Реальность и фантастика в сказке снежная королева. Реальное и фантастическое в сказке «Снежная Королева. Тип урока: урок усвоения новых знаний


5 класс, литература

Дата проведения: 7.05.18.

Урок № 88

Тема урока: Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»: реальность и фантастика. Характеристика героев сказки «Снежная королева».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о писателе-сказочнике; обучать делать анализ текста, уметь выделять главное в произведении, развивать внимание; - раскрыть идеи, положенные автором в основу сказки; развивать образное, логическое мышление; совершенствовать речь учащихся, коммуникативные умения и навыки; развивать понятия о прекрасном в мыслях, чувствах, переживаниях; формировать уважительное отношение учеников друг к другу; уметь работать сообща, отвечая за общий результат работы.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал.

Регулятивные УУД: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь .

Ход урока:

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

    Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

В сказках всегда есть фантастика, но у Андерсена сказочное неотделимо от жизни. Тут фактически нет фантастических перевоплощений при участии какого-либо волшебного предмета или по воли волшебства. В сказках Андерсена много юмора, и поэтому фантастичное становится простым и доступным.

В конце урока мы должны будем знать:

    Главные биографические факты Х.К.Андерсена.

    Сколько сказок написал Андерсен, и как они называются.

    О чем сказка «Снежная королева» и кто её главные герои.

    Реальное и фантастическое в этой сказке.

Запишем число и тему урока.

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие на родину Ханса Кристиана Андерсена.

Родился будущий писатель в городе Оденсе.

Отец был сапожником, а мать - прачкой. Про своем скромном происхождении родители Ганса были незаурядными людьми. Отец научил сына мечтать и любить природу. Он страдал оттого, что не может дать мальчику образование.

Андерсен рос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них росли тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского молотка, лихой дробью барабанщиков, песнями матросов.

Чтобы хоть как-то упрочить материальное положение семьи, отец завербовался в наполеоновскую армию. Спустя короткое время он вернулся больной, почти нищий и вскоре умер, оставив жену и сына без средств.

Пока Христиан был мал, он не решался рассказывать взрослым те невероятные истории, которые приходили ему в голову. У него в доме был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Однако он обладал крупным недостатком: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик прощал ему это.

Андерсена манил к себе Копенгаген, столица Дании. Он покинул свой тихий городок и с 13 талерами в кармане ушел из родного дома. Ему было 14 лет. Копенгаген встретил подростка неприветливо: без денег, без родных, без жилья, Андерсен испытал те муки и невзгоды, о которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках.

С трудом ему удалось поступить в гимназию. «За книгами я забывал всю окружающую действительность и тратил на чтение книг деньги, которые следовало бы истратить на обед», - вспоминал он. Учение давалось нелегко, но Андерсен мужественно боролся с голодом, нищетой и холодом. Особенно трудно приходилось мальчику в долгие северные зимы, которым, казалось, не было конца. Спустя много лет он вспомнит суровую северную зиму и опишет ее в «Снежной королеве».

В 23 года Андерсен поступил в университет. Окончив его, он целиком посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать привязанность и любовь читателей. А читатель у него был особенный - ребенок.

Х.К.Андерсен был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Он был народным певцом. Датский сказочник подарил нам 170 прекрасных сказок, которые завоевали весь мир. Датчане в признательность своему великому земляку героев его сказок запечатлели в камне.

Сообщение учащихся о литературной премии X. К. Андерсена

Среди многих современных международных премий в области литературы одно из почетных мест занимает премия- медаль им. X. К. Андерсена, которая присуждается с 1956 года детским писателям 1 раз в 2 года. Золотая медаль

им. X. К. Андерсена была вручена Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Джанни Родари и другим.

Весь мир знает Андерсена, его удивительные сказки. В знак признательности люди увековечили память о великом датском Сказочнике.

Метод «Ассоциативный куст»

Давайте подведём итог: что мы узнали об Андерсене и какие ассоциации вызывает это имя. Построим ассоциативный куст.

Андерсен- сказочник – народный певец – певец бедняков – преданный патриот.

А теперь начнем работу над одной из самых интересных сказок – «Снежная королева».

Сказка так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.

В данной истории образы Герды и Снежной королевы противопоставлены друг другу. Девочка олицетворяет собой пробуждение жизни, счастье и радость. А Снежная королева и ее Ледяной Дворец указывают на потусторонний мир, попав в который человек обрекает себя на гибель. Друзья, которых встречает на своем пути Герда, помогают ей и указывают девочке правильный путь.

Андерсен был человеком очень религиозным, и поэтому в его историях много христианских мотивов. К сожалению, в нашей стране известен только сокращенный вариант «Снежной королевы». Так, Герда читает «Отче наш», когда ей становится холодно. В этот момент из густого тумана, в который на морозе превращается дыхание девочки, начинают появляться маленькие светлые ангелочки. А во время снежной бури героиня произведения именно силой молитвы усмиряет непогоду, грозящую смертью всему живому.

Особое значение в сказке имеет слово «вечность», которое Кай должен был сложить из кусков льда для Королевы. Когда сердце героя было заморожено, ему никак не удавалось это сделать, но как только слезы Герды пробудили мальчика, то льдинки сами сложились в слово. Тем самым, свою власть Снежная королева над героем потеряла, он сам себе «сделался господином». Получается, что только любовь и самопожертвование могут приблизить человека к вечности, вернуть его на истинный путь.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша задача- вслушаться в авторский голос, понять, чему сказка учит нас, о чем нам хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали- подробно проанализировали характеры героев. Но этого мало. Теперь нужно проследить, в чем особенности сюжета и композиции текста. Знаете ли вы, что такое сюжет и композиция? Обратимся к литературоведческому словарю.

Словарная работа.

Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев, отношение писателя к изображаемым событиям. События протекают во времени, отличаются завершенностью. Отсюда элементы сюжета:

экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала действия;

завязка- начальный момент развития событий, изображенных в произведении;

развитие действия- изображение событий после завязки и до кульминации;

кульминация- высшее напряжение действия в художественном произведении;

развязка- заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

УЧИТЕЛЬ. Начнем с композиции. Давайте попробуем перечислить все сцены в той последовательности, в какой они изложены. Как автор позаботился о нас?

Он разделил сказку на части и озаглавил каждую из них.

Анализ композиции. Наша задача – перечислить все главы, которые автор назвал сказками , записать авторское название, а рядом – свое, передающее содержание и толкование главы.

«Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках». Она начинается с истории о злом тролле и его дьявольском зеркале, позволяющем видеть людей, да и весь мир «такими, какие они на самом деле», и мы понимаем, что в мире растворено много зла. Эта часть как будто никак не связана с последующими, так как в дальнейшем действуют только осколки дьявольского зеркала.

«Сказка вторая. Мальчик и девочка». Вот истинное начало сказки о дружбе Кая и Герды и о том, как заледенело сердце Кая. Кай исчезает – с испытания начинается проверка дружбы детей.

«Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Колдунья искушает Герду красотой, покоем, счастливыми снами. Но Герда побеждает искушение, дружба сильнее – и девочка отправляется на поиски Кая.

«Сказка четвертая. Принц и принцесса». Герда встречает принца и принцессу, на ее пути снова искушение: рядом добрые, богатые люди, спокойная обстановка, «верный кусок хлеба», как говорит Ворон, но она верна дружбе и продолжает искать Кая.

«Сказка пятая. Маленькая разбойница». Герда встречает своенравную девочку, страдает, испытывает страх, но сила ее любви побеждает капризные желания маленькой разбойницы, и Герда продолжает поиски Кая.

«Сказка шестая. Лапландка и финка». Новые испытания: Герда встречает новых друзей и мудрых помощников, мучается от холода и жары, страха и отчаяния, но С

«Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной Королевы и что случилось потом». Вот и счастливый конец, но мало найти друга, нужно пробудить его от равнодушия, оживить его сердце- и только тогда возвращаться домой.

Учитель. Можем ли мы, опираясь на наши выводы, попытаться ответить на вопрос.

Почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – рассказа о поисках Кая?

Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с разными людьми нужно быть, чтобы добиться успеха.

Автор считает: чтобы достичь счастья, человек должен стать его достоин. Он обязан быть преданным, целеустремленным, пройти через все испытания, побороть все искушения, перенести много страдания – потому что только тогда можно победить.

Учитель. На доске перечислены семь сказок, а рядом перепутанные сюжетные элементы. Наведите порядок. Расставьте их по местам.

Анализ сюжета.

На доске Правильный ответ

Сказка первая – развязка Сказка первая – экспозиция

Сказка вторая – кульминация Сказка вторая- завязка

Сказка третья- экспозиция Сказка третья – развитие действия

Сказка четвертая –развитие действия Сказка четвертая- развитие действия

Сказка пятая – развитие действия Сказка пятая –развитие действия

Сказка шестая- развитие действия Сказка шестая –развитие действия

Сказка седьмая –завязка Сказка седьмая –кульминация, развязка

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказки?

Автор не скрывает своего отношения к героям, к их характерам. Он как бы подчеркивает, что все они, кроме, может быть, тролля и Снежной королевы – обыкновенные люди с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают и добрые чувства, и не очень добрые, обманывают, приспосабливаются. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, лучше, чтобы они не предавали друг друга, верили в Бога, искали поддержку друг в друге. Главное в жизни – любовь и тепло, в этом нуждаются и об этом мечтают все нормальные люди.

- Как вы понимаете концовку сказки?

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак). Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лёд.)

Образ Герды является противопоставлением характеру Снежной Королевы. Чтобы найти Кая и вызволить его из ледяного замка, девочка отправляется в долгий и нелегкий путь. Во имя своей любви храбрая маленькая девочка отправляется в неизвестность. Препятствия, встречающиеся на этом пути, не сделали Герду злой и не заставили повернуть обратно в сторону дома, бросить друга в плену у Снежной Королевы. Приветливой, доброй и милой она оставалась на протяжении всей сказки. Храбрость, настойчивость и терпение помогают ей не унывать, а смиренно преодолевать все неудачи. Благодаря такому характеру ей удалось отыскать Кая. А любовь к нему смогла растопить его ледяное сердце и справиться с чарами злой королевы.

Снежная Королева , Ведьма-Метель, Ледяная Дева – классический персонаж фольклора Скандинавии. Безжизненное и холодное пространство, снега и вечные льды – это и есть Царство Снежной Королевы. Высокая, красивая правительница на троне, находящемся на озере, которое называют «Зеркалом разума», она является воплощением холодного разума и красоты, лишена проявления чувств.

С пролога сказки Андерсен начинает писать о том, что некоторым людям осколки льда попадают в сердце, которое замораживается, становится холодным и бесчувственным. А в конце сказки описывает, как горячие слезы Герды падают на грудь к Каю и осколок льда в сердце его тает. Холод в сказке – это олицетворение зла, всего плохого на земле, а тепло – это любовь. Поэтому в глазах у Снежной королевы Андерсен видит отсутствие тепла, наличие холода и бесчувственности.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Что мы узнали на уроке?

Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?

Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?

Почему же Герда победила Снежную королеву?

Запишите в тетрадях вывод полученной на уроке информации. (Например: «Красота живого сердца победила красоту льда!»

«Сердце девочки было очень горячим, в нем не было места для холода.»

«В сердце Герды жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека"

Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)

Продолжите ряды слов.

Снежная королева – снег (лед, зима, зеркало, как отражение пороков, равнодушие, рассудочность, порядок, математический расчет, бездуховность, смерть)

Герда- цветы ( лето, тепло, сердце, красота, счастье, любовь, семья, жизнь).

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подготовить в группах (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану.

1-я группа - встреча Герды со старушкой;

2-я группа - встреча с вороном;

3-я группа- встреча с принцем и принцессой;

4-я группа - встреча с разбойниками.

Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена «Снежная королева». Главные герои сказки - обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их - обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом, и в окно заглянула Снежная королева - таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные - это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.
Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и «Снежная королева» X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Другие работы по теме:

Герда дат. Gerda героиня сказки Х. К. Андерсена Снежная королева Г. нормальная естественная девочка в плену мифа в отличие от своего названного братца Кая победившая злые силы.

Зимними ночами когда на небе ярко светит луна а на улице воет и свищет ветер внося неразбериху в белый рой кружащихся сверкающих снежинок ко мне в окно часто заглядывает. Снежная королева из сказки X. К.

Брауде, Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен / Л. Ю. Брауде. М. : Просвещение, 1987.(Биогр писателя). 83. 3(4Дан) А242-1

Сказки Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу. Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы.

Борьба добра со злом - основной конфликт народной сказки. Известные собиратели народных сказок братья Гримм первыми в истории литературы по-научному подошли к изучению фольклора.

В этой сказке В. В. Бианки рассказывается о защитных приспособлениях животных. В основе сюжета - первая охота неопытного самонадеянного щенка. Щенок один отправляется в лес. Там он видит вполне реальных жуков, гусениц, бабочек, ящериц, птиц. Как и положено в сказке, все они разговаривают, но внешность и поведение их правдоподобны.

Дюймовочка Дюймовочка - крошечная девочка всего «с дюйм ростом», фантастическое существо, воплощение доброты, мужества, терпения, постоянства. Д. с честью выходит из тяжелых испытаний, пока она находится среди отвратительных жаб, майских жуков и мышей. За это Д. ожидает справедливая награда - счастливая безмятежная жизнь в царстве эльфов.

Во всех сказках датского сказочника Г. Х. Андерсена побеждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его сказок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозможные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обретают множество друзей, разрушают злые чары и выходят победителями.

В этой сказке Г. К. Андерсена повествуется об оловянном солдатике-неудачнике. У него только одна нога: «…его отливали последним, и на вторую ногу олова не хватило». Впрочем, он и на одной ноге стоял твёрдо. Твёрдость стала чертой его характера. Он смело отправляется в опасное плавание на бумажной лодочке, хладнокровно выдерживает натиск крысы, путешествует в животе рыбы.

В этой сказке братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествуется о том, как одной девочке достался чудесный горшочек. Стоило ему только сказать: «Раз, два, три, горшочек, вари!» - и вкусная каша готова. Зажили безбедно мать с дочерью. Однажды девочка ушла из дома, а мать велела горшочку варить, но как остановить его - забыла.

(по сказкам Г.Х.Андерсена) Писатель Г. Х. Андерсен утверждал, что сказки - «с блеском, лучшее в мире золото, то золото, которое блещет огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей»; писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые простые вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, обломок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монета, мяч, ножницы и многое другое.

Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее.

(По сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Сказка о Снежной королеве - моя любимая сказка Г. Х. Андерсена. Я читала ее многократно, и каждый раз приключения маленькой Герди принуждали волноваться. Но больше всего я сочувствовала Каю, в сердце которого угодил осколок зеркала тролля.

(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Начинается эта волшебная сказка рассказом о злом тролле, который со своими приспешниками создал страшное зеркало, которое потом разрушило не одну человеческую жизнь. А потом читатель узнает о мальчике Кае и девочке Герде, которым через их бедность не было места на земле поиграться, но их садиком был небольшой ящик с розами на крыше.

(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») В сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева - величественная и могучая. Она может засыпать мир снегом, заморозить все вокруг, но страшнее всего - сделать сердце человека ледяным и жестоким. На вид королева очень красива («Глаза ее сияли, как звезды…»).

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное - жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое - его грёзы о подземном царстве гномов.

В этой сказке Г. К. Андерсен поведал необыкновенную историю преданных друг другу и однажды разлучённых Кая и Герды. Это произошло потому, что осколок волшебного кривого зеркала, обладавшего свойством превращать доброе в злое, попал Каю сначала в глаз, а затем в сердце. Мальчик стал чёрствым и бездушным эгоистом.

Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Бедный принц, владеющий маленьким королевством, захотел жениться на дочери императора. Он отправил ей в подарок драгоценную розу с чудесным ароматом и соловья. Но гордячка не оценила подарка, ибо они были живые, а не искустно сделанные. Тогда принц поступил к императору на службу свинопасом, и за поцелуи продал принцессе волшебный гошочек, который вызванивал мелодию и мог показать, что у кого готовится, и трещотку, воспроизводящую все вальсы и польки мира.

Автор: Андерсен Ханс Кристиан. В королевство короля-модника прибыли двое обманщиков. Они обещали выткать чудную ткань, невидимую для глупцов и тех, кто не на своем месте сидит. Получая от короля материалы, деньги и почести, они не только «соткали» ткань, но и «сшили» костюм - хотя никакого костюма не было, высланные на проверку чиновники, да и сам король, не хотели признаваться, что ничего не видят.

Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Один принц желал взять в жены только настоящую принцессу. В бурю к ним постучалась девушка, вся мокрая и жалкая, но утверждающая, что она - настоящая принцесса! В ходе проверки королева уложила ее на 20 тюфяков + 20 перин, под которые положила горошину. Утром гостья пожаловалась на плохой сон, ибо всю ночь ей что-то очень мешало и наставило синяков по всему телу.

Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.

Смысл названия сказки Андерсена "Снежная королева" Автор: Андерсен Г.-Х. Прочитав сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева», я задумался: «Почему она так называется?»

«Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана - это рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи Штальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что порой теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли это было на самом деле...

В чём превосходство царевны над царицей в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?" А.С. Пушкина? Автор: Пушкин А.С. У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло.

Андерсен, Ханс Кристиан (Andersen, Hans Christian) (1805–1875), датский писатель. Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался прежде всего как автор сказок и историй.

Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: "Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену" - и отнес тросточку на почту.

Никто не написал такого количества автобиографий, как Ханс Кристиан Андерсен. Каждая его сказка - это или воспоминание о детстве, как, например, "Гадкий утенок", или рассказ о своих родителях, или повествование о собственных переживаниях.

Разделы: Литература

Класс: 5

Тип урока: обобщение изученного с элементами лекции и инсценирования.

Цели:

  • обобщение и углубление изученного по творчеству Х.К.Андерсена с учетом литературоведческих знаний; обучение умению находить связь между фантастическим и реальным миром в литературных произведениях;
  • развитие монологической речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • воспитание у учащихся доброты, самопожертвования, сострадания.

Звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки.

Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках “Вальса – фантазии” Глинки, который вы только что услышали.

Слово учителя.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, уже седые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: “Как бы я хотела оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты”. Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

Так, через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в фантастический мир, из фантастического в реальный, порой очень суровый.

И, конечно же, нам нужны сказки. Маленький Андерсен задавал себе вопрос: “Что такое сказка? Настоящая сказка?” Задал он этот вопрос и отцу. Тот ему ответил: “Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся”.

И Андерсен сумел в своих сказках соединить, казалось бы, несоединимое – фантастический и реальный мир.

А что такое реальный мир? Нас с вами окружает реальный мир: класс, знакомые и незнакомые лица, книги. Но вот мы пришли домой, открыли книгу – и попали в фантастический мир, мир морских чудищ, русалок и сказочных существ.

Знаменитые сказочники очень многое взяли из фольклора: мифов, сказок, обычаев. Не боялся делать этого и Андерсен. Он знал рассказ о русалке, которая якобы заплыла за прорванную штормом дамбу у голландского города Эдем и была поймана, жила в монастыре города Харлема, занималась ткачеством и была похоронена по христианскому обряду.

Знал он и другой рассказ. В середине XVII века в проливе, отделяющем Ньюфаундленд от Лабрадора, рыбаки поймали в сеть человека-рыбу с серой кожей, густой бородой и белокурыми волосами. Он разорвал сеть и исчез в пучине.

Как вы думаете, какая сказка была создана Андерсеном по этим рассказам? Что вам особенно понравилось в этой сказке? Где здесь фантастическое? А есть ли в сказке место реальному миру? Похожи ли русалки на людей? (Люди наделили фантастическое существо своим характером. Русалки так же, как и люди, мучаются, страдают оттого, что их не любят, оттого, что мир бывает так жесток. Как нам горько читать о смерти Русалочки, но как верят в нее. Без веры нельзя. Так переплетаются в сказке реальное и фантастическое.

Символом столицы Дании – Копенгагена – стала бронзовая русалка. Сидит она на каменной глыбе у входа в копенгагенский порт, как бы приветствуя заходящие сюда корабли. Моряки со всего света дарят ей цветы, считая, что это приносит счастье.

Очень похожа биография Андерсена с сюжетом сказки “Гадкий утенок”. Так или иначе, именно в детстве Андерсена – главные истоки его творчества: “Он очень медленно взрослел и с годами не отдалялся от того, чем живет детство. В 16 лет он так же самозабвенно играл в куклы – куклы-артисты, как и шестилетним ребенком”.

Изображая в сказке этих птиц, Андерсен имел в виду людей, ведь некоторых из них, живя в своем “птичнике”, ничего не видя, хвалят свое и порочат чужое.

Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете.

В сказке “Ребячья болтовня” прелестная маленькая девочка, в которую не вбили, а “вцеловали” спесь, рассуждает о том, что в ней течет “настоящая” кровь, а в ком ее нет, из того ничего не выйдет: “Читай, старайся, учись, сколько хочешь, но если в тебе нет настоящей крови, толку не выйдет.” А уж из тех, чье имя кончается на “сен”, – прибавила она, – никогда ничего не выйдет путного”.

Грустно слушал из-за двери эти слова бедный мальчик, для которого огромным счастьем было хоть в щелочку поглядеть на разряженных, веселящихся детей. Его фамилия как раз кончалась на “сен”, как и у всех простых людей. Потом он стал замечательным и знаменитым скульптором, в центре города создали музей Торвальдсена.

Наверное, не раз в своем детстве слышал подобные речи и другой мальчик с фамилией на “сен”, который потом стал великим сказочником. Имя его известно всему миру – Ханс Кристиан Андерсен.

Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Х.К. Андерсене (рассказавает ученица).

Ханс Кристиан Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем этом разнообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель - старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком – он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали свое.

Но мальчик не сердился на старого кота. Он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний, хитреца Клунпе-Думпе, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельни (богадельня - дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, старушкам. А те только ахали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умен.

Маленький Кристиан умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневое украшение? Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево.

Да мало ли что увидишь у себя под ногами! Обо всем этом можно писать рассказы и сказки, такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу: “Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Оденсе? Должно быть, он все-таки колдун!”

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбереженные гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своем стихотворении сам Андерсен:

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…

Работа над текстом сказки.

Сегодня мы с вами будем работать над текстом сказки “Снежная королева”. Эта сказка была особенно дорога автору еще потому, что волшебное в ней соседствует с реальным, с жизнью самого Андерсена. Огород матери сказочника, по его словам, и теперь еще цветет в сказке “Снежная королева”.

  1. Какой характер должен быть, по вашему мнению, у человека, который так начинает свою сказку: “Ну, начнем! Вот дойдем до конца сказки, тогда будем знать больше, чем теперь. Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол…”? Чем похоже это начало на другие сказки, известные вам, а чем – нет? Можно ли определить по этому началу, что сказка – не русская?
  2. У тролля, говорил Андерсен, была своя школа. Чему учили в этой школе? Докажите, что сказочник не так относится к жизни и людям, как тролль и его ученики.
  3. Какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала?
  4. Автор заканчивает первую сказку словами: “И много осколков зеркала все еще летало по свету. Послушаем же про них”. Мы уже знаем, что от этих осколков приходит беда: сердца людей превращаются в куски льда. Это, конечно, сказочное выражение, и мы понимаем, что “лед” этот особенный, не такой, как на катке. Подумайте и скажите, о ком из героев сказок Андерсена можно сказать, что их сердца – словно ледяные.
  5. Для чего две семьи устроили себе “сад” в деревянных ящиках? Что это был за сад? Понятно, почему разводили коренья для супа и зелень, но зачем посадили розовые кусты?
  6. Как начинается рассказ о Снежной королеве? Послушаем, что говорят о ней бабушка, Герда и Кай. (Инсценировка эпизода). Посмотрите, Кай еще почти ничего не знает о Снежной королеве: добра она или зла, каков ее характер, но он уже говорит: “Я посажу ее на теплую печку, и она растает”. Как эти слова характеризуют Кая?
  7. Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? Как вы понимаете слова сказочника: “ Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира”? Похожи ли ледяные узоры Снежной королевы на морозных окнах на розовые кусты в садике детей?
  8. Чем вам запомнился рассказ о том, как осколок зеркала тролля попал в глаз Каю? Переживает ли сказочник это событие или ему все равно? Докажите свое мнение.
  9. Почему так испугалась Герда, когда Кай сорвал две розы и бросил их? Что сделал Кай, заметив ее испуг?
  10. Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы? Какой теперь видит ее Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его поцеловала? О чем он вспомнил? А о чем не вспомнил?

Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы? Заметьте, Снежная королева вовсе не мстит Каю за его дерзкие слова, она ласкова с ним, как со своим. Ведь невозможно было бы представить, чтобы осколок попал в сердце Герды, а Кай, если можно так выразиться, удобная мишень для такого осколка, он имеет предрасположение к будущей перемене, происшедшей с ним.

“А салазки! Не забудь мои салазки!”- это не просто влияние осколка и поцелуя. Кай, как видим, не все забывает из прежней жизни: он забывает Герду, бабушку, домашних, но про салазки не забывает. Может быть, именно поэтому Снежная королева потом обещает ему не только весь свет, но и коньки. Здесь не только замечательный юмор Андерсена, но и нечто другое. Кай знает очень много для своего возраста, не только четыре действия арифметики и даже дроби; но чего-то очень важного он не знает. Чего же он не знает?

  1. Что же было с Гердой после исчезновения Кая? Кто ей сочувствовал? А сказочник? Найдите строчки, доказывающие это.
  2. Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать. Там было очень красиво, но что-то могло насторожить с первого же дня. Что именно? Чем вдруг оказалась похожа добрая старушка-волшебница на Снежную королеву?
  3. Не правда ли, положение Герды напоминает положение Кая? Оба под влиянием колдовства забыли друг о друге. В чем же разница?
  4. Как ведет себя Герда, услышав рассказ ворона о принцессе и мальчике, которого она считает Каем?
  5. Как описывается королевский дворец? Докажите, что сказочник подсмеивается над придворными порядками.
  6. Нравится ли вам маленькая разбойница? Давайте посмотрим, остается ли она все время одной и той же или изменяется? Чем объясняется перемена в маленькой разбойнице?
  7. Добрая или злая маленькая разбойница? Почему она помогла Герде? О чем рассказала Герда маленькой разбойнице? (О Снежной королеве Герда ничего не знает). Расскажите сами от имени Герды.
  8. Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
  9. Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? В чем сила Герды?
  10. Как ей удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
  11. Маленькая разбойница при новой встрече говорит Каю: “Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света? ” Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы?
  12. Встреча с Гердой сильно повлияла на маленькую разбойницу. А как, по вашему мнению, изменится Кай после всей этой истории? В конце сказки Кай и Герда заметили, что выросли. Только ли ростом стали они больше, или Андерсен хочет еще что-то сказать о своих героях?

“Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!”

“Стоит!”– утверждает всем своим творчеством Андерсен. Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем “пропащий”!

Герда, маленькая, слабая девочка, оказалась сильнее могущественной повелительницы царства льдов и снегов. Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия.

В этой сказке “чувство одерживает победу над холодным разумом”.

Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их – обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом,

И в окно заглянула Снежная королева – таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные – это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.
Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и “Снежная королева” X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Выбор редакции
Шаг 1: Подготовим говядину и начиним ее чесноком. Вырезку говядины для начала необходимо хорошо промыть под холодной проточной водой,...

Доброе время суток всем любителям кулинарии! Как раз в каталоге рецептов все опытные и не очень кулинары смогут найти полным-полно...

Статья предлагает вам рецепты блюд и меню да ребенка 2-х лет, а так же рекомендации по его питанию. Со 100% уверенностью можно сказать,...

Кулинарное сообщество Li.Ru - Рецепты для детей на завтрак Практически идеальный завтрак - яичница-болтунья, рецепт которой...
Корица – пряность, которую довольно часто используют для приготовления различных десертов и напитков. Ее сжиросжигающие свойства...
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...
Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...
С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...
Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...