Традиции классицизма в комедии горе от ума. Черты реализма в комедии горе от ума грибоедова


Черты классицизма .

Близок классицизму конфликт между умным героем и "нищетой рассудка". От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.

А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы : действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.

Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправда­но. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт. Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватиз­мом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и кон­фликтом. Особняк Фамусова является в комедии симво­лом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все мос­ковские, ваш батюшка таков...», «На всех московских есть особый отпечаток...» и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. Именно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произве­дении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжет­ными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требо­ваний не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х . Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока , могут считаться новаторством Грибоедова.

Автор использует говорящие фамилии : Фамусов (от латинского "fama" - молва), Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Тугоуховские, Репетилов (от "repeter" - повторять). Однако функция их иная, чем в классицизме. Почти все фамилии соотнесены по значению со словами "говорить", "слышать", "повторять", "молчать", что подводит к важнейшей теме пьесы - мотиву глухоты и сплетни. В фамилиях задан опреде­ленный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань. Имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к понима­нию проблематики «Горя от ума». Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.

Не отказался автор от традиционных амплуа : обманутый отец, недалекий военный, горничная, участвующая в любовной интриге своей госпожи, комическая старуха. Эти амплуа определяли комедийный ансамбль классической пьесы, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов нарушает этот канон, создавая "многолюдную" пьесу и вводя огромное количество второстепенных и внесценических персонажей. Внесценические персо­нажи создают своеобразный исторический фона комедийного действия, позволяют расширить временные и пространственные рамки пьесы, углубляют характери­стики тех главных героев, которые о них рассказывают, и, наконец, убеждают зрителя, что Чацкий одинок только на сцене.

Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки, напол­няя их социально-психологи­ческим содержанием . Достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отноше­нию к привычному стилю изображения - классицизму.

Черты романтизма .

Монологи Чацкого - это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии. Вся его критика в адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против дворянской консервативной помещичьей среды, эти монологи могут быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду с гражданской лирикой. Это критика современного общества, в монологах соединяются и черты элегий, и од, и сатир. Так или иначе, это тексты, которые могут выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана.

Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Тема одиночества в толпе - типичная для романтизма. Непримиримое противоречие с миром, противоречие между Я и Общество очень характерно для Чацкого. Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи - «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин. Конфликт этот не между «веком нынешним и веком минувшим». Век нынешний отличается от века Екатерины тем, что в этом веке являются новые люди, как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия науками и искусствами, свободные от карьеристских выступлений, свободные от меркантилизма. Эти люди уже подвергают осмеянию тех, кто готов стучать лбом об пол, лишь бы шли ему чины и деньги. То есть появляются люди с новой позицией. Эти и отличается век Александра от века Екатерины. Фамусов и Максим Петрович остаются в прошлом. Нет напрямую конфликта с веком минувшим. Век нынешний объединяет всех героев, конфликт внутри века, а не между веками. Конфликт между героями с разными мировоззрениями. Место действия - «барская Москва». Москва - это еще и консервативный город, в те годы более консервативный, чем Петербург. Фамусовская Москва - квинтэссенция консерватизма. Человек с новой позицией и новыми предпочтениями является в Москву и осмеивает ее, смеет критически взглянуть на то, что было абсолютным. Этот новый подход и отличает этого героя, и он может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Новый герой с гражданско-романтическими настроениями и чертами, одинокий, противостоит консервативному Фамусовскому обществу. Конфликт этот романтический, романтическое здесь проявляется и в отказе от классицистических требований, и в синтезе жанровых элементах.

Черты реализма . Конфликт пьесы отражает важнейшее противоречие действительности, а понимание действительности и порождаемых ею характером проникнуто историзмом. Реализм пьесы сказался и в принципах изображения ее персонажей. При единой сущности фамусовского общества каждый из них дан во всей определенности своего индивидуального облика, причем это полные, многосторонние характеры. Фамусов - не только мракобес, но и строгий начальник и любящий отец и тд.

Реалистичность характером достигается и зачет колоритности их языка, напыщенного просторечием: командирская речь Скалозуба, угоднический язык Молчалина, барская речь полуграмотной Хлестовой. Реализм речевой характеристики направлен на выражение не только профессионального, сословного и культурного облика, но и психологического.

Задачам реалистического изображения подчинен и басенный стих комедии - вольный ямб от одностопного до шестистопного.

Реализм комедии «Горе от ума»

Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе.

С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит и любовь стареющего барина-волокиты, и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить», - кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов.

Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии.

В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью. В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 г., в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи.

Утверждая принцип развития, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала.

В этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит. Особенности воспитания определили характер Софьи. В формировании личности Чацкого подчеркнута роль передовых идей.

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Писатели XVIII в., также стремились к созданию типов в своих произведениях. Но нередко созданные ими типы представляли собой отвлеченных носителей положительных или отрицательных нравственных качеств.

Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» в том, что он преодолевает единичную линейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в.

Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера.

Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает индивидуальные свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портреты персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты, - писал драматург, - входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий».

Существенно, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения путем изображения единичного последовательно проведен через всю комедию.

В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты: рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух политических лагерей в русском обществе эпохи декабристов. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой дворянской молодежи.

Грибоедов сумел дать картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности того времени, выявить основной конфликт эпохи.

Вместе с тем комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных людей, с личными отношениями главных героев.

Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своем конкретном содержании, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с общественными пороками. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все усиливающейся борьбе между противоположными сторонами.

Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовано еще В.К. Кюхельбекером.

Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовали речевые характеристики. Показательна в этом отношении речь Скалозуба с ее военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми выражениями аракчеевской военщины, вроде «ученостью меня не обморочишь», «учить по-нашему: раз, два». Деликатен, вкрадчив, немногословен Молчалин, любящий почтительные слова. Колоритна и характерна речь Хлестовой, бывалой московской барыни, бесцеремонной и грубоватой.

Вообще речь фамусовского общества чрезвычайно характерна своей типичностью, своим колоритом, смесью «французского с нижегородским». Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинстве своем офранцузившиеся представители дворянства не владеют своим родным словом, родной речью.

Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. В репликах и монологах Чацкого запечатлены эмоциональные и лексические особенности языка передовой интеллигенции 20-х годов прошлого века. Чацкий действует в век романтизма, и его романтическая чувствительность, пламенная страстность находят свое отражение и в его лирико-романтической фразеологии.

Но Чацкий не только любит, он обличает, и лирическая речь его часто сменяется речью сатирика, бичующего пороки фамусовского общества, двумя-тремя словами точно и выразительно клеймящего его представителей. Чацкий любит афоризмы, в которых находят свое отражение его философский склад ума, его связи с веком Просвещения. Исполненные общественного пафоса речи Чацкого по своему строю, по своему высокому стилю, несомненно, восходят к политической оде Радищева и поэтов-декабристов. Наряду с этим грибоедовский герой хорошо чувствует свой родной язык, его дух, его своеобразие. Об этом свидетельствуют употребляемые им идиомы: «Она не ставит в грош его», «Да полно вздор молоть». Человек высокой культуры, Чацкий редко прибегает к иностранным словам, возводя это в сознательно проводимый принцип для того, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».

В работе Грибоедова над языком заметны две тенденции. Автор «Горя от ума» стремился, с одной стороны, преодолеть гладкость, обезличенность светского языка, которым писались легкие любовные комедии Хмельницкого и других модных драматургов. С другой - он настойчиво очищал свои произведения от тяжеловесной архаики, восходящей к стилям старинной книжной речи. Лексические и стилистические архаизмы Грибоедов допускает в своей комедии только с художественными целями - передать особенности языка того или иного персонажа, его эмоциональное состояние. Художественной задачей Грибоедова было обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи.

В «Горе от ума» Грибоедов добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге, вместе с тем является необыкновенно чеканным и выразительным, резко отличающимся от тяжелого стиха большинства тогдашних комедий. Для комедии XVIII - начала XIX в., типичен шестистопный ямб. В «Горе от ума» почти половина всех стихов написана также шести стопным ямбом. Но ямбический размер все время варьируется: шестистопный ямб перебивается другими ямбическими стихами - от одностопного до пятистопного - и теряет благодаря этому свою однообразность и тяжеловесность.

Стих комедии, так же как и ее язык, поразил современников своей непринужденностью и естественностью.

Вольный стих грибоедовской комедии подготавливал переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Через десять лет после «Горя от ума» появился «Ревизор» Гоголя, и русская прозаическая комедия утвердилась на сцене.

«Горе от ума» разрушало принятое в эстетике классицизма разделение различных драматургических жанров. Резко отличаясь от классицистической комедии, пьеса не была и комедией, основанной на любовной интриге, поскольку в ней на первом плане общественная коллизия. Нельзя отнести ее и к жанру бытовой комедии. «Горе от ума» является, как говорили современники, высокой комедией. В «Горе от ума» сочетались и общественная сатира, и комедия характеров, и психологическая драма: комические сцены сменяются в ней сценами патетическими.

И полный текст) вполне ясна: прежде всего, сама жизнь, освещенная с точки зрения авторского миросозерцания, дала богатый материал для этого произведения. Русская реалистическая литература тоже дала ему немало образцов. В сказках Дмитриева , Измайлова, в баснях Крылова мог Грибоедов найти и выработанный стиль, и ряд сатирических картин из современной русской жизни. Можно, кроме этих произведений, указать и другие, приближающиеся, по содержанию, к «Горю от ума». Так, для характеристики московского общества этой же эпохи очень интересен журнал профессора Страхова «Сатирический Вестник» (1790 – 1793).

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Таким образом, еще до Грибоедова Страхов в легких эскизах и намеках нарисовал всю грибоедовскую Москву, – в его журнале есть уже очертания Фамусова , Молчалина , Загорецкого.

Любопытны для сравнения с комедией Грибоедова также некоторые страницы романа А. Измайлова «Евгений».

Здесь мы опять в атмосфере столичной жизни: перед нами «новые» дворяне из приказных, облагороженных чином и деньгами, перед нами студенты Московского университета, – «вольтерьянцы » и просто прощелыги-распутники, гвардейская молодежь столицы, «свет», состоящей из добродетельных шулеров, сплетников, Лицемеркиных, Тысячниковых и др.

Вот, наудачу взятая, характеристика г. Подлянкова: это – титулярный советник, который на службу ходит «при окончании каждого месяца, а к своим командирам каждый праздник». «Он собственным своим опытом знает, что некоторые начальники примечают подчиненных более в своей передней, нежели у должности, во время часов присутствия. Не одним только своим начальникам, но и всем тем, которых благосклонность могла ему быть полезна, оказывал он свое почтение, преданность и раболепство, хотя бы то был подлый придверник, или камердинер его покровителя и милостивца (ср. Молчалина). Будучи вхож во многие дома, во многих из них обедывал и ужинывал поочередно. Он глядел каждое утро в календарь собственного сочинения, в котором внесены были дни тезоименитства и рождения знакомых ему особ, супруг и детей их (ср. календарь Фамусова). Когда кто роняет нечаянно что-нибудь близ него, он упадал мгновенно одним коленом на пол и поднимал упавшую вещь с удивительным проворством (ср. Молчалина). Хотелось ли кому достать чего? Надлежало о сем сказать г. Подлянкову, – он тотчас с радостью все найдет, все сыщет (ср. Загорецкого). Надобно ли кому купить лошадь? человека? Он купит, да еще хороших. Надобно ли нанять карету, ложу, дом? Он наймет, и самых удобных. Надобно ли кому узнать внутреннее состояние какого семейства, его тайны? Он откроет и самые сокровенные...» и т. д.

Из этой цитаты видно, как в одном типичном образе Подлянкова соединились черты, которые впоследствии, в произведении Грибоедова, развились в нескольких образах – Фамусова, Молчалина и Загорецкого, этого комиссионера по призванию и убеждению...

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в 1820-1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в комедии присут­ ствуют как черты классицизма, так и черты ро­ мантизма, а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, твор­ чески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и за­ канчиваются поздно вечером, когда гости разъез­ жаются после бала. Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья - Молчалин - Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ ствующих лиц также не соответствует класси­ цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нару­шается единство действия.

Грибоедов сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­ го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не догадывающийся об увлечении собст­ венной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол- чалин не подходит под амплуа второго любовни­ ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной ав­ торской оценкой. Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге. Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает мет­ кие характеристики действующим лицам: в экс­ позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*. Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Та­ ким образом, характеры не укладываются в рам­ ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий » , среди которых можно выделить несколько типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­ вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» - молва. Следовательно, об­ ладатель этого имени - человек, преклоняю­ щийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­ торое указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­ положил, что «Фамусов» имеет отношение к анг­ лийскому *^апкшзэ - известный. И действи­ тельно, Павел Афанасьевич достаточно извест­ ный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия Репетилов происходит от французского слова «гере^ега - повторять. И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а по­ вторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного, Молча- лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.

Второй тип - фамилии оценивающие, К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаада­ ева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии- то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полно­ стью характера героя, так как характер часто не­ однозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответству­ ет классицистическим канонам. В комедии четы­ре действия: в первом- экспозиция и завязка, во втором - развитие сюжетной линии, в тре­ тьем - кульминация, а в четвертом - развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Также в комедии присутствуют и черты ре­ ализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обсто­ ятельств, показанных в произведении. Кроме то­го, писатель точен в подборе деталей.

Можно еще отметить, что герои этого произве­ дения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в ка зенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того - любя­ щий отец и легкомысленный барин, заигрываю­ щий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Таким образом, в произведении, помимо геро­ ев, изображенных с преимущественно отрица­ тельной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен, В от­личие от классицистических пьес в комедии Гри­боедова порок не наказан, а добродетель не тор­ жествует. Молчалин скрывается в своей комна­ те до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «ис­ кать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют два лагеря; с одной стороны, ла­ герь Фамусовых и всей партии «отцов и стар­ ших*, с другой - один пылкий и отважный бо­ ец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему об­ ществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен коли­ чеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночест­ ва и мотив путешествия, характерные для роман­ тизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний *.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений - классицизма, романтизма и реализма. Слож­ ность творческого метода, которым была написа на комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объ­ ясняется эпохой, когда в литературе одновремен­ но существовало несколько направлений.

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы - «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» - это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэтому, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века». В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой-влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня - влюблённая девушка (Софья), простак - соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр - персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница - подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза). Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои - особенно Фамусов и Чацкий - произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д. Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века. Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п. Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу: Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ; Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы; Там выучилась ты любовников сводить, Постой же, я тебя исправлю: Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить... (IV, 14) Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего». В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои - от слуги до короля - говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) - просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой - грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), - характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка. В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников - он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин. В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия - страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения. Итак, принято считать, что в истории русской литературы у истоков реализма стоят два произведения - «Горе от ума» и «Евгений Онегин». При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с чертами реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное гражданское содержание, традиционный состав героев, преобладание монологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, стихотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицистические черты касаются главным образом внешней, формальной стороны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фа-мусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне любит бедного Молчалина). В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан. Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...