Урок обучающее изложение воробей на часах. Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу «Воробей на часах. б) Чтение были «Котёнок»


Конспект урока сжатого изложения « Воробей на часах».
Тема урока: Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах».
Тип урока: развитие речи.
Цель: научить писать сжатое изложение.
Задачи: ознакомить с типом текста сжатое изложение повествовательного текста; повторить сведения о тексте; о типах текста повествование; формировать умение составлять план; кратко пересказывать к исходному тексту; учить использовать авторские языковые средства; учить предупреждать речевые ошибки; воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого; развивающие: обогащать словарный запас ребенка; развитие устной и письменной речи; память, внимание, творческие способности.
Оборудование: дидактические рисунки, тексты, тетради, черновики.
ХОД УРОКА:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика

I.Орг.класса на работу.

II.Подготовка к первичному восприятию текста

III.Первичное восприятие текста.

IV. Анализ первичного восприятия текста.

V.Языковая подготовка.

VI.Итоговое воспроизведение текста

VII. Создание письменного высказывания.

1-й урок. Подготовка детей к краткому изложению рассказа.

А) Приветствие
-Здравствуйте, ребята.
б) Слово-инструктаж.
-Давайте проверим все ли у нас готово к сегодняшнему уроку. У вас на партах лежат тетрадь, черновик, текст рассказа, и рисунки к тексту.

В) Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня вы будете писать сжатое изложение рассказа «Воробей на часах». Слайд 1.
Чтобы лучше написать изложение, каждый из вас составит план к рассказу. План будете писать на листочках, а потом, когда будете сдавать тетради, вложите листочки в них.
-Что такое изложение?

В начале урока я сказала о том, что мы будем писать сжатое изложение. Как вы думаете, что значит сжатое?

Какие три основные части есть в любом изложении?
-И каждую часть изложения надо писать с красной строки.

Значит, одним словом, будем писать текст.
Что такое текст? Какие виды текста знаете?

Давайте повторим их основные признаки.
-В описании нет сюжета, событий, изображаются картины природы, явления, предметы, портреты;
-в тексте рассуждении используются различные доводы, примеры, доказательства;
-в повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет, действующих персонажей.

Г)Сообщение типа текста.
-Мы с вами будем писать текст повествование в сжатой форме. Изложение будет в жанре письма сказки. Назовите жанровые особенности сказки.

А) Беседа об авторе и его творчестве.
С творчеством Льва Николаевича Толстого мы с вами знакомы с первого класса. И в этом году уже читали его произведения.
Л.Н. рано потерял родителей. В 16 лет поступил в Казанский университет. Был на военной службе. Но свою жизнь посвятил литературе, защищал интересы крестьян, организовал школу для детей из бедных семей, писал для них рассказы и сказки. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям; стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

Б)–Какие произведения мы уже прочитали в этом году? Давайте вспомним и кратко перескажем их.

В) Установка на восприятие текста.
Учитель вешает на доску картинки с изображением воробья, а затем ястреба.ястреба.

Какая это птичка?
-Где вы могли видеть воробья?
-Кто знает загадку о воробье?
-Назовите приметы воробья.

Какие птицы воробьи: зимующие или перелетные?
-Воробьи дружные птицы?

Какая это птица?
Учитель загадывает загадку:
«Хищная птица сверху налетает и острым клювом добычу хватает».

Посмотрите на картинки и перечислите приметы ястреба.
-Мы также часто видим ястреба как воробьев?

Как обычно летают ястребы (поодиночке или стаями)?

Какая птица ястреб?
-У ястребов острое зрение, благодаря которому им удается высматривать сверху свои жертвы.

Сейчас послушайте рассказ, по которому мы будем писать сжатое изложение. И скажете мне какие картинки вы представили, слушая этот рассказ. Слайд 2.
Чтение текста учителем.
«В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.
Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.
Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.
Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их».

А)-Сколько картинок вы представили?
-Какие картинки представили?
Рассмотрите схему.

Б) Эмоционально-оценочная беседа.
-Какие чувства вызвал рассказ?
-Когда вам было тревожно?
-Когда вы больше всего волновались?

В) Лексическая работа.(слова записываем на доске и в черновиках)
лютый- грозный, злой
часовой-сторож
злодей-тот, кто хотел съесть
воробьята-маленькие птенцы воробья
разом- все вместе
г)Работа по содержанию или работа с текстом.
-Кто главные действующие лица?
-Что с ними произошло?
-С чего все началось?
-Какое главное событие произошло?

Г) Текстовая работа
-О чем текст?

Какова тема текста?
-Зачем Толстой написал этот текст для детей?

О ком вы подумали, читая этот текст?

Какая идея этого текста?
-Прочитайте заголовок.
-Чему он соответствует теме или идеи?
-Почему?
-Из скольких частей состоит текст?

Работа над формой текста (словарно-аналитическая работа).
а)-Что может передать автор словами?

Б) Составление плана.
-Я буду читать рассказ по частям. Постарайтесь хорошо представить себе то, о чем говорится в каждом отрывке, чтобы красивее написать изложение. И выделите опорные слова.
Чтение учителем первой части.
Слайд 3.
-О чем говорится в этом отрывке?
-Где происходило действие?
-Где находился старый воробей?
-Зачем он сидел высоко?
Слайд 4.
Одновременно заполняется таблица:
План Опорные слова
1.Воробьята.

2.Нападение хищника.

3.Победа воробья. По дорожкам, прыгали, уселся, высоко, охранял, малышей.

Появился, лютый враг, летит тихо без шума, увидал злодея, следит за ним, часовой
Улетел, весело прыгают, часовой, сторожит.

Что главное вам надо передать, когда будете писать эту часть?
-Напишите заголовок к первой части у себя в листочках.

Чтение второй части рассказа.(со слов «вот появился»).
Слайд 5.
-Что надо передать в этой части рассказа?
-Напишите заголовок к этой части. Заголовки проверяются, как указано выше.

Чтение третьей части.
-Что случилось с ястребом?
-Что делали птенцы?
-С кем сравнил старого воробья в этой части автор?
Слайд 6.

Напишите заглавие к этой части. Проверка заголовков и их выправка.

В) Орфографическая работа.
Дети спрашивают учителя, как пишутся нужные им слова. Если это будут слова на правила, неизвестные детям, как например: птенцы, громко, тревожно,учитель пишет их на доске без всяких объяснений; если же ученик спросит о слове на пройденное правило, то учащиеся подбирают к нему проверочные слова:
часовой-час, дорожкам- дороженька, ястреб- ястребы, враг- враги, увидал, воробьята, сторожит- сторож.

И в том и другом случае ученик, предложивший вопрос, произносит трудное слово по слогам.
Учитель пишет на доске.
г) Пунктуационная работа.
-Сколько частей будет в нашем изложении?
-Каждая часть пишется с красной строки.
-Каждое новое предложение с большой буквы.
- Какого типа изложение мы будем писать?
-Чем же отличается сжатое изложение от подробного?
-Если это изложение сжатое, то предложения должны быть короткими и в каждой части не более двух-трех предложений. Но идея текста должна быть без изменений.

Сейчас я еще раз прочитаю весь рассказ, чтобы вы лучше запомнили его. После каждой части рассказа буду делать небольшую остановку и мы еще раз выявим главное, основное в каждой части.
Слайд 7.

2-й урок. Письмо изложения.(пишут в тот же день на следующем уроке).

А) Запись текста на черновике (20мин).

Б) Проверка написанного.

В) Переписывание в чистовик.

Дети проверяют на партах наличие перечисленного учителем.

Это когда нужно текст запомнить и записать его; рассказать то, о чем прочитал, своими словами и т. д.

Писать будем кратко, но основное.

Вступление, изложение основного,
заключение.

Текст-это несколько предложений на одну тему. Бывает текст повествование, текст рассуждение и текст описание.

Развлекательность и занимательность. В рассказе воробей обладает человеческими качествами.

«Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».
Дети кратко пересказывают тексты.

Воробей.
Везде, всюду.
1.Эта маленькая пташка носит серую рубашку, подбирает быстро крошки и спасается от кошки.
2.Любит прыгать и летать, хлеб и зернышки клевать, вместо «Здравствуйте» привык говорить всем «Чик-Чирик»!

Серенькие, маленькие, шустрые птички.
Зимующие.

Да, дружные. Они всегда летают и клюют зернышки стаями.

Это ястреб.

Нет, редкою. И мы видим его в основном летом.
Поодиночке. Они выслеживают себе добычу -маленьких птиц.
Хищная.

Дети слушают, выписывая глаголы, события.

Дети словесно рисуют картинки.

В рассказе есть завязка событий,
кульминационный момент и развязка.

Устные ответы детей.

Дети поясняют слова, пользуясь помощью учителя.

Воробей и ястреб.

Ответы детей.

О том,как старый воробей охранял воробьят.
Любовь родителей к детям.
Чтобы дети знали, что родители всегда придут им на помощь.

Из трех.

Происходившие события.

(прыгали, охранял, тихо без шума, увидал, злодей).
Ястреба.

О том, как маленькие воробьята играли, а старый воробей их охранял.
В саду.
Высоко на ветке.
Охранял воробьят.

Как беззаботно прыгали воробьята по дорожкам, зная что их охраняет старый воробей.
Дети пишут:
«Воробьята», «Воробьята на прогулке».
Три-четыре ученика читают свои заголовки.(неудачные кратко обсуждаются и выправляются.

Как появился ястреб, чтобы схватить воробьят. Но старый воробей был внимательный и не дал хищнику внезапно напасть на воробьят.
«Нападение хищника», «Схватка», «Внимательный воробей».

Он улетел.
Птенцы весело прыгали.
С часовым.

«Беда миновала», «Враг побежден», «Победа воробья».

Ученики пишут в черновиках.

Сжатое изложение-это сжатый пересказ текста.

Дети слушают и после чтения каждой части кратко пересказывают ее.

Списывают с доски дату, название работы и заглавие рассказа:
…февраля.
Изложение.
Воробей на часах.

Читают слова, написанные на доске, и планы по своим листочкам. Потом вспоминают весь рассказ. Кладут перед собой листочки с планами и, не списывая их в тетради, пишут изложение.
Затем проверяют изложение два раза. Первый раз читает свою работу, следя за тем, правильно ли он изложил свои мысли, не пропустил ли слова, поставил ли нужные знаки препинания. Во второй раз ученик читает все слова изложения по слогам и проверяет работу со стороны орфографии.

Тема урока. Изложение.

Цепи урока: учить последовательно излагать текст, составлять план.

Cредства обучения: карточки, текст изложения на интерактивной доске.

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л.Н.Толстой. Мы с вами напишем изложение по его рассказу "Воробей на часах", который он написал специально для детей.


II. Чтение текста учителем

Послушайте внимательно текст "Воробей на часах".

Воробей на часах.
В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.


/По Л. Толстому/

III. Беседа по содержанию

Дети, докажите, что я прочитала текст.

Какова его тема?

А главная мысль?

В каких предложениях передана главная мысль рассказа?

Как вы думаете, соответствует ли содержание рассказа заглавию? Обоснуйте свой ответ.

Как еще можно назвать?

Как выдержал испытание часовой?

(Увидел ястреба, следил за ним и, когда стало опасно, подал сигнал.)

Где сидел часовой, почему он мог заметить врага? (Высчжо на ветке.)

Почему воробьям надо бояться ястреба?

Из какого предложения об этом узнали? (Он лютый враг мелких птиц.)

Как защитил воробей птенцов от лютого врага?

Какой сигнал он дал?


  • Из какого предложения об этом узнали?
(Громко и тревожно зачирикал воробей.)

  • Как воробьята отозвались на сигнал?
(Воробьята разом скрылись в кустах.)
IV. Работа над планом.

Мысленно перенесемся в сад и представим себе, как события, которые переданы в рассказе, происходили в жизни.

Какие, картины вы увидели?

Сколько их?

Кто действующие лица?

Как озаглавим? (Старый воробей охраняет воробьят.)

Кто действующие лица?

Как озаглавим? (Появился ястреб.)

Как озаглавим? (Тревога! или Старый воробей дает сигнал малышам.)

И четвертая картина. Передайте содержание, назовите действующих лиц. Как озаглавим? (Воробей снова на часах,)

Чем схожи между собой первая и четвертая картины?

Какая разница в названии этих картин?
На доске написан план:

1. Старый воробей охраняет воробьят,

2. Появился ястреб,

3. Тревога!

4. Воробей снова на часах,
V. Речевая подготовка.

Почему, как вы думаете?

(Слово вот подчеркивает неожиданное появление ястреба.)

Как назван ястреб? (Лютый враг, злодей.)

Как переданы движения этого злодея? (Летит тихо, без шума)

Какая картина соединяет всех действующих лиц?

Что в ней передано?

(Беспокойство, тревога старого воробья и воробьят.)

Чем вызвана эта тревога? (Появился ястреб.)

С какого предложения начинается третья часть?

Какими словами этого предложения Л. Толстой передает нарастание опасности? (Все ближе ястреб.)

Каким словом показаны быстрые действия воробьят? (Разом скрылись.) - Как в рассказе назван старый воробей? (Старый воробей, часовой,)

А как названы воробьята?

(Молодые воробьи, воробьята, малыши? птенцы.)

(Чтобы не было повторения, чтобы был более связный и более интересный текст.)

Каких слов много? (Глаголов)

(Эти слова помогают увидеть картину в движении, услышать звуки.)

Прочитайте последнее предложение.

Какие секреты своего мастерства открыл вам Л.Н. Толстой?
VI. Орфографическая подготовка.

1. Прочитайте слова.

Объясните написание подчеркнутых гласных.

Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не

допустить ошибки.

Охра нял, ле тит, зло дей, мо лодые, сле дит, ча совой, сто рожит,

уви дал, в са ду.

2. Дети, а теперь найдите в тексте слова из словарика. Прочитайте их. Запомните их написание.

3. Подберите проверочные слова: дорожка, ястреб, враг.

4. Почему написан ь в словах: воробьи, воробьята.

5. В тексте есть трудные слова, написание которых вы еще не учили. Запомните их написание.

За ним, без шума, ближе, зачирикал, тихо, снова.
VII. Устный пересказ текста по плану.
VIII. Повторное чтение текста.

(Текст дети читают про себя.)

IX . Письмо.

Помните: каждую часть текста нужно начинать писать с красной строки.

Кто желает, может взять карточку - помощницу.

Карточка 1

1. Где прыгали молодые воробьи?

Что делал старый воробей?

2. Кто появился в саду?

Как летел ястреб?

3. Как защитил воробей птенцов от лютого врага?

Какой сигнал он дал?

Как воробьята отозвались на сигнал?

4. Что стали делать птенцы и старый воробей, когда улетел ястреб?

Карточка 2

X. Самопроверка учащимися написанного

XI. Сбор письменных работ,

XII. Итог урока.

Приведите примеры употребления этих фразеологизмов в речи: Двуликий янус; Калиф на час; Выходить из себя; Держать порох сухим;

Птица высокого полета; Сфинксов
загадка; Поставить во главу угла; Мышиная возня; Последняя спица в колеснице;
Шишка на ровном месте; Калиф на час; Петь дифирамбы; Турусы на колесах; Курить
фимиам.

№1 Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов. Ахилессова пята, крокодиловы слезы, калиф на час, белая

ворона, первая скрипка.

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Сделайте стилистическую правку предложений.

Транслирование вещания переносится на поздний срок. Окно раскрылось во время ветра. Следователи прокуратуры провели очень профессиональные действия. Вся страна от малого до великого поднялась на защиту родины. У девушки коричневые глаза. Враги приближались все ближе.

. Найдите ошибки, вызванные нарушением морфологических норм. Сделайте стилистическую правку предложений.

Преподаватель особо отметил троих студенток. НДС в этом году не изменилось. В состав коктейля входит ароматная киви. Решительное сражение дали русские войска под Бородино. На совещании было обсуждено ряд важных вопросов. Тысяча студентов получают стипендию. Ученики познакомились с романом Владимира Войнович.

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Как мног…ярусные соты дымился и шумел и жил Город. Прекрас…ный в морозе и тумане на горах над Днепром. Целыми днями винтами шел из бе…числе(н,нн)ых труб дым к небу. Улицы курились дымкой и скрипел сбитый гиган…ский снег. И в пять и в шесть и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны а ночью г…рели рядами в темно(синей) выси. Ц…почками сколько хватало глаз как драгоце(н,нн)ые камни сияли электрические шары высоко подвеше(н,нн)ые на закорючках серых длинных столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трмваи с желтыми соломе(н,нн)ыми пухлыми сидениями по образцу заграничных. Со ската на скат покрикивая ехали изво…чики и темные воротники мех серебристый и черный делали женские лица загадочными и красивыми. (По М.А. Булгакову).

. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Обратите внимание на оформление прямой речи.

На вступительные э_замены в Дворянский инст тут меня пр вела Марья Федоровна начальн_ца того детского п_нсиона где я нач_нал муч_н_ческое восхождение по проклятой тропе наук.
Перед инст_тутскими э_заменами мы с ней страшно волну_мся. Э_заменуют в актовом зале. Я еще н когда не видел такого п_ркета. В нем отража_ш_я как в зеркальных в тринах на Большой Покровке. А сколь кий он как лед на Чернопрудском к тке. Я уже два раза шлепнулся.
Сегодня э_амен по д_ктанту. Марья Федоровна шепч г мне Толя сядь на парту у окна выходящего в к_р_дор. Неужели она соб_ра_тся мне
подсжаз вать? Невероятно! Сама начальница п нсиона! Важная дама с л_рнетом и волосами белыми как с_лфетка. Суровая как с_лдат на часах губ_нат_рского дворца. Она буд_т подсказ_вать мне как Алеша Гриневич которого она сама став ла за это в угол носом?
Я п_шу д_ктант. Сердце л_д_ная сосулька а в голове чад как на кухоньке у Мити Пчелина где всякий день жар ли на конопля м масле пр вкусные оладьи. Мы с Митей часто м нялись он мне давал две оладьи а я ему бутербро_ с в_тчиной и бутербро_ с швейцарским сыром которыми мне пол_галось завтракать в п_нсионе. Лысый пед_гог к варный человек с невнятно скр пуч м голосом нарочно д ктует так чтобы я сделал как можно больше ошибок Птичка божия н_ знает н заботы н_ труда... «Где писать "не", где "ни" мучаюсь я, А как написать "птичку"? С мягк м знаком или без мягкого?» Вся надежда на Марью Федоровну. В ней мое спасение! Но в акт вом зале все нижние стекла молочные, непрон_цаемые! А Марья Федоровна все-таки не великан, даже на своих францу_ких к_блу-ках. «Может быть она дог_да_тся и встан_т на ц_почки мысл_но молюсь я чтобы увид_ть какой кошмар тв_рится в моей тетради?»
И вдруг ее спасительный л рнет св_ркнул над молочным стеклом. Л д ная сосулька в
моей груди постпенно отта вает. Но что это? Глаза Марьи Федоровны от ужаса выл зают из орбит. Над стеклом по_вля_тся ее рука в ч_рной круж_вной перчатк_. Сухонький палец подает мне какие-то непонятные сигналы и знаки. Из всего этого ясно одно я сделал ошибку. «Где? Какую?» перечит_ваю я п_р_л_зованный от страха и непонятных указаний пальца. И нахожу. Я написал «птичку» без мягкого знака. Радос о испр вляю и поб доносно огляд ваюсь на Марью Федоровну поднявшуюся на ц_почки. А она с иск_жен_м от ужаса лицом в отча_нии хватается за голову и стр мительно отход_т от окна.
«Дура! Старая дура! ругаюсь я Даже подсказать как следует не умеет!» Ее а_торитет безнадежно пада_т в моих глазах и я бормочу А еще начальница п_нсиона За д_ктант я получил тройку. Но меня все-таки приняли так как все остальные предметы я сдал на пять. С осени я уже буду расхаж вать в ч_рных сукон_х брюках и долгополом мундир_ с красным воротн_ком как у пр_дводителя дворянства. (По А.Мариенгофу) Объясните постановку знаков перед союзом как.

ПОЖАЛУЙСТА,АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ И АРГУМЕНТЫ

ОЧЕНЬ ПРОШУ

ЗАРАНЕЕ СПАСИБО

не могу найти проблему автора в тексте "грустный праздник" Недавно я побывала на самом грустном дне рождения моего друга Игоря. Обычно его дом в этот день полон интересных людей, все радуются, танцуют, болтают. Но в этот раз все было иначе. Я опоздала на час, но, к своему удивлению, оказалась первой. Гости явно не торопились. Мы уныло сидели за большим столом, который ломился от угощений. За весь вечер к Игорю зашли всего пара гостей и те ненадолго… Я искренне не понимала, что произошло. Не могли же все многочисленные знакомые моего друга отказаться от того, чтобы прийти к нему на день рождения? Ближе к ночи Игорь рассказал мне о причинах, которые превратили этот праздник в тоскливое заседание. Оказывается, в этом году он решил позвать к себе в гости только тех, кто поздравит его лично или по телефону. И вот результат. В социальных сетях, в аське, в скайпе нам напоминают про дни рождения наших знакомых – близких и дальних. В итоге нам приходит огромное количество поздравлений от всех, кому было не лень черкнуть пару строк. Пишут люди, с которыми мы почти не общаемся, одноклассники, с которыми в школе даже не здоровались… Мы выкидываем даты из головы в надежде на Интернет. Раньше, когда никаких "напоминалок" не было, память сама выдавала тех, кого нужно поздравить, люди боялись обделить вниманием своих близких, продумывали подарки, которыми их обрадуют. И было в этом что-то доброе, что-то настоящее... Друзья Игоря такую проверку на прочность не прошли. Думаю, он запомнит этот день рождения надолго. Но может быть, не стоило так категорично себя вести? Ведь у людей бывают и веские причины, по которым они не могут поздравить друга лично, и делают они это не со зла и не из-за забывчивости…

Выставить двоеточие и тире

1. Ветер горы разрушает слово народы поднимает.
2. Я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов.
3. Он оглянулся сумрачно белое пространство почти укрыло свет фонаря.
4. После ужина солдаты легли спать больно уж напряжённым был минувший день.
5. Я скосил глаза на часы светящиеся цифры показывали восемь.
6. На дворе палил летний зной в доме прохладно.
7. В окнах дома весело блистал свет нас ждали к обеду.
8. Все вокруг неуловимым образом переменилось тени стали чернее огонь ярче звуки приглушённее.
9. Я бросился к окну и ахнул под окном действительно стояла красавица.
10. Всегда знал внутри живёт вольный казачий дух.

Ответ оставил: Гость

Собака, увидев выпавшего из гнезда воробышка, в соответствии со своим охотничьим инстинктом, "уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь" . но когда старый воробей начал защищать птенца, "трезор остановился и попятился", признав силу маленькой птички. собака была смущена этим напором. большое благородное животное, казалось, прониклось уважением к защищавшему птенца старому воробью. птенец, выпавший из гнезда на землю, "сидел неподвижно, растопырив едва прораставшие крылышки". о нём автор больше ничего не пишет. скорее всего, птичка даже не успела понять, что случилось, и испугаться. старый воробей вёл себя геройски. он "камнем упал" перед мордой собаки и "весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти". "он ринулся спасать, он заслонил собою свое но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок охрип, он замирал, он жертвовал собою! " "сила, сильнее его воли, сбросила его" с безопасной ветки на защиту птенца. в маленькой зарисовке и. с. тургенев ярко и образно показал чувства и поступки собаки и двух маленьких птичек: инстинкт пса, крадущегося к дичи и его смущение перед бесстрашием воробья; птенца; ужас и страх старого воробья, сумевшего побороть их, и защитить малыша, рискуя жизнью, потому что любовь " сильнее смерти и страха смерти. только ею, только любовью держится и движется жизнь".

Ответ оставил: Гость

Наверное это отец. Потому- что он был художником и всегда оценивал работы Коли, но когда отец заболел Коля начал думать что отец уже никогда не увидет работы сына. Это повлияло на Колю, ведь он стал грустным,опечаленным и странным.

Ответ оставил: Гость

Герасим является главной фигурой повести Тургенева “Муму”. Он символизирует угнетенный русский народ, живший под крепостным правом в царской России. Он был крепостным крестьянином у барыни и был обречен на подневольную работу всю свою жизнь.
На вид Герасим был мужчина двенадцати вершков роста, богатырского телосложения. От рождения он был немой, но этот недостаток не мешал ему в деревенской работе. В деревне он работал за четверых, легко выполнял любую тяжелую работу. Он и землю пахал, и сено косил, и зерно молотил. Когда Герасима привезли в Москву и дали ему в руки метлу и лопату, он не понимал, что с ним делается. Он сильно скучал. На дворе все его боялись из-за его грозного вида, вообще Герасим был строгого и серьезного нрава. Порой он был мрачен, угрюм и грозен своим внешним видом, но добр душой.
Поступки Герасима являлись отражениями его характера и физической силы. Как-то раз пришли два вора к ним на двор. Герасим взял и стукнул их лбами, проявив смелость и бесстрашие. С тех пор ни один вор не появлялся у них на дворе. Когда Герасим выходил во двор, то даже животные прекращали драться и вели себя степенно, боясь Герасима. Несмотря на тяжелый характер Герасима, ничто человеческое ему было не чуждо. Он привязался к маленькой собачке, однажды спасенной им.
От остальных дворовых Герасим отличался цельностью души, присущей крестьянину, смелостью и находчивостью. Даже его природный недуг не мог помешать ему полюбить Татьяну, прачку барыни, и добиться ответного чувства. Из-за прихоти барыни Татьяну выдали замуж за горького пьяницу Капитона и Герасим не смог жениться на Татьяне и жить долго и счастливо, но он не стал никому мстить и это является его главным отличием от остальных дворовых – его широкая и покорная крестьянская душа, принимающая свою долю как должное.
Муму, спасенная Герасимом, привязалась к нему и стала отдушиной для Герасима. Барыня заметила привязанность Герасима к Муму и приказала ему избавиться от собаки, потому что она хотела унизить Герасима и подчеркнуть его положение крепостного крестьянина. Герасим вынужден был выполнить приказ барыни, потому что не мог ослушаться, но он не выдержал и ушел от барыни, протестуя против ее самодурства и жестокости

Ответ оставил: Гость

Фуга - форма полифонической музыки, состоящая из трех частей (экспозиция - разработка - реприза), которая обычно строится вокруг определенной легкоузнаваемой одноголосной темы, так, что ее можно услышать на протяжении всего музыкального произведения.

Токката - инструментальное произведение (обычно для клавишных) в быстром темпе и с четким ритмическим рисунком.

Аккорд - созвучие трех и более одновременно взятых звуков.

Гармония - благозвучие, слаженность звуков, приятное для слуха.

Контрапункт - сочетание двух и более мелодических линий в музыкальном произведении. мне пж балы

Конспект урока

Разработчик конспекта: Есаева Анастасия Михайловна

Программа: УМК под ред. Т.А. Ладыженской

Класс: 5

Тема: «Сжатое обучающее изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах».

Тип урока: урок развития речи

Форма проведения урока: традиционная

Цели урока:

Деятельностная цель: развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Формирование УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с предметом « Литература», связь с ранее изученной темой « Изложение и его типы».

Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Оформление доски: (если необходимо оформление доски до урока: эпиграф, схемы, таблицы и др.).

Девятнадцатое ноября.

Классная работа .

Изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах».

На доске написан план:

1. Старый воробей охраняет воробьят.

2. Появился ястреб.

3. Старый воробей дает сигнал.

4. Воробей снова на часах

- Здравствуйте, дорогие ребята! Запишите в тетрадях число, классная работа.

Дети приветствуют учителя, записывают в тетрадь дату, классная работа.

Самоопределение(Л), смыслообразование(Л).

2.Актуализация знаний(3 минуты)

- На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л.Н.Толстой. Вашим домашним заданием было чтение его рассказа "Воробей на часах". Все его прочитали?

А теперь давайте вспомним, что мы с вами повторяли на прошлом уроке?

Верно! А теперь подумайте, чем мы займемся на этом уроке?

Правильно, мы напишем сегодня сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах». Запишем тему урока: « Изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах».

Да!

- Что такое изложение?

Типы изложений;

Напишем изложение по рассказу Л.Н. Толстого;

Напишем полное или сжатое изложение;

Дети записывают тему урока.

Самоопределение(Л), смыслообразование(Л), нравственно-этическая ориентация(Л), формулирование познавательной цели(П), построение логической цепи рассуждений(П),умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К),целеполагание(Р), планирование(Р).

3. Подготовка к первичному восприятию текста(3-5 минут)

На партах у вас лежат листочки с текстом рассказа. Сейчас я его прочитаю, а вы внимательно послушайте и скажите потом, какие картины вы представили.

Воробей на часах.

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.

Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.

Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.

Все смолкло.

Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.

Ястреб ни с чем и остался.

С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке

Итак, ребята, какие картины вы представили? Опишите их.

Какие чувства вызвал рассказ?

Когда вам было тревожно?

Когда вам было радостно?

Ученики слушают рассказ.

- Маленькие воробьи прыгают по дорожке;

Старый воробей смотрит на них с дерева;

Вдруг прилетает ястреб;

Старый воробей увидел врага;

Ястреб улетел.

Страх;

Тревога;

Радость;

Когда появился ястреб;

Когда прилетел ястреб;

Когда улетел ястреб.

Поиск и выделение информации(П), моделирование(П), анализ (П), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К).

4.Работа с текстом (10-15 минут)

- Хорошо, мы с вами определились, какие эмоции и чувства вызывает этот рассказ. А теперь поработаем с ним!

Прочитайте слова на доске!

- Подумайте, почему написаны именно эти слова?! Какую роль они играют в тексте?

Верно! Эти слова называются ключевыми и, когда мы их используем, то можем понять смысл текста и кратко изложить его. Подчеркнём эти слова в тексте.

Замечательно! А теперь снова прочитаем текст и попробуем определить, сколько частей в рассказе.

Итак, как вы думаете, сколько частей в тексте?

Хорошо! О чем говорится в первой части?

Верно! Кто действующие лица?

Как озаглавим первую часть?

Замечательно! Этот заголовок и будет первым пунктом плана, который мы сейчас будем составлять, и который поможет вам при написании изложения. Запишем в середине строки слово « План», а на следующей строке ставим цифру 1 и пишем заголовок первой части.

А теперь поговорим о второй части? О чём в ней повествуется?

Хорошо! Как озаглавим вторую часть?

Молодцы! Запишем 2 пункт.

О чем говорится в третьей части?

Верно! Как озаглавим третью часть?

Записываем в тетрадь пункт 3.

О чем говорится в четвертой части?

Как озаглавим четвертую часть?

Итак, запишем последний пункт плана!

Итак, молодцы! А теперь попробуйте, опираясь на ключевые слова и план, кратко пересказать текст про себя!

Справились? Есть какие-то вопросы? Если есть, поднимаем руку и спрашиваем!

Дети читают слова, написанные на доске:

Уселся, прыгали, тихо, без шума, заметил, охранял, часовой, тревожно, скрылись, взмахнул крыльями, спустился вниз, ни с чем остался, опять уселся, высыпали из кустов.

Они выражают основную мысль;

Эти слова–опорные, или ключевые;

С опорой на эти слова можно пересказать текст;

Дети ищут слова в тексте, подчёркивают их.

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.

Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.

Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.

Все смолкло.

Только воробей- часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз .

А воробей камнем упал в кусты.

Ястреб ни с чем и остался.

Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.

С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке

Дети читают текст, делят его на части.

4 части;

Молодые воробьята прыгали на дорожке. Старый воробей их охранял.

Воробьята и воробей.

Старый воробей охраняет молодых;

Старый воробей – охранник;

Молодые воробьи резвятся, а старый их охраняет.

Дети записывают в тетрадь пункт 1 плана.

План:

1. Старый воробей охраняет молодых.

Появляется ястреб. Летит без шума, тихо. Но воробей увидал его и следит.

Появился ястреб;

Прилетел ястреб;

Охота за воробьятами;

2. Появился ястреб.

Тревожно зачирикал воробей. Воробьята скрылись в кустах.

Старый воробей дает сигнал.

Часовой даёт сигнал;

Все спрятались;

3. Старый воробей даёт сигнал.

Улетел ястреб. Птенцы весело прыгают. Воробей сторожит.

Воробей снова на часах;

Часовой снова на посту;

Воробушки спасены;

4. Воробей снова на часах.

Дети, с опорой на выделенные слова и план, пересказывают текст про себя.

Если есть какие-то затруднения, ученики поднимают руку и спрашивают.

Смыслообразование(Л), поиск и выделение информации(П), моделирование(П),анализ(П), синтез(П),построение логической цепи рассуждений(П),инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации(К), выявление и идентификация проблемы(К), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К), планирование(Р).

5. Написание изложения.(20- 23 минуты)

- А теперь, ребята, я прочитаю текст в последний раз, а вы внимательно послушайте.

- Отложите листочки с рассказом на край парты текстом вниз и начинайте писать! Если будут какие-то вопросы, поднимаем руку! На написание изложения вам даётся 20 минут, но помните – вы пишете сжатое изложение!

Дети слушают текст.

Ученики приступают к написанию изложения.

Построение логической цепи рассуждений(П),умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной форме(К).

6. Рефлексия (1-2 минуты)

- Итак, время вышло! Сдаём тетради!

Молодцы! Вы все хорошо сегодня поработали! Оцените ваш труд по пятибальной шкале: 5- кто доволен собой,4 - хотелось бы лучше; 3 – не доволен собой, но буду стараться это исправить; 2 – я ничего не понял.

Запишите домашнее задание:

упр. 154 или напишите рассказ « История с ястребом глазами маленького воробушка». Всем спасибо,до свидания!

Ученики сдают тетради.

Дети оценивают результаты своей деятельности.

Ученики записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Самоопределение(Л),умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К), оценка(Р).

Моделирование странички ученической тетради(см. в графе « Деятельность ученика»)

Выбор редакции
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...

Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...

С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...

Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...
Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...
Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...