Удвоенная буква в приставке и корне. «Правописание слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня


Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму "двойные согласные в педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма "двойные согласные в корне слова". Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения - дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать - и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

и их написание

В корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач . Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, "Моссельмаш" имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая - суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск- , например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся- , например: пасся, несся .

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный ). Оловянный, деревянный, стеклянный - это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа - группка - групповой, класс - классный . Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка .

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой "Двойные согласные в корне слова" (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм , подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe - "класс", profession - "профессия" , но adresse - "адрес" . Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.

1. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается, а корень начинается одной и той же согласной: рассказ, воззвание, подделать, в преддверии, исстари.

2. Двойные согласные пишутся в сложносокращённых словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной: главврач, роддом.

3. Две буквы ж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жуж жать, можжевельник, а также однокоренных с ними (дрожжевой, жужжание, можжевеловый и др.).

4. Две буквы ж пишутся также в слове жжение и однокоренных с ним (если не произносится жг, жег): выжжешь жжётся, жжёнка, жжёте (но: выжгу, жёгся и т. д.).

Примечание. В словах со звуковыми чередованиями зг - зж, зд - пишется зж: визжать - визг, приезжать - приезд, мозжечок - мо

5. Две буквы с пишутся в слове ссора и однокоренные с ним (ссориться, поссорившиеся, перессориться и т. д.).

6. Две буквы с пишутся в слове ссуда и однокоренных с ним (ссудить, ссудосберегателъный).

7. Две буквы с пишутся в слове Россия и однокоренных с ним (россиянин, российский и т. д.). Слова с корнем -рас­ пишутся с одним с в корне: русист, русифицировать, Бело русь (но: русский, белорусский).

8. Двойные согласные корня сохраняются перед суффиксом: балл - пятибаллъ-н-ый, группа - группка, компро­ мисс - компромисс-н-ый, программа - программ-к-а.

Исключения: 1) слова: кристальный (но: кристалл), опереточный (но: оперетта), финский (но: финн), антен-ка (но: антенна); 2) уменьшительно-ласкательные формы личных имён, образованных от слов с двойными согласны­ми: Алла - Алка, Инна - Инночка, Филипп - Филипка, Кирилл - Кирилка; 3) сложносокращённые слова, образованные от корня с двойной согласной: корпункт (корреспондентский пункт).

9. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения необходимо проверять по орфографическому словарю: апелляция, беллетристика, теннис, хобби, коммерсант, эффект, территория, оккупация, коттедж и др.

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср. отереть, где приставка о), поддержать, преддверие, преддипломный, ссыпать, рассыпать, раззвонить, чересседельник, контрреволюция, посттоталитарный.

Примечание. Различаются в написании, с одной стороны, слова с корнем -чет (расчёт, расчётный, расчётливый; расчесть, расчесться), а с другой – слова с корнем -чит (рассчитать, рассчитывать).
Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, напр.: главврач, госсобственность, Моссовет, поммастера.

В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, напр.: рассориться (рас+ссориться), колонный (от колонна: колонн+ный), ванная (от ванна: ванн+ная), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный), одесский (от Одесса: одесс+ский), прусский (от Пруссия: прусс+ский), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский). Но ср. сохранение трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: пресс секретарь, пресс служба, масс старт, грамм молекула, килограмм метр.

Тема: Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока : развить умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня по алгоритму, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

2. Минутка чистописания.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

пп

бб

сс (запись на доске)

Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи? (Согласные, удвоенные )

Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту букв )

У нас выработано 4 критерия (наклон, параллейность элементов, соединение, высота букв )

Запишите по три раза каждое буквосочетание.

Выставьте себе оценку на полях в соответствии с выбранными критериями. Какими? Если соблюдались все 4 критерия можете поставить оценку 4, т.к. это задание было необходимого уровня.

3.Актуализация знаний.

- Как вы думаете встречались ли нам данные буквосочетания в словах? Да

- Как правильно называется эта орфограмма? (Написание удвоенной буквы согласного в корне слова)

Что надо сделать, чтобы правильно написать такие слова? (Запомнить написание таких слов)

4. Создание проблемной ситуации.

А сейчас я буду зачитывать значение этих слов из толкового словаря в которых встречаются вот эти удвоенные согласные, а вам необходимо догадаться о каком слове идёт речь и записать его.

У этого слова несколько значений вот некоторые из них 1. Прибор, механическое устройство. Например телефонный…2. Совокупность органов, выполняющих какую - нибудь особую функцию организма. Например пищеварительный …

Следующее слово шестой день недели

И последнее слово у которого тоже несколько значений 1. Словесное изложение каких – нибудь событий.2. Художественное, повествовательное произведение небольшого размера.

Сверти свою запись с записью на доске открываю карточки ПП АРАТ, СУББ ОТА, РАСС КАЗ)

Поднимите руки у кого нет ни одной ошибки. (Молодцы)

Поднимите руки у кого есть хотя бы одна ошибка. С чем она связана?

Что необходимо повторить, чтобы эти ошибки больше не допускать?

А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная согласная. Выделим корень. Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать как можно больше однокоренных слов )

- Кто желает выйти к доске и выделить корень? Аппарат (аппаратура, аппаратик)

- Кто выделит корень в слове суббота? Суббота (субботний, субботник)

Кто ещё желает? Рассказ (сказ, сказка, пересказ, пересказать)

Что заметили, какое слово лишнее? (Рассказ )

Почему оно лишнее? (Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)

В данном слове какая приставка? (рас ) выделяю

Что такое приставка? (Это часть слова, которая стоит перед корнем )

Для чего она нужна?

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)

- Опираясь на выполненное нами задание попробуйте определить какие слова могут быть ключевыми т. е. главными на сегодняшнем уроке? (Корень, приставка, удвоенные согласные ) переворачиваю карточки

5. Изучение нового материала. Тема урока.

А тему урока вы назовёте мне позже, когда мы познакомимся с ещё одним ключевым словом. В этом слове заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

А это ключевое слово вы назовёте мне сами, когда прочитаете правило в учебнике на стр. 128

Назовите ключевое слово? (Стык ) переворачиваю карточку

Как вы поняли, что такое стык? (Это значит, что приставка оканчивается и корень начинается с одного и того же звука )

А в толковом словаре слово стык означает ___________________________

Опираясь на ключевые слова, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова? (Нет, т.к. есть такие слова, в которых она встречается на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня).

В каком месте можно встретить удвоенную согласную? (В корне, или на стыке приставки и корня).

Вы можете привести свои примеры таких слов? Затрудняетесь?

Что надо сделать, чтобы назвать такие слова? поупражняться

Но сначала давайте немного отдохнём.

Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, когда они вам встретятся, то приседая, поднимайте руки вверх.

Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна ?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы .
Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс .
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп .

6. Первичное закрепление нового материала.

Я хочу предложить вам поработать в парах.

У вас у всех на партах лежат карточки с заданиями, возьмите белую карточку.

Сейчас вам надо будет обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок

1) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

2) Составьте алгоритм из предложенных предложений.

3) Подумайте, как правильно написать слова и графически обозначить (т.е. выделить части слова и подчеркнуть орфограмму

бе (с, сс)трашный

ра (с, сс)вет

о (т, тт)ащу

Давайте проверим что у вас получилось. Какой первый шаг, вы выбрали? Кто не согласен? Кто же прав? Давайте проверим ответ по образцу.

1. Прочитай слово.

2. Выдели корень (подбериоднокоренные слова).

3. Выдели приставку.

4. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.

5. Сделай вывод.

6. Запиши слово.

7. Обозначь орфограмму.

Согласны, что именно в таком порядке мы будем работать с этой орфограммой? Да

А теперь докажите по предложенному алгоритму, что данные слова вы написали правильно.

Кто желает?

Бесстрашный

Рассвет

оттащу

4 шаг. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня одна с в приставке, а вторая в корне

5шаг. Сделай вывод: значит пишу удвоенную согласную

7шаг. Как ты обозначила орфограмму? Корень, приставку, удвоенную согласную.

Как ты оцениваешь себя?

7. Закрепление изученного.

- У вас на столах есть ещё карточка - зелёного цвета поработаем с ней, каждый самостоятельно по алгоритму.

А теперь свою запись сравните с образцом на слайде.

исследую

посуда

поделка подделка

расписание

А почему у меня одно слово написано по разному? (Т.к. это два разных слова)

А кто может объяснить 1 и 2 слово?

Где можно посмотреть значение слов? (В словаре .)

Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.

Подделка – подделанная вещь. Подделать - это значит изготовить фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.

Какая может быть оценка? 5 или 4. поставте на листочке.

8. Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? Или С какой орфограммой познакомились?

Чему мы хотели научится сегодня на уроке? (Грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? да

Какой вид работы вам больше понравился?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. - Возьмите кружочек и нарисуйте такую рожицу смайлику, которая показывает ваше настроение на уроке и прикрепите его на доску.

Вы знаете, что если человек доволен собой значит он поработал хорошо, и у него всё получилось

а если у него не получилось что – то, то он не совсем доволен своей работай

но, а если было очень трудно и не понятно, то человек будет не доволен, огорчён

9. Домашнее задание. - А что вам поможет грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня? (Алгоритм) – Вот именно его я и хочу вам подарить.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Выучить правило на стр.128, алгоритм и в учебнике вам необходимо выполнить упр.162 на стр.129. Откройте учебник, прочитайте задание. Для того, чтобы правильно выполнить упражнение, что необходимо сначала повторить? (Все изученные орфограммы.)

- А какие именно?.......обратите внимание под номером 3,что есть и такие слова которые не относятся ни к первой ни ко второй группе, значит с этими словами мы познакомимся на следующих уроках.- Урок окончен, всем большое спасибо!

Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...