Сколько стоит картина Черный квадрат Малевича? Великое и непонятное: Почему все восторгаются «Черным квадратом


Шутка длиною в век: специалисты из Третьяковской галереи подробно рассказали о секретах знаменитого "Чёрного квадрата" Казимира Малевича. Картине уже сто лет, а сказать, что её хорошо понимает широкая публика нельзя до сих пор. Даже искусствоведы, и те спорят. Обсуждение подогревается и новыми фактами, которые стали известны специалистам. Название у картины изначально было совсем другим, а под слоями краски - ещё две картины.

Сенсационные детали исследования и уникальные кадры. Сотрудники Третьяковской галереи снимали, как заглянули в "Черный квадрат", сообщил . В рентгеновских лучах под картиной отлично видны сложно соединенные между собой геометрические фигуры. Это совсем другая картина. Да не одна, а две, утверждают эксперты. И обе - цветные.

О том, что "Черный квадрат" непрост, а внутри еще одно изображение, знали уже в девяностые годы прошлого века, после первых исследований. Но понять, что именно там, техника не позволяла. Сейчас в год столетнего юбилея картины с помощью цифрового оборудования эксперты работу возобновили. Обнаружили не только картины.

"Самое главное: помимо двух композиций мы нашли отпечатки пальцев предположительно самого Малевича, потому что они вделаны вот прямо по сырому слою, это в основном участки белого поля", - рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.

Нашли еще и надпись. Почерк, правда, у Малевича непростой. Но эксперты расшифровали: "Битва негров в темной пещере". Теперь считают это заочным диалогом художника с предшественниками. Еще в конце девятнадцатого века появились черные прямоугольники "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхолда, а потом и у Альфонса Алле.

Ясно одно - творческий процесс у Малевича был сложный. Но версию, что он просто в сердцах зарисовал неудавшиеся работы черной краской, новые исследования опровергают.

"Это сложносоставная краска, которая состоит из нескольких веществ. Среди них, например, жжёная кость, черный углеродосодержащий пигмент и мел. То есть эту краску он готовил. Это было не спонтанно - выдавил, написал - а все-таки он думал, как это будет выглядеть", - отметила Екатерина Воронина.

"Это такое специальное сочетание пигментов, которое дает особенный бархатистый эффект, который нужен был Малевичу. Потому что ему нужен был не просто черный цвет, а глубокая черная бездна", - добавила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это не только одна из самых загадочных в мире картин, но еще и одна из самых дорогих. Станет ли "Черный квадрат" еще дороже, ведь теперь там не одна картина, а целых три - вопрос. Но то, что интерес к нему не исчезнет - совершенно точно. В Третьяковке, возможно, появится и инфракрасное изображение картины. Впрочем, то, что это не совсем "Черный квадрат", видно даже невооруженным глазом.

Юлия Богоманшина, Александра Сергомасова, Дмитрий Шаракин, "ТВ Центр"

Известно, что Малевич создал четыре или семь «Чёрных квадратов».
Отчетливо осознавая процесс создания картины, становится понятно, что раз основные творческие проблемы, с которыми сталкивается автор, решаются на ощущениях, художник не может в целях самоконтроля переписать уже созданный квадрат. Он вынужден пробовать новые варианты. Находясь в процессе творческого поиска, проверять те самые ощущения, которые ничем не измерить кроме эксперимента и таланта. Один из последних выводов, который можно сделать, чтобы более глубоко оценить достоинство данного произведения нужно все квадраты выставить вместе, в одной выставочной экспозиции.
1 2 3 4 5 6 7 8
1913г. 1915г. 1919-1920гг. 1923г. 1927г. 1929г. 1932г. 1935г.

«Живописных квадратов нам известно несколько, сколько - мы не можем окончательно сказать, так как, возможно, выплывут еще пока нам неизвестные квадраты. Отличаются они от самого первого, как правило, большей аккуратностью исполнения, материалом, и, что важно, пропорциями. Пока нет исследования этих пропорций, по которым, в сущности, иногда только и можно установить, какой именно из известных нам Квадратов запечатлен на той или иной фотографии».
Отсюда следует вывод, что тот «Чёрный квадрат», который художник сам выбрал для демонстрации, является самым удачным по отношению к реализации творческой мысли.
Квадрат сопровождал Малевича и в его последний путь. Исследователи творчества Малевиче отмечают, что художник написал картины:
- «Красный квадрат» (в двух экземплярах);
- «Белый квадрат» (Супрематическая композиция);
- «Белое на белом» - один;
- «Чёрного квадрата» (несколько копий),- не поимая, что копий
«Чёрного квадрата» не может быть.
Ещё один (неопознанный) на Украине и один (неподтвержденный, трёхмерный) у Питерского галерейщика, Сергея Ковальского.

[b]1913г.- наличие указано на оборотной стороне Эрмитажного(место нахождение неизвестно;
[b]1915г.- (четырёхугольник), в 1920 году выставлялся на персональной выст "0,10"в каталоге № 39, 1918-1919г. - пр. Кандинским НАРКОМПРОС, с 1929 года.Гос. Третьяковская галерея, Г Т Г;
[b]1919-1920гг.- Чёрный квадрат, Гос. Русский музей, 1922-г.- выст. в Берлине, продан с выставки (место нахождение неизвестно;
[b]1923г.- Чёрный квадрат, 1926 год - «Большая экспозиция выст. в ГИНХУКе (подлинность под вопросом)?
[b]1927г.- Чёрный квадрат, копия1915, "Берлинская худ. Выставка», в архитектурной экспозиции;
[b]1929г.- Чёрный квадрат, перс. Выставка в Государственной Третьяковской галерее, 80х80, 2004г. выставлялся в Варшаве;
[b]1932г.- Чёрный квадрат, выставка «Художники РСФСР за XV лет», Находится в Эрмитаже, 53,5х53,5, 1995-1996гг - Экспонировался в Г Т Г. ГМИИ. Ранее принадлежал ИНКОМБАНКУ.
[b]1935г.- Чёрный квадрат, (на похоронах), какой - неизвестно?;
[b]ХХХХ - НЕПОДТВЕРЖДЕННЫЙ - в Украине и [b]один у С.Ковальского.
Можете считать!

Черный супрематический квадрат — это шедевр Казимира Малевича, оказавший огромное влияние на живопись 20-го века. Сегодня шедевр принадлежит и храниться в Третьяковке (Москва). Оценка того, сколько стоит картина Черный квадрат Малевича, дала следующие результаты:

  • Оценочная стоимость Черного квадрата Малевича: 20 миллионов долларов (по версии аукциона Sotheby`s, работающего с русской живописью)

Имеются и другие данные влияющие на стоимость полотна, такими в истории являются:

  • Исследование в 2015-м;
  • Другие шедевры.

На цену картины могут повлиять многие факторы, например, обнаружение новых подробностей. В случае с Черным квадратом после проверки шедевра аукционным домом Sotheby`s, занимающийся исключительно русской живописью. По словам представителя организации Ретто Барметлера под полотном было найдено:

  • Ещё одно цветное творение Казимира;
  • Оставленная надпись.

Этих данных удалось достичь благодаря рентгеновскому сканированию снимков. На снимках видно, что через трещины (остались после высыхания красок) виднеется другая цветная работа. Установить, что это за эскиз или что на нём изображено, не удалось.

Особого внимания заслужила подпись, которую также не удалось расшифровать полностью. Три буквы не были расшифрованы, но эксперты представили теорию, по которой вся фраза звучала как «Битва негров в темной пещере». По мнению многих портрет является отсылкой и неким диалогом Казимира с Альфонсом Алле (Франция), написавшим полностью черную картинку под название «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

Сам аукционный дом рассказал, что данные находки повлияют на стоимость шедевра и безусловно вызовут к нему интерес. В любом случае наличие второго полотна с изображением будет благоприятно влиять на то, сколько стоит Черный квадрат Малевича.

Цена других картин Казимира Малевича

Интересующая композиция не является самой дорогой работой мастера, хоть и является самой знаменитой. Среди наиболее дорогостоящих полотен художника выделяются:

  • Супрематическая композиция. Написана была в 1916-м году, но представлена широкой публике лишь в 1927 на выставке в Берлине. В последующем ее владельцами стали наследники Казимира. Оригинал был продан в 2008-м году на Нью-Йорка ком аукционе от дома Sotheby’s, а сумма сделки составила 60 миллионов долларов . Именно она стала самой дорогой его когда-либо проданной работой;
  • Мистический супрематизм. На ее создание ушло более двух лет работы в период с 1920-го по 1922-й. Также прошла сложную историю при возвращении к наследникам русского живописца. Аналогично была реализована в США в центре большого яблока за 37,7 млн долларов , но уже в 2015-м году;
  • Супрематизм. Ещё одно полотно, вернувшееся из Германии в США, где проживали потомки мастера, но написанная в 1919-1920-х годах. Реализована через тот же аукцион, но проходили торги в Лондоне в 2015-м. Покупатель, заплативший за нее 33,76 млн $ , поджидал остаться неизвестным;
  • Супрематическая композиция. Также одна из 37 оставшихся в Берлине картон Казимира Малевича, созданная в 19-20-х годах прошлого столетия. Во время захвата страны нацистами была тайно вывезена в Америку, где в конце 90-х передана ее законным владельцам. Ее торги прошли в 2000-м через компанию Phillips, и уже тогда за нее удалось выручить 17 млн $ .

Все эти работы подтверждают интерес частных коллекционеров и любителей искусства к творчеству Казимира Малевича, одной из известнейших работ которого является Черный супрематический квадрат.

Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году в семье сахаровара и домохозяйки в Киеве. У него были польские корни, в семье говорили по-польски, но Малевич считал себя украинцем. Детство художник провел в украинской глубинке, и, как писал он сам, народная культура повлияла на всё его творчество. Он наблюдал, как селянки раскрашивали печи, посуду, вышивали геометрические узоры на рубахах.

В будущем художник много раз в своих работах описывал детские воспоминания, которые в дальнейшем повлияли на выбор профессии. Отец взял маленького Казимира с собой в Киев. Разглядывая витрины магазинов, он увидел холст, на котором девушка чистила картошку. Малевич был шокирован, как реалистично была изображена кожура. Или, увидев маляра, красящего крышу в зеленый цвет, был поражен, как она постепенно становится такого же цвета, как и деревья.

В 15 лет мама подарила ему краски, а уже в 16 он нарисовал свою первую картину: пейзаж с лодкой, рекой и луной. Друг художника отнес полотно в магазин, где его купили за 5 рублей - средняя зарплата рабочего за 2 дня. Дальнейшая судьба картины неизвестна.

Затем в жизни Малевича происходило много интересных событий: работа чертежником, провал вступительных экзаменов в художественную академию, выставки, преподавание в университете, немилость советской власти - но речь сейчас пойдет о его главных работах.

«Корова и скрипка», 1913 год

Наверное, именно с этой картины Малевич объявил войну традиционному искусству. Была она написана в 1913 году в Москве, когда у художника катастрофически не хватало денег. Поэтому он разобрал шкаф и написал 3 картины на полках. На них даже остались отверстия под крепления сбоку. Отсюда и такой необычный размер холста.

Малевич придумал «алогизм» - новый стиль живописи, противопоставляющий себя логике. Суть его была в совмещении несочетаемого. Художник бросил вызов академическому искусству, всей обывательской логике. Искусство всегда создавалось по определенным правилам: в музыке есть четкая структура, поэзия была заточена под традиционные ритмы типа ямба и хорея, в живописи картины писали так, как завещали мэтры.

В картине «Корова и скрипка» Казимир Малевич поставил вместе вещи с двух противоположных берегов. Скрипка как предмет классического искусства, к тому же один из любимых предметов изображения Пикассо, и корова, которую художник срисовал с вывески мясной лавки. На обороте он написал «Алогическое сопоставление двух форм - „корова и скрипка“ - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками». Там же он поставил дату «1911 г.», чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу того, кто первый придумал алогизм.

Впоследствии художник развивал это направление, например в своей работе «Композиция с Джокондой». Здесь он изобразил знаменитую работу Леонардо да Винчи, перечеркнул ее и наклеил сверху объявление о продаже квартиры. Знаменит его перформанс на Кузнецком мосту, месте сбора нынешней золотой молодежи: он прошел по нему с деревянной ложкой в петлице пиджака, что стало обязательным атрибутом в одежде многих авангардистов того времени.

Казимир Малевич стал основоположником алогизма, но развивал его недолго. Уже в 1915 году он пришел к своему знаменитому черному квадрату и супрематизму.


«Черный супрематический квадрат», 1915 год

В этой картине загадочно всё - от происхождения до интерпретации. Черный квадрат Малевича на самом деле совсем не квадрат: ни одна из сторон не параллельна друг другу или рамке картины, это просто прямоугольник, который невооруженным глазом напоминает квадрат. Для своей работы художник использовал особый раствор из красок, в котором не было ни одной черной, так что название картины не совсем соответствует реальности.

Написана она в 1915 году для выставки, но сам Малевич на обороте поставил дату «1913». Возможно, это связано с тем, что в 1913-м была поставлена опера «Победа над солнцем» в которой художник рисовал декорации. Это была не принятая обывателем постановка, состоящая из нечленораздельной речи, авангардных костюмов и странных декораций. Там впервые фигурировал черный квадрат в качестве фона, закрывающего собой солнце.

Так в чем смысл этой картины, что хотел сказать нам художник? Сложность однозначной интерпретации была изначально заложена автором в работу. Изначально многие художники стремились изобразить как можно точнее и похоже объект рисования. Древний человек старался показать охоту в своей наскальной живописи. Позже появился символизм, когда помимо изображения действительности живописцы вкладывали некий смысл в свои работы. Помещая в свои картины различные объекты, художники стремились показать свои чувства или мысли. К примеру, изображение белой лилии подразумевало непорочность, а черная собака в христианской культуре обозначала неверие и язычество.

В годы жизни Малевича был очень популярен кубизм, где художник не старается реалистично изобразить форму объекта, а показывает его содержание с помощью геометрических фигур, линий. Казимир пошел еще дальше: он уничтожил саму форму, изобразив нуль всех форм - квадрат.

Он создал новое направление - супрематизм. Это, как он считал, высшее проявление живописи. Черный квадрат стал первой буквой алфавита, с помощью которого создавались его шедевры. Художник называл супрематизм новой религией, а квадрат - его иконой. Не зря на выставке картина висела вверху в углу, где у православных висели иконы, так называемый красный угол.

Кроме черного квадрата на выставке были представлены «Черный круг» и «Черный крест». И если «Черный квадрат» был первой буквой алфавита нового искусства, то круг и крест - второй и третьей. Все три картины составляли триптих, одно целое, кирпичики, с помощью которых будут построены картины супрематизма.

Известно как минимум 4 версии черного квадрата, которые Малевич рисовал позже для различных выставок. Первая и третья версия находятся в Третьяковской галерее, вторая - в Русском музее в Петербурге. Про четвертый черный квадрат стало известно лишь в 1993 году, когда кредитор принес картину в качестве залога в банк. Картину он так и не забрал, а после разорения банка ее выкупил за символический миллион долларов российский миллиардер Владимир Потанин и передал в Эрмитаж.

В 2015 году сотрудники Третьяковской галереи под первым черным квадратом обнаружили сложные геометрические линии и узоры. Эксперты утверждают, что под квадратом находятся картины, причем не одна, а две. Кроме этого, нашли еще и надпись: «Битва негров в темной пещере». Это является отсылкой к художникам XIX века Полу Билходу и Альфонсу Алле, которые уже рисовали черные прямоугольники и давали им похожие названия. Так что картины Малевича хранят еще множество тайн.


«Супрематическая композиция», 1916 год.
Главным здесь является синий прямоугольник, расположенный поверх красного луча. Наклон супрематических фигур создает эффект движения. Это самое дорогое произведение русского искусства

Самое удивительное в этой картине - ее история. Малевич выставлял ее на выставке в Берлине в 1927 году, но ему срочно пришлось уехать. Он оставил свои работы на хранение архитектору Гуго Герингу, но судьба сложилась так, что картины Малевич больше не увидел. Когда к власти пришли нацисты, все его работы должны были быть уничтожены как «дегенеративное искусство», но друг художника вывез из страны более 100 его картин. Позже наследники архитектора продали их голландскому музею, который затем много лет устраивал крупнейшие выставки картин Малевича в Европе. Намного позже родственники художника судились с музеем за свое наследство и спустя 17 лет часть картин возвратили их законным владельцам.

В 2008 году данная картина была продана за 65 миллионов долларов и стала на тот момент самым дорогим полотном среди картин русских художников. В 2018-м «Супрематическая композиция» обновила свой рекорд и была продана на аукционе за 85 миллионов анонимному покупателю.


«Белое на белом», 1918 год

Развивая тему беспредметности, Малевич создал белый квадрат, или «Белое на белом». Если супрематизм стоит выше всякого другого искусства, то белый квадрат стоит во главе самого супрематизма. Что может быть беспредметнее, чем белое «ничего», да еще и на белом фоне? Правильно, ничего.

Есть легенда, что художник, нарисовав картину, потерял квадрат из вида и решил очертить его границы и более оттенить фон. В таком виде работа и дошла до зрителя.

Белый цвет у супрематистов был символом пространства. Малевич же считал белизну вершиной созерцания. По его мнению, человек как бы погружается в транс, растворяется в цвете. Художник сам был в восторге от своей работы. Он писал, что разрушил цветовой барьер. После окончания работы над картиной Малевич находился в состоянии депрессии, ведь ничего лучше он создать уже не мог.

Впервые работа была показана на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в 1919 году в Москве. В 1927-м она оказалась на выставке в Берлине и уже никогда не появлялась у себя на родине. Сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Полотно является одной из немногочисленных картин, доступных для западного зрителя. В советской России же белый квадрат прочно ассоциировался с белым движением. Возможно, именно поэтому картина у нас не так знаменита, как на Западе. В США белый квадрат по популярности сравним разве что с черным квадратом в России.


«Скачет красная конница», 1928–1932 годы

Советская власть не сильно любила супрематизм, да и всё творчество русского авангарда в целом. Единственной признанной картиной Малевича Советами считается «Красная конница». Думаю, не надо много говорить, почему. Даже на обороте была сделана надпись «Скачет красная конница из Октябрьской столицы на защиту советской границы». Художник поставил дату в углу - «1918 г.», хотя картина была написана явно позже.

Здесь явно выражены 3 элемента - небо, всадники и земля. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд, мало кто из критиков трактует полотно как дань Красной армии.

Линия горизонта проходит ровно по золотому сечению - эталону пропорций: земля относится к небу так же, как и небо к целому. Такое разделение картины в те времена было очень редким, возможно, сказывалась работа Малевича чертежником еще в молодые годы. Кстати, золотое сечение присутствует и в пятиконечной звезде, была ли это отсылка к советской власти, можно только догадываться.

В картине часто фигурируют числа три, четыре и двенадцать. На полотне присутствуют три группы всадников по четыре человека в каждой, что в сумме дает 12. Каждый всадник как бы разделяется еще на 4 человека. Земля поделена на 12 частей. Версии трактовки разные, но, вероятнее всего, Малевич зашифровал здесь отсылку к христианству: 12 апостолов, 4 всадника Апокалипсиса, Святая Троица… Хотя может быть что угодно: 12 знаков зодиака, 12 месяцев, 3 богатыря. Возможно, эти числа вышли у художника случайно, но, знакомясь с творчеством Малевича всё ближе и ближе, не веришь в такие совпадения.

Картина «Чёрный супрематический квадрат», находящаяся в Третьяковской галерее с 1929 года, висела вверх ногами. Лишь спустя 86 лет искусствоведам удалось это выяснить. /сайт/

Неоднозначная картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат» вот уже 100 лет является предметом спора искусствоведов. Теперь она оказалась ещё и в центре скандала.

Исследование и открытие

Сотрудники музея проводили исследование картины с помощью рентгеновских лучей и микроскопического анализа и выяснили, что под изображением квадрата есть два других рисунка.

Пока исследователи не могут определить, что нарисовано на первых двух картинах. Также остаётся неясным, почему художник писал свои изображения поверх друг друга. Искусствоведы полагают, что у него могло не быть холста. По другой версии, художник создавал чёрный квадрат на основе предыдущей композиции, постепенно переделывая её.

При исследовании картины учёных ждало ещё одно открытие. Оказывается, на картине имелась надпись. Она оказалась стёртой, но с помощью микроскопа удалось разглядеть часть букв. Искусствоведы также уверены, что почерк на картине без сомнений принадлежит Малевичу.

Надпись гласит «Битва негров ночью». «Битва» читается идеально, в слове «негров» можно разобрать две буквы в середине, от «ночью» ясно читается только «ю».

К чему приводит неоднозначное искусство

При расшифровке надписи экспертов ждала ещё одна сенсация - всё это время «Чёрный квадрат» висел вверх ногами. Об этом говорит расположение надписи.

Загадочная надпись – это отсылка к самой известной картине француза Альфонса Алле, которая называлась «Битва негров в пещере глубокой ночью». Также француз написал абсолютно белую картину «Малокровные девицы, идущие к первому причастию в снежной буре» и красную «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегу Красного моря». Ранее искусствоведы не связывали напрямую Малевича и Алле.

Всего Малевичем написано четыре «Чёрных квадрата» - подлинник и три повторения. Подлинник висит в почётном центре супрематического зала в Третьяковской галерее. При этом сотрудники музея отметили, что искусство XX века посещается очень плохо. Около 4 500 человек в день приходят в это здание посмотреть совсем на другого художника - Валентина Серова.

Третий «квадрат» находится также в Третьяковской галерее. Второй выставлен в Русском музее, четвёртый - в Эрмитаже. Успех этой примитивной и неоригинальной работы окутан тайной. Однако вот уже 100 лет картина является популярной и обсуждаемой и оценивается в $ 20 миллионов.

Выбор редакции
Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...

Сильвия Дэй Посвящается моей семье, которая постоянно меня поддерживает. И, несмотря на то что я так много времени провожу за письменным...

Николай Семенович Лесков Свердловск Средне-Уральское Книжное Издательство 1974 Н. ЛЕСКОВ Сказ о Тульском косом Левше и стальной блохе...

Испытание огнем Джеймс Дэшнер (Пока оценок нет) Название: Испытание огнемО книге «Испытание огнем» Джеймс Дэшнер Лабиринт пройден, но...
Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...
Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...
Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...
Беременность во сне трактуется сонниками по-разному. Значение такого сновидения зависит от многих факторов. Во-первых, носите ли вы...
ВконтактеОдноклассники Приснилось украли Деньги, но нужного толкования сна нет в соннике?Наши эксперты помогут Вам узнать к чему снится...