Убранство традиционного жилища. виды жилищ у башкирбашкирские жилища жилища переносные (юрта - тирмэ) постоянные (изба - йорт) - презентация. Поселения и жилище Башкирское жилище


Башкиры относятся кочевым народом, поэтому проводят большую часть жизни не в возведенных ими домах, а в небольших сооружениях, носящих временный характер. Самый распространенным жилищем являлась юрта.

История и описание юрты

Юрта сыграла огромную роль в развитии человечества, это изобретение часто сравнивают с парусом. Дело в том, что создание юрты позволило быстро перемещаться на большие расстояния, что очень важно для кочевых народов.

Первые кочевники совершали свои путешествия в кибитках и палатках, которые ставили на колеса. Однако, эти кибитки были не так удобны как юрты, которые можно было в любой момент собрать и перевезти в форме вьюка. Такая форма собранной юрты позволила передвигаться там, где раньше народы передвигаться не могли. Например, на узких тропах или в дремучих лесах. Для тех, кто передвигается в дорожных кибитках, такие препятствия, как река или лес были практически непреодолимыми, в то же время лошадь, несущая свернутую юрту, могла легко пройти по самой узкой тропинке.

Если юрта имеет диаметр четыре метра, она переносится двумя лошадьми. Последние могут преодолевать с таким грузом до нескольких десятков километров в день, при этом не перетруждаясь и отдыхая в достаточном количестве. Так как у большинства семей имелось много лошадей, при необходимости несколько десятков километров превращались в почти сотню. Таким образом, буквально за две недели кочевники могли преодолеть до тысячи километров. Это сыграло роль в завоеваниях кочевников, которые они осуществляли очень быстро и на больших расстояниях.

Юрта существовала несколько тысяч лет, за это время ее усовершенствовали и отсекали лишнее элементы. Каждая часть юрты может быть заменена другой, каждая часть носит универсальный характер.

Башкирская юрта

Несмотря на то что юрту изобрели несколько тысяч лет назад, ее использование остаётся актуальным и в настоящее время. Это популярность обуславливается маленьким весом, и хорошей компактностью. В то же время она не мешает мобильности перемещения и может использоваться практически в любую погоду.

Помимо вышеописанных качеств, юрта обладает еще одним очень важным качеством – низкой стоимостью. Материалы стоят достаточно дёшево, а установка и обслуживание такого жилья не требуют специальных навыков. Стоимость юрты составляет одну третью часть от других сооружений, которые можно возвести очень быстро.

башкирка в юрте

Юрты используются в современном мире, к примеру, в Башкирии. Этот регион обладает замечательной природой, которая привлекает множество туристов. Однако, если стоит вопрос о возведении специальной туристической базы, всё упирается в денежные средства. Туроператоры не готовы предлагать своим клиентам палатки, так как последнии не обеспечивают нужную степень комфорта. Именно здесь можно применять юрту. Она находится в средней категории цены и качества и является тем самым необходимым компромиссом.

Таким образом, туроператоры могут организовывать передвижные туристические базы. Например, один грузовик может привести до нескольких юрт, в каждом переносном доме можно с комфортом поселить несколько человек. Получается практически полноценная туристическая база, которая может размещаться каждый раз в разных места абсолютно без усилий.

Башкирская юрта. Конструкция

Сама по себе юрта представляет собой переносной дом, имеющий разборный каркас. Стены дома, как правило, были из войлока. Установка юрты происходила поэтапно, со строгим соблюдением несложной технологии. Если от последней отой, есть опасность замерзнуть или погасить домашний очаг. В первую очередь, определяли место, в котором нужно установить переносной дом. Именно в этом месте размещалось все необходимое имущество. После этого устанавливались дверная рама и решётки, которые скрепляются веревками между собой. Этот каркас покрывали войлоком. Последний прикреплялся к каркасу небольшими веревочками из волос. Стоит заметить, что войлочное покрытие устанавливалось в соответствии с определенным порядком. В первую очередь закидывали кошму с юго-запада, затем с юго-востока. После этого накидывали оставшиеся кошмы так, чтобы их края имели возможность придавить края первых.

Конструкция башкирской юрты

Лучшие куски войлока использовались для стен и кровли. Важно было лучше утеплить сторону, выходящую на север. Это делалось, очевидно, для защиты от холодных ветров. Кроме того, необходимо было проследить, чтобы дождевая вода не заливала алтарь. Размер юрты говорил об обеспеченности ее хозяина.

Конструкция башкирской юрты

Благодаря полукочевому образу жизни, в обиходе башкиров появились различные предметы быта, которые не могли появиться ни при каком другом образе жизни. Например, ковровые изделия, направленные на различное использование. Они употреблялись для утепления жилья, в качестве мебели, чемоданов или чехлов. Ковёр никогда не играл только декоративную роль, он всегда использовался для практических целей.

Конструкция башкирской юрты

К примеру, большие ковры использовались для того, чтобы застилать пол. Одежда и прочие принадлежности хранились в ковровых мешках, которые вешались на стену. Накидка из ковра использовалась для занавешивания входа в юрту, то есть как дверь.

Распределение жилищного пространства

По традиции, вход располагается к югу. Это имеет практическое значение – северную сторону необходимо утеплить и укрепить, дверь только помешает. Часть жилища, которая располагается у северной стены, считается наиболее важной. Как правило, ее выделяют гостям хозяина. На фото башкирской юрты можно увидеть что данное жилище всегда обращено в одну сторону.

В центре находится очаг. Такое расположение источника тепла позволяет обогреть круглое жилище равномерно. Кроме того, над костром непосредственно располагается отверстие в крыше, для отвода дыма. В другой части юрты данное отверстие было бы неудобным. Когда очаг выносят на улицу, в центре жилища располагают скатерть, которая играет роль обеденного стола. Вокруг импровизированного стола размещаются члены семьи и гости, садясь на специальные подушки, предварительно раскинутые вокруг.

Шаршау – очень важная часть каждой юрты. По сути, она представляет собой плотный занавес, который используется в качестве перегородки. Последние необходимы для разделения жилья. Иными словами, шаршау это стены квартиры.

Юрта традиционно делится на две части: женскую и мужскую.

внутри юрты

Женская часть жилища всегда меньше. Она находится по правую руку от двери. В этой части юрты располагаются различные хозяйственные принадлежности и женская одежда. Проецируя юрту на современное жилье, можно сказать что в женской части находилась кухня и гардеробная. Все, что нужно женщине, не заинтересованной в карьере. Кроме того, в этой части юрты располагалась детская. В современном мире такое разделение невозможно хотя бы потому что женщины и мужчины играют примерно одинаковую роль в семье. Однако, кочевники жили во времена патриархата, когда мужчина занимал главенствующую роль, женщина была второстепенной. Поэтому того, что располагалось в правой части юрты, было вполне достаточно.

Распределение жилищного пространства

Мужская часть была больше чем женская. Она исполняла роль гостиной, позволяя хозяину хижины принимать гостей. Как правило, эта часть юрты украшалась различным текстилем: коврами, скатертями, полотенцами. Кроме того, здесь хранилось все имущество мужчины: оружие, доспехи. Вид футляров для пороха, конской упряжи, подсумок для дроби абсолютно привычен для этой части юрты.

Особое место выделяется для тех, кто пришел в гости. Это почетное место выделяется напротив дверей. у самой утепленной стены. В этой части юрты также размещается и сундук с ценнейшими вещами семьи. В их число, как правило, входили различные ковры, одеяла, постельные принадлежности.

Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.

А здравый смысл говорит нам о том, что существуют факторы, которые делают круглогодичное проживание в кочевой юрте, мягко говоря, проблематичным. Один из этих факторов-длинная, снежная и холодная башкирская зима. Доходит до - 40 градусов. Рассмотрим по пунктам:

1. Отопление. Юрта отапливается открытым очагом, дым (и большая часть тепла) от которого выходит через отверстие в крыше. Необходимо сделать полугодовой запас сухих дров, т.к. топиться сушеными отходами конской жизнедеятельности (как, например, это делают в Казахстане, Киргизии или Тибете)-это верная холодная смерть. А значит, вам нельзя удаляться от леса.

2. Питание. Единственным животным, доступным для разведения в кочевых условиях, в этой климатической зоне является лошадь. Только она способна выжить в мороз под открытым небом на скудном подножном корме. Вопрос: где вы станете искать свой табун (чтобы отведать свежего мяса) в чистом поле по колено в снегу? Значит вы должны создать для своей семьи запас продовольствия на всю зиму. А для этого необходимо выкопать рядом с юртой надежный ледник для хранения грибов, ягод, рыбы, вяленого и мороженого мяса, иначе ваши запасы станут легкой добычей для грызунов, лис, волков и медведей-шатунов. И это нелегкий труд, чтобы заниматься им каждый год на новом месте. В пешей доступности должен располагаться источник питьевой воды: ручей или река. Т.к. топленый снег-это дистиллированная вода, малопригодная в пищу.

3. Конструкция. В условиях обильного снегопада велика вероятность того, что свод будет продавлен снежной массой- ведь снег не имеет обыкновения скатываться с шершавой поверхности. Обитатели должны регулярно счищать его. невзирая на холод, ветер и время суток.

Согласитесь-все это мало походит на вольную и беззаботную кочевую жизнь.

К слову: в условиях открытого очага уже через несколько месяцев вся ваша одежда и скарб прокоптятся до неузнаваемости. В этом отношении юрта мало чем отличается от чукотского чума. А потому красочное убранство выставочных башкирских юрт имеет мало общего с жизнью.

Из всего вышесказанного можно сделать единственный вывод: юрта, в условиях башкирского климата, является чисто летним жилищем, т.е. мобильным летним домиком. А башкирскую зиму комфортнее и безопаснее проводить в деревянном срубе. И официальная историческая наука нас в этом выводе поддерживает. Читаем везде: от кочевого образа жизни башкиры перешли к полукочевому. Т.е. зиму они проводили в стационарных теплых жилищах, которые удовлетворяли всем, перечисленным выше требованиям, а летом кочевали вслед за своими табунами, перевозя с собой юрту. Да, все правильно, скажет большинство читателей. Нет, все не так-скажу я. Почему? Потому что все эти кочевые и полукочевые термины придуманы людьми, писавшими подобные исторические сказки в теплых кабинетах и никогда не жившими в условиях натурального хозяйства. Нет и не может быть в условиях башкирского климата ни кочевого, ни полукочевого образа жизни, а только оседлый. БАШКИРЫ НИКОГДА НЕ БЫЛИ КОЧЕВНИКАМИ! Поясню:

Летом вы пасете свой табун, подсчитываете приплод-все хорошо. Наступает осень, нужно возвращаться на зимние квартиры и делать запасы на зиму. Вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ С ТАБУНОМ?! Ответ неожиданный и единственно возможный: БРОСИТЬ В ЧИСТОМ ПОЛЕ! Без вариантов! Наедине с волками, зимней стужей и бескормицей-лошади ведь не гуси и на юг не улетают. Парадокс? Но вы же кочевник и не занимаетесь заготовкой кормов на зиму. Да и при всем желании сделать это невозможно: у вас нет ни трактора, ни даже косы... Да и металла вы не знаете. А если бы и знали, то речь идет о табуне а не об одной лошади, а это совершенно несоизмеримые масштабы. И где же вам искать свой табун по весне, вернее то, что от него останется? И останется ли... Ведь поголовье волков, с помощью лука и стрел, сократить невозможно, а конокрадство во все времена было легким и доходным криминальным бизнесом. К тому же лошадь-это не домашнее животное и она легко обходится без человека в природе, и по весне к вам сама не вернется. А Башкирия - это не африканский парк Серенгети, где, по окончании зимы, вы пойдете и наловите новый табун.

И что же делать? А нужно вам, уважаемый кочевник, умерить свои аппетиты с табуна до пары свиней, пары коров, десятка куриц или гусей, десятка овец (непонятно лишь, где их взять - ведь в природе не встречаются, ни домашние свиньи, ни коровы, ни овцы, ни курицы и ни гуси?) и одной лошадки. Поселиться в обществе себе подобных (чтобы не так страшно было) в деревянном срубе (если, конечно, у вас есть топор, пусть даже каменный, и силы для его строительства) , поскольку жизнь в землянке человеческому здоровью противопоказана а в юрте холодно, сыро, дымно, темно и небезопасно, на берегу реки, чтобы было где наловить рыбы, вблизи леса, чтобы было куда сходить по грибы, по ягоды и по дрова, и все лето не загорать на солнцепеке, поглядывая на пасущиеся стада, а обильно поливать землю-матушку собственным потом, заготавливая корма для скотины на долгую зиму (хотя, я слабо себе представляю, как это можно сделать без металлической косы). Сажать огород для себя и своей семьи (с деревянной лопатой можно). Заготавливать дрова и дикоросы. А если, не дай бог, вам уже известны злаки, то- пиши пропало: вы уже не человек, а рабочая скотина и закончите свой век в борозде. Потому что такие физические нагрузки, что прописали вам жизнерадостные мужи от исторической науки в своих учебниках, ни один человеческий организм выдержать не в состоянии.

Представьте, ваш покорный слуга жил подобной (с большой натяжкой, конечно) жизнью в глухой забайкальской деревне в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы прокормить зимой 5 голов крупного рогатого скота, 2 свиньи и десяток куриц, мы с отцом все лето махали косами. А еще был огород, а еще бескрайнее картофельное поле. Каждодневный уход за всей этой скотиной-помню, как однажды зимней ночью (-42) помогали разродиться первотелке, вытягивая теленка за передние ноги.... А родители еще работали в совхозе. А коров надо доить в 5 утра, а питьевую воду привезти в двухсотлитровой бочке на телеге (на санях) с реки за несколько километров... А машину дров на зиму привезти за 120 километров, напилить и наколоть их. И т.д и т.п. Непрерывный физический труд, который нельзя отложить на завтра. И это при наличии электричества, техники и цивилизации-поначалу даже работала общественная баня! И хлеб не пекли а покупали в магазине - его привозили из райцентра за 50 километров.+

1. Башкиры никогда не были ни кочевниками, ни полукочевниками-потому что такой образ жизни невозможен в климатических условиях Башкортостана.

2. Юрта не является национальным жилищем башкир, поскольку в ней не было необходимости. У людей попросту не было времени выезжать с юртой на природу и нюхать цветочки-летом их ждал каторжный труд на земле.+

3. Почему башкиры считают себя кочевниками? Думаю, что КТО-ТО (или ЧТО-ТО), ИМЕЮЩИЙ ВЛАСТЬ НАД НАМИ, просто вложил эту мысль в их (и наши) умы.

Тот, кто не согласен с моими выводами, пусть объяснит: почему башкиры вольную, сытую и беззаботную кочевую жизнь вдруг сменили на полную лишений, каторжного труда и нищеты оседлость? НА ЧТО ОНИ ПРОМЕНЯЛИ СВОИ ТАБУНЫ?!

Вопросы происхождения юрты как универсального, легко транспортируемого разборного жилища кочевников-скотоводов степей Евразии издавна привлекали внимание этнографов своим совершенством и логической завершенностью конструкции. За более чем 1,5-тысячелетнюю историю с момента появления первых изображений юрты на погребальных статуэтках из Северного Китая, датируемых началом VI в. н.э., она до сегодняшнего дня практически не подверглась каким-либо серьезным изменениям или инновациям. Как и сотни лет назад, основу скелетной конструкции юрты составляли: цилиндрической формы основание из соединенных между собой узелковыми ремешками 5-6 звеньев-решеток (kанат, или крыло), купол, образованный из более 100 выструганных и изогнутых в нижней части ивовых жердей (уk, или стрела). Одним концом жерди упирались в перекрестия планок верхнего края звеньев-решеток, другим, верхним, концом – в специальные отверстия деревянного обода (сағарак), образующего свод купола диаметром свето-дымового отверстия около 1,5 м. С восточной стороны между первой и замыкающей решеткой – звеном остова юрты вставлялась деревянная коробка для двери. Внутреннюю сторону решеток остова юрты и внутреннюю сторону двери окрашивали красной краской. С незапамятных времен юрта снаружи укрывалась большими кусками войлока, кошмами и перевязывалась крест-накрест для прочности сплетенными из конского волоса веревками (аркан).

Вопросы происхождения и генезиса юрты занимали особое место в творчестве многих поколений этнографов, занимавшихся вопросами временных жилищ скотоводов. Известны в этой области работы исследователей прошлого столетия А. И. Левшина, М.С. Муканова, изучавших этнографию казахского народа, А. А. Попова, посвятившего свои труды жилищам Сибирских народов, Б. Х. Кармышевой, писавшей о жилищах узбеков-карлуков, Э. Г. Гафферберга, изучавшего юрты хазарейцев. Наиболее полно представления о временных жилищах скотоводов изложены в работах С. И. Вайнштейна, посвященных этнографии тувинского народа, и работах Н. Н. Харузина, в которых рассматриваются вопросы происхождения и эволюции юрты во времени и пространстве. Среди исследователей - башкироведов можно выделить труды таких известных этнологов, как С. И. Руденко, С. Н. Шитовой, Н. В. Бикбулатова и др.

Говоря о генезисе юрты, Н. Н. Харузин, например, писал, что благодаря многим трансформациям юрта могла возникнуть из различных деревянных конструкций шалашей или чумов конического типа. Схема эволюции юрты, по схеме Н. Н. Харузина, шла от простого к сложному, не учитывая историю жилища в связи с образом жизни древних скотоводов. По его мнению, решетчатая юрта могла возникнуть не ранее XVII в., что в свете новых материалов по истории номадизма в степях Евразии было неверным посылом для объективной реконструкции путей генезиса решетчатых юрт тюркского или монгольского типов. Другие авторы, наоборот, выводят конструкцию юрты в ее неизменном виде из эпохи раннего железа, т.е. скифо-сарматского времени, ссылаясь на археологические находки, письменные источники Геродота, Страбона и др. античных авторов. По мнению С. И. Вайнштейна, скифам, сарматам, усуням, гуннам и др. ранним кочевникам степей Евразии юртовые конструкции с решетчатыми стенами не были известны. По его же мнению, скифы и др. кочевники-скотоводы рубежа н.э. могли пользоваться либо разборными жилищами-шалашами с коническим или пирамидально-усеченным из жердей остовом, укрытыми снаружи войлочными полстями, либо неразборными передвижными жилищами на колесных арбах, которые назывались кибитками.

Говоря о древности происхождения юртообразных жилищ, будет небезынтересно привести выдержки из знаменитого труда Геродота «История», где он дает жизнеописание и быт древних племен скифского мира, и там же содержатся упоминания о шатероподобных или шалашеобразных конструкциях древних скифов и аргиппеев, которые переведены Г. А. Стратоновским как «юрты» (Геродот, 2004. С. 220, 233-234). «После похорон скифы очищают себя следующим образом: сперва умащают и затем промывают голову, а тело очищают паровой баней, поступая так: устанавливают три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивают их затем шерстяным войлоком, потом стягивают войлок как можно плотнее и бросают в чан, поставленный среди юрты, раскаленные докрасна камни» (Геродот, 2004. С. 233-234). «В скифской земле произрастает конопля. Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею скифы громко вопят от удовольствия. Это парение им служит вместо бани, так как водой они вовсе не моются» (Геродот, 2004. С. 234). «Каждый аргиппей живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки» (Геродот, 2004. С. 220). По этому описанию трудно говорить о сложных конструктивных особенностях жилищ скифов. Ясно одно, что Геродот дал описание одного или двух вариантов конической формы шалашеобразных жилищ, крытых войлоком. Возможно, у скифов были и другие формы временных жилищ. О некоторых из них дают представление археологические данные.

Изображения кибиток в виде глиняных игрушек нередки в археологических находках эпохи раннего железа. Судя по этим моделям, у ранних кочевников Евразийских степей, в частности в Южной Сибири и Центральной Азии, во второй половине I тыс. до н.э. наряду с коническими шалашами-чумами шестовой конструкции были распространены и полусферические шалаши из согнутых в дугу жердей. Рисунок такого жилища полусферической формы был найден С.И. Вайнштейном в 1954 г. при раскопках курганов казылганской культуры скифского времени в Республике Тыва (Вайнштейн, 1991. С. 49).

В конце I тыс. до н.э. в степях Центральной Азии в хуннской среде получает широкое распространение неразборный куполообразный шалаш, который можно было перевозить на телегах. Остов этого жилища полусферической формы сплетали из гибких ивовых прутьев, который, зауживаясь, переходил в невысокую шейку дымо-светового отверстия. В непогоду такая кибитка накрывалась снаружи большими кусками войлока. Это транспортабельное жилище, как прообраз будущей юрты, С.И. Вайнштейн назвал шалашом хуннского типа . Изображения таких жилищ можно обнаружить среди петроглифов знаменитой Боярской писаницы в Минусинской котловине, датируемой рубежом нашей эры. Эти небольшие неразборные жилища были удобны тем, что их можно было устанавливать на ровное место на летовках, а при перекочевках они легко перевозились на колесном транспорте. Правда, эти повозки были очень громоздкими. В настоящее время юртообразные жилища с плетеным остовом нередки в быту народов Средней Азии, кумыков на Кавказе и др. регионах.

Изобретение юрты с разборным решетчатым остовом стен, прямыми или изогнутыми жердями-стропилинами купола, на которых крепился деревянный двусоставной обруч свето-дымового отверстия, было одним из величайших открытий во всем кочевом мире. Это можно сравнить только с изобретением стремян, что произвело настоящую революцию в коневодстве и позволило в кратчайшие сроки освоить огромные просторы степей Евразии от Алтая до Дуная благодаря устойчивой посадке в седле.

По мнению исследователей, изобретение юрты произошло в древнетюркской среде не позже середины V в. н.э. Преимущества разборной юрты с решетчатым остовом были налицо. Она буквально в течение 30-40 минут собиралась и разбиралась, а самое главное – была очень удобна при транспортировке в форме вьюков на лошадях и верблюдах. Навьюченные частями юрты лошади могли легко и беспрепятственно осваивать как степные, так и труднодоступные горные пастбища. Подобные жилища, в отличие от примитивных шалашей хуннского типа, С.И. Вайнштейн предлагает называть юртами древнетюркского типа . По мере их распространения в степях Евразии они получили название «тюркская юрта», что хорошо явствует из средневековых тюркских и арабских источников. В средневековых источниках, в частности в записках Ибн-Фадлана о путешествии к Волжским булгарам, дается описание «тюркских куполообразных домов», название которых А.П. Ковалевский перевел как «юрта» (Ковалевский, 1956). Необходимо отметить, что юрта в ее классической решетчато-купольной конструкции встречается только на всем пространстве Великого пояса степей исключительно среди тюрко-монгольских народов. С.И. Вайнштейн отмечает, что к югу от степей Дешт-и-Кипчак юрта не получила распространения, здесь преобладали временные жилища шатровой и палаточной конструкции, как, например, в Иране, Афганистане. В то же время живущие здесь тюркоязычные узбеки, туркмены, хазары, джемшиды, но иранизированные в иноэтничной среде, продолжают повсеместно использовать для жилья не шатры и палатки, а традиционные «тюркские» юрты с решетчатой основой.

О единых корнях происхождения юрты из древнетюркской среды говорит и сходство названий юрты в тюркских языках. Например, у узбеков, турков, туркмен она называется ой, у казахов киргизов – уй, сагайцев – уг, тувинцев – өг. У монголов юрта называлась гэр, у ираноязычных хазарейцев – ханай хырга. С.И. Вайнштейн приводит и другие названия временных жилищ. У тангутов юрта называется терме кер. Терме в современном монгольском языке означает «решетка». Тогда «терме кер» будет означать «решетчатый дом», что как раз и соответствует характерной конструктивной особенности решетчатой юрты. Понятие решетка в древней форме «тереме теребе» сохранилось у тувинцев, алтайцев, туркмен (терим). В то же время у башкир под словом «тирме» понимается общее название юрты, а решетка называется «ҡанат». По нашему мнению, понятие «юрта» как временное жилище вошло в русский язык от названий сезонных стоянок башкир-скотоводов, на которых ставились решетчатые куполообразные жилища: весенняя стоянка (яҙғы йорт), летовка (йәйге йорт), осенняя стоянка (көҙгө йорт).

Как и в древности, юрты удобно было транспортировать на волах, верблюдах, мулах и лошадях. На статуэтках, извлеченных при раскопках памятников VI в. на севере Китая, изображены верблюды со сложенными для перевозки решетками остова юрты, свето-дымовым обручем, войлочными полстями. По мнению С.И. Вайнштейна, все конструктивные особенности юрты древнетюркского типа окончательно оформились уже к VII в.

В более позднее огузское, кимакско-кипчакское время юрты древнетюркского типа продолжают свое развитие практически в неизменном виде. Однако сложность и дороговизна изготовления решетчатой основы юрты вынуждала бедные слои населения заменять их на круговую плетень, кольцевую и дощатую конструкции, многоугольные низкие срубы (Вайнштейн, 1991. С. 57). Рассматривая все эти вариации юртоподобных жилищ, С.И. Вайнштейн еще раз подчеркивает, что наиболее ранним прототипом современных тюркских юрт мог быть только полусферический шалаш хуннского типа с плетеным из ивняка остовом.

На территории Башкирии в конце XIX в. куполообразные юрты тюркского типа получили широкое распространение в юго-восточных, южных степных и лесостепных районах, а также в степных районах Оренбуржья (Шитова, 1984. С. 133). По данным С.Н. Шитовой, в начале XX в. в аулах юго-восточных районов Башкирии (современные Баймакский, Хайбуллинский, юг Абзелиловского районов) были специалисты-мастера по изготовлению юрт и отдельных его частей. Например, купольные жерди (уҡ) делали в дд. Абдулкаримово, Куватово, Янгазино Баймакского района, решетки (ҡанат) – в д. Абдулнасырово Хайбуллинского района, заготовки для свето-дымового обода – в д. Ишбердино Баймакского района и д. Рафиково Хайбуллинского района. Продукция местных специалистов-мастеров быстро раскупалась как башкирами южноуральских и оренбургских степей, так и казахами. Заготовки для юрт мастера продавали на ярмарках в гг. Орске, Оренбурге, Тургае (Там же. С. 132).

В северо-восточных, зауральских, некоторых юго-восточных, юго-западных районах башкиры использовали юрты монгольского типа не с выгнутыми, а с прямыми жердями купола, которые придавали ему конусовидную форму. Двери были не деревянные, а войлочные. Юрты монгольского типа считались малопрестижными, и ими пользовались малоимущие башкирские семьи. Поскольку решетчатый остов юрты был очень дорог и сложен для изготовления в хозяйстве без специальных инструментов, население видоизменяло и упрощало конструкцию остова и делало менее сложные юртообразные постройки. В Зианчуринском районе, например, остов юрты скреплялся тремя деревянными ободами, привязанными к вертикально вкопанным по кругу столбам. Между двумя нижними брусьями-ободами в специальные отверстия вставлялись планки решеток, располагая их перекрестно. В данном случае решетка была не цельная, а собиралась из отдельных планок. В край верхнего обода упирались жерди купола, на верхние концы которых насаживался небольшой деревянный обод для выхода дыма. Вся конструкция укрывалась войлоком (Шитова, 1984. С.133).

У юго-западных башкир кошомные юрты делали иногда без купольных жердей, заменяя их толстыми арканами. В центре будущей юрты вкапывали столб и от вершины его протягивали к решеткам веревки. Привязав веревку к верхнему краю решетки, протягивали ее наружу, привязав к вбитым в землю по кругу колышкам. Конической формы веревочная «крыша» укрывалась войлоком, края которого выступали за края решетки, образуя как бы карниз, предохраняя тем самым войлочные стены остова юрты от дождя. Решетки в таких юртах иногда ставили не круговые, а четырехугольные, что еще более упрощало ее конструкцию. Крыша в таких юртах также была четырехскатной (Шитова, там же).

В бассейне р. Демы существовали еще более упрощенные жилища столбовой конструкции, лишь силуэтом отдаленно напоминающие юрты. В Альшеевском районе Башкирии малоимущие семьи нередко делали столбовые жилища. Их остов состоял не из решеток, а из 30-40 двухметровых жердей, врытых по кругу. В центре вкапывался трехметровый столб, к вершине которого протягивали и крепили веревки от врытых по кругу жердей. Получалась коническая веревочная крыша, которая укрывалась кошмой. Боковые стены и двери также укрывались кошмами.

Существовало много других вариантов юртообразных жилищ, которые, как и юрты, легко разбирались и перевозились. Все они были меньших, чем юрта, размеров, менее устойчивыми, готовились из подручных материалов, а потому использовались в быту малоимущими слоями населения.

На территории Башкирии в период археологических исследований были обнаружены следы временных жилищ. Во время раскопок на месте бывшей башкирской деревни Азнаево под руководством В.А. Иванова были обнаружены круговые канавки, по периметру обложенные камнями с интервалом 0,5-0,6 м. Раскоп датировался XVII-XVIII вв. Круговая канавка, возможно, была прокопана по периметру юрты для стока дождевой воды, а камни крепили нижние края войлочных покрытий решетки юрты. Подобные же круговые канавки диаметром около 5 м были обнаружены Г. Н. Гарустовичем во время раскопок в 1994 г. Горновского селища XIII–XIV вв. в Чишминском районе, на левом берегу р. Демы. Места установок юрты на летовках были обнаружены также А. Ф. Яминовым во время раскопок городища Петропавловское в Хайбуллинском районе.

В русле исследований генезиса юрты кочевников-скотоводов необходимо сказать, что разборная решетчатая юрта к началу XIII в. была уже известна монголам, и, скорее всего, была заимствована ими у тюрков. В XIII в. монголы и их ханы продолжали еще пользоваться юртами древнетюркского типа с характерным заострением в верхней части купола, названным в «Сокровенном сказании» чорган кер (островерхой юртой). Путешественники XIII в. оставили свои описания и впечатления от жилищ тюрко-монгольских кочевников. Марко Поло, в частности, писал: «Татары нигде не остаются жить постоянно… их шалаши или шатры состоят из жердей, которые они покрывают войлоком. Они совсем круглые, и сделаны так искусно, что их складывают в связку и легко могут перевозить с собой, а именно – на специальной повозке с четырьмя колесами. Когда они при удобном случае вновь ставят свои шатры, то всегда обращают входную сторону на юг» (Цит. по Вайнштейн, 1991. С. 61). Тюрки, как известно, как и гунны, обращали вход юрты на восток. До XIII в. монголы не умели делать решетчатые юрты. Китайский путешественник Сюй Тин писал о монголах: «В тех (шатрах), которые изготовляются в степи, круглые стены сплетаются из ивовых прутьев и закрепляются волосяными веревками. (Они) не сворачиваются и не разворачиваются, а перевозятся на повозках» (Цит. по Вайнштейн, 1991. С. 61). В XIII в. и позднее, во время походов Чингизидов, решетчатые юрты как монгольского (конические), так и тюркского (купольные) типов повсеместно использовались монголами во время стоянок, отдыха и охоты. Кроме обыкновенных и решетчатых юрт монгольского типа, крытых темным войлоком, у степной аристократии были конструктивные особенности юрт на ханских ставках. Для ханов возводили специальные трехъярусные юрты с решетчатым остовом и купольным верхом по «тюркскому» типу. Над этим куполом возводили еще один высокий сферический купол меньшего диаметра. Свето-дымовое отверстие в этом верхнем куполе делалось не в середине, а в боковой ее части. Решетки юрты изнутри покрывались циновками, сверху декоративной разноцветной тканью, в зимнее время – войлоком. Над входной частью сооружали высокий парадный паланкин с опорными столбами и веревочными растяжками по углам. Этот «аристократический» тип юрты С.И. Вайнштейн назвал позднемонгольским , который получил широкое распространение среди кочевой аристократии в эпоху Золотой Орды, у которой были особые «ханские» юрты. Таковыми были «Золотая юрта» Чингисхана, роскошные юрты Тимура и других представителей тюрко-монгольской элиты. После распада Золотой Орды основная масса населения степей Дешт-и-Кипчака вновь вернулась в свои испытанные временем и перекочевками решетчатые юрты тюркского (куполообразные) и монгольского (с коническим верхом) типов. Основные части юрты, ее конструкция практически не изменились до сегодняшнего дня, если не учитывать того, что свето-дымовой деревянный обруч стал не цельным, а был разделен на две части. Двусоставный круглый обруч диаметром 1,5 м значительно облегчал его изготовление.

Таким образом, эволюционное развитие решетчатой юрты шло в направлении от разборных куполообразных шалашей к неразборным шалашам хуннского типа с плетеным остовом из ивовых прутьев и укрытых снаружи войлоком. Далее в V–VI вв. н.э. появились разборные юрты с решетчатым остовом древнетюркского типа. С этого времени вот уже более 1,5 тысяч лет куполообразные и конические решетчатые юрты согревали и давали уют сотням поколениям скотоводов на всем огромном пространстве от Алтая до Волго-Уральского региона. Из быта башкирского народа юрты постепенно исчезли в начале XX столетия, однако до сих пор они из года в год украшают своим изяществом и совершенством и придают торжественность сабантуям и другим весенне-летним праздникам башкир.

Башкирская юрта поставлена для экскурсий в башкирском подворье . Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару. Башкир в Саратове около 3,5 тысяч. Типы жилища у башкир более различны, наиболее распространены срубные (деревянные) и плетневые и саманные (сделанные из глины). У восточных башкир в летнем кочевье имелись войлочные юрты (тирме).

Юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов – кочевников. Из – за ее легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. - она была идеальным жилищем.

Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана.

Башкирская юрта поражает разнообразием способов изготовления, а орнаментация предметов ее убранства соперничает с красотой и яркостью красок природы. Переносная сборная юрта идеально соответствовала основному принципу полукочевой жизни: все свое ношу с собой. Для перевозки этого сравнительно компактного и легкого дома требуются два-три верблюда или три-четыре лошади. Картина, когда женщины собирают юрту, схожа с картиной сотворения мира. Вначале устанавливается дверь – врата из одного мира в другой. Порог как граница между миром внешним и миром человеческим.

Поднявшись в юрте в полный рост, человек вспоминал Аллаха, возносил купол своего дома и делал его окном в небо. Кочевничество – одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой культуры. Юрту, несомненно, можно отнести к числу важнейших достижений материальной культуры. Она прошла длинный эволюционный путь, прежде чем развиться до своего настоящего вида.

Приспособленная к местным условиям, кочевая юрта сейсмобезопасна – за счет подвижной конструкции стен, дешева – за счет доступности «строительного» материала, в ней есть возможность варьировать величину жилой площади. Круглая форма стен устраняет патогенную, вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами, в ней всегда чистый воздух. Эти и многие другие свойства юрты складывались в течение двух-трех тысячелетий.

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.

Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее

2. мужскую. Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Юрта – жилище башкир»

Цель: формирование представления детей о юрте – жилище башкир.

Задачи: Образовательные: познакомить детей с юртой - жилищем, в котором в древние времена жили башкиры – башкорты. Что обозначает это слово в переводе на русский. Развивающие: развивать интерес к жизни башкир; толерантность. Развивать речь детей: умение отвечать распространенными предложениями, с использованием прилагательных и наречий, умение обобщать и делать выводы. Воспитательные: воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное о жизни других народов Урала. Словарь: обогащение словаря: ук, сагармак, войлок, аркан, юрта, аул активизация словаря: башкорты, кочевники, скотоводы, земледельцы. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие. Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о башкирах; рассказ воспитателя о башкирах – коренных жителях Урала. Рассматривание экспозиций о башкирах в музее «Родничок» нашего детского сада. Материал и оборудование: презентация «Юрта – жилище башкир»; интерактивная доска, 4 стула, 4 больших платка, альбомные листы бумаги, цветные карандаши; Ход НОТ : Организационный момент : Звучит башкирская музыка.

О каком народе южного Урала мы говорили на прошлом занятии? Как башкиры сами называют себя? Что обозначает слово башкорт на русском языке? Что интересного вы узнали о башкортах на прошлом занятии? Как понимаете слова: скотовод, кочевник, земледелец? Сегодня мы поговорим с вами о жилище башкир. Может, кто из вас знает, как оно называется? (ответы детей). Послушайте: Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. Догадались, как называется жилище башкир? Да, это – юрта или по - башкирски – тирмэ. Послушайте загадку: « В этом доме нет углов. Вот уж рай для неслухов! И такое вот жилище ты всегда в горах отышешь? Это юрта. Юрта - дом (тирмә – по башкирски) переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Юрты строились из жердей - ук, тонких, гибких прутьев, прутья переплетали, получалась решетка, из решеток строили юрту - тирмэ (решетчатая юрта). Верхняя часть юрты называлась сагармак. На что похожа верхняя часть юрты? (на солнышко, на цветочек и т. д.). А в самой середине – отверстие. Для чего оно было нужно? (для воздуха, выхода дыма из очага, появления в юрте солнышка). Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко проникать свету и воздуху, в юрте не было окон, как вы думаете, почему? (чтобы хранилось тепло). Но была дверь. Зимой она была деревянная. Почему? (чтобы было тепло). Летом, весной, осенью она была войлочная, тканевая. Почему? (чтобы не было жарко). Снаружи юрту покрывали войлоком. Войлок - это очень плотный материал, сделанный из прессованной овечьей шерсти. Давайте поиграем в игру « Найди войлок» (нужно, среди множества кусочков ткани найти войлок). Зимой юрту укрывали 5-7 слоями войлока, а в теплое время года 1-2 слоями. Чтобы ветер не срывал войлок, его завязывали длинными веревками – арканом. Юрты были повседневными и праздничными. В повседневной жили постоянно. Праздничная была очень красивая, нарядная, она была для гостей, праздников, свадеб. Сегодня мы отправимся в путешествие в аул. Вы знаете, что это такое? Да, это поселение башкир – кочевников. Какое строение было главным в ауле? (конечно, юрта). В ауле было несколько юрт. Догадались почему? Да, кочевали башкиры из одного пастбища на другое не по - одиночке, а небольшими группами. Кто-то пас скот, кто-то охранял аул, кто-то мед дикий искал. Но, главным в ауле была юрта.

Я предлагаю вам поиграть в башкирскую игру «Тирмэ». В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

    Мы, веселые ребята,

    Соберемся все в кружок.

    Поиграем, и попляшем,

    И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры . С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Юрта и прилегающее к ней пространство - это место, где башкиры проводили все свободное время, работали, ели, спали и принимали гостей. По свидетельству очевидцев прием гостей и родственников по случаю праздников или семейных событий - любимое времяпрепровождение башкир.

Вот как описал юрту в VII веке китайский поэт Во Цзюй в

Стихотворении "Белая юрта", фрагмент которого я вам прочту:

Буря не оторвет юрту от земли,
Проливные дожди не просочатся в нее,

Нет углов в юрте, кругло поставленной,

Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте». Я предлагаю вам нарисовать юрту кочевников – башкортов, вспомните все, что я вам о ней говорила и постарайтесь отразить это в своем рисунке. А теперь – игра
«Найди жилище башкир» . Среди множества разных жилищ, найдите то, которое по – вашему мнению больше всего подходит башкирам и объясните, почему? (играет башкирская музыка). Правильно вы нашли башкирское жилище кочевников – скотоводов башкир. Итог занятия: Что интересного вы узнали на занятии? О чем бы рассказали своим родителям? Какими знаниями поделились бы с ребятами других детских садов нашего города? Давайте зайдем в наш музей. Как он называется? В музее посмотрим экспонаты о юрте.

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...