Спонтанность: самый недооцененный психологический ресурс здоровья. Что такое спонтанность


Спонтанность – это понятие, которое в психологии означает способность действовать не под влиянием внешних рамок, а согласно с внутренним содержанием, состоянием человека. Психологическая спонтанность по сути является очень древним предметом изучения духовных практик, в каких она близка с понятием недеяния. Стремящиеся к просветлению духовники практиковали это состояние, когда, активно живя, совершая обычные действия, они старались ощущать жизнь в полноте, каковой она является без искажений через рамки ума. Они все мысли, чувства свои, действия стремились соотнести с общим мироустройством, состоянием потока.

В христианстве явление спонтанности также присутствует и раскрывается в изречении Христа «не моя воля, но Твоя да будет», что означает приведение своей воли, своих желаний в соответствие с некой мировой волей.

Когда происходит такое слияние с общим потоком – человек достигает своим разумом, индивидуальной душой разума и души мировых: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Человек не спонтанный не ощущает своей принадлежности, единства, потоковости. Когда он отпускает себя и происходит слияние – он вступает в недеяние.

Он не уподобляется мумии, становясь ни жив, ни мертв, не перестает активно действовать, иметь желания, потребности. Он продолжает находится в полноте жизни, однако это совпадает с мировой гармонией. Состояние его ума не замутнено ложными желаниями, установками, которые вызывают инерцию восприятия, не позволяют находиться в полноте реальности здесь и сейчас. Это сознание в духовных практиках сравнивается с кристаллом, оно незыблемо и нерушимо, не тревожится суетой.

Так человек подчиняет свою волю, не насилуя себя, без жестких запретов и ограничений своих желаний, ведь при блокировке поведения желания все равно отыгрывались бы в уме, языком психологии – оказались бы, например, вытесненными в под действием психологических защит.

Спонтанность в психологии

Спонтанность – развиваемый навык человека максимально эффективно реагировать в ситуации высокой степени неопределенности, когда у человека может не быть возможности подготовить заранее модель поведения, действовать шаблонно.

Спонтанность позволяет проявлять ролевую гибкость, пользоваться большим репертуаром ролей. В обыденности мы привыкаем к нескольким ролям сына, матери, отца, руководителя фирмы, студента, продавщицы, на деле же этот ресурс ролей мог быть намного шире, не используется нами в полноте. Развитая спонтанность позволяет более эффективно взаимодействовать внутри сложных коммуникаций, какие встречаются, например, в управленческой среде.

Спонтанность требуется и в отношениях, как на этапе заинтересовывания партнера, так и для удержания в длительных отношениях, что позволяет «держать, не удерживая».

Результатом развития спонтанности является вдруг начало продвижения по карьерному пути, когда человека начинают слушать другие, воспринимать его с той серьезностью, какую сам спонтанный человек выбрал. Осваивая через спонтанность максимум ролей, мы становимся более убедительными, поскольку можем создать нужную роль и прожить ее, проиграть в полноте.

Возможность спонтанно и нестандартно действовать в узкой сфере, требующей углубления, специальных знаний, ко многим приходит лишь через время, когда они могут отойти от системы. Шаблонность успокаивает, кажется, что длительная подготовка или правильность, верность инструкциям спасут от просчетов и приведут к результату.Человек склонен экономить силы, прибегая к установкам, однако они и приводят к ошибкам, лишь только ситуация изменилась. Поскольку мир динамичен во всех сферах, то способность быть спонтанным сопутствует высокой эффективности. Пик жизни, – есть творчество, и оно спонтанно по природе. Наиболее мощный эффект приходит именно в спонтанном действии, творческой согласованности с окружением. Однако спонтанность не есть идеал беспредельной свободы.

Спонтанность не означает, что любое желание должно быть непременно удовлетворено, ведь тогда и справлять нужду человек должен сразу, лишь почувствовав потребность. Критика спонтанности касается и чрезмерного погружения в детскость, регрессивное снятие с себя ответственности, ложное представление об отсутствии необходимости прилагать планомерные усилия в достижении желаемого или размышлять и трезво оценивать себя.

Ничто чрезмерное не гармонично, и свобода также должна находиться в балансе с определенными ограничениями. Разница лишь в том, что подлинно спонтанная личность может добровольно входить в рамки при необходимости и так же легко выходить из них, если они отжили, не отвечают реальности. Свобода подразумевает ответственность как готовность встретиться с последствиями своих решений и поведения. Свобода без ответственности – путь к бесстыдству и .

Спонтанность поведения

Сперва может показаться, что четкость организации, распланированность действий имеют огромный смысл. Однако через время стереотипы о правильности, распорядке жизни часто терпят крах, вызывая стрессы, истощение, ощущение бессмысленности и . Можете ли вы позвонить другу и уехать куда-то сегодня потому лишь, что так хочется, не думая о делах, что нужно успеть? Покупаете ли вы без повода подарки, даже себе, пусть маленькие, чтобы просто порадовать? Обнимали ли без причины крепко друзей, не говоря ни слова? Пробовали ли новое, не обрекая себя заранее на негативный результат, убеждая себя, что не получится? Занимались ли творчеством просто из-за случайно промелькнувшей мысли?

Насколько часто вы можете позволить себе спонтанность? Мы часто любим контролировать жизнь свою и наших близких, привыкли контролировать наши мысли и действия, потому зачастую находимся в зажатом состоянии. Может и есть какой-то импульс, но он когда-то был обесценен или запрещен внутри вас. Например, когда ребенок пробует сделать несоответствующее этикету или представлениям родителей – он получает по рукам, руки все больше зажимаются и сковываются, а вместе с ними движения и мысли.

В каждом скрыт внутренний ребенок, по сути творец, который стремится себя выражать. Не нужно стать внезапно ребенком, регрессировать и быть всегда только ребенком – нет, спонтанность признак всего лишь естественности, раскройте в себе детское доверие к миру, которое поможет вам принимать ситуации, какими вы управлять не можете. Не стоит их контролировать или бороться, но лишь принять, отдаться даже на волю случая.

Спонтанность признак творческой личности, при развитии спонтанности в вас прорывается к жизни. Вы давно не рисовали, не танцевали, вам давно не приходили свежие идеи? Займитесь развитием спонтанности, которая может дать вам поразительные, почти волшебные результаты. Спонтанность нужна и когда вам требуется просто остановиться, а затем снова начать двигаться без стеснения.

Особенно развитие спонтанности требуется людям, которые привыкли все осмыслять, контролировать, решать, избегая новых путей и вовсе всего нового. Им часто хочется попробовать новый способ действий, получить большую свободу, притом они испытывают большой выйти из рамок.

Развитие спонтанности

Для развития спонтанности эффективна следующая техника. Встаньте удобно, закрыв глаза, расслабьтесь и глубоко подышите, сосредоточьтесь в дыхании. Представьте дыхание поднимающимся от пальцев ног к грудной клетке, с каждым выдохом оно снова опускается, возвращаясь затем уже к вашим рукам. Дальше при вдохе прочувствуйте, как оно поднимается выше, к вашей шее. На следующем вдохе – к носу, а затем к макушке. Подышите полностью, словно вдыхая ногами, через все тело. Пускай на выдохе вместе с дыханием уйдет весь мусор – все проблемы, ненужные мысли, ограничивающие вас. Такая поможет вам снять лишнее напряжение, чтобы вам ничего не мешало.

Теперь попробуйте подышать очень по-разному, иногда это жесткое и аритмичное дыхание, затем глубокое и тяжелое. Посмотрите на свою руку, представив, что это отдельный персонаж, какой живет своей жизнью, пришел что-то вам рассказать. Позвольте себе, словно отделить свою руку, дав руке двигаться, как ей хочется, ведь у тела действительно есть свои истории, свое содержание, какое мы зажимаем. Наблюдайте ее действия, что с вашей рукой происходит. Возможно, у руки есть свое имя, она захочет познакомиться, сделать что-то, прикасаться к предметам.

Наблюдайте здесь ваши . Может, это вызовет раздражение, обесценивание – это нормально, если вы свыклись все контролировать. Может, вам, наоборот, интересно, вы испытываете восторг внутри.

Теперь разбудите свою другую руку как другого персонажа. Пусть она двигается, как хочется ей. Наблюдайте, с чем схожи ее движения, возможно, это будут какие-то метафоры, ассоциации. Не контролируйте ее, позвольте ей быть свободной.

Далее подключите и первую руку, пусть они двигаются вместе, однако старайтесь не синхронизировать их. Потом подключите в движение тело, голову, ноги. Поработайте с правой, левой ногами отдельно, как с руками. Позволяйте проявляться тому, что сейчас происходит с вами. У вас появится незаготовленное, спонтанное движение. Возможны привычные движения – но позвольте происходить и новому, попробуйте отпускать на волю все тело, меняйте скорость, направление. Попробуйте этот новый ритм, раскрывающее вас движение, внутреннего ребенка, который радуется от новизны, свободы.

Обратитесь вниманием к появившемуся ощущению, самочувствию. Попробуйте теперь нарисовать его. Может, это будет просто взрыв, каракули – это свидетельствует, что вы себя отпустили. Затем откройте спонтанность речи, дав возможность себе произносить любые звуки и слова. Спонтанность речи позволит проговорить вам, что вы танцевали и рисовали. Исследуйте, что для вас эта спонтанность? Применяйте элементы этой техники в жизни, например, приготовив новое блюдо не по рецепту, добавляйте новые ингредиенты, творите.

Эта техника отлично применима с детьми или в творческих коллективах. Даже художники часто жалуются на забитость рамками, отсутствие креатива. Если вы работаете в жесткой структуре – позволяйте себе новые ощущения, даже через такую игру, через тело это проявляется лучше всего. Результатом будет не потеря контроля, а увеличение доверия к жизни, возрастающая спонтанность личности. Сколько нашего напряжения, сил затрачивается на борьбу с ветряными мельницами, когда мы можем, напротив, сохранить себя, свою энергию, использовав даже проблему или соперника в положительном ключе, как скрытый ранее от «зашоренного» взгляда ресурс. Спонтанность личности здесь напоминает бурю, которая принесет вас к нужному месту, не нужно с ней бороться.

Спонтанность как качество личности – способность активно, самопроизвольно действовать под непосредственным влиянием внутренних причин, собственных побуждений, без воздействия извне.

У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру: - Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили? - Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне. От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок. После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки. - Странно, - сказал побеждённый, переводя дыхание, - я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом. - Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, - ответил мастер, - но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы, спонтанно. Но этому вы меня не учили, - сказал ученик. - Спонтанности я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.

Подлинная спонтанность – результат большого труда. Может кто-то спонтанно сыграть на фортепьяно «Аппассионату» Бетховена, если он никогда не учился играть? Безусловно, нет. Нужно много трудиться, приобрести соответствующие навыки. Сначала механический труд в купе с терпением и лишь потом спонтанность. Философ Вячеслав Рузов вспоминает: «Сначала идет, к сожалению, механика. Никогда вы не можете сначала встать на свободное поведение, всегда сначала механика. Культура – это механика. Мы должны терпеть. Терпеть – это механика, но это делает нас сильными и духовно, поэтому сначала механика, потом спонтанность. Никогда сначала не идет спонтанность. Вот я объясню. Я музыкант, я долго учился играть на фортепьяно, и спонтанность у меня появилась на 7-м году обучения. Я мог спокойно с закрытыми глазами без света играть всё, что угодно. Абсолютно спонтанно читать с листа, импровизировать как угодно. У каждого своё какое-то искусство есть, но сначала что? Гаммы с рассвета до заката, гаммы, гаммы, гаммы. Если у соседей ребёнок, который играет гаммы – вам это знакомо. С рассвета до заката много лет. Также и культура – это много лет с рассвета до заката себя вести правильно и потом появляется спонтанность, естественность».

Добрые дела, совершаемые спонтанно, ценнее тех, что вершатся намеренно, - сказал однажды Мастер. Это вызвало шквал вопросов, но Мастер ловко уклонился. Он поступал так тогда, когда считал, что время отвечать на них ещё не настало. Однажды все пошли на концерт всемирно известной пианистки. Мастер прошептал сидящему рядом ученику: - Движения пальцев этой женщины по клавиатуре спонтанны, они не могут быть намеренными. Работа такого качества - это работа подсознательного.

То, что доведено до автоматизма, то, что не требует длительного обдумывания, спонтанный ум решает в считанные секунды. Профессионал самопроизвольно, то есть спонтанно, выполняет своё дело. Он привык стабильно — положительно решать свою задачу. Спонтанность — дочь стабильности. Разум профессионала генерирует спонтанные, самопроизвольные действия. Это невежда стоит в растерянности перед тем, что и как нужно сделать. Его разум не способен на спонтанность.

Невежда, в силу того, что он человек, может решать возникающие проблемы стереотипно, шаблонно. Штампы сознания, внушённые психологические установки, засевшие в подсознании ограничивающие убеждения, в какой то мере, позволят ему как-то выходить из создавшихся ситуаций. Но это ложная спонтанность, ибо она не опирается на знание, ставшее частью жизненного опыта. То есть, в стихийных действиях невежды нет мудрости, присущей истинной спонтанности.

Мудрец, когда у него спрашивают совет, может поразить всех спонтанным ответом. Почему так происходит? Может, он мыслит легкомысленно и несерьёзно? Может, отвечает быстро из-за своей поверхностности? Нет. Мудрец – это олицетворенное реализованное знание. Мудрец говорит только то, что испытано лично им на практике. Мудрость держит в памяти только реализованное знание. Когда ученик задаёт Мудрецу вопрос, который им апробирован на практике, последует спонтанный ответ.

К мудрецу однажды пришла женщина с мальчиком и сказала: - Я уже испробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест много сахара. Пожалуйста, скажите вы ему, что это не хорошо. Он послушается, потому что он вас очень уважает. Мудрец посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: - Приходите через три недели. Женщина и ребенок послушно пришли через три недели. Мудрец сказал: - Приходите еще через три недели. Когда они пришли в третий раз, Мудрец сказал мальчику: - Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья. - Раз вы мне советуете, я больше не буду этого делать, – ответил мальчик.

Женщина спросила мудреца, почему он не сказал этого спонтанно в первый же раз, ведь это так просто? Мудрец признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать спонтанный совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся…

Психолог Инесса пишет: «Чаша весов в психологии продолжала перетягивать спонтанность то в одну, то в другую сторону. Одни утверждали, что человек спонтанный – это опасная и ненадежная личность, поскольку не умеет и не хочет владеть собой, тогда как другие восхваляли индивидуализм и умение быть самим собой. Конец этой затянувшейся дискуссии положили учения Морено, Юнга и Фромма, которые смело заявили о том, что рассматриваемое нами явление – одна из движущих энергий человеческого бытия, и умение проявлять спонтанность – это признак настоящей личности. По их концепции, это качество личности считается огромной силой, подталкивающей человека к самореализации и свободе самовыражения. Спонтанность в их устах стала вызовом сложившимся устоям и стереотипному поведению. Стало модным «быть собой», «решиться вступить на свой путь» вместо привычных «так делают все, значит и я должен», «быть таким, как остальные». Спонтанность окончательно утвердилась на пьедестале и была провозглашена «дорогой к саморазвитию». Прошли годы, канули в Лету мэтры психологических наук, сумевшие вернуть спонтанности доброе имя. И вновь она попала в немилость народа, ей приписали такие негативные качества, как бесконтрольность, импульсивность и непредсказуемость. В современном мире человек спонтанный – это человек инфантильный, безответственный и незрелый, не способный держать в узде свое неуемное «я». Быть спонтанными — увы! — могут лишь дети».

Социальный окрас спонтанности напрямую зависит, под влиянием какой энергии находится человек. Иначе говоря, существует благостная, страстная и невежественная спонтанность. То есть, в одних случаях спонтанность будет являться положительным качеством личности, в других – каким-то средним арифметическим между добродетелью и пороком, а в третьих — откровенным пороком.

Так, невежественный человек проявляет спонтанность в контексте скоропалительности, безответственности, бесконтрольности, порывистости, импульсивности, самонадеянности и непредсказуемости. Какая у окружающих будет реакция на спонтанность алкоголика и наркомана? Подозрение, недоверие, снисходительное, несерьёзное отношение. Люди знают, что такой спонтанщик может в любой момент выкинуть какое-то непотребство, поставить всех в неловкое положение. На такую безбашенную спонтанность нельзя положиться, ибо она точно надёжностью не страдает.

Генералами спонтанности, конечно, всегда будут дети. Но куда деться взрослым без спонтанности в любовных отношениях? Можно запланировать спонтанность, вывесить график занятий любовью? Спонтанность в страсти не терпит никаких графиков и планов. Она подчинена только страсти.

Благостная спонтанность ответственна, осознанна и смела. Человек действует, как велит ему сердце и накопленный жизненный опыт. Он действует согласно своим внутренним побуждениям, игнорируя окрики извне. Благостная спонтанность – качество настоящей зрелой, гармоничной личности. Спонтанность в благости – дорога к самосознанию и совершенствованию.

Неуместно и абсурдно обвинять спонтанность в грехах, которые она не совершала. Нужно просто понять, какой человек её проявляет. Если это инфантильный, безответственный и незрелый человек, то и спонтанность его будет такой же порочно- незрелой.

Петр Ковалев 2015 год

Спонтанность , о которой пойдет речь в этой статье – это медитативное переживание природы собственного ума в истинном свете. Тысячи переживаний без всякого смысла и основания спонтанно появляются и растворяются. Попытка удержать что-либо, или избавиться от чего-либо создает напряжение, ограничивает восприятие, приковывает к объекту двойственности. Все так называемые события – иллюзии, т.к. на самом деле являются неустойчивыми, неуловимыми, спонтанными мыслями и образами в сознании. Просто, оставив все как есть, не превращая оставление в движение, или напряжение, вы освобождаетесь от всеобъемлющей погруженности в переживания и открываете великую спонтанность происходящего. Это – практика невыбирания, недеяния. Сложно найти решение всем проблемам и беспокойствам. Легко осуществить тонкое различение, которое впускает поток, смывающий все понятия о проблемах, и приводит к осознанию спонтанности всех вещей.

Вначале «невыбирание» может проявляться как тонкий выбор, а недеяние как тонкое действие. Это остаточное напряжение – мысль, которая говорит: «я практикую». В это время мы можем отчетливо увидеть парадоксальность происходящего. Казалось бы, мы просто есть здесь и сейчас, но что-то по-прежнему действует, и действует в спонтанности, помимо нашей воли. Получается, существует «Я», которое просто есть, и отдельное от него – «я» которое действует. Существует ли между ними разница? Где этот незримый переход из одного «я» в другое? Понять это невозможно, т.к. это и есть граница ума и того, что запредельно мысленному пониманию.

И когда мы просто продолжаем пребывать в таком подвешенном расслабленном состоянии, не ограничивая себя частным пониманием, не производя шум грубым анализирующим умом, то начинаем постепенно видеть все ясней то, что есть по-настоящему здесь и сейчас. Уму открывается непостижимая тайна о его собственной природе – ум не имеет никакой основы, у него нет собственной сущности, он даже не является живым. Все это условности. Мы видим как есть, что ум по-прежнему рефлексирует, производит вычисления, создает свойственное ему напряжение, что-то анализирует, пытается вогнать озарения в новую систему, производит отличия, строит формулы. И все это происходит спонтанно, само собою, без нашего участия, просто в силу природы интеллекта – в силу его заряда.

Отождествление с умом, или растождествление с ним – просто мысль, еще одна двойственность. Когда нет разделений и предпочтений, тогда есть то, что есть – бытие, всегда новая реальность настоящего момента, грандиозная спонтанность . Это возможно только благодаря расслабленному невмешательству в то самое присутствие, которое и без того происходит помимо любых стараний.

Почему если реальность и просветление так естественны, человек пребывает в напряженной двойственности и зажат в мыслях? Никто не может иначе. Парадокс в том, что и наше привычное состояние является естественным и спонтанным, хоть и выглядит как нечто, отталкивающееся от сомнений и планирования. Это просто происходит, как и все в этой реальности. Человек пребывает в иллюзии творения, в иллюзии того, что есть действия, и эти действия не просто случайное движение, а движение, наделенное жизненным смыслом. Действия, не имеющие смысла, мы не делаем. Каждая ситуация на разных уровнях, каждый миг для нас – сделка и компромисс.

Есть действие – есть результат. Когда результат неочевиден, возникает ощущение неудовлетворенности, несправедливости и обмана. Щемящая пустота, как небольшой просвет, сквозь который ощущается бессмысленность всей этой механической мешанины побуждает нас впервые за долгое время сна задуматься о собственной жизни. И тогда возникает ощущение, что «ничего не хочется, все надоело, все бессмысленно». Хоть это ощущение и отражает реальность в какой-то степени, отражение это происходит по-прежнему на уровне ума, и является всего лишь очередной иллюзией, мыслью. Когда этот просвет, в ходе практики осознанности становится шире, все переживания временно усиливаются. Начинается процесс очищения, в ходе которого, бессмысленность и пустотность неожиданно проявляют себя как свобода, ясность и чистота.

Если взять для рассмотрения плоскость напряжения и расслабления, получается, что мы почти всегда находимся в таком вот подвешенном состоянии. Нам не свойственно – ни тотальное напряжение, ни тотальная открытость. Мы лавируем от одного небольшого напряжения к другому, называя череду этих моментов жизнью. Вся наша жизнь – это непрерывная погруженность в сотни механических (спонтанных) выборов, продиктованных мириадами бессознательных импульсов.

Мы не ощущаем, как это происходит, наше внимание скользит по следствиям бессознательных причин, вытекающих в привычную жизнь, которую мы принимаем как должное. Проявленная мысль в какой-то степени осознается, а механичность выбора – нет. Спонтанность – природа всех явлений . При рассмотрении умом спонтанность может выглядеть чем-то ограничивающим. Однако в сфере души – это свобода. Если выбор всегда протекает механически, соответственно, само понятие выбора – иллюзия. Ум всегда ограничен, в этом его природа. Однако сознание свободно от выбора и сомнений, оно – сама спонтанность , сознание просто есть, как вечный зритель этого действа на безбрежной сцене океана жизни.

Сверхусилия спонтанно приводят к усталости и расслаблению. Возможно, по этой причине опыт концентрации неизбежен. Пресытившись погруженностью в сомнения, умудренный разум выбирает . Когда внимание, закаленное практикой становится острым, нам уже не требуются усилия, чтобы расслабиться. Мы осознаем обычную жизнь как сверток напряжений и работаем с ними, не создавая лишнего волнения. Это происходит без усилий ума – интуитивно.

Каждый знает, как напрячь тело физически и затем отпустить. Нечто подобное происходит и на тонких, причинных уровнях. Мы привносим осознание в собственный ум, без побуждений, просто смотрим на то, что способны увидеть. Более тонких граней высматривать не нужно. Наша работа – это наш уровень. То, что происходит сейчас гораздо важней того, что, как зачастую кажется уму, могло бы происходить. Истинно срединный путь – это интуитивное доверие реальности настоящего. Тогда расслабление становится естественным. То, что есть – гораздо проще и светлей, чем то, что кажется. Спонтанность – естественный ход всех вещей во вселенной.

Фев 18

Когда человек действует строго в рамках этикета — он однозначно не харизматичен. Харизматику свойственна непредсказуемость поведения. Он поступает спонтанно, не задумываясь, не оглядываясь на мнение окружающих, но ему все равно прощают ляпсусы в поведении.


Представьте двоих мужчин, которым нужно уйти из большой шумной дружеской компании. Один из них объясняет: «У меня важная встреча. Мне с вами очень приятно, но, к сожалению, я должен идти». Ему отвечают: «Ну идёшь — и иди!», — и смотрят на него с неприязнью или как на идиота. Второй обводит всех взглядом и говорит: «Чёрт возьми, меня такая девушка красивая ждёт, а я сижу тут и на ваши умные лица смотрю. Всё, «погнал» я». Все смеются и остаются довольными, несмотря на то, что он все-таки уходит.

Итак, первый признак харизматичного поведения – спонтанность, то есть способность действовать, не обдумывая своих действий .

Многие наверняка замечали, что в состоянии лёгкого алкогольного опьянения они гораздо легче и свободнее контактируют с людьми. Принято считать, что «тормоза отпускаются», но на самом деле для достижения подобного эффекта нужно употребить около литра крепкого спиртного. Так что в большинстве случаев это просто «отмазка», возможность оправдать свое недостойное поведение тем, что «простите, злоупотребил».

Раз подавляющему большинству людей алкоголь нужен только для того, чтобы иметь оправдание своему поведению , то и пить его вовсе не обязательно. Вполне достаточно использовать парфюм с запахом алкоголя или смочить руку спиртным и провести по физиономии. После этого благоухающая персона может вести себя так, как ей угодно.

Известно, что человек, находящийся в состоянии глубокого алкогольного опьянения, может упасть с высоты или принять участие в физическом конфликте и не получить никаких серьёзных повреждений. Трезвый собранный сосредоточенный человек, идя по улице, может споткнуться и сломать ногу, а пьяный «в хлам» может вывалиться из окна третьего этажа, подняться и спокойно пойти дальше.

У пьяного человека нет страха, из-за спонтанного поведения его тело расслаблено.

Отсутствие чувства страха отражается на поведении. Харизматик не задумывается ни на секунду и не боится реакции окружающих – поэтому ему гораздо легче, чем обычному человеку, удается и познакомиться с кем-нибудь, и нагрубить кому-нибудь, и очаровать кого-нибудь.

Примеры спонтанного поведения

К одному мужчине в квартиру ворвался какой-то тип. Он держал в руке единицу огнестрельного оружия и кричал, что, по его сведениям, хозяин квартиры спал с его женой.

В такой экстремальной ситуации большинство людей принялось бы оправдываться, и кончилось бы это печально: нападавший был «на взводе» и вполне мог выстрелить.

Хозяин квартиры посмотрел в глаза этому типу, развел руками и произнес: «А кто с ней не спал?!». Нападавший впал в ступор, выронил пистолет и стал растирать по щекам слёзы. Хозяин подобрал пистолет, спрятал его и стал утешать своего «гостя», объяснять, что все не так страшно, что они – товарищи по несчастью и так далее… В конце концов ревнивый муж успокоился и ушел. Кто была та женщина, о которой шла речь, имела ли место измена с ее стороны, и если да, то с этим мужчиной или с другим – так и осталось за кадром.

Хозяина квартиры спасла мгновенная реакция, спонтанное поведение. Ворвавшийся к нему тип мог выстрелить в ответ на любую реплику — только Управляющая Программа Вселенской Матрицы знает, выстрелил бы он или нет. Но именно одна сказанная фраза изменила ситуацию, оказалась для него ключевой — он уронил пистолет и разрыдался.

Человек с нормальной головой не найдётся за доли секунды на такой ответ. Для этого в голове надо перепрошивку сделать.

* * *

В центре города Петербурга человек заправляет свою машину. Вдруг подъезжает роскошный автомобиль, где сидят четверо мужчин — лица у каждого во всё лобовое стекло. Одно «лицо» опускает стекло и заявляет, что им гораздо важнее быстро заправиться. И что этот мужчина должен быстро отъехать, иначе они выйдут и сделают ему пластическую операцию без наркоза. Человек поворачивается, берет шланг и начинает лить бензин на крышу этого роскошного автомобиля – выливается приличное количество, пока до диспетчера наконец не доходит, что нужно отключить. Затем он достаёт зажигалку «Зипо», которая не гаснет на ветру, и высекает огонь. И задаёт вопрос: «Ну что, покойнички, отъездились?» Сидят четверо мужчин в роскошном автомобиле, и по их бледным лицам катится пот. В машину уже залилось бензина литров пятнадцать. На заправке – пятьдесят тонн бензина. А человек стоит с зажигалкой в руке. Мужчина смеётся, убирает зажигалку, садится в свою машину и уезжает.

Проходят годы. Не так давно мужчина совершенно случайно встречается с теми персонажами в спортивном клубе. Они здороваются, а потом он спрашивает, почему они тогда не нашли его по номеру машины и ничего ему не предъявили. Один из персонажей говорит: «А что можно предъявить человеку, размахивающему зажигалкой перед лужей бензина на бензоколонке!? Можно его убить, но, во-первых, за это никто не заплатит, а во-вторых, это совершенно бессмысленное занятие».

Как научиться вести себя спонтанно?

Человек в нормальном состоянии такую модель поведения не придумает и не осуществит. Это поведение спонтанное, для него требуется особое состояние реальности и особое состояние сознания – состояние легкого транса . Чтобы войти в спонтанное состояние, научиться вести себя спонтанно, нужно блокировать мысли. Мысленно задать себе ритм – представить у себя в голове барабан — бом-бом, бом-бом, бом-бом! В состоянии спонтанности можно говорить всё что угодно! Действовать – как угодно! Значит, человек в состоянии спонтанного поведения действительно способен творить чудеса.

Упражнение

Основной способ вхождения в спонтанное состояние таков: Расфокусируйте взгляд. Мысленно создайте в голове барабанный бой – бом-бо-бо-бом, бом-бо-бо-бом, бом-бо-бо-бом. Сделайте мысленно бой барабанов в голове. Представьте молоточки, которые помогают — постукивают. Нужно натренироваться, чтобы вы в таком состоянии могли ходить, двигаться, говорить, думать.

Во многих видах спорта и борьбы – будь то теннис, бокс или что угодно — отработка ударов построена на автоматизме. На установке на автоматизм, когда человек выполняет действия, не думая.

Чем отличается водитель от человека, который просто умеет переключать передачи? Водитель переключает передачи, отжимает сцепление, поворачивает руль, не задумываясь. Он смотрит на дорожные знаки, на разметку, на спидометр – и ведет машину. А хороший водитель — вообще никуда не смотрит, но видит всё. То есть чем глубже транс, тем лучше водитель.

И это касается любого дела, которым бы вы ни занялись. Чем глубже вы войдете в транс — тем лучше вы это дело будете делать.

© Вадим Шлахтер

Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...