Сочинение по картине проводы ополчения. Описание по картине Ю. Ракши “Проводы ополчения” Цветовая гамма картины проводы ополчения


Сочинение по картине замечательного русского художника Ю.М. Ракши (1937-1980) «Проводы ополчения» развивает творческие способности учащихся, их исследовательские навыки, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Сочинение пишется в 8 классе.

Сочинение по картине «Проводы ополчения». 8 класс

Юрий Михайлович Ракша родился в 1937 году в семье рабочих. Учился в художественной школе, окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». Участвовал в создании таких значительных кинокартин, как «Время, вперед» и «Восхождение». Многие картины Ю.М. Ракши получили широкое признание, принесли ему всемирную известность.

Умер Юрий Михайлович совсем молодым, ему было всего сорок три года. В 1980 году смертельно больной художник закончил работу над грандиозным триптихом «Поле Куликово». Это многоплановое произведение состоит из трех частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

Триптих посвящен Куликовской битве , состоявшейся в 1380 году и знаменующей начало освобождения от татаро-монгольского ига. Картина «Проводы ополчения» это правая боковая часть триптиха. Другое название картины «Плач жен».

В центре композиции - женщины и дети. Они провожают уходящее в поход русское войско, состоящее из их мужей, сыновей и братьев. Могучие воины окружены туманом, их ждет кровавая битва и многие из них отдадут свои жизни за отчизну, защищая матерей, жен, детей. Вдалеке видна белокаменная Москва, из ворот которой выходит многотысячное ополчение.

На переднем плане изображена молодая, красивая женщина с печальным и прекрасным лицом. Это жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия . Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети - мальчик понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; девочка-подросток напряженно смотрит на уходящих воинов, стараясь запомнить их лица, сохранить память о них.

Известно, что Дмитрий Донской и Евдокия очень любили друг друга и можно понять, какие чувства испытывала княгиня, провожая любимого супруга на ратный подвиг. Справа от Евдокии обессилено опустилась на землю простоволосая женщина в красном сарафане. Она закинула голову назад, рот ее открыт - она рыдает, горе ее безмерно.

Молодая девушка с покрытой платком головой молится, а седовласый старик, стоящий за женщинами, благословляет воинов своим посохом. Стоящая рядом с ним женщина прижимает маленького сына к груди. Все, простолюдины и знатные люди, сплотились в единое целое перед общей бедой. Теперь они - русский народ. Эта картина учить любить отчизну, ценить людей, живущих в ней, восхищаться ее прошлым.

Об авторе: Юрий Михайлович Ракша (1937-1980)- советский живописец. На его живописных полотнах можно увидеть портреты, пейзажи и сюжетные композиции. Он также занимался оформлением художественных фильмов и иллюстрациями книг. На его картине Проводы ополчения, написанной в 1980 году, соединены два жанра: портрет и городской пейзаж. Она является фрагментом полотна «Поле Куликово». Это правая часть шедевра художника.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши: описание и анализ художественного полотна

На картине Проводы ополчения показано прощание русских женщин с воинами, которые отправляются на Куликовскую битву. На переднем плане изображены городские жители различных сословий. В основном это женщины и дети. Их всех объединило общее горе, ведь многие мужчины не вернутся с поля боя домой. Каждый из них переживает по-своему: кто-то рыдает, кто-то молится, а кто-то с горечью смотрит вслед уходящим воинам.

Центральной фигурой на полотне является молодая красивая женщина знатного рода. По-видимому, это ее муж возглавляет это огромное войско и пошёл воевать против врага вместе со всеми. Под желто-голубым парчовым платьем заметен ее округлившийся живот. Левой рукой знатная особа обнимает сына, а правой прикрывает свой живот. Она словно хочет оградить своего не родившегося еще ребенка от всех бед и несчастий. Женщина старается быть сильной и не показывает свое горе на людях. Но несмотря на гордый вид и статную осанку, в глубине души она очень переживает за судьбу своего мужа и их детей. У молодой женщины русые волосы, заплетенные в косу. На голову надет обруч, украшенный драгоценными камнями.

Её сыну на вид лет восемь. Русоволосый мальчик очень расстроен из-за расставания с отцом. Он с грустью опустил свою голову. Рядом с ним на земле сидит девочка лет десяти. Она собирает полевые цветы и смотрит вслед уходящему на битву отцу. Наверное, ему предназначался этот букетик сиреневых цветов. Но в этой суматохе она не успела его отдать. За девочкой мы видим рыдающую женщину. В бессилии она опустилась на землю, а правой рукой схватилась за голову. Ее темно-русые волосы распущены. Одета она в простую одежду: светлую кофточку и темно-красный сарафан.

У нее за спиной стоит старуха в коричневом одеянии. На ее лице читается молчаливая скорбь. Видимо, она только что проводила своих сыновей. Рядом с ней находится девушка в бело-золотистом атласном платке. Она в молитве склонила голову, а правой рукой перекрещивается. Позади них стоит седовласый старик с посохом. Он поднял к небу свои глаза и молит бога помочь и защитить воинов. Справа на полотне можно увидеть еще одну женщину, крепко прижимающего к своей груди белокурого сынишку. Все они стоят на возвышенности рядом с дорогой, по которой идут на войну их мужья, отцы, братья и сыновья. Общее горе объединило всех русских людей.

На заднем плане видны белокаменные стены Кремля. Из крепостных ворот как раз и выдвигается многотысячная рать. Словно людская река тысячи мужчин идут защищать свою Родину от врага. Горожане и крестьяне, богатые и бедные, пешие и на лошадях- все объединены в этом людском потоке. В руках они держат копья и щиты. У одного из всадников в руках красный флаг.

А за этой людской рекой видна другая, настоящая с голубой водой. И на другом ее берегу желтое поле и зеленый лес, а на голубом небе плывут белые облака. Это напоминание о мирной жизни создает еще больший контраст, еще больше подчеркивает людское горе.

В образе женщин художник показывает нашу Великую Русь. Как скорбят эти жёны и матери, так и Русь скорбит, провожая на смертный бой своих сыновей. Эта картина вызывает в нас патриотические чувства. Она учит нас любить свою Родину и гордиться ею. Автор призывает нас ценить и уважать защитников родной земли. И, конечно же, не забывать свою историю.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М. 8 класс

В центре картины изображены старики, женщины и дети. Стоя на пригорки вдоль городских стен белокаменной Москвы они провожают своих детей, отцов и мужей в великий и опасный поход, который закончится кровавой битвой с опасным и жестоким врагом в лице татаро-монголов.

Вдалеке виднеются ворота в белокаменную Москву, из которых выходят отважные защитники отчества, ее мощные каменные стены, возвышаются к небу, почти касаясь проплывающих мимо облаков.

Грозные войны стройными рядами проходят вдоль плачущих от горя женщин и детей. Окруженные туманом, угрюмые и отважные, они проходят мимо, даже не обернувшись вслед, не попрощавшись взглядом. Каждый войн одет в кольчугу, с пикой и щитом, пешими или на коне со щитом.

На переднем плане картины изображена молодая и красива женщина с белыми локонами и печальным лицом – царица Руси княгиня Евдокия. Она провожает своего мужа с тоской и верой в великую победу. По левую сторону от нее расположились ее дети – белокурый мальчик с печально опущенной головой и сидящая на траве девочка с томным и напряженным взглядом.

Евдокия испытывает смешанные чувства, радости от скорого рождения ребенка и тоски от мысли того, что ее любимый муж может не вернуться из похода.

Справа от княгини сидит на зеленой траве девушка в красном сарафане, схватившись за голову, она рыдает от горя.

На заднем фоне мы можем увидеть старика с посохом, который благославляет уходящих вдаль воинов на славную победу.

Весь люд Москвы, богатые и бедные, знатные и простолюдины сплотились воедино, чтобы вместе отстоять свою родину, свою любую отчизну.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши

Одна из частей триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши – полотно «Проводы ополчения», посвященная событиям, предстоявшим Куликовской битве. Художник пытался прочувствовать дух времени, воссоздаваемого на полотнах, и приблизить его к современности. Именно поэтому некоторых персонажей рисовал из своих современников – в одном из витязей триптиха легко угадывается Василий Шукшин, а в одном с персонажей в обществе Дмитрия Донского запечатлен сам автор.

На фрагменте «Проводы ополчения» запечатлено прощание дружины под командованием Дмитрия Донского с семьями и родней. Старцы, женщины, детки вышли за черту града, чтобы послать прощальный взгляд отправляющимся в ратную дорогу отцам, супругам и сыновьям – само войско уже направилось в путь и охвачено дымкой тумана. На лицах провожающих отображается вся гамма переживаний: печаль в глазах, надежда в сердце, что они все же скоро встретят родных мужчин.

Среди женщин, детей и старцев, провожающих ратоборцев, на первом плане находится княжна. Выплакав все слезы, она осознает, что сейчас необходимо побеспокоится о детях и о младенце, которого ожидает. Около нее находится сынишка, который, несомненно, догадывается, что он, оставшись единственным мужчиной в семье, обязан позаботиться о матери с сестренкой. Дочь князя, с неуловимой улыбкой на лице, находится у ног мамы. Девочка под впечатлением от происходящего – заслушалась песнопениями. В те времена большинство событий свершались с музыкальным сопровождением – и дружина Донского отправлялась на сражение под кручинное звучание жалеек.

Бедствие объединило горожан из разных слоев общества. Женщины и дети, старики-родители остались одни и неизвестно когда воины возвратятся и возвратятся ли домой. Родные не могут противостоять этой ситуации, и даже не пытаются воинов остановить. Они понимают, что их защитники идут послужить щитом, в первую очередь, для своих семей, а также обезопасить город от вторжения врага.

Очень важен для общего понимания настроения триптиха – пейзаж. По картине определенно видно, что наступает осень. Сумрачное небо, надвигаются тучи – как символ бедствия, от которого надо спасать Русь. Целостный для всех составляющих триптиха горизонт сплачивает и Куликово поле, и Троицкий монастырь, и Москву. Сплачивает в единое целое – Родину. В благословенную Родину, которую необходимо защитить и уберечь.

Триптих картин знаменитого русского художника Ю.М. Ракши посвящен Куликовской битве, которая состоялась в 1380 году и стада началом освобождения от трехсотлетнего татаро-монгольского ига.

  • Решетников Ф.П.

    Решетников Павел Фёдорович родился в июле 1906 года в творческой семье. С ранних лет мальчик работал, так как денег на пропитание не хватало. 1929 год Решетников поступает в Высший художественно-технический институт.

  • Сочинение по картине Осень. Охотник Левитана 8 класс

    На этой картине Исаака Левитана перед нами предстает просека в лесу, а точнее, лесная тропа. Лес – осенний, небо – мрачное. Природа готовится к зиме, где-то на тропинке даже есть небольшие кусочки снега, который, вероятно, появился относительно недавно

    Художники – хранители истории, отображающие многие события на своих картинах. Трагедия, случившаяся с древним городом Помпеи в результате извержения Везувия, получила свое отражение на полотне Карла Павловича Брюллова.

Во все времена самым основным и святым дол­гом для каждого человека была защита своей зе­мли от врага. Жить как патриот и умереть за Роди­ну всегда было великой честью. Картина Ю. Рак­ши “Проводы ополчения” посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из во­рот города ополчение, женщин и детей, провожа­ющих своих мужчин на войну.
С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные лю­ди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники – все идут на бой, чтобы постоять за не­зависимость своей земли.
В центре картины и с правой ее стороны живо­писец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщи­ны знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные грани­цы между ними.
Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах – тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном са­рафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приот­крыт – женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает уви­деть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому. В центре провожающих – красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшенич­ного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обни­мает мальчика, своего сына, который стоит опу­стив голову. Женщина провожает своего мужа, от­ца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополче­ние. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе – ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной зем­ли. Безусловно, она призывает сына гордиться сво­им отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой.
Зрителей картины поражает необычайная вы­разительность цветовой гаммы картины, как изум­ляет эмоциональная глубина переживаний, пере­данных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, про­вожая своих сыновей на смертельный бой, скор­бит.

Сочинение по литературе на тему: Описание по картине Ю. Ракши “Проводы ополчения”

Другие сочинения:

  1. У небольшого лесного озерца, словно былинные богатыри, застыли исполинские сосны, прогретые горячим солнцем. Они будто жаждут испить в этот знойный день живительной влаги, впитать ее могучими корнями. Ветви сосен высоко взлетели над землей. Кроны этих вековых великанов плотно сомкнулись. Чувствуется, Read More ......
  2. Мне очень нравятся картины, над которыми приходится размышлять. “На террасе” И. Шеван­дровой – как раз такое полотно. На картине изо­бражен босоногий юноша в голубой рубашке и джинсах, сидящий на окне террасы с книгой. Он светловолос, с правильными чертами лица. Юно­ша Read More ......
  3. егодня мы с классом посетили художественную выставку “Люди и звери”. Мне понравились многие работы, но больше всего времени я провела у картины А. Н. Комарова “Наводнение”. Веселое мартовское солнце растопило рыхлый, ноздреватый снег, и освобожденная вода разлилась, не зная границ, Read More ......
  4. “КОНИ НА ВЫГОНЕ”. На картине изображены кони и жеребенок. Глаза смотрят на зрителя, маленькие ушки улавливают каждый звук, маленькое копытце правой ноги почесывает хрупкую с белым пятном мордочку. Оно спокойное, игривое, никакого внимания не обращает на волнение взрослых. Лошадка уверенно Read More ......
  5. В детстве я очень любил слушать и читать русские народные сказки и былины. Особенно мне нравились эпи­зоды, где главный герой побеждает злого Змея и освобож­дает похищенную принцессу. Я очень хорошо представлял все детали боя благодаря прекрасным иллюстрациям кни­ги. Больше всего Read More ......
  6. Имя Ивана Константиновича Айвазовского, живописца моря, настоящего поэта морской стихии, уже много десятилетий пользуется заслуженной любовью нашего народа. Произведения художника широко известны во всем мире. Известный маринист обладал необыкновенной зрительной памятью, ярким воображением, тонкой восприимчивостью, высоким живописным мастерством, уникальным умением Read More ......
  7. Творчество художника П. П. Кончаловского вос­певает красоту окружающего мира. Живописец обладал талантом передать явления природы так, что человек, глядящий на его картины, невольно задумывался о своем неумение рассмотреть красо­ту в обычных вещах. Основными жанрами твор­чества Кончаловского была пейзажная живопись, потрет Read More ......
  8. Известный русский писатель Константин Паустовский очень тонко и правдиво подметил главную черту великого художника-пейзажиста Исаака Левитана, создавшего за свою недолгую, но яркую жизнь множество неповторимых произведений. С редким поэтическим чувством выражал художник в своих картинах не только мысли, сомнения, переживания, Read More ......
Описание по картине Ю. Ракши “Проводы ополчения”

Сочинение по картине «Проводы ополчения» педагоги предлагают написать ученикам на уроках русского языка и литературы. В данной статье мы дадим советы и рекомендации, необходимые для выполнения данной работы на качественном уровне.

Несколько слов о художнике

Сочинение по картине «Проводы ополчения» будет содержать в себе немало исторических фактов. Но перейдем к личности художника. Юрий Ракша был рождён 2 декабря 1937 года. А ушел из жизни в первый осенний день 1980 года. Ракша был не только талантливым живописцем и графиком, но и художником-постановщиком фильмов.

Он много работал и любил путешествия, поэтому посещал дальневосточную тайгу, наблюдал, как работают нефтяники на площадках, отправлялся в экспедиции вместе с геологами. Видели его и на стройке Байкало-Амурской магистрали. Художник в своих путешествиях делал зарисовки и наброски, а по возвращении в Москву обдумывал увиденные сцены, а затем создавал по ним шедевры.

Природа для Ракши всегда была на первом месте. Он сравнивал ее с храмом или мастерской, где он был прихожанином. Юрий Ракша писал пейзажи классические, а также городские, портреты и произведения бытового и исторического жанра. А также создавал плакаты к фильмам.

Но прежде чем писать сочинение по картине «Проводы ополчения», необходимо знать важную информацию о самом полотне и истории создания.

Как создавался триптих

Возможно, вы удивитесь и даже спросите: «А причём здесь триптих?» При том, что полотно «Проводы ополчения» является фрагментом триптиха под названием «Поле Куликово». Интересуемый нас фрагмент - правая часть шедевра.

Ракша приступил к созданию «Поля» за год до своей смерти. С «Мосфильма» привезли русские народные костюмы. Художник с вдохновением начал работать.

Его жена вспоминает, что в один из вечеров внезапно в квартире раздался телефонный звонок из больницы. Ирина Ракша мигом отправилась туда. Во время беседы врач показал ей анализы крови и сообщил, что Юрий болен белокровием. На тот момент это была уже острая форма лейкоза. Супруга спросила, что же это значит? Доктор ответил, что жить художнику осталось не больше месяца.

Борьба со смертью

Ирина предприняла множество попыток, чтобы продлить жизнь любимого мужа. И надо заметить, ещё год художнику был дарован. Возможно, силы свыше продлили жизнь Юрия для того, чтобы он смог закончить триптих «Поле Куликово». Художник боролся со смертью, он мужественно скрывал муки и боль. Жена видела, как он работал до изнеможения, торопился, чтобы успеть закончить работу.

В августе 1980 года заканчивал Юрий Ракша «Проводы ополчения», а Господь завершал его жизненный путь. Первого сентября художника не стало. Жена Юрия заметила, что даже краски не успели высохнуть. Она считает, что «Куликово поле» держало его на грешной земле. А мы с вами приступаем писать сочинение «Проводы ополчения» по картине Ю. Ракши.

Подготовительный этап

Прежде чем ученик начинает писать сочинение, необходимо составить план. Без него письменная работа не будет иметь логики и стройной композиции. Содержание плана может быть различным. Самое главное, чтобы изложение было последовательным.

Сочинение по картине «Проводы ополчения» должно содержать описание сюжета полотна, а также образов, присутствующих на нем. В заключение следует описать выводы и эмоции, которые вызвала картина при просмотре.

Сюжет полотна

Правый фрагмент триптиха, о котором идёт речь, соединил в себе черты нескольких жанров, а именно: классического и городского пейзажа, а также портрета. Чтобы продолжить писать сочинение по картине "Проводы ополчения", надо разобрать сюжет.

В один из солнечных дней женщины и дети провожают на войну мужей, братьев и сыновей. Русское войско окружено туманом. Его ждут кровавые сражения. Многие воины не вернутся с поля битвы. Они отдадут собственную жизнь за Родину, защитив своих близких. Позади виднеются белокаменные стены Московского Кремля, из ворот которых выдвигается русская рать. Переходим к описанию центрального плана.

Сочинение (Ю. Ракша «Проводы ополчения»): образы провожающих

В центре картины изображены женщины и дети. Мы сразу замечаем образ красивой и молодой женщины. Она держит руку на животе, потому что ждет ребенка. Ее лицо печально, но вместе с этим оно прекрасно. На женщине мы видим красивое платье, голову ее украшает венец с драгоценными камнями. Богатое одеяние отличает ее от остальных, потому что перед нами княгиня Евдокия - супруга князя Донского.

Слева от неё стоит сын. Отрок опустил голову, ведь его сердце переполняют тяжёлые предчувствия. Рядом сидящая девочка внимательно смотрит на уходящих отцов. Старается запомнить их лица, чтобы сохранить образы в своей памяти.

По различным историческим документам нам известно, что князь Дмитрий Донской и его супруга Евдокия горячо любили друг друга. Можно догадаться, что испытывает в момент прощания княжна.

Справа от неё, в красном сарафане, от бессилия схватившись за голову, вздыхает молодая девушка. Эта поза выражает ее безмерное горе. Девушка в бело-золотом платке молится, накладывая на себя крестное знамение. Позади толпы стоит старик с посохом. Он благословляет войско. Рядом с ним молодая мать, она прижимает к груди своего сынишку.

Сочинение "Проводы ополчения" по картине Ю. Ракши на этом не заканчивается. Важны выводы и эмоции зрителя. Перед нами простые и знатные люди, которые сплотились перед общим горем. Все они - русские люди. Данная картина призывает нас учиться любить Родину, ценить и уважать людей, которые жили и живут сейчас, а также восхищаться историей и достижениями нашего народа и государства в целом!

Цените и изучайте историю страны для того, чтобы в будущем не совершать ошибок прошлых лет.

Выбор редакции
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное...

Очень важно понять, в каком направлении движется наше общество, непрерывно изменяющееся и развивающееся. Этой цели посвящена данная...

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу,...

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный...
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...
Крепость Познань расположена в одноименном городе на западе Польши. Построенная в XIX – начале XX века, крепость считается третьим по...
«Колониальные империи» - Во Франции завершился промышленный переворот. Колонии Франции. Создание международных монополистических союзов,...
Слайд 1Экология – глобальная проблема современностиСлайд 2Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и...