Праздники и традиции в живописи (святки - славянский карнавал!). Святочные гадания. Картины русских художников Рисунок на тему святки


Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.


Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды - портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" - произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором - с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса - это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником - кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу - сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели - главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой - праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками - можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника - вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.


За ёлками


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем "карнавалить"!)))

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.

Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.

Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.

Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.

Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.

Святки

Месяц - ласковый кудесник -
Встал, и ясен и пригож,
А в селе - гульба и песни, -
Расходилась молодежь!

Снежный хруст... Возня и шутки,
Брызжут пылью снеговой...
- Как зовут?.. - Зовут - Зовуткой!
- А тебя? - Меня - Бовой!

Мне кольцо ты не подаришь?
- Подарю, да не при всех!..
С пляской ряженые вышли, -
Ой, умора! Визг и смех!

Месяц, ласковый кудесник,
Зачинает ворожбу...
А в селе - гульба и песни
И гаданье про судьбу...

Александр Ширяевец
1916-1922 гг.

Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.

Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.

Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.

Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).

Святки

В зимнем вальсе кружит вьюга,
Всё короче дни!
Ближе к Святкам… и к досугу
Время поверни.

Год прошёл в трудах, заботах –
Жизни карнавал!
Слава Богу, не в банкротах…
Что же он нам дал?

Будем жить, любить, смеяться –
Будем просто жить!
Миром Божьим удивляться –
Меньше, друг, грешить.

Будем в музыке кружиться –
Скоро Рождество!
Зимний вальс… Пусть всё свершится
Сказки волшебство!

Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1881 г.

Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1882 г.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1896 г.

Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.

Святочные частушки

На рождественские святки
День почти что с гулькин нос..
Поиграю с милым в прятки -
До любви он не дорос!

Кто к нам в Святки в дверь стучит?
И как бешеный кричит?
К нам пришел колядовать
Твой дружок, ядрёна мать!

У меня милашек много,
В Святки просят все любить!
Обещает жёнка строго
Кое-что мне отрубить!

Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.

Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.

Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской "Русские праздники". 2008 г.

***
Новый год уж повзрослел,
Бойко прошли святки,
Миг гаданий пролетел,
Спеты всё колядки.

Лучше время не найти,
Страсти откипели,
Ночь крещенская в пути!
Заждались купели!

Людмила Егорычева, 2014 г.


Святочные гадания. Картины русских художников.

Стремление людей заглянуть в будущее уходит своими корнями глубоко в древность. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней археологические артефакты Древнего Египта, Греции, Халдеи, Древнего Рима. Даже в священном писании - Библии неоднократно упоминается о гадании. Среди славянских племен предсказание будущего всегда было в ведении жрецов, знахарей, ворожей, кудесников и колдунов. Но по народным поверьям существуют такие дни в году, в которые каждый, кто отважится вступить в контакт с потусторонними силами, может увидеть наперед свою судьбу.


К. Маковский. Святочные гадания.
На Руси в древние времена святочные гадания особо получили свое распространение в эпоху "теремного затворничества", когда длинными морозными вечерами боярыни и боярышни, сенные девки, коротая время, пытались заглянуть в судьбоносное будущее. Ожидая замужества, каждая пытались хотя бы при помощи нечистой силы узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какова жизнь ожидает ее впереди с этим будущим мужем.

И как бы ни осуждала церковь эти ритуалы, настаивая на том, что гадание дело - нечистое, искоренить этот обычай было невозможно.

">


К. Маковский. Святочные гадания. (Фрагмент).
Все таинства гадания проводились под покровом ночи, ближе к полуночи. И наиболее вещим оно считалось в святочные вечера, в ночь под Новый год и под Крещение. Тысячи лет гадали девушки и женщины на будущее, на суженых, на урожай, на исход дел, используя при этом различные магические предметы и разные способы, передавали из поколения в поколение этот ритуальный обычай. Святки являлись наиболее переломным, наиболее опасным периодом, когда нечисть особенно была сильна.


Художник Константин Трутовский. Святочные гуляния.
Святочные вечера на Руси начинались сразу после Рождества и продолжались до самого Крещения, отмечавшегося 19 января по новому стилю. И хотя они расположены между двумя великими христианскими праздниками, их история возникновения своими корнями уходит далеко в языческое прошлое славянского народа. В период зимнего солнцестояния, когда наступает самая длинная ночь и самый короткий день в году, издревле праздновался древними славянами как день рождения солнца.


Коляда
А солеце всегда считалось светилом, управляющим божьим днем, от которого полностью зависел и будущий урожай, и приплод скота, и плодородие земли-матушки, а значит - благосостояние людей.

В эти дни считалось самое время подумать о будущем - и не только урожае, но и о личной жизни. Для привлечения удачи были заведены традиционные гулянья, веселые розыгрыши, игры, пляски и сборища. С течением времени все святочные сюжетные игры и песни, первоначально имевшие в своей основании магический смысл, стали лишь развлечением.


Художник Константин Коровин. Святочные гуляния.

Страшные гадания на Руси
Издавна считалось, что святые дни - святки, делятся на два периода: с 7 по 13 января - святые вечера, а с 14 по 19 января - страшные.

Страшным таинство гадания считалось по причине того, что в процессе был задействован потусторонний мир, и у нечистой силы появлялась реальная возможность забрать гадающего на тот свет. Такие гадания, уходящие корнями в языческую древность, были широко распространены в России еще столетие тому назад. Проводились они, когда старый год заканчивался и начинался новый, то есть в "переходной период", где новое еще не вступило, а старое еще не сдало свои полномочия.

Для проведения таких ритуалов, как правило, подбирались и соответствующие места - это и перекресток дорог, и прорубь, и баня, и овин. Одним словом, там где скапливалась нечисть. Исходя из этого, в таких ритуалах участвовали лишь отважные и решительные девушки. И отправляясь в такие места обязательно брали с собой металлические предметы - нож, кочергу, сковороду, считавшимися оберегом от нечистой силы.


Художник Ю.Сергеев. У гадалки. Святки.
Как правило, такие гадания проводились под присмотром старшей опытной женщины, которая и вызывала на контакт нечистую силу с таким призывом: "Отступитесь, ангелы! Приступитесь дьяволы! Собирайтесь черти, большие и малые, изо всех болот и омутов и расскажите как год проживет...",- и называла имя девицы, на которую ворожили.


Художник Ю.Сергеев. Гадание на картах. Святки.
Кроме того эта женщина должна была присматривать за девушками, чтобы вовремя принять меры по их защите, а также ввести и вывести из состояния прострации.


Художник А.Новоскольцев. Светлана.
Самым страшным святочное гадание считалось, когда образ появлялся воочию перед взором гадающей девицы при помощи зеркал, по народным поверьям имеющих связь с потусторонними мирами. Выставленные друг против друга два зеркала в отражении создавали коридор, откуда должен был показаться суженый. И что интересно, если девушка не была знакома с будущим супругом, то она видела лицо своего суженого, а если была с ним знакома, то затылок


Художник К.Брюллов. Гадающая Светлана.
А еще было гадание основанное на слушании, когда девица в полночь шла к проруби или на перекресток и прислушивалась к звукам, разносящимся по деревне. Звон колокольчика или праздничное пение было предвестником скорого замужества. Лай собаки, также предвещающий брак, рассматривался еще и в разных аспектах: из какого края деревни будет жених, какой у него будет характер и какого он будет возраста. А вот самым плохими предзнаменованием считался стук топора и звук хлопающих досок, что было к смерти.


Художник Ю.Сергеев. Гадание на суженого. Святки.
Отчаянные девицы ходили в одиночку в баню и, гадая на суженого, должны были ощутить чье-то прикосновение. Если таково случалось, значит быть в этом году девице замужем, а нет - сидеть в девках еще год. К тому же, если по ощущению рука была гладкой, то жених будет бедняком, ежели мохнатой - богатым.


Художник Ю.Сергеев. Ночное гадание. Святки.
Иногда при гадании на зеркалах использовали петуха, крик которого должен был отпугнуть нечистую силу, появившуюся в зеркале. Так, увидев что-либо страшное, девушка сильно сжимала птицу и та издавала крик.


Художник О.Кипренский.Святки.
Рождественские и святочные гадания перед Крещением остаются популярным обычаем и в наши дни. Незамужние девушки по- прежнему хотят заглянуть в будущее и узнать о своем суженом, используя при этом, возможно не такие экстримальные методы гадания нежели раньше. В ход идут кофейная гуща и карты таро, воск и кольца, спички и башмаки, а так же спиритические сеансы.


Художник С.Кодин. Святочное гадание.

Выбор редакции
Сборник сонников К чему снится Богатство во сне по 28 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Богатство» по 28...

Ирина Камшилина Готовить для кого-то гораздо приятней, чем для себя)) Содержание Омлет – блюдо, хорошо знакомое каждому с детства....

В статье на тему: "сонник слива синяя" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Увиденная во сне сочная слива...

Не могу вспомнить источник информации, но в моем сознании прочно укрепилось, что лягушка в образах снов и активного воображения отражает...
Современный cовмещенный сонник Вой, услышанный во сне - очень плохое предзнаменование, скорее всего, вам грозит какая-то беда, болезнь,...
В приготовлении субпродуктов всегда есть свои нюансы, соблюдая которые, вы можете приготовить вкусное и не дорогое блюдо. Давайте узнаем,...
Сонник "astroscope" Ловить живую рыбу во сне для мужчины - к богатству; спокойствие и рост внутренних сил; к продвижению по службе....
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное...
Очень важно понять, в каком направлении движется наше общество, непрерывно изменяющееся и развивающееся. Этой цели посвящена данная...