Вариант написания темы: Образ Онегина в поэме Пушкина. Влияние дворянского общества XIX века на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин Прогрессивные общественные взгляды онегина


Знаком он вам? — И да и нет.

А. С. Пушкин

Свой роман в стихах Пушкин назвал именем героя. Понять роман — значит по-стигнуть сущность и судьбу Евгения Онегина. Автор хотел показать героя своего вре-мени. А время было переломное, наполненное идеями отрицания старого, крепостничекого общества. Это роднило персонаж Пушкина с героями произведений Байрона и других западноевропейских писателей. Но Онегин — русский человек, со всеми осо-бенностями национального характера и поправкой на принадлежность к светскому обществу, со времен Петра I, неустанно подражавшему западным образцам. Мировоз-зрение героя формировалось под влиянием идей декабриcnов, к кругу которых отно-сился и А. С. Пушкин. Над осмыслением и воплощением образа Онегина Пушкин работал более семи лет, меняясь вместе со своим героем.

В первых главах романа мы видим современника Пушкина — «молодого повесу», достаточно богатого, принадлежавшего к высшему русскому обществу. Воспитанный гувернерами-иностранцами, поверхностно образованный, не желающий и не умеющий работать, Онегин проводит дни в светских развлечениях:

Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник...

Среда объясняет характер героя: он рано научился лгать, лицемерить, злословить, очаровывать светских дам. Но к моменту знакомства с автором эта пустая жизнь уже разочаровала Онегина, как, впрочем, и самого Пушкина. А значит, это не случайность, а закономерность для незаурядного человека, каким, несомненно, был Евгений. Пуш-кин подчеркивает это, вводя героя в круг своих собственных друзей (упоминая Каве-рина, Чаадаева). Разочарование в жизни, в окружающих людях, в себе самом было порождено временем, оно отразило раскол в среде дворян, приведший к восстанию декабристов.

Пушкин находил в Онегине много общего с собой:

Игру страстей мы знали оба; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой фортуны и людей На самом утре наших дней.

Природный скептицизм не позволил Евгению примкнуть к освободительному дви-жению (сам Пушкин тоже не стал декабристом). Онегин, в отличие от Пушкина, не был поэтом — то есть не имел в жизни никакого занятия. Поэтому переезд в деревню воспринял как некоторое разнообразие.

Из всех деревенских соседей Онегин выбрал для общения молодого помещика Вла-димира Ленского. Ленский, романтик и поэт, ко многому относился иначе, чем Евге-ний. Но Онегин щадил его восторженность:

Хоть он людей конечно, знал И вообще их презирал, — Но (правил нет без исключений) Иных он очень отличал И вчуже чувство уважал.

Умение уважать чужие чувства не позволило ему воспользоваться признанием влюбленной в него Татьяны Лариной. Он обидел ее, отказавшись разделить эту лю-бовь, но в нем было подлинное благородство и порядочность. При этом из-за пустяко-вой ссоры Онегин стрелялся на дуэли с Ленским. Оба они стали жертвой светских представлений о долге и чести, но Онегин был старше и опытнее, поэтому мог предот-вратить убийство. Муки совести заставляют его бежать из деревни.

После отъезда Евгения Татьяна начинает читать книги, оставшиеся в старой усадь-бе, и приходит к выводу, что он — только неудачная пародия на западные образцы. Однако Пушкин не советует судить Онегина так строго. Конечно, влияние книг на формирование его души было огромно, но не только книги сделали Онегина современ-ным героем. Он — человек по-настоящему прогрессивных взглядов («ярем он барщи-ны старинной оброком легким заменил»), и его тоска и мука порождены беспросвет-ностью русской крепостнической действительности. Об этом Пушкин хотел рассказать в «Путешествии Онегина», но цензура после восстания декабристов не пропустила бы в печать и намека на критику строя.

Поэтому мы вновь встречаемся с усталым и постаревшим Онегиным на балу, где его появление вызывает ядовитый шепоток окружающих: Материал с сайта

Все тот же ль он, иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите: чем он возвратился? Что нам представит он пока?

Изменившийся Онегин встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, ища спасе-ния души в ее расцветшей прелести, в спокойной силе, благородстве души. Но поздно! Татьяна замужем и ни за что не станет опускаться до пошлой интриги — ее нелюби-мый муж, старый приятель Онегина, заслуживает уважения. Она отвечает отказом на отчаянное письмо Евгения. Пушкин оставляет его в смятении у ног Татьяны.

Таков итог. Таков герой пушкинского времени, не нашедший применения своей душе и уму, не успевший повоевать за отечество, не ставший героем-декабристом и не нашедший личного счастья. Сплошные «не». Судьба Онегина типична для прогрес-сивной молодежи первой половины XIX века. Эти люди выразили горечь, боль и над-лом своей эпохи, но все-таки были более цельными, яркими и сильными личностями, чем пришедшие им на смену безнадежные Печорины.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • оброз евгений онегина татьяны вешина поэзия пушкина
  • влияние книги на онегина
  • образ евгения онегина кратко
  • сочинение по литературе на тему образ евгения онегина
  • образ евгения онегина в романе пушкина

1. Белинский о лирических отступлениях в романе.
2. Отношение автора к своему герою.
3. Образ автора в романе.
4. Сходство и отличия Пушкина и Онегина.

А. С. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» около восьми лет. Само произведение очень много значило для поэта. Не случайно сам автор говорил, что роман был «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением русской литературы. В. Г. Белинский писал о романе: «Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию».

В романе «Евгений Онегин» есть множество лирических авторских отступлений. Они помогают нам лучше понять личность самого писателя, а также дают возможность узнать о закономерностях той исторической эпохи, в которую довелось жить и творить поэту (XIX век). Белинский не мог не обратить внимания на лирические отступления: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Образ автора раскрывается в лирических отступлениях. Более того, на протяжении всего романа личность самого поэта меняется, претерпевает мировоззренческую эволюцию. Многие исследователи обратили внимание, что стиль поэта в первых и заключительных главах существенно различается. Последние главы романа показывают, что на мировоззрение Пушкина заметное влияние оказало восстание декабристов.

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Сам себя Пушкин не отождествляет с Онегиным, напротив, различия в мировоззрении самого поэта и его героя несомненны. Поэт говорит о том, что они по-разному относятся к жизни, театру, природе, любви и дружбе. Разочарованный герой Онегин не похож на Пушкина, который никогда не считал свою жизнь пустой и бесцельной. Герою романа Евгению еще в молодом возрасте все надоело. «Труд упорный ему был тошен», Онегин привык праздно проводить время. Между тем сам поэт отличался иным отношением к жизни. Пушкин признавался что ему ближе всех Татьяна.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

В контексте такого разговора об образовании Пушкин говорит о своем герое, что он усвоил самое главное:

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Однако образование героя романа было весьма поверхностно. Латинский он знал ровно настолько,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить Vаlе,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Исторические произведения не привлекали Евгения, ему казалось скучным рыться «в хронологической пыли». В стихосложении он так же был слаб:

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему

Пушкин так хорошо понимает своего героя, знает о самых потаенных его желаниях. Но вместе с тем, очевидно, что автор подчеркивает, насколько он сам не похож на Онегина:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной...

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Взгляды поэта и главного героя не совпадают. Пусть Пушкин и называет Онегина своим другом, но разница между ними бросается в глаза даже при не очень внимательном прочтении. Пушкин — оптимист и жизнелюб, ему не свойственна хандра и скука, он сам наполняет свою жизнь смыслом. Онегин пессимистичен, мрачен, не может найти себе применения, мается от скуки. Пушкин испытывает по отношению к своему герою симпатию. Но вместе с тем он не оправдывает недостатки Онегина, прямо говорит о них. Евгений рано пресытился развлечениями, а жизнь без дела тяготит его. Пушкин показывает разочарованную Натуру своего героя, относится к нему с жалостью и сочувствием. Самому поэту чуждо подобное отношение к жизни. Пушкин с восторгом относится к театрам и балам, а Онегину эти развлечения давно наскучили. Онегин тоскует в деревне, мается от пустоты жизни. А Пушкин, напротив, способен восхищаться сельской природой, с интересом наблюдает за народными обычаями. Онегина оставила равнодушным провинциальная девушка Татьяна. А Пушкин считает ее «милым идеалом», о чем восторженно говорит. В некоторые моменты, например, во время дуэли Онегина и Ленского, Пушкин полностью отдаляется от Евгения. Он не оправдывает его, не пытается найти поступку Онегину объяснения.

Между автором и главным героем, безусловно, есть и что-то общее. Они принадлежат к дворянскому сословию, получили хорошее по тем временам образование, вращались в светском обществе. Однако это лишь поверхностные характеристики. По характеру и личностным качествам Пушкин и Онегин совсем разные. Поэт говорит о том, что Евгений так и не был счастлив. И во многом виноват в этом сам. Русская хандра, которой Онегин был подвержен, сделала его несчастным человеком, потому что он отказывался от многих радостей жизни. Герой не стремится приносить пользу обществу, не готов служить людям. Это также отличает его от Пушкина, который полностью разделял идеи декабристов, думал о противоречиях общественно-политической жизни.

Пушкин показывает в романе обычного человека со всеми достоинствами и недостатками, не пытается идеализировать его. Именно это позволяет назвать роман реалистическим произведением.

Особенности влияния дворянского общества на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Формирование личности Евгения Онегина и его последующие поступки, обусловлены влиянием дворянского общества XIX века.

Основная цель статьи – раскрыть особенности характера Евгения Онегина, показать его духовную эволюцию.

Предметом рассмотрения и анализа в данной работе являются особенности влияния дворянского общества на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вопрос о формировании личности человека - один из центральных в мировой литературе. За семь лет, в течение которых роман создавался, многое менялось в России и в самом Пушкине, и все перемены не могли не найти своего отражения в нем. Как высказался о романе Л. Толстой: «Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать особенности быта того времени».

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что «Евгений Онегин» принадлежит к «вечно живущим и движущимся явлениям, продолжающим развиваться в сознании общества». Каждое новое поколение ищет в нем свой мотив и себя, измеряет его «пространством». Роман в стихах предполагал вариативность восприятия читателя и побуждал его к сотворчеству.

Новаторство романа в стихах проявилось, прежде всего, в том, что Пушкин нашел новый тип проблемного героя - «героя времени». Таким героем стал Евгений Онегин. Его судьбу, его взаимоотношения с людьми определяет совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных», общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивался.

Появлению Евгения Онегина предшествовал такой образ, как А. А. Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), после него был Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова), но между ними существует колоссальная разница. Как подчеркнул В. Г. Белинский: «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Также выбор имени героя был не случаен. Евгений - значит благородный, а фамилия Онегин указывает на литературность героя, так как некоторые фамилии происходили от названия мест, которыми владел человек, а рекой Онегой владеть невозможно.

В нашей научно-исследовательской работе мы выдвигаем гипотезу о том, что формирование личности Евгения Онегина и его последующие поступки, обусловлены влиянием дворянского общества XIX века.

Основная цель работы – раскрыть особенности характера Евгения Онегина, показать его духовную эволюцию, для этого нам следует ответить на следующие вопросы:

1. Как сформировался характер Евгения Онегина?

2. Изменился ли с течением времени?

3. Если да, то, какие обстоятельства, или кто изменил его?

4. Какова роль судьбы в романе?

В данной работе были использованы следующие методы:

Комплексный анализ текста.

Работа с критической и справочной литературой.

Метод сопоставления (сравнительный).

Изучение литературоведческих статей.

История Онегина – это история возрождения героя, который заново учится жить чувствами. В романе затронуто множество проблем: проблемы смысла жизни, любви и дружбы, добра и зла, взаимоотношений в обществе, проблема поиска жизненного пути дворянской молодежи, давления на человека общественным мнением, в данном случае «высшим светом».

Особенности жизненного пути Евгения Онегина

Воспитание и семья

Евгений Онегин - главный герой романа принадлежит к лучшей части дворянской молодежи XIX века. Мы знакомимся с ним тогда, когда он едет к умирающему дяде. Евгений честен перед самим собой, он лицемер и не отрицает этого, и даже порою циничен:

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Его дядя был ему чужд во всех отношениях. И что может быть общего между Онегиным, который уже –

Равно зевал

Средь модных и старинных зал, и между почтенным помещиком, который, в глуши своей деревни,

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил?

Первоначальное формирование человека и его личности происходит в детстве, непосредственно в семье. А что мы знаем о семье Онегина? У него был отец и дядя.

Отец: Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Для не слишком богатого дворянина (отца Евгения), не имевшего дочерей, три бала в год - неоправданная роскошь. Неудивительно, что отец Евгения нажил себе столько долгов. Но судьба Евгения хранила, и он без сожаления отдал наследство на выплату долгов отца.

Ю. М. Лотман в комментариях к роману «Евгений Онегин» поясняет, что значит жить долгами: «Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения Долги и проценты по залогам, перезакладывание уже заложенных имений было уделом отнюдь не только бедных или стоящих на грани краха помещиков. Более того, именно мелкие и средние провинциальные помещики, менее нуждающиеся в деньгах на покупку предметов роскоши и дорогостоящих импортных товаров и довольствующих «домашним припасом», реже входили в долги и прибегали к разорительным операциям Одной из причин всеобщей задолжности было сложившиеся в царствование Екатерины II представление о том, что «истинное дворянское» поведение заключается не просто в больших тратах, а в тратах не по средствам».

Но о дяде мы знаем совсем не много, точнее сказать, почти ничего, лишь то, что, возможно, у дяди был единственный наследник Евгений.

Евгений, тяжбы ненавидя,

Довольный жребием своим,

Наследство предоставил им, (заимодавцем)

Большой потери в том не видя

Иль предузнав издалека

Кончину дяди-старика.

Воспитание Евгения проходило в атмосфере постоянного веселья и праздности. Именно поэтому первая характеристика героя - «молодой повеса». Почему он им стал? В толковом словаре И. В. Даля мы увидим следующее определение: повеса - шалун, шалопай, проказник, резвый и нередко докучливый баловник, невежливый, дерзкий шалун.

У Евгения было двое учителей: Madame, Monsieur l’Abbe. В записке «О народном воспитание» Пушкин писал «В России 19 века домашнее воспитание было самое недостаточное и безнравственное; ребенок видел одни только грустные предметы, своевольничал, не получал никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивалось изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем» Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернер, который редко серьезно относился к своим обязанностям:

Monsieur l’Abbe француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в летний сад гулять водил.

Также Пушкин называет Онегина педантом. Педант - это человек строгий и точный, придирчивый к мелочам. Но здесь мы снова чувствуем иронию. Онегин кажется умным в том, в чем совершенно не знаток. Он знал латынь, но она вышла из моды и не входила в круг светского дворянского образования.

Отношения со светом, успехи в нем. Один день из жизни Онегина

Как мы можем судить по первой главе, отношения Онегина со светом складывались вполне удачно:

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Почему общество так решило? Он знал французский, умел мазурку танцевать и кланялся непринужденно. Все это и есть главные признаки человека из высшего общества, отличающие его от «чужих».

В этих строках мы видим поверхностное отношение общества к человеческой душе. Свет не интересуют душевные качества человека, лишь его положение в обществе и богатство. Онегин чувствует себя чужим и лишним, потому что понимает всю никчемность общества.

Но главным талантом Евгения была «наука страсти нежной». Он умел «казаться новым», льстить, «добиваться» понравившейся девушки. Но эта наука тоже его разочаровала. Автор дает нам определения русской хандры, т. е. разочарованность в жизни. «Русская хандра» Онегина проистекает из критического отношения героя к своему кругу. Автор понимает Онегина и сочувствует ему. Евгений сам недоволен обществом и это сближает его с автором. Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Следовательно, Онегин осмыслен как национально-исторический тип русской жизни. Его скептицизм, разочарование - это отражение общего недуга «новейших россиян», который охватил в начале XIX века значительную часть дворянской интеллигенции. «Русская хандра»- это отсутствие интереса к жизни или преждевременная старость души. Образ разочарованного героя проник в литературу вместе с отголосками «байронизма» и, отразившись в южных поэмах, вызвал со стороны декабристов критику. Муравьев-Апостол писал Якушину: «Байрон наделал много зла, введя в моду искусственную разочарованность, которую не обманешь того, кто умеет мыслить. Воображают, будто скукою показывают свою глубину, пусть это будет так для Англии, но у нас, где так много дел, даже если живешь в деревне, где всегда возможно хоть несколько облегчить участь бедного селянина, лучше пусть изведают эти попытки на опыте, а потом уж рассуждают о скуке». Несмотря на критику декабристов, Пушкин, работая над первой главой, разделял их воззрения. Как мы видим, основным в образе Онегина являлось определение интеллектуального уровня героя. Разница в образовании и глубине политических интересов определяла возможность иронического подхода к персонажу, что, в свою очередь вызывало «отделение» героя от автора. Таким образом, фактором, формирующим характер, оказывается не среда, а сознание героя.

Разочарование в жизни и в самих себе свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Обратимся к описанию (в VII главе) кабинета Онегина:здесь показан Евгений. Особенно поразительно исключение из опалы двух или трех романов,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душою,

Себялюбивый и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Жизнь Онегина наполнена атмосферой бесконечного веселья и беззаботности. Его день похож на день Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова:

День Онегина: День Фамусова:

Три бала на вечер зовут: Во вторник зван я на форели

Там будет бал, там детский праздник. В четверг я зван на погребенье

Куда поскачет мой проказник?

С кого начнет он? все равно

Отличие Онегина от света в том, что он не может жить в лицемерии и лжи. Большинство дворян принимали такую жизнь, пустую и праздную, и не томились ею. Человеческая значительность Онегина в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собою - и не был счастлив. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Прекрасные задатки Онегина подавлены социальной средой, в которой он жил и вырос. В основе образа в первой главе лежит не социальная характеристика среды, а интеллектуально-политическая (вторая рассматривается как следствие первой) оценка героя.

Испытание дружбой

Смена обстановки с города на деревню не помогла ему, он всё равно скучает, но пытается чем- то занять себя (читал книги пытался писать, но труд ему был упорный тошен). Проблема героя не снаружи, а внутри.

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить:

Ярем он барщиной старинной

Оброком лёгким заменил

Оброк считается более лёгкой формой крепостной зависимости.

Что он опаснейший чудак.

Сосед наш неуч, сумасбродит;

Отношение с провинциальными дворянами у Онегина не сложились. Во-первых, он нарушил многолетнею традицию: барщину заменил оброком. Во вторых, не проявлял уважения к помещикам, как только местные дворяне подъезжали к нему, он сразу же уезжал с заднего двора.

Онегину не были интересны разговоры о сенокосе, псарне, вине и о родне.

Но через некоторое время в деревне появляется новый помещик - Владимир Ленский. Между героями завязывается «дружба».

Западная культура (Германия) определила настрой мыслей Ленского как романтический и далёкий от русской жизни, как и Онегин, он встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается строгому разбору. А Евгений относился к Владимиру со снисхождением, как к ребёнку, но неподдельная искренность Ленского удивляла, забавляла и оживляла его. Эта разность их сближала, и вскоре они стали неразлучны:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом,

И скоро стали неразлучны.

Подружились они потому, что все остальные совсем уж не подходили для дружбы, потому что каждый скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий, никакого настоящего дела, потому что жизнь обоих, в сущности, ничем не заполнена.

Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных (о которых мы поговорим позже) и уговорил его пойти на Татьянины именины, где Евгений ухаживал за Ольгой - возлюбленной Владимира - произошла ссора.

Дуэль

Дуэль является кульминацией развития основного конфликта в душе героя- зависимость от общественного мнения и невозможность жить согласно этим правилам.

Представления Ленского смещены в сторону идеала. Он смотрит на мир сквозь призму возраста и литературы. Ленский решил «спасать» Ольгу, но от кого? От Евгения – развратника, а Ольга – невинная жертва. Но она сама принимала ухаживания Евгения. Онегин в силу своего возраста, опыта разве не мог помириться с Ленским или вовсе не давать повода для ссоры?

Одной из причин трагедии (смерти Ленского) стала неспособность Евгения жить чувствами, не даром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь

И на именинах Татьяны и перед дуэлью Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах – обычная светская злость, а дуэль - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» - Зарецкого и соседей. Онегин не заметил, как стал пленником «старого кумира» - общественного мнения.

Следует отметить то, что во время проведения дуэли были нарушены практически все правила: Онегин опоздал, его секундантом был слуга, но Зарецкий - «старый дуэлист» закрыл глаза на все эти нарушения.

Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов

Печальна и неблагополучна действительность, если в людях, даже в зрелых, не сохраняется ни доли наивности, ни простодушия, если в обществе господствует сомнение, безверие, безыдеальность. Пушкин жалеет рано погибшего поэта и ценит в нем «жаркое волнение», «благородное стремление», «заветные мечтания», «жажду знаний», «страх порока и стыда».

Онегин выжил лишь физически, нравственно он был сломлен. Предрассудки среды, им презираемой, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.

Испытание любовью

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Получив от нее письмо, повел себя деликатно. Он сразу же сообщает ей, что не разделяет ее чувств. Но в то же время оставляет ей надежду своим кокетством:

Я вас люблю любовью брата-

И, может быть, еще нежней.

Смысл речи Онегина в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «искуситель»), а просто как хорошо воспитанный светский человек, который «очень мило поступил с печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам, по правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим обескуражил романтическую героиню, которая была готова к «счастливым свиданиям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения.

Онегин понимает, что Татьяна, посылая ему письмо, ведет себя как героиня романа, однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала XIX века делали такой поступок немыслимым: и то, что она вступает без ведома матери в переписку с ним, почти незнакомым человеком, и то, что она первая признается ему в любви, делало ее поступок находящимся по ту сторону приличий. Если бы Онегин разгласил тайну письма, репутация Татьяны пострадала бы неисправимо. Но он сумел разглядеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Татьяна, пытаясь разгадать Онегина, называет его то «ангелом хранителем», то «коварным искусителем».

«Онегин совсем не изверг, не развратный человек, хотя в то же время совсем не герой добродетели. К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей».

Итак, Евгений не выдержал испытание любовью. Он не был готов к той любви, которую давала ему Татьяна, не мог ответить ей взаимными чувствами. Дело в том, что Онегин послушался не голоса сердца, а голоса рассудка – и подавил в себе волнение, испытанное при виде Татьяны.

Еще в 1-ой главе автор отметил в герое «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин - холодный, рассудительный человек. Эта душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви. Он не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него лишь в «науке страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

Герой отнюдь не жертва обстоятельств. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его решимость, воля, вера определяют его поступки. Однако, отказавшись от светской суеты, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Лихорадочная погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями. Два испытания, которые ожидали Евгения в деревне – испытание любовью и дружбой – показали, что внешняя свобода автоматически не влечет за собой освобождения от ложных предрассудков и мнений. Евгений истощен духовно и больше не может находится в деревне, в том месте, где убил Владимира. Он отправился в путешествие по России.

Путешествие по России

Во время путешествия по России Онегин посетил Нижний Новгород, Астрахань, Кавказ, Тавриду, Одессу.

Путешествуя, он видит жизнь во всем ее многообразии: в Новгороде - жемчуг, вино, табуны коней, на Кавказе - Терек, оленей, верблюдов, но везде тоска. Но это совеем иное чувство, нежели скука.

Тоска - стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль.

Скука – тягостное чувство от праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия.

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? Тоска, тоска!.

«Какая жизнь! Вот оно страдание, о котором так много пишут и в стихах и в прозе, на которое столь многие жалуются, как будто и в самом деле знают его; вот оно, страдание истинное, без контура, без ходуль, без драпировки, без фраз, страдание, которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое часто тем ужаснее!»

Возвращение в Москву

После путешествия по России Онегин возвращается в Москву. Он попадает на бал, где узнает, что Татьяна стала женой князя.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Москве, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека – он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим напоминает Ленского). Евгений впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.

Итак, Онегин встречает обновленную Татьяну: холодную, блестящую светскую даму. В нем просыпаются искренние чувства к ней. Он как мальчишка «часы считает», «не дождется дню конца». (Нетерпение Онегина выразилось в том, что он выехал не только без опоздания, но и в максимально короткий срок). Пушкин нисколько не приукрашивает своего героя. Он признает, что Евгений думал о равнодушной княгине, а не о "девочке несмелой". И все-таки Татьяна привлекла его не пышным положением, а той душевной силой, которую Онегин увидел и почувствовал в ней. Как из нежной девушки она превратилась в величавую законодательниц зал? Общество изменило ее «внешнюю сторону» – манеры, поведение. Но она сохранила свои прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.

Но как поверить в любовь Евгения? Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества. Но Онегин влюблен без памяти. Он целые дни проводит в «тоске любовных помышлений». Как и прежде на первом плане соотношение между разумом и чувствами. Теперь уже разум был побежден – Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». «Что чуть с ума не своротил / или не сделался поэтом».

Онегин мучается, изнемогает от любви и пишет ей письмо, в котором молит о встрече и признается в любви:

Повсюду следовать за вами

Улыбку уст, движение глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть вот блаженство.

В этих строках мы видим, что Онегин влюблен без памяти и душой по-настоящему преобразился.

«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски. Онегин знает, что он, может быть, подает повод к злобному веселью; но страсть задушила в нем страх быть смешным, подать на себя оружие врагу».

Прочел он Гиббона, Руссо,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Stael, Биша, Тиссо

«Строфа характеризует круг чтения Онегина Г. А. Гуковский подчеркивал значение данной строфы: «этот список замечателен; для современника он был понятен. В нем только одно имя вызывает представление о художественной литературе как таковой – Манзони. Остальные философы, историки, публицисты и естествоведы, физики, врачи». Онегин от верхоглядства, светского полуневежества, скрашенного уменьем говорить обо всем, серьезно погружается в мир знаний, стремится в просвещение стать с веком на ровне».

Последняя встреча Онегина и Татьяны

Онегин способен к быстрой смене ценностных ориентиров – готовность к действию, к поступку. Он приезжает в дом князя и застает Татьяну, рыдающую над письмом.

В тоске безумных сожалений

К ее ногам упал Евгений.

Она вздрогнула и молчит

И на Евгения глядит.

Будучи замужней женщиной, она, любя Онегина, не отвечает на его чувство и остается верной мужу не потому, что уважает своего супруга, но и из уважения к себе. Она не может поступиться своей честью, своим личным достоинством. И в этом проявляется ее близость к патриархальным устоям, в этом и дворянская честь провинциальной девушки.

Неумершие чувства, просыпающаяся совесть стали залогом возрождения души Евгения. Он как дитя влюблен в Татьяну. Ранее невозмутимый, теперь он узнал любовь и настоящие страдания, он стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова бросился читать и читал уже «духовными глазами».

Но смысл драмы не в выборе между любовью Онегина и верностью мужу, а в той коррозии чувств, которая произошла в героине под влиянием светского общества. Она живет воспоминаниями и не способна хотя бы поверить в искренность любящего его человека. Болезнь, от которой так мучительно освобождался Онегин, поразила Татьяну. Свет пустой беспощаден к живому человеческому чувству.

Роль судьбы

Судьба Онегина могла сложиться иначе, ничего странного в том, если бы он повторил участь своего дяди, он мог бы стать одним из декабристов. Можно вообразить и то, что Евгений оказался бы мужем Татьяны. Ведь сказал Пушкин устами своей героини:

А счастье было так возможно,

Так возможно

Но из разных возможностей герою, как и всякому человеку выпадает одна судьба, которая оказывается одновременно и закономерной и случайной. Как бы сложилась судьба героев, если бы не было бы дуэли, письма Татьяны, смерти дяди Евгения? Автор не дает нам ответ, так же как и не отвечает на вопрос, что случится с Онегиным дальше: смирится ли он с «уроком Татьяны» или же будет добиваться ее любви, погибнет в какой- нибудь дуэли (на которую пойдет лишь от отчаяния) или же Евгений и Татьяна будут вместе? Нам остается только догадываться и предполагать.

Самое важное в жизни Евгения Онегина уже произошло: он теперь способен остро и искренно чувствовать, переживать, его томит теперь не хандра, а любовная страсть.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить эволюцию характера и личности Онегина.

Как и каждого человека, Евгения формировала его среда, в первую очередь дворянское общество. Ему приходилось жить по их негласным правилам. Но душа Евгения ждала иных отношений, чем, те, на которых держалось общество. Он был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Высокий уровень умственного и культурного развития Евгения Онегина позволяет ему подняться над средой, усомниться в истинности некоторых жизненных ценностей, утверждаемых этой средой, возникает проблема: может ли человек противостоять среде, т. е. проблема внутренней свободы – он пленник общественного мнения.

Жизнь Онегина показана в развитии – его личность еще не до конца сформировалась. Но все же в нем есть такие задатки, которые не позволяют ему мириться с навязанными законами высшего света.

Затворничество Евгения – его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй – шестой главах – только на первый взгляд кажутся «причудой», вызванной сугубо индивидуальными причинами: скукой, «русской хандрой», разочарованием в науке страсти нежной. Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности в иной среде. В деревне повышается потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь величием и красотой.

Дуэль Онегина и Ленского показывает, что у героя была лишь внешняя свобода, но на самом деле он зависит от общественного мнения и предрассудков и поэтому убивает Владимира. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила "общественного мнения". Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Не умение и нежелание думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить. Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди.

В любви герой также несчастен. Когда он стал готов к искренним настоящим чувствам, Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Она не поверила ему и незаслуженно обвиняла в неискренности. Прежний Онегин - такой, какого раньше знала она, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний Евгений, равнодушный и эгоистичный, не понял бы ее мучений. Теперь он понимает все - ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот "минуту, злую для него", Пушкин и оставляет своего героя.

Таким образом, можно из всего вышесказанного сделать следующие выводы:

Онегина сформировало его окружение, т. е. его семья, его воспитание и дворянское общество, но в нем были исключительные задатки, которые не позволяли мириться с негласными законами светского общества.

Евгений, безусловно, изменился с течением времени. Из холодного, равнодушного и черствого дворянина он превратился в человека, который способен сопереживать, понимать других и любить.

Смерть Ленского была толчком для преображения героя, но по настоящему он изменился, когда встретил Татьяну, уже не простую девочку из деревни, а знатную княгиню. В нем наконец-то просыпаются искренние, настоящие чувства.

Роль судьбы в романе очень важна. Судьба Евгения хранила, и весь его жизненный путь был в большой степени предначертан ею.

Даешь срочную реабилитацию Евгения!

Онегина, который отверг любовь деревенской девочки, а потом воспылал страстью к светской красавице, не осудил только ленивый. В школьных сочинениях этот его неблаговидный поступок разбирают по косточкам второй век подряд…

Даешь срочную реабилитацию Евгения!

С кандидатом медицинских наук мы беседовали о волне педофилии, которая захлестнула в этом году страну.

Что делать?

Брать пример с Евгения Онегина! – заявил доктор. – Он же не стал совращать малолетнюю Татьяну, хотя девочка сама предложила ему себя. Онегин должен стать образцом для школьников. Смотрите, ребята, вот настоящий мужчина! Меньше было бы в стране педофилов..

Сейчас что ни день появляются сообщения о детях – жертвах насилия. Госдума уже предлагает давать пожизненное заключение тем, кто совершил cекcуальные действия с подростками моложе 14 лет. А Татьяне было 13!

– Не может быть! – изумился я.

И я услышал новую и, прямо скажу, слегка ошеломившую меня трактовку романа – с точки зрения cекcолога. Вот она.

Ленский знакомит Онегина с сестрами Лариными. Даешь срочную реабилитацию Евгения!

– Пора наконец восстановить справедливость! 26-летний мужчина вполне естественно отказал 13-летней, а его за этот благородный поступок прогрессивная общественность осуждает! Обратимся к роману. После 17 лет Евгений стал посещать балы. Имел много половых связей с замужними женщинами. И с девушками, которым «наедине давал уроки в тишине». Он же был гений в науке страсти нежной. Имел сильную половую конституцию.

В 26 лет очутился в глухой деревне, оформляя наследство богатого дяди.

Все любовницы остались в Петербурге. Испытывал вынужденное половое воздержание. И тут 13-летняя помещичья дочь предлагает ему себя. «То воля неба: я твоя!» Он отказывает. Свидетельство того, что он имел нормальное психоcекcуально ориентированное по полу и возрасту либидо.

Тянуло к зрелым женщинам, половозрелым девушкам. Но не к девочкам! Романтических чувств к Татьяне тоже не было. Оценил, что и ее чувство незрелое. Начиталась девочка любовных романов, решила реализовывать свое романтическое либидо. Тут подвернулся загадочный человек из столицы. И ведь Евгений сохранил в тайне сам факт письма, не стал хвастаться и компрометировать Татьяну. Настоящий мужчина!

– А почему тогда наш идеал к замужней Татьяне страстью воспылал?

– После долгих скитаний вернулся в Петербург. На первом же балу увидел самую красивую даму столицы, тотчас в нее влюбился и попытался сблизиться. Рискуя своей репутацией и репутацией Татьяны и ее мужа. Значит, сохранилось нормальное либидо.

На девочку не среагировал, а на взрослую красавицу – мгновенно! Он же с трудом узнал ту самую Татьяну. Еще одно подтверждение. Будь она взрослой девушкой при первой их встрече, вряд ли бы изменилась до неузнаваемости. А 13-летняя спустя 3 – 4 года преобразилась. Кстати, в начале XIX века царили совсем другие нравы. И, если бы Онегин сблизился с Татьяной, это восприняли бы нормально. Но, к сожалению, сложилось мнение, что Татьяна – жертва, страдалица. Онегин – ловелас, нанес ей глубокую душевную травму. На самом деле он – герой нашего времени.

…Я слушал фантастическую версию cекcолога, а в голове билась одна мысль: «Не может быть! Не может быть 13 лет Татьяне, русской душою!» Напутал cекcолог! Думаю, что и читатели пребывают в шоке. Вернувшись домой, обложился сочинениями Пушкина, воспоминаниями его современников, трудами пушкинистов, литературоведов, начиная с неистового Виссариона Белинского. Даже Овидия Назона откопал, пострадавшего за науку страсти нежной. Три дня изучал, сравнивал. И вот что мне открылось…

Татьяна расспрашивает няню про любовь. Правда поэта.

Первым делом я открыл четвертую главу «Онегина», на которую ссылался cекcолог. Она начинается со знаменитых строк:

“Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей”.

А вот в продолжение обычно никто не вникает, хотя в них-то и содержится разгадка тайны романа.

“И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян… “

(В письме младшему брату Льву 23-летний поэт выразился более конкретно: «Чем меньше любят женщину, тем скорее могут надеяться обладать ею, но эта забава достойна старой обезьяны XVIII века». Он еще не садился за «Онегина».)

Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У ДЕВОЧКИ В ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ!
Так точно думал мой Евгений…

Не путайте Таню и няню.

Итак, главный вопрос: откуда же взялась в романе ТРИНАДЦАТИЛЕТНЯЯ девочка, о которой думал наш герой, получив письмо Лариной? Кто она? Няня Татьяны? (Все опрошенные мною учителя и просто интеллигенты мгновенно указывали на старушку!) Та действительно пошла под венец в 13 лет, но развратом старых обезьян там и не пахло. Супруг Ваня был еще моложе! Да и не знал Онегин о раннем замужестве какой-то няни – Татьяна о ней не писала, а лично до объяснения в саду вообще с любимым не разговаривала. Случайная опечатка?

Я открыл дореволюционное собрание сочинений Пушкина XIX века с ятями. Тоже – «тринадцать». Для рифмы вставлено словечко? С таким же успехом можно было написать «пятнадцать» и «семнадцать». Девочка – абстрактная фигура, для красного словца?

Но у Пушкина ничего случайного в стихах нет. Он всегда точен, даже в деталях.

Выходит, 13 лет было Татьяне Лариной, когда та отправила Евгению письмо?! Ведь больше в романе нигде ее возраст не указан. А Пушкин везде сообщал возраст своих героинь. Даже старенькой пиковой дамы. (Исключение – старуха с разбитым корытом и Людмила, невеста Руслана. Но то ж сказки.)

А уж в главном романе своей жизни тем более не мог нарушить традицию. Про мужчин-то не забыл. Ленскому «без малого осьмнадцать лет». Самого Онегина впервые мы тоже видим «философом в осьмнадцать лет», собирающимся на бал. На балы герой «убил восемь лет, утратя жизни лучший цвет». Получится 26.

Точно по Пушкину: «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов».

Есть в романе и откровенные намеки на юный возраст Татьяны. «Она в семье своей родной казалась ДЕВОЧКОЙ чужой». В куклы и горелки не играла, с младшей Оленькой и ее «маленькими подругами» на луг не ходила. А взахлеб читала любовные романы.

Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы.

(Отрок, отроковица – возраст от 7 до 15 лет, утверждает знаменитый толковый словарь Владимира Даля. Врач Даль был современник поэта, он дежурил у постели смертельно раненного Пушкина.)

Воспылав страстью к Онегину, девочка спрашивает у няни, была ли та влюблена?

И полно, Таня! В ЭТИ ЛЕТА
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

В ЭТИ (то есть Танины) ЛЕТА няня уже пошла под венец. А было ей, напомню,13 лет. Онегин, возвращаясь с бала, где увидел впервые генеральшу, светскую даму, спрашивает себя: «Ужель та самая Татьяна? Та ДЕВОЧКА… Иль это сон? Та ДЕВОЧКА, которой он пренебрегал в смиренной доле?» «Вам была не новость смиренной ДЕВОЧКИ любовь?» – дает отповедь герою сама Татьяна.

Онегин поступил мило.

Продолжим чтение четвертой главы, где явилась 13-летняя девочка.

…получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был…
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Выходит, Евгений не захотел, подобно старой развратной обезьяне, погубить невинную девочку. И потому ответил отказом. Тактично взяв всю вину на себя, чтобы не травмировать Татьяну.

И в конце свидания дал девочке добрый совет:

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

Прочитал внимательно Александра Сергеевича и понял вдруг, какой же глупостью мы вынуждены были заниматься в школе, мучаясь над сочинениями о взаимоотношениях Евгения и Татьяны! Пушкин же все сам объяснил и сам же вынес оценку поступку своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель.
Русская девушка не человек!

А сколько ж тогда было Ольге, на которой собирался жениться 17-летний Ленский? Максимум 12. Где это написано? В данном случае Пушкин лишь указал, что Оля была младшей сестрой 13-летней Татьяны. Чуть отрок (лет 8 по Далю) Ленский был свидетель умиленный ее МЛАДЕНЧЕСКИХ забав. (Младенец – до 3 лет. От 3 до 7 – дитя). Считаем: если ему было 8 лет, то ей – 2 – 3 года. К моменту дуэли ему – без малого 18, ей – 12.

А помните, как возмутился Ленский, когда Оля танцевала с Онегиным?

Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!

Вы, конечно, шокированы. В таком возрасте – и замуж?! Не забывайте, какое время было. Вот что писал в статье об Онегине Белинский: «Русская девушка не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она нечто другое, как невеста… Едва исполнится ей двенадцать лет, и мать, упрекая ее в лености, в неумении держаться…, говорит ей: «Не стыдно ли вам, сударыня: ведь вы уже невеста!» А в 18, по Белинскому, «она уже не дочь своих родителей, не любимое дитя их сердца, а тягостное бремя, готовый залежаться товар, лишняя мебель, которая, того и гляди, спадет с цены и не сойдет с рук».

– Такое отношение к девушкам, ранние браки объясняются не дикостью обычаев, а здравым смыслом, – утверждает cекcолог Котровский. – Семьи тогда были, как правило, многодетные – аборты церковь запрещала, а надежных противозачаточных средств не было.

Родители старались поскорее выдать девушку («лишний рот») замуж в чужую семью, пока та выглядит молодо. Да и приданого за нее требовалось меньше, чем за увядшую деву. (Девка-вековуха – как осенняя муха!) В случае с Лариными ситуация была еще острее. Отец девочек умер, невест надо было срочно пристраивать!

Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал: «В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Правда, частые в XVIII веке замужества 14 – 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17 – 19 лет. Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта.

А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет.

Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.

23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12.

Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 – 14 лет».

* Вроде все складно получается. И все же, каюсь, дорогой читатель, меня постоянно терзал один вопросик. Ну почему, почему Пушкин назначил своей любимой героине 13 лет? Все другие его влюбленные героини были постарше. Дуня, дочь станционного смотрителя, убежала с гусаром после 14 лет. Барышне-крестьянке Лизе, возлюбленной Дубровского Маше Троекуровой, Марье Гавриловне из «Метели» 17 стукнуло. Капитанской дочке Маше – все 18. А тут…

И вдруг осенило! Да он же сознательно сделал Татьяну столь юной! Если бы Онегин отверг любовь 17-летней Лариной, к нему действительно могли возникнуть вопросы. Черствый человек! Но именно юным ее возрастом Пушкин смог подчеркнуть нравственность своего любимого героя, которого во многом списал с себя. Так, может, и впрямь прав cекcолог Котровский?

» справедливо называют «энциклопедией русской жизни». Автор отразил в нем жизнь разнообразных слоев русского общества, точно и выразительно осветил особенности экономики и культуры России своего времени. И все же в первую очередь это роман о духовных исканиях дворянской молодежи, ярким представителем которой был Евгений Онегин. Она мучительно искала свое место в жизни, выражая свой протест демонстративным неучастием в официозных социальных институтах.

Реальность образа Евгения и духовную его близость автору неоднократно подчеркивал на страницах романа: «Онегин, добрый мой приятель», «мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, не-подражительная странность и резкий, охлажденный ум». Евгений Онегин родился в Петербурге в разорившейся аристократической семье, получил типичное светское воспитание и образование:

  • Он по-французски совершенно
  • Мог изъясняться и писал;
  • Легко мазурку танцевал
  • И кланялся непринужденно;
  • Чего ж вам больше?
  • Свет решил,
  • Что он умен и очень мил.

В этой оценке подчеркивается непритязательность аристократического общества, требующего лишь соблюдения внешних атрибутов уровню цивилизованного общения: знание французского, танцы, поклоны, изящество и умение поддерживать светские беседы. Но Пушкин, критически оценивая типичное дворянское образование («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь») отдавал должное заинтересованности Онегина определенными науками. Его познания в античной литературе были довольно посредственны, в поэтической технике Онегин вообще не разбирался, но интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и вслед за прогрессивным буржуазным экономистом Адамом Смитом считал, что деньги - мертвый капитал.

В юности Онегин вел обычный для «золотой молодежи» образ жизни: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные похождения, прогулки по Невскому проспекту. Несмотря на успех в светских салонах и снисходительность петербургских красавиц, «забав и роскоши дитя» вскоре понял, что жизнь его «однообразна и пестра», критически оценил бездуховность, пустоту праздного времяпрепровождения. Все это иссушало душу, притупляло чувства, не давало пищи его острому уму - тоска и разочарование овладели Евгением.

Недуг , которого причину Давно бы отыскали» пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу… Онегину претит однообразие этого красочного праздника жизни, его деятельная натура жаждет созидания, а не потребительского пользования плодами цивилизации. Евгений пытался изложить свои взгляды на бумаге, «но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». Отсутствие привычки к систематическому труду, неумение преодолевать себя - издержки беспорядочного воспитания - не позволили Онегину заняться творчеством. Тогда, «преданный безделью, томясь душевной пустотой», Евгений пытался в книгах найти ответы на томящие его вопросы о смысле жизни, назначении человека, способах самореализации, но разбросанные в плодах «ума чужого» зерна мудрости были столь малы и редки, что собирать их герою представилось бесполезным. Онегин мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытается понять, как придать жизни смысл, наполнить ее реальным содержанием, но не может преодолеть критического восприятия действительности, а критика, как правило, не носит конструктивного характера:

  • Сперва Онегина язык
  • Меня смущал; но я привык
  • К его язвительному спору,
  • И к шутке, с желчью пополам,
  • И злости мрачных эпиграмм.

Евгений Онегин по интеллектуальному развитию, безусловно, выше своей среды и ограничиться растительным существованием «золотой молодежи» не может, но вырваться за пределы системы тоже не может, поскольку не знает альтернативной социальной доктрины. В, Г. так оценил нравственное состояние героя, психологические истоки его душевного беспокойства: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Получив в наследство имение дяди, Онегин был очень рад, что «прежний путь переменил на что-нибудь»: он наслаждался созерцанием мирной природы и «деревенской тишины». Но чувство внутренней неудовлетворенности, осознание бездуховности помещичьего жизненного уклада, «где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», вновь возобновили в нем приступы хандры. Пытаясь разнообразить жизнь, томясь от скуки и бездеятельности, Онегин осуществил доступные ему социальные преобразования:

  • В своей глуши мудрец пустынный,
  • Ярем он барщины старинной
  • Оброком легким заменил;
  • И раб судьбу благословил.

Несмотря на прогрессивные экономические взгляды, Онегин не придавал особого значения своим преобразованиям: жизнь крепостного крестьянства не очень волновала новоявленного реформатора. Разумеется, он облегчил жизнь своим подданным, чем вызвал критическое отношение расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и с учетом современных взглядов на эффективность освобожденного труда. Но для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, началом преодоления кризиса и обращением к активной жизни. Но слишком занят он своими душевными терзаниями, слишком обращен внутрь себя, чтобы конкретная жизненная цель стала определяющей, поглотила его целиком.

Познакомившись с юным восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин, «хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал», близко сошелся с ним. был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, «он сердцем милый был невежда», «он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы». Разочарованному, искушенному эгоисту был чужд юношеский энтузиазм и идеализм поэта. Но неприятие бездуховного, приземленного мира уездного дворянства роднили Онегина с Ленским. Они бесконечно спорили о самых сложных проблемах бытия, и Онегин с улыбкой превосходства, а отчасти с завистью к свежести чувств и непосредственности душевных порывов слушал восторженную речь Владимира.

Выбор редакции
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...

«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...

Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...

Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие. Не способность Николая II провести созревшие...
История йода Открытие йода датируется 1811 годом, элемент был открыт французом Бернаром Куртуа, который в своё время был специалистом по...
Вконтакте Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.Язык их (а...
Румбы горизонта – Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления… – Градусы, – уточнил Вася. – Да, все...
В один из дней 1795 года житель Маастрихта, голландец Хоффман производил в окрестностях города раскопки и нашел какие-то гигантские...
Дефо Даниэль (1660-1731) - английский писатель и общественный деятель, автор свыше 560-ти произведений разных жанров (эссе, памфлетов,...