Романтическая повесть-сказка о возвышенной любви (по повести А. Грина «Алые паруса»). Сочинение на тему мечты сбываются в повести алые паруса, грин читать бесплатно


Тема:А.Грин «Алые паруса».

Цели урока:знакомство с писательской судьбой А.Грина,художественный анализ произведения «Алые паруса»,относящийся к приключенческому жанру(познакомить с особенностями жанра феерии),работа над портретной характеристикой героя,обучение навыкам выразительного чтения,формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни,воспитание благородства.

Планируемые результаты: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; чтение; осмысленное восприятие текстов.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно – этическая ориентация, способность к самооценке своих поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруднечиства с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, иллюстрации к произведению,ресурсы сети Интернет,соц.сеть работников образования.

Ход урока:

«А разве « Алые паруса» не современная вещь»

«Невнимательный вы, ей-ей».

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово: - Сегодняшний урок – это путешествие в приключенческий мир волшебства и исполнения желаний.

А.Грин – это человек с трудной,но очень счастливой судьбой.Каждому,кто верит в любовь,верность и мечту,он дарит надежду на чудо.

Стихотворение В.Некипелова «Памяти Грина».

Мне встречу с ним судьба не подарила

И лишь недавно поздние цветы,

Я положил на узкую могилу

Прославленного рыцаря мечты.

Но с детских лет, с тех пор когда впервые

Я в мир чудес, им созданных проник.

Идут со мною рядом, как живые

Весёлые герои его книг.

Они живут в равнинах Зурбагана,

Где молодая щедрая Земля.

Распахнута ветрам и ураганам

Как палуба большого корабля.

Пускай тот мир, нездешний и старинный

От нашей современности далёк

Читаешь удивительного Грина –

И душу греет тёплый огонёк.

А он идёт, весёлый, добрый спутник

Повсюду с нами в дружеском строю.

И вносит в наши творческие будни

Романтики певучую струю.

Сообщение ученика о жизни писателя.

Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!
Я.К..Голованов

ГРИН (настоящая фамилия - Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), прозаик.

Родился 11 августа (23 н.с.) в г. Слободском Вятской губернии в семье служащего, поляка, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863. Мать, русская женщина, умерла, когда Грину было 13 лет.

В 1896, окончив четырехклассное Вятское городское училище, уехал в Одессу. С детства любил книги о мореплавателях, путешествиях, поэтому надеялся осуществить свою мечту - выйти в море на каком-нибудь корабле матросом. Однако прежде всего ему пришлось бродяжничать в поисках работы. Несколько раз "повезло": взяли матросом по маршруту Одесса-Батуми-Одесса. После возвращения понял, что эта "карьера" не для него. Перепробовал много профессий: был рыбаком, чернорабочим, лесорубом и золотоискателем на Урале, солдатом. Во время службы в резервном пехотном батальоне примкнул к эсерам, с помощью которых дезертировал с военной службы.

В 1903 в Севастополе был впервые арестован за пропагандистскую работу среди матросов. За попытку к бегству отсидел на строгом режиме около двух лет (освобожден по амнистии). В 1906 в Петербурге был снова схвачен и выслан на 4 года в Тобольскую губернию, откуда бежал в Вятку, где смог раздобыть себе чужой паспорт, с которым покинул родной город навсегда. Приехал в Москву. Здесь родился его первый рассказ "Заслуга рядового Пантелеева" (агит-брошюра за подписью А.С.Г.), написанный по просьбе товарищей по партии для распространения среди солдат. Тираж был конфискован в типографии и сожжен. Только под рассказом "Случай" (1907) впервые появилась подпись А. С. Грин. В 1908 вышел первый сборник "Шапка-невидимка" с подзаголовком "Рассказы о революционерах".

Много рассказов было написано Грином, прежде чем он нашел "своего" героя. Писатель начал создавать романтические новеллы, события которых развиваются в искусственных, часто экзотических обстоятельствах. Первой такой новеллой он считал "Остров Рено" (1909). Последовала серия подобных рассказов: "Колония Ланфиер" (1910), "Зурбаганский стрелок" (1913), "Капитан Дюк" (1915) и др.

В 1917, узнав о Февральской революции, Грин приехал в Петроград с надеждой на скорые перемены в стране. Его очерк "Пешком на революцию" пронизан этим настроением, однако следующие рассказы говорят о его разочаровании, раздражении ("Восстание", "Рождение грома", "Маятник души").

В 1919 Грин служил в Красной Армии связистом. В эти годы печатался в журнале "Пламя" (редактор А. Луначарский).

Грин считал, что все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей; об этом его произведения "Алые паруса" (1923), "Блистающий мир", "Бегущая по волнам" (1928).

В 1930 был написан роман "Дорога никуда", в 1931 - "Автобиографическая повесть".

Умер А. Грин в Феодосии.

В 1920 году, в Петрограде, гуляя по городу, А.Грин задумал эту пленительную и сказочную книгу, которую впоследствии назвал «Алые паруса».

Способен ли человек совершать чудеса своими руками?(ответ-вывод сделаем этот в конце урока.)

Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим роман - феерию Грина «Алые паруса». Этот жанр определил автор сам и имеет два значения:

Театральное представление со сценическим эффектом;

Волшебное, сказочное зрелище.

«Алые паруса» - произведение утверждающее силу духа человека.Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать невозможное,фантастическое.

У Грина было своё мнение о фантастике.Он считал,что писатель должен пользоваться необыкновенным только для того,чтобы привлечь внимание и начать разговор об обычном.

III.Работа по парам по тексту:

Задание первой паре: составить схему по сюжету.

Задание для второй группы: расскажите о Лонгрене и Меннерсе.Что вы узнали о прошлом Лонгрена?В чем причина конфликта с жителями городка?Как они восприняли поступок Лонгрена?На чьей стороне автор?(художественные средства,используемые автором в описании героев – гл.3-4).

Задание третьей паре:Ассоль.В чем её очарование?Что формировало её мечтательность и одухотворенность?Почему таинственный незнакомец сумел зародить в её душе мечту о счастье?Предсказание Эгля.Почему Эгль именно Ассоль сделал это предсказание. Какую роль сыграли в жизни Ассоль трактирщик-отец и его сын? (они издевались над ней, смеялись над ними, натравливали других)

Задание четвертой паре:история Грэя.Обстановка,в которой вырос Грэй.Что особенно нравилось Грэю,к чему он стремился?(выписать эпитеты,характеризующие уклад жизни семьи Грэя.гл.3) Что наложило отпечаток на его дальнейшую судьбу? (мечта стать капитаном корабля, картина в кабинете отца). Он родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он не был похож на аристократа. Он был человек с живой душой. В чём проявлялась его открытая душа? (рассказывают случаи со служанкой )

Что послужило побегу Артура из отцовского дома? (Он не хотел жить как его отец, он очень ценил свободу. А больше всего любил море и очень хотел стать капитаном своего корабля)

Задание пятой паре:встреча Грэя и Ассоль.Какие чувства испытал Грэй,увидев Ассоль?(в основе описания пейзажа лежит антитеза.гл.4).Найдите в 4 главе портрет Ассоль.(художественные средства,используемые автором)

Задание шестой паре:Образы – символы:алые паруса – воплощение мечты Ассоль.Назовите цветовые эпитеты,использованные автором.Какой цвет становится определяющим?Как повёл сын трактирщика, когда увидел корабль а Алыми парусами? (от злости и зависти не хотел пускать Ассоль к кораблю).

IV.Подведение итогов.

Вот и подошёл к концу урок.

Прекрасный конец истории, как и у любой волшебной сказки. Ну, давайте вернёмся к нашему вопросу, который прозвучал в начале урока. (вопрос на экране) Способен ли человек совершать чудеса своими руками?

Как и у любой волшебной сказки,у этого произведения счастливый конец.Этого волшебства бы не было,если бы сам человек не стал творить чудо,которое способно изменить жизнь к лучшему.

Именно так раскрывает смысл этого произведения В.Ланцберг в своей песне(звучит песня):



Не три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Домашнее задание: написать мини - сочинение « Мои мечты».

1.автор название стихотворения.
2.история создания стихотворения
3.тема (о чем?)
4. идея,основная мысль стихотворения (что хотел сказать автор)
5. художественные образы стихотворения
6.какими художественными средствами раскрывается тема, основная мысль,или идея стихотворения,рисуются образы(анализ использованных тропов и фигур речи).
7.композиция стихотворения (анализ строф рифм размеров)
8.образ лирического героя.
ДАМ 49 БАЛЛОВ

Выбрать правильный ответ,он может быть не единственным: 1. Тема произведения-это а)главная мысль б)основной предмет

повествования

в)конкретная описанная ситуация

2.Проблематика произведения-это

а)круг вопросов, затронутых в произведении

б)главная тема произведения

3. Идея произведения-это

б)нравственный "урок" произведения

в)главная обобщающая мысль произведения

4. Могут ли в одном художественном произведении подниматься разные проблемы:

в)нельзя ответить однозначно

5. Действующее лицо художественного произведения является

а)образом

б)персонажем

в)лирическим героем

6.Персонажем произведения может быть

а)только человек

б)только одушевлённый предмет

в)любой предмет или явление

7.В систему персонажей входят

а)герои и их прототипы

б)герои главные,второстепенные и эпизодические

б)да,принципиальная

в)да,но незначительная

9.Лирический герой-это

а)сам поэт

б)действующее лицо стихотворения

в)образ человека, чьи чувства,настроения,переживания стремится выразить автор

10. Средствами создания характера литературного героя могут выступать

а) художественная деталь

б)речь героя

в)поступки героя

11. Портретные детали-это разновидность

а)деталей внешности

б)пейзажных деталей

в)деталей одежды

12. Психологические детали отражают

а)внутренний мир человека

б)особенности поведения

в)его происхождение

13. "Роговые очки,длинный нос.Белые в полоску брюки.Сам длинный,тощий"-какой это портрет?

а)портретное описание

б)портрет-сравнение

в)портрет впечатление

14. "Ни деревьев,ни кустов-ничего,кроме серого моря мхов, где лишь изредка виднелись серые валуны,серые озерки и серые ручьи"-какой это пейзаж?

а)пейзаж-описание

б)пейзаж-сравнение

в)пейзаж-впечатление

I вариант 1. Искусство по своей природе: а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в

себе и рациональное, и эмоциональное начала.

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом;

б) персонажем;

3. Тема произведения - это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) конкретная описанная ситуация.

4. Идея произведения - это:

б) нравственный «урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

5. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

6. Композиция - это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки до развязке;

в) последовательность частей и элементов произведения.

а) жизнеописанием;

б) автобиографией;

а) мезансцена;

б) картина;

в) ремарка.

9. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Казнить так казнить, миловать так миловать - таков мой обычай» ?

а) Мишка Копылев, «Возвращение Копылева», Л. Леонов

б) Пугачёв, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

в) Аммос Фёдорович, «Ревизор», Н.В. Гоголь

10. Какая героиня была на балу в белом платке с розовым поя­сом, в белых лайковых перчатках и в белых атласных баш­мачках?

а) Анна Андреевна

б) Ася Гагина

в) Варенька Б.

11. Какой герой часами сидел с сыном у микроскопа, исследуя микробов?

а) Андрей Ерин

б) Пётр Гринёв

в) Мишка Копылев

12. Где Н.Н. познакомился с Гагиными?

а) В Англии

б) В Германии

в) В России

13. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я.

Запрокинув лицо в небосвод.

а) С. Есенин «Край любимый»

в) М. Лермонтов «Кавказ»

14. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?

Я счастлив с вами, ущелья гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, вспоминая тот взор...

а) Н. Рубцов «Во время грозы»

б) Н.Заболоцкий «Я воспитан суровой природой»

в) М. Лермонтов «Кавказ»

15. Какая была фамилия у М. Горького?

а) Пешков

в) Горький

16. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

б) повествователя;

в) Петра Гринёва.

17. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былины;

б) Библии;

в) древнерусских летописей.

18. К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) сентиментализм;

б) реализм;

в) романтизм.

19. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) антитеза;

б) ретроспектива;

в) последовательность излагаемых событий.

20. Каков тип композиции рассказа «После бала»?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

21. Василий Тёркин:

а) историческая личность;

б) сказочный герой;

в) собирательный образ.

22. Какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии «Ревизор»?

б) сарказм;

Я понял одну нехитрую истину. Она в том,
чтобы делать чудеса своими руками.
А. Грин

«Сказка нужна не только детям, но и взрослым», — утверждал Константин Паустовский. Именно такую сказку сочинил А. Грин, искатель чудесного, бредящий морем и парусами, человек, о котором с первых шагов в литературе складывались легенды. Он написал феерию-сказку о том, что счастье — дело собственных рук человека, что мечту бесполезно ждать — ей нужно смело идти навстречу.

Алые паруса — сначала предстают перед нами как конкретный предмет — игрушка, сделанная для продажи Лонгреном, отцом главной героини Ассоль. Известный собиратель народных преданий Эгль, увидев в руках девочки удивительную игрушку — парусник с алыми парусами, сказал ей удивительную вещь: «Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе... Красивый принц посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом».

Сказочник заронил в душу юной Ассоль зернышко мечты о чуде. Среди бесцветных будней ее поддерживала вера в чудо, и ее чудо сбывается. Но Ассоль, с ее мечтой о принце и алых парусах живет в окружении злобных людей — жителей Каперны, абсолютно нечутких к прекрасному. Жители Каперны не рассказывали сказок, не пели песен, они думали только о повседневных делах. Ассоль тоже думает о хлебе насущном, но мечта приподнимает ее над будничной жизнью. Герои Грина отличаются от окружающих. Жители Каперны живут приземленно. А те, кто хотел жить иначе, иногда не выдерживали давления среды, ломались: так, стал пьяницей добрый угольщик, который благодаря Ассоль смог увидеть нежные росписи на прутьях старой угольной корзины. В мире несправедливости, в котором живут герои Грина, добро так же необычно, как алые паруса.

Основной конфликт «Алых парусов» — конфликт мечты Ассоль и действительности, возвышенной натуры с реальной жизнью. Образ паруса использовался в Литературе много раз. Парус словно зовет в неизвестные дали, где героя ждет прекрасное будущее, счастье. Но паруса обычно бывают из грубой парусины серого цвета, а здесь — алые и шелковые. Такие паруса можно сшить, но в жизни подобное расточительство встретится не часто. Это чудо, но рукотворное. Алые паруса — символ сбывшейся мечты, неизбежного торжества сил добра над силами зла. Мысленно обращаясь к дочери, Лонгрен думает: «Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых».

Алый цвет приобретает в произведении особый смысл. Красный цвет — цвет жизни. Алый цвет для героев А. Грина имеет символическое значение: он говорит о том, что можно достичь несбыточного, превратить сказку в реальность. Алые паруса — это дело рук самого человека. Капитан Грэй скажет замечательные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Алые паруса — это сказка, ставшая явью, чудо, так просто сделанное человеком для другого человека. Грэй нашел свое счастье, когда подарил Ассоль ее детскую мечту. Материал с сайта

Финал повести звучит как гимн мечте, как торжество духовного начала в человеке. Грин утверждает, что путь человека должен быть освящен большой заветной целью. Она придаст ему стойкость и благородство в борьбе с невзгодами жизни. Сказочные алые паруса приводят читателя к выводу, что высокое призвание человека в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Много поколений читателей с увлечением читают эту прекрасную сказку. И каждый раз Грин убеждает нас, что человек не может жить без высокой мечты, что в каждом сердце живут свои алые паруса. Они приближаются к берегу, ждущему их, и каждый миг исполняется много надежд, больших и маленьких.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • романтические сказки
  • алые паруса конфликты произведения
  • что поддерживало в ассоль мечту об алых парусах
  • сочинение по алым парусам на тему мечты сбываются
  • а.п.чехов читать повесть "алые паруса"

Цель урока: обозначить роль и значимость проведения нестандартных уроков литературы, их воздействие на повышение эффективности обучения и воспитания, развитие творческого самовыражения личности.

Задачи урока.

Расширить и углубить знания об особенностях произведений А.С. Грина, совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, находить ответы на поставленные вопросы; обобщать, делать выводы, формировать умение давать оценку героям и их поступкам, совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения.

Развивать устную речь, память, способность высказывать собственное мнение.

Воспитывать ответственность за свои поступки, чувство отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу.

Оборудование: портрет А. Грина, портреты героев произведения, фрагменты фильма “Алые паруса”, песня В. Ланцберга “Алые паруса”, распечатки заданий для работы в парах, белый парусник (оборотная сторона парусов красного цвета), на борту которого написаны слова Н. Тихонова: “… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа”,тексты стихов С.Наровчатова, Н.Матвеевой и Н.Варлей, биография А. Грина в картинках (презентация к уроку), Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

План урока

1. Музыкальное сопровождение (исполнение песни В.Ланцберга “Алые паруса”).

2. Вступительное слово учителя (биография А. Грина в картинках (презентация к уроку).

3. Словарная работа.

4. Беседа по произведению.(выполнение заданий).

5. Словесный портрет героев по воображению.

6. Просмотр видеосюжета из кинофильма “Алые паруса”.

7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса”, Н. Варлей “Ассоль” (муз.сопровождение Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

8. Беседа по вопросам.

9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса”.

10. Итог урока.

Ход урока

Организационный момент.

Урок начинается с исполнения творческой группой ребят песни “Алые паруса”.

Песня “Алые паруса” (фонограмма песни в аудиозаписи).

Звучат слова и музыка Владимира Ланцберга.

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном…

2. Вступительное слово учителя. (Биография А. Грина в картинках. Презентация к уроку).

Сегодня мы продолжаем работу над произведением А. Грина “Алые паруса”. Автор создал книгу о мечте, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей жизнью. На уроке подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения и вслед за ними пройдем путь к осуществлению их мечты. Сам А.Грин назвал свое произведение феерией (волшебное сказочное зрелище). Давайте подумаем и ответим на вопрос: “А что такое мечта? Нужна ли человеку мечта?”

3. Словарная работа. (На партах словарь С.И.Ожегова)

Вспомните, с каким словом соотнесено у Грина понятие “мечта”? (Мечта - Сказка - Чудо).

Что общего в этих понятиях? Как вы думаете, какое из этих слов однозначное и почему? (Чудо)

Мечта

1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

Сказка

1. Повествование, основанное на вымысле, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2. То же, что чудо.

Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

А какое из этих слов ближе вам и почему?

Анатоль Франс говорил некогда: “Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию”.

Как можно прокомментировать слова французского писателя, если их перенести на произведение А.Грина “Алые паруса?”.

Действительно, мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса.

4. Беседа по повести (работа на восприятие произведения).

1. Чем необычна повесть?

2. Каким проникнута настроением?

3. Какое оставляет впечатление после прочтения?

Задание: распределите отрывки из феерии “Алые паруса” в последовательном порядке (работа в группах), объясните ваш выбор.

Группам раздаются листы с напечатанными выдержками из разных частей отрывка.

4. А что означает для вас алый цвет? (Цвет мечты, чуда, любви). Три главные темы раскрыты в повести: чистой и светлой любви, воплощенной мечты, исполнившегося чуда)

Слово учителя:

Алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь - это символ отражения духовного мира Ассоль и Грея. Откроем для себя этот мир и пройдем тот путь к мечте и счастью, который прошли герои повести Ассоль и Грей. "Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

5. Словесный портрет героев по воображению. (Работа по вариантам)

Почему Лонгрена и Ассоль не любили в Каперне?

Какой была Ассоль для жителей Каперны? (Непохожей, странной, не такой, как они, но даже эти люди чувствовали, что она лучше их.)

Почему Ассоль не могла играть со своими сверстниками?

Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен, её отец, большой и сильный человек. Он учил её уметь любить, он рассказывал ей своеобразные фантастические истории о жизни и людях, поэтому голова её была полна чудесных снов. Она больше жила в мире мечты.)

Как росла Ассоль? (Она росла на сказках, гуляла по лесу, по берегу моря, дружила со зверями и птицами, с деревьями.)

Как относился к ней Лонгрен? (Он её любил. А люди из Каперны не умели любить.)

А что такое, по-вашему, любовь?

Ассоль умеет любить? (Да. Она жалеет людей. Любит всё живое на земле. В лесу она “чувствовала себя как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья…”. “Я иду, братцы, спешу, пустите меня, я вас узнаю всех, всех помню и почитаю…”)

А как в Каперне отнеслись к этой сказке?

Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя? (Защитили бы)

В повести есть такой герой, который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нём, как от рыцаре, защитнике слабых: 1) замазал краской раны Христа на картине; 2) чтобы пережить чужое страдание, он намеренно обварил себе руку; 3) подарил деньги Бетси от имени Робина Гуда.

Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество. Мечта. Странность, непохожесть. Стремление к чудесам. Ожидание чуда. Жажда приключений. Любовь к природе. Доброта и бескорыстность.)

Мечта в чудо и ожидание любви – вот основное в характере обоих героев.

Случайно ли они встретились в жизни? (И случайно, и не случайно. Они искали друг друга – две родственные души.)

Сама судьба их свела. Вспомните тревожное чувство Грэя накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром: “С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…”.

А что испытывала Ассоль в ночь перед встречей? (“Сна не было, как если бы она не засыпала совсем. Чувство новизны, радости и желания что-то сделать согревало её… Вдруг нечто, подобное отдалённому зову, всколыхнуло её внутри и вовне, и она как бы проснулась ещё раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло её.”)

Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место. (“Она вздрогнула,

Это говорит о родственности их душ. А почему Ассоль никому не рассказала о кольце? (Наученная горьким опытом жизни… Боялась вспугнуть счастье…)

Как она увидела алые паруса? Зачитайте это место. (“Она вздрогнула, откинулась, замерла; потом резко вскочила, с головокружительно падающим сердцем, вспыхнув неудержимыми слезами вдохновенного потрясения”.)

А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (С тревогой, злобным испугом; “змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины”)

Итак, Ассоль нашла своё счастье. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

6. Просмотр видеосюжета. (Фрагмент фильма “Алые паруса”)

1. Просмотрите видеофрагмент, в котором старик Эгль напророчил судьбу Ассоль. Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль? Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? (“Невольное ожидание прекрасного” увидел Эгль в лице девочки)

2. Что особенно выделяется в описании Ассоль? (“Темные, с оттенком грустного вопроса глаза”, “серьезные глаза, повеселев, просияли доверием”)

3. Почему Ассоль поверила в эту сказку? (“Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так”)

7. Анализ стихов Н.Матвеевой “Предсказание Эгля”, С.Наровчатова “Алые паруса” Н. Варлей “Ассоль”.

(После ответов ученица читает наизусть стихотворение Новеллы Матвеевой “Предсказание Эгля” .)

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.
В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.
Ты не верь земле, черствой и сухой, - верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит - больше правды в ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской - посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далеких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет,
И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,
Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!
Ступит на песок - радость на лице сильная, как боль, -
Скажет: “Добрый день!” Спросит он: “А где тут живет Ассоль?”

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри.
Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов - это за тобой.

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н.Матвеевой “Предсказание Эгля” - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

Слово учителя:

- "Алые паруса" Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.

На этом этапе урока мы попытаемся объединить всех тех, кто когда-либо вдохновлялся сказкой А.С.Грина. Замечательное любовное стихотворение Наровчатова Сергея , которое оставляет неизгладимый след в душе и сердце влюбленных людей. (Чтение стихотворения звучит под музыку Э.Грига,берем фрагмент “Утро” из первой сюиты к драме “Пер Гюнт”,сначала музыка звучит тихо, затем постепенно увеличивается громкость)

Алые паруса

Сказками я с дочкой провожаю
Каждый день вечернюю зарю:
Коням в стойлах гривы заплетаю,
Перстни красным девушкам дарю.

И от перьев пойманной жар-птицы
Обгорают пальцы у меня,
А звезда во лбу у царь-девицы
Светит ночью ярче света дня.

Но в глаза мне дочка смотрит прямо:
- Расскажи мне сказку поновей,
Сказку, что когда-то ты и мама
Полюбили в юности своей.

Ох, как не люблю я просьбы эти!...
Все ж придется рассказать. Изволь,
Ну, так вот. Жила-была на свете
Девочка по имени Ассоль.

Странная она была девчонка -
Только к морю направляла взгляд,
Принимая каждую лодчонку
За пунцовопарусный фрегат.

Платьишко - заплата на заплате.
Но упрямо сжат был дерзкий рот;
"Капитан приедет на фрегате,
И меня с собою заберет!".

Как жилось девчонке этой трудно,
Легче даже Золушке жилось!
Но уж как мечталось непробудно!
А в мечтах и радости и злость.

Злость к подругам, к мелочным соседям,
Для которых сказка - лишь обман,
Кто твердит: "Вовеки не приедет
Твой великолепный капитан".

Зависть не нуждалась и в ответе!..
Ветром принесло морскую соль,
И, ее вдохнувши, на рассвете
Выбежала на берег Ассоль.

Море ноги ей расцеловало,
А она, легко вбежав в прибой,
Даже чаек крик перекричала,
И ее услышал рулевой.

Брызги волн ей замочили юбку,
Холоден был утренний туман...
Но уже неслась навстречу шлюпка,
И стоял на шлюпке капитан.

У Ассоль спросил он только имя,
И тогда-то, ослепив глаза,
Сказка окаянная над ними
Алые взметнула паруса!

Так я дочку развлекаю к ночи...
Пусть про нас с усмешкой говорят,
Что от парусов остались клочья
И на камни наскочил фрегат.

А на этих клочьях только дыры,
Да и те, мол, выточила моль,
Что половиками для квартиры
Бросила их под ноги Ассоль.

Что, мол, капитан теперь в отставке,
Путь его - не впрямь, а наугад...
Дочка! Мы внесем свои поправки:
Люди ведь неправду говорят!

Дочка отвечает: - Что за толки!
Мы рассеем их за полчаса.
Я сама сумею без иголки,
Снова сшить такие паруса,

Что корабль сорвется сразу с мели,
Полетит в морскую синеву...-
Только бы мы вместе захотели
Эту сказку вспомнить наяву!

Наталья Варлей , советская и российская актриса театра и кино,так же вдохновилась произведением А.Грина “Алые паруса”, ее было написано стихотворение “Ассоль” . Вот что говорила Н.Варлей о себе: “ Мы, актеры, страшные зануды. Как бы ни сложилась актерская судьба, всегда найдем предлог, чтобы пожаловаться на нее. Я снялась в 61 фильме, все роли очень разные. Но после “Кавказской пленницы” ко мне очень долго относились как к циркачке. Эта роль была заслонкою, которая мешала многим режиссерам, а главное – зрителям разглядеть во мне актрису другого плана. Меня и в жизни стали ассоциировать с Ниной, хотя я совсем не похожа на свою“пленницу”, по характеру я скорее лирик, некая романтическая Ассоль. Но к имени Нина привыкла, горжусь и не обижаюсь. Лет в 9 я прочитала “Алые паруса” Александра Грина и навсегда влюбилась в этого автора, в книгу и её героев. Грин доказал, что нет на свете ничего более важного, чем “жизнь сердца”, души человеческой; что бескорыстие, честность, доброта, любовь наделяют человека могучей, всепобеждающей силой нравственного совершенства. Через несколько лет посмотрела фильм Александра Птушко “Алые паруса”. И облик Ассоли навсегда соединился в моём представлении с образом, созданным обаятельнейшей Анастасией Вертинской. И ещё одна встреча с Ассолью – это репродукция с выполненной пастелью портретной работы Юрия Масютина.

Художник изобразил загорелую девочку с высветленными южным солнышком волосами и не по-детски серьёзным взглядом больших синих глаз. Что в этом “блеске свежих глаз”: грусть, задумчивость, мечтательность? Её отроческая душа исполнена доверия к людям и миру. Её чувства легки, как перистые облака, которые высоко поднявшись в небо, никогда не предвещают бурь и ненастий. Всё, хорошее и плохое, в её жизни впереди. А пока девочка пленяет наивной прелестью детства и верой в осуществимость мечты. Она Ассоль по состоянию души. Всегда возле “глаз и души” Грина были любимые им крымские города – Феодосия, Гурзуф, Севастополь. Ведь в конце концов не так уж и важно, где человек появился на свет – в Вятке или в Саратове. Куда важнее, что есть у него на необъятной… земле такое место, с которым его связывает особое духовное родство, к которому он чувствует постоянное притяжение”.

Послушайте его,пожалуйста.. (Читает наизусть заранее подготовленный ученик)

Ассоль

Проходит жизнь, как сон, как боль.
Мечты сдаются и стареют.
И постаревшая Ассоль
Уходит, не дождавшись Грея.

Лишь отблеск алых парусов
Почудится в слезинке горькой,
Когда надломленная гордость
Опять откликнется на зов.

И вновь она вбежит в волну,
Раскинув жалобные руки,
Неотвратимый час разлуки
Как бы стараясь оттолкнуть...

Мгновенье счастием закружит,
Заставит верить терпеливо...
Пока сухая явь отлива
Надежды дно не обнажит...

И, обманувшись тишиной,
Миражным скрипом мачт и вёсел,
Простившись с морем и с собой,
Она уходит в ночь - без вёсен.

8. Беседа по вопросам

А что объединяет все эти стихи?

Какие герои встречаются в них?

С помощью каких средств выразительности показывает автор идею своего произведения?

Что характерно для мечты здесь? (Готовность действовать ради достижения,присущи чувства страстного желания, верит в ее реализацию, и верит, что он может ее осуществить, человек испытывает необходимость в осуществлении мечты)

Что было бы с главными героями, если бы у них не было мечты?

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:

1) Подобрать в тексте “ключевые” слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить “цепочки” ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует

9. Выполнение кроссворда по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)

1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)

2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)

3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)

4.Один из главных героев произведения. (Грэй)

5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)

6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

10. Итог урока.

Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига? (Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу).

Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

Вот что еще сказал известный русский писатель Даниил Гранин : “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.

Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.

Волшебная сила мечты (по повести-феерии А. Грина "Алые паруса").

Сочинение.

Все дети верят в сказки и чудеса, но немногим удается сохранить эту веру, вступая во взрослую жизнь. Погружаясь в повседневность, бытовые проблемы, они становятся скучными, мрачными, предсказуемыми обывателями.

Главная героиня повести А. Грина "Алые паруса" Ассоль - счастливое исключение из этого правила. Выросшая среди приземленных, озлобленных людей, она сумела не только противостоять их колкостям и обидным насмешкам, но и не усомниться в своей судьбе.

С раннего детства Ассоль любила слушать увлекательные истории о морских приключениях, которые рассказывал ей отец - бывалый моряк. Отправляясь в город неподалеку от Каперны, чтобы "снести товар" в лавку, она нередко погружалась в мир фантазий, беседуя с обитателями кораблей и домиков, которые мастерил Лонгрен. Во время одной из таких прогулок девочка повстречала бродячего сказочника Эгля, предсказавшего, что за ней приплывет принц из далекой страны на корабле с алыми парусами, и она станет принцессой.

С этого дня в душе Ассоль поселилось ожидание чуда - и оно было столь искренним, по-детски простодушным, что нашло отклик в окружающем пространстве.

В это время далеко от рыбацкого поселка в родовом замке рос романтичный и мечтательный мальчик, влюбленный в море и корабли. Будучи человеком целеустремленным, смелым и волевым, подросший Грэй решился оставить отчий дом, чтобы осуществить свою мечту. Еще юнгой он сумел добиться уважения и одобрения опытного экипажа. Быстро накапливая знания в области навигации и приобретая необходимые навыки, юноша в конце концов стал капитаном. Его сердце осталось открытым для чудес, поэтому, увидев на лесной поляне спящую Ассоль, а потом узнав ее историю и предсказание, он понял, насколько она дорога ему, и решил осуществить долгожданную сказку: "… когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя".

Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Сочинение «Мечта и реальность» по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"

Ассоль была бедной девушкой. Мать у нее умерла, и жила она с отцом. Их в городе никто на любил, особенно отца. Ее отец раньше был матросом, а когда вернулся, стал делать деревянные игрушки. Однажды Ассоль пошла в магазин, чтобы отдать игрушки отца продавцу, и заметила в корзине очень красивый кораблик с алыми парусами. Ассоль опустила его на воду, и вдруг его подхватило течение и понесло вперед. Ассоль помчалась за корабликом. Игрушка привела девушку к одному человеку, который представился волшебником. Он предсказал ей, что однажды к берегу Каперны приплывет прекрасный корабль с алыми парусами, на котором будет плыть прекрасный принц. Под прекрасную музыку от корабля отделится лодка. И прекрасный принц посадит ее на корабль, и она уедет навсегда в прекрасную страну. Ассоль была мечтательной девушкой и поверила в это предсказание. С тех пор в городе ее стали считать совсем сумасшедшей. Но Ассоль было все равно. Она жила этой мечтой. Она очень верила в то, что однажды за ней приплывет принц под алыми парусами. В то же время далеко от Ассоль родился Артур Грей. Он появился в богатой обеспеченной семье и мог бы жить спокойной уравновешенной жизнью, но он был не похож на своих родителей. Грей жаждал приключений и однажды сбежал из дома и поступил юнгой на корабль. Артур очень старался, практиковался и через определенный срок он из юнги стал капитаном на своем собственном корабле. Однажды он поехал со своим матросом на рыбалку. Грей там увидел спящую девушку. Она ему очень понравилась. Он снял со своего пальца самый дорогой красивый перстень и одел ей на палец. Затем он отправился вместе с матросом в близлежащий трактир. Там он узнал об Ассоль и предсказании. Ему захотелось его исполнить. В этой прекрасной сказке, как и во всех других, хорошая и счастливая концовка. Грей приплыл к Ассоль под алыми парусами, посадил ее на корабль, и они уплыли навсегда в прекрасную страну. Это произведение частично можно назвать сказкой. Во-первых, у Грина местность, которая не существует на карте, имена, которых нет на белом свете. А еще там, как и во всех сказках, счастливый конец. В этом произведении есть и еще один момент волшебства: то, что предсказание волшебника сбылось, хотя, когда он это говорил, он не подозревал, что именно так и будет. Ему просто хотелось сделать Ассоль приятно. Но, с другой стороны, тут говорится не о волшебстве. Ведь главные герои сами добились того, что предсказание волшебника исполнились. Суть этой сказки в том, что если очень верить и приложить усилия, все сбудется. Хотя это произведение скорее об идеализме, но я считаю, что в реальном мире это невозможно. И вообще, в этой сказке все очень просто, а в жизни – нет.

Торжество поэтической любви и возвышенной мечты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Сочинение.

Дети и взрослые всего мира знают и любят чудесную повесть-феерию А. Грина "Алые паруса". Только на русском языке она издавалась более ста раз. Почему же людей так привлекают подобные "выдумки" и "небылицы"?

"Алые паруса" - это повествование о возвышенной мечте и поэтической любви двух верящих в чудеса людей. В то же время, сам автор называет свое произведение феерией, повестью-сказкой, а значит, описанные в ней события никогда не могли произойти на самом деле. С этим мне никак не хочется соглашаться. Разве не могла жить на свете девушка со светлой поэтической душой, больше верящая в добро и любовь, чем в окружающие ее непонимание и серость? Разве не жил никогда любящий мечтать юноша, чье сердце с детства принадлежало морю, и разве не мог он, став взрослым, осуществить задуманное давным-давно? И разве не могли они встретиться: верящая в чудо и ищущий эту веру, ожидающая свою судьбу и сумевший сам стать судьбой - Ассоль и Грэй? Может быть, звали их по-другому. Может, Ассоль была дочерью не моряка, а лесоруба, а Грэй - не наследником знатного рода, а бродячим сказочником, как собиратель песен и легенд Эгль. Все это не имеет значения, когда есть люди, способные самоотверженно любить, самозабвенно мечтать и всем сердцем верить в чудо

Светлое и радостное чувство остается в душе, когда дочитываешь "Алые паруса". Взрослых это чувство возвращает в детство, а детей убеждает, что чудеса в их дальнейшей жизни зависят от них самих. Вот почему у этого произведения никогда не будет равнодушных и зевающих читателей.

Сказка о любви (по повести-феерии А. Грина "Алые паруса").

Сочинение.

Романтическая повесть "Алые паруса" - одно из лучших произведений Александра Грина. Путь к созданию этой повести был долгим. Автор неоднократно изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Он стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость. И достиг своей цели. Писатель изобразил "необычайные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное". "Алые паруса" - это сказка о поэтической любви, о всепобеждающей возвышенной мечте.

Жизнь героини повести, юной Ассоль, довольно несчастна: у нее не было подруг, дети избегали ее, а взрослые переносили на нее нелюбовь к ее отцу. Над девочкой смеялись и оскорбляли ее. Но добрый Лонгрен подбадривал дочку: "Э, Ассоль, - говорил он, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут". И он брал девочку на руки и крепко целовал. Под влиянием отца, который ее обожал, Ассоль создала себе некий мир грез, в котором все было прекрасно, все люди были добрыми и любили друг друга. И однажды в лесу, увлеченная игрой с игрушечным кораблем и придуманной ей самой историей, девочка случайно встретилась с незнакомцем, который представился "самым главным волшебником" и рассказал ей невероятную историю, о том, что ждет ее в будущем. "Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… Тогда ты увидишь храброго красивого принца… "Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство… И ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом". И девочка поверила загадочному волшебнику. И все последующие годы продолжала жить с этой верой и ждать, когда приедет за ней ее принц. Она ждала, не обращая внимания на смех, подтрунивания и издевки людей.

А в это время где-то далеко подрастал мальчик, мечтавший стать капитаном и еще не знавший, что ему суждено исполнить мечту всей жизни одной прекрасной девушки. Грэй также жил в своем прекрасном мире. Он мечтал о море, жил этой мечтой, которая для него составляла единственно возможное счастье, объединяющее в себе "опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесную неизвестность, мелькающую любовь, цветущую свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни..."

Так жили они долгих семь лет, жили каждый своей мечтой, не зная, что постепенно идут навстречу друг другу. И, конечно же, однажды наступил день, когда они встретились. Грэй увидел спящую в тени ветвей девушку, и "всё стронулось, все усмехнулось в нем". Она сразу же пленила сердце юноши, и, поддавшись своему чувству, он снял со своего пальца кольцо и осторожно надел его на мизинец Ассоль. Девушка ничего не почувствовала. Но, проснувшись и обнаружив на пальце кольцо, она уже не сомневалась, что оно принадлежит ее принцу. Между тем, Грэй случайно узнал о мечте девушки, и это подтолкнуло его к действию. С небывалым вдохновением взялся он за воплощение своей идеи - и через несколько дней прекрасный корабль с алыми парусами был готов принять на свой борт самую главную драгоценность.

Грэй воплотил в жизнь мечту Ассоль и добился своего собственного счастья. Он знал, что его счастье - эта прекрасная девушка, которая помогла ему понять истину. А истина эта заключается в том, "чтобы делать так называемые чудеса своими руками". Благодаря силе любви, искренней вере в свою мечту, соединились в одну судьбы двух людей, которые теперь навсегда сохранятся для них "в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь".

Мир мечтателей и мир обывателей в повести А. Грина "Алые паруса".

Сочинение.

Древние греки считали, что желание уже самостоятельно создает и творит. Силы желания, мечтания могут повернуть жизнь в новое русло и изменить самого человека. Александр Грин силой собственной мечты основал целый мир, в котором проживают храбрые, откровенные и чистосердечные мужчины, поэтичные и красивые женщины, где у моря расположены города с чудными названиями - Лисс, Зурбаган.

Грин знал силу мечты и силу любви. Все его рассказы о любви заканчиваются одной фразой - "Они жили долго и умерли в один день". Самое главное - встретиться, найти друг друга.

В повести-сказке Александра Грина "Алые паруса" отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал ее характер. А в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. Убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство прекрасного, она поверила в красивую сказку об алых парусах, рассказанную ей добрым человеком. Этот добрый, но несчастный человек, несомненно, желал ей добра, а обернулась его сказка страданиями для нее. И все же именно сказка помогла ей не опуститься в болото обывательской жизни.

Там, в этом болоте, жили люди, которым недоступна была мечта. Они готовы были издеваться над любым человеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как жили, думали и чувствовали они. Поэтому Ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее волшебной мечтой, они считали деревенской дурочкой. Мне кажется, эти люди были глубоко несчастны. Они ограниченно мыслили, чувствовали, сами желания их были ограниченными, но подсознательно они страдали от мысли, что им чего-то недостает. Это "что-то" не было пищей, кровом, хотя у многих даже это было не таким, как им бы хотелось, нет, это было духовной потребностью человека хоть изредка видеть прекрасное, соприкасаться с прекрасным. Мне кажется, что эту потребность в человеке нельзя вытравить ничем.

И не преступление их, а несчастье в том, что они настолько огрубели душой, что не научились видеть прекрасное в мыслях, в чувствах. Они видели только грязный мир, жили в этой реальности. Ассоль же жила в другом, выдуманном мире, непонятном и потому не принимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действительность. Это противоречие и сгубило Ассоль.

Это жизненный факт, наверное, пережитый самим писателем. Очень часто люди, не понимающие другого человека, может, даже великого и прекрасного, считают его дураком. Так им легче.

Ассоль повезло в том отношении, что ее нашел Грей. Тоже мечтатель по натуре, он все же не думал о чем-то неосуществимом. Его мечтания в богатой семье поддерживали. Ему было легче, чем Ассоль, несравненно легче, но все же он понял ее, понял ее неосуществимую мечту, от которой она не могла отказаться, понял тогда, когда даже родной отец не понимал свою дочь. А ведь ее отец был человек большой души, но и его засасывал и калечил омут обывательской жизни.

Маленькая Ассоль, отверженное дитя, воспитанная добрым и любящим отцом, живет уединенной жизнью. Ее отталкивают сверстники, недолюбливают взрослые, перенося на девочку нелюбовь к ее отцу. Однажды в лесу ее встречает странный человек, рассказывает сказку о корабле с алыми парусами, и с этой минуты судьба начинает свою работу. Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души. Девочка была готова к чуду - и чудо нашло ее.

Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль. Как грубый анекдот, рассказывают Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.

Как будто две струны зазвучали вместе… Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: "Я здесь! Вот я!" - и бросится бежать прямо по воде.

Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили "благоразумные" люди, становится могучей творящей силой.

Произведение Грина превосходно своим оптимизмом, непоколебимой верой в мечту, победой мечты над мещанской, обывательской средой. Превосходно тем, что вселяет надежду на жизнь в обществе людей, которые способны слышать и понимать друг друга. Ассоль, свыкшаяся с издевками и насмешками над собой, все-таки вылетела из того уродливого мира и уплыла к кораблю, доказав всем, что всякая мечта в состоянии воплотиться в жизнь, если сильно поверить в нее, не изменить ей, не усомниться в ней. И возможно, кто-нибудь от этого сделался намного лучше, благороднее, целомудреннее душою, кого в данной повести причислили к общественному "болоту" и кто вылезет из него для новейшей повести о воздушных замках.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...