Театр Эстрады - Театр Эстрады. Билеты на чапаев и пустота Чапаев и пустота спектакль актеры


Режиссер: Павел Урсул

В ролях: Михаил Ефремов, Михаил Крылов, Михаил Полицеймако, Павел Сборщиков, Мария Козакова / Екатерина Смирнова, Владимир Майсурадзе, Тимофей Савин

Спектакль с антрактом Продолжительность: 2 часа 30 минут

Культовый спектакль по культовому роману «Чапаев и Пустота» - один из самых успешных и нестандартных спектаклей на современной российской сцене.

Необычный литературный материал, смелая режиссура и звездный актерский состав вот уже 15 лет пользуются невероятным успехом у публики.

Непредсказуемый Михаил Ефремов в роли Чапаева, виртуоз Михаил Крылов – Петр Пустота, весельчак и шоумен Михаил Полицеймако – Котовский, молодая и талантливая Мария Козакова – Анка-пулеметчица и брутальный красавец Павел Сборщиков – Сердюк. Несомненно, это как раз тот случай, когда сумма всех слагаемых больше, чем каждый актер по отдельности.

Ставить спектакль по Пелевину – это не просто вызов. Ведь воплощать на сцене действие, которое «происходит в абсолютной пустоте» - задача не из легких. Но творческое трио – Евгений Сидихин, Александр Наумов и режиссер Павел Урсул - мастерски выдало свое видение нашумевшего романа, ведь постановка понятна даже тем, кто книгу не читал. И, судя по долгожительству спектакля, это удалось!

Зритель оказывается между двумя мирами, в одном из которых - герой-комдив Василий Иванович Чапаев и его оруженосец Петька стараются разобраться в целесообразности всего происходящего во вселенной, а в другом – пациент психиатрической лечебницы пребывает в мире своих сюрреалистических грёз.

В невероятную игру включаются и другие «психи»: бородатый мужчина представляет себя Просто Марией и ходит на свидания с Арнольдом Шварценеггером, а группа больных во главе с Котовским «объедается грибами в поисках вечного кайфа»...

Несмотря на кажущуюся бесшабашность сюжета, «Чапаев и Пустота» - спектакль философский, пронзительно грустный и, при этом, невероятно смешной и современный. Звездам театра и кино Михаилу Ефремову, Михаилу Полицеймако и остальным задействованным в постановке актерам удается филигранно объединить все эпохи, в которых разворачиваются события, - гражданскую войну, современную психушку и великую Пустоту, в которую, наконец, уходят герои…

18 ноября московский театр «Практика», специализирующийся на постановках по современным текстам, показал премьеру «Чапаев и Пустота» по самому известному роману Виктора Пелевина. Режиссер - неутомимый Максим Диденко, который всего пару месяцев назад выпустил нашумевшего «Черного русского», а в ролях - молодые театральные звезды из Мастерской Брусникина. The Village рассказывает, из каких компонентов собран потенциальный хит «Практики».

Режиссура Максима Диденко

На сегодняшний день Диденко - чуть ли не самый востребованный молодой режиссер Москвы. Только за последний год он выпустил пантомиму по «Идиоту» Достоевского в Театре наций, поэтический спектакль о Пастернаке в «Гоголь-центре» и независимый интерактивный проект «Черный русский» в настоящем дореволюционном особняке.

Диденко - полиглот от режиссуры. Он чувствует себя своим в разных жанрах исполнительских искусств - перформансе, танце, пантомиме, драме, мюзикле - и произвольно миксует их на сцене. В одном из его последних спектаклей «Пастернак. Сестра моя - жизнь» заглавный герой был разделен на три ипостаси (молодой мужчина, старик и ребенок): один артист отвечал за поэтическую читку, другой - за пение, третий - за пластику. Тот же прием - назовем его «трехстороннее приближение» - Диденко применяет в новой работе по тексту Виктора Пелевина: первый акт - это музыкальный концерт на стихи из романа, второй - драматическая сцена, третий - танец.

Заключительное танцевальное действие - не столько трактовка литературного первоисточника, сколько комментарий к пелевинскому «Чапаеву»: режиссер обыгрывает эклектичную природу текста и его буддистские мотивы. Наблюдая за медленными движениями актеров, зрители должны войти в состояние, похожее на медитацию - вот только мантрой служит не санскритское слово, а строчка из народной песни «Ой, то не вечер». Вполне в духе оригинала.

Роман Виктора Пелевина

В постмодернистском тексте Пелевина продолжилась эволюция Василия Ивановича и Петьки - исторических фигур, превратившихся сначала в эпических героев, а потом и в комический дуэт из анекдотов: Петька стал поэтом-интеллектуалом с буддистской фамилией Пустота, а Чапаев - его духовным наставником. Для Пустоты существуют две реальности - Гражданская война и психиатрическая клиника в России 90-х, и один из этих миров - определенно галлюцинация (Чапаев утверждает, что оба).

«Чапаева и Пустоту» можно читать как популярное изложение буддистской философии - особенно занятно, как персонажи описывают концепцию нирваны, пользуясь аналогиями из криминального мира. Роман, изданный в 1996 году, не так сильно связан со своей эпохой, как, например, «Generation П», а звучащие в спектакле реплики о сталинизме и православии так и вовсе кажутся написанными вчера.

Второпях пересказывать «Чапаева» на сцене, стараясь уложиться в два-три часа, - заведомо провальная затея: такая постановка почти наверняка будет проигрывать первоисточнику. Диденко выбрал, наверное, единственно правильный путь - создать самостоятельное произведение по мотивам Пелевина. Режиссер оставил от романа большую диалоговую сцену, где бандиты из 90-х едят грибы и рассуждают о дуккхе и нирване, стихи Петра Пустоты плюс выдержки из бесед поэта с Чапаевым (в 1920-х) и психиатром (в 1990-х).

«Брусникинцы»

Мастерская Дмитрия Брусникина - группа выпускников Школы-студии МХАТ - еще до окончания института стала любимой молодой труппой театральной Москвы. Руководитель курса Дмитрий Брусникин придерживался стратегии, которая шла вразрез с консервативным укладом творческих вузов: его студенты занимались с успешными режиссерами, играли спектакли по пьесам современных авторов, обучались перформансу, документальному и пластическому театру - словом, осваивали актуальный контекст искусства.

«Брусникинцы» рано вышли на профессиональную сцену: их учебные спектакли то и дело появлялись за пределами Школы-студии - в Центре имени Мейерхольда, «Театре.doc», той же «Практике». В июне 2016 года, через год после вручения дипломов, «Практика» объявила, что предоставит Мастерской резиденцию.

В «Чапаеве» немало серьезных вызовов для артиста: современный танец, пение, огромный драматический эпизод, где вместо нормальных эмоций нужно играть рефлексию человека под веществами. Универсальные актеры Мастерской все это умеют: заслуга Диденко еще и в том, что он сумел за три часа выгодно показать молодую труппу со всех сторон.

Главного героя, Петра Пустоту, играет один из самых узнаваемых «брусникинцев» Василий Буткевич, недавно снявшийся в «Тряпичном союзе», и это безукоризненно точный кастинг: суровые стихи Пустоты эффектно контрастируют с нежной, почти детской внешностью артиста.

Психиатром Тимуром Тимуровичем стал в одном из составов сам Дмитрий Брусникин, что служит поводом для инсайдерских шуточек. «Когда я представляю себе, сколько с вами будет возни, мне становится страшно»: то ли доктор говорит это больным, то ли мастер - ученикам.

Музыка Ивана Кушнира

Композитор Кушнир - бессменный соавтор Максима Диденко. Тандем выпустил два оригинальных мюзикла - «Ленька Пантелеев» по мотивам «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта и «Хармс. Мыр» на слова обэриута Даниила Хармса.
А еще Кушнир написал роскошные аранжировки народных песен и первого российского гимна для «Черного русского», положил на музыку прозу Бабеля для «Конармии» и стихи Пастернака для «Пастернака», сочинил саундтреки «Идиота» и «Земли». Продюсерская компания Ecstátic, выпустившая «Черный русский», пересмотрела совместные спектакли Кушнира и Диденко и собрала целую музыкальную программу: концерт «Черная свадьба» запланирован на 29 ноября.

В «Чапаеве и Пустоте» основным интересом композитора был первый, вокальный акт: Кушнир создал репертуар вымышленной рок-группы, основываясь на стихах Петра Пустоты.

Но в «Чапаеве» сценографа ограничивал тесный подвал театра «Практика», и в результате энергия сопротивления помогла Солодовниковой спроектировать одну из лучших своих декораций - лаконичную, остроумную и эффектную. Крошечная сцена превратилась в музыкальную студию, облицованную шипастыми звукопоглощающими панелями: в первом, «песенном» отделении зрители как будто присутствуют на записи альбома. Стоит им уйти на перерыв, и красная комната превращается в точно такую же желтую, а та, в свою очередь - в голубую: каждый цвет соответствует основному настроению акта.

Бывший фэшн-дизайнер, Солодовникова обожает придумывать эксцентричные наряды, и «Чапаев» - не исключение. К примеру, для первого действия художница сочинила костюмы, в которых объединила русскую революцию с мексиканским карнавалом смерти, - микс, достойный Пелевина.

Фотографии: Даша Трофимова/Театр «Практика»

«Чапаев и Пустота» вышел в 1996 году - за три года до «Generation П», где писатель со свойственной ему серной кислотой эзотерики и постмодернизма живописал новую Россию. В её пересекающихся параллельных мирах обитали ларьковый бандитизм, концептуальный рекламный бизнес, наркотические трипы, поиск национальной идеи в мире духов, коспирологически всемогущая государственная власть и эхо вавилонской культуры, которая именно в российских землях спрятала пса П***еца - предвестника апокалипсиса. В 2011 году роман довольно бережно (Пелевин якобы прислал ему благодарственный е-мейл), но смутное обаяние наждачного текста, передававшего, казалось, сложный культурный и идейный рисунок 90-х, испарилось. Вау-фактору XXI век не поразился. «Чапаев и Пустота» же, напротив, оказался извлечен из библиотеки своевременно.

События «Чапаева» происходят в нескольких измерениях: в революционной России 1918-19 поэт-декадент Петр Пустота бежит от персональных демонов и встречает легендарного начдива Василия Ивановича Чапаева, который хорошо осведомлен в духовных практиках и, попутно с командованием РККА, становится для запутавшегося поэта своего рода бодхисаттвой. В это время в 90-х Петра лечат в психиатрической лечебнице, куда он угодил с раздвоением личности (считает себя не Наполеоном, но поэтом-декадентом революционных годов). Его и еще троих подопечных врач Тимур Тимурович пичкает наркотиками, чтобы найти в трипах пациентов ключ к их болезням. В галлюцинациях одного фигурирует алхимический брак с Западом, у другого - с Востоком, еще один апеллирует к идее сверхчеловека.


В общем, разброд в сознании героев в полной мере отражал развилку, на которой оказалась Россия после развала СССР. Пелевин фиксирует глубинную внутреннюю растерянность от времени перемен, сформулированную Тимуром Тимуровичем: «И когда в реальном мире рушатся какие-нибудь устоявшиеся связи, то же самое происходит и в психике. При этом в замкнутом объеме вашего «я» высвобождается чудовищное количество психической энергии. Это как маленький атомный взрыв ». Режиссер решил поставить «Чапаева» аккурат к 20-летию текста - и тот удивительным образом вновь попал в настроение растерянности, пускай некоторые детали пелевинского повествования звучат избыточно и архаично (преимущественно в главе про бандитов).

Привыкший упаковывать слова в сценографию и ансамблевое действо, , разумеется, ставит Пелевина избирательно - от всего 500-страничного романа осталось три главки-акта. «Сад расходящихся Петек», «Чёрный бублик» и «Условная река абсолютной любви». Первые два действия обязаны именем черновым заглавиям романа, третье - пелевинской расшифровке названия реки Урал.


Первый акт - рок-концерт в красных, но мягких стенах психушки; Актёры Мастерской Брусникина ( - Петька, Илья Барабанов - Чапаев), разодетые в костюмы, смешивающие японскую, революционную и рок стилистику, задорно исполняют песни на стихи Петра Пустоты, он же - поэт Фанерный («не путать с тигром бумажным и солдатиком оловянным»). Энергичная музыкальная программа, написанная композитором Иваном Кушниром , переходит в сеанс коллективной психотерапии, которую устраивает врач Тимур Тимурович ( ). В зале включается свет - доктор произносит монолог про перемены и их влияние на внутренний мир человека (Пустота пытается спорить).

Второй акт - сочный нарко-трип в свете желтых люминесцентных ламп: стереотипные бандиты из 90-х (Буткевич, Барабанов и ) ходят по кругу и ищут Вечный кайф, то есть выход из колеса сансары, чьи законы сформулированы по понятиям. Рядом с ними незримо присутствует тот, кто вечный кайф познал и чьё лицо скрыто маской. Неонового демона второго действия зрители принимают с еще большим энтузиазмом, чем энергичное первое, - благодаря абсурдно-прямолинейному юмору Пелевина, который снова и снова, на разных примерах старается прояснить концепцию Вечного кайфа.


Третий акт - бессловесный балет в полосато-синих купальниках под несмолкающую песню-мантру «Ом, то не вечер, то не вечер» в исполнении в той же маске. Здесь переплетаются взрывы снарядов, игра в «Море волнуется раз», слаженная работа коллектива по синхронному плаванию, а также обретаемый в реке абсолютной любви покой. Сценограф и художник по костюмам Галина Солодовникова решает реку в виде загона с прозрачными шариками - как в детской комнате торгового центра. Ироничная деталь вполне в пелевинском духе.

Для Пустоты же финалом оказывается то ли просветление, то ли излечение от психического недуга, то ли просто конец спектакля - потому что нет реального мира, всё иллюзия, пора по домам. Но прежде в холле по четырем телевизорам, где в антракте рассказывают истории, например, про поработивший человечество грибок, еще покажут шеренгу из актеров в полном боевом раскрасе из первого акта. Они уже совершили вход в пустоту.

Культовый спектакль по культовому роману Виктора Пелевина

Дата: 23 мая
Место: Московский театр мюзикла
Начало: 19:00

«Чапаев и Пустота» — один из самых успешных и нестандартных спектаклей на современной российской сцене. Необычный литературный материал, смелая режиссура и звездный актерский состав вот уже 15 лет пользуются невероятным успехом у публики.

Непредсказуемый Михаил Ефремов в роли Чапаева, виртуоз Михаил Крылов — Петр Пустота, звезда театр и кино Гоша Куценко — Котовский, молодая и талантливая Мария Козакова — Анка-пулеметчица и брутальный красавец Павел Сборщиков — Сердюк. Несомненно, это как раз тот случай, когда сумма всех слагаемых больше, чем каждый актер по отдельности.

Ставить спектакль по Пелевину — это не просто вызов. Ведь воплощать на сцене действие, которое «происходит в абсолютной пустоте» — задача не из легких. Но творческое трио — Евгений Сидихин, Александр Наумов и режиссер Павел Урсул — мастерски выдало свое видение нашумевшего романа, ведь постановка понятна даже тем, кто книгу не читал. И, судя по долгожительству спектакля, это удалось!

Зритель оказывается между двумя мирами, в одном из которых — герой-комдив Василий Иванович Чапаев и его оруженосец Петька стараются разобраться в целесообразности всего происходящего во вселенной, а в другом — пациент психиатрической лечебницы пребывает в мире своих сюрреалистических грёз. В невероятную игру включаются и другие «психи»: бородатый мужчина представляет себя Просто Марией и ходит на свидания с Арнольдом Шварценеггером, а группа больных во главе с Котовским «объедается грибами в поисках вечного кайфа»...

Несмотря на кажущуюся бесшабашность сюжета, «Чапаев и Пустота» — спектакль философский, пронзительно грустный и, при этом, невероятно смешной и современный. Звездам театра и кино Михаилу Ефремову, Гоше Куценко и остальным задействованным в постановке актерам удается филигранно объединить все эпохи, в которых разворачиваются события, — гражданскую войну, современную психушку и великую Пустоту, в которую, наконец, уходят герои...

Действующие лица и исполнители:
ЧАПАЕВ — Михаил Ефремов,
ПЕТЬКА ПУСТОТА — Михаил Крылов,
КОТОВСКИЙ — Гоша Куценко,
СЕРДЮК — Павел Сборщиков,
АНКА — Мария Козакова / Екатерина Смирнова,
ПРОСТО МАРИЯ — Владимир Майсурадзе,
САНИТАР — Тимофей Савин.

Описание

23 мая 2018 года на сцене на сцене Московского Театра мюзикла состоится показ комедийного спектакля ЧАПАЕВ И ПУСТОТА по одноименному роману Виктора Пелевина. Необычные действующие герои - обитатели психиатрической лечебницы подарят хорошее настроение и заставят смеяться целых три часа!

«Чапаев и Пустота» - один из самых успешных и нестандартных спектаклей на современной российской сцене. Необычный литературный материал, смелая режиссура и звездный актерский состав вот уже 15 лет пользуются невероятным успехом у публики.

Непредсказуемый Михаил Ефремов в роли Чапаева, виртуоз Михаил Крылов - Петр Пустота, весельчак и шоумен Михаил Полицеймако - Котовский, молодая и талантливая Мария Козакова - Анка-пулеметчица и брутальный красавец Павел Сборщиков - Сердюк. Несомненно, это как раз тот случай, когда сумма всех слагаемых больше, чем каждый актер по отдельности.

Ставить спектакль по Пелевину - это не просто вызов. Ведь воплощать на сцене действие, которое «происходит в абсолютной пустоте» - задача не из легких. Но творческое трио - Евгений Сидихин, Александр Наумов и режиссер Павел Урсул - мастерски выдало свое видение нашумевшего романа, ведь постановка понятна даже тем, кто книгу не читал. И, судя по долгожительству спектакля, это удалось!

Зритель оказывается между двумя мирами, в одном из которых - герой-комдив Василий Иванович Чапаев и его оруженосец Петька стараются разобраться в целесообразности всего происходящего во вселенной, а в другом - пациент психиатрической лечебницы пребывает в мире своих сюрреалистических грёз.

В невероятную игру включаются и другие «психи»: бородатый мужчина представляет себя Просто Марией и ходит на свидания с Арнольдом Шварценеггером, а группа больных во главе с Котовским «объедается грибами в поисках вечного кайфа»...

Несмотря на кажущуюся бесшабашность сюжета, «Чапаев и Пустота» - спектакль философский, пронзительно грустный и, при этом, невероятно смешной и современный. Звездам театра и кино Михаилу Ефремову, Михаилу Полицеймако и остальным задействованным в постановке актерам удается филигранно объединить все эпохи, в которых разворачиваются события, - гражданскую войну, современную психушку и великую Пустоту, в которую, наконец, уходят герои…

Купить билеты на культовый спектакль Чапаев и Пустота онлайн теперь возможно на сайте iCity.life.

Действующие лица и исполнители:

ЧАПАЕВ - Михаил Ефремов,
ПЕТЬКА ПУСТОТА - Михаил Крылов,
КОТОВСКИЙ - Михаил Полицеймако,
СЕРДЮК - Павел Сборщиков,
АНКА - Мария Козакова / Екатерина Смирнова,
ПРОСТО МАРИЯ - Владимир Майсурадзе,
САНИТАР - Тимофей Савин.



ВНИМАНИЕ!!!
В программе мероприятия возможны изменения.
Если вы заметили неточность или ошибку – просим сообщить нам на электронный адрес

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...