Семья болконских лысые горы. III. Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые Горы»


Марина ОХЛОПКОВА

Марина Юрьевна ОХЛОПКОВА (1971) - учитель русского языка и литературы. Живёт в г. Дубна Московской области.

Путь духовных исканий князя Андрея

Карточки-задания для повторения к выпускному экзамену в 11-м классе

Многие педагоги (и со страниц «Литературы» в том числе) говорят о том, что в последнее время появилась опасная тенденция - “знать” литературу, не читая художественных произведений. Что скрывать, и у меня были (а может быть, и есть) ученики, имеющие хорошие оценки по литературе и признававшиеся (после окончания школы), что они прочитали далеко не все программные произведения. Сразу оговорюсь: речь сейчас не о причинах “нечитания”. Как сделать так, чтобы ученик прочитал текст, попытался осознать его и сделал вывод из прочитанного, чтобы он не отсиживался на уроке, старательно пряча глаза, а всё-таки принял участие в обсуждении того или иного вопроса? Думается, что следует давать небольшие понятные, посильные индивидуальные задания, выполняя которые нужно внимательно читать и анализировать текст произведения. Задания могут быть оформлены в виде карточек для индивидуальной работы. Вот, например, как строится работа по ставшей уже традиционной теме «Путь духовных исканий князя Андрея Болконского».

1. К уроку на эту тему даётся задание всему классу перечитать определённые главы, связанные с жизнью князя Андрея.

2. Некоторые ученики получают задание-карточку.

3. На уроке они отвечают на предложенные им в карточке вопросы, зачитывают продуманный дома вывод, класс дополняет их выступление, корректирует вывод, который потом всеми записывается в тетрадь. Таким образом, у нас получается своеобразный план по данной теме.

Возможно, такая форма работы несовершенна. Можно, наверное, упрекнуть меня в том, что ученик будет знать только “свой” вопрос. Для того чтобы этого не произошло, я и прошу предварительно прочитать все главы, относящиеся в данной теме, а потом записать каждый вывод.

Хотелось бы, чтобы другие учителя поделились опытом, как они добиваются того, чтобы ученики читали именно художественный текст, а не “краткие пересказы”.

В ходе повторения тех или иных тем по роману Льва Толстого «Война и мир» учащимся предлагается перечитать определённые главы, в данном случае необходимые для указанной темы.

Чтобы им было легче ориентироваться в большом по объёму произведении, даём им индивидуальные карточки-задания, в которых содержатся вопросы, ориентирующие их на работу с текстом романа (указываются главы).

На уроке идёт обсуждение ответов учащихся, их суждений и выводов. В совокупности вопросы, данные в карточках, представляют собой примерный план для написания сочинений по теме.

№ 1. Князь Андрей у Шерер (т. 1, ч. 1, гл. 3–5)

1. Выпишите словосочетания, которые передают настроение князя Андрея.

(“Усталый, скучающий взгляд”; “все бывшие в гостиной надоели ему”; “смотреть на них и слушать их было очень скучно”.)

2. Найдите, какое выражение лица было у князя Андрея, когда он обращался к гостям Шерер, к жене и к Пьеру (гримаса - “неожиданно-добрая и приятная улыбка”) . Как вы думаете, почему улыбка князя при обращении к Пьеру была “неожиданно - добрая”?

3. Почему во время спора Пьера с виконтом князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку?

4. Почему разговор о Наполеоне, который ведут гости и который потом продолжит Пьер, князю Андрею не интересен? Разве он втайне не мечтал повторить путь Наполеона?

(“Не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами”; понимал, что среди гостей только Пьер говорит искренне - “Нельзя… везде говорить то, что только думаешь”.)

5. Эпизод отъезда гостей. Почему, когда Ипполит пытался ухаживать за Лизой, “у князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным”? Обратите внимание на его тон, когда он обращается к Ипполиту и к Пьеру.

(“Сухо-неприятно обратился” - “ласково и нежно проговорил”.)

6. Сделайте вывод. Как ведёт себя князь Андрей у Шерер и почему?

№ 2. Взаимоотношения князя Андрея с женой (т. 1, ч. 1, гл. 3, 6, 25)

1. Выпишите цитаты, характеризующие отношения князя Андрея с женой у Шерер и дома (т. 1, ч. 1, гл. 3, 6). Как маленькая княгиня обращалась к мужу? О каких отношениях между супругами свидетельствуют выписанные вами цитаты?

(Андрей: холодная учтивость, “медленно проговорил”, “сухо сказал”, “учтиво, как у посторонней, целуя руку”; Лиза: говорила дома, так же, как и в гостях, по-французски; “тоном, каким она обращалась и к посторонним”, “капризно-игривый тон, каким она говорила с Ипполитом в гостиной и который так, очевидно, не шёл к семейному кружку”.)

2. Как характеризует отношения невестки и сына старый князь (гл. 25)?

(“Плохо дело, а?.. Да нечего делать, дружок… они все такие, не разженишься. Ты не бойся, никому не скажу, а ты сам знаешь”.)

3. Как характеризует отношения с женой сам князь Андрей в разговоре с сестрой (гл. 25)? Почему некоторые слова выделены курсивом?

(“…Я ни в чём не могу упрекнуть мою жену , не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чём себя не могу упрекнуть к ней… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”)

4. Что говорит о своей женитьбе князь Андрей Пьеру (гл. 6)?

(“Никогда, никогда не женись, мой друг… А то пропадёт всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам…”)

5. Почему князь Андрей идёт на войну (те причины, о которых он говорит Пьеру)?

(“Эта жизнь [то есть гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество], которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!”; он незаурядный человек и знает это; способен на большее, чем растрачивать свою жизнь по мелочам.)

6. Сделайте вывод. Каковы отношения князя Андрея с женой? Почему они оба несчастны?

№ 3. Князь Андрей в армии

1. Как внешне изменился князь Андрей, находясь в армии (т. 1, ч. 2, гл. 3)? Почему?

(“Не было заметно прежнего притворства, усталости и лени”; нет времени думать, какое впечатление производит на окружающих; довольство собой и окружающими.)

2. Отношение к нему Кутузова и товарищей-сослуживцев (гл. 3).

(Кутузов: отличал, давал более серьёзные поручения; “Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчинённого” - из письма к отцу Андрея. Отношения сослуживцев: одни - слушали, восхищались, подражали; другие - считали надутым, холодным, неприятным.)

3. Отношение князя Андрея к делу. Почему так рассердился он на глупую шутку Жеркова?

(Полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела.)

4. Тайные мечты князя Андрея - главная причина того, что он на войне (т. 1, ч. 3, гл. 12).

(“…Хочу славы, хочу быть известным людям”.)

5. Подвиг князя Андрея (гл. 16). Прокомментируйте выделенные слова: “Но прежде чем он [Кутузов] договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слёзы стыда и злобы , подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени… «Вот оно!» - думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль , очевидно направленных именно против него”. Почему он испытывал такие, казалось бы, противоречивые чувства: стыд, злобу, наслаждение?

6. Сделайте вывод. Почему переменился князь Андрей, находясь в армии, и в чём истинные причины того, что он оказался на войне?

№ 4. Значение образа Тушина для понимания смысла идейных исканий князя Андрея

1. Первая встреча с Тушиным (т. 1, ч. 2, гл. 15). Каким предстаёт перед князем Андреем Тушин? (Выпишите цитаты.)

(Маленький, грязный, худой, без сапог, комическая фигурка - большие, умные, добрые глаза; “что-то особенное, совершенно не военное… чрезвычайно привлекательное…”)

2. Вторая встреча с Тушиным на батарее (т. 1, ч. 2, гл. 20). Какие чувства испытывал Тушин во время боя?

(“Детская радость”; “становилось всё веселее и веселее”; “не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха”; “состояние, похожее на… бред или состояние пьяного человека”.)

Какие детали выделяет Толстой во внешности Тушина?

(“Маленький человек”; “слабые, неловкие движения”; “маленькая ручка”; “слабый, тоненький, нерешительный голосок”.)

Каким он сам представлял себя?

(“Огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра”.)

Почему чопорный и брезгливый со многими князь Андрей, уезжая с батареи, протягивает Тушину руку?

3. Третья встреча с Тушиным в штабе (гл. 22).

Как выглядел Тушин?

(Сконфуженный, споткнулся о древко знамени; “дрожащая нижняя челюсть”; боязнь “грозного начальства”; “как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору”.)

4. Почему Толстой наделил Тушина такой “негеройской” внешностью?

6. Сделайте вывод. Каким рисует Толстой капитана Тушина и какое значение имеет этот образ для понимания смысла нравственных исканий князя Андрея?

№ 5. Ранение князя Андрея. Разочарование в прежних мечтах

1. Ранение в бою. Небо Аустерлица. Какое оно?

(“Неизмеримо высокое… бесконечное”; тихое, спокойное и торжественное.)

Что привлекло князя Андрея в нём?

(Люди на его фоне кажутся маленькими со своими мелочными заботами - “с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист”; “всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба”.)

2. “Встреча” с Наполеоном после ранения на поле боя (ч. 3, гл. 19)?

Каково прежнее отношение князя Андрея к Наполеону (ч. 2, гл. 10)?

(“Он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя”; “Что за необычайная гениальность!.. И что за счастье этому человеку”.)

3. Как он теперь относится к своему герою и почему?

(Его слова как “жужжание мухи”, “маленький, ничтожный человек”; он “так иначе понимал её [жизнь] теперь” - изменился взгляд на цель в жизни.)

4. “Встреча” с Наполеоном в госпитале (гл. 19).

Почему князь Андрей не ответил на вопрос Наполеона?

(“Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он не мог отвечать ему”.)

Обратите внимание на эпитеты, характеризующие Наполеона и интересы его.

(Интересы - ничтожны, герой - мелочен, тщеславие - мелкое.)

5. Почему мечты о славе теперь кажутся князю Андрею ничтожными? Какой он теперь видит свою жизнь?

(Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь, “которой никто не мог понять значения”, ничтожна и сама смерть, “смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих”; “Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах”.)

6. Сделайте вывод о том, как изменилось представление князя Андрея о смысле человеческой жизни и что послужило причиной этого изменения.

№ 6. Князь Андрей в Лысых Горах

1. Встреча с Пьером. Перемены в князе Андрее глазами Пьера (т. 2, ч. 2, гл. 11).

(“Взгляд… потухший, мёртвый”; “сосредоточенность и убитость”; “долгое сосредоточение на чём-то одном”.)

2. Что говорит князь Андрей о переменах в своих взглядах на жизнь?

(“…Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чём больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым”; “жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызение совести и болезнь), вот вся моя мудрость теперь”; “Я жил для славы… для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя”.)

3. Что понимал под “жить для одного себя” князь Андрей? Чем он занимался (т. 2, ч. 2, гл. 8; т. 2, ч. 3, гл. 1)?

(“…Твёрдо решил не служить; и когда началась война и все должны были служить… принял должность под начальством своего отца по сбору ополчения”; “строился” в Богучарово; усердно следил за “внешними событиями мира”, “занимался критическим разбором… двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений”.)

4. Взгляд князя Андрея на крестьян, на крепостное право. Его практические шаги в этом направлении (т. 2, ч. 3, гл. 11; т. 2, ч. 3, гл. 1).

(“…Физический труд для него (мужика) есть такая же необходимость… как для… меня труд умственный”; “не нужно лишать его животного счастья”; освобождение нужно не для мужиков, а для тех людей, “которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить право и неправо”; 300 человек перевёл в вольные хлебопашцы, заменил барщину оброком, учёная бабка для помощи родильницам, священник за жалованье обучал грамоте детей.)

5. Разговор с Пьером на пароме. Почему свидание с Пьером для князя Андрея “было эпохой, с которой началась… во внутреннем мире его новая жизнь” (гл. 7)?

(Пьер: “Надо жить, надо любить, надо верить”.)

№ 7. Ночь в Отрадном

1. Первая встреча со старым дубом. Какие детали в описании дуба выделяет Толстой (т. 2, ч. 3, гл. 1)?

(Обломанные сучки и кора; заросший старыми болячками; неуклюже и несимметрично растопыренные руки и пальцы; старый, сердитый, презрительный урод - а вокруг улыбающиеся берёзы.)

Почему дуб привлёк внимание князя Андрея?

(“Дуб, с которым мы были согласны”.)

2. Первая встреча с Наташей.

(“Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая… девушка…”)

Почему, когда князь Андрей увидел счастливую девушку, “ему вдруг стало отчего-то больно” (гл. 2)?

3. Князь Андрей становится нечаянным слушателем ночного разговора Наташи и Сони. Почему после, казалось бы, незначительного, не относящегося к князю Андрею эпизода “в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” (гл. 2)?

4. Вторая встреча с дубом. Что изменилось (гл. 3)?

(“Весь преображённый”; “сочная, тёмная зелень”; “дуб… млел, чуть колыхаясь в лучах солнца”…)

Какое значение для понимания того, что происходит с князем Андреем, имеет образ дуба?

5. Прокомментируйте фразу: “Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, и луна…” Что объединяет эти события и почему эти минуты названы лучшими в жизни?

6. Сделайте вывод. Как князь Андрей решил изменить свою жизнь? Какие события и почему именно эти, незначительные на первый взгляд события повлияли на решение князя?

(“…Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех отражалась она и чтобы все они жили со мной вместе”.)

№ 8. Князь Андрей на государственной службе. Общение со Сперанским

1. Какие чувства испытывал князья Андрей, вновь появившись в свете (т. 2, ч. 3, гл. 5)?

(“Подобно тому, какое он испытывал накануне сражения”.)

2. Что поразило князя Андрея во внешности Сперанского (гл. 5)?

(Спокойствие; “самоуверенность неловких и тупых движений”; “твёрдый и мягкий взгляд”; “твёрдость ничего не значащей улыбки”; “нежная белизна лица”; “необыкновенно пухлые, нежные и белые руки.)

Чем увлечение Сперанским у князя Андрея похоже на увлечение Наполеоном?

(“Недавно ничтожный семинарист”, “теперь в руках своих имевший судьбу России”.)

3. Что не нравилось ему в Сперанском (гл. 6)?

(“Холодный, зеркальный, не пропускающий себе в душу взгляд”; “белая, нежная рука”; “слишком большое презрение к людям”…)

4. Чем он занимался на службе? Как и почему именно так стал относиться к своей службе князь Андрей после бала (гл. 18)?

(“Ему стало удивительно, как мог он так долго заниматься такой праздной работой”.)

5. Сделайте вывод. Почему сначала князь Андрей уезжает из деревни, чтобы “принять деятельное участие в жизни”, а потом разочаровывается в государственной службе?

№ 9. Отношения с Наташей Ростовой

1. Чем Наташа привлекла внимание князя Андрея?

Первая встреча в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. 2).

Знакомство на балу (т. 2, ч. 3, гл. 18).

Первый визит к Ростовым (т. 2, ч. 3, гл. 19).

(“…Чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей”.)

2. Как после встречи с Наташей изменился внешне князь Андрей, изменилось его отношение к жизни (гл. 19, гл. 22)?

(“Сияющее, восторженное и обновлённое к жизни лицо”; “в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее”; “надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым”...)

3. Как отнеслись к условию отца (отложить свадьбу на год) князь Андрей и Наташа? Как вы думаете, можно ли было предвидеть, что Наташа и князь Андрей не будут вместе?

4. Отказ Наташи от предложения князя (т. 2, ч. 5, гл. 21).

Как князь Андрей ведёт себя после известия об отказе Наташи? Сделайте вывод о его чувствах.

5. Сделайте вывод. Как повлияли на князя Андрея отношения с Наташей?

№ 10. Князь Андрей на войне 1812 года

1. Почему князь Андрей не попросил разрешения остаться при особе государя, а попросил позволения служить в армии? Что он думает сейчас о движущей силе сражения (т. 3, ч. 1, гл. 11)?

(Раньше князь Андрей думал, что исход сражения зависит от способностей полководца; сейчас он считает, что главной движущей силой является “дух войска”: “Заслуга в успехе военного дела зависит не от них (полководцев), а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!”)

2. Как относятся солдаты к князю Андрею и как князь Андрей относится к простым людям (т. 3, ч. 2, гл. 5)?

(“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили”. Но в то же время он отказывается от купания в пруду с солдатами и офицерами своего полка, не в силах подавить “самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде”.)

3. Свидание с Пьером накануне сражения. Почему князь Андрей уверен в победе (т. 3, ч. 2, гл. 25)?

(“...Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть”; “для меня назавтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться... и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит... что бы там ни было, мы выиграем сражение завтра. Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа... а от того чувства, которое есть во мне... в каждом солдате”. Это то чувство, которое Толстой называл “скрытой волной патриотизма”.)

4. Сделайте вывод. Что думает князь Андрей о движущей силе сражения, как понимает теперь свою службу, как относится к простым солдатам?

№ 11. Ранение и смерть князя Андрея

1. Как относился князь Андрей к Анатолю до своего ранения и после (т. 3, ч. 1, гл. 8; т. 3, ч. 2, гл. 25)?

(“Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли”. Князь Андрей любил в Наташе “душевную силу… искренность, эту открытость душевную”. А Курагину “ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которою он не удостоил связать свою судьбу”. “В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина... Князь Андрей вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”.)

2. Почему перед смертью князь Андрей с жалостью и любовью относится к своему врагу?

(Истинные отношения между людьми, которые должны быть, - отношения любви, причём любить надо не только близких, но и врагов. “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал...”)

3. Новая встреча с Наташей. Почему князь Андрей сейчас её любит “больше, лучше, чем прежде” (т. 3, ч. 3, гл. 32)?

4. Почему князь Андрей перестал бояться смерти (т. 4, ч. 1, гл. 16)?

(“...Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику”; “...Да, смерть - пробуждение”.)

5. Сделайте вывод. Как по-новому князь Андрей относится к миру?

Роль семьи Болконских в произведении

Важную роль играет в романе «Война и мир» семья Болконских. С ними неразрывно связаны основные проблемы произведения великого писателя. В тексте прослеживаются истории нескольких семей. Основное внимание уделяется Болконским, Ростовым и Курагиных. Симпатии автора на стороне Ростовых и Болконских. Между ними большая разница Отношения между Ростовыми чувственные и эмоциональные. Болконскими руководит разум и целесообразность. Но именно в этих семьях воспитываются любимые герои Льва Николаевича Толстого. Члены семьи Болконских являются яркими представителями людей «мира и света». Их судьбы тесно переплетаются с жизненными путями остальных персонажей произведения. Они принимают активное участие в развитии сюжетной линии повествования. Психологические проблемы, вопросы нравственности, морали, семейных устоев находят отражение в изображении этих персонажей.

Характеристика отношений

Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся неподалёку от столицы. Каждый из членов семьи – личность неординарная, наделённая сильным характером и недюжинными способностями.

Глава семьи

Старый князь Николай Андреевич, его сын Андрей Николаевич и княжна Марья Николаевна – члены семьи Болконских в романе «Война и мир».

Во главе семьи стоит старый князь Болконский. Это человек с сильным характером и устоявшимся мировоззрением. Успешная карьера военного, почести и уважение остались для него в далёком прошлом. На страницах книги мы видим старого человека, устранившегося от военной службы и государственных дел, уединившегося в своём имении. Несмотря на удары судьбы, он полон сил и энергии. День старого человека расписан по минутам. В его распорядке находится место как умственному, так и физическому труду. Николай Андреевич составляет планы военных кампаний, работает в столярной мастерской, занимается обустройством имения. Он находится в здравом уме и хорошей физической форме, не признаёт праздности для себя и заставляет жить по его правилам всех домочадцев. Особенно тяжело приходится дочери, которая вынуждена изучать естественные науки и терпеть тяжёлый нрав отца.

Гордый и непреклонный характер старого князя доставляет окружающим много неприятностей, а неподкупность, честность и ум вызывают уважение.

Князь Андрей

С Андреем Болконским мы знакомимся в первой главе произведения. Он появляется среди гостей светского салона Анны Павловны Шерер и сразу привлекает всеобщее внимание. Молодой человек выделяется на общем фоне не только внешностью, но и своим поведением. Мы понимаем, что окружающие люди вызывают в нём раздражение и даже злость. Ему неприятны фальшивые маски, ложь, лицемерие и пустые разговоры светского общества. Искренняя добрая улыбка появляется на лице героя только при виде Пьера Безухова. Андрей Болконский молод, красив, образован, но неудовлетворён своим существованием на этой земле. Он не любит свою красивую жену, недоволен карьерой. На протяжении развития сюжетной линии образ героя открывается перед читателем во всей своей глубине.

В начале романа Андрей, человек, мечтающий стать похожим на Наполеона. Поэтому принимает решение оставить беременную жену, наскучивший образ жизни и отправляется на военную службу. Он мечтает о героических поступках, славе и всенародной любви. Высокое небо Аустерлица изменяет его мировоззрение и корректирует планы на жизнь. Он постоянно ищет себя. Подвиги и тяжёлые ранения, любовь и предательства, разочарования и победы наполняют жизнь одного из любимых героев Толстого. В итоге молодой князь находит истинный смысл жизни в служении Отечеству, защите своей Родины. Судьба героя трагична. Он умирает от тяжёлого ранения, так и не воплотив своей мечты в жизнь.

Княжна Марья

Сестра Андрея Болконского, княжна Марья – один из самых ярких и трогательных образов повествования. Живя рядом со своим отцом, она терпелива и покорна. Мысли о муже, своей семье и детях кажутся ей несбыточными мечтами. Марья непривлекательна: «некрасивое слабое тело и худое лицо», неуверенна в себе и одинока. Замечательными в её облике были только «большие, глубокие, лучистые» глаза: «Своё предназначение она видит в служении господу. Глубока вера даёт силы, является отдушиной в её непростой жизненной ситуации. «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю другой жизни», ̶ говорит о себе героиня.

Робкая и мягкая княжна Марья ко всем одинаково добра, искренна и духовно богата. Ради близких людей девушка готова на жертвы и решительные поступки. В финале романа мы видим героиню счастливой женой Николая Ростова и заботливой матерью. Судьба вознаграждает её за преданность, любовь и терпение.

Фамильные черты

В романе «Война и мир» дом Болконских – образец истинно аристократических устоев. В отношениях царит сдержанность, хотя все члены семьи искренне любят друг друга. Спартанский образ существования не позволяет проявлять свои чувства и переживания, хныкать, жаловаться на жизнь. Строгие правила поведения никому не позволено нарушать.

Болконские в романе «Война и мир» олицетворяют лучшие черты уходящего в историю дворянского сословия. Некогда представители этого класса были основой государства, посвящали свою жизнь служению, Отечеству, как и представители этой благородной фамилии.

У каждого из рода Болконских свои неповторимые черты характера. Но есть в них нечто общее, что объединяет этих людей. Их отличает фамильная гордость, честность, патриотизм, благородство, высокий интеллектуальный уровень развития. Предательству, подлости, трусости нет места в душах этих героев. Характеристика семьи Болконских складывается постепенно на протяжении всего повествования.

Замысел классика

Проверяя прочность семейных уз, писатель проводит своих героев через ряд испытаний: любовью, войной и светской жизнью. Представители рода Болконских благополучно справляются с трудностями благодаря поддержке родных людей.

По замыслу великого писателя, главы, посвящённые описанию жизни семьи Болконских, играют огромную роль в идейном содержании романа «Война и мир». Они люди «света», достойные глубокого уважения. Изображение семейного уклада любимых героев помогает классику отобразить «мысль семейную», построить своё произведение в жанре семейной хроники.

Тест по произведению

Салон Анны Павловны Шеррер

Салон А.П.Шеррер – это место, где собираются сливки петербугского общества. (26, 43) Среди гостей салона Анны Шеррер множество центральных героев: Андрей Болконский с женой, Пьер Безухов, семья Курагиных и др. Смысл её жизни заключается в содержании своего салона . Одним из первых гостей она встречает князя Василия Курагина . Их разговор постепенно от обсуждения ужасающих действий Антихриста-Наполеона и светских сплетен переходит к темам задушевным. Анна Павловна говорит князю, что неплохо бы женить его сына Анатоля – «беспокойного дурака». Женщина тут же предлагает подходящую кандидатуру – свою родственницу княжну Болконскую, живущую со скупым, но богатым отцом. На выходе к князю Василию подошла пожилая дама – Друбецкая Анна Михайловна. Женщина, пытаясь использовать былой шарм, просит, чтобы мужчина устроил ее сына Бориса в гвардию.Во время разговора о политике Пьер высказывается о революции, как о великом деле, идя наперекор другим гостям, которые считают действия Наполеона ужасающими. Юноша не смог до конца отстоять свое мнение, но его поддержал Андрей Болконский.. Гости собираются в отдельные кружки , где, как правило, кто-то находится в центре внимания, а Анна Павловна прохаживается между ними и особое внимание уделяет тому кружку, где затухает разговор. Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям , чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением». Разные люди бывают в салоне Шерер. Вот князь Андрей Болконский . (61)Он скоро отправится воевать с Бонапартом. Ему ровным счетом ничего не интересно в гостиной Анны Павловны и приезжает он туда, чтобы сопроводить свою жену, которая не может выезжать в большой свет по причине беременности, а маленькие званые вечера посещает.

В доме Графа Безухова 366

Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца. Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства. У графа Безухова случился шестой удар, после которого доктора объявили, что надежды к выздоровлению больше нет – скорее всего, больной умрет ночью. Князь Василий узнает от княжны Екатерины Семеновны, что письмо, в котором граф просит усыновить Пьера, находится в мозаиковом портфеле у графа под подушкой.Пьер и Анна Михайловна приезжают в дом Безухова. Направляясь в комнату к умирающему, Пьер не понимает, зачем он туда идет и стоит либо вообще появляться в покоях отца. Во время соборования графа Василий и Екатерина незаметно забирают портфель с бумагами. Видя умирающего Безухова, Пьер наконец понял, насколько отец близок к смерти.В приемной Анна Михайловна замечает, что княжна что-то прячет и пытается отобрать портфель у Екатерины. В разгар ссоры средняя княжна сообщила, что граф умер. Все огорчены смертью Безухова. На следующее утро Анна Михайловна говорит Пьеру, что его отец обещал помочь Борису и она надеется на исполнение воли графа.

Именины у Ростовых

Ростовы празднуют именины матери и младшей дочери – двух Наталий.(175) Женщины сплетничают о болезни графа Безухова и поведении его сына Пьера. Юноша ввязался в дурную компанию: последний его кутеж привел к тому, что Пьера выслали из Петербурга в Москву. Женщины гадают, кто станет наследником богатства Безухова: (183)Пьер или прямой наследник графа – князь Василий.Старый граф Ростов говорит, что Николай, их старший сын, собирается бросить университет и родителей, решив идти с другом воевать. Николай отвечает, что действительно чувствует тягу к военной службе.

Наташа(195) («черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»), случайно увидев поцелуй Сони (племянницы графа) и Николая, зовет Бориса (сына Друбецкой) и сама целует его. Борис признается девочке в любви, и они договариваются о свадьбе, когда ей исполнится 16. Вера(217), увидев воркующих Соню(204) с Николаем и Наташу с Борисом(200), отчитывает, что дурно бегать за молодым человеком, старается всячески задеть молодых людей. Это всех огорчает, и они уходят, но Вера остается довольна.Анна Михайловна Друбецкая рассказывает Ростовой, что князь Василий устроил ее сына в гвардию, но у нее нет денег даже на обмундирование для сына. Друбецкая надеется лишь на милость крестного отца Бориса – графа Кирилла Владимировича Безухова и решает сейчас же его навесить. Анна Михайловна просит сына«будь мил, как ты умеешь быть» по отношению к графу, но он считает, что это будет подобно унижению. Праздник у Ростовых. Пока ожидают крестную Наташи – Марью Дмитриевну Ахросимову – резкую и прямолинейную женщину, в кабинете Ростова двоюродный брат графини Шиншин и эгоистичный гвардейский офицер Берг спорят о преимущества и выгоде службы в кавалерии перед пехотой. Шиншин подшучивает над Бергом.Пьер приехал перед самым обедом, чувствует себя неловко, садится посередине гостиной, мешая гостям ходить, от стеснения не может вести беседу, постоянно словно кого-то высматривая в толпе. В это время все оценивают, как такой увалень мог участвовать в затее с медведем, о которой судачили сплетники.За обедом мужчины говорили о войне с Наполеоном и о манифесте которым эту войну объявили. Полковник утверждает, что только благодаря войне можно сохранить безопасность империи, Шиншин не согласен, тогда полковник обращается за поддержкой к Николаю Ростову. Юноша соглашается с мнением, что «русские должны умирать или побеждать», но понимает всю неловкость своей реплики.

В имение Болконских Лысые горы

Имение Николая Андреевича Болконского – человека строгого, считающего основными человеческими пороками «праздность и суеверие» располагалось в Лысых Горах. Он сам воспитывал дочь Марью и со всем окружающими был требовательно-резок, поэтому его все боялись и слушались.Андрей Болконский с женой Лизой приезжают в имение к Николаю Болконскому. Андрей, рассказывает отцу о грядущей военной кампании, в ответ встречает явное недовольство. Старший Болконский против желания России участвовать в войне. Он считает, что Бонапарт - «ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых». Андрей не соглашается с отцом, ведь Наполеон – его идеал. Разозлившись на упрямство сына, старый князь кричит ему, чтобы ступал к своему Бонапарту.Андрей собирается к отъезду. Мужчину мучают смешанные чувства. Марья, сестра Андрея, просит брата надеть «старинный образок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы» и благословляет его образом.Андрей просит старого князя позаботиться о жене Лизе. Николай Андреевич, хотя и кажется строгим, предает рекомендательное письмо Кутузову. При этом, прощаясь с сыном, он расстраивается. Холодно попрощавшись с Лизой, Андрей уезжает.

Аустерлицкое сажение

Начало Аустерлицкого сражения. В 5 утра началось движение русских колонн. Стоял сильный туман и дым от костров, за которыми не было видно окружающих и направления. В движении происходит беспорядок. По причине смещения австрийцев вправо произошла сильная путаница.Кутузов становится во главе 4-й колонны и ведет ее.. Перед битвой император спрашивает у Кутузова, почему сражение еще не началось, на что старый главнокомандующий отвечает: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу». Перед началом сражения Болконский твердо уверен, что «нынче был день его Тулона». Сквозь рассеивающийся туман русские видят французские войска намного ближе, чем ожидали, разбивают строй и бегут от противника. Кутузов приказывает остановить их и князь Андрей, бежит вперед, ведя за собою батальон.На правом фланге, которым командует Багратион, в 9 часов еще ничего не начинается, поэтому командующий посылает Ростова к главнокомандующим за распоряжением начать военные действия. Ростов, продвигаясь по российскому фронту, не верит, что враг уже практически у них в тылу.Около деревни Праца Ростов находит лишь расстроенные толпы русских. За деревней Гостиерадек Ростов наконец увидел государя, но не решился к нему подойти. В это время капитан Толь, увидев бледного Александра, помогает ему перейти канаву, за что император жмет ему руку. Ростов сожалеет о своей нерешительности и едет к штабу Кутузова.В пятом часу в Аустерлицком сражении русские проиграли по всем пунктам. Русские отступают . На плотине, Аугеста их настигает артиллерийская канонада французов. Солдаты пытаются продвинуться, идя по мертвым. Долохов прыгает с плотины на лед, за ним бегут другие, но лед не выдерживает, все тонут. На Праценской горе лежит раненый Болконский, истекая кровью и сам того не замечая тихо стонет, к вечеру впадает в забытье. Очнувшись от жгучей боли, он вновь почувствовал себя живым, думая том, что «ничего, ничего не знал до сих пор».Внезапно слышится топот приближающихся французов, среди них и Наполеон. Бонапарт хвалит своих воинов, смотря на убитых и раненых. Увидев Болконского, он говорит, что его смерть прекрасна, тогда как для Андрея все это не имело значения: «Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». Бонапарт замечает, что Болконский жив и приказывает отнести его в перевязочный пункт.Весте с другими ранеными мужчина остается на попечении местного населения. В бреду ему видятся тихие картины жизни и счастье в Лысых Горах, которое разрушает маленький Наполеон. Доктор утверждает, что бред Болконского завершится скорее смертью, чем выздоровлением.

Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы». «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

В доме Ростовых. В имении Болконских.

Цели урока знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей.

    Проверка домашнего задания.

    Цитатная разминка.

-«... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...» (Наташа)

- «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно...» (Княжна Марья)

-«... Ты что, старый греховодник, чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?» (Марья Дмитриевна (драгун) – Ростову)

-«... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...» (Марья Болконская)

-«... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...» (А.Болконский – отцу)

Сцена прощания отца с сыном напоминает сцену из какого романа? (Отец и сын Штольцы «Обломов»)

-«... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...» (Графиня Ростова)

Кто говорил, что « после обеда серебряный сон, а до обеда золотой» (Князь Н.Болконский)

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

    Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17) Беседа по вопросам:

    Где живут Ростовы? (в Москве, а летом в имении «Отрадное»). Какова общая атмосфера в семье?

    Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых» (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей).

    Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все)

    Какой подарок сделала Марья Дмитриевна любимице? («казаку», «зелье девке») (яхонтовые сережки грушками)

    О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?

    Как развлекается молодежь у Ростовых?

    Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы»

(т.I, ч.1, гл.22-25) Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения а этой семье?

2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?

4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?

5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?

(Курагины лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм)

Семьи Ростовых и Болконских

Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).

Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).

Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

Отношения без сентиментальностей. Отец был с людьми неизменно требователен, возбуждал к себе страх и почтительность. Сам занимался воспитанием Марьи.

Скрытая любовь отца (сцена смерти князя, слово о княжне Марье).

Главное – жить по законам.

3. Дети, отношения между ними.

Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).

Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа – Соня, Наташа – Николай).

Занятия: увлечение пением, танцами.

Главное в отношениях – душа.

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах.

Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках).

Ощущение гармонии человека и природы.

Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкое небо, дуб).

5. Отношение к народу.

Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи).

Разумное восприятие народных проблем: преобразование в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.

6. Патриотизм. Отношение к войне.

Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою.

Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители.

Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь».

Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов.

7. Недостатки

Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова.

Тяжелый характер старого князя.

Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье.

Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага.

Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Фамильные черты семьи Ростовых

Фамильные черты семьи Болконских

ВЫВОДЫ: радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывает глубокую симпатию автора и нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.

Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.

Безошибочным чутьем угадывает старый князь Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу (а таким не место в их доме). Болконские - люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочитает видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

Что сближает семьи?

(Умных, честных, гордых Болконских с гостеприимными, добрыми, мягкими Ростовыми)

Их сближает главное отношение к родине, несовместимость с духом корысти, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом.

    Контролирующее задание

Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого»

В доме установлен строгий порядок.

Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.

Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.

Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.

Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».

В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.

Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.

Отец называет сыновей дураками.

Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.

Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.

Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.

Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.

КЛЮЧ:

РОСТОВЫ 3,7,8,10

БОЛКОНСКИЕ 2,6,12,13

БЕЗУХОВЫ 4,11

КУРАГИНЫ 1,5,9

    Рефлексия «Моральные качества какой семьи мне ближе?»

    Домашнее задание т Ι, ч.2 (цитатная разминка)

Урок 121 «НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА РОМАНА «ВОЙНА И МИР»)

30.03.2013 25622 0

Урок 121
«НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ, НАДО ВЕРИТЬ»
(Л. Н. ТОЛСТОЙ) (УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА
романа «ВОЙНА И МИР»)

Цели : показать мирную жизнь героев эпопеи в период с 1806– 1812 гг., помочь учащимся проникнуть в духовный мир героев, осмыслить всю сложность и противоречивость поведения и исканий героев.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мирная жизнь героев романа «Война и мир»
(краткое содержание II романа)

Вновь листаем страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены из II тома, в котором писатель изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Великий Толстой противопоставляет бессмысленной войне 1805 г. ту жизнь, которую считает «настоящей». («Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со всеми жизненными интересами».)

Но мирная жизнь совсем не спокойная, в ней свои беды. Герои Толстого совершают ошибки, страдают и мучаются, иногда поддаются низменным страстям и волнениям. Их судьбы, по словам критика С. Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих» . Через частную жизнь своих героев писатель изображает историю страны накануне героического 1812 года.

II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).

Вопрос ы:

1. Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея?

2. Какое решение принял Болконский после рождения сына и смерти жены? (Князь Андрей после войны 1805–1807 гг. возвращается домой. Его душевное состояние тяжелое. Мечты о славе его больше не занимают. К чему стремиться?.. Но дома его ждет разочарование. И он решает «жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), – вот вся моя мудрость теперь».)

3. Почему Болконский страдает? (Князь Андрей – человек глубокий, он страдает от отсутствия смысла жизни. Он стремится заполнить свою жизнь чем-то значительным, полезным. Когда же в Отрадном он видит Наташу Ростову, в душе его поднимаются молодые мысли и надежды. Рождается решение: «жить для других».)

III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство»
(или беседа).

Вопрос ы:

1. Что такое «масонство»? Как Толстой описывает его?

2. С какой целью Пьер вступает в общество масонов?

3. В чем причина духовного кризиса Пьера? Почему он начинает разочаровываться в масонах?

Масонство – религиозно-философское течение, возникшее во Франции в XVIII веке. Масоны в России, объединявшиеся в тайные организации (ложи), призывали к нравственному самоусовершенствованию. В 1822 г. масонские ложи были запрещены правительством России, так как будущие декабристы, войдя в масонские организации, использовали их в своих политических целях.

Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. (Особенно после неудачной женитьбы на безнравственной Элен и после дуэли с Долоховым.) У Пьера много вопросов, он ищет на них ответы, но не находит. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на добрых началах.

Вывод . Стремление измениться к лучшему и найти возможность «переделать» несовершенный мир привело Пьера к масонам. Некоторое время он был очарован братьями масонами, их идеями. Учение масонов он принял как призыв к реальной деятельности.

В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.

Но вскоре Пьер понял, что братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, они озабочены своей карьерой. Толстой пишет, что Пьер оказался опять в тупике, разочаровался. Разрыв с петербургскими масонами стал неизбежен.

IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)

В чем прелесть этих страниц? Разговор Андрея Болконского с Пьером, лунная ночь в Отрадном, восхищение юной Наташей Ростовой, это помогло «возрождению» князя Андрея Болконского к жизни. Жизненные силы проснулись в его душе. Он теперь думает о возможности приносить пользу людям, о любви и счастье. («Жить для других»).

V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).

Пересказ, чтение со слов: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми...» до слов: «Давно я ждала тебя...».

Вопро с: В чем, на ваш взгляд, секрет успеха Наташи Ростовой на первом балу?

VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).

Беседа по вопросам :

1. Какие стороны жизни Ростовых изображает автор?

2. Что подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства? (От-сутствие расчета, близость к простому русскому народу и к природе.)

3. Как вели себя на охоте герои?

4. Зачитать из гл. 7 эпизод «Пляска Наташи» , со слов: «Ну, племянница! – крикнул дядюшка...» до слов: «Ай да племянница!». (После охоты у дядюшки в доме Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть народной музыки и народного пения. Дядюшка «пел так, как поет народ».

Огромное желание сплясать захватывает Наташу.

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка...»

В этом русском танце сказалась талантливость Наташи Ростовой, ее любовь ко всему народному.)

Домашнее задание.

1. Отрывок наизусть (по выбору) «Пляска Наташи Ростовой» или «Первый бал Наташи».

2. Чтение т. III.

Анализ эпизодов «Переправа французов через Неман», «Оставление русскими Смоленска».

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...