создан советским инженером А. Треблевым, которому помогали в этом А. Баскин и А. Кирилов. Любопытно, что принцип работы своего устройства он во многом скопировал с действий известного строителя подземных нор - крота. До начала работ над проектом конструктор очень долго изучал биомеханику действий и движений животного под землей. Особое внимание он уделял лапам и голове крота, а уже затем на основе полученных результатов сконструировал свое механическое устройство.

Субтеррина Александра Требелева

Стоит отметить, что, как и любой изобретатель, Александр Требелев был одержим своим детищем, но даже он не думал об использовании подземной субмарины в военных целях. Требелев считал, что субтеррину будут использоваться для рытья туннелей под коммунальные нужды, проведения геологоразведки, добычи полезных ископаемых. К примеру, его субтеррина могла подобраться к запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который начал бы выкачивать черное золото на поверхность. Даже сейчас изобретение Требелева кажется нам фантастическим.

Субтеррина Требелева имела капсулообразную форма и двигалась под землей за счет бура, шнека и 4-х кормовых домкратов, которые толкали ее наподобие задним лапам крота. При этом подземной лодкой можно было управлять как снаружи - с поверхности земли с помощью кабелей, так и непосредственно изнутри. По тому же кабелю субтеррина должна была получать необходимое электропитание. Средняя скорость ее движения под землей должна была составить 10 метров в час. Однако из-за частых отказов и ряда недоработок данный проект был все-таки закрыт.

Согласно одной из версий ненадежность машины была доказана в результате проведения первых испытаний. Согласно другой версии - перед самой войной подземную лодку все-таки пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова. Если руководствоваться второй версией, то в 1940-е годы конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова сумел доработать и усовершенствовать проект Требелева. При этом данный проект сразу же проектировался под военные цели, а субтеррина должна была действовать уже без связи с поверхностью. За 1,5 года удалось создать один опытный экземпляр. Предполагалось, что подземной лодке удастся проработать автономно под землей на протяжении нескольких дней. На это время лодка снабжалась необходимым запасом топлива, а экипаж, который состоял всего из одного человека, необходимым запасом кислорода, пищи и воды. Но завершить работу над данным проектом помешала Великая Отечественная война, при этом судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова теперь неизвестна.

Боевые траншеекопатели Великобритании

Разрабатывались подобные проекты и в Великобритании. В этой стране их предполагалось использовать для рытья тоннелей на линии фронта. По таким тоннелям пехота и танки должны были внезапно выходить в расположение противника, избегая при этом прямого штурма наземных укреплений. Работы в этом направлении были обусловлены печальным английским опытом окопной войны во время Первой мировой. Приказ о разработке подземных лодок был отдан лично Уинстоном Черчиллем, который основывался именно на кровопролитном опыте штурма хорошо укрепленных позиции. К началу 1940 года предполагалось построить уже 200 таких подземных лодок. Все они обозначались аббревиатурой NLE (Naval Land Equipment - военно-морское и сухопутное оборудование). Для маскировки военного назначения создаваемых машин разработчики давали им свои названия: White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), Nellie («Нелли»), Cultivator 6 («Культиватор 6»), No mans Land Excavator («Экскаватор без участия человека»).

Создаваемые в Англии траншеекопатели обладали следующими габаритами: длина - 23,47 метра, ширина - 1,98 метра, высота - 2,44 метра и имели по две секции. Главная секция была на гусеничном ходу. По своему внешнему виду она напоминала очень длинный танк, обладающий весом в 100 тонн. Передняя секция весила меньше - 30 тонн и могла рыть траншеи 2,28 метра шириной и 1,5 метра глубиной. Выкопанный машиной грунт конвейеры переносили на поверхность и откладывали по обе стороны от траншеи, образуя отвалы, высота которых составляла 1 метр. Скорость движения устройства составляла более 8 км/ч. После достижения заданной точки субтеррина останавливалась и преобразовывалась в платформу, предназначенную для выхода гусеничных средств из прорытой траншеи на открытое пространство.

Первоначально на данную машину собирались ставить один двигатель компании Rolls-Royce Merlin, развивавший мощность в 1000 л.с. Но затем из-за недостатка данных двигателей решили пойти на их замену. На каждую подземную лодку ставилось два двигателя Paxman 12TP, развивавших мощность в 600 л.с. каждый. Один двигатель приводил в движении всю конструкцию, а второй использовался для резака и конвейера в передней секции. Быстрое поражение Франции в войне и наглядная демонстрация современной войны моторов затормозили реализацию данного проекта. В итоге испытания субтеррин прошли только в июне 1941 года, а в 1943 году проект был закрыт. К этому моменту в Англии успели собрать 5 таких устройств. Все они после войны были разобраны, последний боевой траншеекопатель в начале 1950-х годов. Справедливости ради, стоит отметить, что английский проект хоть и оказался бесполезен, но был вполне реален. Другое дело, что все-таки это было лишь «извращенное» видение траншеекопателя, а не полноценная подземная лодка.

Субтеррины Германии

Интерес к столь необычным проектом проявляли и в Германии. Перед Второй мировой войной субтеррины конструировались и здесь. В 30-е годы ХХ века инженер фон Верн (по другим данным - фон Вернер) получил патент на подводно-подземную «амфибию», которую она так и назвал - Subterrine. Предложенная им машина обладала возможностью двигаться как в воде, так и под земной поверхностью. При этом согласно расчетам фон Верна, при движении под землей его субтеррина могла развивать скорость до 7 км/ч. При этом подземная лодка была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе 5 человек, а также 300 кг. взрывчатки, это изначально был военный проект.

В 1940 году в нацистской Германии всерьез рассматривали проект фон Верна, такие устройства могли пригодиться в военных действиях против Великобритании. В планах разрабатываемой операции «Морской лев», которая предусматривала высадку немецких войск на Британские острова, нашлось бы место и подводно-подземным лодкам конструкции фон Верна. Его детища должны были незамеченными подплыть к берегам Великобритании и продолжить движение уже под землей по английской территории, для того чтобы затем нанести противнику внезапный удар в самом неожиданном для английских войск районе.

Немецкий проект Subterrine пал жертвой самонадеянности Геринга, который руководил Люфтваффе и считал, что сможет победить англичан в воздушной войне без какой-либо помощи. В итоге проект подземной лодки фон Верна так и остался в образе нереализованной на практике идеи, как, впрочем, и фантазии его знаменитого однофамильца - французского писателя Жюля Верна, задолго до появления первых проектов подземных лодок написавшего свой знаменитый роман «Путешествие к центру Земли».

Другой гораздо более грандиозный проект немецкого конструктора Риттера был с изрядной долей пафоса назван Midgard Schlange («Змей Мидгарда»). Такое необычное название проект получил в честь мифической рептилии - мирового змея, который опоясывал всю обитаемую землю. По задумке создателя его машина должна была передвигаться и над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до 100 метров. При этом Риттер полагал, что под землей в мягком грунте его подземная лодка сможет развить скорость до 10 км/ч, в твердом грунте - 2 км/ч, по земной поверхности - до 30 км/ч, под водой - 3 км/ч.

Однако больше всего воображение поражают размеры этой огромной машины амфибии. Midgard Schlange задумывался создателем, как полноценный подземный поезд, который включал в себя большое количество вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый вагон имел в длину 6 метров. Общая длина такого подземного поезда составляла от 400 метров до 500 метров в самой длинной комплектации. Путь этой махине под землей должны были пробивать сразу четыре полутораметровых бура. Также в машине имелось 3 дополнительных буровых комплекта, а общий вес достигал 60 000 тонн. Для того чтобы управлять таким механическим монстром необходимо было 12 пар рулей и экипаж из 30 человек. Впечатляло и проектное вооружение огромной субтеррины: до двух тысяч 250-кг и 10-кг мин, 12 спаренных пулеметов и специальные подземные торпеды длиной 6 м.

Первоначально данный проект планировалось использовать для уничтожения стратегических объектов и фортификаций на территории Бельгии и Франции, а также для подрывной работы в английских портах. Однако в итоге этот бредовый проект сумрачного немецкого гения так и не был реализован в хоть каком-то приемлемом виде. Но некоторая техническая информация, касающаяся разрабатываемых в Германии подземных лодок, все же попала в конце войны в руки советских разведчиков.

Советский «Боевой крот»

Еще одним полумифическим проектом разработки субтеррин является советский послевоенный проект под названием «Боевой крот». Непосредственно после завершения Второй мировой войны к реализации проекта по постройке подземных субмарин руководитель СМЕРШа В. Абакумов привлек профессоров Г. Бабата и Г. Покровского, они должны были работать с трофейными чертежами. Однако по-настоящему продвинуться в этом направлении удалось уже после смерти Сталина в 1960-е годы. Новому генсеку Никите Хрущеву понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, о своих планах Хрущев заявил даже публично, возможно, у него были на то некоторые основания.

Об этой разработке известно мало, она упоминалась лишь в ряде книг на достоверность не претендующих. Согласно имеющейся информации, советская субтеррина «Боевой крот» должна была получить ядерный реактор. Подземная лодка обладала вытянутым цилиндрически корпусом из титана с заостренным концом и мощным буром в передней части. Размеры такой атомной субтеррины могли составлять от 25 до 35 метров в длину и от 3-х до 4-х метров в диаметре. Скорость движения аппарата под землей лежала в диапазоне от 7 км/ч до 15 км/ч.

Экипаж «Боевого крота» состоял из 5 человек. Помимо этого, данное устройство могло перевозить сразу до тонны различных грузов (вооружений или взрывчатки) или 15 десантников с их снаряжением. Предполагалось, что подобные подземные лодки будут успешно поражать подземные бункеры, фортификационные сооружения, командные пункты и стратегические ракеты шахтного базирования. Готовились такие аппараты и к решению особой миссии.

В случае обострения отношения между СССР и США по замыслу советского командования субтеррины могли быть использованы для нанесения полноценного подземного удара по территории США. При помощи советских подлодок субтеррины должны были быть доставлены к американскому побережью в районе сейсмически нестабильной Калифорнии, после чего пробуриться на американскую территорию и установить подземные ядерные заряды в районах, где располагались стратегические объекты противника. Предполагалось, что подрыв атомных мин может привести в действие мощное землетрясение и цунами, которые в случае чего можно было бы списать на обыкновенные природные катастрофы.

По некоторым сведениям, испытания советской атомной подземной лодки были проведены в разных грунтах - в Ростовской и Московской областях, а также на Урале. При этом самые сильные впечатления атомная субтеррина доставила участникам испытаний в уральских горах. «Боевой крот» легко проходил твердую скальную породу, уничтожая в конце учебную цель. Однако при проведении повторных испытаний произошла трагедия: субтеррина по неизвестной причине взорвалась, а ее экипаж погиб. После этого случая проект был закрыт.

Человека с давних времен тянуло то опуститься на дно, то подняться в воздух, то достичь самого центра Земли. Однако это было возможно до некоторых пор лишь в фантастических романах и сказках. В наше время подземная лодка - это уже не просто фантазия. Были проведены успешные разработки и испытания в этой области. Прочитав нашу статью, вы узнаете много интересного о таком аппарате, как подземная лодка.

Подземные лодки в литературе

Все началось с полета фантазии. В 1864 году Жюль Верн опубликовал известный роман под названием "Путешествие к центру Земли". Герои его спустились в центр нашей планеты через жерло вулкана. В 1883 году была опубликована книга "Подземный огонь" Шузи. В ней герои, работая кирками, проложили шахту к земному центру. Правда, в книге уже говорилось о том, что ядро планеты горячее. Алексей Толстой, русский писатель, добился большего успеха. В 1927 году он написал "Гиперболоид инженера Гарина". Герой произведения пробился почти насквозь через толщу земли, при этом буднично и даже с некоторым цинизмом.

Все эти авторы строили гипотезы, которые никак нельзя было обосновать. Дело оставалось за изобретателями и инженерами, властителями дум людских конца 19-го - начала 20-го веков. Однако в опубликованных в 1937 году "Победителях недр" низвел до обычных достижений власти СССР проблему штурма земных недр. Конструкция, которую имела в его книге подземная лодка, будто была списана с чертежей секретного КБ. Случайно ли это совпадение?

Первые разработки

Сейчас никто не сможет ответить на вопрос о том, что легло в основу смелых догадок Григория Адамова. Однако, судя по немногочисленным данным, основания для них все-таки имелись. Первым инженером, который якобы создал чертежи подземного аппарата, стал Петр Рассказов. Этот инженер в 1918 г. был убит агентом который похитил у него всю документацию. Американцы же считают, что первые разработки начал Томас Эдисон. Однако более достоверно то, что их осуществляли в конце 20-30-х годов 20 века инженеры из СССР А. Треблев, А. Баскин и А. Кирилов. Именно они разработали конструкцию первой подземной лодки.

Однако она была предназначена исключительно для утилитарных целей, связанных с нефтедобычей, с тем, чтобы облегчить этот процесс и удовлетворить потребности социалистического государства. За основу они взяли настоящего крота или же более ранние разработки в этой области русских или иностранных инженеров - сейчас трудно сказать. Однако известно, что на уральских рудниках, расположенных под осуществлялись пробные "заплывы" лодки. Конечно, образец был опытный, скорее уменьшенная копия, нежели полноценный рабочий аппарат. По всей видимости, он напоминал позднейшие комбайны по добыче угля. Наличие недоработок, надежного двигателя, медленной скорости проходки было естественно для первой модели. Было принято решение свернуть работы по подземоходу.

Страхов возобновляет проект

Через некоторое время началась эпоха массового террора. Были расстреляны многие специалисты, которые участвовали в этом проекте. Однако накануне войны вдруг вспомнили о "Стальном кроте". Представителей власти снова заинтересовала подземная лодка. В Кремль был вызван П. И. Страхов, ведущий специалист в данной области. В то время он работал куратором на строительстве метрополитена города Москвы. Ученый в беседе с Д. Ф. Устиновым, возглавлявшим комиссариат вооружений, подтвердил мнение о боевом использовании подземохода. Ему было поручено разработать по сохранившимся чертежам усовершенствованный экспериментальный образец.

Война прерывает работы

Срочно были выделены люди, средства, необходимое оборудование. Русская подземная лодка должна была быть готова по возможности в кратчайшие сроки. Однако начавшаяся Великая Отечественная война, судя по всему, оборвала работу. Поэтому госкомиссией так и не был принят экспериментальный образец. Ему была уготовлена участь множества других проектов - образец был распилен на металл. Стране в это время для обороны больше были нужны самолеты, танки и подводные лодки. А Страхов не возвращался больше к подземной лодке. Он был послан на строительство бункеров.

Немецкие подводные лодки

Подобными конструкциями, естественно, занимались также и в Германии. Любое сверхоружие, которое было бы способно принести Третьему Рейху мировое господство, было необходимо для руководства. В фашистской Германии, согласно сведениям, полученным после окончания войны, имелись разработки подземных военных аппаратов. Кодовое название первого из них - Subterrine (проект Р. Требелецкого и Х. фон Верна). Кстати, некоторые исследователи полагают, что Р. Требелецкий - это А. Треблев, инженер, который бежал из СССР. Вторая разработка - Midgardschlange, что в переводе значит "Змея Мидгарда". Это проект Риттера.

После завершения органы советской власти обнаружили неподалеку от Кенигсберга неизвестного происхождения штольни, рядом с которыми находились остатки взорванной конструкции. Было высказано предположение о том, что это и есть остатки "Змеи Мидгарда".

Не менее замечательным проектом являлся "Морской лев" (другое его название - Subterrine). Еще в 1933 г. Хорнер фон Вернер, немецкий инженер, оформил на него патент. По его замыслу, этот аппарат мог развивать скорость до 7 м/ч. На его борту могли находиться 5 человек, а вес боезаряда составлял до 300 кг. Аппарат этот, к тому же, мог передвигаться не только под землей, но и под водой. Эта подземная подводная лодка сразу же была засекречена. Проект ее оказался в военном архиве.

О нем, вероятно, никто бы и не вспомнил, если бы не началась война. Курировавший военные проекты граф фон Штауфенберг извлек его из архива. Он предложил Гитлеру воспользоваться для вторжения на Британские острова подводной лодкой. Она должна была незаметно пересечь Ла-Манш и тайно пройти под землей в необходимое место.

Однако планам этим не суждено было осуществиться. Герман Геринг убедил Адольфа Гитлера в том, что Англию к капитуляции принудить намного дешевле и быстрее простыми бомбежками. Поэтому операция не была осуществлена, хотя Геринг и не смог выполнить своего обещания.

Изучение проекта "Морской лев"

После победы над Германией в 1945 году на территории этой страны началось негласное противостояние. Бывшие союзники начали соперничать между собой за обладание военными секретами Германии. В числе некоторых других разработок немецкий проект подземной лодки под названием "Морской лев" попал в руки Абакумова, генерала СМЕРШа. Группа, руководили которой профессоры Г. И. Покровский и Г. И. Бабата, занялась изучением возможностей этого аппарата. В результате исследований был вынесен следующий вердикт - подземоход может быть использован русскими в военных целях.

Разработка М. Циферова

Свой собственный подземный снаряд одновременно (в 1948 году) создавал инженер М. Циферов. Ему даже выдали авторское свидетельство СССР на разработку подземной торпеды. Этот аппарат мог передвигаться самостоятельно в толще земли, развивая при этом скорость до 1 м/с!

Строительство секретного завода

В СССР тем временем к власти пришел Хрущев. Необходимы были в начавшейся холодной войне свои козыри, военные и политические. Инженеры и ученые, перед которыми была поставлена эта проблема, предложили решение, которое продвинуло на новый уровень развития проект создания подземной лодки. Ее предполагалось сделать с по типу первых подводных лодок, имевших атомный реактор. В сжатые сроки для опытного производства было необходимо построить очередной секретный завод. По распоряжению Хрущева в начале 1962 года у поселка Громовка (Украина) было начато его строительство. Вскоре Хрущев публично заявил о том, что достать империалистов следует не только из космоса, но также и из-под земли.

Разработка "Боевого Крота"

Спустя 2 года завод выпустил первую подземную лодку СССР. У нее был атомный реактор. Подземная атомная лодка была названа "Боевым Кротом". Конструкция имела титановый корпус. Корма и нос был заострен. Подземная лодка "Боевой Крот" в диаметре достигала 3,8 м, а ее длина составляла 35 метров. Из пяти человек состоял экипаж. Кроме того, подземная лодка "Боевой Крот" была способна принять на борт тонну взрывчатки, а также еще 15 десантников. "Боевого Крота" позволял лодке развивать скорость до 7 м/ч.

Для чего была предназначена атомная подземная лодка "Боевой Крот"?

Боевая задача, которая была поставлена перед ней, - уничтожение ракетных шахт и подземных командных бункеров противника. В Генштабе планировали доставить в США такие "субтерины", использовав атомные субмарины, специально предназначенные для этого. В качестве пункта назначения была выбрана Калифорния, где наблюдалась в связи с частыми землетрясениями высокая сейсмическая активность. Она могла замаскировать движение русского подземохода. Подземная лодка СССР, кроме того, могла бы установить ядерный заряд и, подорвав его дистанционно, вызвать таким способом искусственное землетрясение. Его последствия можно было бы списать на обычное стихийное бедствие. Это смогло бы подорвать могущество американцев в финансовом и материальном отношении.

Испытания новой подземной лодки

В 1964 году, ранней осенью, проходили испытания "Боевого Крота". Неплохие результаты продемонстрировал подземоход. Ему удалось преодолеть разнородный грунт, а также уничтожить находившийся под землей командный бункер, принадлежавший условному противнику. Несколько раз опытный образец был продемонстрирован членам правительственных комиссий в Ростовской области, на Урале и в подмосковном Нахабино. После этого начались таинственные события. Во время плановых испытаний атомоход якобы взорвался в Уральских горах. Геройски погиб при этом экипаж, руководил которым полковник Семен Будников (возможно, что это вымышленное имя). Причина этого - якобы внезапная поломка, в результате которой "крот" раздавили горные породы. Согласно другим версиям, имела место диверсия иностранных спецслужб или даже попадание аппарата в аномальную зону.

Сворачивание программ

После того как Хрущев был снят с руководящих постов, были свернуты многие программы, в том числе и этот проект. Подземная лодка снова перестала интересовать власть. Экономика Советского Союза трещала по швам. Поэтому этот проект, как и множество других разработок, таких как летавшие в 60-70-х годах над Каспием советские экранолеты, был заброшен. в идеологической войне мог тягаться с США, однако заметно проигрывал в гонке вооружений. Приходилось экономить буквально на всем. Это ощущал на себе простой народ и понимал Брежнев. Существование государства было поставлено на кон, поэтому были надолго засекречены и свернуты не сулившие быстрого превосходства передовые смелые проекты.

Продолжаются ли работы?

В 1976 году в прессу просочилась информация о подземном атомном флоте Советского Союза. Это было сделано в целях военно-политической дезинформации. Американцы попались на эту удочку и принялись за постройку подобных аппаратов. Трудно сказать, ведется ли сейчас на Западе и в США разработка подобных машин. Нужна ли кому-нибудь сегодня подземная лодка? Фото, представленные выше, а также исторические факты - аргументы в пользу того, что это не просто фантазия, а самая настоящая реальность. Много ли мы знаем о современном мире? Возможно, именно сейчас толщу земли бороздят где-нибудь подземные лодки. Секретные разработки России, как, впрочем, и других стран, никто не собирается афишировать.

Рассказывая о разработке этого уникальнейшего сверхоружия, невозможно не вспомнить американский фантастический триллер «Дрожь земли». В отличие от киношного монстра-червя, убивавшего все живое на своем пути, советским конструкторам удалось создать его реальный механический прототип.
Однако советский механический «крот» самоликвидировался вместе с находившимися внутри людьми.

Без «Крота» и жизнь не та

Как это чаще всего и бывает в научном мире, разработкой машины, которая могла бы свободно проходить глубоко под землей и внезапно совершать диверсии в тылу врага, занимались конструкторы разных стран. Это была одна из идей фикс ХХ века. Тем не менее, лидерство в данном направлении принадлежит москвичу Петру Рассказову, который первым в 1904 году схематично изобразил подземный самодвижущийся аппарат.

Здесь следует сразу отметить, что все связанное с изобретением «кротовьего» механизма с самого начала сопровождается многочисленными и разнообразными отступлениями, сильно попахивающими мистикой.

Рассказова якобы случайно убила шальная пуля во время революции 1905 года. Потом его чертежи пропали, и со временем чудесным образом материализовались в Германии.

Две мировые сверхдержавы начали работать над аналогичным проектом одновременно. В СССР в начале 30-х годов этим проектом руководил инженер Александр Требелев. На пятки ему наступал немецкий коллега Хорнер фон Вернер.

Треблеву, одержимому идеей соорудить машину, которая копировала бы подлинные кротовьи умения, якобы удалось дойти до создания опытного образца. Но на этом дело и стало. Гитлеровцы тоже своего «Midgard Schlange» («Змей Мидгарда», так звали чудовище из скандинавской саги) не запустили: проект стоил баснословных средств, по этой причине щепетильные немцы его и свернули.

Взяли украденное, но свое

Дальнейшая история создания советской подземной субмарины чем дальше, тем глубже обрастает конспирологическими деталями, поскольку постепенно теряются документальные обоснования тех или иных событий. Наверное, в данном случае эти нюансы можно списать на закон жанра. Или, если угодно, на засекреченность темы как таковой.

Тем не менее, именно заимствованный опыт зарубежных разработок «боевых кротов» в сталинском СССР был взят за основу. О том, что его основу заложил русский ученый, никто больше не вспоминал. Курировал тему лично министр госбезопасности Советского Союза В. С. Абакумов. О подробностях задания, которое Виктор Семенович дал лично президенту Академии наук СССР Сергею Ивановичу Вавилову, по-видимому, еще не пришло время узнать – эти детали до сих пор скрыты под грифом «совершенно секретно».

Зловещая тайна советского боевого «Наутилуса»: погиб, вгрызаясь в недра

Утверждается, что советский «Боевой Крот» все же был создан. И подземную боевую машину наделяли невиданными доселе способностями: якобы она оснащалась ядерной силовой установкой наподобие классической атомной субмарины. Описываются и технические характеристики советской механической «Дрожи земли»: 35 метров в длину, 3 метра в диаметре. Управляли всем этим пятеро человек экипажа, скорость «Боевого крота» 7 километров в час.

Советский «Крот» мог вгрызаться в землю с 15 десантниками на борту, к 1962 году все было готово к «практическому применению». В 1964 году пилотный экземпляр подземной субмарины создали до степени «схода со стапелей».

Конспирология создания «Боевого крота» изобилует деталями, которые на сегодняшний день не имеют научного подтверждения. В частности, к отцам-основателям подземной боевой машины причисляют академика Андрея Сахарова.

Описания практического применения «Крота» есть (они датируются 1964 годом), но этот опыт больше похож на финал фантастической повести, нежели на результат научного эксперимента: якобы на десятиметровой глубине подземная лодка рванула, и это был ядерный взрыв. Находившиеся в испарившемся аппарате люди погибли.

… Тайна советского «Большого Крота» напоминает сюжет с перевалом Дятлова. Но если в случае с историей гибели группы советских альпинистов для исследователей сегодня открыты если не все, то очень многие детали происшедшего, то с судьбой подземной советской субмарины до сих пор больше неясностей, чем какой-либо фактурной определенности, на которой можно было бы строить обоснованную версию создания и испытания советской научно-технической разработки.

Про подводные лодки никому ничего рассказывать не надо. А вот о том, что наряду с подводными разрабатывались проекты подземных боевых машин, знают немногие. По замыслу изобретателей подземный танк зарывался в землю, как крот рыл подземный тоннель и выходил на поверхность в тылу врага в самом неожиданном месте. (сайт)

Подземная война в античные времена

Еще в античные времена при осаде крепостей использовались подкопы. Тоннели прорывали под городские стены с целью их обрушения, а иногда подземные ходы прорывали до самого центра города. Прием действенный, хотя и долгий. Но во те времена осады продолжались по 7-10 лет, так что времени у античных героев было предостаточно. Александр Македонский таким образом в 322 г. до н.э. взял Газу, Сулла в 86 г. до н.э. Афины, Помпей в 72 г. до н.э. Паленсию.

С изобретением пороха тактика немного изменилась. В прорытую под крепостную стену галерею закладывали немеряный заряд пороха, взрывали и в образовавшийся пролом устремлялись солдаты, уничтожая всех, кто еще остался в живых после страшного взрыва. Именно так была взята Иваном Грозным после длительной осады Казань.

Первая подземная мировая

Первая мировая ознаменовалась переходом к осадной войне. Вражеские линии укреплений становились неприступными. Несколько рядов колючей проволоки задерживали наступающих, пулеметы выкашивали их сотнями. Наземные наступления заканчивались огромными потерями и почти никогда не приводили к прорыву обороны противника.

Возвращение к традициям ведения подземной войны в такой ситуации было вполне естественным. В 1916 году британцы организовали 33 тоннельные роты численностью 25 тыс. человек. Рытье подкопов как способ взлома линии обороны противника использовался и в русской армии, и в германской.

В войсках появились службы прослушки, укомплектованные специалистами-слухачами для выявления подземных атак врага. В случае обнаружения ведения противником подземных работ рыли контргалерею с целью захватить и взорвать вражеский тоннель. Под землей разыгрывались нешуточные сражения: рвались тонны динамита, солдаты сходились в рукопашную.

Появление танка дало идею создания такой же подземной машины.

Подземоход фон Верна

В 1933 году в германии инженером фон Верном был запатентован подземоход. Машина предполагалась к использованию для добычи полезных ископаемых, геологоразведки, рытья тоннелей под городские коммуникации и пр. Но первыми внимание на нее обратили внимание конечно же военные. Не имея средств на реализацию проекта, немцы засекретили его и положили в архив, чтобы Франция и Англия не опередили их.

В 1940 году Верн встретился с Клаусом фон Штауффенбергом (тем самым, что в 1944 году подложит бомбу под уже необожаемого фюрера), показал ему свой проект, а тот ознакомил с ним руководство вермахта. Немецким генералам, планировавшим в ближайшее время высадку в Британии (операция «Морской лев») идея атаки Англии из-под земли понравилась, Вернеру были выданы немалые средства. По проекту танк Верна с экипажем 5 человек, перемещаясь со скоростью 7км/ч нес боезаряд 3400кг.

Однако Геринг, радея о своих любимых люфтваффе, сумел убедить Гитлера, что вместо десятков подземных танков лучше построить то же количество бомбардировщиков, и проект фон Верна был закрыт, даже не выйдя за пределы лабораторных экспериментов.

Нацистский «Змей Мидгарда»

Более удачной была судьба у проекта инженера Риттена. Независимо от Верна он в 1934 году разработал свой вариант подземохода, назвав его «Змей Мидгарда», планируя машину в первую очередь для штурма французской Линии Мажино. Проект Риттена поражал масштабностью. «Змей» представлял собой целый поезд в 500м из отсеков размером 7м в длину, 6м в ширину и 3,5м в высоту со спальней на 30 человек, тремя ремонтными мастерскими, радиостанцией, кухней и спасательной шлюпкой для выхода на поверхность.

Тянул состав со скоростью от 3 до 10 км/ч (в зависимости от характера грунта) головной вагон с 4 буровыми установками и 9 приводящими их в действие электродвигателями. Еще 14 двигателей питали ходовую часть. Плюс 4 электрогенератора и топливный бак на 960м.куб. Вооружение - тысяча 250кг мин, тысяча 10кг мин, подземная торпеда «Fafnir» длиной 6м. и 12 спаренных пулеметов.

Немцы планировали построить 20 таких подземных крейсеров, но все уперлось деньги. Изготовление одного «Змея» требовало 30 млн. рейхсмарок. Считается, что проект так и остался на бумаге. Однако бывший гауптштурмфюрер СС Вальтер Шульке утверждал, что тяговая установка была построена и проходила испытания в 1944 году под Кенигсбергом. Испытания кончились неудачно, «Змей» взорвался и остался под землей вместе с 11 членами экипажа.

Made in England

Аналогичные научно-конструкторские работы проводились и в Англии. В конце 30-х годов У. Черчилль дал личное указание приступить к разработке подземных танков. Планировалось к 1940 году выпустить 200 машин. В секретных документах машины проходили как «Экскаваторы» и «Культиваторы». Британский подземный поезд состоял из 2-х секций, двигался со скоростью 8 км/ч; общая длина 23,5м, ширина 2м, высота 2,5м. К 1943 году было построено 5 машин, последняя дожила до начала 50-х годов.

Сделано в СССР

Энтузиастов, разрабатывающих свои проекты подземоходов, в России было предостаточно. Инженер Петр Рассказов создал свой проект еще в 1904 году. В 30-х годах в этом направлении работал инженер Треблев.

В 1945 году к идее вернулись. Как утверждается, толчком стали остатки «Змея Мидгарда», найденные под Кенигсбергом. Подняли из архива чертежи Треблева. В 1946 году построенная одноместная машина прошла испытания на Урале. Со скоростью 10м/ч она прошла сквозь гору Благодать. Однако конструкция не показало себя достаточно надежной, и проект был закрыт.

Работы возобновились при Хрущеве. По замыслу грозившего показать американцам «кузькину мать» генсека подземоходы должны были доползти до США, заложить и взорвать ядерные заряды под стратегическими объектами, вызвав крупные землетрясения.

В 1964 году там же на Урале проходил испытания построенный «Боевой крот». Подземоход длиной 35м с экипажем 5 человек нес 15 бойцов десанта и 1 тонну взрывчатки, скорость – 7км/ч. Во время второго испытания машина взорвалась, экипаж погиб. Работы застопорились, а сменивший Хрущева Брежнев остановил их совсем.

Есть ли будущее у подземохода?

Ведутся ли в настоящее время разработки таких машин – тайна, покрытая мраком. Теоретически такое вполне возможно. В свое время академик Сахаров (да-да, тот самый) и профессор Покровский искали методы увеличить скорость перемещения подземохода под землей. Ими доказано, что в облаке раскаленных частиц машина может двигаться под землей со скоростью десятки и даже сотни км/ч. Так что проект «Боевого крота» рано ложить под сукно.

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...