Специфические особенности искусства первобытного общества - контрольная работа. «Сцена с раненым бизоном». Наскальная живопись. Верхний палеолит. Пещера Ласко. Франция. Охота на оленей. Живопись в пещере Испании. Мезолит


1 класс. Внеурочная деятельность. 2 полугодие, январь

Урок-путешествие «Древнейшее чудо света - наскальный рисунок». (Первобытный художник)

Зрительный ряд - презентация «Наскальные рисунки» (петроглифы).

Литературный ряд - а) «История искусств для малышей»;

б) «Художественная культура первобытного общества» (хрестоматия, автор-составитель И.А.Химик).

Музыкальный ряд - спокойная музыка фоном для работы.

Материалы и инструменты: бумага белая и серая, картон, уголь, сангина, пастель.

Цель: сформировать у детей способность «смотреть и видеть», «слушать и слышать», «воображать и изображать».

Задачи: развивать наблюдательность, творческое воображение, зрительную и моторную память, интерес к изо, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие.

(развивать, тем самым давать знания, прививать умения, отрабатывать навыки)

Ход урока.

  1. Орг.часть (настрой) -1- 2 мин.
  2. Введение новых знаний (сообщение учеб. матер. по презентации) - 10 мин.
  3. Творческая практическая деятельность - 15-18 мин.

Задача: дать ясное представление о предстоящей работе!

  1. Тренировочные упражнения - 2-3 мин.

Чем и как работает художник-график?

А) знакомство с новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно и комбинация этих элементов (+ контур, + тон);

б) знакомство с графическими материалами: уголь, пастель;

в) знакомство с техникой: концом (краем, торцом), плашмя, растирание.

3.2. с/р - 15 мин

4. Подведение итогов - 3-4 мин. Экспресс-выставка

(вывешивание работ с рассказом своего творческого замысла).

  1. Рефлексия - 1-2 мин.

Слайд 1.

У нас зима, за окном метель. Может, мы отправимся в путешествие в дальние, тёплые, неизведанные страны?

Ваша парта превращается в машину времени. Поправили сиденья, сели удобно, пристегнули ремни. Нажимаем на кнопку пуска: 5,4,3,2,1 - пуск! Отправляемся!

Слайд 2.

Мы перенесёмся в далёкие древние времена, на много тысяч лет назад, когда на земле не было ещё ни городов, ни старинных замков. Это было давным-давно! Древнейший человек напоминал обезьяну. Те люди ещё не умели разговаривать. Они общались друг с другом как животные, с помощью разнообразных звуков.

Первобытные люди боялись хищных зверей, грозы, наводнений, лесных пожаров. Почему происходит всё это - они не знали, не могли объяснить.

Нам пора снижаться. Прежде чем мы выйдем из машины времени, запомните: мы оказались в глубокой древности, дорог нет, одни тропы, на которых могут встретиться дикие звери. Ведите себя тихо, никуда не отходите.

Найдите кнопку снижения, приземляемся. Расстегните ремни. Мы с вами попали в пещерный век.

Слайд 3.

Перед нами красивые горы. Осторожно ступая, подойдём поближе и поднимемся повыше. Посмотрите - рисунки. Среди тех первобытных древних людей были искусные художники. Трудно в это поверить, но это так. Люди, не умевшие не только писать и разговаривать, но даже не могли вылепить простой горшок из глины, а владели мастерством художника!

Слайд 4. Обогнём скалистую часть, посмотрим на гору с другой стороны. Эта красота - дело самой природы. Присмотритесь! Мы видим сцену охоты. Изображение очень простое: красно-коричневые фигурки бегущих людей и зверей.

Слайд 5.

Спускаемся вниз. Перед нами вход в пещеру. Именно пещеры были домом (жилищами) и убежищем древних людей. Там они прятались от дождей и холодных ветров, от злых людей и диких зверей.

Много было забот у древних людей. Но когда появлялось свободное время, они любили рисовать. Рисовали на стенах, потолке. Рисовали то, что они видели, то, что их окружало: жизнь и смерть, растения и животных. Они верили в то, что если они нарисуют в глубине пещеры зверя, то живые хищники уйдут, не причинив им вреда. А если нарисовать раненого зверя - это поможет им в охоте.

Там, внутри пещеры, темно, только факелы и тени от костра будут освещать наш путь. Держаться надо вместе, будьте осторожны.

Слайд 6.

А пока мы не вошли, поднимите головы и посмотрите на потолок. Нам видны изображения животных.

Пройдём в глубь пещеры и слева на стене видим пару оленей. Один из них закрашен полностью в красный цвет, а второй обозначен лишь контуром.

Слайд 7.

Перед нами сцена охоты. Всё просто и понятно: быстроногие олени несутся с огромной скоростью, а на них уже наведены стрелы охотников. Неведомый художник использовал всего-то один цвет, но добился удивительной живости.

И вот он красавец бизон (бык). Передняя часть тела объёмная, а ноги кажутся коротковатыми - создаётся впечатление тяжести фигур.

Слайд 8.

Древний художник, используя один чёрный цвет, изобразил раненого бизона, поражённого копьём охотника. (Это сцена с раненым бизоном в пещере Ласко во Франции).

Погибает и сам охотник. Длинноволосая женщина, стоя на одном колене перед телом умершего мужа, оплакивает его смерть и готовит отправить в царство мёртвых. Древние люди верили, что души умерших, души предков переселяются в далёкую «страну мёртвых». А путь в царство смерти - это плавание на корабле.

Слайд 9.

Стадо бизонов несётся на большой скорости, огромными острыми рогами рассекая воздух. Слышен стук копыт сильных быков, их страшный рёв. На данном рисунке присутствует двухцветное изображение: чёрное и красное. Потому что эти цвета хорошо видны в полумраке пещер, которые освещались только факелами или огнём дымного костра.

Многие древнейшие рисунки очень загадочные, даже странные и причудливые. В них много непонятного. (Иногда каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости от всей композиции). Изображения схематичные, упрощённые (стилизованы). Иногда лишь точки, полоски, неясные для нас изображения. Мы можем лишь только догадываться о том, что же хотел сказать своим рисунком первобытный художник.

Хотя здесь понятно, что 2 человека на охоте, они хорошо вооружены.

Слайд 10.

Человек в рогатом шлеме едет на двухколёсной телеге (колеснице) запряжённой козлом или лошадью. Перед человеком змея - символ (знак) молнии. (В скандинавской мифологии это Бог Тор в колеснице, а изображение змеи - вспышка молнии).

Сцена с молящимся человеком - к нему приближается огромная змея.

Много наскальных рисунков оставили нам древние художники они оставили свой след в истории. Благодаря им мы можем получить живое представление о жизни человека тех далёких времён.

Нам пора возвращаться. Осмотрев внимательно рисунки внутри пещеры, тушим костёр, берём с собой угольки от костра, нам они пригодятся, осторожно покидаем пещеру.

Слайд 11.

Закройте глаза - там было темно, снова откройте - нас встречает яркое солнце. Гасим факелы. Ещё раз оглянемся, посмотрим рисунки на скале и садимся в машину времени. Закрепляем ремни, 5,4,3,2,1! - пуск! Летим домой. Найдите кнопку снижения. Приземлились. Это наш класс и наша парта. Перемещение во времени в доисторические времена завершилось благополучно.

Физ.мин. Встаньте. Встряхните ногами. Распрямите спинки. Потянитесь к солнышку. Садитесь.

А вы хотите стать древними художниками?

На столах у вас лежат листы. Возьмите половинку, положите перед собой. Перед вами угольки. Да-да, те самые, которые мы взяли из костра в пещере. Это натуральный уголь. А я вам положила искусственный, сделанный на фабрике, спрессованный уголь в виде палочек. Это обыкновенная обожжённая берёзовая палочка. Ещё добавила пастельные мелки, а вдруг вам они пригодятся?

Как вы думаете: откуда древние художники брали красную краску? Знали нужные растения. Брали глину. Прежде чем нанести краску на стену, чтобы она закрепилась, её смешивали с кровью или яйцом, вот и краски.

Техника работы углём.

Но как же работали углём древние художники?

Тренировочные упражнения.

Делайте вместе со мной.

  1. Концом (краем, торцом) - будет линия.
  2. Плашмя - штрих толще.
  3. Растирание - пальчиком от центра к краю листа (не втирать!)

Попробуем человечка?! Кружок, огуречик, палочки - готово.

Повторим приёмы: концом, плашмя, растирание.

Выбор правильного материала.

Для работы предстоит выбрать правильный лист. Вы, когда были в пещере, стену трогали руками? Она гладкая, а может быть неровная, шероховатая? Положите перед собой шероховатый белый или тёмный лист, по желанию. Это не просто лист, это стена пещеры (горы, скалы). Вы сейчас будете древними художниками.

Закройте глаза. Представьте:

Кто-то нарисует на скале быстрого быка или оленя;

Кто-то первобытного человека в звериной шкуре у костра;

А может ваш охотник отправится на охоту с копьём и стрелами?

Откройте глаза. Представили? Как расположить лист сегодня лучше: вертикально или горизонтально?

Физ.мин. Подготовим руки: растираем-согреваем, пальчики соединим, кулачками постучим.

Готовы? Приступайте.

Практическая работа. с/р.

Подведение итогов. Экспресс-выставка.

Что ты изобразил?

Выберем лучшую работу (обозначить её на доске чем-то - смайликом, сердечком…)

Рефлексия.

Вы довольны нашим путешествием в древний мир? Страшно не было? Не устали? Ещё будем путешествовать?


Комбарель, стоянка эпохи верхнего палеолита в пещере (Комбарель, близ Лез-Эзи в департаменте Дордонь (Франция). На стенах в глубине пещеры узкого коридора длиной 237 м в 1901 обнаружено свыше 400 изображений различных животных (мамонты, носороги, лошади, зубры, олени, альпийские львы и т.д.), а также антропоморфных фигур. Техника нанесения рисунков преимущественно гравировка.



Зараут-Сай, ущелье в юго-западных отрогах Гиссарского хребта. На скальных навесах З.- С., в нишах и маленьких гротах найдены нанесённые охрой рисунки. Исследовались Г. В. Парфеновым в и А. А. Формозовым в Основной сюжет наскальной живописи охота людей с собаками на диких быков, джейранов, козлов, кабанов; охотники вооружены луками и стрелами и облачены в маскирующие одежды; есть др. изображения. Возможная дата рисунков неолит мезолит. Найдены и более поздние изображения. Зараут-Сай, ущелье в юго-западных отрогах Гиссарского хребта. На скальных навесах З.- С., в нишах и маленьких гротах найдены нанесённые охрой рисунки. Исследовались Г. В. Парфеновым в и А. А. Формозовым в Основной сюжет наскальной живописи охота людей с собаками на диких быков, джейранов, козлов, кабанов; охотники вооружены луками и стрелами и облачены в маскирующие одежды; есть др. изображения. Возможная дата рисунков неолит мезолит. Найдены и более поздние изображения.неолитмезолитнеолитмезолит













Беломорские петроглифы компактны – площадь их распространения не превышает 1,5 кв.км. Известно 10 пунктов на больших (Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин) и маленьких безымянных островах. Рисунки выбиты на прочных кристаллических сланцах серого цвета. В древности они находились у самой воды. Большинство выбивок небольшие (20-50 см.), но есть и гиганты 3-3,5 м длиной; присутствуют и очень маленькие – менее 5 см.










Кобустан. Наскальные изображения. В пределах Кобустана, в бассейне р. Джейранкечмаз, известно свыше 4 тысяч древних наскальных изображений (силуэтные и контурные гравировки, живопись), среди которых сцены жатвы, жертвоприношения, танцев, изображения лодок с гребцами, людей и различных животных (датируются временем от мезолита до средневековья). Рядом с наскальными изображениями, в пещерах и подскальных убежищах, обнаружены стоянки каменного века. Кобустан. Наскальные изображения. В пределах Кобустана, в бассейне р. Джейранкечмаз, известно свыше 4 тысяч древних наскальных изображений (силуэтные и контурные гравировки, живопись), среди которых сцены жатвы, жертвоприношения, танцев, изображения лодок с гребцами, людей и различных животных (датируются временем от мезолита до средневековья). Рядом с наскальными изображениями, в пещерах и подскальных убежищах, обнаружены стоянки каменного века.наскальных изображенийнаскальных изображений









Наскальное искусство Тассили Слон (Уэд Джерат) относящийся к «периоду буйвола». Сюжет очень распространен в наскальном искусстве Сахары начиная с «периода буйвола» до настоящего времени, особенно в Аире, где слоны обитали еще менее ста лет назад. В уэде Джерат насчитывается 96 изображений, относящихся к разным периодам. Представленный на снимке слон вырезан на вертикальной плите; квадраты, которыми расчерчено ухо, должны изображать складки кожи на его внешней стороне. Ширина 1,8 м.



Рисунок «периода буйвола» на горизонтальной плите (уэд Джерат) представляет двух зверей из семейства кошачьих; один, по-видимому, собирается вцепиться другому в спину; нижний напоминает гепарда, верхний может изображать псовую гиену или пятнистого волка, единственное животное этого семейства, обитающее в саване, но способное делать вылазки в пустынные районы, размером оно с гиену. Длина см.



Баран со «шлемом» (Бу Алем, Южный Оран); над ним человеческая фигура со щитом; высота около 1,5 м. Это один из лучших рисунков «периода буйвола» как с точки зрения прекрасной передачи формы и деталей, так и с точки зрения исполнения правильным штрихом и превосходно отполированной поверхностью. Поскольку на голове барана диск, долгое время считалось, что он имеет связь с египетским богом-бараном Аммоном, Но теперь уже известно, что это не так и что рисунок гораздо старше, чем все изображения барана в Египте.



Древний буйвол со спиралью на вертикальной плите (уэд Джерат), высота около 2 м. Bubalus antiguus это ныне вымерший вид буйвола, вероятно исчезнувший еще в неолите. Он играет в Сахаре роль «окаменелости-определителя» для рисунков древнего периода, которому в силу самого этого факта и присвоено его название. У этого животного были огромные рога, расстояние между которыми могло достигать 3 м. В данном случае его изображение сопровождается вырезанной на корпусе двойной спиралью; этот символ очень часто встречается в наскальных рисунках уэда Джерат, но смысл его остается загадочным. На той же плите есть и другие рисунки; многие из них отполированы, среди этих последних можно различить лошадь. Есть также рисунки, контур которых нанесен точками, например, жираф между рогами буйвола и человеческая фигура слева от них.



Наскальная роспись (уэд Джерат), изображающая пальмы и колесницу, колеса которой были с росписи стерты. Относится к «периоду лошади», что соответствует приблизительно 1200 г. до н. э. Видно, что старые засохшие деревья спилены, - следовательно, пальма культивировалась. В руках у людей нечто вроде серпов на длинных ручках, служивших, может быть, для срезания финиковых гроздей. Это самое древнее изображение финиковой пальмы, найденное в Северной Африке и Сахаре, в данном случае оно современно колесницам с лошадьми «в летящем галопе».



Роспись (стоянка Такедедуматин, Тассили), изображающая пастухов крупного рогатого скота. Овалы слева означают хижины; в первой никого нет; перед другими видны женские и детские фигуры; это отражение быта полигамной семьи, такой, какую мы и сейчас можем наблюдать у пастухов фульбе в злаковых степях к югу от Сахары. Перед хижинами стоят на привязи телята, а за ними пасется остальное стадо быки, но больше коров, с выменем, полным молока. У некоторых людей прически в виде шлемов, у других в виде небольших колпаков, как у нынешних фульбе.



Изображение человека в головном уборе «мирового судьи». Фигура имеет высоту 2 м и с точки зрения декоративной замечательна, хотя пострадала от времени и частично разрушена. Профиль мясистый, негроидный; нижняя часть лица, кажется, прикрыта маской; волосы переданы белыми, густо нанесенными штрихами, а лицо покрыто мелкими вертикальными штрихами и белыми точками. Правее маленькая человеческая голова в том же стиле, но лицо прикрыто маской, а в прическу вплетена лента с вертикальными разноцветными полосами, написанными красной, желтой и белой охрой.



Деталь большого панно «периода полорогих», получившего название «Сцена суда». Одетые в парадные одежды люди имеют на голове колпаки, украшенные то точками, то горизонтальными и вертикальными линиями; большие плащи спускаются от шеи до пят, покрывая спину. Они движутся вправо, округлив спины и слегка согнувшись, изображая как будто пожилых почтенных людей, свершивших акт правосудия; последний из них в одной руке держит лук. Над ними человек помоложе и проще одетый держит другого.


Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «стра­на мёртвых», религиозные верования.

  • Пещерная живопись - изображения в пещерах, выполненные древними людьми, один из видов первобытного искусства.
  • Колдовство - занятие магией как ремеслом, при котором колдун заявляет о контакте со сверхъестественными силами (демонами, духами предков, природы и другими).
  • Душа - согласно религиозным и некоторым философским верованиям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека.
  • «Стра­на мёртвых» - по религиозным верованиям это загробный мир, куда отправляется душа умершего человека.
  • Религиозные верования - появившиеся у первобытных людей верования в колдовство, в душу, в жизнь после смерти.

Проверьте себя

1. Как была открыта пещерная живопись?

В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.

2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лоша­дей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади - быстрыми и стремительными, мамонты - массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы - в качестве крепежного материала, кости - для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры - для изготовления одежды.

3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?

Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.

4. Как первобытные люди представля­ли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?

Первобытные люди представляли себе жизнь душ предков в «стране мертвых» аналогичной собственной жизни. Души предков переселяются в далекую «страну мертвых», живут там родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в его могилу все необходимое для путешествия в «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, оружие, украшения.

Подумайте и обсудите

1. О чём хотел рассказать художник, создав­ший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 19)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.

Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.

2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.

3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 19.)

Первобытные люди верили, что, умирая, душа сородича отправляется в далекую «страну мертвых», где продолжает жить, охотиться и наслаждаться плодами охоты и собирательства. Чтобы путь души в «страну мертвых» и загробная жизнь была хорошей, люди клали в могилу все, что может понадобиться умершему на этом пути: одежду, оружие, украшения. Археологи раскапывают древние могилы, чтобы больше узнать об умершем человеке. По костям можно определить кем был человек, как он выглядел, как он жил, как умер. А по вещам в могиле ученые могут описать быт и уровень развития общины. Совокупность таких данных позволяет узнать, где и как появились предки современного человека, определить путь, который прошло человечество в своем развитии.

Подведём итоги и сделаем выводы

Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?

Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilius), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).

Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilius) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).

Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.

Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?

Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.

Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.

Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных лю­дей?

Древние художники изображали в пещерах, в которых они жили, животных, людей и сцены охоты. Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Современные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; единого мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Некоторые ученые предполагают, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Другие ученые, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считают, что пещерная живопись - часть шаманских верований первобытных людей, и что рисунки создавались шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, возможно, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы.

Первобытные люди имели собственные религиозные верования. Они верили в охотничью магию, проводя ритуалы перед охотой. Также они верили в существование души человека, которая вылетала из тела, пока человек спал, и жила собственной жизнью. А когда человек умирал, его душа отправлялась в далекую «страну мертвых», где продолжала жить и охотиться. Для того, чтобы обеспечить долгий путь души в загробный мир, древние люди клали в могилу умершего все, что ему могло понадобиться в жизни после смерти: одежду, оружие, украшения и т.д.

Урок 4. Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний о возникновении искусства и религиозных верований;

Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения и интереса к истории своего народа, человечества в целом; формированию и развитию познавательного интереса учащихся;

Развивающая: способствовать общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему умение учиться.

Задачи урока:

    развитие у учащихся учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика приёмов охоты древнейших и древних людей, их образа жизни) умений и навыков;

    формирование у учащихся отношения к трудовой и познавательной деятельности как основному отличию человека от животных и главному фактору развития;

    сформировать у учащихся знания о возникновении искусства, древнейших памятниках на территории нашей страны;

    сформировать у учащихся знания о возникновении религиозных представлений и обрядов;

    формирование понятий: наскальная живопись, душа, «страна мертвых», колдовской обряд, религиозные верования.

Тип урока: комбинированный

Подход к обучению : проблемно-деятельностный личностно ориентированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Принципы организации урока: минимальное количество научных понятий, задействование максимального количества каналов восприятия, эмоциональная насыщенность, связь с потребностями, измеряемость понятий, стимулирование самостоятельной активности учащихся, соревновательность.

Понятия и термины: наскальная живопись, душа, «страна мертвых», колдовской обряд, религиозные верования.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока : учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012, компьютер с возможностью воспроизведения на большом экране презентации и файлов мультимедиа, презентация PowerPoint .

Структура и ход проведения урока:

      Оргмомент

Проверяется готовность класса к уроку, отмечаются отсутствующие. Объявляются тема и цели урока. Тема записывается учителем на доске, учащимися в тетрадях.

II. Проверка изученного материала.

1 Фронтально, устно, краткие ответы с места на вопросы учителя

Когда первые люди поселились на территории нашей страны?

Какие изменения произошли у них по сравнению с древнейшими людьми?

Как менялся климат?

Почему стало возможным проживание людей в местах с холодными морозными зимами?

Как выглядело жилище людей того времени?

2. Развёрнутый ответ у доски

Охота. Изменения в охоте.

После ответа ученику предлагается сравнить

3. Сообщение учащегося «Мамонт». Учащиеся слушают, затем задают вопросы по теме сообщения. Оценивается и работа докладчика, и качество задаваемых вопросов.

При необходимости другие ученики или учитель помогает докладчику, дополняет его ответ. Уточняется, что мамонты были разных видов. Самые маленькие до 2 м ростом и до 900 кг весом, а самые крупные виды высотой около 5 метров и весом 12 тонн, что вдвое тяжелее самого крупного современного наземного животного – африканского слона. Предлагается сравнить мамонта по размерам с какими-то современными объектами.

4. Развёрнутый ответ у доски

Родовые общины.

Дополнительный вопрос . Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки слово «родовая»?

5. Выполнение тестового задания.

Устно, ответы с места

Выберите правильный вариант и закончите предложение

Появление новых орудий труда было связано с

III . Подготовка к изучению нового материала

Постановка проблемного вопроса.

IV . Изучение нового материала

Фронтально, устно, объяснительно-иллюстративное повествование с элементами беседы и использованием ИКТ (презентация PowerPoint ).

1 Открытие пещерной живописи

В 1878 г. в Испании археолог Саутуола и его дочь отправились в пещеру Альтамира. Когда Саутуола зажег факел, они увидели картины, нарисованные на стенах и своде пещеры. Позднее были открыты и др. пещеры с рисунками древних художников. Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством. Встречались изображения животных с большим количеством ног - так художники пытались передать движение

Археолог, который открыл пещерную живопись, предположил, что её создали первобытные охотники много тысяч лет назад. На чём было основано его предположение? 1) изображены бизоны – животные, которые давно вымерли; 2) рядом найдены кости другого вымершего зверя - пещерного медведя и обломки каменных орудий труда; 3) художники пользовались не современными красками, а цветной глиной - охрой, залежи которой найдены в той же пещере. Но почти никто из ученых-современников не поверил в то, что изображения бизонов были созданы первобытными людьми. Как выдумаете, почему. Какие возражения возникли у ученых? Некоторые учащиеся могут высказать правильные догадки («ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»), которые учитель помогает обосновать.

2. Загадки древних рисунков

Работа с иллюстрациями учебника.

Посмотрите на изображения наскальных рисунков на стр 17-19 учебника. Что вы на них видите?

Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии, похожем на скафандр. Но самое главное - мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах

3. Рисунок и магический ритуал

Как вы думаете, почему первобытные люди часто рисовали умирающих, пораженных копьями и стрелами животных? 30 тыс. лет назад люди все еще находились в зависимости от сил природы; они не умели бороться с лесными пожарами, наводнениями, болезнями, часто страдали от голода. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, отчего люди болеют и умирают, от чего зависят урожай плодов и ягод в лесу, удача на охоте. Порой лес был полон дичи, река изобиловала рыбой, но вдруг и то и другое пропадало. Куда исчезли звери? Почему не ловится рыба?

Знаний для правильных ответов не хватало, людям начало казаться, что природой управляют сверхъестественные силы. Возникает вера в то, что сверхъестественные силы можно привлечь себе на помощь, например заколдовать зверя, изобразив его раненым и издыхающим , а если изобразить такого зверя в пещере, он обязательно попадет в ловушку.

Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды - охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты. Посмотрите на рисунок на стр 24

4. Возникновение религии

В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов. Люди стали обожествлять явления природы. Не умея объяснить природу появления снов, древний человек стал верить в существование души. Страх перед природными стихиями, невозможность объяснить явления окружающего мира привели к возникновению религиозных представлений .

5. Древние каменные сооружения

От первобытных времен до нас дошли огромные сооружения, называемые мегалитами. Самым знаменитым из них является комплекс Стоунхендж в Англии. Древние строители построили сооружение из сорока каменных плит весом в десятки тонн каждая. Над загадкой Стоунхенджа ученые бьются несколько десятилетий.

По одной из версий комплекс является астрономическим календарем, поскольку многие плиты ориентированы на наиболее важные звезды, а через проходы в ключевые дни года видны Солнце, Луна и звезды.

V . Закрепление

1 Параллельное в ходе изучения нового материала.

2 Обсудить с учащимися и ответить на вопрос Чем было вызвано появление искусства и религии?

3 Посмотрите на рисунок «Сцена с раненым бизоном и охотником» стр 19. Как вы думаете, что хотел показать этим изображением художник? Что могло предшествовать такому изображению?

4 Беседа по вопросам :

Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, лошадей, оленей?

Какую роль играли эти животные в их жизни?

Что называется религией, религиозными верованиями?

Всегда ли существовала религия?

Когда она возникла?

Почему возникли религиозные верования?

Какие древнейшие религиозные верования вам известны?

        Каким словом можно заменить следующие выражения:

Вера в богов и духов - ... (религия).

Изображения почитаемых богов и духов - ... (живопись).

Подарки богам и духам - ... (жертвоприношение).

Поражение копьями нарисованного животного - ... (колдовской обряд).

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ... (оборотни).

5 Опишите рисунок «Колдовской обряд перед охотой». Что делают эти люди? Зачем и почему? О каком явлении свидетельствует данный рисунок?

V . Задание на дом

VI . Подведение итогов

1. Рефлексия. Рефлексивный круг .
1) Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.
2) Педагог задаёт алгоритм рефлексии:

что нового узнали?

что почувствовали?

каковы причины этого?

как вы оцениваете своё участие в занятии?
3) Все участники высказывают своё мнение.
4) Педагог завершает рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.

2. Итог урока

3. Оценка урока

Выбор редакции
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное...

Очень важно понять, в каком направлении движется наше общество, непрерывно изменяющееся и развивающееся. Этой цели посвящена данная...

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу,...

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный...
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...
Крепость Познань расположена в одноименном городе на западе Польши. Построенная в XIX – начале XX века, крепость считается третьим по...
«Колониальные империи» - Во Франции завершился промышленный переворот. Колонии Франции. Создание международных монополистических союзов,...
Слайд 1Экология – глобальная проблема современностиСлайд 2Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и...