Разница между понятием и определением. Значение слова «понятие


Вопрос о видах понятий - это прежде всего вопрос о различных способах мысленного выделения и обобщения предметов в процессе познания. Знание видов понятий важно прежде всего с гносеологической точки зрения, для понимания процесса познания. Но оно имеет и немалую практическую значимость. А именно, оно важно для понимания смыслов тех или иных утверждений, а также для обеспечения точности выражения мыслей. Таким образом, это знание является существенным моментом логической культуры мышления.

Различение видов понятий осуществляется с разных точек зрения главным образом по трем основаниям:

  • 1) по некоторым характеристикам объемов понятий;
  • 2) по характеру признаков, составляющих видовое отличие мыслимых предметов в понятии, точнее говоря, по характеру предиката, выражающего это видовое отличие, то есть предиката А(х) в понятии хА(х);
  • 3) по характеру предметов, обобщаемых в понятии.
  • 1. Среди всех возможных понятий обычно особо выделяют пустые и непустые, а среди непустых - единичные и общие. Пустые понятия имеют в качестве объема пустой класс. Полезно различать понятия логически и фактически пустые. Понятие хА(х) является логически пустым, если А(х) есть логически противоречивая характеристика предметов (х). Понятие хА(х) фактически пусто, если фактически не существует предметов х с данной характеристикой А(х). Таково, например, понятие «ворон белого цвета».

Возможность появления пустых понятий объясняется тем, что в научном мышлении понятия возникают не только о тех предметах, которые имеются налицо. На основе познанных процессов, законов часто возникают предположения о существовании или возможности появления тех или иных явлений с заранее определенными признаками. Здесь новые понятия возникают на основе других понятий и знаний как проявления активного и творческого характера мышления. Естественно, что в таких случаях могут возникать понятия, которым, как оказывается затем, ничего не соответствует в действительности. Но в некоторых случаях наука сознательно использует пустые понятия, хотя бы для формулировок об утверждении о несуществовании соответствующих предметов и явлений и даже иногда для формулировки некоторых законов.

Единичным является понятие, объем которого есть единичный класс, а общие понятия имеют в качестве объема класс, состоящий более чем из одного предмета.

Единичное понятие по сути своей представляет собой, как и всякое другое, некое обобщение и этим отличается от имени отдельного предмета.

В некоторых случаях возникают трудности при попытке решишь вопрос, является ли некоторое понятие общим или единичным в силу характера мыслимых в понятии предметов. Едва ли могут возникнуть сомнения насчет того, являются ли общими такие, например, понятия, как «человек», «растение», «город», «страна». Но уже не так легко определить, к какому классу относятся понятия «вода», «водород» и т.п., вообще понятия, в которых обобщаются газообразные, жидкие или сыпучие вещества, то есть объекты, трудно поддающиеся индивидуализации. Аналогичные трудности возникают с понятиями «любовь», «бытие» и т.п. (так называемые абстрактные понятия).

Полезно использовать в таких случаях следующий критерий: понятие является общим, если в пределах его объема могут быть выделены некоторые виды предметов. Так в объеме понятия «любовь» можно выделить: «страстная» и «спокойная», «вечная» и «непостоянная», «бескорыстная» и «по расчету».

Еще более просто решить указанный вопрос, когда возможна индивидуализация мыслимых в понятии объектов. Так, пользуясь понятиями «талант» или «белизна», можно выделить индивидуальные случаи: «талант Пушкина», «талант Толстого», «белизна снега», «белизна мела». Однако в данном случае речь идет о повседневном употреблении соответствующих терминов.

Среди общих понятий особое место занимают так называемые универсальные понятия. Универсальными являются понятия вида хА(х) объем которых совпадает с областью значений х, то есть с родом этого понятия. Это совпадение обусловлено тем, что предикат А(х) не содержит никакой информации относительно предметов рода и, значит, ничего не выделяет в этом роде. Аналогично тому, как среди пустых понятий различают логически и фактически пустые понятия, также различают и логически и фактически универсальные понятия.

Понятие фактически универсально, если предикат, составляющий его видовое отличие, не выражает никакой информации относительно предметов рода данного понятия и при этом именно в силу значений составляющий его дескриптивных терминов. Обычно это подразумевает наличие закона науки, указывающего на то, что все предметы рода обладают этим признаком.

Различие внутри универсальных и пустых понятий связано с различием логических и фактических с одержаний и соответственно объемов понятий.

2. По характеру признаков выделяют обычно положительные и отрицательные, относительные и безотносительные понятия.

Понятие хА(х) положительно, если А(х) выражает наличие у предметов х какого - либо свойства или отношения и отрицательно, если признак А(х) указывает на отсутствие какого - либо свойства или отношения. Пользуясь данными выше определениями положительного и отрицательного признаков, можно сказать, что понятие является положительным или отрицательным в зависимости от того, положительным или отрицательным является признак А(х).

Понятие хА(х) положительно, если А(х) выражает наличие у предметов х каких - то свойств или отношений. Положительными являются, например, понятия «европейское государство», «столичный город», «родственники». Примеры отрицательных понятий - «человек, не знающий логики», «пересекающиеся прямые», «нечестный и безнравственный человек».

Безотносительным или относительным понятие является в зависимости от того, представляет ли его видовое отличие атрибутивное или реляционное свойство. Безотносительными являются, например, понятия: «кристаллическое вещество», «преступное действие», «общественный прогресс». Относительными будут: «отец Сократа», столица Франции». Можно выделить три основных вида относительных понятий по их знаковым формам:

  • 1. хR(х, а).
  • 2. х R(х, у).
  • 3. х R(х, у).

Первые два из только что приведенных примеров относительных понятий относятся к виду 1. Третий - к виду 2. Понятиями, относящимися к виду 3, будут «студент, сдавший все экзамены сессии», «человек, не знающий ни одного иностранного языка».

По характеру обобщаемых в понятии объектов следует различать прежде всего понятия, в которых обобщаются отдельные предметы того или иного типа (вида ХА(Х)) и системы объектов.

Дальнейшее подразделение относится к понятиям вида ХА (Х), то есть к понятиям, в которых обобщаются отдельные предметы. При этом различаются понятия конкретные и абстрактные, с одной стороны, собирательные и несобирательные - с другой. Первое из указанных делений связано с различением конкретных и абстрактных объектов.

Как уже известно, конкретными объектами называют вещи, ситуации и процессы реальной действительности, а также результаты той или иной идеализации таких предметов.

Абстрактные объекты - суть создания мысли, идеальные предметы. Каковы те или иные характеристики конкретных предметов *свойства их, предметно - функциональные характеристики или отношения между ними), отвлеченные от соответствующих предметов и ставшие самостоятельными объектами мысли. Так возникают «числа», «фигуры», «движение». К множеству объектов этого типа можно, очевидно, также отнести параллели, меридианы, векторы и т.п.

Конкретным, является понятие, элементы объема которого - конкретные объекты. Таковы понятия, составляющие смысл выражений «человек», «социалистическая революция», «растение» и т.п. Абстрактные понятия в качестве элементов объема имеют абстрактные объекты. Таковы понятия: «число», «геометрическая фигура», «арифметическая функция» и т.п.

В логической литературе определения конкретных и абстрактных понятий не вполне совпадают с данными здесь их характеристиками. Обычно говорят, что элементами конкретных понятий являются предметы, представляющие собой - с логической точки зрения - некоторые системы признаков, то есть некоторые конкретные предметы, а элементами объема абстрактных понятий являются отдельные характеристики (стороны, свойства) конкретных предметов. Понятие «геометрическая фигура» относится в таком случае к числу конкретных понятий, а абстрактными будут: «площадь геометрической фигуры», «замкнутость геометрической фигуры» и т.п.

Однако это различение весьма неопределенно, поскольку и отдельные свойства, и отношения предметов в свою очередь представляют собой какую - то систему свойств (более высокого порядка) и поэтому подходят под определение конкретных объектов. Впрочем, и та граница, которая подразумевается в различении, проведенном нами первоначально, тоже не является вполне четкой. Как известно, не строгих граней даже между более простыми предметами и явлениями действительности, и почти любое различение видов тех или иных предметов в той или иной степени условно и неопределенно.

Понятие свойства (как и отношения) возникает в результате двойного абстрагирования. С одной стороны, происходит отвлечение некоторого свойства от предметов - изоляция его от предметов и превращение в самостоятельный предмет (изолирующее абстрагирование); с другой стороны, осуществляется обобщение этого свойства путем выделения общих основных свойств этих свойств и отвлечение от остальных (обобщающе - различающее абстрагирование).

Существуют неясности, связанные с абстрактными понятиями. Например, бывают они общими или только единичными, как считают многие авторы учебников по логике? Имеет ли смысл их деление на относительные и безотносительные?

Ясно, что среди абстрактных понятий имеются как общие, так и единичные. Независимость государства имеет виды: политическая независимость, экономическая независимость и т.д. Это означает, что понятие является общим. Далее, если иметь в виду абстрактные понятия, в которых мыслятся свойства, отношения и тому подобные характеристики конкретных предметов, то все они, очевидно, являются относительными, поскольку для содержания каждого такого понятия обязательными являются указания на принадлежность мыслимой характеристики тому или иному отдельному предмету или каким - то из предметов некоторого класса. Например, «независимость Украины», «независимость (некоторого, какого - либо) государства».

Значительная доля условности имеется и в делении понятий на собирательные и несобирательные. Несобирательными называются понятия, предметы которых представляют собой нечто целое, хотя и состоящее возможно из каких - то различных частей, но мыслимое как нерасчлененное целое. Например, «физическое тело», «человек», «растение». Конечно, каждое тело является, как известно, совокупностью молекул и других частиц, но в несобирательном понятии мы отвлекаемся от его структуры и вообще от того, что оно представляет собой какую - то структуру. Предметы, обобщаемые в собирательных понятиях, то есть элементы объема такого понятия, это некоторая совокупность (возможно, даже отдельно существующих предметов) или система предметов, мыслимая как целое. Например, «производственная бригада», «народ», «флот» и т.п. Объем понятия «производственная бригада» есть совокупность всех возможных производственных бригад (таким образом, понятие является общим), и содержание понятия «совокупность людей, соответствующим образом организованных для выполнения определенных производственных задач» относится к каждой из них, но, конечно, не к отдельным членам бригады. Очевидно, что собирательное понятие может быть и единичным, например, «студенческий коллектив МГУ», «созвездие Большой Медведицы» и др.

Отдельные предметы, составляющие совокупности, мыслимые в собирательном понятии, вообще говоря, существуют или могут существовать отдельно или самостоятельно. Но в некоторых отношениях их совокупность выступает одно целое (например, перед всеми людьми, составляющими производственный коллектив, стоят некоторые общие задачи, и все они в совокупности несут ответственность за их выполнение и т.д.) Это обуславливает возможность и необходимость в некоторых случаях мыслить совокупность как один предмет. Иногда говорят, что собирательные понятия могут употребляться в разделительном смысле. Так, как будто, употребляется собирательное понятие «данный коллектив» в суждении: «Все члены данного коллектива справились со своим заданием».

Однако точнее сказать, что в данном суждении сам предмет (данный коллектив), а не понятие берется разделительно, хотя бы потому, что члены коллектива являются частями коллектива, но не являются ни частями, ни элементами объема понятия «данный коллектив». Понятие «данный коллектив» - в своем обычном собирательном смысле - здесь используется для образования нового (общего) понятия «член данного коллектива». Это - общее, несобирательное, относительное понятие, в котором мыслится отношение людей к определенному предмету, именно к данному коллективу.

Другой вид так же общего и относительного понятия, представляющий собой обобщение только что рассмотренного, представляет понятие «член коллектива» (член какого - нибудь коллектива).

К числу приведенных - обычно рассматриваемых делений в учебной литературе - полезно добавить деление понятий на эмпирические и теоретические. В эмпирических понятиях основное содержание составляют признаки, доступные наблюдению, например, «жидкость, не имеющая цвета, запаха и вкуса» (вода - в обычном смысле). В теоретических понятиях наличие этих признаков у предметов устанавливается посредством некоторого теоретического анализа. Например, «химически сложное вещество, молекулы которого состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода» (вода - как особое химическое вещество).

В многообразии видов понятий выражается активный и сложный характер отражения мира в мышлении, соответствующей сложности и многосторонности познаваемой нами деятельности. Предметами понятий могут быть отдельные предметы и их характеристики. Предметы - и даже одни и те же - могут обобщаться по различным их сторонам, по наличию и отсутствию свойств, качеств, отношений, по собственным характеристикам предмета и по отношению его к другим предметам и т.д.

Совокупности взаимосвязанных предметов могут мыслиться разрозненно и, наоборот, возможно мысленное объединение в некоторый агрегат предметов, существующих раздельно, и т.п. знание этих способов позволяет овладеть, понятием как одной из форм мышления. Это важно также и для того, чтобы умело пользоваться имеющимися в нашем распоряжении понятиями в процессе рассуждения.

ПОНЯТИЕ – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр. Новая философская энциклопедия

  • ПОНЯТИЕ - ПОНЯТИЕ - англ. notion/concept/ conception; нем. Begriff. 1. В философии - форма мышления, выражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Социологический словарь
  • ПОНЯТИЕ - (англ. concept) - форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. Большой психологический словарь
  • Понятие - Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая... Большая советская энциклопедия
  • понятие - ПОНЯТИЕ -я; ср. 1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-л. П. времени. П. качества. Понятия науки. Отражение понятий в словах. 2. только ед. Представление о чём-л., осведомлённость в чём-л.; знание, понимание чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  • понятие - сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  • понятие - ПОНЯТИЕ, я, ср. 1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-н. П. времени. П. качества. Понятия науки. 2. Представление, сведения о чёмн. Иметь, получить п. о чёмн. 3. обычно мн. Способ, уровень понимания чего-н. Толковый словарь Ожегова
  • понятие - понятие ср. 1. Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. 2. Представление о чём-либо, осведомленность в чём-либо; знание, понимание чего-либо. 3. разг. Толковый словарь Ефремовой
  • понятие - Понятие, понятия, понятия, понятий, понятию, понятиям, понятие, понятия, понятием, понятиями, понятии, понятиях Грамматический словарь Зализняка
  • понятие - ПОН’ЯТИЕ, понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия. Толковый словарь Ушакова
  • понятие - ПОНЯТИЕ, понятный, понять и пр. см. понимать. Также см. понимать Толковый словарь Даля
  • Понятие - Логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      Выделяют содержание и объём понятия. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков класса предметов, подпадающих под это понятие. Например, содержание понятия «ромб » образуют следующие два признака: родовой - «быть параллелограммом» и специфический (видовой) - «иметь равные стороны». Объёмом понятия называется совокупность самих предметов (или классов предметов), подпадающих под это понятие. Например, объём понятия «дерево » составляет множество всех деревьев (которые существовали, существуют или будут существовать; реальных и воображаемых), или множество всех разновидностей деревьев.

      Между содержанием и объёмом понятия существует обратная зависимость: чем больше содержание понятия, тем меньше его объём. Иными словами, чем больше признаков входит в понятие, тем меньше предметов это понятие охватывает (и наоборот). Например, понятие «лиственное дерево» больше по содержанию, то есть содержит больше признаков, чем понятие «дерево», соответственно объём первого понятия оказывается меньше (у́же), чем объём второго, поскольку лиственные деревья - это часть (или подкласс) всех деревьев (деревьев вообще).

      Виды понятий

      По объёму

      По объёму понятия можно разделить на единичные , общие и пустые . В объём единичного понятия входит один-единственный объект (одноэлементный класс) - например, «русский писатель Антон Павлович Чехов », «столица Дании ». В объём общего понятия входит более одного объекта (например, «дерево», «химический элемент»). Объём пустого понятия представляет собой пустое множество (например, «вечный двигатель », «круглый квадрат»).

      По содержанию

      1. Положительные понятия фиксируют наличие у предмета какого-либо признака (например, «опрятный человек»), отрицательные указывают на отсутствие этого признака у предмета («неопрятный человек»). Если отрицание «не» или «без» («бес») стало частью слова и без него это слово не употребляется («неряха»), такое понятие также считается положительным.

      2. Относительное понятие обозначает предмет, существование которого подразумевает существование некоторого другого предмета («ученик» - «учитель»). Безотносительное понятие обозначает предмет, существующий вне подобной зависимости («человек», «дерево»).

      3. Собирательным называется понятие, обозначающее множество однородных предметов, которое мыслится как единое целое («стая », «флот »). Собирательные понятия могут быть общими («лес ») или единичными («Созвездие Волопаса »). В отличие от собирательного, несобирательное (разделительное ) понятие указывает не на группу, а на отдельный предмет («дерево », «звезда »).

      4. Понятие называется конкретным , если оно относится к предмету или классу предметов (например, «дом»), и абстрактным , если оно отражает свойства, признаки предмета, взятые отдельно от него самого (например, «белизна», «доброта»), или отношения между предметами (например, «равенство»).

      5. Эмпирические понятия есть понятия о наблюдаемых объектах и их свойствах, а теоретические - о ненаблюдаемых объектах. Если эмпирические понятия вырабатываются на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса наличествующих (доступных для изучения) объектов или явлений, то теоретические - на основе опосредованного анализа некоторого класса объектов или явлений при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.

      Название любого материального предмета является конкретным эмпирическим понятием, а его непосредственно наблюдаемые свойства выражаются абстрактными эмпирическими понятиями. К конкретным теоретическим понятиям относится, в частности, ряд понятий теоретической физики , например «электрон »; абстрактным теоретическим понятием является, например, «спин ».

      Происхождение понятий

      Понятие в истории философии

      В русских философских словарях XVIII века (см. Антиох Кантемир и Григорий Теплов) термин «понятие» сближался с «идеей ».

      Определение понятия у Канта

      Под понятием Кант разумел любое общее представление , поскольку последнее фиксировано термином . Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно - представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах»

      Определение понятия у Гегеля

      У Энгельса

      Понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф. Энгельс) .

      Понятие в теории решения задач

      Теория решения задач - теоретический раздел исследований по искусственному интеллекту - предлагает достаточно математически строгую и в то же время наглядную трактовку термина «понятие». Полное математически строгое описание можно найти в монографии Бенерджи .

      Можно дать менее строгое, но более лаконичное описание таким образом:

      1. Понятия образуются на основании свойств .
      2. Существует два основных класса свойств - внутренние и внешние. Внешние свойства выявляются непосредственно, их существование постулируется, вопрос об их происхождении не ставится. Внутренние свойства являются ненаблюдаемой непосредственно логической функцией внешних свойств.
      3. При решении задач используются преимущественно внутренние свойства. Использование это состоит в том, что в зависимости от значения свойства выбирается та или иная операция, ведущая к решению задачи.
      4. Понятие в традиционном его понимании - это особый вид внутренних свойств, получаемых в результате логической конъюнкции (логическое И) внешних свойств.
      5. Любое внутреннее свойство можно представить в виде дизъюнкции (логическое ИЛИ) понятий.

      В такой трактовке закон обратного отношения действительно оказывается тривиальным следствием определения и одного из законов поглощения A&B->A. Стоит заметить, что закон обратного отношения не имеет места для произвольного свойства.

      Бенерджи рассматривает модель задач, в которой задано некоторое множество ситуаций и множество преобразований (операций) одной ситуации в другую. Выделено также подмножество ситуаций, являющихся целью решения. «При этом мы стремимся перевести данную ситуацию в другую допустимую ситуацию, применяя последовательность преобразований, чтобы в конце прийти к целевой ситуации» . Понятия в модели Бенерджи применяются для описания как целевого подмножества, так и стратегии выбора преобразований.

      Понятия по Бенерджи логично было бы называть «протопонятиями», так как в общенаучном смысле понятия выделяются и фиксируются с помощью термина в ходе решения широкого класса однородных задач, в которых их применение оказалось полезным.

      Понятие в психологии

      Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий , в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий ; возрастное развитие понятий и т. п.

      Методы исследования понятий

      В психологии разработано множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент , метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал , метод формирования искусственных понятий.

      В некоторых случаях, как, например, в методе семантического радикала, используются также физиологические измерения.

      Возрастное развитие понятий

      Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребёнок, отличаются от понятий взрослого человека. Были выявлены различные типы понятий, соответствующие различным возрастным стадиям.

      Слово «понятие» и слово «определение» — два термина, с которыми нам очень часто приходится сталкиваться в повседневной жизни. Мы постоянно оперируем ими в разговорной речи, зачастую не задумываясь о том, что они означают на самом деле.

      Современные индивидуумы, в своём подавляющем большинстве, используют языковые категории на уровне интуиции, и практически никогда не пытаются досконально вникнуть в смысл того или иного значения. Вроде бы всё и так понятно. Но между тем, без этих двух слов (а точнее без этих двух базовых механизмов мышления, которые за ними скрыты) наш головной мозг никогда не смог бы составить правильную картину окружающего нас мира. Свойства предметов и явлений были бы не известны нам, а языковое общение многократно затрудненно, ибо мы во многих случаях просто не смогли бы понять друг друга. Итак, уважаемые читатели, давайте наконец рассмотрим…

      Что собой представляет понятие

      Понятие – это один из терминов, которыми оперирует диалектическая философия . Определений у этого слова великое множество. Многие знаменитые философы давали своё личное толкование данной категории. Среди них были Гегель, Ленин, Берков, Азаренко и многие другие. Ленин, например, называл понятие – высшим продуктом деятельности головного мозга человека, который, в свою очередь, является высшим проявлением живой материи. Чтобы быть более понятным читателю, мы приводим самое короткое определение термина «понятие», которое в наиболее лаконичной форме объясняет его суть.

      Понятие – это одна из основных форм человеческого мышления, которая отражает в общих чертах суть явлений и предметов окружающего нас реального мира , выделяя среди них как общие, так и специфические признаки, и закрепляя полученный опыт в определениях (дефинициях).

      Что собой представляет определение

      Что же, в таком случае, представляет собой «определение»? Это другой философский термин, который характерен как для диалектической философии, так и для логики, в которой он имеет ещё одно название – дефиниция.

      Определение (дефиниция) – это точное толкование какого-либо понятия , несущее в себе чёткий, фиксированный смысл.

      Простые примеры, которые помогут вам лучше понять смысл и значение этих двух терминов

      Итак, мы разобрались, что понятие – это общие признаки какого-либо предмета или явления (либо группы предметов или явлений), информацию о которых получил наш головной мозг, посредством органов чувств. Фактически, такая информация, прошедшая первичную обработку, представляет собой абстракцию, в которой отражены лишь общие признаки предметов. Таким образом, слова и словосочетания, которые мы используем в повседневной речи, являются не чем иным, как формой, благодаря которой мы можем выразить наши понятия.

      Каждое понятие должно иметь определение . В противном случае оно рискует получить ярлык «неопределённое» и пополнить собой обширный словарь «пустых» афоризмов демагогии. Именно благодаря дефинициям (определениям) мы знаем точное значение того или иного словосочетания.

      Именно благодаря дефинициям мы можем использовать синонимы. Именно благодаря дефинициям мы способны отличить омонимы в нашей речи. Ведь очень многие слова нашего языка, при одинаковом написании и произношении, имеют диаметрально противоположные значения (омонимы). И наоборот – многие составные части нашей речи имеют разное написание и произношение, но обозначают одно и то же (синонимы). Если бы не было дефиниций, то человечество перестало бы понимать друг друга. Именно благодаря определениям мы имеем детальное понятие о любом действии и процессе, происходящем в окружающей нас реальности.

      Чтобы лучше усвоить полученные знания, давайте рассмотрим простые примеры понятий и определений, которые помогут нам лучше узнать различие этих терминов.

      Пример первый

      Слово «коса» имеет несколько значений. Это и морская отмель, и женская причёска, и сельскохозяйственный инструмент. В данном случае, «коса» — неопределённое понятие. Но если мы скажем – русая коса, то это уже будет определённое понятие. Если же мы скажем – русая коса Маргариты Поповой, то это уже будет определение. То есть речь здесь будет идти не о какой-то абстракции, а об определённом предмете, описание и свойства которого нам прекрасно известны (либо мы их можем узнать).

      Пример второй

      В качестве второго примера, который поможет нам отличить понятие от определения, подойдёт слово «элемент ». На данный момент оно так же является для нас неопределённым понятием. Мы не знаем точно, что собой представляет данный объект. Это может быть батарейка в пульте управления, одна из деталей металлоконструкции или социальная прослойка общества. Нашему головному мозгу нужно больше информации. При её получении оказывается, что это химический элемент. Теперь неопределённое понятие переходит в определённое. При более детальном изучении выясняется, что это плутоний. С этого момента определённое понятие становится определением (дефиницией). То есть абстракция превращается в конкретный предмет с точными, фиксированными свойствами.

      Отличие понятия от определения

      Для того чтобы лучше ориентироваться в данном вопросе мы приводим краткий список основных отличий категории «понятие» от категории «определение».

      • Понятие – представляет собой бесконечную ментальную абстракцию , куда может быть вписано неопределённое количество предметов или явлений. Определение – представляет собой фиксированное описание какого-либо одного конкретного предмета или явления.
      • категория абстрактного мышления , порождённая разумом. Определение – метод рационалистического познания, порождённый рассудком.
      • Понятие – не сковано в познании никакими условностями или ментальными границами, за которые нельзя выходить. Поэтому, в отличие от определения, находится значительно ближе к основной первопричине (Абсолюту).
      • В понятии уже содержится истина , в то время как определение – это процесс, направленный на выявление этой истины.

      Надеемся, что статья, которую вы только что прочитали, помогла вам лучше узнать, что такое «понятие», и понять – что собой представляет «определение». В заключение хочется пожелать вам удачи в дальнейшем освоении сложных философских терминов, которые на поверку оказываются не такими уж и сложными. Главное – это проявить немного упорства и любознательности в освоении конкретного вопроса. Всего вам доброго.

      Логика. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич

      1.1. Что такое понятие?

      1.1. Что такое понятие?

      Первая и наиболее простая форма мышления – это понятие . В качестве составной части оно входит в другие, более сложные формы мышления – суждение и умозаключение . Понятием называется форма мышления, которая обозначает собой какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий. Так, например, мы называем один предмет горой , другой – небесным телом , третий – растением ; одно свойство или признак мы называем мужеством , другой – хитростью и т. д. и т. п. Поэтому можно сказать, что понятия – это мысленные названия объектов или, говоря условно, «имена вещей».

      Любое понятие выражается в слове или словосочетании, например: дом, осенний лист, первый президент Америки и т. п. Каждое понятие имеет содержание и объем . Содержание понятия – это наиболее важный признак (или признаки) того объекта, который обозначен (выражен) этим понятием. Например, чтобы установить содержание понятия человек надо указать такой признак, который является наиболее важным, главным, основным для человека, признак, который отличает его от всех других существ, объектов, предметов и вещей. Таким признаком является наличие у человека разума. Следовательно, в содержание понятия человек входит только один важный признак – наличие разума. А в содержание понятия мужчина входит уже два важных признака:

      1. наличие разума (этот признак мы автоматически повторяем, потому что любой мужчина – это человек),

      2. принадлежность к определенному полу или – к одному из полов (к одной из половин человечества, слово «пол» происходит как раз от слова «половина»).

      А если надо установить содержание понятия русский мужчина , то следует указать три важных признака:

      1. наличие разума,

      3. принадлежность к определенной национальности.

      Таким образом, содержание понятия может включать в себя как один признак какого-либо объекта (или объектов), так и два, и множество признаков, причем их количество, как мы увидели, зависит от того объекта, который выражается или обозначается данным понятием. Но почему в одном случае содержание понятия состоит из единственного признака, а в другом – из множества признаков? На этот вопрос ответить несложно, если знать, что такое объем понятия.

      Объем понятия – это количество объектов, охватываемых этим понятием. Например, объем понятия человек гораздо шире, чем объем понятия мужчина , потому что людей существует больше, чем мужчин. А объем понятия русский мужчина гораздо меньше, чем объем понятия мужчина , потому что русских мужчин на свете намного меньше, чем вообще всех мужчин . И, наконец, объем понятия первый президент России равен единице, потому что включает в себя только одного человека. Точно так же объем понятия город является очень широким, в силу того, что это понятие охватывает собой все множество городов, какие только существуют на свете, а объем понятия столица меньше объема понятия город , так как это понятие охватывает собой только столицы (которых намного меньше, чем городов). Объем же понятия столица России равен единице, потому что включает в себя один единственный город.

      Давайте еще раз вернемся к содержанию и объему понятия и вспомним приведенные выше примеры. Какое понятие – человек или мужчина – больше или шире (будьте внимательны!) по содержанию? Конечно же, понятие мужчина , потому что его содержание включает в себя два признака:

      1. наличие разума,

      2. принадлежность к определенному полу,

      а в содержание понятия человек входит только один признак (наличие разума). А теперь ответим на вопрос: какое понятие – человек или мужчина – больше или шире по объему? Конечно же, понятие человек , потому что оно охватывает собой гораздо больше объектов, чем понятие мужчина . Таким образом, между объемом и содержанием понятия существует обратное отношение : чем больше содержание понятия, тем меньше его объем и наоборот. Например, содержание понятия небесное тело является узким, так как включает в себя только один признак – находиться вне пределов Земли, однако по объему это понятие очень широкое, потому что оно охватывает собой огромное количество объектов (любая звезда, планета, метеорит, комета, галактика – это небесное тело). А понятие Солнце , наоборот, очень маленькое, узкое по объему, так как включает в себя только один объект, но очень широкое, богатое по содержанию, которое складывается из множества признаков (размер Солнца, его масса, плотность, химический состав, температура, возраст т. д.).

      Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

      1. ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ? ЧТО ТАКОЕ ОПЫТ? С первым из этих вопросов постоянно пристают идеалисты, агностики, и в том числе махисты, к материалистам; со вторым - материалисты к махистам. Попытаемся разобраться, в чем тут дело.Авенариус говорит по вопросу о материи:«Внутри

      Из книги Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить автора Уемов Авенир

      2. Понятие Понятие - это такая логическая форма, в которой признаки, существенные для тех или иных предметов или явлений, мыслятся как существующие вместе. В разобранных выше примерах понятиями будут мысли о млекопитающем, о дельфине, об имени собственном, о словах,

      Из книги Теория структуры жизни: ознакомительная версия автора Платонов Иван

      Что такое ТСЖ Теория структуры жизни – это не рисунок души, это не фантазии по представлению загробного мира.1. Это метод познания мира, основанный на интуиции.2. Это способ абстрактно-логического мышления, основанный на принципе «называть вещи и события своими именами и

      Из книги Путь к очевидности автора Ильин Иван Александрович

      21. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИОЗНОСТЬ Из частного письмаДорогой друг!Ответить на вопрос, который ты мне ставишь с такой неумолимой строгостью, совсем не так легко и просто. Ведь это один из самых тонких и глубоких вопросов, касающихся человеческого существа. Здесь дело идет о самой

      Из книги Рыцарь и Буржуа [Исследования по истории морали] автора Оссовская Мария

      ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ОБРАЗЦА И ПОНЯТИЕ ПОДРАЖАНИЯ Следует выбрать кого-нибудь из людей добра и всегда иметь его перед глазами, - чтобы жить так, словно он смотрит на нас, и так поступать, словно он видит нас. Сенека. Нравственные письма к Луцилию, XI, 8 Возьми себе, наконец, за

      Из книги Что такое философия автора Делёз Жиль

      I Что такое концепт?

      Из книги Философская пропедевтика автора

      I. Понятие § 2Понятие – это всеобщее, которое вместе с тем определено и остается в своем определении тем же самым целым и тем же самым всеобщим, т.е. такая определенность, в которой различные определения вещи содержатся как единство.§ 3Моменты понятия суть всеобщность,

      Из книги Введение в философию религии автора Мюррей Майкл

      I. Понятие § 54Понятие есть целое определений, сведенное в их простое единство.§ 55Понятие имеет моменты всеобщности, особенности и единичности.§ 56Всеобщность есть его внутри себя существующее единство в определении. Особенность есть негативное как простое определение,

      Из книги Избранное. Логика мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

      1.1. Понятие «Бог» Богословы западной традиции давали понятию «Бог» самые разные толкования. Для одних понятие «Бог» - это просто понятие высшей реальности, первобытия, источника и основы всего прочего; для других - это понятие максимально совершенного существа. Есть и

      Из книги Огненный Подвиг. часть II автора Уранов Николай Александрович

      2. Понятие о микрообъекте как понятие о транссубъективной реальности или о транссубъективном предмете, именуемом «объект науки», которое приложимо к эстетикеЭто не предмет моих внешних чувств, сущий вне меня и моего сознания: не нечто объективно-реальное.Это не предмет

      Из книги Учение о бытии автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

      ЧТО ТАКОЕ ДУХ? Что такое дух? Для большинства, даже считающих себя идущими по духовному пути, дух представляется чем-то неясно высшим, противопоставляемым чему-то неясно низшему или материи. Учение говорит: "Дух есть ОГОНЬ". Но для многих последователей даже такое

      Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

      а. Ее понятие Определенное количество изменяется и становится другим определенным количеством; дальнейшее определение этого изменения, а именно, что оно продолжается в бесконечность, заключается в том, что определенное количество поставляется, как противоречие в нем

      Из книги Не Евангелие автора Унрау Виктор Андреевич

      Что такое Возрождение? Эпоха Возрождения датируется приблизительно XV–XVI вв. Одной из главных особенностей было то, что человек, в короткий срок совершив грандиозный научно-технический рывок, увеличил свою мощь, стал менее зависим от условий внешнего мира, почувствовал

      Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

      5.4 Что такое честь Забота о чести и собственном достоинстве, это тоже забота об иерархическом ранге, хотя немало людей думают, что человек чести заботится о благосклонности общественного мнения.Тот, кто боится прослыть трусом, отказавшись от дуэли, не знает, в чем состоит

      Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

      Из книги автора

      Что такое Дао? «Дао, выраженное словами, – не есть истинное дао», – в начале своего трактата пишет Лао цзы – легендарный мастер даосизма. В языке Минделла дао – это процесс. В Китае даосизм есть не только название какой-то школы. Дао – это дух вообще всей китайской

    Выбор редакции
    Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

    В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
    Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
    Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
    Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
    Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
    Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...