Все про собакевича. Собакевич в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика


Меню статьи:

Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.

Внешность

Внешность Собакевича далека от типичной, изощренной и деликатной. По описанию Гоголя, Создатель не сильно утруждался, создавая его – он не применял «никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубил со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: «Живет!».

Лицо его было круглым, широким и очень не привлекательным, похожим на молдаванские тыквы. Цвет был также не самым нежным и приятным – типично, лицо Собакевича было красного цвета, что напоминало Чичикову «медный пятак».

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.

Собакевич отличался крепкой комплекцией – он был высоким человеком, с широкой «лошадиной» спиной. Ноги его были похожи на тротуарные колоны – большие и нескладные. Ступни его, соответственно, также были «исполинского размера». Чичиков с удивлением отмечает, что сейчас редко встретишь такого человека – богатыри уже почти все выродились. Не удивительно, что при такой комплекции Собакевич не отличался грациозностью и был больше похож на слона в посудной лавке – помещик то и дело шаркал ногами и наступал окружающим на ноги.


В то время, когда природа обделила Собакевича наружной привлекательностью, она щедро наградила его здоровьем – «скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформованный помещик».

Занятия Собакевича

Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.. Для него обычное дело – работа на ровне со своими крестьянами. Делает Михаил Семенович это не потому, что не доверяет своим крестьянам, как, например, Плюшкин, или думает, что без него они будут работать плохо, а потому, что не видит ничего зазорного в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Среди прочих привязанностей помещика следует отметить особую любовь к еде. Собакевич очень любит вкусно поесть. Однако в понимании этого помещика вкусная еда и необычная, деликатесная – разные понятия. Собакевич с отвращением рассказывает о поедании лягушек и устриц, употреблении субпродуктов. Для него лучшим вариантом еды выступает исконно русская кухня. Обычное потребление еды превращается у Собакевича в пиршество, обличая присутствовавший «культ еды»: « У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. – Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки».



Собакевич далек от самообразования и искусства – все атрибуты «культурного» развития в его доме, как, например, картины – выглядят комично, заметно, что они размещены, потому, что «так модно» и так «принято», а не потому, что владельцы их интересуются определенным видом искусства.

Ум Михаила Семеновича активно занят способами заработать. Он усиленно работает с целью получить приличный доход. Предложение Чичикова о продаже мертвых душ Собакевич воспринимает спокойно, как будто это самое обычное дело, подобное продаже пшеницы.

Поместье и деревня Собакевича

Поместье и деревня Собакевича выглядит подобно его хозяину – крепкой, надежной и совершенно лишенной эстетики. Все постройки Собакевича (даже колодцы и заборы) сделаны из очень крепкого дерева, они массивны и лишены каких-либо украшений. «Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирпичных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Собакевич считает, что постройки должны выполнять хорошо свою основную функцию – защищать от ветра, холода и дождя, они должны быть достаточно прочными и удобными в эксплуатации, при этом им совершенно не обязательно быть красивыми и утонченными.

Дом помещика выглядит также необычно и комично. Чичикову он напоминает дом для военных поселений: массивный и грубый.

Разглядывая господский дом, Чичиков отмечает, что процесс его постройки – это был продукт активных пререканий педанта-архитектора и Собакевича: некоторые окна в доме были заложены и переделаны в маленькие, вместо традиционных четырех колон было только три – «зодчий хотел симметрии, хозяин – удобства» и поэтому после постройки дома Собакевич все сделал по-своему.

Парадоксы образа

В поэме Гоголь неоднократно обращает внимание читателей на том, что Собакевич – это «вылитый медведь».

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Внешне помещик очень похож на этого зверя, его походка такая же косолапая, он также неуклюж и время от времени проявляет небывалую ловкость, подобно дрессированным медведям. В добавок к этому, одежа его также была коричневая, как шкура медведя – «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны».

В доме все предметы интерьера также роднят помещика с образом этого зверя, даже дрозд и тот Чичикову напоминает медведя.

Павел Иванович при этом неоднократно делает замечания в сторону Собакевича подобного рода: «медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем».

Однако при этом упускается сходство этого помещика с еще одним животным – собакой. Как известно, в поэме Гоголь широко использовал систему символических имен и фамилий. Исходя из этих данных, фамилия Михаила Семеновича должна наталкивать читателя на восприятия этого помещика не только как символического «медведя», но и как символического «пса». Сам помещик также указывает на этот факт в своей речи: «нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему».

Другими словами, парадокс Собакевича заключается в том, что в его образе уживается два символа – медведя – большого, сильного и неуклюжего и собаки – лающей на всех.

Отношение к окружающим

Собакевич, со всей своей «собачьей» отдачей вступает в коммуникацию с людьми. Он редко хорошо отзывается о людях, особенно о других помещиках и дворянах. Бесцеремонно Михаил Семенович отмечает, что все вокруг жадины и дураки. По его мнению, даже самые воспитанные и умные люди уезда, если хорошо разобраться, сущие глупцы. Они мало что понимают в ведении хозяйства, готовы расточать свои силы и финансы на пустяковые занятия.
Собакевич никогда не церемонится в характеристиках. Так, например, он открыто называет малознакомому Чичикову Плюшкина мошенником и собакой, критикует французскую кухню и гастрономические вкусы губернатора, утверждает, что его повар готовит кошек и выдает их за кроликов.

У Михаила Семеновича нежные, насколько это возможно при натуре Собакевича, отношения с женой Феодулией Ивановной – помещик называет свою жену «душечкой» и не забывает похвалить ее за вкусный обед.

Хорошие отношения у Собакевича сложились и с его крепостными. Помещик знает всех своих крестьян по именам, отзывается как об умелых работниках.

Таким образом, Собакевич кажется своеобразным помещиком – в то время как большинство людей стремятся облагородить свой интерьер, он лишает напрочь его любой красоты и гармонии. В то же время он – человек сложный в плане коммуникации – ему непросто сходиться с другими людьми, так как он в первую очередь видит в окружающих недостатки (если, конечно, это не представитель его семьи). При этом Собакевич – хороший помещик, он заботится о том, чтобы его крепостные были сыты и обеспечены необходимым для жизни минимумом.

Образ Собакевича в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

5 (100%) 2 votes

Среди вереницы персонажей, изображенных мастерской рукой Гоголя, образ Собакевича в поэме «Мертвые души» отличается особой фактурностью.

Он материально ощутим во всей своей грубой, громоздкой, но прочной и надежной вещественности.

Собакевич – яркая деталь в общем грандиозном полотне помещичьей России первой половины XIX века, созданном великим русским писателем.

Портрет Собакевича

Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.

Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.

Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его — высокая дама с лицом, похожим на огурец.

Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.

Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.

Жизненные цели

Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.

Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у .

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Манера поведения и речь помещика

Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.

Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.

Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова , говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».

Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.

Отношение Собакевича к предложению Чичикова

Предложение о продаже мертвых душ Собакевич воспринял так, словно речь шла об обычной вещи. Прервав осторожные подходы Чичикова, начавшего о «благе государства», он сразу перешел к обсуждению цены. В поэме это производит комический эффект.

Отношение к окружающим Собакевича

Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Заключение

Если Плюшкина Гоголь однозначно осуждает, к Собакевичу у него нет четко отрицательного отношения. Где-то, за тоннами юмора, иронии, проглядывает и авторская симпатия. Пожалуй, в образе Собакевича присутствует чистый юмор, без того пронзительного трагизма, который читатель ощущает в таких персонажах, как Плюшкин или Манилов.

Как натура практическая, хладнокровная и рассудительная, Собакевич великолепно понимает, что нужно и полезно в его положении. Он трезвый реалист, стоит на почве фактов и ведет свою линию. Собакевич очень неглуп и толков хотя он и не читает книжек. Если при всем том Собакевич имеет не-лепый, смешной вид, то объясняется это не его личными свой-ствами, а его положением: он очень умно и толково ведет свою линию, по линия-то его совершенно бессмысленна. Он душевладелец и в качестве такового живет, не противореча себе, умно и расчетливо, но так как само душевладение стало бессмысли-цей, то вся жизнь Собакевича приобрела нелепый характер ум-ной и расчетливой бессмыслицы. Пожалуй, можно задать воп-рос: почему же Собакевич с его умом не покидает бессмыслен-ной линии душевладения? Да просто потому, что для такого по-ступка слишком мало одного ума; тут нужен энтузиазм, даже героизм, на который апатичный, утилитарный Собакевич совер-шенно не способен. Он даже не задумывается над вопросом, ра-зумно ли душевладельческое существование. Он просто суще-ствует, живет в условиях душевладения и не делает глупостей, несообразных с этими условиями.

Собакевич прекрасно понимает, что явления новой меновой культуры враждебны душевладению, и потому сторонится их, насколько это возможно. Он ругает всякие городские деликате-сы и всему предпочитает домашнее изделие. Он предпочитает жирную «няню», приготовленную крепостным поваром, всяким покупным фрикасеям и платье, сработанное крепостным порт-ным, всем покупным модным одеждам.

В крепостной усадьбе нельзя было применить ни новой науки, ни новой техники, ни денежного капитала. Все попытки применить их здесь должны были принять глупый и бестолко-вый характер, должны были только ускорить разорение крепостной усадьбы. Здравый практический смысл избавил Собакевича от роли карикатурного сотрудника новой культуры. Но от этого он не сделался менее смешным. Отказываясь от участия в построй-ке денежно-меновой культуры, Собакевич необходимо отказы-вался от всякого культурного строительства и, следовательно, осмысленного, разумного существования. Воскресить старую натурально-поместную культуру, вдунуть в нее живую душу не мог Собакевич и никто в мире. Собакевич не мог сделаться служилым человеком, получающим кормление от государевых крестьян. Служить он мог только в качестве чиновника за день-ги, а не в роли помещика, а с крестьян мог только тянуть ни за что ни про что барщину да оброк, а не кормление. Словом, в жизни Собакевича не оставалось места ни для какой серьезной творческой деятельности, ни для серьезной глубокой мысли, ни для каких важных обязанностей. Поэтому и его трезвый прак-тический ум, не находя себе дельного приложения, обращается в грубое сквалыжничество, в котором нет решительно никакого смысла.

Трезвость, практичность и расчетливость Собакевича выра-жаются в грубом обжорстве, невероятной лепи, исправном собирании оброков, собирании совершенно бесцельном, потому что все это будет лежать в шкатулке без всякого употребления,

В расчетливой прижимистости Собакевича, по существу, не больше смысла, чем в мотовстве Ноздрева. Бесцельная трата столь же нелепа, как и бесцельное накопление, а накопление и сквалыжничество Собакевича совершенно бесцельны. Сколько бы ни накопил он в своей шкатулке, это накопленное не понадо-бится ни для расширения личной его жизни, ни для иных про-изводительных и творческих целей. Это не расчетливость и на-копление труженика про черный день, это не накопление чело-века, перед которым носятся грандиозные творческие планы, а просто собирание по инерции, совершенно ненужное и никчем-ное. Вся жизнь пуста и ничтожна, вся она лишена цели, и ес-тественно, что расчетливое накопление оказывается бесцель-ным, расчетливым небокоптительством.

Вся бессмыслица собакевичевщины выступит для нас во всей ясности, когда мы взглянем на это явление в его крайнем вы-ражении, Представьте себе, что прижимистость и скопидомство Собакевича приобретают характер страсти, болезненно преуве-личенной потребности собирать и копить. Кстати сказать, среда и обстоятельства, в которых живут Собакевичи, весьма благо-приятны для подобного перерождения. Стоит только вспомнить, что это время разрухи поместного хозяйства под влиянием денежно-меновой культуры, что Собакевич со всех сторон слышит только треск разваливающихся усадеб и с легким холодком в сердце чувствует, как, постепенно замирая, докатываются до него гулкие подземные толчки, чтобы понять, какой тревогой и подозрительностью должна была наполниться расчетливая и скуповатая душа Собакевича. В его грубой речи действительно слышится желчное раздражение и угрюмая, хотя и не совсем понятная для него, меланхолия. Пусть эта тревога и подозри-тельность совьют прочное гнездо в душе Собакевича, и его рас-четливость приобретет более напряженный характер; смутный страх разорения заставит его съежиться еще больше, еще энер-гичней удариться в скопидомство, пока его прижимистость не разрастется наконец в необузданную скупость. Словом, Собакевич обратится в скупца Плюшкина.

Собакевич Михайло Семеныч - четвертый (после Ноздрева, перед Плюшкиным) «продавец» «мертвых душ» Чичикову; наделен могучей «природой» - в 7-й главе жалуется Председателю палаты и Чичикову на то, что живет пятый десяток, а не болел ни разу, и за это придется когда-нибудь «заплатить»; аппетит соответствует его могучей натуре - в той же главе описано «поедание» им осетра в 9 пудов.

Само имя, многократно обыгранное рассказчиком (Собакевич напоминает «средней величины медведя; фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета; ступает он вкривь и вкось; цвет лица, на котором глаза словно просверлены сверлом, каленый, горячий), указывает на могучее «звероподобие» героя, на его медвежье-собачьи черты. Все это связывает С. с типом грубого помещика Тараса Скотинина из «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Однако связь эта скорее внешняя, чем внутренняя; отношение автора к герою здесь значительно сложнее.

Знакомство Чичикова с С. происходит в 1-й главе, на вечеринке у губернатора; герой сразу обращает внимание на неуклюжесть собеседника (С. первым делом наступает ему на ногу). Намереваясь посетить деревню С. сразу вслед за Маниловкой, Чичиков тем не менее попадает к нему, успев по пути сторговаться с Коробочкой и сыграть в шашки с буйным Ноздревым. В деревню С. Чичиков въезжает в тот момент, когда все мысли его заняты мечтой о 200-тысячном приданом, - так что образ С. с самого начала связывается с темой денег, хозяйственности, расчета. Поведение С. соответствует такому «зачину».

После более чем сытного обеда (жирная «няня», мясо, ватрушки, что размером гораздо больше тарелки, индюк ростом с теленка и проч.) Чичиков заводит витиеватую речь об интересах «всего русского государства в целом» и уклончиво подводит к интересующему его предмету. Но С. сам, без обиняков, деловито переходит к существу вопроса: «Вам нужно мертвых душ?» Главное - цена сделки (начав со ста рублей за ревизскую душу против чичиковских восьми гривен, он соглашается в конце концов на два с полтиной, но зато подсовывает в «мужской» список «женскую» душу - Елисаветъ Воробей). Доводы С. убийственно просты: если Чичиков готов покупать мертвые души, значит, надеется извлечь свою выгоду - и с ним следует торговаться. Что же до предлагаемого «товара», то он самого лучшего свойства - все души «что ядреный орех», как сам хозяин умерших крепостных.

Естественно, душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. От пейзажа - два леса, березовый и дубовый, как два крыла, и посередине деревянный дом с мезонином - до «дикого» окраса стен. В устройстве дома «симметрия» борется с «удобством»; все бесполезные архитектурные красоты устранены. Лишние окна забиты, вместо них просверлено одно маленькое; мешавшая четвертая колонна убрана. Избы мужиков также построены без обычных деревенских «затей», без украшений. Зато они сделаны «как следует» и прочны; даже колодец - и тот вделан в дуб, обычно идущий на постройку мельниц.

В доме С. развешаны картины, изображающие сплошь «молодцов», греческих героев-полководцев начала 1820-х гг., чьи образы словно списаны с него самого. Это Маврокордато в красных панталонах и с очками на носу, Колокотрони и другие, все с толстыми ляжками и неслыханными усами. (Очевидно, чтобы подчеркнуть их мощь, в среду «греческих» портретов затесался «грузинский» - изображение тощего Багратиона.) Великолепной толщиной наделена и греческая героиня Бобелина - ее нога обширнее, чем туловище какого-нибудь щеголя. «Греческие» образы, то пародийно, то всерьез, все время возникают на страницах «Мертвых душ», проходят через все сюжетное пространство гоголевской поэмы, изначально уподобленной «Илиаде» Гомера. Эти образы перекликаются, рифмуются с центральным «римским» образом Вергилия, который ведет Данте по кругам Ада - и, указывая на античный идеал пластической гармонии, ярко оттеняют несовершенство современной жизни.

На С. похожи не только портреты; похож на него и дрозд темного цвета с белыми крапинками, и пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, «совершенный медведь». Все вокруг словно хочет сказать: «И я тоже Собакевич!» В свою очередь и он тоже похож на «предмет» - ноги его как чугунные тумбы.

Но при всей своей «тяжеловесности», грубости, С. необычайно выразителен. Это тип русского кулака (полемика об этом типе велась в русской печати 1830-х гг.) - неладно скроенного, да крепко сшитого. Рожден ли он медведем, или «омедведила» его захолустная жизнь, все равно при всем «собачьем нраве» и сходстве с вятскими приземистыми лошадьми С. - хозяин; мужикам его живется неплохо, надежно. (Тут следует авторское отступление о петербургской жизни, которая могла бы и погубить С, развратив его чиновным всевластием.) То, что природная мощь и деловитость как бы отяжелели в нем, обернулись туповатой косностью - скорее беда, чем вина героя.

Если Манилов живет вообще вне времени, если время в мире Коробочки страшно замедлилось, как ее шипящие стенные часы, и опрокинулось в прошлое (на что указывает портрет Кутузова), а Ноздрев живет лишь в каждую данную секунду, то С. прописан в современности, в 1820-х гг. (эпоха греческих героев). В отличие от всех предшествующих персонажей и в полном согласии с повествователем С. - именно потому, что сам наделен избыточной, поистине богатырской силой, - видит, как измельчала, как обессилела нынешняя жизнь. Во время торга он замечает: «Впрочем, и то сказать: что это за люди? мухи, а не люди», куда хуже покойников.

Чем больше заложено в личность Богом, тем страшнее зазор между ее предназначением и реальным состоянием. Но тем и больше шансов на возрождение и преображение души. С. - первый в череде очерченных Гоголем типов, кто прямо соотнесен с одним из персонажей 2-го тома, где изображены герои пусть отнюдь не идеальные, но все же очистившиеся от многих своих страстей. Хозяйственность С, «греческие» портреты на стенах, «греческое» имя жены (Феодулия Ивановна) рифмой отзовутся в греческом имени и социальном типе рачительного помещика Костанжогло. А связь между именем С. - Михайло Иваныч - и «человекоподобными» медведями из русских сказок укореняет его образ в идеальном пространстве фольклора, смягчая «звериные» ассоциации. Но в то же самое время «отрицательные» свойства рачительной души С. словно проецируются на образ скаредного Плюшкина, сгущаются в нем до последней степени.

В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями.

Одним из таких героев стал помещик Собакевич Михаил Семенович. Мужчина солидного возраста, своей фигурой и чертами лица напоминает медведя. Читатель может заметить, что его специфическая внешность и окружение говорит об ограниченности его духовных интересов. Его жилище напоминает берлогу: неуютное, но надежное. Постройки для крестьян в его деревне также отличаются добротностью и практичностью.

Многое можно узнать о Собакевиче в момент совершения сделки по продаже мертвых душ. Следует заметить, что герой сильно отличается от других персонажей. В отличии от остальных помещиков при продаже Собакевич мог детально описать каждого из них, это говорит о том, что ему не безразличны люди, которыми он владеет. При торговле с Чичиковым проявляется его хитрость - он получает за одну душу сто рублей. Героя смело можно назвать обманщиком, так как он понимает всю нечестность сделки, но не против за счет нее обогатиться. Собакевич умен, практичен и все делает с выгодой для себя, иногда его прямолинейность переходит в грубость и невежество.

Настораживает то, что ни о ком из своих друзей или знакомых герой не отзывается положительно: некоторых он называл мошенниками, некоторых разбойниками, а других и вовсе "христопродавцами". Он осуждает соседей за их скупость, а сам все время старается угодить своему желудку.

Разобрав положительные и отрицательные черты героя в разных моментах его деятельности, можно сделать вывод о том, что Собакевич абсолютно бездушный человек. Как и окружающие его люди, он не допускает каких-либо изменений, ведь чтоб меняться человеку нужна душа. Стоит обратить внимание и на его фамилию. Она говорит о том, что человек груб, неуклюж и вечно всем недоволен. Иногда складывается впечатление, что персонаж, как и другие - появился из ниоткуда, наверное из-за того, что нельзя наблюдать каких-либо родственных связей в произведении. С помощью этого героя Н.В.Гоголь показал всю ограниченность и одержимость материальными вещами людей своего времени.

Вариант 2

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь создает незабываемые образы русских помещиков.

Встреча предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души, с Михаилом Семеновичем Собакевичем происходит после визитов к помещикам Манилову, Коробочке и Ноздреву.

Описание хозяйства помещика говорит об определенном достатке. У него большая деревня, в которой все добротно, надежно. Огромный деревянный дом Собакевича был с мезонином и красной крышей. Двор окружала толстая деревянная решетка. Видно, что хозяйство у Собакевича крепкое.

Собакевич большой и массивный, ощущается его физическая сила. Чичикову он кажется похожим на бурого медведя: фрак медвежьего цвета, ходит, наступая всем на ноги, как медведь, и цвет лица что медный пятак. Даже имя у него соответствующее – Михаил. Мебель, убранство в доме напоминают его самого: «всё было прочно, неуклюже» и имело сходство с хозяином дома. И вообще все походило на медвежью берлогу из-за массивной громоздкой мебели. У героя «говорящая» фамилия – Собакевич, что предполагает что-то грубое, нечеловеческое.

Собакевич не боится никого. Во время беседы с Чичиковым он без всякой видимой причины ругает всех своих знакомых: губернатор – «разбойник», полицмейстер – «мошенник», прокурор – «свинья». Он груб и невежественен. С отвращением относится ко всему новому, прогрессивному, считая это вредным для народа. Собакевич не скупится на угощения и щедро угощает Чичикова. Он чревоугодник, любит сытно и вкусно поесть. За обедом ест очень много.

Собакевич далеко не глуп: он не удивляется, когда узнает о намерениях Чичикова. При этом Чичиков осторожно назвал души несуществующими, а не умершими. Собакевич сразу понял, что сделка – незаконная, но даже и вида не подал. Он хорошо знает своих крестьян, ценит их трудовые качества, расхваливает, чтобы выгоднее продать мертвых. И сразу же заламывает крупную цену за мертвые души, объясняя это тем, что его крестьяне настоящие мастера. Увлекаясь, Собакевич говорит о своих крестьянах как о живых. Чичиков в сердцах про себя называет Собакевича «чертовым кулаком». В итоге мертвые души были проданы Собакевичем по самой высокой цене. В этой сцене купли-продажи раскрывается жадное корыстолюбие помещика. Вся его жизнь – накопительство ради накопительства.

Гоголь показывает, как крепостническая действительность воспитывала таких расчетливых, как Собакевич, помещиков, занятых исключительно накоплением. Автор отмечает, что подобные люди встречаются и в провинции, и в столице.

Сочинение про Собакевича

"Мертвые души" - знаменитая поэма Николая Васильевича Гоголя. В ней представлено большое разнообразие человеческих характеров, которое передается через образы героев, помещиков описываемых в произведении. Каждый из них является примером ярких черт характера, которые присущи большей части русского общества.

Собакевич - четвертый в очереди помещик, которого посещал Чичиков с целью покупки мертвых крестьянских душ в его имении. Чтобы описать внешний вид героя, Николай Васильевич использует сравнение с медведем. Этот образ очень хорошо подходит Собакевич, которые очень неуклюж и напоминает медведя своим лицом, к тому же, он был очень сильным мужчиной. Имя у героя также соответствует образу - Михаил.

Образ Собакевич напоминает всем известный образ большого, сильного, но доброго великана, который часто используется в отечественных сказках. В произведении, фамилии персонажей говорят о том, кто они, Собакевич - не исключение. Михаил Семенович - большой, сильный и добрый мужчина, который вечно всем недоволен и ругает всё, что только можно. Очень подходит сравнение с вечно лающей собакой.

Своего полицмейстера он считает мошенником, а губернатора упрекает за разбойничество. Он недоволен всеми - одни лжецы, другие разбойники. Но Собакевич тоже не такой уж и чистый, взять к примеру ситуацию, когда он сказал председателю палаты о том, что продал Михеева, своего каретника, хоть тот и был мертв.

У Собакевич и поместье точно соответствует его образу. Вся обстановка внутри усадьбы сочеталась с чертами его характера. Все предметы были очень крепкими, но расположены были неуклюже. Также, помещик получает удовольствие от своих денег, пересчет своих средств - одно из любимых занятий Собакевич. Он считает абсолютно всё, даже своих крепостных, над которыми осуществляет жесткий контроль. Ему нет никакого дела до этих людей, они приносят ему доход, вот что его интересует. Как только Чичиков явился в его поместье, Собакевич сразу разгадал его намерения и использовал их для получения наибольшей выгоды, он набил максимальную цену на души своих мертвых крепостных.

Наш герой - яркий пример дворянского сословья. Он любит плотно и вкусно поесть, яростно ругает каждого за любую оплошность. Собакевич недолюбливает почти все неизвестное ему, будь то немецкий доктора или французская кухня. Сам же он не имеет никаких интересов, кроме подсчета своих денег.

Этим образом Гоголь показывает ограниченность русских людей. В поэме он указывал на то, что таких людей в Петербурге очень много.

Вариант 4

В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.

Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла - говорило о своей схожести с хозяином. Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.

Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.

После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе. Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.

Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича. Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...