Основные принципы профессиональной этики менеджера. Вопрос: Разновидности профессиональной этики, общие и частные принципы профессиональной этики


1. Профессиональная этика. Основной этический принцип делового общения.

2. Этика общения сверху вниз.

3. Этика делового общения снизу вверх.

4. Этика делового общения по горизонтали.

Этика делового общения проявляется в различных сферах: отношения между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри предприятия – между руководителем и починенным, между подчиненными людьми одного статуса, и в каждой сфере своя специфика. Но нужно выработать такие правила, которые соответствовали бы каждому виду делового общения и не противоречили нравственным принципам, и при этом выполняли функцию координации деятельности людей в деловом общении. Конечная цель установления таких правил – это создание максимально комфортных условий для работников с целью повышения эффективности труда и извлечения максимальной прибыли.

«Профессиональная этика – это кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности», такое определение дает автор учебно-методического пособия «Этика и психология профессиональной деятельности Л.Е. Антонова. Основным принципом, на который опирается профессиональная этика, является следующий: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении».

Этика делового общения сверху – вниз (т.е. в отношении руководителя к подчиненному).

Нужно относиться к своим подчиненным так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель, т.к. отношение руководителя влияет на характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат, именно на уровне руководителя формируются нравственные эталоны и образы поведения.



1. Руководитель должен заботиться о сплоченности коллектива и высоко моральных нормах общения. Нужно приобщать сотрудников к целям организации, чтобы каждый почувствовал свою принадлежность к коллективу, значимость своего личного вклада.

2. При возникновении проблем, связанных с невыполнением обязанностей руководитель должен отреагировать. ью, руководителюНо предварительно необходимо выяснить причину.

1) Если речь идет о невежестве, то попрекать этим нельзя, нужно помочь преодолеть, опираясь на сильные стороны этой личности.

2) Если сотрудник не выполнил распоряжение начальника из-за недобросовестности, необходимо дать ему понять, что вы об этом знаете, чтобы он не думал, что обманул вас. Если руководитель не сделал замечания, то он не выполнил своих обязанностей, то он поступил неэтично.

3. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам:

Нужно собрать информацию о проблеме;

Попросить у сотрудника объяснительную о причине происходящего;

Замечание нужно делать один на один;

Критикуйте действия и поступки, а не личность человека;

Когда это уместно, нужно спрятать критику между двумя комплиментами;

7. Не советуйте подчиненным, как поступать в личной жизни.

8. Не заводите любимчиков.

9. Не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если хотите сохранить их уважение.

10. Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства, хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения.

13. Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно узнают о них, но утаивание ошибок, это проявление слабости и непорядочности.

15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданы.

16. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая два фактора

Ситуацию наличия времени

Личность подчиненного (добросовестный квалифицированный работник или тот, кого нужно подталкивать).

Приказ – использовать в чрезвычайных ситуациях и по отношению к нерадивым работникам.

Просьба – если ситуация рядовая, а между руководителем и подчиненным все основано на доброжелательности и доверии.

Вопрос – в тех случаях, когда хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть работника к тому, чтобы он взял инициативу на себя «Как мы должны это сделать?», «Если ли смысл заняться этим?». При этом сотрудники должны быть квалифицированными, чтобы не приняли ваш вопрос, как проявление слабости.

«Доброволец», «Кто хочет сделать эту работу?» подходит в такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, а сделать ее надо, и обязательно найдется доброволец, он надеется, что его инициатива будет соответствующим образом оценена в дальнейшей работе.

Этика делового общения снизу вверх (отношение подчиненного к начальнику).

Относись к своему начальнику так, как хотел бы, чтобы к вам относились все подчиненные.

Знать, как относиться к руководителю, не менее важно, без этого трудно найти общий язык.

1. Старайтесь помочь руководителю в создании в коллективе нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений.

2. Не пытайтесь навязывать свою точку зрения или командовать им. Высказывайте свои замечания тактично и вежливо.

3. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите только да или нет.

4. Если в коллективе случилось радостное или неприятное событие, старайтесь сообщить об этом руководителю.

5. Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом, имейте свои принципы, характер.

6. Не стоит обращаться за помощью, советом через голову, к руководителю вашего руководителя, кроме экстремальных случаев, иначе ваш руководитель теряет авторитет, это может быть расценено как сомнение в его деловых качествах.

7. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос о ваших правах, т.к. выполнение любого дела не возможно без свободы действий.

8. Проявляйте тактичность в оценке деятельности руководителя

Этика делового общения по горизонтали (между коллегами).

Общий принцип: относись к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам.

1. Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

2. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности при выполнении общей работы.

3. Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, то это опасная ситуация. Если управляющий не разграничил ваши обязанности, попытайтесь сделать это сами.

4. В отношениях с коллегами из других отделом нужно самому отвечать за свой отдел, а не сваливать вину на подчиненных.

5. Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных. По данному сотруднику будут судить о вашем отделе в целом. С вами могут поступить также.

6. Не относитесь предвзято к своим коллегам, отбрасывайте сплетни и предрассудки в общении с ними.

7. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это чаще.

8. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать свое доброе отношение. Помните, что посеешь, то пожнешь.

9. Не давайте обещаний, которые не можешь выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.

10. Не лезьте человеку в душу, на работе не принято спрашивать о личных делах и проблемах.

11. Старайтесь слушать не себя, а другого.

12. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все выплывет наружу.

13. Словами, жестами, мимикой давайте участнику общения понять, что он вас интересует, смотрите прямо в глаза.

14. Рассматривайте своего коллегу как личность, которую следует уважать, саму по себе, а не как средство достижения собственных целей.

Способы повышения уровня этики делового общения:

Разработка этических нормативов на предприятии

Создание комитетов и комиссий по этике

Проведение социально-этических ревизий

Обучение этическому поведению.

Вопросы для самоконтроля

1, Сущность понятия профессиональная этика.

2.Назначение профессиональной этики

3. Основной принцип профессиональной этики

4.основной принцип профессиональной этики руководителя

5.Почему руководитель должен заботиться о сплоченности коллектива?

6.Наиболее важные на ваш взгляд правила этики руководителя, ответ обоснуйте.

7. Этические нормы при вынесении взыскания.

8.Способы отдачи распоряжения

9. Основной принцип этики подчиненного

10.Наиболее запомнившиеся правила, ответ обоснуйте.

11. В каких ситуациях можно обращаться через голову руководителя?

12. Основной принцип этики отношений между коллегами.

13. Наиболее запомнившиеся правила, ответ обоснуйте.

14. Наиболее ценные на ваш взгляд правила, ответ обоснуйте.

15.Почему не нужно стараться выглядеть лучше, умнее чем ты есть на самом деле?

ПРАКТИКУМ

Вариант I

1. Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы не поссорить подчиненных друг с другом

2. Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы поддерживать у работников чувство собственного достоинства

3. Вам необходимо объявить подчиненному замечание за недобросовестно выполненную работу. Ваши действия

4. На общей областной конференции руководителю учреждения была объявлена благодарность, его действия

5. К вам в коллектив пришла новая сотрудница, по мнению вашей хорошей знакомой, у нее не очень хорошая репутация. Какие этические правила вы должны соблюсти.

Вариант II

1.Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы выработать у подчиненных чувство ответственности

2.Какие этические правила должен соблюдать руководитель, чтобы не вызывать у подчиненных чувство антипатии.

3. Вам как руководителю организации поручили подготовить и провести новую форму работы, ваши действия.

4. Вам необходимо отдать распоряжение работнику, который своим поведением напоминает известного персонажа детской сказки Незнайку. Какую форму вы выберете, ответ обоснуйте.

5. Вы пришли на работу в новый коллектив, чего по правилам этики вам не следует делать.

    Принцип профессионального отношения к труду. Профессионализм формируется как принцип, в равной мере относящийся как к уровню специальных знаний (умений, навыков), так и к уровню культурности, моральности работника. Современный профессионал работает не по наитию, а с представлением о последствиях своих действий для людей.

    Корпоративность. Это обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций). Корпоративность проявляется в следующем:

а) общим для всех профессий является сохранение профессиональной тайны и конфиденциальности ;

б) проявление «цеховой солидарности» - помощь и защита «своих» в любых условиях;

в) наличие внешней стороны корпоративности. Она проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, одежде - все это играет роль профессиональных символов (например, белые одежды у целителей, черные - у монахов; мантии и парики у судей; достаточно строгая форма одежды и причесок у учителей; военная форма и знаки отличия; впечатляющие ритуалы - присяга, клятвы на крови у средневековых рыцарей и т. п.).

    Высшие моральные ценности. Принцип следования высшим моральным ценностям обретает в различных профессиональных этиках свои специфические черты.

Так, во многих профессиональных этических системах такие ценности, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность обретают характер глобальности. Имеют свои особенности понимание, толкование и проявление добра и зла в юридической практике, страдание и сострадание в медицине.

    Неравенство сторон. В сфере профессионального общения, например в системе «начальник-подчиненный», «педагог-учащийся», наблюдается неравенство сторон. Это нарушение не несет в себе никакого унижения и обусловлено спецификой взаимодействия сторон. Эта специфика взаимодействия неравных сторон и определяет необходимость профессиональных деонтологий - этических кодексов, предписаний, «правил поведения специалиста» в условиях неравенства и зависимости.

    Служебная этика и конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. В противоположность патриархальной морали - профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного или семейного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы или обозначенного в контракте вознаграждения. Любое иное вознаграждение, услуга, обусловленные занимаемой должностью, могут рассматриваться как факт коррупции .

    Уважение прав собственности. Любая профессиональная деятельность предполагает обращение с собственностью - услуги, купля-продажа, сделки с недвижимостью и т. п. Смысл вовлечения участников в товарно-денежные отношения можно свести к этическому принципу взаимной выгоды . Сделки и операции, содержащие заведомо скрытые от одного из участников преимущества для другой стороны (кто кого обманет), могут быть признаны незаконными, мошенническими. Это может повлиять на репутацию искателей подобных выгод.

Практически во всех профессиях существует проблема интеллектуальной собственности (на идеи, разработки, технологии, ноу-хау). Общим для всех является недопустимость плагиата, т. е. использования чужой интеллектуальной собственности (идей, технологий, текста) без согласования с автором, недопустимость использования авторских прав.

    Коллегиальность . Во многих профессиях сегодня принципом деятельности является коллегиальность. Хотя с развитием экономических отношений и повышается индивидуальная ответственность каждого работника, но вместе с ней повышается и сложность принятия решений. Поэтому вполне естественным выглядит принятие коллегиальных решений.

Во многих профессиях сегодня приняты коллективные поиски решений на совещаниях. Участие в них - не только работа, но и личный долг специалиста. Неэтично быть невнимательным, отмахнуться или сослаться на занятость, когда коллега просит выслушать и высказать свое мнение.

    Право на критику и бесконфликтность. Профессионал обязан уметь критиковать работу своих коллег, не «переходя на личности», не унижая своих коллег, а также правильно принимать к сведению критику в свой адрес.

Важен также и принцип бесконфликтности. Моральный климат и деловая атмосфера только выигрывают, если решения принимаются с учетом многих точек зрения; если сотрудники чувствуют себя не слепыми исполнителями воли руководства, а способными влиять на ситуацию.

Необходимо заботиться об этике дискуссий, чтобы деловой спор не переходил в личностную конфронтацию.

    Гедонистический принцип профессиональной этики. Гедонизм - этический принцип, по которому стремление к наслаждению является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной деятельности связан с факторами, которые стимулируют трудовую деятельность специалиста. Основные из них лежат в области «человеческих отношений», они требуют умения общаться, строить свои отношения на основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества.

Важным фактором, который мотивирует положительное отношение специалиста к труду, является психологическое самоощущение личности, в частности привлекательность для нее самого процесса труда, интерес и стремление «показать себя». Особую роль в положительной мотивации специалиста к труду играют стремление к признанию и ориентация на успех.

Работа, приносящая удовлетворение профессионалу, должна отвечать следующим требованиям:

работа должна быть оптимально организована;

в коллективе должно царить взаимоуважение;

одобрение и стимулирование успехов в работе должно быть нормой;

сотрудник должен иметь возможность самосовершенствоваться;

сотруднику должна быть предоставлена возможность творческого подхода к работе;

сотрудник должен видеть или ощущать результаты своего труда;

руководитель должен быть достойным своей должности, профессионалом;

работа должна требовать напряжения сил;

сотрудник должен иметь доступ к информации, касающейся его работы и состояния дел в целом.

    «Золотой стандарт» - это вариация золотого правила нравственности: в рамках служебного положения не следует допускать по отношению к подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т. п. таких поступков, каких бы ты не хотел видеть по отношению к себе, - не делай другим того, чего сам не желаешь.

    Справедливость . Этот принцип должен соблюдаться при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

    Восстановление морального паритета. Необходимость обязательного исправления нарушения норм морали независимо от того, когда и кем оно было допущено. В противном случае возникает нарушение морального климата в коллективе, работник, ущемленный морально, будет выполнять свои обязанности с грузом обид, униженности, несправедливости, и это может сказаться на качестве его работы.

    Принцип общей культуры и здравого смысла. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах. Это по большей части касается этикетных ситуаций.

    Принцип гармонии индивидуального и коллективного начал, при разработке и принятии деловых решений. Необходим учет индивидуальных мнений и подходов при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм (непринятие господствующих порядков, норм, ценностей, законов) как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

    Принцип корректности в отношениях с подчиненными. Не должно быть насилия, «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например в приказной, командной манере ведения служебного разговора, не говоря уже о хамской.

    Принцип авансирования доверием. При поручении сотруднику какого-либо задания, при обсуждении какой-либо проблемы, просто в решении отдельных рабочих вопросов целесообразно доверять чувству ответственности работника, его компетенции, сообразительности, чувству долга, обязательности и т. п.

    Принцип бесконфликтности. Конфликт - это следствие назревшей проблемы. Проблемы нужно решать в соответствии с уже рассмотренными принципами коллегиальности, учета индивидуальных и коллективных точек зрения. Также надо учитывать, что конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные последствия (может в данный момент резко ухудшить и даже парализовать работу в служебном коллективе), но и функциональные последствия (может создать серьезные проблемы для дальнейшего функционирования отдела). При этом конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

    Принцип «не критикуй конкурента». Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

    Культура речи как критерий этики профессионала. Умение выразить и объяснить суть идеи - необходимое условие эффективности в профессиональной деятельности. При этом важное значение имеет и интонация разговора. В суде точность и краткость высказываний всех участников процесса является условием установления истины или победы кого-либо из оппонентов.

В профессиональном общении важно владение речевым этикетом , понимание этических аспектов делового письма. В основе речевого этикета лежат доброжелательность, уважение к партнеру в общении, поддержание контакта, благодарность за него, деловой переписки - правильно выбранное обращение, краткость текста, ясность изложения, учет значимости эмоционального тона, сроков ответа и пр.

    Культура мышления как критерий этики профессионала. Человеческая речь неразрывно связана с мышлением. Мышление специалиста-профессионала - это четкая формулировка мыслей, последовательность рассуждения, ясное выражение проблемы и постановка задач.

Культура мышления специалиста предполагает способность:

логически грамотно составлять служебные документы;

аргументированно излагать свои мысли;

эффективно вести полемику и дискуссию;

вскрывать противоречия и опровергать ложные выводы оппонентов.

Мышление профессионала - это всегда мышление творческое.

В эпоху зрелого и позднего капитализма профессионализм получает статус морального принципа, он сформировался как основной принцип этики бизнеса (деловой этики) и стал означать:

понимание работы как долга, призвания, как служения делу, людям, Родине;

высокое качество производимых продуктов, услуг, профессиональных достижений;

уважение и доверие к другим профессионалам (стремление во всем иметь дело с профессионалами, а не с дилетантами);

творчество, энергичность, постоянное повышение квалификации, стремление к новому, к информированности о новациях;

честная конкуренция с другими профессионалами: хочешь больше зарабатывать - лучше работай;

сотрудничество и взаимопомощь в рамках профессионального цеха;

трудолюбие в сочетании со здоровым образом жизни - умением отдыхать, восстанавливаться (как правило, на природе); существует даже неписаное правило: не вести разговоры на профессиональные темы на досуге или с незнакомыми людьми. Нарушение этого правила воспринимается как невоспитанность, бестактность.

Уяснение особенностей профессиональной этики поможет разобраться в содержании берущих свое начало из этических принципов многочисленных этических кодексов различных фирм, организаций, корпораций, частных, государственных.

Основными функциями этики работы можно счи­тать следующие:

Оценочная - дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия работников;

Регулятивная - вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия социального работника в различных формаль­ных и неформальных ситуациях;

Организационная - служит улучшению организации соци­альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ­ного долга;

Управляющая - служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про­цесса в интересах дела;

Мотивационная - служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

Координирующая - обеспечивает сотрудничество всех участ­ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно­ванное на доверии и взаимной помощи;

Регламентирующая - направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето­дов и средств оказания помощи клиенту;

Воспроизводственная - позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

Воспитательная - служит средством воспитания и совершен­ствования личности как социального работника, так и его кли­ента и социального окружения клиента;

Коммуникативная - служит средством коммуникации меж­ду специалистами и их клиентами;

Оптимизирующая - способствует повышению эффективно­сти и качества социальной работы, повышению статуса про­фессии в обществе, уровня его моральности;

Стабилизирующая - способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни­ками и клиентами и их близкими, между социальными ра­ботниками и представителями различных учреждений;

Рационализирующая - облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ­ной морали решения;

Превентивная - предохраняет, предостерегает социально­го работника от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу;

Прогностическая - позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти­вов, их этическое развитие;

Информационная - приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

Социальная - способствует созданию условий, благоприят­ных для осуществления социальной работы в обществе;

Социализирующая - служит делу приобщения социально­го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

Соблюдение разумных интересов клиента;

Личная ответственность социального работника за неже­лательные для клиента и общества последствия его действий;

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

Принятие клиента таким, каков он есть;

Конфиденциальность;

Доброжелательность;

Бескорыстие;

Честность и открытость;

Полнота информирования клиента.

Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.

4.. Формирование и история этики

Однажды перед очередным воинским походом греческий оратор Киней спросил у царя Пирра:

"Римляне - народ храбрый и воинственный. Если боги пошлют нам победу, то как мы ею воспользуемся?" На это Пирр ответил: "Если мы победим римлян, то вся Италия окажется в нашей власти". После некоторого молчания Киней спросил снова: "Ну, а когда Италия ока­жется в нашей власти, что мы будем делать после этого?" "По сосед­ству с ней, - ответил Пирр, - находится Сицилия, богатый и плодо­родный остров. Там не прекращаются народные волнения и всяческие беспорядки, и его нетрудно завоевать". "Прекрасно, - сказал Киней, -но покорение Сицилии будет ли последним нашим завоеванием?"

"Нет! - воскликнул Пирр. - Это будет только началам. Ведь из Сицилии нетрудно достигнуть Африки и овладеть Карфагеном". " А располагая такими возможностями, - продолжал Киней, - мы затем легко подчиним Македонию и вместе с тем и Грецию. Но вот, что мне не ясно: когда мы выполним все эти планы, что мы будем делать даль­ше?" "Тогда, - засмеялся Пирр, - мы будем жить в мире и спокойствии, будем проводить время в пирах, веселье и дружеских беседах". " В токам случае, - сказал Киней, - к чему эти войны, опасности, кровопролития, когда ты уже теперь располагаешь, Пирр, всеми условиями, чтобы жить в мире и спокойствии и проводить время в пирах и дружеских беседах?"

Этот разговор происходил в начале 280 года до н.э., но мы видим что вопросы о том, как должен поступить человек, каким образом он может действовать, и где грань, разделяющая добро и зло, оказыва­ются в центре внимания, отражая основной круг нравственных про­блем. Именно размышления о долге, добре и зле, смысле жизни справедливости, счастье и совести создают особую, этическую, сфе­ру бытия людей.

Она не является отдельной, специфической областью человеческой жизнедеятельности, но присутствует в самых разнообразных взаимо­связях людей и окружающего их мира: в отношении к природе, обще­ству и конкретному человеку, к собственному делу, карьере и др. Еще в XVII веке немецкий мыслитель Г. Лейбниц отметил, что справедли­вости не видят так, как видят лошадь, но ее понимают не хуже, а ско­рее лучше.

Так что же такое этика, как она формировалась? Почему этические вопросы приобрели чрезвычайно важное значение? Для чего необхо­димо знание об основных проблемах этики?

Слово «этика» (от греч. ethos) означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384-322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» - этика.

Однако формирование и развитие этики как науки, а также основ­ных морально-нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому мы говорим, что понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.

Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобыт­ном обществе) люди еще не выделяли морально-этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлек­сии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого про­текала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и воз­можный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обы­чая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека к единой для всех членов племени Ценностной системе, Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так произошло в Древней Греции. Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии» здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей акцентирует наше внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических доброде­телей греческие мудрецы выделяли мужество, благоразумие, доброже­лательность и честность (справедливость).

Подчеркнем, что эти добродетели были не только провозглашены «в теории», им старались следовать как важнейшим жизненным принципам и использовали их в качестве основной стратегии для достижения успе­ха. Приведем лишь один пример. Когда умирал величайший афинский правитель Перикл, друзья, сидя у его постели вспоминали, какой это был замечательный государственный деятель и сколько блестящих по­бед он одержал над врагами. Друзья думали, что умирающий их не слышит. Вдруг Перикл приподнял голову и сказал:

«Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, а о самом замечательном из того, что я сделал, не говорите ни слова. Ведь за все годы моего правления по моему приказу не был казнен ни один афинский гражданин» 2 .

Средневековье знаменует другой этап размышлений о сущности эти­ки и морально-нравственных ориентирах. В средневековой Европе на основе христианской религии создается новая иерархия ценностей. В качестве этического приоритета выдвигаются представления о добре и зле как соотношении божественного и дьявольского начал. Христиан­ская этическая модель поведения отражена в основных заповедях, о ко­торых говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди:

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благослов­ляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их лю­бят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы полу­чить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая... Не судите, и не будите судимы; не осуждайте и не будете осуждены; про­щайте и прощены будете; давайте и дастся вам: мерою доброю, утря­сенную, нагнетенную и переполненную отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

[Евангелие от Матфея]

В Новое время, в эпоху «неуверенности в сущем, когда каждый должен сам заботиться о своей нравственности» этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравст­венно-этических проблем стала все более соотноситься с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально-правовой характер. Немецкий философ И.Кант (1724-1804) отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству».

Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями.

Этика - это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни человека и общества. Причем, нравственность - это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственный человек автоматически поступает «как все», как послушный член социума. Он соблюдает принятые пра­вила, традиции и нормы. Таким образом, нравственность является ус­ловием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу. Мораль - это особое явление, возникшее параллельно с правом в западной культуре. Она появляется с развитием индивидуального, са­мостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих личностей, способных к решению и выбору.

1. Профессиональная этика и профессиональная мораль. Принципы профессиональной этики

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.



Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

В основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья больного, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных обстоятельствах - и с собственной безопасностью. История медицины знает много случаев, когда врачи испытывали действие нового препарата на себе, чтобы не подвергать опасности больного. К компетенции медицинской этики относятся такие сложные проблемы, как границы сохранения врачебной тайны, условия трансплантации жизненно важных органов и другие.

Гуманистическими аспектами насыщена и педагогическая этика. Она так регулирует, например, поведение учителя, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она нацелена на защиту интересов детей, устанавливает пределы педагогической солидарности, реализует принцип единства уважения к личности ученика и требовательности к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю.

В сфере науки профессиональная этика требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она формирует готовность правильно воспринимать критику, требует сочетания научной добросовестности с личной честностью исследователя, осуждает конъюнктурщину, начетничество, плагиат, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил ведения дискуссий, способов закрепления научного приоритета, форм выражения признательности коллегам.

Сходные требования выдвигает профессиональная этика журналиста, писателя, художника, деятеля театра и кино. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны не с профессиональным разделением труда, а с использованием каких-то специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службе, в сфере торговли и услуг, в области спорта).

О специфических кодексах поведения применительно к другим профессиям можно говорить лишь в той мере, в какой в них формируются нравственные отношения между руководителями и подчиненными, сотрудниками разных рангов и специальностей. В этом смысле можно выделить этику инженера, служебную или административную этику, экономическую этику («деловую этику», «этику бизнеса»).

Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях.

Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности.

Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г.) был принят профессионально- этический кодекс соц.работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

Принцип моральной ответственности перед клиентом:

Работники соц.служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;

Интересы клиентов являются приоритетными для работников соц.служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;

Работники соцу.служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;

Работники соц.служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

Принцип моральной ответственности перед обществом:

Деятельность работников соц.служб должна способствовать росту благосостояния общества;

Работники соц.служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:

Работники соц.служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;

Работники соц.служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения;

работник соц.службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц.служб должны строиться на взаимном уважении и доверии

2. Этика делового общения. Этические проблемы взаимоотношений с клиентами.

Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях:
В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.»
Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения:
«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель- подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали»
(сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

Этика делового общения «сверху-вниз».

В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом:

«Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно - психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек будет только тогда чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.
Вместе с тем каждый хочет остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь едет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас.
Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам.
Этика делового общения «снизу-вверх».

В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в общении с руководителем.

Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете прямо ему что-то приказать.

Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

Этика делового общения «по горизонтали».

Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе.
В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности) , верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Принципы и нормы профессиональной этики

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие:
принцип здравого смысла : нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что профессиональный этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;
принцип удобства: этические нормы не должны сковывать деловых отношений. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе. Причем удобства должны быть обеспечены всем участникам деловых процессов;
принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям;
принцип консерватизма. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях невольно вызывает ассоциации с чем-то незыблемым, прочным, надежным, а надежный партнер в делах - желание для каждого делового человека. Надежность, фундаментальность, стабильность - привлекательные в деловом мире черты. Они имеют содержательную связь с консерватизмом;
принцип непринужденности. Важно, чтобы профессиональная этика не превращалась в искусственно навязываемое явление. Нормы этики должны быть естественны, легко и без напряжения исполняться;
принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. В законодательствах практически всех цивилизованных государств предусмотрены санкции за ошибочные действия профессионалов. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенности, максимальной концентрации на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию;
принцип максимально высокого качества работы является общим для всех профессий в пределах оговоренных возможностей. Способность профессионала творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство не только прибавляет ему опыта, но и упрочивает его авторитет;
принцип сохранения профессиональной тайны , конфиденциальности (от лат. confidentia - «доверие») сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах. Если в личных отношениях от человека ожидают искренности и открытости, то профессиональная мораль диктует, что специалист всегда должен помнить о необходимости сохранения в тайне специальной информации, связанной с его работой. Профессиональная тайна ведет отсчет еще с клятвы Гиппократа. Профессиональная тайна является принципиальной в государственной, военной службе, банковском деле и т. п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной, предусматривать различные степени ответственности - от служебной до уголовно наказуемой;
конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. Профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы. Коротко этот принцип может быть понят как отсутствие привилегий в связи с профессией. Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга;
принцип коллегиальности. Этот принцип выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся принципом коллегиальности, испытывает чувство сопричастности к делам коллектива, его целям, задачам.
Принятие коллективных решений, касающихся стратегии развития корпорации, организации, объединение усилий для оперативного реагирования в сложных ситуациях не утрачивает актуальности и на современном этапе, когда степень индивидуальной ответственности повышается. Во многих профессиях и ныне не являются исключением коллективные поиски решения трудных профессиональных задач, регулярно проводятся производственные совещания - планерки, пятиминутки, кафедры и проч., в которых обязаны принимать деятельное участие все работники.
В производственных коллективах отмечают юбилеи, дни рождения, свадьбы сотрудников, поздравляют с особыми успехами. Не остаются без внимания и горестные события, когда тот или иной человек особенно нуждается в поддержке и сострадании;
право на критику. Профессионал обязан уметь критиковать работу коллег, не ущемляя достоинства других работников, а также правильно принимать критику в свой адрес. Понимание необходимости критического анализа деятельности, конструктивных поисков лучшего результата является условием движения вперед. Но в этом вопросе наиболее важно проявлять заботу об этике взаимоотношений сотрудников, не допускать критику личности, а не идеи, сведения счетов, психологической конфронтации;
гедонистический принцип. Гедонизм - принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избежанию страданий является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной
деятельности приветствует все, что продлевает удовольствие от жизни, смягчает неудобства и сглаживает неприятности. Гедонизм сообщает товарам и услугам наряду с полезностью и эффективностью комфортность и приятность. Внешняя приветливость, доброжелательность работников оставляют не только приятное впечатление у клиента, но сообщают ему хорошее настроение.
Гедонизм обязывает профессионала к оптимизму, энергичности, умению вдохновлять. Особую роль играет улыбка. Она открывает дорогу к сердцам других людей. В торговле, например, улыбка увеличивает количество продаж.
Следовательно, этикетная культура должна быть проявлением общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим.
Профессиональная этика также базируется на общенравственных нормах. Одной из самых необходимых норм выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она - одно из проявлений искренней благожелательности по отношению к людям. Благожелательность - обязательная база вежливости. Непременным условием вежливости является искренность.
Другими важнейшими нормами выступают тактичность и чуткость. Содержанием этих качеств являются внимание, глубокое уважение к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду.
Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в деловых контактах, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.
Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой.
Обязательное условие тактичности - это уважение к другому, проявляющееся, в частности, в умении выслушать его, в способности быстро и безошибочно определить реакцию собеседника на то или иное высказывание.
Важной этикетной нормой выступает скромность, проявляющаяся в том, что человек не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем скромность не должна проявляться в робости и застенчивости.
Неизменным спутником и советчиком должна быть деликатность. Это слово наиболее емко выражает то, что, мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком отношении к окружающим, к их чувствам. Но деликатность не должна превращаться в льстивость, приводить к восхвалению всего увиденного и услышанного.
Наряду с данными общепринятыми нормами важными в профессиональной этике моральными нормами выступают также честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.
Данные принципы и нормы не всегда учитываются в реальной практике деловых отношений. Порой сам язык этики рассматривается как помеха в деловых отношениях. Часто в деловом мире вообще стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге, социальных обязанностях, ответственности. Эти проблемы воспринимаются как «не относящиеся к делу». Но соблюдение этических принципов и норм является важным, это необходимо и для повышения эффективности производства, и для укрепления деловых связей, деловых отношений в целом.
Принципы и нормы этически грамотного поведения конкретизируются в правилах этикета в конкретных ситуациях.



Вопрос: Понятия профессионального долга и особой формы ответственности, профессиональной солидарности и корпоративности, профессиональной деонтологии, профессионального морального кодекса.

Исходным понятием проф этики является - профессионального долга , в котором достаточно четко и подробно фиксируются служебные обязанности специалистов в той или иной области профессиональной деятельности. Именно осознание своего профессионального долга побуждает многих специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы. Профессиональный долг не только определяет общие правила выполнения специалистом своих служебных обязанностей, но и порой предписывает его поведение в различных ситуациях, он закрепляется в соответствующих кодексах той или иной профессии (психолога, социолога, журналиста и др.). Соблюдение нравственных требований профессионального долга необходимо и весьма важно для специалистов любой профессии. Действительно, легкомысленное отношение к профессиональному долгу весьма негативно сказывается на деятельности специалиста (к примеру, разглашение врачебной тайны, предпочтительное отношение к отдельным больным, пренебрежение нормами санитарии может негативно сказаться на лечении и здоровье больных; игнорирование индивидуальных особенностей клиента со стороны психолога может нанести душевную травму человеку, обратившемуся за помощью и т.д.).

Составной частью профессионального долга выступает понятие профессиональной ответственности ,которое отражает особое социальное и моральное отношение специалиста к другим людям, к обществу и характеризуется выполнением им своего нравственного долга. Профессиональная ответственность определяет способность человека сознательно выполнять определенные нравственные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результата. В частности, содержание данного понятия имеет весьма важное значение для государственных деятелей, принимающих судьбоносные решения, касающиеся развития личности, общества и государства, для деятельности ученых, исследования которых могут повлиять на жизнь многих людей и всего человечества, для психологов, рекомендации которых могут позитивно (или негативно) сказаться на судьбе и здоровье личности, и т.д.

Под корпоративностью понимается общность, поддержка профессиональным сообществом интересов каждого члена сообщества, работа над повышением профессионального статуса предприятия или группы, деятельность в ее интересах. Корпоративность предполагает наличие норм, ценностей, традиций данной группы людей. Обычно корпоративность относят к определенной профессии или организации: например, профессиональное сообщество врачей и корпоративная этика. Традицией корпоративности на бытовом уровне можно считать мужскую солидарность, женскую солидарность, сообщество соседей одного дома и др. Корпоративность предполагает поддержку идей организации на каждом уровне, защиту прав каждого сотрудника, постоянную связь и обмен информацией между управленческим составом и рядовыми сотрудниками. Обычно корпоративность базируется на приверженности сотрудников своей организации.

Солидарность - это единство (группы или класса), которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание, или же основывается на них. Данное понятие отсылает к таким связям в обществе, которые объединяют людей в единое целое. Основания солидарности в разных обществах различны. В "простых" обществах оно может основываться преимущественно на родстве (kinship) и общих ценностях. В более сложных обществах имеются разнообразные теории, в рамках которых рассматривается вопрос о том, что способствует созданию чувства социальной солидарности.

Профессиональная деонтология , выполняющая функции интеграции, упорядочения, поддер-жания процессов функционирования профессиональных групп как конкретных социальных общностей представляет собой систему социальных (этических, правовых, организационно-управ-ленческих) норм. Данные нормы определяются социальной ролью, статусом, функциями, харак-тером труда, характером контактов и взаимоотношений, социального взаимодействия макро-группы специалистов-профессионалов. Все это позволяет рассматривать профессиональную деонто-логию как социологический феномен, один из прикладных разделов социологической науки.

Профессиональная деонтология развивается и меняется вместе с обществом и развитием конкретных наук. Следует отметить, что деонтология каждого из видов профессий, даже если она оформилась в конкретную систему знаний, это не догма, не учение, которое полностью разработано и, таким образом, представляет собой некий свод «закостенелых» правил пунктов и параграфов.

Кодекс - соглашение, конвенция, система правил, которые договаривающиеся стороны обязуются выполнять; способ самоорганизации профессионального сообщества, повышающий его статус, престиж, профессионализм. Принятие кодекса способствует формированию новой специально созданной социальной и моральной среды, более благоприятной для деятельности. Цель кодекса - сделать более согласованной, предсказуемой и контролируемой деятельность договаривающихся сторон. В случае серьезных нарушений кодекс предусматривает санкции за невыполнение норм.

Этические кодексы относятся либо к локальному сообществу, либо к группе. Они могут быть профессиональными, корпоративными, организационными.

Первыми универсальными моральными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (десять заповедей Ветхого Завета). Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....