Рим. Конная статуя Марка Аврелия. Памятник марку аврелию Статуя императора марка аврелия


Дальше на втором этаже возле " Апартаментов Консерваторов " располагаются три зала Кастеллани (Castellani). Экспонаты хранящиеся в трех залах были подарены музею известным ювелиром и коллекционером А.Кастеллани в 1867 году, работающий тогда в качестве директора Капитолийских музеев. Он принимал активное участие в культурной жизни города и старался пополнять музейные коллекции за счет собственных средств.

В настоящее время в залах Кастеллани насчитывают около 700 экспонатов, найденные в многочисленных некрополях древней Этрурии, Лацио и Великой Греции (VIII/IV вв.до н.э.). В витринах первых двух залах хранится керамика сделанная из серовато-чёрной глины - импасто и керамика буккеро – специфический этрусский вид.


В третьем зале находится Тенза Капитолина (Tensa Capitolina) - парадная колесница покрытая бронзовой отделкой, на которой изображены сцены из жизни Ахилла,

статуя сидящего предка, найденная при раскопках в Черветери, барельеф собаки от гробницы Некрополя Собак (Tomba dei Cani) из Тольфа (VI в.до н.э.),

и много других уникальных экспонатов.

В залах Horti Lamiani хранятся экспонаты, найденные в усадьбе римского консула Луция Элия Ламия. Сады консула эпохи Тиберия, находились на Эсквилинском холме Рима (теперь - площадь ).

Усадьбы Рима отличались великолепными формами и оформлением. В тени деревьев устанавливались беседки, расписные фонтаны, скульптуры и храмы. Раскошенные стены зданий покрывались позолоченной медью и драгоценными камнями.

Украшения римской среды изображены на найденных фресках усадьбы консула Луция Элия Ламия (как например встречаются на некоторых фресках и Оплонтис).

При раскопках усадьбы в 1875 году, археолог Р. Ланчани, нашел подземный туннель длинной 80 метров, пол которого был покрыт мозаикой из качественного минерала - кальцитовый алебастр. Только часть пола сохранилась по сей день.

До нас дошли другие великолепные образцы тех времен - Эсквилинская Венера и редчайший торс Бахуса - бога вина и виноделия.


Торс Бахуса

Большой известностью пользуется портрет императора Коммода в образе Геркулеса . Культ Геркулеса, греческого Геракла, считавшегося покровителем династии Антонинов, получил особенно широкое распространение в Риме при Коммоде, который называл себя «новым Геркулесом». Коммод изображен в накинутой на плечи львиной шкуре, лапы которой завязаны узлом на его груди. Голову покрывает львиная морда. Правой рукой Коммод держит положенную на плечо дубинку, в левой - яблоки Гесперид. Лицо, обрамленное пышной шапкой волос и короткой вьющейся бородой, напоминает портреты императора Марка Аврелия.

«Он имел пропорциональное телосложение, но выражение лица было тупое, как у пьяниц, и речь беспорядочна. Его волосы были всегда выкрашены и припудрены золотым порошком. Он заставлял подпаливать себе волосы и бороду, так как боялся бритвы» (Лампридий, Коммод, 17).

Подставка представляет собой шар - символ Вселенной, - на котором лежат два перекрещивающихся рога изобилия - символ Фортуны. Между ними - щит с рельефной головой Горгоны. По сторонам шара находились две фигуры коленопреклоненных амазонок, из которых сохранилась лишь левая. Геркулес хранится в музее в сопровождении двух тритонов


Голова Кентавра времен императора Тиберия. (I в.н.э.)

В залах Horti Tauriani-Vettiani выставлены находки найденные в усадьбе Тита Статилия Тавра (консул 44 г.н.э.), политического деятеля эпохи ранней Римской империи. Он был обвинен в вымогательстве и сношениями с магами Агриппиной Младшей, супругой императора Клавдия, которая потом присвоила себе усадьбу Статилия Тавра. Позже императорское имущество было разбито и передано вольноотпущенникам императора Клавдия и потом Нерона (Epaphrodito e Pallante), а затем в IV в.н.э. часть усадьбы стало резиденцией римского философа Веттия Агория Претекстата. Претекстат был одним из последних политических деятелей, поддерживавших римскую религию поздней Античности. Как и его жена, он был особенно предан культу Весты. Претекстат был дружен со многими представителями римской языческой аристократии.

При раскопках были найдены: статуя « Тёлка », возможно, часть скульптурной группы, и вероятно, римская мраморная копия с бронзового древнегреческого оригинала, скульптора Мирона из Елевфера. Мирон изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во (palazzo Massimо) в Риме,

три рельефа; один с изображением священного пейзажа и святилища,

два других представляют две квадриги, напротив друг друга, Гелиоса (Солнца) и Селены (Луны).

Мраморная статуя женщины, вероятно, копия статуи Артемиды скульптора Кефисодота Старшего (IV до н.э.).

Статуя богини Гигиея (Igea I в.н.э.). Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины. Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене.

В залах Horti Maecenatis хранятся экспонаты, найденные при раскопках в усадьбе Гайя Цильния Мецената, влиятельного советника и друга императора Октавиана Августа. Меценат был страстным ценителем искусства. При раскопках в его роскошном дворце, было найдено немало художественных ценностей.

Среди экспонатов наиболее известные: Победитель Геркулес (от оригинала IV в.до н.э.) - почитался как воинственный бог, «победитель», «непобедимый»,

голова Амазонки (от оригинала V в.до н.э) - образ женщины воина и девы-воительницы,

статуя Эрота (от оригинала IV в.до н.э.) - божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле,

статуя Марсия (от оригинала II в.н.э.) - в древнегреческой мифологии сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание. Афина изобрела флейту, но бросила ее как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал флейту и непрестанно упражнялся и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание и победил, и тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу.


И еще...Статуя собаки из зеленого египетского мрамора в александрийском стиле, некоторые кариатиды, статуя музы Мельпомены и статуя сидящей музы, типа музы Каллиопы.

Кариатиды

Статуи Муз

фонтан в виде рога - сосуда, и легенда гласит, что такой рог «потеряла» в кустах коза Амалтея, кормилица самого Зевса. Предприимчивые нимфы добро подобрали, обернули листьями, наполнили плодами и принесли Зевсу. Расчувствовавшийся и даже всплакнувший Зевс вернул рог честным нимфам и обещал, что всё, что бы они теперь не пожелали, сбудется им теперь прямо из этого рога.
Рог изобилия в виде фонтана дарили тем, кому желали славы Зевса, фонтана идей, много детей, долголетия и просто жизненного спокойствия. Последнее (спокойствие) приходит во время созерцания струящейся воды, журчащей о том, что ко всему в этом мире надо относиться с олимпийским спокойствием и оптимизмом. Фонтан времен Августа и подписан автором Понтиос (Pontios).

Рельеф танцующей Менады (вакханка) - в древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса. По его имени у римлян - Вакх, они назывались вакханками,

Мозаика с изображением Ореста и Ифигении . История Ореста была весьма популярна в "античности". Ее рассказывали такие известные авторы, как Гомер, Еврипид, Эсхил, Аполлодор, Гигин, Софокл, Павсаний, Сервий.

Галерея degli Horti - это коридор, который связывает между собой все предыдущие залы с экспонатами, найденные в разные усадьбы. В коридоре среди многочисленных шедевров времен античности можно увидеть: две большие мраморные вазы (I в.н.э.) , на одной изображен брак между Парисом и Еленой,

На второй вазе изображен ритуал посвящения в культ Диониса.

В конце Галереи degli Horti, перед посетителями музея открывается новый зал Капитолийских музеев, названный греческим термином «экседра», который обозначает глубокую нишу, завершаемую полукуполом. Зал покрывает большой стеклянный навес, разработанный архитектором Carlo Aymomino, в духе современной архитектуры и с использованием самых передовых технологий. Зал торжественно открыли в 2005 году. Здесь хранится оригинал конной статуи (копия на ) римского императора Марка Аврелия и другие бронзовые шедевры.

Статуя Марка Аврелия была создана в 160-180-е годах.
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».
В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолий по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело из колонны храма Кастора и Поллукса; и вот он едет на коне, прототип всех бронзовых всадников, которые с того времени пришпоривают своих коней на улицах и площадях мира.
Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

В Экседре, которая заняла место так называемого Римского Сада, хранятся также другие экспонаты. Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II в.до н.э.) - найдена на . Скульптура имеет в высоту 241 см. В правой руке Геркулес держит палицу, в левой - три яблока Гесперид.

Фрагменты бронзового колосса императора Константина(IV в.н.э.) - голова, часть руки и ноги. Статуя первоначально была в положении стоя и достигала 12 м. высоты. Высота головы 177 см, руки 150 см.

Скульптура Льва, кусающего лошадь времен эллинской эпохи, была реставрирована и дополнена во времена Возрождения, учеником Микеланджело - Ruggero Bascapè. Лошади добавили - голову,хвост и ноги, и льву - задние ноги.

В конце Эседры можно увидеть фундамент Храма Юпитера, Юноны и Минервы (Капитолийской Триады).

Строительство началось в период правления царя Луция Тарквиния Приска на месте древнего святилища сабин, а в 509 году до нашей эры Капитолийский храм (Храм Юпитера) был освящён. Несколько раз достопримечательность испытала на себе разрушительную силу природных стихий. Например, пожар 82 года до нашей эры, когда храм было сожжён дотла вместе со всем богатым убранством. Реконструировали сооружение по приказу правящего в то время Луция Корнелия Суллы, для чего даже привезли несколько греческих колонн из Храма Зевса в Афинах.

Капитолийский храм был разделён на 3 предела, средняя посвящалась Юпитеру, где стояла его статуя сидящего на троне из золота и слоновой кости, был одет в тунику, украшенную пальмовыми веточками и пурпурную тогу, вышитую золотом. Предел справа был посвящен Минерве, а слева - Юноне, у каждого божества имелся свой алтарь. Крышу украшала терракотовая (позднее бронзовая) скульптура Юпитера на квадриге.

Капитолийский храм являлся религиозным центром республиканского и имперского Рима, имел также большое значение в укреплении римского государства. В нём собирался сенат, приносили жертвы магистры, там располагался архив. Храм являлся для римлян символом власти, силы и бессмертия Рима


Храм Юпитера в архаическую эпоху

Возле фундамента храма Юпитера можно увидеть экспонаты, найденные в археологической зоне у подножия Капитолия - Сант’Омобоно. Храм Юпитера не был единственным святилищем, сооруженным в Риме. В 1964 г. во время раскопок участка вокруг церквушки Сант’Омобоно в самом центре Рима были обнаружены остатки храма Фортуны и Матер Матуты . Античные авторы говорили о храмах двух этих богинь. Раскопки же показали, что в древнейшую эпоху существовало единое храмовое сооружение, покоившееся на одном подии, но с двумя целлами для каждой из родственных богинь.


Реконструкция фронтона храма

Фронтон храма был украшен фигурами двух сидящих животных (львов или пантер), обращенных мордами друг к другу. Их головы занимали верхнюю часть треугольника, задняя часть туловища и хвосты располагались в правом и левом углах. Такие же обращенные друг к другу фигуры зверей характерны для изображений на этрусских гробницах.

В храме Фортуны и Матер Матуты была обнаружена фигурка льва из слоновой кости с надписью на этрусском языке. Это самый интересный из этрусских текстов найденных в архаическом Риме.

В двух залах dei Fasti Moderni (современные фаст-надписи), выставлены на стенах для хранения фаст-надписи высеченные в камне, содержащие список римских магистров с 1640-1870 гг.

Кроме фаст-надписей в залах хранятся и другие экспонаты. Две статуи спортсменов(от оригиналов IV в.до н.э.), найденные при раскопках в Веллетри.


Мраморный саркофаг, найденный в Виковаро, увенчан скульптурами супружеской пары, украшенный барельефами, изображающие охоту величайшего охотника всех времен Мелеагра. Резная усыпальница свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.

Последний зал этого этажа, находящийся рядом с парадной лестницей, посвящен Средневековью . В этом зале в шестнадцатом веке хранили капитолийский архив. Сейчас, выставлены экспонаты средневековья.

Среди них хранится мраморная сидячая статуя Карла Анжуйского - король Сицилии и сенатор Рима в XIII в., возможно, изваянная мастером Арнольфо ди Камбио, который до 1277 года жил в Риме, а впоследствии прославился как выдающийся архитектор и скульптор во Флоренции. Статуя Карла Анжуйского создана явно под влиянием античных скульптурных изображений римских императоров.

Другой важный экспонат средневекового зала - столешница украшенная барельефами, изображающие главные события из жизни Аххила (IV в.), и мозаикой в стиле косматески, работа братьев Jacopo и Lorenzo di Tebaldo (XIII в.).

На земле сотни тысяч конных монументов, скульптур и памятников, посвященных великим людям, историческим событиям или просто установленным ради красоты. Но среди них есть самые-самые, о них и пойдет речь.

Самые древние конные монументы

Традиции увековечивать героев и события в конном монументе берут начало с античности. Древние греки (и особенно римляне) любили водрузить статую в память о ком-либо (о чем-либо) на видном месте. Однако до наших дней мало что уцелело, а то, что осталось, вписано в золотой фонд мировой культуры. Какие конные памятники на планете самые древние?

Квадрига Святого Марка

В Венеции (Италия) есть собор Святого Марка, построенный в незапамятном 829 году и ныне внесенный в список наследия ЮНЕСКО. В базилике собора (колоннаде, украшающей главный вход) стоит скульптурная группа - четыре лошади из позолоченной бронзы, знаменитая квадрига Святого Марка. Утверждают, что этих четырех коней из бронзы сделал знаменитый античный скульптор Лисипп в IV веке до нашей эры (то есть 2400 лет тому назад). Поначалу кони украшали ипподром в Константинополе. Однако во время IV крестового похода крестоносцы привезли из Константинополя много чего ценного, в том числе и квадригу. С тех пор (более 800 лет) квадрига украшает собор Святого Марка. Мастерством и изяществом исполнения бронзовые кони поражали еще средневековых ценителей. В 1364 году великий итальянский поэт Франческо Петрарка писал о ней: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание».

Поражают они и наших современников. На сегодня это единственная сохранившаяся античная многофигурная конная скульптура в мире и одна из немногих конных скульптур, сохранившихся с античности до наших дней. По возрасту квадрига Святого Марка - самый древний конный памятник на планете.

Статуя Марка Аврелия

В Риме, в Капитолийском музее, хранится древнеримская бронзовая статуя, изображающая римского императора Марка Аврелия. Это единственная конная статуя, изображающая всадника на лошади, сохранившаяся с античности. Скульптура в два раза превышает натуральную величину. Ее создание датируют 160-180 годами до нашей эры, то есть около 2100-2200 лет назад. Первоначально эта конная статуя стояла на склоне Капитолийского холма, напротив Римского форума. В Средневековье, когда боролись с «язычеством», скульптура уцелела чудом, поскольку католики немного запутались, кто это, собственно, изображен. Долгое время считали, что статуя изображает другого императора - Константина I Великого, страстного католика. Только в XII веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил древнеримские монеты и опознал бронзового всадника. Сама скульптура (как мы уже говорили) хранится в музее, а ее точная копия украшает площадь перед Капитолийскими дворцами.


Бамбергский всадник

Бамбергский кафедральный собор, что в небольшом баварском городке Бамберге, один из уникальных памятников средневековой архитектуры. Возраст собора - около 1000 лет. Самый знаменитый шедевр собора - статуя всадника на лошади, выполненная из песчаника. Всадник был создан около 1235 года (то есть почти 800 лет назад) немецким скульптором Фейтом Штоссом, и на сегодня это самая древняя конная скульптура в Европе со времен античности. Первоначально всадник был цветным - лошадь серо-белая, сбруя позолоченная, одежда раскрашена в желтые тона с примесью сусального золота. Примерно 200 лет назад по приказу баварского короля Людвига все цветные детали были зачем-то удалены. Теперь скульптура однотонная. Кого изображает всадник - историки не пришли пока к единому мнению.

Статуя Гаттамелаты

В 1453 году великий итальянский скульптор Донателло изваял из бронзы конную статую итальянского предводителя наемников (кондотьера) Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (что в переводе означает «льстивая кошка»). Эразмо де Нарни не принадлежал к числу ярких полководцев, а памятник Донателло изготовил всего лишь по заказу вдовы и сына Гаттамелаты после его кончины - вполне коммерческая работа. Прошли века, люди порядком забыли про кондотьера, но его бронзовое изображение почти 600 лет украшает итальянский город Падую и сегодня является одним из самых старых (и самых знаменитых) конных изваяний Европы.

Памятник Петру I перед Инженерным замком

В России традиции возведения монументов, конных в том числе, не имеют столь глубоких корней. Собственно, они берут начало с Петра I, а точнее - с его изображения. «По обычаю римских императоров» создал памятник Петру I скульптор Растрелли. Петр и правда похож в этом монументе на римского - верхом на коне, в римских одеждах, с венком на голове и соответствующим выражением лица. Модель памятника была изготовлена Растрелли еще при жизни Петра I, сам монумент отлит из бронзы в 1745-1747 годах другим итальянским мастером Мартелли, после чего, как часто бывает в России, не понравился дочери Петра Елизавете и более 50 лет хранился на складах Канцелярии строений - о нем забыли. Монумент был установлен перед Инженерным (Михайлов-ским) замком только в 1800 году по велению Павла I (с надписью «Прадеду от правнука»). Хотя этот памятник установили на постоянное место на 18 лет позже открытия знаменитого Медного Всадника, именно это скульптурное изображение Петра I является первым конным монументом в России.


Самые большие каменные кони

Насколько большой конный монумент построить человек? О самым больших конных скульптурах читайте дальше.

Конная статуя Чингисхана

Рекордсмен по размерам в мире - конная статуя Чингисхана в местечке Цонжин-Болдоге в 54 км от столицы Монголии Улан-Батора. Чингисхан - чрезвычайно почитаемая в Монголии историческая персона, ему возведено множество разных памятников. Но творение монгольских мастеров - скульптора Д.Эрдэнэбилэг и архитектора Ж.Энхжаргала - превзошло все ранее построенные. Монумент возведен недавно, его открытие состоялось в сентябре 2008 года. Высота статуи 40 метров плюс 10-метровый постамент. Для изготовления скульптуры понадобилось только нержавеющей стали 250 тонн плюс огромное количество других материалов. В постаменте расположен конференц-зал, ресторан, развлекательный центр и сувенирный магазин. На голове лошади - смотровая площадка. Конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге внесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая большая конная скульптура в мире.


Памятник трем генералам в Атланте

На каменной скале в национальном парке Стоун-Маунтейн, неподалеку от Атланты (штат Джорджия, США), возведен поистине уникальный памятник-барельеф трем генералам, героям Гражданской войны Севера и Юга - статуи Джефферсона Дэвиса, генералов Роберта Эдварда Ли и Томаса Джексона. Три военачальника, возглавлявшие побежденную Конфедерацию. В Атланте до сих почитают конфедератов, и идея создания памятника родилась в начале ХХ века. Проект был готов в 1917 году, но работы начались намного позже. Претворить планы в жизнь сумел скульптор Рой Фолкнер, который потратил на создание грандиозной скульптурной группы 8 лет и 174 дня (с 12 сентября 1963 года по 3 марта 1972 года). Памятник вырублен в скале Стоун-Маунтейн, занимает площадь в половину гектара (5000 квадратных метров). Начинается скульптора на высоте 137 метров над землей, высота всадников около 30 метров. Существует байка о том, что по окончании строительства на плече одного из всадников был устроен банкет. Композиция является самой большой каменной скульптурой в мире и внесена в Книгу Рекордов Гиннеса.


Памятник Салавату Юлаеву

Самая большая конная статуя на территории России установлена в Уфе. Это памятник Салавату Юлаеву, национальному башкирскому герою. Салават Юлаев прославился тем, что примкнул к войскам Пугачева и таким образом боролся за свободу и независимость. Монумент установили в 1967 году, когда герои, боровшиеся против царского режима в любые времена, были особенно популярны. Памятник получился весьма колоритным. Создал его местный скульптор Сосланбек Тавасиев - на разработку проекта у него ушло целых 30 лет. Воплотили в жизнь его проект на одном из ленинградских заводов. Монумент отлит из бронзированного чугуна, весит более 40 тонн, его высота 9 метров (вместе с постаментом - 22 метра).


Бронзовая скульптура Яна Жижки

Бронзовое изваяние Яна Жижки - самая большая конная статуя в Европе. Всадник Ян Жижка - так ее называют в Чехии - стоит на холме Витков в Праге. Ян Жижка - национальный герой Чехии, который в Средние Века боролся за свободу чехов против крестоносцев. И, судя по всему, победил. Теперь конная фигура одноглазого полководца украшает чешскую столицу. Ян Жижка, конечно, намного меньше Чингисхана (так уж получилось!), но его размеры впечатляют - высота конной статуи вместе с постаментом 22 метра, вес 16,5 тонн. Строительство монумента затянулось на долгие годы. Чешский скульптор Богумил Кафка начал работу над памятником накануне Второй мировой войны. Отлить в бронзе его удалось только в 1946 году, а торжественное открытие состоялось четыре года спустя, в 1950-м. Печально, но создатель памятника Богумил Кафка до его открытия не дожил.

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/66746/?page=4
Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».
Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе».

Та статуя, которую я видела, - это копия на Капитолийской площади, оригинал хранится в одном из выставочных залов Капитолийских музеев.

Статуя Марка Аврелия была создана в 160-180-е годах.
Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело; на нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».

О Марке Аврелии античные историки отзываются так «От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял, прежде всего, по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости», «К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых. Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив».

Однако на долю римлян в правление Марка Аврелия выпало много бедствий. Жизнь заставила императора-философа стать отважным воином и осмотрительным правителем.

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/66746/?page=4
Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».
Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе».

Выбор редакции
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное...

Очень важно понять, в каком направлении движется наше общество, непрерывно изменяющееся и развивающееся. Этой цели посвящена данная...

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу,...

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный...
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...
Крепость Познань расположена в одноименном городе на западе Польши. Построенная в XIX – начале XX века, крепость считается третьим по...
«Колониальные империи» - Во Франции завершился промышленный переворот. Колонии Франции. Создание международных монополистических союзов,...
Слайд 1Экология – глобальная проблема современностиСлайд 2Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и...