Разбор заданий с объяснениями егэ русский язык. ЕГЭ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами


В разделе "Подготовка" вы найдете полный разбор демо-версии варианта за 2012 год. Ко многим заданиям прилагается справочный материал. В каждом варианте содержатся типовые задания, так что с помощью комментариев и объяснений, которые приложены к каждому заданию, вы усвоите ход мысли и научитесь проделывать тесты быстро и эффективно.

Задания по русскому языку разбиты на 3 части:

Часть A

Часть B

Часть C

В первой части вы найдете советы по подготовке и разбор заданий типа А (1-30) демо-версии 2012 года. Сначала вы можете попробовать выполнить каждое задание самостоятельно. Если у вас возникли трудности, обратитесь к правильному ответу, объяснениям и комментариям, которые приложены к каждому заданию. С помощью раздела "Подготовка" вы научитесь прорешивать типовые задания, которые составляют экзамен по русскому языку. В этом и состоит цель сайта. Для лучшего усвоения материала к каждому заданию прилагается систематизированный справочный материал по русскому языку (нормы и правила), к которому вы можете обратиться в любую минуту и получить необходимую информацию.
На сайте "ЕГЭ. Русский язык" в разделе "Подготовка" также содержатся полезные материалы из официальных документов. Например, в комментариях к заданию А1 вы найдете орфоэпический минимум к ЕГЭ по русскому языку (слова, в которых будет проверяться ударение).

Во второй части раздела "Подготовка" содержатся задания без вариантов ответа. В этих вариантах вы должны вписать ответ самостоятельно. Здесь вы найдете разбор заданий, правильный ответ, комментарии и объяснения. В случае необходимости всегда можно обратиться к справочному материалу (нормам и правилам), приложенному к каждому заданию.

В третьей части вы найдете текст демо-версии, а также полный разбор этого задания. Ознакомившись с разделом Подготовка, вы научитесь определять основную проблему в текстах, определять позицию автора, а также формулировать свои аргументы к части "С". Статья "Как получить максимальный балл за сочинение на ЕГЭ" содержит полезную информацию о критериях оценки сочинений экспертной комиссией, а также советы по написанию своего сочинения на основе предложенного текста.

Если Вы считаете, что уже достаточно времени посвятили подготовке и учебный материал уже усвоен, тогда предлагаем Вам пройти на нашем сайте и проверить свой уровень подготовки. Если Вы еще не вполне уверены в своих знаниях, тогда тест поможет выявить проблемные области.

Подготовка к ЕГЭ по русскому по демо-версии варианта за 2009 год

Если более новые демоверсии уже хорошо изучены, можем предложить попробовать свои силы на демо-версии, которая была в 2009 году. Задания в ней почти не отличаются от тех, что предлагаются в этом году.

Часть A включает 30 заданий (А1 - А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть B состоит из 8 заданий (В1 - В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть C состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по предложенному тексту (сочинение).

ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).

Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.

Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

На работу дается 210 минут - 3,5 часа.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 24 33 Краткий ответ
2 часть 1 24 Развернутый ответ
Итого 25 57

Разбалловка по заданиям

Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.

За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .

ЕГЭ по русскому языку - один из двух обязательных экзаменов, чтобы получить аттестат нужна подготовка задолго до экзамена.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по русскому языку:

  • Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.
  • Изменён формат заданий 2, 9–12.
  • Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.
  • Уточнён уровень сложности отдельных заданий.
  • Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • Тренировочные задания необходимы для практики. Решай каждый день задания с ответами в режиме онлайн. Для этого собрано свыше 10 упражнений на каждую тему. поможет в изучении того, что достаточно для решения. Дан алгоритм выполнения задания - что нужно знать. Представлен видео урок с подробным разбором.
  • Сочинения. До апреля нужно написать по одному сочинению на каждую возможную тему (любовь, война, равнодушие, верность, отзывчивость, нравственные и философские понятия и так далее). Хотя бы по одному в неделю подбирать аргументы и составлять собственный банк аргументов.

Благодаря тренировкам ты сможешь:

  1. Восстановить в памяти материал, изученный в рамках школьной программы;
  2. Выявить и устранить пробелы в знаниях;
  3. Определить , какая задача для тебя простая, а какая – сложная, и уделить ему максимум внимания;
  4. Довести до автоматизма решение некоторых частей задания или целой задачи;

На что надо обратить внимание:

  1. На все задания отводится 3,5 часа (210 минут).
  2. На экзамен разрешено взять с собой только ручку.
  3. Заданий в этом году стало больше: вместо 26 стало 27.
  4. И структура заданий распределилась на 2 части:

Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом в виде цифры или слова (нескольких слов), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Основные темы заданий для тренировок:

  1. Речь. Текст
  2. Лексика и фразеология
  3. Речь. Нормы орфографии
  4. Речь. Нормы пунктуации
  5. Речь. Языковые нормы
  6. Речь. Выразительность русской речи
  7. Развитие речи. Сочинение

Часть 2 содержит одно задание – сочинение (объемом 200 слов) с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.


Баллы за задания ЕГЭ по русскому языку

  • 1 балл – за 1-7, 9-15, 17-25 задания
  • 2 балла – 16.
  • 4 балла – 26.
  • 5 баллов – 8.

В итоге можно получить максимум 58 первичных баллов . Для получения аттестата нужно набрать 24 балла, а для поступления в вуз – 36.

Задание 1. Информационная обработка текстов

Примерная формулировка задания: В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку:

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Подумайте, о чем говорится в тексте, сжато перескажите его.

3. Сопоставьте свой пересказ с вариантами ответа.

4. Исключите те варианты, которые наименее полно отражают смысл прочитанного текста.

Обратимся к примеру (текст взят из демоверсии 2014 года).

Пример задания 1.

Прочитайте текст.

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Попробуем сжато пересказать текст:

Сибирь обладает большими природными богатствами, поэтому в планах экономического развития России ей уделяется большое внимание.

Сопоставим пересказ с вариантами:

  1. в первом варианте ставится акцент на большую территорию Сибири. а не на ее природные ресурсы, поэтому он нам не подходит;
  2. второй вариант содержит часть главной мысли, но не всю ее, как требуется по заданию, поэтому мы его тоже исключаем;
  3. в четвертом варианте есть лишняя информация, о развитии мировой экономики в тексте речи не шло, а Сибири уделяется особое внимание главным образом из-за ее природных богатств, а не размеров.

Следовательно, верный вариант ответа - 3,5.

Задание 2. Средства связи предложений в тексте

Формулировка задания

(1)Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной про¬блемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (2)Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (3) (...) побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Наоборот,

Зато

Другими словами,

Благодаря этому

Во-первых,

Правильный ответ: другими словами.

Обычно в задании 2 пропущено либо вводное слово (конструкция), либо союз, либо частица, либо наречие, которое связывает предложение с пропуском с предыдущим и вносит определённое значение в рассуждения автора исходного текста.

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно вчитайтесь в тест и уясните логику рассуждений автора.

2. Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:

Указывает на причину описываемых явлений (на место пропуска по смыслу можно вставить ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО);

  • является следствием рассуждений автора (ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА);
  • подводит итог рассуждениям автора (ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО);
  • повторяет ту же самую мысль, но понятнее (ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ);
  • стремится дополнить высказанную ранее мысль чем-то новым и важным (КРОМЕ ТОГО);
  • поясняет то, о чём говорилось прежде (НАПРИМЕР, ТАК); вносит в авторские рассуждения значение «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста» (НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ);
  • уточняет сказанного ранее (ТО ЕСТЬ);
  • используется для противопоставления, подчеркивая противоречие (ОДНАКО, ЗАТО, НО);
  • вносит значение уточнения и подчёркивает важность мысли (ИМЕННО, ВЕДЬ);
  • усиливает сказанное (ДАЖЕ); имеет значение «по этой причине» (НЕ СЛУЧАЙНО).

3. Осуществите подстановку, а затем ещё раз перечитайте получившийся вариант и убедитесь в том, что правильно установили логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует.

Комментарий к выполнению задания

Тестовое задание: (1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2)Их можно наблюдать при помощи известного прибора - осциллографа. (3)... если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Выпишите это слово (сочетание слов).

  • Наоборот,
  • Например,
  • Во-первых
  • Однако
  • Поэтому
  1. Определим, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском: Предложение № 3 поясняет то, о чём говорилось в предложении № 2: каким образом можно наблюдать несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа.
  2. Отметим, какие из ответов не вносят в рассуждения автора значение пояснения: Вводное слово «наоборот» используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому, поэтому оно не может стоять на месте пропуска в третьем предложении. Вводное слово «во-первых» не подходит, так как в тексте нет вводных слов «во- вторых» и «в-третьих». Противительный союз «однако» используется для выражения противопоставления, поэтому он тоже не может стоять на месте пропуска в третьем предложении. Союз «поэтому» используется, когда автор текста хочет сделать вывод из своих рассуждений. Следовательно, мы также не можем рассматривать это слово в качестве правильного ответа.
  3. Подставим на место пропуска вводное слово «например» и перечитаем получившийся текст: (1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2)Их можно наблюдать при помощи известного прибора - осциллографа. (З)НАПРИМЕР, если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая. Вводное слово «например» используется тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. Следовательно, оно не противоречит логике текста. Это правильный ответ.
  4. Правильный ответ: например. За правильный ответ получаем 1 первичный балл.

Задание 3. Контекстное определение лексического значения многозначных слов.

Формулировка задания

(1) Известно, что сегодня в разных методиках по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании тех или иных форм. (3) ... в других считается, что акцент должен быть перенесён на употребление речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно лишь практиковаться в анализе образцовых текстов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО.

Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРАВИЛО, -а, ср.

1) Установленные государственной властью общеобязательные законы. Правила поведения в общественных местах.

2) Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь. Правила внутреннего распорядка.

3) Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Правила арифметики.

4) Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе за правило. Обманывать не в его правилах.

Правильный ответ: 3

Что следует знать для выполнения задания

Определить, в каком из лексических значений употреблено в предложении многозначное слово, можно только из контекста, используя приём подстановки: поочерёдно подставить вместо многозначного слова в предложение каждое из его толкований; если предложение при этом не утратит своей смысловой цельности, значит, ответ является правильным.

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Найдите указанное предложение.

3. Включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа.

4. Определите, потеряло или не потеряло предложение смысл: если предложение не потеряло своей смысловой цельности - ответ верен; если смысл предложения изменился - ответ неверен.

За правильный ответ вы получаете 1 первичный балл.

Задание 5. Лексические нормы. Паронимы.


Алгоритм действий.

  1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы.
  2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами.
  3. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!
  4. Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д.
  5. Если возможно, вспомни отличия в значении. Помни! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент, этот алгоритм не сработает.

Разбор задания.

В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?

1) В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения.

2) Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире.

3) Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.

4) Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приему местных жителей.

Враждебный и вражеский относятся к паронимам – прилагательным. Попробуем разобраться, от какого слова (слов) они образованы.

Враждебный – вражда (неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения) + суффикс -ебн-. Значение - выражающий враждебное отношение.

Вражеский – враг (человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник) + суффикс –еск-. Значение - принадлежащий врагу.

Значит, паронимы образованы от разных слов, поэтому и различие следует искать, исходя не столько из суффиксов, сколько из основы слов.

В вариантах № 2, 3, 4 по контексту выражается отношение: враждебный мир, враждебная оборона, враждебный прием. А в варианте №1 по контексту должна указываться принадлежность: вместо враждебные силы нужно говорить вражеские силы.

Таким образом, правильный вариант №1.

Справочник для подготовки к ЕГЭ

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.

Сборник тренировочных тестовых заданий: 1 - 24

Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям

«ЕГЭ-навигатор»

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 26 разделов. Индивидуальная статистика достижений. Варианты формируются для каждого персонально при новых посещениях. Полностью соответствует новому формату ЕГЭ.

  • ЕГЭ-навигатор по подписке

«ЕГЭ-ответник»

Кого интересуют тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и комментариями? Наша новая серия «ЕГЭ-ответник» для вас.

Сборник сочинений по русскому языку (задание 26)

Легче научиться писать сочинения по исходному тексту, если точно знаешь, каковы требования ЕГЭ к заданию 26 по русскому языку. Разбор работ выпускников показывает типичные ошибки и недочёты.

Итоговое зимнее сочинение

Всё о выпускном сочинении. Концепция. Критерии проверки в школе. Критерии оценивания в вузах. Образцы работ.

Практикум по орфоэпии

Существительные из списка ФИПИ. Как их запомнить? Поможет интенсивная тренировка в интерактивном виде

Полезная информация

Слово ЕГЭ действует на людей завораживающе. Большинство задолго до экзамена начинает относиться к нему как к роковому рубежу: страшному и неизбежному. Создается впечатление, что воля и разум людей при этом парализуются... Всплывают отчетливые образы конвейера, мясорубки или течения, несущего несчастных неизвестно куда... Каково следствие подобного отношения к предстоящему испытанию? Пассивность, безучастность или, напротив, лихорадочная активность, бессмысленная суета, излишнее нервное напряжение. Получите достоверную информацию о предстоящем экзамене.

Бесполезная информация

Даже во время сложной или серьёзной работы можно найти повод пошутить. Рубрика для тех, кто захочет немного расслабиться

Самооборона. Если нужна апелляция

На апеллирование лучше заранее не настраиваться. Есть такая жизненная закономерность: часто люди притягивают к себе ситуации, о которых излишне много думают. Ситуация подачи апелляции не самая приятная. Хотелось бы, чтобы вы её избежали. Но если апелляция неизбежна, то лучше знать, как её подать.
Поэтому считаю важным поговорить и на эту тему.

Выбор редакции
Традиционный украинский борщ варится из свеклы и капусты. Не всем эти овощи нравятся, некоторым они не рекомендованы врачами. Можно ли...

Тот, кто любит морепродукты, наверняка успел попробовать немало блюд из них. И если вы хотите приготовить что-то новое, то используйте в...

Суп с курицей, картофелем и вермишелью - отличное решение для сытного обеда. Приготовить такое блюдо просто, вам потребуются обычные...

350 г капусты; 1 луковица; 1 морковка; 1 помидор; 1 болгарский перец; Зелень петрушки; 100 мл воды; Масло для жарки; Способ...
Ингредиенты: Говядина б/к - 200-300 грамм. Болгарский перец - 1-2 шт. Помидоры - 2 шт. Лук красный - 1 шт. Петрушка - 2-3 веточки....
Брауни шоколадный является традиционным американским десертом, ка у нас яблочный пирог или торт Наполеон. Брауни – это оригинальная,...
Ароматные, сладкие слоеные булочки с корицей и орехами – прекрасный вариант быстрого в приготовлении, эффектного десерта из минимального...
Скумбрия является весьма востребованной рыбой, используемой в кухнях многих стран. Она водится в Атлантическом океане, а так же в...
Пошаговые рецепты повидла из черной смородины с сахаром, вином, лимоном, сливами, яблоками 2018-07-25 Марина Выходцева Оценка...