«Витязь на распутье». Васнецов. Виктор Васнецов. «Витязь на распутье


Картина Васнецова Витязь на распутье - положила начало целому ряду работ, посвященных русским былинам. Впервые художник занялся набросками этой картины в начале 1970-х, но со временем они были основательно исправлены и переделаны.

Изначально планировалось, что всадник будет повернут к зрителю лицом. Был даже своеобразный прототип – брат Васнецова, с которого и рисовался витязь. Кроме того, в первых версиях была видна дорога, которую художник со временем решил убрать. По словам живописца, кардинальные изменения были задуманы с одной целью – лучше передать эмоции.

Художник закончил работу в 1877 году, а в 1878, на шестой передвижной выставке картину впервые представили на суд общественности. Публика уже знала Васнецова, ведь его картины и раньше пользовались популярностью.

Но «Витязь на распутье» был чем-то другим. Эта работа – переломный момент в творчестве художника, ведь впервые вместо привычного реализма и острой социальной тематики зрителю представили фольклорный образ. Несмотря на композиционные решения резкие смены жанра обычно воспринимаются негативно, но«витязь» был одобрен.

В 1982 году, специально для Саввы Мамонтова, художник рисует другой вариант картины, который и стал окончательным. Васнецов использовал холст большего размера, а также доработал детали и цветовую гамму. Критики одобрили полотно, которое Мамонтов забрал в свою коллекцию.

На холсте мы можем увидеть витязя оказавшийся на распутье, склонившегося над придорожным указателем. Основной акцент сделан на проблеме выбора, подобная жизненная ситуация может произойти с каждым. Пойти дальше, и взглянуть в глаза проблемам, или свернуть с дороги в поисках более легкого пути?

Но вся атмосфера просто кричит о том, что проблемы неизбежны. Присмотревшись, можно прочесть пол устершиеся, заросшие мхом руны, переведя которые на современную речь можно прочитать: «Кто прямо поедет, жизнь потеряет. Не пройдешь, не проедешь, не пролетишь».

Саму местность, открывшуюся взору, можно назвать не иначе, как полем смерти. Земля, кое-где поросшая травой, устлана камнями и костьми давно умерших людей и зверей. А на горизонте нет ни единого живого существа, кроме нескольких воронов – вестников близкой смерти.

Особое внимание стоит уделить двум скелетам под камнем-указателем: в одном угадывается человек, а второй сильно напоминает лошадь. Кто знает, может быть, это останки другого всадника, который когда-то пытался здесь пройти? Ну а завершением композиции можно считать виднеющуюся вдали воду, которая может оказаться смертоносным болотом, и кроваво-красный закат – манящий, угнетающий, пугающий.

Картина Васнецова на распутье с 1982 года находится в Государственном русском музее, ее размер – 167*299 сантиметров. А первую версию, в увеличенном размере, можно найти в Серпуховском историко-художественном музее.

Витязь на распутье

В.И. Васнецов, самобытный художник, чутко понимающий глубокую русскую душу, и творящий, вдохновленный фольклором и богатой историей родной страны. Сказочные образы могучих славянских богатырей, особо удачно выходили из под его кисти.

Передо мной картина «Князь на распутье». В центре полотна стройная и могучая фигура князя верхом на своем добром белоснежном скакуне. Задумавшийся лирический герой, склонил прикручинившись буйную головушку, перед ним стоит непростая дилемма – выбрать свой, путь свою судьбу. Блестит кольчуга и шлем в заходящих лучах солнца, опущено мощное острое копье, каленый щит с луком и стрелами висят за спиной силача, да тяжелая булава заткнута за пояс.

Огромный каменный валун, поросший густым зеленым мхом, испещренный старославянскими письменами, указывает путнику дорогу, да только не сулит не этот путь путешественнику добра – предвещает страшную гибель, осмелившемуся двинутся этой дорогой.

Скакун богатыря, трясет гривой, тревожно фыркает, словно отговаривает своего хозяина от гиблой затеи.
Атмосфера вокруг настораживающая, подернутая беспокойством и тревогой.

В вечернем небе плывут темно-синие грозовые облака, сгущаются сумерки. В чистом поле не зверя ни дома доброго человека. Лишь черные вороны-стервятники вьются над камнем и белыми костями человека и лошади. Омытые дождями, скалятся черепа и смотрят пустыми глазницами в сумеречное темнеющее небо.
Темнеет горизонт, на многие мили раскинулось мрачное, безмолвное широкое поле. Тянутся минуты, приближая неизбежное. И вот уже воображение рисует, как бесстрашный витязь, дернув своего верного коня за поводья, направит его навстречу злому року.

Живописный сюжет творения Васнецова завораживает своей сказочностью, трагизмом, верой в торжество добра над злом и тьмой.

6 класс, 7 класс.

  • Верещагин В.В.

    Художник-баталист, дворянин по происхождению. Три года занимался в Академии художеств. Вся жизнь В.В. Верещагина проходит в путешествиях – Франция,

  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери Оли (описание)

    На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая.

Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым

Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания

Конец 70-х годов XIX стал для переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.

В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.

Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.

двух вариантов

Сравнительная таблица
Отличия окончательного варианта Символика
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором - спиной. Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков.
Уменьшено пространство позади богатыря. Не важно, откуда пришел путник.
Увеличено пространство за камнем. Больше примет грядущей опасности.
Небо стало более грозным. В первом случае - мягкий закат, во втором - надвигающиеся тучи. Еще одна примета поджидающей опасности.

Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа.

Красный - цвет крови и агрессии.
Камень стал более старым, и на нем появился мох. По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта.

Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.

Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание

В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.

Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.

Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.

Мастерство изображения деталей

Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны - все это нагнетает трагизм ситуации.

Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.

Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.

Художник В.М.Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Например, «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и другие. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного!

Картина «Витязь на распутье» изображает богатыря или Ивана-царевича, который подъехал к камню, чтобы узнать, что ждет его на этой дроге. И что же? На камне грозное предупреждение: «Живу не бывати». Но куда же ехать, если не сюда? Вокруг нет никаких больше дорог, только зловещие камни, похожие на могилы, кружит ворон, словно отыскивает мертвечину, еще один сидит возле камня, а под камнем лежит и скалится череп. Витязь огорченно задумался. Он не знает, как ему быть. Распутье не столько в чистом поле, сколько в мыслях витязя, он не может решиться.

Впереди художник изобразил черную тучу. Она словно пугает витязя, предупреждает его об опасности. Но дальше небо чистое и немного розоватое. Там, наверное, заря. Мне кажется, художник хочет показать, что путь будет трудным и опасным, но все же приведет к добру. Наверное, витязь все-таки решится ехать вперед и победит все опасности.

Мне картина очень понравилась. Она страшная и таинственная, но чувствуется, что все закончится хорошо, как всегда бывает в сказках.

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти – то ждет смерть. Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь. Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.

Сочинение по картине «Витязь на распутье» Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов не раз обращался в своем творчестве к произведениям фольклора: сказкам, былинам. А образы русских богатырей волнуют и манят его с самого начала творческого пути. Есть немало набросков, рисунков, где изображены былинные герои. Задумка нарисовать картину «Витязь на распутье» у Васнецова возникла давно, когда художнику было еще двадцать лет. А создал он свое творение в 1882 году. По признанию мастера, эта картина является выражением его собственных мыслей.

Центральное место на картине занимает образ богатыря, который подъехал к камню с четко сохранившейся надписью: «Как прямо ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В бессилии опустил богатырь копье, читая надпись. Задумался он над своею долей. Ведь остальные надписи поросли мхом и стерлись от времени. Значит, одна ему дорога - туда, где не быть живому.

Тревожное состояние героя усиливает голый череп у камня и коршун, кружащийся в поисках добычи. Беду предвещает он усталому путнику. Угасающую зарю закрывают надвигающиеся грозовые тучи. Куда идти витязю? Куда направиться? Ведь и дороги-то никакой нет. Все быльем поросло. Казалось бы, полная безысходность, нет пути ни вправо, ни влево, а прямо - смерть.

Но при взгляде на картину вспоминаешь былину «Илья Муромец и разбойники», которой и был навеян сюжет картины Васнецова. Не побоялся Илья трудного пути и победил разбойников, очистил дорогу. Думается, и витязь, очнувшись от тяжелых дум, поедет прямо, чтобы уничтожить злую силу, закрывшую этот путь.

На этой странице искали:

  1. сочинение по картине витязь на распутье
  2. сочинение по картине васнецова витязь на распутье
  3. сочинение витязь на распутье
  4. витязь на распутье сочинение
  5. сочинение на тему витязь на распутье
  1. Васнецов - былинный живописец.
  2. Описание картины:
    • витязь на белом коне;
    • камень-предсказатель;
    • зловещее поле;
  3. Задний план (природа).
  4. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов всем известен не только как сказочный живописец, но и былинный сказитель, который передает нам не словом, а с помощью художественных образов предания старины глубокой, дошедшие до нас через века.

Теме былин и легенд художник посвятил много полотен. Среди них наиболее известная - «Богатыри». А открывает этот богатырский цикл картина «Витязь на распутье», которую Васнецов писал на протяжении пятнадцати лет. Это одна из философских работ живописца, которая призывает зрителя не только к созерцанию, но и размышлению. Причем к размышлению не только о судьбе героя, но и о более глубинных, вечных проблемах добра и зла, справедливости и коварства, проблеме выбора дальнейшего жизненного пути, которые тревожат, наверное, каждого человека.

На переднем плане изображен древнерусский витязь на белом коне, который остановился в поле у огромного камня с высеченной на нем надписью. Всадник повернут к нам спиной, поэтому мы не видим его лица. Богатырь одет в боевые доспехи. Он готов даже к неожиданной встрече с противником. На нем блестящий железный шлем, длинная кольчуга, усиленная металлическими пластинами на спине и, должно быть, на груди.

За спиной - большой тяжелый круглый щит. На поясе на широком ремне прикреплен кожаный коричневый колчан, украшенный металлическими декоративными накладками. Колчан полон стрел. С боку висит массивная булава. В правой руке витязь держит длинное острое копье на красном древке. Оно опущено острием вниз, слегка согнутая рука богатыря слабо его сжимает - воин спокоен и уверен в себе. На ногах у него высокие светло-зеленые сапоги с позолоченным кантом по верху голенища.

Путник, верно, очень долго ехал и устал. Его крепкое тело сейчас расслаблено, а плечи опущены. Всадник не торопил своего коня по широкому полю: в стремена вставлены лишь кончики его сапог. На закате дня он наткнулся на вещий камень на дорожной развилке. Искал ли он этот указатель или нет - не известно. Но надпись на нем заставила его остановиться и глубоко задуматься. Богатырь слегка склонил голову, опустил поводья у коня. Вслед за хозяином свою голову опустил и белый скакун, словно и он принимает непростое решение. Его длинная лохматая грива свисает почти до земли.

Богатырский конь под стать самому витязю: крепкий, холеный, с густой гривой, шелковистым хвостом, с мощными ногами, которые твёрдо ступают по земле, а в случае необходимости быстро домчат седока туда, куда тот прикажет. А сейчас он покорно и терпеливо стоит, ждёт решения своего хозяина.

Поле, по которому едет былинный герой, - не возделанная плодородная нива, радующая глаз. Это зловещее безжизненное пространство, на котором растет небольшими островками горькая полынь-трава. Поле усыпано большими серыми валунами. Один из таких валунов,
вырастающих из-под земли, - вещий камень, перед которым и остановился витязь. На его плоской стороне выбиты слова-предсказания для всех, кто решит продолжить свой путь дальше. Он настолько древний, что потемнел от времени и покрылся мхом, который скрыл часть слов.

В сказках и былинах обычно говорится о трех дорогах, которые предлагаются на выбор путнику. Однако на своем полотне художник решил отступить от этого важного момента. Этим приемом он зрительно усилил тревожный сюжет картины, оставил былинного героя без альтернативы выбора пути, ведь на камне можно различить лишь эти слова:

«Как прямо ехать - живу не бывати.
Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному…».

Значит, других дорог здесь нет. Что ищет витязь в этом заброшенном краю? Какую дорогу и судьбу выберет: вперед или отступит назад? Если вперед, то что его там ждет? Почти сразу за камнем твердая земля превращается в зыбкую болотистую почву. В перспективе нет ничего, что могло бы вселить отрадную надежду. Только сгущающийся сумрак, пробирающий душу холод и неизвестность надвигаются на героя. Есть узенькая тропинка, которая уходит влево, петляя между валунами. Она ведет неведомо куда и постепенно растворяется. Про неё ничего не говорит вещий камень. Третьей дороги, как положено в сказках, нет.

Гнетущее ощущение складывается от местности, в которую заехал богатырь. По полю разбросаны кости людей и животных. А прямо перед камнем мы видим черепа человека и лошади. Видимо, немало было смельчаков, решившихся в свое время переступить рубеж, на котором стоит камень-вещун, но предсказание для них сбылось слишком быстро. Вот и кружат над полем черные вороны в ожидании новой добычи.

На поле ложится вечерняя мгла. Тревожное желтоватое небо темнеет. Узкая темная свинцовая туча растянулась вдоль линии горизонта. Солнце уже почти село. Его последние отблески, как зарево, полыхают вдали над одним из высоких мрачных холмов.

По своему эмоциональному настрою эта картина производит тягостное, безрадостное впечатление. Наверное, в жизни каждого человека бывают такие непростые моменты, когда нужно решиться на определенный выбор дальнейшего пути. Кто-то принимает решение двигаться вперед, несмотря ни на что. А кто-то повернет назад, испугавшись неизвестности.

Но русские богатыри никогда не искали легких путей. Витязь на белом коне знает, что ему придется столкнуться с немалыми трудностями, и не случайно он в полной боевой готовности. Я думаю, что он не отступит, не свернет с прямого пути и с честью выйдет из любого сражения.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...