Скачать биология весь школьный курс в таблицах. Тема. Школьные учебники по биологии, их структура


Лучшая шпаргалка по биологии!
Содержит материал по всем разделам школьного курса.

Справочник поможет систематизировать знания, подготовиться к урокам, контрольным работам, а также к ОГЭ и ЕГЭ.

В приложении вы найдете:

Биология как наука. Методы научного познания:
- Биология как наука
- Уровневая организация и эволюция
- Биологические системы

Клетка как биологическая система
- Современная клеточная теория
- Прокариотические и эукариотические клетки
- Химический состав клетки
- Углеводы и липиды
- Белки и нуклеиновые кислоты
- Строение клетки
- Обмен веществ и превращения энергии
- Брожение и дыхание
- Фотосинтез и хемосинтез
- Генетическая информация в клетке
- Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
- Хромосомы, их строение и функции
- Жизненный цикл клетки
- Митоз - деление соматических клеток
- Мейоз
- Развитие половых клеток у растений и животных

Организм как биологическая система
- Разнообразие организмов
- Способы размножения
- Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных
- Онтогенез
- Генетика, её задачи
- Хромосомная теория наследственности
- Законы наследования Г. Менделя. Законы Т. Моргана
- Генетика пола. Взаимодействие генов
- Генетика человека
- Закономерности изменчивости
- Ненаследственная и Наследственная изменчивости
- Виды мутаций
- Наследственные болезни человека, их причины
- Селекция, её задачи и методы, закон гомологических рядов
- Биотехнология. Клеточная и генная инженерия, клонирование

Система и многообразие органического мира
- Многообразие организмов, работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка
- Царство бактерий
- Царство грибов
- Лишайники
- Царство растений
- Строение и функции органов растений
- Корень, побег, почка, стебель, лист
- Цветок, семя, плод
- Жизнедеятельность растительного организма
- Размножение растительного организма
- Многообразие растений
- Низшие растения. Отделы водорослей
- Высшие споровые растения
- Высшие семенные растения
- Покрытосеменные
- Роль растений в природе и жизни человека
- Одноклеточные
- Многоклеточные животные
- Плоские черви
- Круглые черви
- Кольчатые черви
- Моллюски
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Хордовые животные
- Позвоночные
- Рыбы
- Земноводные, или Амфибии
- Пресмыкающиеся, или Рептилии
- Птицы
- Млекопитающие

Организм человека и его здоровье
- Ткани
- Пищеварительная система
- Дыхательная система
- Выделительная система
- Опорно-двигательная система. Скелет
- Мышцы
- Покровная система
- Система кровообращения
- Лимфатическая система
- Размножение и развитие человека
- Внутренняя среда организма человека
- Группы крови
- Иммунитет
- Обмен веществ
- Витамины
- Нервная система 146
- Эндокринная система
- Анализаторы. Органы чувств
- Орган зрения
- Органы слуха, обоняния, вкуса и осязания
- Высшая нервная деятельность
- Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление
- Гигиена, здоровый образ жизни

Эволюция живой природы
- Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция
- Эволюционная теория Ч. Дарвина
- Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование
- Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Макроэволюция. Направления и пути эволюции
- Гипотезы возникновения жизни на Земле
- Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
- Человеческий вид. Гипотезы происхождения человека
- Движущие силы и этапы эволюции человека
- Человеческие расы, их генетическое родство

Экосистемы и присущие им закономерности
- Среды обитания организмов. Экологические факторы, их значение
- Экологические факторы: абиотические, биотические
- Антропогенный фактор
- Экосистема и её компоненты: продуценты, консументы, редуценты
- Структура экосистемы
- Трофические уровни
- Цепи и сети питания
- Правила экологической пирамиды
- Разнообразие экосистем
- Саморазвитие и смена экосистем
- Биосфера - глобальная экосистема.
- Учение В.И. Вернадского о биосфере
- Живое вещество, его функции
- Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере
- Эволюция биосферы

Лучшая шпаргалка по биологии!
Содержит материал по всем разделам школьного курса.

Справочник поможет систематизировать знания, подготовиться к урокам, контрольным работам, а также к ОГЭ и ЕГЭ.

В приложении вы найдете:

Биология как наука. Методы научного познания:
- Биология как наука
- Уровневая организация и эволюция
- Биологические системы

Клетка как биологическая система
- Современная клеточная теория
- Прокариотические и эукариотические клетки
- Химический состав клетки
- Углеводы и липиды
- Белки и нуклеиновые кислоты
- Строение клетки
- Обмен веществ и превращения энергии
- Брожение и дыхание
- Фотосинтез и хемосинтез
- Генетическая информация в клетке
- Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
- Хромосомы, их строение и функции
- Жизненный цикл клетки
- Митоз - деление соматических клеток
- Мейоз
- Развитие половых клеток у растений и животных

Организм как биологическая система
- Разнообразие организмов
- Способы размножения
- Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных
- Онтогенез
- Генетика, её задачи
- Хромосомная теория наследственности
- Законы наследования Г. Менделя. Законы Т. Моргана
- Генетика пола. Взаимодействие генов
- Генетика человека
- Закономерности изменчивости
- Ненаследственная и Наследственная изменчивости
- Виды мутаций
- Наследственные болезни человека, их причины
- Селекция, её задачи и методы, закон гомологических рядов
- Биотехнология. Клеточная и генная инженерия, клонирование

Система и многообразие органического мира
- Многообразие организмов, работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка
- Царство бактерий
- Царство грибов
- Лишайники
- Царство растений
- Строение и функции органов растений
- Корень, побег, почка, стебель, лист
- Цветок, семя, плод
- Жизнедеятельность растительного организма
- Размножение растительного организма
- Многообразие растений
- Низшие растения. Отделы водорослей
- Высшие споровые растения
- Высшие семенные растения
- Покрытосеменные
- Роль растений в природе и жизни человека
- Одноклеточные
- Многоклеточные животные
- Плоские черви
- Круглые черви
- Кольчатые черви
- Моллюски
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Хордовые животные
- Позвоночные
- Рыбы
- Земноводные, или Амфибии
- Пресмыкающиеся, или Рептилии
- Птицы
- Млекопитающие

Организм человека и его здоровье
- Ткани
- Пищеварительная система
- Дыхательная система
- Выделительная система
- Опорно-двигательная система. Скелет
- Мышцы
- Покровная система
- Система кровообращения
- Лимфатическая система
- Размножение и развитие человека
- Внутренняя среда организма человека
- Группы крови
- Иммунитет
- Обмен веществ
- Витамины
- Нервная система 146
- Эндокринная система
- Анализаторы. Органы чувств
- Орган зрения
- Органы слуха, обоняния, вкуса и осязания
- Высшая нервная деятельность
- Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление
- Гигиена, здоровый образ жизни

Эволюция живой природы
- Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция
- Эволюционная теория Ч. Дарвина
- Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование
- Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Макроэволюция. Направления и пути эволюции
- Гипотезы возникновения жизни на Земле
- Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
- Человеческий вид. Гипотезы происхождения человека
- Движущие силы и этапы эволюции человека
- Человеческие расы, их генетическое родство

Экосистемы и присущие им закономерности
- Среды обитания организмов. Экологические факторы, их значение
- Экологические факторы: абиотические, биотические
- Антропогенный фактор
- Экосистема и её компоненты: продуценты, консументы, редуценты
- Структура экосистемы
- Трофические уровни
- Цепи и сети питания
- Правила экологической пирамиды
- Разнообразие экосистем
- Саморазвитие и смена экосистем
- Биосфера - глобальная экосистема.
- Учение В.И. Вернадского о биосфере
- Живое вещество, его функции
- Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере
- Эволюция биосферы

Лучшая шпаргалка по биологии!
Содержит материал по всем разделам школьного курса.

Справочник поможет систематизировать знания, подготовиться к урокам, контрольным работам, а также к ОГЭ и ЕГЭ.

В приложении вы найдете:

Биология как наука. Методы научного познания:
- Биология как наука
- Уровневая организация и эволюция
- Биологические системы

Клетка как биологическая система
- Современная клеточная теория
- Прокариотические и эукариотические клетки
- Химический состав клетки
- Углеводы и липиды
- Белки и нуклеиновые кислоты
- Строение клетки
- Обмен веществ и превращения энергии
- Брожение и дыхание
- Фотосинтез и хемосинтез
- Генетическая информация в клетке
- Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
- Хромосомы, их строение и функции
- Жизненный цикл клетки
- Митоз - деление соматических клеток
- Мейоз
- Развитие половых клеток у растений и животных

Организм как биологическая система
- Разнообразие организмов
- Способы размножения
- Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных
- Онтогенез
- Генетика, её задачи
- Хромосомная теория наследственности
- Законы наследования Г. Менделя. Законы Т. Моргана
- Генетика пола. Взаимодействие генов
- Генетика человека
- Закономерности изменчивости
- Ненаследственная и Наследственная изменчивости
- Виды мутаций
- Наследственные болезни человека, их причины
- Селекция, её задачи и методы, закон гомологических рядов
- Биотехнология. Клеточная и генная инженерия, клонирование

Система и многообразие органического мира
- Многообразие организмов, работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка
- Царство бактерий
- Царство грибов
- Лишайники
- Царство растений
- Строение и функции органов растений
- Корень, побег, почка, стебель, лист
- Цветок, семя, плод
- Жизнедеятельность растительного организма
- Размножение растительного организма
- Многообразие растений
- Низшие растения. Отделы водорослей
- Высшие споровые растения
- Высшие семенные растения
- Покрытосеменные
- Роль растений в природе и жизни человека
- Одноклеточные
- Многоклеточные животные
- Плоские черви
- Круглые черви
- Кольчатые черви
- Моллюски
- Ракообразные
- Паукообразные
- Насекомые
- Хордовые животные
- Позвоночные
- Рыбы
- Земноводные, или Амфибии
- Пресмыкающиеся, или Рептилии
- Птицы
- Млекопитающие

Организм человека и его здоровье
- Ткани
- Пищеварительная система
- Дыхательная система
- Выделительная система
- Опорно-двигательная система. Скелет
- Мышцы
- Покровная система
- Система кровообращения
- Лимфатическая система
- Размножение и развитие человека
- Внутренняя среда организма человека
- Группы крови
- Иммунитет
- Обмен веществ
- Витамины
- Нервная система 146
- Эндокринная система
- Анализаторы. Органы чувств
- Орган зрения
- Органы слуха, обоняния, вкуса и осязания
- Высшая нервная деятельность
- Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление
- Гигиена, здоровый образ жизни

Эволюция живой природы
- Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция
- Эволюционная теория Ч. Дарвина
- Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование
- Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции
- Доказательства эволюции живой природы
- Макроэволюция. Направления и пути эволюции
- Гипотезы возникновения жизни на Земле
- Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
- Человеческий вид. Гипотезы происхождения человека
- Движущие силы и этапы эволюции человека
- Человеческие расы, их генетическое родство

Экосистемы и присущие им закономерности
- Среды обитания организмов. Экологические факторы, их значение
- Экологические факторы: абиотические, биотические
- Антропогенный фактор
- Экосистема и её компоненты: продуценты, консументы, редуценты
- Структура экосистемы
- Трофические уровни
- Цепи и сети питания
- Правила экологической пирамиды
- Разнообразие экосистем
- Саморазвитие и смена экосистем
- Биосфера - глобальная экосистема.
- Учение В.И. Вернадского о биосфере
- Живое вещество, его функции
- Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере
- Эволюция биосферы
Скачайте и установите бесплатно андроид apk файл для мод Биология - весь школьный курс.

Прямокрылые-грызущий-неполное превращение(кузнечик, саранча,медведка,сверчки)
Равнокрылые-колюще-сосущий-неполное превращение(тли, цикады,горбатки)
Полужесткокрылые-колющесосущий-неполное(клопы)
Жесткокрылые-грызущий-полное(майский жук,жужелицы,долгоносик,божья коровка)
Чешуекрылые-сосущий-полное(бабочки)
Двукрылые-колющесосущий-лижущий-полное(мухи,комары,слепни)
Перепончатокрылые-грызущий,лижущий- полное (яйцееды,наездники, пчелы,осы, шмели,муравьи)

Простейшие:
Класс корненожки- нет постоянной формы тела, цитоплазма имеет все органоиды, имеются псевдоподии (ложноножки). Способ питания- фагоцитоз,пиноцитоз, выделение –через сократительную вакуоль. Дыхание через мембрану, размножение- деление (амеба, плазмодий).
Класс жгутиковые- постоянная форма тела, передвигаются- жгутиками, на переднем конце тела- светочувствительный глазок. Имеется хроматофор. Способ питания- фотосинтез(свет), пиноцитоз (темнота). Нет пищеварительной вакуоли. Размножение- бесполое, половое. (эвглена зеленая, лямблии, трипаносомы, вольвокс).

Беспозвоночные. Кишечнополостные. Гидра.
Двуслойные, радиальная симметрия. Эктодерма, энтодерма, между слоями- мезоглея. На переднем конце тела- рот с щупальцами со стрекательными клетками. Задний конец тела- подошва для прикрепления к субстрату. Пищеварение- полостное и внутриклеточное. Дыхание- всей полостью тела. Кровеносная с-ма- отсутствует. Выделение- через поверхность тела. Нервная система диффузного типа. Органы чувств не развиты. Размножение- бесполое и половое. В результате оплодотворения появляется плавающая личика- планула. Подвижные- медузы, неподвижные- полипы, актиния, гидра.

Тип плоские черви. Белая планария.
Трехслойные животные. Двусторонняя симметрия тела. Передвигается с помощью кожно-мускульного мешка. Нет полости тела. Анального отверстия нет. Кровеносная и дыхательная с.отсутствует. органы выделения- протонефридии. Нервная система сост из парного мозгового узла и двух нервных стволов. Гермафродиты. Часто имеются личиночные стадии. Размножение со сменой хозяев. Ресничные (белая планария); сосальщики(двуустка, шистосома);ленточные(цепни).

Тип кольчатые черви. Дождевой червь. Пиявка, нереида, серпула.
Тело вытянутое, круглое, сегментированное. Симметрия двусторонняя. Имеется вторичная полость. Пищеварительная система: ротовое отверстие- глотка- пищевод- зоб- желудок- средняя кишка- задняя кишка- анальное отверстие. Кровеносная система- замкнутая, сост из сосудов. Кровь содержит гемоглобин. Дыхание- всей поверхностью тела. Выделительная система- в каждом сегменте пара нефридий. Имеются органы чувств: глаза, обонятельные ямки, органы осязания. Раздельнополые или вторичные гермафродиты. Развитие прямое. У некоторых морских кольчатых червей- с метаморфозом. Многощетинковые (пескожил, нереида); малощетинк.(дождевой червь); пиявки.

Тип моллюски. Прудовик, беззубка.
Двусторонняя симметрия. Тело из трех отделов: голова, туловище, нога. С внутренней стороны раковины все тело охватывает мантия- кожная складка. Пищеварительная с-ма: рот-глотка-желудок-средняя кишка- анальное отверстие. Кровеносная система незамкнута. Сердце двухкамерное (прудовик) или трехкамерное (беззубка). Дыхательная система- жабры(беззубка) и легочные мешки(прудовик). Органы выделения- почки. Брюхоногие -гермафродиты. Двустворчатые и головоногие- раздельнополые. Брюхоногие(горошинка, шаровка, прудовик, слизень, виноградная улитка). Двустворчатые(мидии, устрицы, гребешки, жемчужница, корабельный червь, беззубка). Головоногие(кальмар, каракатица, осьминог).

Тип членистоногие.
Тело сегментировано, конечности членистые. Движение обеспечено мышцами. Тело покрыто хитиновым покровом. Рост членистоногих сопровождается линькой. Отделы тела: голова, грудь, брюшко. Пищеварительная с-ма: ротовой аппарат-глотка- пищевод-желудок- передняя, средняя, задняя кишка- анальное отверстие- железы. Кровеносная система незамкнута. Имеется пульсирующий сосуд- «сердце», по которым циркулирует гемолимфа. Дыхательная с-ма: у водных форм- жабры, у наземных- легкие, трахеи. Выделительная с-ма: мальпигиевы сосуды у насекомых и паукообразных, зеленые железы в основании усиков у ракообразных. Нервная система состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов. Многие имеют хорошо развитые органы чувств: фасеточные глаза, органы осязания- механорецепторы, органы слуха. Раздельнополые. Половой диморфизм (отличие самца от самки). Развитие прямое и непрямое. Ракообразные(рак, креветки, краб, омар); паукообразные(пауки, тарантулы, клещ, скорпион); насекомые(жуки, мухи, комары, вошь).

Тип иглокожие
Морские звезды Морские ежи Голотурии
Змеехвостки
Состоят из двух слоев.
Скелет образован известковыми пластинками, несущими шипики. Найдя добычу накрывает своим телом, выворачивает желудок, соки желудка переваривают пищу. Анальное отверстие лежит на верхней поверхности. Тело в известковом панцире. Рот окружен особым челюстным аппаратом с пятью зубами. Скелет состоит из мелких известковых телец.
Кровеносная с-ма сост из двух сосудов: один снабжает рот другой анальное отверстие.
Водно-сосудистая система: образована кольцевым каналом, окружающим пищевод, и 5 радиальными каналами.
Большинство раздельнополые, но есть гермафродиты. Развитие с метаморфозом. Животные способны к регенерации(восстановление частей тела)

Тип хордовые. Подтип бесчерепные. Ланцетники.
Тело состоит из туловища, хвоста, плавника, покрыто кожей. Скелет- хорда. Пищеварительный канал: рот, глотка, кишечная трубка, анус. Один круг кровообращения, сердца нет, холоднокровные животные. Органы дыхания: жаберные щели в глотке. Органы выделения: нефридин. нервная система в виде нервной трубки. Органы чувств: щупальца, обонятельная ямка. Раздельнополые. Оплодотворение наружное. Икринки развиваются в воде.

Подтип позвоночные (черепные). Надкласс рыбы.
Обтекаемая форма тела. Отделы тела: голова, туловище, хвост, плавники. Туловищный и хвостовой отделы позвоночника. Костный череп, конечности- плавники образованы множеством мелких костей. Шейный отдел отсутствует. Внутри позвонков- хрящевые остатки хорды. Пищеварительная с-ма: рот- ротовая полость- глотка- пищевод- желудок- кишечник- анальное отверстие. Плавательный пузырь- вырост кишечника. Один круг кровообращения, сердце двухкамерное, холоднокровные. Органы дыхания: жабры, защищены жаберными крышками. Органы выделения: почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь. Раздельнополые животные. Оплодотворение наружное в воде- нерест.

Класс земноводные или амфибии.
Отделы тела: голова, туловище, передние и задние конечности. Кожа голая и покрыта слизью. В позвоночнике выделяют шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. Череп состоит из черепной коробки и челюсти. Подвижное сочленение черепа, один шейный позвонок. Мышцы развиты хорошо. Появляются ягодичные, бедренные и икроножные мышцы. Как у рыб- пищеварит.сист. клоака. Два круга кровообращения. Кровь смешанная сердце трехкамерное. Оба круга начинаются от желудочка. Кровь- венозная, артериальная, смешанная. Холоднокровные животные. Органы дыхания- парные легкие. Дыхат.пути: ноздри, ротовая полость, гортань, легкие. Имеется кожное дыхание. Выделительная с-ма- парные почки, мочеточники, клоака, мочевой пузырь. Головной и спинной мозг с нервами. Глаза с верхними и нижними веками. У бесхвостых оплодотворение- наружное, у хвостатых- внутреннее. Развитие с метаморфозом.

Класс пресмыкающиеся (рептилии).
Кожа сухая. Наружные слои эпидермиса- ороговевшие. Хорошо развит- шейный отдел. Пояснично-грудной отдел позвоночника соединен с ребрами с грудиной. Появляются межреберные мышцы. Как у земноводных- пищеварительная с-ма. Дышат кислородом с помощью легких. Кожное дыхание отсутствует. Два круга кровообращения. Кровеносная система замкнута. Сердце трехкамерное. Холоднокровные. Выделит.сист-см.земноводн. увеличиваются размеры мозжечка. Возникает первичная кора. Язык. Раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Яйца откладывают на суше. Развитие прямое.

Класс птицы.
Обтекаемая форма тела. Голова, туловище, шея, передние конечности- крылья, задние- ноги. Кожа сухая. Пищеварит.сист. как у пресмыкающихся. Зубы отсутствуют. Кровеносная система замкнута. Два круга. Кровь не смешивается. Сердце 4-камерное. Теплокровные. Дыхание двойное. Выделит.сист. как у пресмыкающихся, но мочевой пузырь отсутствует. Увеличение больших полушарий. Хорошо развиты орган слуха и зрения. Свойственно цветное зрение. Раздельнополы животные. Развитие прямое. Половой диморфизм.

Классификация птиц.
Оседлые- воробьи, галки, голуби, сороки
Кочующие- совы, снегири, синицы, грачи.
Перелетные- иволги, соловьи, утки, скворцы, журавли.

Класс млекопитающие.
Наличие волосяного покрова на теле. В коже много желез: сальные, потовые, млечные. Пищ.сист. как у пресмыкающихся. Зубы и слюнные железы. Два круга кровообращения. Сердце 4-камерное. Эритроциты не имеют ядра. Дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания- легкие. Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина. Раздельнополые. Развитие прямое. Матка. Живорождение.

Клетки бактерий:
Шаровидные- кокки, палочковидные- бациллы; дугообразно изогнуты- вибрионы. Спиралеобразные- спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки.

Строение бактерий.
Оболочка- 2 слоя. Цитоплазма. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы- синтезируют белок. Клеточные включения- крахмал, гликоген жиры.

Грибы.
Плесневые, дрожжи, шляпочные: трубчатые, пластинчатые. Имеют клеточные стенку. Мало подвижны. Неограниченный рост, размножение спорами и вегетативно, частями грибницы. Содержится хитин. Запасное пит.вещество- гликоген. нет хлоропластов. Тело состоит из отдельных нитей. Представлены одноклеточными и многоклеточными формами.

Лишайники.
Накипные- слоевище имеет вид налетов или корочек, плотно прилегающих к субстратам.- леканора. Листоватые- слоевище в виде пластинок, прикреплены к субстрату гифами- ксантория. Кустистые- слоевище в виде стволиков, срастается субстратом только основанием- ягель. Являются индикатором чистого воздуха. Служат кормом для животных. «пионеры» растительности. Накипные: кора деревьев и камни. Производят: сахар, спирт, красители, лакмус.

Мох.
Торфяной- сфагнум, зеленый- кукушкин лен. Наука бриология. Двудомное растение.
Хвощевидные.
Весенние органы- генеративные, летние- вегетативные.

Внутреннее строение стебля.
Кора-защитная функция. Кожица- однослойная покровная ткань. Защита от пыли, перегрева, микроорганизмов. Водо- и газообмен. Пробка- многослойная покровная ткань. Имеются чечевички. Образуется на поверхности зимующих стеблей, защищает от колебаний температур, вредителей). Луб- образован механической (волокна) и проводящей (ситовидные трубки) тканями. Придает прочность, проведение растворов от листьев к корню. Камбий- однослойная образовательная ткань. Рост стебля в толщину и дифференциация клеток. Древесина- образована тремя тканями: проводящая- сосуды; основная-рыхло расположенные клетки; механическая- древесные волокна; сосуды-проведение воды и мин.веществ; опорная функция; основная- запасная. Сердцевина- основная ткань- из живых, рыхло расположенных клеток. Запасает питательные вещества.

Класс двудольные.
Крестоцветные: соцветие-кисть, плод- стручок, капуста, репка, сурепка, пастушья сумка.
Розоцветные: соцветие- кисть, простой зонтик, щиток, плод- костянка, яблоко, многоорешек, шиповник, яблоня, рябина, лапчатка, гравилат, земляника, слива, груша.
Бобовые: кость, головка, плод- боб, соя, люпин, горох, акация, фасоль, клевер, кашка, донник.
Пасленовые- кисть, завиток, метелка, плод- ягода, коробочка. Томаты, паслен, табак, петуния, баклажан, белена, дурман.

Класс однодольные.
Лилейные: соцветие- кисть; плод- ягода, коробочка. Лук, чеснок, лилии, нарциссы, тюльпаны.
Злаковые: сложный колос, султан, метелка, початок, плод- зерновка. Пшеница, овес, рис, овсюг, пырей мятлик. Вороний глаз.

Двудольные
2 семядоли, стержневая, сетчатое или перистое, с двойным околоцветником, крестоцветные, пасленовые, розоцветные. Однодольные
1 семядоля, мочковатая корн.с-ма; жилкование: параллельное или дуговое; злаковые, лилейные, орхидейные.

Корень.
Главный- развивается из зародышевого корешка. Придаточный- развивается от стебля или листа. Боковые- развиваются от главного, придаточного и боковых. корнеплоды: репа, морковь; корневые клубни: георгин, батат; придаточные корни присоски: плющ; воздушные корни- орхидеи.

Нервная система
Центральная: головной и спинной мозг. Периферическая: нервы и нервные узлы.
Соматическая
Регулирует работу скелетных мышц. Вегетативная
Регулирует работу всех внутренних органов.
Симпатический
Усиливает обмен вещ-в. Повышает возбудимость. Парасимпатический
Способствует восстановлению энергии. Снижает обмен веществ. Регулирует организмом во время сна. Метасимпатический
Находится в стенках самого органа и участвует в процессах его саморегуляции

Глаз.
Оболочки глаза: сетчатка- световоспринимающая система. Фиброзная оболочка: склера, сосудистая. Палочки- рецепторы сумеречного света, колбочки- рецепторы цветного зрения. Оптическая система: роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. Цвет радужки определяет цвет глаз. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока.

Ухо.
Наружное: ушная раковина- хрящевая неподвижная, барабанная перепонка. Среднее: узкая полость заполненная воздухом, в которой расположены слуховые косточки, молоточек(воспринимает колебания и передает их на наковальню и стремечко), наковальня, стремечко, слуховая- евстахиева труба. Внутреннее ухо: представляет полость заполненную жидкостью. Улитка- система лабиринтов, извилистых каналов. 24000 туго натянутых волокон различной длины.

Вкусовой анализатор.
Кончик языка- сладкий, на задней части языка- горький, на боковой и передней- соленое, кислое- боковая поверхность.

Железы внутренней секреции.
Гипоталамус- отдел промежуточного мозга. Выделяет нейрогормоны (вазопрессин, окситоцин). Регулирует секрецию гипофизарных гормонов. Гипофиз- расположен ниже моста промежуточного мозга. Выделяют две функции: ростовые (тропные): соматотропный гормон регулирует рост. Гиперфункция- в молодом возрасте вызывает болезнь гигантизм. Во взрослом состоянии- акромегалию. Гипофункция- карликовость; регуляторные: гонадотропные гормоны регулируют деят. Половых желез, пролактин- усиливает выработку молока, тиреотропный- регулирует работу щитовидной железы, адренокортикотропный- усиливает синтез гормонов коры надпочечников.
Эпифиз: вырост промежуточного мозга. Выделяет гормон мелатонин, тормозящий действие гонадотропных гормонов.
Щитовидная железа: иодосодержащие гормоны: тироксин и трииодтиронин, влияющие на окислительные процессы, регулирующие обмен в-в, рост, влияют на ЦНС.
Надпочечники- парные железы, расположены над почками. Сост. Из двух слоев: корковый и мозговой(внутренний). Корковый вырабатывает 3 группы гормонов: кортизон и кортикостерон, влияющие на обмен веществ и стимулирующие образование гликогена, альдостерон- обмен калия и натрия; андрогены, эстрогены, прогестерон- развитие вторичных половых признаков. Мозговой слой: адреналин и норадреналин- повышают кровяное давление, расширяют коронарные сосуды сердца. Поджелудочная железа: расположена ниже желудка. Железа смешанной секреции, эндокринной частью железы являются островки Лагерганса. Вырабатывает инсулин (снижает уровень глюкозы, стимулирует печень на превращение глюкозы в гликоген), глюкагон (повышает уровень глюкозы, стимулирует быстрое расщепление гликогена до глюкозы). Половые железы: вырабатывают эстрогены и андрогены. Прогестерон- гормон беременности.

Кости. Скелет.
Органические вещ-ва- 30%. Минер. Соли-60%, вода- 10%.
Мозговой отдел- большая непарная лобная кость; -плоская кость; шов неподвижный! Лицевой отдел- верхняя и нижняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные кости- плоские- неподвижный шов. Скелет туловища: Позвоночник: 33-34 позвонка; 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4-5 копчиковых. Кости короткие, смешанные- соединение полуподвижное. Грудная клетка: 12 пар ребер и грудина- короткие- смешанные- плоские- полуподвижное. Пояс верхних конечностей (пара лопаток, пара ключиц)- плоские- подвижное. Скелет верхних конечностей (плечевая кость, предплечье, кисть)- трубчатые, короткие- подвижное. Пояс нижних конечностей (две тазовые кости) – плоские- неподвижное. Скелет нижних конечностей (бедренная кость, голень; стопа образована двумя рядами предплюсны(7), плюснами (5), и косточками пальцев(14)- трубчатые -длинные- подвижное.

Кровеносная система.
Артерии- кровь течет от сердца к органам. Переходят в капилляры. По артериям течет артериальная кровь (насыщенная кислородом). Вены- кровь движется к сердцу от органов- кровь венозная. Большой круг: левый желудочек-аорта-артериальные капилляры-венозные капилляры-воротная вена-верхняя и нижняя полая вена-правое предсердие. (23 минуты). Малый круг: правое предсердие- правый желудочек-легочные артерии-легочные вены-левое предсердие(4 секунды). Расслабление-0,4; сокращение-расслабление-0,1; расслабление-сокращение-0,3.

Дыхательная система.
Носовая полость-носоглотка-гортань-трахеи-бронхи-легкие. Дыхательный центр- продолговатый мозг.
Пищеварительная система.
Зубы 32: 4 резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Слюнные железы-3.-глотка, пищевод-желудок-кишечник. Пепсин- фермент желудка- расщепляет белки до пептидов, липаза- жиры молока. В желудке всасывается: вода, глюкоза, мин.соли. среда кислая фермент сока поджелудочной железы трипсин расщепляет белки до аминокислот, липаза- жиры до глицерина и жирных кислот, амилаза- углеводы до глюкозы. Среда щелочная.

Пластический обмен- ассимиляция- синтез- затрата энергии. Энергетический обмен- диссимиляция- распад- выделение энергии.
Витамины: водорастворимые(С, В1-тиамин, В2-рибофлавин, В6-пиродоксин, В12-цианокобаламид, РР- никотиновая кислота); жирорастворимые (А-ретинол, D- кальциферол, Е- токоферол, К-филлохинон).

БЖУ
Белки: 20 аминокислот, биополимеры. Первичная структура- цепочка аминокислот, связь пептидная; вторичная- спираль, водородная связь; третичная- глобула, связи водородные, ионные, ковалентные, гидрофобные; четвертичная- объединение глобул в нескольких структур. При распаде 1г=17,6 кДж.
Углеводы. Моносахариды- рибоза, глюкоза; дисахариды- мальтоза, сахароза; полисахариды- крахмал, целлюлоза. 17,6 кДж.
Жиры. Сложные эфиры глицерина. 38,9 кДж.
ДНК: А=Т, Ц=Г. биополимер, состоящий из нуклеотидов.
РНК: А=У, Ц=Г. одинарная полинуклеотидная цепочка. +рибоза + остаток Н2РО4.

Органоиды клетки.
Ядро. Окружено двухслойной пористой мембраной. Содержит хроматин. Ядрышко- состоит из белка и РНК. Ядерный сок- кариолимфа. Ф-и: хранение наследственной информации; регуляция синтеза белка; транспорт веществ; синтез РНК, сборка рибосом.
ЭПС. Шероховатая- система мембран, образующих канальцы, цистерны, трубочки- синтез белка на рибосомах, транспорт веществ по цистернам и трубочкам, деление клетки на секции- компартменты. Гладкая- имеет такое же строение, но не несет рибосом- синтез липидов, белок не синтезируется, остальные функции сходные ШЭР.
Рибосомы. Мельчайшие органоиды, диаметром около 20 нм. Состоят из двух субъединиц. В их состав входит рРНК и белки. Синтезируются в ядрышке. Образуют полисому. Ф-и: биосинтез первичной структуры белка по принципу матричного синтеза.
Лизосомы. Одинарный мембранный пузырек диаметром 0,2-0,8мкм, овальной формы. Образуется в комплексе Гольджи. Ф-и: пищеварительная, участвует в растворении органоидов, клеток и частей организма.
Митохондрии. Двухмембранный органоид. Наружная мембрана гладкая, внутренняя имеет выросты- кристы. Внутри заполнена бесструктурным матриксом. Имеет форму круглую, овальную, цилиндр., палочковидную. Ф-и: энергетический и дыхательный центр клеток, освобождение энергии в процессе дыхания. Запасание энергии в виде молекул АТФ. Окисление под действием ферментов до СО2 и Н2О.
Клеточный центр. Органоид немембранного строения, состоящий из двух центриолей. Ф-и: участвуют в делении клеток животных и низших растений, образуя веретено деления.
Аппарат Гольджи. Система уплощенных цистерн, ограниченных двойными мембранами, образующих по краям пузырьки. Ф-и: транспорт продуктов биосинтеза. Вещества упаковываются в пузырьки. Формируют лизосомы.
Органоиды движения: микротрубочки- длинные тонкие полые цилиндры, сост из белков- опора и движение. Микронити- тонкие структуры- способствует току цитоплазмы, опора. Реснички, жгутики.
Пластиды. Хлоропласты: содержимое пластид назыв стромой; образуют граны, в мембранах гран находится хлорофилл, придающий зеленую окраску. Лейкопласты: округлые, бесцветные, на свету преобразуются в хлоропласты, служат местом отложения питательных веществ. Хромопласты: Двухмембранный шарообразный органоид, придает различную окраску листьям, плодам.
Вакуоль. Характерна только для растений. Мембранная полость заполнена клеточным соком. Вакуоль- производная ЭПС. Ф-и: регуляция водно-солевого раствора; поддержание тургорного давления; накопление продуктов обмена веществ и запасных веществ, выведение из обмена токсичных веществ.

Энергетический обмен.
Подготовительный: в пищеварительном тракте в организме, в лизосомах в клетке; происходит расщепление высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных. Белки- аминокислоты + Q1, жиры-глицерин + высшие жирные кислоты, полисахариды-глюкоза +Q. Гликолиз (бескислородный) протекает в цитоплазме, не связан с мембранами; происходит ферментативное расщепление глюкозы – брожение. Молочнокислое брожение: С6Н12О6+2Н3РО4+2АДФ=2С3Н6О3+ 2АТФ+2Н2О. Гидролиз: осуществляется в митохондриях: происходит образование СО2 в результате окисления молочной кислоты под действием ферментов; В матриксе: атом водорода с помощью ферментов- переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрии, образующую кристы. Окисление атомов водорода до катионов в мембране крист, катионы переносятся белками переносчиками. Образуется 36 молекул АТФ.

Митоз.
Профаза: спирализация хромосом, в результате чего они становятся видимыми; каждая хромосома состоит из двух хроматид; растворение ядерной мембраны; образование веретена деления.
Метафаза: расположение хромосом по экватору; нити веретена деления прикрепляются к центромерам.
Анафаза: деление центромер; отдельные хроматиды расходятся к полюсам клетки.
Телофаза: хроматиды деспирализуются, вокруг них образуется новая ядерная мембрана, формируются два новых ядра; на экваторе закладывается клеточная мембрана; растворяются нити веретена деления; образуются две дочерние диплоидные клетки.

Мейоз
Первое деление.
Профаза: удвоение гомологичных хромосом; спирализация хромосом; коньюгация гомологичных хромосом; хромосомы сливаются попарно, и происходит кроссинговер; утолщение хромосом, растворение ядерной оболочки; образование веретена деления.
Метафаза: гомологичные хромосомы выстраиваются попарно по обе стороны экватора.
Анафаза: разделение пар гомологичных хромосом; расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки.
Телофаза: образование двух дочерних клеток. Хромосомы состоят из двух хроматид. Второе деление.
Профаза: интерфаза отсутствует, к делению одновременно приступают две клетки; образуется веретено деления; сходна с профазой митоза.
Метафаза: двухроматидные хромосомы располагаются по экватору клетки.
Анафаза: деление центромер; хроматиды расходятся к полюсам.
Телофаза: образование четырех гаплоидных клеток.

Развитие зародыша:
Зигота- оплодотворенная яйцеклетка с диплоидным набором хромосом.
Бластула- многоклеточный зародыш с полостью внутри. По форме напоминает шар. Образован в результате многократного деления зиготы.
Гаструла- двухслойный зародыш, образовался в результате впячивания бластулы. Образование двух зародышевых листков эктодермы и энтодермы.
Нейрула- стадия закладывания внутренних органов.
Эктодерма: нервная система, органы чувств, покровная и нервная ткань.
Энтодерма: кишечник, пищеварительные железы, жабры, легкие, щитовидная железа.
Мезодерма: хорда, скелет, мышцы, почки, кровеносная система, соединительная и мышечная ткань.

Генетика.
Первый з-н Менделя: правило единообразия гибридов первого поколения: при моногибридном скрещивании гибриды первого поколения единообразны по фенотипу и генотипу. Проявляются только доминантные признаки.
Второй з-н Менделя: закон расщепления: при моногибридном скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 1:2:1- по генотипу, 3:1- по фенотипу.
Третий з-н Менделя: закон независимого наследования- 9:3:3:1.
Анализирующее скрещивание- скрещивание испытуемого организма с гомозиготными по исследуемому признаку в целях выяснения его генотипа.
Закон сцепленного наследования (Морган). Сцепленное наследование- совместное наследование генов, сосредоточенных в одной хромосоме, гены образуют группы сцепления.

Изменчивость.
Модификационная- изменения признаков организма под воздействием среды и не связанные с изменением генотипа. Модификации не наследуются, проявляются в границах определенных нормой реакции (загар человека, различия в размерах растений)
Мутационная- наследственная изменчивость, вызывающая изменения в генотипе, передается по наследству (цвет волос, форма листьев) –генотипическая- изменчивость генотипа; цитоплазматическая- изменчивость пластид и митохондрий.
Генотипическая: комбинативная и мутационная (генные, хромосомные, геномные).

Движущие силы эволюции.
Наследственная изменчивость- способность приобретать новые признаки, различия между особями и передавать их по наследству.
Борьба за существование- совокупность отношений между особями и различными факторами внешней среды.
Естественный отбор- выживание наиболее приспособленных.
Дрейф генов- изменение частоты встречаемости генов в популяции в ряду поколений под действием случайных факторов.
Изоляция- возникновение любых барьеров, препятствующих скрещиванию особей внутри популяции.

Критерии вида.
Морфологический- сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.
Физиологический- сходство процессов жизнедеятельности особей одного вида.
Биохимический- сходство по составу, строению белков, нуклеиновых кислот, углеводов.
Генетический- сходство количества, формы, окраски хромосом.
Географический- определенный ареал, занимаемый видом в природе.
Экологический- совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид.

Арогенез- ароморфоз- основной путь прогрессивной эволюции, не носит приспособительный характер, поднимает организмы на более высокую ступень. (двусторонняя симметрия тела, теплокровность, легочное дыхание.
Аллогенез- дегенерация- упрощение организации, редукция некоторых органов.
Аллогенез- идиоадаптация- возникновение частных приспособлений к условиям среды, без изменения уровня организации.

Экологические факторы.
Абиотические: свет, температура, влажность.
Биотические: влияние растений друг на друга, взаимодействие животных и растений, взаимодействие животных друг с другом.
Антропогенные- воздействие человека на растения, животных.

Структура биоценоза.
Продуценты- производители. Способны синтезировать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии (автотрофы- высшие растения, водоросли)
Консументы- потребители. Гетеротрофы- организмы, использующие для питания готовые органические вещества. Первичные гетеротрофы- травоядные животные, вторичные- плотоядные.
Редуценты- разлагают органические остатки продуцентов и консументов. Детритофаги- бактерии, грибы, животные питающиеся падалью.

ЗАНЯТИЕ №1

Тема. Учебно-воспитательное значение школьного курса биологии в системе современной общеобразовательной подготовки учащихся. Школьная программа по биологии, ее значение в работе учителя. Структура программы, ее анализ.

Умения, которые необходимо сформировать. Анализировать школьную программу; использовать объяснительную записку программы; определять и конкретизировать образовательные, развивающие и воспитательные задачи школьного курса биологии.

Краткое пояснение

Школьный курс биологии изучается в 7 - 11 классах средней общеобразовательной школы. Обучение осуществляется на основе планомерного и последовательного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для практической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения.

Ведущие идеи школьного курса биологии: эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязь строения и функций в биологических системах, целостность и саморегулирования биологических систем, связь теории с практикой. Эти идеи определяют содержание, структуру школьного курса биологии (табл. 1), последовательность развития основных понятий.

Таблица 1

Структура школьного курса биологии

Название раздела Класс Количество часов в неделю

Естествознание (пропедевтический раздел) 5 1

Растения, Дробянки, Грибы 6 2

Животные 7 2

Человек 8-9 2

Общая биология 10-11 1

В школах используются различные альтернативные программы. Так, например, интегрированная программа по природоведению. Учитывая, что базовое образование дает девятилетняя школа, курс школьной биологии можно построить по следующему образцу:

1. Природоведение - 5 класс, 2 ч в неделю.

2. Растения, Дробянки, Грибы - 6 класс, 2 ч.

3. Животные - 7 класс, 2 ч.

4. Человек и его здоровье - 8 класс, 2 ч.

5. Общая биология и экология - 9 класс, 2 ч.

В системе предметного обучения средней общеобразовательной школы школьный курс биологии решает ряд задач: образовательных, развивающих, воспитательных.



Образовательные задачи включают в себя формирование системы биологических понятий, определенных программой школьного курса, специальных и общеучебных умений. К специальным умениям относятся такие, которые направлены на работу с объектами природы или их изображением: умение вести наблюдение на лоне природы, в уголке живой природы; пользоваться изобразительными средствами наглядности; уход за растениями, животными; изготовление микропрепаратов, пользования оптическими приборами и лабораторными оборудованиями; определение растений и животных и т.д.

К общеучебных умений относятся: умение пользоваться доской, тетрадью, работа с учебником, экранными пособиями, табличным материалом и т.д.

Развивающие задачи школьного курса биологии связаны с формированием и развитием в процессе изучения предмета личных качеств школьников: тренировка памяти, развитие умений, необходимых для осуществления таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выделение главного, второстепенного, обобщение, выводы и др.

Воспитательные задачи включают в себя реализацию воспитание экологических, эстетических, санитарно-гигиенических, трудовых, физических и других качеств личности в процессе изучения биологии.

Учебно-воспитательные задачи решаются на основе планомерного и постепенного развития у школьников основных биологических понятий. Помогают образовательной и воспитательной деятельности учителя программы средней общеобразовательной школы.

В программе сформулированы задачи и цели обучения, раскрыто содержание темы, указаны некоторые формы, методы и методические приемы обучения, определено примерное количество часов, необходимых для изучения темы. В программу включено структуры знаний и умений, а также тематика лабораторных работ, практических занятий и экскурсий, межпредметные связи и т.д. Учитель биологии должен профессионально владеть содержанием программы, всеми структурными элементами и уметь пользоваться программой во время планирования учебно-воспитательного процесса по биологии.

Прочтите краткое объяснение и подготовьте ответы на следующие вопросы:

« 1. Какие ведущие идеи биологии как науки заложено в основу школьного курса биологии? Какова структура школьного курса биологии? Что такое образовательно-развивающие и воспитательные задачи? Чем характеризуются специальные умения и навыки? Привести примеры.

2. Изучите пояснительную записку к программе по биологии для общеобразовательной школы, определите содержание программы и ее структурные элементы.

3. На примере раздела «Растения...» изучите каждый структурный элемент программы, ориентируясь на содержание, определите его место и роль в практической работе учителя биологии.

4. пользуясь пояснительной записке программы по биологии, ознакомьтесь с целями и задачами предмета. Выделите в них образовательные, развивающие, воспитательные задачи, сделайте короткую запись их в тетрадь.

III. Позаадиторна работа

1. Пользуясь программой, сделайте выборку литературы по общим вопросам и отдельных методик биологии, оформите картотеку по теме.

2. Опираясь на содержание пояснительной записки программы по біелогії, определите образовательные, развивающие и воспитательные задачи раздела «Растения...»

3. Изучите раздел И пособия и краткое пояснение к занятию 2.

IV. Литература: 3, 26, 27.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема. Школьные учебники по биологии, их структура.

Умения, которые необходимо сформировать. Определять структурные элементы учебников по биологии, анализировать их.

И. Краткое пояснение

В учебно-воспитательном процессе по биологии школьный учебник - один из важнейших средства обучения, в котором определен объем знаний, необходимых для обязательного усвоения, последовательность формирования умений, навыков.

Учебник - это учебная книга, которое содержит системное изложение определенного объема знаний, отражающих современный уровень достижений науки и производства, предназначенный для обязательного усвоения учащимися.

Учебники по биологии имеют свою структуру, то есть состоят из отдельных структурных компонентов. Что такое структурный компонент?

Структурный компонент - это необходимый элемент школьного учебника, который имеет определенную форму, осуществляет только ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находится в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.

Согласно этому определению, все структурные компоненты учебников по биологии объединяются в два больших отдела: 1) текст; 2) внетекстовые компоненты. Они, в свою очередь, делятся па три подотдела, в соответствии с функциональной нагрузкой, что. несет компонент, который к ним относится (табл. 2).

Таблица 2

Структурные компоненты учебника биологии

Тексты; Внетекстовый компонент

Основной, дополнительный, объяснительный, аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки

Текст. В зависимости от содержания и использования в учебном процессе различают: основной, дополнительный и объяснительный. Каждый имеет свои особенности.

Основной текст учебника отражает систему основных понятий курса (общебиологических, специальных, простых и сложных). В зависимости от способа раскрытия сущности понятий основной текст является описательным или смешанным.

Дополнительный текст - обращение к ученикам, документально хрестоматийные материалы и материалы дополнительного изучения.

Пояснительный текст содержит вспомогательные элементы: примечания и пояснения, словари, азбуки и др.

Внетекстовые компоненты состоят из аппарата организации усвоения, иллюстраций и аппарата ориентировки. В состав аппарата организации усвоения входят вопросы, задания, таблицы, указатели, библиографические, предметные), ответы .

К иллюстрациям относятся рисунки (научно-прикладные, технические, инструктивные чертежи, карты, схемы, планы, диаграммы, фотографии, комбинированные иллюстрации, фотомонтажи, фотосхеми, репродукции. Аппарат ориентировки включает введение, предисловие, оглавление, рубрикации и выделения (шрифтовые и цветовые), символы ориентировки, колонтитул.

Внетекстовые компоненты содержат важные сведения, которые помогают ученикам пользоваться учебником. Так, титульный лист - первая страница учебника - знакомит учащихся с фамилиями авторов, его названием, годом и местом публикации. По этим данным книгу легко найти в библиотеке.

Задача предисловия - облегчить понимание основного текста, раскрыть замысел учебника. Часто в предисловии авторы раскрывают задачи книги, описывающие особенности шрифтовых выделений (названия разделов, тем, абзацев, сроков и т.д.), объясняют условные обозначения. В содержании отражается общий план учебника, основные рубрики, соотношение различных частей.

Колонтитул - это строка над текстом страницы. На левом боку обычно дается название крупных рубрик, а на правом - более мелких. Колонтитул облегчает пользование книгой, помогает быстро найти нужный материал.

II. Задания для самостоятельной работы

1. Пользуясь данным краткими пояснениями, подготовьте ответы на следующие вопросы: Чем учебник отличается от другой книги? Какие структурные компоненты выделяют в учебниках биологии? С какой целью в школьный учебник по биологии включено аппарат ориентировки? Какое значение иллюстраций в школьном учебнике? Какова функция аппарата организации усвоения материала?

2. Ознакомьтесь с содержанием учебника:. Найдите в нем указанные структурные элементы. , .

3. Охарактеризуйте учебник «Биология» по следующему плану: а) дайте оценку текстам учебника; б) охарактеризуйте аппарат организации усвоения, выясните соотношение вопросов и заданий, вопросов продуктивных и репродуктивных; в) проанализируйте аппарат ориентировки; г) дайте оценку иллюстративном аппарата, отметьте количество иллюстраций, их размеры, четкость, соответствие натуре и т.д.

Проанализируйте школьные учебники «Биология» (6, 7 и 8 классы) и «Общая биология» (10-11 классы), пользуясь приведенным планом (задание дается по группам: на группу студентов - анализ одного учебника). Анализ запишите.

III. Внеаудиторная работа

1. Прочитайте и законспектируй статье «Самостоятельнме работы учеников с учебной книгой» (Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. Самостоятельные работы учеников по биологии. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984).

2. Задания для групп: с. 16-18 (все группы), с. 40-47 (все), с. 73-83 (И группа), с. 101-106 (II группа), с. 127-145 (III группа).

3. Изучите краткое пояснение к занятию 3.

IV. Литература: 5, 26, 36, 45, 62.

Выбор редакции
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...

Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...

С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...

Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...
Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...
Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...