Русь на пути к возрождению. Рабочий лист. Первобытная эпоха


Первобытная наскальная живопись выглядит как двухмерное изображение объекта. Техника передачи объема рисунка возникла только в эпоху Возрождения. Главным персонажем искусства палеолита являлся бизон, а также другие крупные животные. Найдено множество изображений носорогов, мамонтов и диких туров, а также разнообразные сцены охоты. Изображения растений и людей встречаются крайне редко, что говорит о культовом, а не эстетическом назначении рисунков. Самое удивительное, что, несмотря на свой солидный возраст, многие краски сохранили свою первозданную яркость.

Наскальная живопись достаточно разнообразна по технике исполнения. Пропорции, как правило, не соблюдались - огромный лев мог быть изображен рядом с крошечным горным козлом. Часто по рисункам можно судить о том, как выглядели например, мамонты. Движения на пещерных рисунках передавалось положением ног, поворотом головы или наклоном тела. Предполагается, что наскальные рисунки выполняли культовую функцию - животным поклонялись, их остерегались. Первобытные люди, вероятно, верили, что изображения животных защищают от злых сил и помогают во время охоты, от исхода которой зависело само существование племени. Часто на рисунках изображены копья, что по замыслу художника должно было принести удачу на охоте.

Многие племена до сих пор считают, что их род начался от какого-либо животного - орла, змеи или медведя. Помимо изображений животных встречаются не совсем понятные рисунки - геометрические фигуры различной формы и скопления цветных пятен и точек.

Наскальная живопись из-за своего обрядового значения часто расположена в труднодоступных участках пещер, на глубине сотен метров. Нанесение рисунков представляло своего рода обряд, при котором художник трудился при свете плошек, наполненных горящим жиром диких животных, или пучков мха и шерсти. Изображения выцарапывались камнем или наносились краской. Многие
пещеры с рисунками первобытных художников привлекают множество туристов и
ученых со всего мира. Так в Испании именуют
«Сикстинской капеллой» первобытного искусства. Наскальная живопись протянулась
здесь на 300 метров. Некоторые рисунки достигают двухметровой высоты.

Наскальная живопись палеолита

Зачастую художники этого периода использовали выступы скал при нанесении рисунков, что усиливало визуальный эффект. Использовались оксиды различных металлов и естественные красители, которые смешивали с жиром животных или водой. Наскальные изображения наносили при помощи пальцев или специальных
«кистей», сделанных из трубчатых костей животных. Иногда краситель просто
выдувался через трубку на влажную поверхность скалы, причем закрашивалось полностью все изображение.

Часто на скалах обнаруживают отпечатки рук доисторических людей. Древний художник прижимал руку к поверхности камня, а затем заливал ее краской. Такие же отпечатки характерны для искусства австралийских аборигенов, хотя этот континент находится в тысячах километров от Европы.

Пользовались древние художники и массивными каменными резцами для глубокой проработки контура. Такие каменные инструменты достаточно часто находят на стоянках древних людей. В эпоху среднего и позднего палеолита обработка становится более тщательной, появляются изображения на каменных плитках, бивнях и рогах животных. Возможно, рисунки наносились и на поверхность дерева, но до наших дней такие образцы не сохранились по понятным причинам. Искусство палеолита представлено во всех основных видах: скульптура, резьба по кости и камню, живопись, графика и барельефы.

Ежегодная Конференция

"Пардон, отчепятка, ибо торопыга: "стихи на школьных утренниках не декламировала". =)))".

"На индивидуальном опыте? Дайте-ка поразбрызгать мозгами... Уже давно не секрет то, что тогда в моем случае, минус - это преследование одиночеством, а плюс - в одиночестве я вполне хорошо себя ощущаю. =))) Супруг вот только не осознает, ему же подавай 200 кг. друзей". Притча. ::я::. откликается: "Отходя от общепризнанного соображения. -)". Миша Кордонский откликается: "Чтобы быть неформалом, не непременно красить челку и гонять байке (велике и т. п.). Некие неформалы имеют необычный внешний облик, а некие - нет. К примеру, ролевика (толкиениста) ты на улице ничуть не отличишь. Однако общее меж ВСЕМИ неформалами - это как раз необычное мышление. Неформал, -а, м. - человек имеющий свое соображение, не идущий за толпой. || Син. : индивидуал. // Автор: Андрей НеформаловНеформал, -а, м. (неформ. соц.) - 1. Член молодежного неформального общества; 2. Юноша, отличающийся необычной одеждой, прической, сленгом, предпочтениями в музыке, манерами поведения и т. п.. || Как ты начнешь одеваться, как «неформал», вести себя, как «неформал», исповедовать мировоззрение «неформальное» - ты станешь неформалом. Источник: «Словарь сленгов неформалов» ".

Акварелька спрашивает: "Кто знает историю ТАИС АФИНСКОЙ? ". Lora Ilina в полной убежденности, что: "Я знаю. А что, ты хочешь чтобы я её тебе пеесказала? ". Dmitrii Egorkin в полной убежденности, что: Rtr поясняет: Абсурд Солнечный любопытствует: "Кто-нибудь из Вас полагает законы шариата справедливыми". Некто A. откликается: "Недавно ознакомилась. Там не мало хорошего". Наташа Добрынина спрашивает: "Историки, посодействуйте, пожалуйста!!! Контрольная по истории (!10 класс!)". "Помогите ответить на вопросы (я вообщем в истории плоха(((): 1. Объясните, в чём состояли индивидуальности познания прошедшего в дописьменную эпоху?2. Назовите имена выдающихся историков античности. Укажите индивидуальности исторической науки на ранних стадиях её развития. В чём выражалось Ограниченность исторического познания в античную эпоху?3. Необходимо отметить то, что каким образом господствующее положение религии и церкви в духовной сфере Средневековья сказалось на содержании научных знаний?4. Почему увеличился энтузиазм к минувшему в этап Новейшего времени?5. Какие научные подходы и принципы исторического научные исследования были выработаны в 18 - 19 веках?6. В чём заключаются индивидуальности развития исторической науки в 20 веке?7. В чём состояли индивидуальности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эры господствовали аналогичные взоры? Какой же представлялась роль человека в истории?8. Укажите индивидуальности исторических взглядов эры Просвещения. Что являлось, по мнению учёных 18 века, движущие силы публичного развития?9. Как представлял исторический процесс Г. Гегель? Что он имел в виду под понятием "мировой дух"?10. Что принципиально новейшего в осознание вопроса о месте личности в истории внёс германский философ Кант?11. Какие подходы к периодизации общей истории существовали в исторической науке? Приведите примеры.12. Объясните, почему неважно какая периодизация исторического процесса условна. При каких переменах в публичном развитии правомерно разговаривать о наступлении новейшего периода мировой истории?13. Какие причины содействовали выделению человека из мира природы? Какую роль в ходе эволюции человека игралась межвидовая и внутривидовая борьба?14. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую процедуру они выполняли?15. Уже давно не секрет то, что какие перемены в хозяйственной деятельности человека дали основа разговаривать о неолитической революции?16. Укажите, в чём отличия федеральной власти от родоплеменного устройства.17. Укажите предпосылки беспомощности деспотических стран древности. Как долго было Древнеегипетское гос-во? В чём предпосылки его упадка? Посодействуйте! Это только маленькая элемент всего, что мне задали! Я выписала самое непростое для меня".

Поиски начала его человеком. первобытнообщинного строя.

Поиски начала - едва ли не самые трудные поиски, в которые пускает­ся пытливый человеческий ум. Лю­ бое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло - это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходов из од­ного состояния в другое. Оказывает­ся, что всякое начало относитель­ но, оно само является следствием долгого предшествующего разви­ тия, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода — итог длительного про цесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и об искусст ве. Когда, где и почему оно «нача­ лось» - точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в стро го определенный исторический мо мент - оно постепенно вырастало из не искусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусст­ ва находятся в более благоприят­ном положении, чем историки ис кусства слова, музыки и театра. Последние могут судить о первобыт­ных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих на­ родов, задержавшихся вплоть до XIX века и даже XX века на стадии первобытнообщинного строя.

Эти аналогии приблизительны: каким бы ни был архаическим обществен­ный строй народов, оттесненных с магистрального пути истории, все же протекшие тысячелетия не мог­ ли оставаться для них неподвиж­ ным временем без развития. Время само есть движение и развитие. И современное (то есть относящее­ ся к последним двум столетиям) искусство коренных австралийцев или африканцев все же совсем иное, чем у людей каменного ве­ ка. Это можно сказать с уверен­ ностью, потому что вещественные изобразительные памятники доисто­рических эпох сохранились. Еще в начале прошлого столетия их совсем не знали. Примерно с се­редины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной архео­ логии. Чуть не во всех концах зем­ ли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры неза­памятных времен: стоянки пещер­ ного человека, его каменные и кос­ тяные орудия труда и охоты. Почти сплошь изображения живот­ ных - олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не во­ дятся - длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, уже (нового каменного ве­ ка), стали изображать сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие ком­ позиции приблизительно датиру­ ются (большой точности здесь быть не может) VI - IV тысячелетиями до н. э. А самые ранние изображе­ ния, где преобладают «портреты» зверей, относятся к (древнему каменному веку), то есть были созданы сорок - два­ дцать тысяч лет тому назад. Подобные памятники не сконцент­ рированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу на­ шей планеты. Их находили в Испа­ нии (знаменитые пещеры Альтами- ры , которые один исследователь шу­ тя назвал «первобытной Сикстин­ ской капеллой»), во Франции (пе­ щеры Фон де Гом, Монтеспан и др.), в Сибири , на Дону (Костенки), в Италии , Англии, Германии, в Ал­ жире . Вплоть до недавно открытых и произведших сенсацию во всем мире гигантских многоцветных рос­ писей горного плато Тассили в Са харе , среди песков пустыни. Мож­ но думать, что еще много находок предстоит впереди. По данным современной науки, че­ ловек верхнего палеолита по своей физической конституции был вполне подобен современному че­ ловеку. Он владел членораздель­ ной речью и умел выделывать до­ вольно сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые кол­лективы жили охотой на круп­ ного зверя. Роды начинали объеди­ няться в племена, где возникал матриархальный уклад. Казалось бы, у этого примитив­ ного человеческого общества, кото­рое даже еще не возделывало зем­ лю и не приручало животных, не должно бы быть никакого искусст­ ва. Между тем оно было - доказа­тельства налицо. Значит, искусство, во всяком случае, - один из самых древних атрибутов человеческого существования. Оно старше, чем го­ сударство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотноше­ ний и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, кото­ рые складывались позже, в разви­ том и расчлененном человеческом коллективе; оно старше земледе­ лия, скотоводства и обработки ме­ таллов. Но тогда это искусство бы­ ло, вероятно, до крайности прими­ тивным? Не видя его и рассуждая отвлеченно, мы могли бы предпо­ ложить, что это были беспомощ­ ные каракули, вроде каракулей двухлетнего ребенка. Так ли это на самом деле? Рисунок на потолке Альтамир ской пещеры - одно из . Он относится к так называемому мадленскому периоду , то есть к концу эпохи верхнего па­ леолита , ему не менее двухсот ты­ сяч лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочета­ нии с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фи­ гура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропор­ций. Изображение не только контур­ ное, но и объемное: как осязате­ лен крутой хребет бизона и все вы­пуклости его массивного тела! Ри­ сунок полон жизни, в нем чувству­ ется трепет напрягающихся муску­ лов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисую­ щий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики пресле­дующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать современный художник-анималист. Предположение о «детских караку­ лях» первобытного человека реши­тельно не подтверждается. В конце концов, это не должно нас удив­ лять. Ведь в пределах своего обра за жизни, своих занятий, своего кругозора первобытный человек должен был быть великим масте­ ром - иначе как бы он смог высто­ять в условиях жесточайшей борь­ бы за существование, окруженный враждебными силами природы, сла­ бый, без когтей и клыков, почти безоружный? Некоторые способ­ности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, долж­ ны были развиться у него до само­ го изощренного умения. О тысячах вещей, сейчас доступных любому ребенку, он не имел никакого пред­ ставления, тысячи способностей были у него совершенно не развиты, зато те, которые были тогда жиз­ ненно необходимы,. - развиты на­много лучше, чем у современного цивилизованного человека. Разве современный человек смог бы охо­титься на свирепого носорога или мамонта с помощью кремневого копья? Разве современный человек обладает таким знанием, таким чутьем лесной, дикой, звериной жизни, такой ориентацией среди шорохов, следов, запахов леса? Навыками, жизненно необходимы­ ми человеку каменного века, были и навыки ручного труда - искус­ ных манипуляций руки. Если при­ смотреться к орудиям труда пе­ щерного жителя, хотя бы к его кос­ тяным иглам, то видно, какая это была утонченная и искусная рабо­ та: голыми руками, с помощью кремневых скребков, выточить тон­ кую, крепкую заостренную иглу да еще проделать в ней ушко. Рука та­ кого мастера была уже поистине мудрой: она прошла великую шко­ лу труда. Необходима была и острая наблю­дательность, развитая, правда, в уз­ ком, определенном направлении, - во всем, что касалось звериных по­вадок и привычек. Зверь был источ­ ником жизни, средоточием помыс­ лов, врагом и другом, жертвой и божеством….

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

Основные теории происхождения человека делятся на креационистские (человек был создан благодаря действиям высших сил) и эволюционные (человек произошёл от других форм жизни в результате эволюции).

В каждой религии существует свой креационистский миф. Например, в Библии написано, что мужчину Господь создал из глины и вдохнул в него дух, а женщину создал из ребра мужчины. Древнегреческий поэт Гесиод писал о 5 поколениях людей, которые боги последовательно создавали и уничтожали. Это поколения людей золотых, серебряных, медных и поколение героев. Согласно Гесиоду нынешнее поколение – железное.

Эволюционная теория возникла в XIX веке. Наибольший вклад в теорию эволюции видов живых существ внёс Ч. Дарвин, он же впервые обосновал происхождение и человека от других животных (от приматов).

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

Из мира природы первых предков человека стал выделять интеллект и использование специально изготовленных орудий труда. Но со временем главным фактором стало самосознание: человек мыслит себя отдельно от природы и свою личность отдельно от всего остального мира, это определяет всё его поведение, и именно это выделяет его среди всех остальных живых существ.

Существуют разные теории относительно того, что послужило толчком для начало бурной эволюции группы приматов, которая привела к появлению человека. По наиболее распространённой в результате климатических изменений среда обитания этой группы стала абсолютно другой в краткий промежуток времени: на месте лесов образовались саванны. Приматам пришлось приспосабливаться к новым условиям настолько быстро, что у эволюции не было времени сделать их сильнее, быстрее и т. д. Вместо этого они стали выживать за счёт своего ума и использования передних уже свободных от ходьбы конечностей. При этом в эволюции человека большую роль сыграли как межвидовая, так и внутривидовая борьба. В конкуренции с другими видами за еду и борьбе с хищниками вырабатывался интеллект и навыки изготовления орудий, потому больше человек ничего не мог противопоставить агрессивной внешней среде. Однако помогала этому и внутривидовая конкуренция. Видимо, партнёров для создания семей предки человека избирали не по силе или красоте, а по способности добыть больше еды для потомства, что снова требовало интеллекта и умения изготовлять орудия.

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

Эволюция большинства видов животных направлена на то, чтобы изменить тело животного в соответствии с условиями окружающей среды. Человек вместо этого эволюционировал так, чтобы создать средства приспособления к окружающей среде (орудия труда) собственными руками, а со временем и изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Например, эволюция изменяет зубы животных, чтобы они могли питаться новой пищей, человек вместо этого научился использовать огонь и смог обрабатывать пищу так, чтобы она стала подходить под его зубы. Таким образом, накопление знаний имело решающую роль в выживании человека как биологического вида, потому что только знания помогли изготовлять всё более сложные орудия труда, использовать огонь и другие приспособления и в итоге достичь современного уровня развития.

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предшественников людей.

Первые орудия труда найдены в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Непосредственным предшественником человека современного типа сегодня считают так называемого человека умелого (Homo habilis).

5. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

Расселение человека по планете начинается после отступления ледника. В Америке люди появились ок. 25 тыс. лет назад, а Австралии – ок. 20.

6. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

Наскальная живопись появилась уже у неандертальцев (жили в Европе уже 400-250 тыс. лет назад). Тогда же, видимо, возникли и религиозные представления (найдены захоронения, сделанные явно с использованием какого-то ритуала). Наскальная живопись, видимо, тоже была частью каких-то ритуалов. Например, некоторые из таких рисунков имеют связь с астрономическими явлениями. У человека современного типа наскальная живопись известна с эпохи мезолита (которая длилась с XX по IX-VIII т. до н.э.).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ РЕЛИГИИ

Религия и культура — это не две разные, хотя и родственные, сферы об-щества, а причина и следствие. Культура произошла от религии, но не на-оборот. В первобытные времена, когда еще только появилась наскальная жи-вопись, люди изображали животных не для эстетических целей — чтобы по-любоваться совершенством формы и красотой стиля, — а ради магических действий. Ни о каком искусстве речи не шло. Так продолжалось многие тысячелетия.

Только с появлением древневосточных империй и первых государств форма отделилась от содержания. Появились культовые постройки, кото-рые представляли эстетическую ценность прежде всего.

Когда актер изображает молитву на театральной сцене, он на самом деле думает не о Боге, а о том, какую позу принять, как наиболее ярко или кра-сиво изобразить религиозное действо. Напротив, верующий в храме, совер-шая молитву, ни о какой красоте не думает. Ему все равно, как он выглядит со стороны, красиво или правильно ли он встал. Для него главное — содер-жание молитвы — просьба, обращенная к Богу.

Таким образом, культура — вторичный продукт религиозной деятельно-сти, ее отчужденная форма. Искусство интересовали действие и форма сами по себе. Точно так же Г. Зиммель учил нас о том, что социологию интересу-ет прежде всего форма социального действия сама по себе — независимо от его содержания.

Предмет социологии — чистые формы социации (sociation). Социологи-ческий метод вычленяет, считает Зиммель, что «из явлений момент социа-ции... как грамматика отделяет чистые формы языка от соединения, в кото-ром живы эти формы. Чистая форма есть попросту отношение между инди-видами, рассматриваемое отдельно от тех объектов, которые выступают предметом их желаний. Подобно тому, как геометрия располагает и изме-ряет любые отношения в пространстве, социология изучает форму и траек-

тории социальных отношений, их рисунок безотносительно к эпохе, конк-ретному обществу, социальным группам и самим носителям. Это и позво-ляет отделить форму от содержания, выделить абстрактное общество как ре-зультат взаимодействия индивидов в противоположность реальному обще-ству, созданному живыми людьми во всем их многообразии и целостности интеллекта и чувств».

Культура и искусство — игровые формы религии, так сказать эстетичес-кая репрезентация религиозных действий и чувств на сценической площад-ке, художественном полотне или материале для скульптуры. Жертвоприно-шение на сцене и жертвоприношение в храме или на капище — две большие разницы. Второе действо относится к сфере серьезного и реального, пер-вое — к сфере игрового и символичес-кого. Символическое действо — это всегда процесс замещения, в котором содержание выпарилось, но осталась форма. И с ней можно совершать лю-бые сценические превращения: под-черкивать, выпячивать, оставлять глав-ное или купировать. С подлинным ри-туалом ничего подобного совершать нельзя — устоявшиеся веками правила его проведения никто из людей ме-нять не имеет права. Таким образом, режиссер в искусстве подобен учено-му-экспериментатору в науке — оба манипулируют формами явления.

Жрец совершает убийство на самом деле, актер изображает его «понарош-ку». У первого цель — умилостивить богов, у второго — вызвать эстетичес-кое сопереживание зрителя. При этом зритель должен любоваться красотой игры актера, а верующий — надеяться на реальный исход действий жреца, шамана или священника: спасение души, вызывание дождя, излечение боль-ного. В этом смысле театр — символический институт жертвоприношения. В реальном жертвоприношении есть тайна и страх, в театральном — красо-та и катарсис (очищение чувств, превращение низменных переживаний в возвышенные).

Игровая форма предполагает соучастие зрителя на основе сходства пере-живаний. Изображая религиозный экстаз, артист стремится вызвать похо-жие чувства у зрителя и тем самым настроить его на возвышенный лад. При-общение к возвышенному искусству формирует еще и функцию социали-зации — воспитание зрителя в нужном направлении. Но опять же разговор идет пока лишь о чувствах и переживаниях.

Следующий, третий, этап связан с разложением и анализом культурной формы на составляющие элементы, анализом и самого религиозного дей-ствия, его объекта, сущности и происхождения. Появляются методы позна-ния и наука. Античная философия строилась на религиозном фундаменте, когда философы отвлеклись от содержания и в качестве объекта анализа взяли религиозную форму, например поклонение божеству. На этом этапе отчуждения в ход идут не чувства, а разум и рассудок.

Таковы три этапа восхождения человечества от религии к искусству (куль-туре) и науке. Две последние ступени представляют собой результат действия

отчуждения, т.е. отделения формы от содержания и последующие манипу-ляции с ней — репрезентацию (искусство) в одном случае и анализ (наука) в другом.

Отчуждение, или отделение, формы от содержания — универсальный элемент человеческой деятельности, который мы можем наблюдать и в тра-диционном, и в индустриальном, и в постиндустриальном обществе. Рож-дение абстракционизма в начале XX в. — поздний пример отчуждения фор-мы от содержания. Абстракционизм в музыке появился после того, как ком-позиторы отклонились от тематической музыки Чайковского и начали экспериментировать с чистыми звуками. Абстракционизм Кандинского и Малевича также появился после того, как художники ушли от тематической живописи передвижников и начали экспериментировать с чистой формой и цветом.

ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ. Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Говорят о тысячах религиозных форм и видов, которые возникали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племен, наций, по-скольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурно-го целого лишь тогда, когда у нее появлялась система высших ценностей, не-прикасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать со-хранившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то общее число религиозных общ-ностей достигнет многих десятков тысяч. Одних только христианских дено-минаций насчитывается около 20 тыс.



Самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинные и ложные. Затем было выдвинуто несколько более научное деление — на естественные и религии откровения, которого придержива-лись многие богословы. Такая типология опирается на генетический прин-цип (принцип происхождения).

Под естественными религиями понимают стихийно и объективно возник-шие верования — прежде всего в первобытном обществе. Первобытные че-ловеческие коллективы, такие, как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совмест-ный культ. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. Со временем группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному призна-ку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К. послед-ним религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значи-тельная часть религий национальных, таких, как синтоизм или индуизм.

Напротив, религии откровения связаны с харизматической личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. Исто-рия знает многих таких основателей — Иисус, Будда, Мухаммед. Они появ-лялись довольно часто на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христиан-

ство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что отдельный человек буквально основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в дан-ной группе верований и культа.

Существуют и другие критерии для классификации религий:

♦ количество верующих и их удельный вес в общей численности населе-ния (статистический);

♦ ареал распространения (картографический);

♦ формы распространения: дискретные, т.е. разбросанные по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, т.е. распространенные ком-пактно по странам и континентам (христианство, ислам);

♦ правовой статус (религии, которые поддерживаются государством; ре-лигии, которые не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально);

♦ государственный статус (религии, имеющие статус государственных; религии, статус которых не закреплен государственными документа-ми; религии национальных меньшинств);

♦ уровень организации (жестко централизованные, не жестко централи-зованные, децентрализованные).

Религии также могут быть:

♦ политеистическими (большой пантеон богов) и монотеистическими (единобожие);

♦ урбанистическими (городскими и сельскими).

Первую научную попытку универсальной систематизации религий пред-принял Г. Гегель (1770—1831). Гегель рассматривает каждую религию как ступень самопознания абсолютного духа 14 . Он считал, что религия в своем саморазвитии проходит три основные стадии: естественной религии, рели-гии духовной индивидуальности, абсолютной религии. Каждая из стадий, в свою очередь, распадается на этапы, которыми становятся конкретные ве-роучения.

Первая стадия — естественная религия — распадается на несколько эта-пов. Первый из них — непосредственная религия — ознаменован силой колдовства, которой обладает сам человек, но в котором эта сила еще не выступает как сила духа и разума. Второй — раздвоение — выступает в са-мом себе — включает в себя религию меры (Китай), религию фантазии (брах-манизм), религию в-себе-бытия (буддизм). Третий — естественной рели-гии — переход к религии свободы — содержит в себе религию добра и света (Персия), религию страдания (Сирия) и религию загадки (Египет).

Вторая стадия религии — это религия духовной индивидуальности. На этой ступени развития Бог является: а) как единый безусловный субъект в рели-гии возвышенного (Иудея); б) как внутренняя необходимость в религии кра-соты (Греция); в) как внешняя необходимость или целесообразность (Рим).

Наконец, третья и последняя стадия — это абсолютная религия, религия безусловная и открывшая себя — христианство. Все религии различаются не по предикатам (признание единого Бога или его созидательной деятельно-сти) — это внешнее для характеристики религии, но по способам явления еди-ного, субстанционального, имманентного — идеи, которая есть активный, определяющий и различающий принцип. Этот подход позволяет философу выработать критерий развития религий по признаку соотношения в них: 1) объективного и субъективного (субстанция и самосознание); 2) бесконеч-ного и конечного; 3) духовного и природного; 4) сущности и явления.

Таким образом, Гегель разбил все религии на три класса (стадии) — табл. 6:

а) естественная религия (куда он включил магические культы, китайские
религии, индуизм, буддизм, а также зороастризм и религию древнего Египта);

б) религия духовной индивидуальности (иудаизм, религии древней Гре-
ции и древнего Рима);

в) абсолютная религия (христианство).

Таблица 6 Классификация религий по Г Гегелю

Религии Типы Характеристика
1. Религии природы 1. Чародейство 1 .Непосредственная религия
2. Религии субстанции: а) Китай; б)брахманизм; в) буддизм 2. Раздвоение сознания в самом себе: а) религия меры; б) религия фантазии; в) религия в-себе-бытия
3. Переходные от религии природы к религии свободы: а) религия Персии; б) религия Сирии; в) религия Египта 3. Борьба субъективности: а) религия добра или света; б) религия страдания; в) религия тайны
II. Религии духовной индивидуальности 1. Религия иудеев 1. Религия возвышенного
2. Религия греков 2. Религия красоты
3. Религия римлян 3. Религия целесообразности или разума
III. Христианство Абсолютная религия Идея и реальность совпадают

К сожалению, в его схеме не нашлось места для ислама, который логи-чески должен предшествовать христианству, как менее совершенная рели-гиозная форма, но хронологически следует за ним. Впрочем, не только для него. Дефицит эмпирических сведений для его теоретической схемы чув-ствуется на каждом шагу.

С тех пор минуло почти два века, и современные классификации грешат другой крайностью — в них избыток эмпирических фактов и недостаток мощных теоретических обобщений.

До сих пор в религиоведении не выработано общепринятой типологии. Предлагаются многочисленные варианты и схемы, каждая из которых опи-рается на тот или иной критерий, представляющийся авторам наиболее убе-дительным. Так, религии делят по их составу, теологическому содержанию (мифологические/догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искус-ству и многим-многим иным параметрам. К примеру, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:

монотеизм (единобожие);

политеизм (многобожие);

генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом);

атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саенто-логия);

супратеизмили «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический кос-мизм).

Религии также делят на «естественные» и «этические» (К.П. Тиле), «на-туральные» и «супранатуральные» (Э. фон Гартман), «религии природы», «религии нравственности» и «религии спасения» (Г. Зибек), народно-тра-диционные, дуалистические (акосмические) и пророческие (Седерблом), на «богооткровенные» и «небогооткровенные» и т.д.

Религии, кроме того, различают как по содержанию, так и по масштабам. Одни имеют разветвленную иерархическую структуру, как, например, Рим-ско-католическая церковь, другие, несмотря на свою массовость, не имеют единой иерархии. Таков, например, индуизм. Иногда религии носят локаль-ный характер и не выходят за пределы одной деревни. Между этими край-ностями располагается бесчисленное множество других типов религий, раз-личающихся способами передачи информации, степенью доступности и от-крытости, втом числе мистической или миссионерской направленностью 16 .

Из всего многообразия религиозных учений выделяют так называемые религии спасения. В них земная человеческая жизнь рисуется лежащей во зле, а главной задачей человека объявляется выход из-под власти этого мира и спасение от зла. По способу и направлению спасительного исхода рели-гии спасения делятся на религии аскетизма и религии эскапизма. Первые видят спасение в потустороннем мире, вторые — в особом состоянии сво-боды от какого бы то ни было бытия. Религии эскапизма — это учения, со-гласно которым наличное бытие принципиально не может принести чело-веку ничего хорошего, а иного бытия нет. Освобождение в разных религиях получало наименование нирваны, апатии, атараксии и др.

В качестве критерия может выступать гносеологическая ориентация. Некоторые религии, такие, как джайнизм и буддизм, придают наибольшее значение познанию внутреннего: они заняты поисками истины внутри тела и оперируют понятиями просветления, покоя, пустоты. Их принято назы-вать интровертными. Другие религии — экстравертные — сосредоточивают внимание на том, что находится вне тела, и наивысшей ценностью полага-ют общение между людьми и единение с Богом. К ним относятся иудаизм, христианство, ислам. Важно подчеркнуть, что экстравертным системам присущи черты интровертных и наоборот, а также то, что обе системы при-знают реальность зла и греха".

В последнее время религии нередко подразделяют на «ортодоксальные» и «ортопраксические». Термины эти происходят от слов «ортос» (верный, правильный), «докса» (мнение) и «праксис» (практика). Подразделяя рели-гии на ортодоксальные и ортопраксические, исследователи имеют в виду прежде всего присущую им тенденцию — доктринальную или деятельную. Каждая религия включает в себя как доктринальные вопросы — символы, понятия, богословские системы, так и вопросы, имеющие прямое отноше-ние к деятельности, — ритуалы, право, регламентация жизни, своеобразный подход к труду, творчеству. Примером ортодоксальной религии служит христианство, ибо придает наибольшее значение вере. Напротив, иудаизм и ислам обычно рассматриваются как ортопраксические, поскольку особое значение придают праву, регулированию жизни, практике, сверяя свои дей-ствия с законом.

Можно также говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобыт-ных и родоплеменных, национальных и мировых, религиях естественных и религиях откровения. Мертвые религии — это те, которые когда-то суще-ствовали, но со временем исчезли. Не-которые из них оставили после себя память в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде ре-лигиозной литературы, легенд, мифов и т.д. Живые религии — это ныне су-ществующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение оп-ределенных групп людей, а также появившиеся в последние десятилетия нетрадиционные религиозные объединения.

По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откро-вения, народные и личностные религии. По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутвер-ждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (соте-риологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагмати-ческое (религии процветания). При генеалогическом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Соглас-но этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джай-низм, буддизм, сикхизм как религии Юго-Восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии и т.п. Самая распространенная и самая простая типология полагает основным критерием классификации религий их распространенность. По этому осно-ванию все религии разделяются на три типа:

а) родоплеменные (наиболее примитивные религии человеческих коллек-
тивов, находящихся на низших ступенях цивилизации);

б) национальные (национально-государственные), не выходящие за пре-
делы отдельных наций (народов) и составляющие главное основание их
национальной идентичности и культурной специфичности (например,
иудаизм, индуизм, синтоизм);

в) мировые религии, не признающие земных границ и претендующие на
глобальный статус (христианство, ислам, буддизм).

Ее модификацией является классификация с учетом исторических эта-пов развития этносов: родоплеменные религии (архаические), народонацио-нальные, мировые.

Географический способ классификации религий — один из самых рас-пространенных в религиоведческой литературе. Все вероучения сгруппиро-ваны по месту их возникновения и первичного распространения. На этом основании, в частности, описание буддизма разделено на буддизм тхерава-ды, зародившийся и распространившийся преимущественно в Южной Азии, и буддизм махаяны, зародившийся и распространившийся преимуществен-но на Дальнем Востоке.

Друиды — кельтские священники

Географический принцип можно без особых проблем применить почти для всех групп религий, за исключением религий Запада. Религиозная жизнь Запада довольно четко разделена на два этапа — господства языческих уче-ний Средиземноморья, Древней Европы и Ближнего Востока и господства авраамистических религий. К авраамистическим религиям относятся все учения, апеллирующие к авторитету Библии и оперирующие библейскими идеями и образами, поэтому мы не должны удивляться тому, что рядом с христианством и исламом стоят гностицизм, деизм и сатанизм: все эти ре-лигии возводят истоки своих вероучений к Библии и активно пользуются библейским материалом. Особую группу составляют секулярные учения религиозного характера, которые с полным основанием можно было бы отнести к вероучениям Запада.

По вероучительным признакам религии делят на национальные и миро-вые. Тогда в одну группу попадают, например, иудаизм и синтоизм, а в дру-гую — буддизм и ислам.

Мир религий чрезвычайно обширен и разнообразен. Они различаются между собой по возрасту, распространенности, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование

целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, ка-кие-то исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богослов-скую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жестких природных условиях. Некоторые религии ведут к вы-сокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые — толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позво-ляют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии при-зывают к самоубийству, иные — пред-полагают достижение бессмертия. Они конкурируют друг с другом за души лю-дей. Последователи разных религий всевозможными способами борются друг с другом за господство. Религии объявляют друг друга ложными, вред-ными и преступными учениями. Они поглощают друг друга и распадаются на течения.

Если мировая карта религий напоминает мозаику, то их развитие похо-дит скорее на беспорядочное броуновское движение, чем на хорошо орга-низованное поступательное восхождение от высшего к низшему или от худ-шего к лучшему. Ренессанс и возрождение языческой античности на исхо-де средневековья неожиданно сменяется Реформацией и борьбой за чистоту религиозных идеалов. Просвещение и торжество рационализма уступает место в XIX в. увлечению мистицизмом и спиритуализмом. Наступление атеизма в одних странах разворачивается с его масштабным отступлением в других. Секуляризация освобождает место для нового всплеска религиозно-сти. Современный этап европейской истории — это переменные успехи в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и вне-запное исчезновение. Религиозные процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга, меняя направление без всякой видимой логики и стро-гой последовательности.

В учебниках по обществознанию и религиоведению можно встретить еще одну достаточно универсальную и удобную классификацию религий.

1. Исторические типы:

а) архаичные (древние) религии:

♦ тотемизм — вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъ-
естественной силой;

♦ фетишизм — поклонение фетишу, неодушевленному предмету, наде-
ляемому сверхъестественной силой;

♦ анимизм — вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне
с людьми;

б) современные религии:

♦ теистические — вера в богов (христианство, иудаизм, ислам);

♦ этические — вера в нравственные идеалы связи с Вселенной (буддизм,
даосизм, конфуцианство).

2. По количеству богов:

♦ политеистические — вера в нескольких богов;

♦ монотеистические — вера в одного единственного бога.

3. По степени распространения на планете:

« мировые — буддизм, христианство, ислам;

« локальные (национальные) — иудаизм, конфуцианство, синтоизм.

В табл. 7 представлена современная классификация религий.

Таблица 7 Современная классификация религий

Типы религий Основные направления Время появления Краткая характеристика
Племенные Анимизм В эпоху верхнего палеолита XXXV —Xтыс. до н.э. Культ на основе веры в одушевление жи-вой и неживой природы
Тотемизм Культ на основе веры в сверхъестест-венные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана
Фетишизм Культ на основе веры в сверхъестест-венные свойства неодушевленных пред-метов
Магия Вера в способность сверхъестествен-ным образом воздействовать на приро-ду и других людей
Национальные Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др. 1 тыс. до н.э. Религии привязаны к определенному ареалу, чаще всего являются государственными
Мировые Буддизм: хинаяна махаяна дзен-буддизм ламаизм VI — Vbb. до н.э. VI — V вв. до н.э. 1 в. н.э. VII в. н.э. VI в. н.э. Религия спасения, отрицающая мир
Христианство: католицизм православие протестантизм 1 — III вв. н.э. 1 — III вв. н.э. 1 — III вв. н.э. XVI в. Положительная религия спасения
Sis Sua VII в. Религия нравственности
Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...