Виды учебной деятельности при работе в парах учебно-методический материал на тему. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке Парная форма обучения в педагогике


Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе. И поднять интерес к обучению - наша задача. В нашей школе большое внимание уделяется групповой работе как одной из форм взаимодействия детей на уроке.

Как научить ребят сотрудничать в ходе поставленной задачи? Какие приёмы работы можно использовать учителю для этого на уроке?

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.

Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, мы имеем в виду дать каждому ребенку:

Взаимообогащение,

Воспитание коммуникативной культуры учащихся,

Воспитание культурных навыков ведения дискуссий, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей

Приобретения навыков, необходимых для жизни в обществе, ответственность, такт.

– эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

– возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

– опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирования – рефлексия.

Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Итак: результаты применения групповой формы работы -

  • растет самокритичность ребенка,
  • возрастает глубина изучаемого материала,
  • растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,
  • возрастает сплоченность класса,
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия,
  • учатся делать выводы по предметному содержанию,
  • формируется терминологическая речь.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить “готовые” правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Примерные правила могут быть следующими:

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:

Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например,

Этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

На этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);

На этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

При подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).

Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются:

Трудности комплектования групп и организации работы в них;

Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах;

Некоторые дети отмалчиваются, теряются;

Необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель

Объективность оценки за работу иногда нарушается.

Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: “В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх”.

Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

Используемая литература и ресурсы

1. Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых. -М.,1985, с.119.

2. Под ред. М.А. Данилова. М., 1966. С. 184. Урок в восьмилетней школе.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

4. Краткий справочник по педагогической технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997.

Схема работы на уроке с применением технологии парного обучения

Эта схема наиболее полно отражает суть технологии парного обучения. В данном случае мы имеем:

Р — это ученики, составляющие первичную пару.

К — согласно методике, это карточки, или контент. Но, учитывая многовариантность заданий, удобнее обозначить их как «блок информации, с которым будет работать каждый ученик».

Пунктиром обозначены дополнительные участники. То есть те партнеры, с которыми главные в паре будут работать после выполнения основного задания.

Алгоритм работы в паре . Этот пункт является основным параметром для технологии парного обучение. Принцип в том, что ученики не просто выполняют какое-то задание, а работают именно по предложенному алгоритму, который включает в себя несколько пунктов, направленных на тесное общение.

Виды алгоритмов работы в паре для технологии парного обучения

  • Тренер и ученик . Здесь один ученик играет вспомогательную роль. Он не обучает, а просто выполняет функцию координатора. Например, при взаимном диктанте — он просто диктует текст.
  • Взаимное обучение . Роли "учителя" и "ученика" в паре меняются.
  • Совместное обучение . В такой паре участвуют два равноправных ученика. Они на уроке вместе изучают текст, блок информации, деля его на составляющие части.

Примеры заданий для работы в парах (карточек)

  1. Разбить текст параграфа (художественного произведения) на несколько "кусков". На 1 карточке — часть теста, вопросы по этой части. На оборотной стороне карточки — практические задания.
  2. Термины и правила. На 1 стороне карточки написано само правило, толкование термина и т.д. На оборотной стороне — практические задания.
  3. Диктант. Текст диктанта (на всех карточках разный). На оборотной стороне — практические задания.
  4. Картинка, таблица по теме, условие задачи. Далее — вопросы, поясняющие суть задания. На обратной стороне — похожие задачи, картинки, примеры для самостоятельной проработки.

Это лишь некоторые примеры карточек. Каждый учитель сам может выбрать алгоритм работы и содержание карточек, исходя из особенностей предмета, темы и способностей класса.

Подготовка и реализация урока по ТПО

  • Учитель выбирает тематический цикл, состоящий из нескольких блоков. Например, на уроках математики вы должны за 10 дней пройти тему "Уравнения. Виды уравнений. Решение задач с уравнениями". Или на уроке литературы за 5-7 занятий должны изучить .

Фишка в том, что обучение теперь будет проходить не поэтапно: от простого к сложному, а сразу все темы будут изучаться одновременно. Причем, изучать их будут сами ученики.

На начальном этапе таким образом можно разделить пока одну тему.

  • Выбрав цикл, учитель делит его на подтемы.
  • Каждый ученик получает отдельное домашнее задание — свою подтему. Это может быть определенный параграф, творческое задание, практическое задание-исследование. Вариантов масса, и выбор здания зависит от уровня развития учащихся и их возраста.
  • Важно, чтобы при выполнении задания ученик имел возможность использовать как можно больше источников информации: интернет, литература, СМИ, родители, друзья, профессиональные сообщества и т.д.

Вот в этом и состоит основная сложность ТПО. Конечно, для начинающих удобнее будет задавать задания попроще: выучить определенный параграф, написать мини-сочинение, составить инфографику по теме, сводную таблицу и т.д. Но в идеале желательно стремится к тому, чтобы ученики максимально охватывали все источники информации при подготовке к уроку и представляли свои знания наиболее удобным способом.

  • На уроке учащиеся разбиваются на пары. Теперь одному достается роль «учителя», другому — «ученика». Задача «учителя»: как можно доступнее и полнее обучить своего партнера всему тому, что он подготовил к уроку. «Ученик» в это время составляет вопросы по теме, уточняет информацию и т.д. Далее «ученик» задает свои вопросы, уточняет информацию и выполняет первое пробное задание. Затем участники пары меняются ролями.
  • После того, как оба участника объяснили друг другу свою часть, они меняются карточками и выполняют задания (на оборотной стороне). Затем следует этап , оценивания и записи в «экране учета».
  • Далее начинается самое интересное. Участники пары меняют партнеров (то, что в схеме было обозначено пунктиром). Теперь ученик должен научить еще одного партнера. Но только не тому, что он готовил дома, а тому, что он только что узнал от своего товарища.

Именно этот момент и заставляет учеников максимально эффективно готовиться к урокам. Ведь теперь за неподготовленный урок он не просто получит нагоняй от учителя. Он подведет своего одноклассника, который может и засмеять, и высказать обиду. То есть создается нормальная обстановка здоровой конкуренции: кто лучше объяснит, кто лучше подготовился и т.д.

Как организовать учет знаний

Для мониторинга знаний для каждой темы заводится «экран учета».

ФИ ученика

Иванов И.

Петрова С.

Сидорова П.

Поляков К.

Николаев М.

Михайлов С.

В таблице для каждого ученика на каждый урок отведено две графы. В первой — оценка, выставленная партнером по паре. Во второй графе — номер участника пары по списку. Например, Сидорова П. на первом уроке получила «4», работая в паре с Петровой. «+» означает, что ученик работал в паре с учителем.

Судя по данному экрану учета, проведено пока три урока по технологии парного обучения. При этом Петрова уже освоила весь материал, а Поляков и Михайлов, наоборот, отстают. Это дает возможность учителю не только видеть достижения и уровень знаний каждого ученика, но и возможность так составлять пары, чтобы сильный ученик работал отстающими. Учитель и сам может садиться в пару к кому-либо из учеников. Например, можно проверить знания у тех, кто закончил работу на уроке раньше всех. Или наоборот, поработать индивидуально с отстающими.

Экран вывешивается на доску. Ученик, подготовив материал, находит себе в пару того, кто этот материал уже изучил и работает с ним.

Как выставлять оценки?

По идее, оценки на уроках выставляют сами ученики. Учитель оценивает лишь итоговую контрольную по теме.

Но на практике удобнее и другой вариант: учитель сам оценивает учеников после работы в паре на каждом уроке. Для этого первый столбец можно разделить еще на две графы: оценка напарника и оценка учителя. При этом педагогу вовсе нет необходимости проверять каждого ученика. Можно проверять выборочно. Зато такой подход позволит развивать чувство ответственности. Ученики уже не будут завышать оценки «по дружбе», так как если учитель обнаружит пробелы, отвечать за это будет тот, кто играл роль наставника в данной паре. Такие моменты обсуждаются заранее.

Некоторые нюансы работы по ТПО

Как рассадить учеников?

Для организации работы в парах удобнее всего использовать схему, предложенную Г. Громыко.

Эта схема удобна тем, что участники пары максимально приближены друг к другу, но при этом они могут слышать и других участников. Более того, пересекаясь с участниками других пар, ученики составляют динамичные пары.

Хотя, если вы используете технологию парного обучения лишь частично, для работы только на одном уроке — можно оставить привычное расположение парт. При этом соседи по одной парте — это главная пара. А сменные партнеры — ученики, сидящие на парте, стоящей сзади.

Как часто проводить уроки по ТПО?

Технологию парного обучения можно использовать на любом уроке — вне зависимости от его типа. Те, кто только начинает осваивать эту технологию, могут, к примеру, использовать приемы парного обучения на каждом уроке, отводя для этой работы минут 15-20. Также и начинать желательно с самых простых алгоритмов.

Какие нюансы необходимо предусмотреть?

  • Определите точный регламент времени: сколько ученики будут работать в одной паре, сколько в сменной и т.д.
  • Будет ли проводится смена партнеров в паре? Сколько раз? Начинающим можно остановится на какое-то время на постоянных парах и вводить сменных партнеров постепенно.
  • Продумайте, чем будете занимать «быстрых» учеников. Их можно подключать к другим парам в виде консультантов, можно предложить более сложные задания по теме для индивидуальной работы, привлечь к проверке результатов письменных заданий и т.д.

Практика показала, что технология парного обучения позволяет даже самым слабым ученикам овладевать знаниями быстрее и лучше. В доказательство можно привести пример работы , который, используя парное обучение, за короткий срок мог «вытянуть» даже самый слабый класс.

Но технология получила свое развитие относительно недавно. Поэтому хотелось бы услышать мнения педагогов, которые уже строили свои уроки на основе принципов парного обучения. Насколько эффективна была работа? В чем была главная трудность? Какие еще рекомендации вы могли бы дать коллегам?

Под формами обучения, как уже отмечалось выше, понимают виды организации взаимодействия обучаемых между собой и с обучающим в ходе одного занятия, направленные на оптимизацию учебного процесса. В современной дидактике широко применяется классификация форм обучения по числу охваченных влиянием педагога учащихся и по характеру взаимодействия на фронтальные, групповые и индивидуальные. Имеются и другие классификации. Так, И.М. Чередов выделяет фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы учебной работы. При этом групповая форма включает такие виды, как: звеньевая, бригадная, кооперированно-групповая, дифференцированно-групповая (подробное описание дано в работе 39 – см. библ.). В качестве особой разновидности индивидуальных форм учебной работы рассматриваются индивидуализированные формы. Рассмотрим, что представляют собой основные формы обучения и каковы их достоинства и недостатки.

Фронтальная форма обучения - это такой вид деятельности учителя и учащихся на занятии, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Эта форма работы получила широкое распространение в школе, применяется во всех конкретных формах организации обучения. Распространенность фронтальной формы работы связана с ее несомненными достоинствами. К ним относятся непосредственное общение учителя со всем классом, когда учитель оказывает эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, побуждая при этом ответные мысли, чувства, переживания, действия. При фронтальной работе каждый ученик становится в положение ответственной зависимости перед классом, учится переживать успехи или неудачи класса, оказывать друг другу помощь, поддержку в продвижении к цели. Кроме того, в совместной учебной деятельности учащиеся, дополняя друг друга, более основательно уясняют учебный материал, глубже проникают в его сущность. Такая форма работы требует от учителя высокого мастерства, он должен уметь управлять большой группой учащихся, планировать их работу, привлекать внимание учащихся всего класса, включать всех в активную познавательную деятельность, оперативно осуществлять обратную связь, тактично вносить коррективы в обсуждение учебных проблем и пр. При этом он должен видеть каждого ребенка, организовывать взаимодействие всех учащихся, привлекать себе на помощь наиболее способных учеников.

Однако эта форма работы имеет и существенные недостатки, которые заключаются в том, что она рассчитана на одинаковую подготовленность учащихся, одинаковый уровень работоспособности. Поскольку в реальной жизни этого не наблюдается, то ученики средних способностей ставятся в привилегированное положение по сравнению с более способными и менее способными учащимися, тем самым происходит нивелирование учащихся. В результате определенная часть учащихся не принимает активного участия в коллективной работе.

Индивидуальная форма обучения заключается в том, что учащийся выполняет задания самостоятельно, независимо от товарищей, пользуясь при этом помощью учителя непосредственно, либо косвенно. Темп работы зависит от учебных возможностей и уровня подготовленности учащегося. При такой организации учащиеся выполняют задания, одинаковые для всего класса. Если же учащиеся выполняют разные задания, составленные в соответствии с их возможностями, то такую форму обучения называют индивидуализированной. В педагогической литературе для реализации этой формы обучения разработана специальная система заданий: работа с учебником или дополнительной литературой, решение задач, примеров, выполнение лабораторных работ, написание рефератов, сочинений и пр. Причем степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся может быть различной, это могут быть задания с предварительным фронтальным разбором, по образцу, задания по подробным инструкционным картам и др.

Индивидуальная форма работы может применяться на различных этапах уроков разных типов, а также на других конкретных формах организации обучения (семинар, экскурсия, дидактическая игра и пр.). Эта форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, он должен продумать, где и на каком этапе целесообразнее организовать индивидуальную работу учащихся, подобрать задания для самостоятельной работы, включить учащихся в их выполнение. Кроме этого, он должен уметь осуществлять оперативный контроль и своевременную помощь затрудняющимся ученикам, не нанося при этом вред развитию их самостоятельности.

Учащимся такая форма обучения помогает более сознательно и прочно усваивать знания, умения и навыки, формировать такие качества личности как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность. Но она также как и предыдущая форма обучения имеет недостатки. Они заключаются в том, что ученик может замыкаться в себе, у него не формируется потребность в общении, создаются условия для развития эгоизма. Поэтому наряду с индивидуальной формой обучения следует использовать фронтальную и групповую формы.

Групповая форма обучения заключается в том, что класс временно делится на несколько групп, численностью от 3 – 6 человек в зависимости от содержания и характера работы. В качестве основных признаков групповой формы обучения учащихся П.И.Пидкасистый выделяет следующие: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы .

Принципами объединения учащихся в группу могут быть: совместимость учащихся; разный уровень обученности, но при этом половину группы должны составлять ученики, умеющие работать самостоятельно; интерес к данному учебному предмету и разная внеурочная информированность по предмету.

Групповая форма обучения подразделяется на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевая форма учебной работы предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся для выполнения определенных заданий. При кооперированно-групповой форме класс делится на группы, выполняющие часть общего объемного задания. При дифференцированно-групповой форме группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей учащихся.

Групповые формы обучения могут быть использованы на уроках различных типов и других конкретных формах организации обучения с целью изучения нового учебного материала, совершенствования знаний, их применения в типовых и измененных ситуациях. Работа в группах важна и с воспитательной точки зрения, она приучает учащихся работать в команде, действовать согласованно и слаженно. В.В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, показал, что она складывается из следующих элементов:

    Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

    Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

    Работа по выполнению учебного задания.

    Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

    Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

    Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

    Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом .

Также как фронтальная и индивидуальная организация работы учащихся, групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю. Он должен хорошо знать методику организации групповой формы обучения, владеть дисциплиной, направлять и корректировать учебную деятельность учащихся, регулировать темп работы, регулировать взаимодействие учащихся друг с другом, быть арбитром в споре и пр.

Групповая форма обучения имеет не только положительные стороны, но и недостатки. К ним относятся трудности при комплектовании групп и организации работы в них, кроме того, учащиеся иногда испытывают затруднения в работе самостоятельно. Поэтому только в сочетании друг с другом различные формы обучения дадут положительный эффект.

Коллективный способ обучения (парная работа). Эта форма обучения обоснована В.К. Дьяченко, который определяет его как такую организацию обучения, при которой оно осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Структура коллективного способа обучения включает: 1) индивидуально-обособленные занятия; 2) работа в парах постоянного состава (статические пары); 3) групповые учебные занятия во всех их разновидностях; 4) коллективные учебные занятия или общение в динамических парах. Парная работа используется в следующих видах: статическая пара, которая объединяет по желанию двух учащихся, меняющимися ролями «учитель» - «ученик»; в такие пары могут объединяться как два сильных, так и два слабых ученика, или сильный и слабый при условии взаимного расположения; динамическая пара включает четверых учащихся, выполняющих общее задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля учащийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз он должен менять логику изложения, темп и др. в зависимости от индивидуальных особенностей своих товарищей; вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре части учебного материала.

Только в сочетании друг с другом различные формы обучения дадут положительный эффект.

О

«ФОО – это исторически сложившаяся, ус­тойчивая и логически завершенная органи­зация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность компонентов, саморазвитие, личностно-дея­тельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения»

И.М. Чередов

В.С. Безрукова

«ФОО – это структура общения, применяемая в учебном процессе, то есть структура общения между обучающимися и обучаемыми в процессе их работы»

«ФОО – это вариативная, но относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, содержание которого зависит от цели, учебного материала, методов и условий обучения»

В.К. Дьяченко

И.К. Журавлев

порный конспект теоретической части главы
VIII

Признаки

    пространственно-временная определенность

    структура занятия

    степень самостоятельности учащихся

    дидактическая цель

  • Дидактические цели

    Подготовленность учителя

    Уровень подготовленности учащихся

    Методы обучения

    Возрастные особенности учащихся

Классификации

    На основании основной цели организации занятий (теоретические формы, формы практического обучения, формы смешанного обучения, формы трудового обучения – Усова А.В.);

    На основании дидактической цели (освоение новых знаний, закрепление знаний, выработка умений, обобщение знаний и их систематизация, определение уровня овладения ЗУН – Шамова Т.И.);

    По количеству учащихся (конкретные: урок, лекция, семинар, экскурсия и др.; общие: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная – Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Шахмаев Н.М.,.,

«Разработка урока по ФГОС» - Отличия структуры урока. Три постулата современного урока. Выживает не самый сильный и не самый умный. Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД. Схема урока. Разработка урока по ФГОС 2 поколения. Ход урока. Межпредметные связи. Исследование на материале учебника. Урок – основная форма организации учебных занятий в системе обучения.

«Урок по требованиям ФГОС» - Познавательные действия. Учитель. Посредственный учитель. Осознание учащимися своей УД. Дантист. Урок закрепления знаний. Урок современного типа. Эффективность учебно-воспитательной деятельности. Принципы управления учебным процессом. Важнейшая задача современной системы. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

«Урок в соответствии с ФГОС» - Урок в соответствии с ФГОС. Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности. Требования к технике проведения урока. Аспектный анализ учебного занятия (системы учебных занятий). Применение теоретических положений. Самостоятельная работа школьников. Системно-деятельностный подход. Учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков.

«Урок в рамках ФГОС» - Задания творческого уровня. Этап реализации построенного проекта. Виды УУД. Формирование у учащихся умений. Урок в соответствии с ФГОС ООО. Построение каждого этапа урока. Организовать самопроверку. Итог изучению значительного по объему материала. Способ построения нового знания. Роль учителя как управленца.

«Типы уроков по ФГОС» - Интериоризация способов действий. Рефлексия деятельности. Осознание учащимися метода преодоления затруднений. Постановки целей коррекционной деятельности. Урок развивающего контроля. Этап актуализации и пробного учебного действия. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности. Применение способов действий.

«Современный урок по ФГОС» - Анализ урока в соответствии с ФГОС. Содержание образования. Современный урок в соответствии с ФГОС. Безошибочное выполнение упражнений. Система дидактических принципов. Коррекционный урок. Коммуникативные УУД. Требования к современному уроку. Урок применения предметных ЗУНов. Организационные формы обучения.

Всего в теме 10 презентаций

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Технология парного обучения - один из видов педагогических технологий , при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах. Технология парного обучения является частным случаем технологии работы в парах .

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий , которые включают в себя:

  • взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога ,
  • индивидуально-обособленную деятельность участников, когда имеет место опосредованный вид коммуникации ,
  • взаимодействие в группе (в нескольких малых группах или в одной большой), когда основным видом коммуникации является фронтальная коммуникация.

Виды учебной деятельности в парах

Выделяют следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов.

Виды работы в паре различаются:

  • позициями (ролями) обучающихся;
  • целями;
  • содержанием;
  • техниками взаимодействия;
  • результатами.

Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Два варианта использования работы в парах

Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.

  • Дополнительный компонент учебных занятий.

При расширении организационной структуры фронтально организованных учебных занятий (их разновидностью является, например, урок) учебной деятельностью обучающихся в парах, последняя может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными. (В отдельных методических материалах, посвящённых будто бы коллективному способу обучения , этот факт как раз и не учитывается.) Ведь на уроках ведущей формой обучения является групповая (взаимодействие в группе - малой или в рамках всего класса, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем). В связи с этим на уроке обеспечивается общий фронт - одинаковая для всех тема, примерно одинаковый темп её изучения, общее время начала и окончания занятий.

В этом случае использование работы в парах позволяет закреплять и повторять материал, который был преподнесен учителем всему классу. Обычно ученики заняты каким-то одним видом учебной деятельности в парах. Такая работа начинается и заканчивается учащимися одновременно.

Такой вариант использования работы в парах можно сравнить с бегом на месте (который, конечно же, имеет несомненную пользу). Но больше возможностей предоставляет бег в спортивном зале, а ещё больше - на больших открытых пространствах.

  • Ведущий компонент учебных занятий.

В этом случае парная работа используется главным образом для изучения нового учебного материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Но это требует перестройки всего учебного процесса: режима занятий, контроля и оценивания деятельности учащихся, построения учебных программ, должностных обязанностей педагогов, управления школой, то есть перехода от классно-урочной системы к иным формам организации образовательного процесса, основанным на индивидуальных учебных маршрутах обучающихся. На занятиях, которые названы коллективными , в одно и то же время можно наблюдать разные формы организации обучения: одни школьники работают в парах, другие в группах, третьи с учителем, остальные самостоятельно. В процессе коллективных учебных занятий значительную долю нового учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно (индивидуально, в парах или группах). При этом ведущей является работа в парах.

Выбор редакции
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное...

Очень важно понять, в каком направлении движется наше общество, непрерывно изменяющееся и развивающееся. Этой цели посвящена данная...

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу,...

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный...
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...
Крепость Познань расположена в одноименном городе на западе Польши. Построенная в XIX – начале XX века, крепость считается третьим по...
«Колониальные империи» - Во Франции завершился промышленный переворот. Колонии Франции. Создание международных монополистических союзов,...
Слайд 1Экология – глобальная проблема современностиСлайд 2Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и...