Vanitas Ганс Гольбейн, Послы - Темная и пушистая. «Послы» Ганса Гольбейна Младшего Послы 1533 г авторства ганса гольбейна младшего


К:Картины 1533 года

Гольбейн умело использовал различные атрибуты для характеристики модели. В замечательной картине «Послы» два богато одетых человека (французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв) изображены перед высоким столом, загромождённым множеством предметов. Они намекают на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы. Самым странным в картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещённый на переднем плане. Если смотреть на него справа, с близкого расстояния, видно, что это череп .

Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения - при «прямом» взгляде человека, погружённого в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при «особом» (подразумевается - правильном, глубоком) взгляде всё меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.

Напишите отзыв о статье "Послы (картина Гольбейна)"

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Послы (картина Гольбейна)

– Да ладно! У нас, видимо, о многом понятия будут разными. Это нормально, правда ведь? – «благородно» успокоила его малышка. – А можно с ними поговорить?
– Говорите, если сможете услышать. – Миард повернулся к спустившейся к нам, чудо-Савии, и что-то показал.
Дивное существо заулыбалось и подошло к нам ближе, остальные же его (или её?..) друзья всё также легко парили прямо над нами, сверкая и переливаясь в ярких солнечных лучах.
– Я Лилис...лис...ис...– эхом прошелестел изумительный голос. Он был очень мягким, и в то же время очень звонким (если можно соединить в одно такие противоположные понятия).
– Здравствуй, красивая Лилис. – радостно приветствовала существо Стелла. – Я – Стелла. А вот она – Светлана. Мы – люди. А ты, мы знаем, Савия. Ты откуда прилетела? И что такое Савия? – вопросы опять сыпались градом, но я даже не попыталась её остановить, так как это было совершенно бесполезно... Стелла просто «хотела всё знать!». И всегда такой оставалась.
Лилис подошла к ней совсем близко и начала рассматривать Стеллу своими причудливыми, огромными глазами. Они были ярко малиновые, с золотыми крапинками внутри, и сверкали, как драгоценные камни. Лицо этого чудо-существа выглядело удивительно нежным и хрупким, и имело форму лепестка нашей земной лилии. «Говорила» она, не раскрывая рта, в то же время улыбаясь нам своими маленькими, круглыми губами... Но, наверное, самыми удивительными у них были волосы... Они были очень длинными, почти достигали края прозрачного крыла, абсолютно невесомыми и, не имея постоянного цвета, всё время вспыхивали самыми разными и самыми неожиданными блестящими радугами... Прозрачные тела Савий были бесполы (как тело маленького земного ребёнка), и со спины переходили в «лепестки-крылья», что и вправду делало их похожими на огромные яркие цветы...

«Послы», написанная в 1533 году.

Казалось бы, два богато одетых человека изображены у высокого стола, загромождённого множеством предметов – глобусов, книг, карт – и на этом всё. А теперь всмотритесь.

Ганс Гольбейн «Послы» (1953)

Обратите внимание на левый верхний угол — это раз. На медальон левостоящего — это два. Посмотрите на большое серое пятно снизу посередине — это три. Что вы видите? А теперь переверните ноутбук правым боком к вам (или сами перевернитесь) и еще раз посмотрите на это пятно. Ага.

Итак, что нам хотел сказать художник?

Ганс Гольбейн Мл. «Автопортрет» (1542/1543)

Впервые я обратила внимание на эту картину в книге «Искусство иллюзии» издательства Prestel, в которой говорится, что один из мужчин скончался до того, как картина была закончена, посему и череп, и крест, и кулон. Совсем было бы просто, поэтому — ничего подобного. На момент написания картины оба были живы-здоровы — Мэри Ф. С. Херви* ещё в 1900 году об этом целую книгу написала.

Мужчина справа — французский посол при дворе Генриха VIII (1491–1547), слева — Бишоп Лаварский , в 1533 году наведывавшийся в Лондон.

Тогда в чём дело?

  1. Искусствоведы видят в изображении три уровня жизни : предметы на верхней полке изображают рай; на средней — земную жизнь; на нижней — смерть. По-моему, очень даже грамотное объяснение.
  2. Вторая версия, которую я нашла только в русской википедии (не знаю, из каких это источников): Гольбейн реализует образ двойного зрения: при «прямом» взгляде человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, – но при «особом» взгляде - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.
  3. А есть еще и такая, более приземлённая версия: в связи с тем, что картину планировалось повесить у лестницы, Гольбейн решил на славу продемонстрировать своё мастерство. Учитывая, что у многих великих произведений были самые земные посылы создания, почему бы и нет. :)

Как бы там ни было, художник добился своего: без малого пятьсот лет мы с прежним интересом разгадываем загадки его творения. Живьем, кстати, картину можно увидеть в

 На этой картине кое-что скрыто от взгляда. Перед нами «Послы» Гольбейна. Эта картина написана в 1533 году и находится в Национальной галерее в Лондоне. Слева изображен Жан де Дентвилль - французский посол в Англии. Справа - Жорж де Сельв, его друг. Епископ и тоже посол. В момент написания картины они оба находились в Англии. Гольбейн - швейцарский художник, однако он переехал в Англию, потому что там ему предложили работу. Вскоре после написания картины он стал придворным художником английского короля Генриха VIII. Король Генрих VIII как раз в это время готовился отделить государство от Папы Римского и католической церкви. Мы знаем, что французский посол находился в Англии, чтобы присмотреть за Генрихом VIII в этот тревожный период. На этой картине есть аллюзии на смуту, которая происходит в Англии. Но они вписаны в еще более широкий контекст. Давайте начнем с этих двух мужчин. Слева - Жан де Дентвилль. Именно он заказал эту картину, и в его доме она и висела. Несомненно, он изображен здесь, как чрезвычайно богатый и успешный человек. Посмотрите на этот отороченный мехом плащ, одежду из бархата и атласа. И… Он держит кинжал. Он держит кинжал, на котором написан его возраст - 29 лет. Этот человек еще очень молод. И Гольбейн очень постарался, чтобы изобразить его одежду со всей ясностью и детальностью, характерных для северной традиции, к которой относится его творчество. А справа стоит Жорж де Сельв, одетый более скромно - в меховой плащ. Он поставил локоть на книгу. Правда, интересный контраст? С одной стороны - кинжал, с другой - книга. Это вполне традиционные символы активной и созерцательной жизни. На книге, на которую Жорж де Сельв поставил локоть, написан его возраст - 25 лет. Конечно, подразумевалось, что зритель будет смотреть на них обоих. Может, для художника было даже важнее, чтобы люди разглядели середину картины - предметы, лежащие на двух полках. Гольбейн блестяще воспроизводил текстуры и материалы, придавая изображаемым предметам особую реалистичность. И, конечно, во всех них заложен какой-то смысл. На верхней полке лежат предметы, относящиеся к небесам. К изучению астрономии и измерению времени. На нижней полке - более земные вещи. Перед нами глобус и лютня, а также книга по арифметике. И сборник гимнов. Картина функционирует, как своего рода система координат. Слева - активная жизнь. Справа - созерцательная. Вверху - небесные сферы. Внизу - земное. Посмотрите, как изумительно укорочена лютня на нижней полке. Лютни традиционно изображали в качестве упражнения по изучению перспективы. И здесь перед нами исключительно мастерское воспроизведение того, насколько короче выглядит лютня, если смотреть на нее в таком вот ракурсе. Но если приглядеться совсем пристально, а это возможно, благодаря высочайшей четкости картин Гольбейна, можно увидеть, что одна из струн лютни лопнула. Порвалась. Историки искусства воспринимают это как намек на разлад, происходивший в Европе в то время. Разлад в церкви. Похожую отсылку можно найти и в сборнике гимнов, расположенном ниже. Он изображен в раскрытом виде, причем так четко, что его можно читать. Это гимн в переводе Мартина Лютера - главы протестантской Реформации, как все мы знаем. Вокруг настоящая роскошь. Мы даже не упомянули, например, про восточный ковер. Все эти предметы, вся эта необычайно щегольская одежда на персонажах портрета… И все это - на мозаичном полу, выложенному превосходно прописанной плиткой. Линейная перспектива безупречна. И это напоминает пол Вестминстерского Аббатства. Важно знать, что пол аббатства - своего рода диаграмма, воспроизводящая макрокосом, то есть космический порядок. Теперь посмотрим на очень крупный предмет, занимающий передний план. Знаете, одна моя студентка, увидев его, сказала, что он похож на корягу, которую почему-то поместили на переднем плане картины в каком-то странном положении. Действительно, похоже. Но если подойти к правому углу картины и слегка присесть, то… Или посмотреть на этот предмет в зеркало, приставленное под определенным углом… Окажется, что перед нами на самом деле анаморфическое изображение, которое искусственно растянули в перспективе. И это череп. Человеческий. Его нельзя разглядеть, когда видишь все остальные элементы картины. Его можно увидеть, только когда все остальные элементы картины тебе не видны. У зрителя есть выбор. Или стоять перед картиной так, чтобы видеть череп, а все остальное - только в искаженном виде. Или наоборот. На переднем плане этой картины, в самом центре, как центральная фигура, - череп. Традиционный символ смерти. - Memento mori. - Именно так. Напоминание о смерти. Это очень распространенный элемент, который часто можно увидеть на картинах. Но сейчас перед нами картина, которая на первый взгляд кажется восхваляющей земные достижения. А теперь кажется, что она подвергает сомнению их. - Точно. - Давайте приглядимся еще внимательнее. Видите, в левом верхнем углу картины из-за занавески выглядывает едва различимая скульптура Распятия. Но тогда возникает вопрос, возвращающий нас к Гольбейну. Вопрос о воспроизведении реальности. Вы упоминали о лютне, которая так идеально укорочена. Или о поле, который тоже изображен идеально с точки зрения перспективы. Этот художник может безупречно воспроизводить реальность. Однако принимает решение изобразить череп совсем не натуралистично. Он решает земное воспроизвести реалистично, а сверхъестественное или трансцендентное - так, что ни о каком безупречном воспроизведении реальных предметов речи даже не идет. Я думаю, что Гольбейн действительно хочет, чтобы мы видели этот контраст. Посмотрите на соотношение лютни и черепа. Череп так сильно искажен, что его по-настоящему трудно распознать. Однако, когда мы думаем о растягивании чего-либо, нам приходит в голову растягивание по горизонтали или, возможно, вертикали. Растягивание по вертикали - совершено особенный случай. Лютня лежит на полке. Как я уже упоминал, она существенно укорочена. При этом она лежит под углом, который очень близок к углу искажения черепа. Но не забывайте, что укорачивание - тоже искажение. Поэтому, в каком-то смысле, оба предмета искажены. Однако одно из этих искажений позволяет реалистично изобразить часть нашего мира, какой мы ее видим. Возможно, это напоминание о том, что не все, что мы видим - правда. Именно так. Не все. Здесь есть, о чем задуматься, ведь эта картина была написана о том, чего добились в жизни эти молодые люди. И люди вообще - за всю историю, в ходе познавания мира. Эти два изображения, спрятанные от недостаточно пытливого взгляда, - распятие и череп - указывают на границы земной жизни, границы физического зрения, человеческих знаний, а также неизбежность смерти и обетование о жертве, принесенной Христом на кресте. Subtitles by the Amara.org community

07:13 pm - Vanitas Ганс Гольбейн, Послы
Я тут немного "загадочного" искусства вам покажу...на первый взгляд-банальная картина..а сейчас я вас заинтригую-перед вами небольшой оптический обман.... Я кстати,ТЭГ соответсвующий добавляю)
[Послы (1533), Национальная галерея, Лондон ]

"Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. По некоторым сведениям, именно Сельв посоветовал своему товарищу заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя, изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей.
С множеством деталей картины, выписанных художником предельно реалистически, контрастно сопоставлен странный предмет, размещенный на переднем плане полотна. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь - по детальном рассмотрении - искаженным в перспективе человеческим черепом.

Чудовищно искаженный череп, помещенный на передний план, делает композицию треугольной и более динамичной, причем динамика подчеркивается геометрическими узорами ковра
Интерпретаторы обычно связывают эту анаморфозу с жанром Vanitas, а общий пафос картины - с критикой претензий науки на высшее знание, обнаруживающее свою эфемерность перед лицом смерти. Послы и связанный с ними натюрморт даются в кодах линейной перспективы с явной установкой на иллюзию подлинной обманки. В этом контексте важно и то, что анаморфоза черепа висит прямо над перспективным изображением мозаики пола Вестминстерского аббатства. Противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, обессмысливающей существование человека, оказалось необыкновенно близко мироощущению современного человека. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения - при прямом взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания,- но при особом взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома, иллюзии.)"

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein). Послы - выдающийся шедевр эпохи Возрождения

ГОЛЬБЕЙН, ГАНС МЛАДШИЙ (Holbein, Hans) (1497–1543), также Ханс Хольбейн Младший , немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве.

Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.

Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи.

После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский.

Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.

В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.

За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.

Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада.

Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого.

Послы. 1533. Дубовая доска, масло. 207×209 см. Национальная галерея (Лондон)

Картина по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Двойной портрет выполнен по заказу Жана де Дентельвиля, посла французского короля в Англии (он слева).

Второй человек на картине – друг Жана, Жорж де Сельв, епископ французского города Лавура.

Картина интересна своей композицией и скрытыми смыслами.

Два молодых человека (обоим нет и 30, это зашифровано в картине) изображены в полный рост, по обе стороны от центра.

Слева - 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль (возраст указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала).


Справа - Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533.

Молодому человеку 25 лет (его возраст Гольбейн отмечает на книге, о которую тот опирается рукой).


Дентевиль и Сельв образуют классическую для эпохи Возрождения пару: одна фигура олицетворяет энергичную деятельность, вторая - углубленное созерцание.

В центре – этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная разными предметами – они составляют суть увлечений послов, показывают их миссию и пристрастия. На верхнем ярусе расположены приборы, связанные с небесным (астрономический глобус, гномон, квадрант), на нижнем – с земным (земной глобус, карты, циркуль, лютня, книги).

Надписи на глобусе - тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.

Они отмечают географические точки, имеющие особое значение для Дентевиля. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.

Внимание привлекает продолговатое пятно на полу между двух послов.

Если же смотреть на картину в реальном размере и отойти вправо на 2 м, то пятно принимает свои истинные очертания - это череп. "Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца. Пьеса завершается". (цитата Юргиса Балтрушайтиса).

Гольбейн прибегнул к анаморфозе (намеренное искажение формы).

И, когда зритель начинает видеть череп – всё остальное уходит на второй план.

Что хотел сказать Гольбейн?

Что бы ни было, всегда конец один – смерть? «Memento moгi» (с латинского - «Помни о смерти») – таков девиз Жана де Дентельвиля.

Гольбейн и это отобразил на портрете.

На картине можно найти три черепа!

Один – анаморфоза, другой – брошь на берете де Дентельвиля, а третий – в черепе-анаморфозе, нужно лишь смотреть под определённым углом.

Слева маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси - символ искупления грехов и надежды на спасение (распятие, в отличие от всей картины – чёрно-белое).

Итак, одна сторона картины - земная жизнь, полная открытий в небе и на земле, философских и морально-этических дискуссий. Но есть и вторая, скрытая.

Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей.

Однако все это великолепие и надменность тщетны - по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне, череп.


Сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме "Спаси, Господи, души наши".


Солнечные часы точно указывают время действия - 10.30 утра 11 апреля - день Страстной Пятницы в 1533 году.

Гольбейн расскрыл в этой картине духовное заблуждение множества людей - при обычном взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным размытым пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при правильном, глубоком взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер временного, не имеющего настоящей ценности фантома, иллюзии.

Гольбейн создал знаменитую серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.


Ганс Гольбейн был придворным живописцем короля Генриха VIII.

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...