Юрий Куранов. Литпортреты от Владимира Клевцова. Юрий Куранов В мои дворцы врывались савроматы


Куранов Юрий Николаевич (5 февраля 1931, Ленинград - 11 июня 2001, Светлогорск) - русский писатель второй половины XX века, прозаик, поэт, больше известный как автор лирических миниатюр, мастер пейзажа.

Биография.

Родился 5 февраля 1931 г. в Ленинграде в семье художников: отец - живописец, заведовал в Эрмитаже Золотой кладовой и реставрационными мастерскими, мать - искусствовед, работала и жила в Русском музее, где родился Куранов. Раннее детство прошло среди постоянно обновляющихся экспозиций, в кругу талантливых мастеров кисти и пера.

Вместе с родными испытал все тяготы ГУЛАГа. Когда Куранову было 3 года, мать оставила семью. Отца, пламенного коммуниста, вскоре арестовали, и 6-летний мальчик вместе с дедом, бабкой и дядей, тоже революционерами из рабочих, был отправлен в ссылку на Иртыш. Красота сибирской земли стала глубоким жизненным впечатлением, с тех пор для писателя слились воедино любовь к искусству, городской культуре и тяга к природе, деревне, глубоким и цельным людям.

Среднюю школу Куранов закончил в г. Норильске, разыскав там отца и подрабатывая в странствиях по Сибири разрисовкой модных тогда в народе ярких клеенчатых ковриков мифологическими сюжетами. В 1950-1053 гг. учился на историческом факультете Московского государственного университета, в 1954-1956 гг. - на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В эти годы Ю.Н. Куранов пишет стихи, рассказы, повести. Первые стихи были напечатаны в 1956 г. в коллективном сборнике «Первое знакомство». Тогда же он знакомится со своим любимым писателем К.Г. Паустовским, который определил его судьбу: «Он одним из первых учил меня ценить живое дыхание слова, пение красок, мудрую простоту повседневности под которой скрыты глубинные движения человеческого сердца».

Поворотным моментом в жизни Куранова оказалась поездка в 1957 в костромские края, после которой он решил постоянно жить в деревне. Сначала костромское село Пыщуг, где обрёл друга - самобытного живописца А. Козлова, а затем и семью. Здесь был создан цикл коротких рассказов «Лето на севере» (опубликованы в 1959 в «Правде», «Литературной газете», «Новом мире»; отдельные издания - Кострома, 1961), привлекший внимание критики и читателей. Один из первых отзывов принадлежал Ю.В. Бондареву: «Куранов - писатель своеобразный тонкой чистотой красок, со своей манерой, со своей труднейшей краткостью, требующей слова алмазно отточенного, верного и в то же время лишённого экспрессивной нарочитости. Нам дорог этот свет авторской доброты, что делает людей целомудреннее» (Бондарев Ю. Душа художника // Литературная газета 1959. 27 августа).

С 1959 по 1981 г. постоянно живёт в деревне, сначала в костромском селе Пыщуг, а с 1969 г. - в псковском селе Глубокое. Впечатления тех лет легли в основу его произведений. Вышедшие в 60-70-х годах книги «Белки на дороге» (М., 1962), «Увалы Пыщуганья» (Кострома, 1964), «Дни сентября» (М., 1969), «Перевала». М., 1973) закрепили за Курановым репутацию мастера короткого лирического рассказа и миниатюры, в произведениях которого не только люди, но и сама природа русского Севера живёт своей одухотворённой жизнью. Критика, усматривая в его прозе влияния и традиции И.С. Тургенева, И.А. Бунина, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, даже японской писательницы 10 века Сэй Сёнагон, отмечала своеобразие писательского мировосприятия и особый склад души Куранова, постоянно находящейся в состоянии первооткрытия, а также умение автора в пределах одной книги плавить произведения различных жанров в единое, пронизанное поэзией целое.

Увлечённая художественным даром автора, критика замалчивала острую социальную проблематику воссозданного Курановым мира повседневной жизни крестьянства. Когда в 1975 в журнале «Октябрь» и центральных газетах стали регулярно публиковать новеллы-главы документального романтического исследования Куранова «Глубокое на Глубоком» (М., 1982), где впервые в художественной литературе речь шла о трагической гибели «неперспективных» деревень, мнения критики разошлись. Одни приветствовали обращение писателя к злободневной тематике и поискам социально героя, другие сетовали на снижение художественного уровня и утверждали, что «деловая проза» вне его возможностей. Однако Куранов, обеспокоенный судьбой деревни, решил жестко подчинить творческие замыслы борьбе за её спасение. Оставив осуществление давних планов - романа о юности Пушкина и концептуально важного для него произведения из эпохи Лжедмитрия, Куранов обращается к публицистической деятельности и одновременно работает над романом «Заозерные звоны» (М., 1980), лирическим и остросюжетным. Куранов, поставив своей целью создать образ положительного героя, не идеализируя его, но суммировав в его характере лучшее, что он увидел в людях деревни. В центре романа - председатель колхоза Кадымов, осознавший, что для возрождения Нечерноземья необходимо строительство не столько экономическое, сколько духовное, нужен нравственный подвиг начать который следует с того, чтобы бескомпромиссно спрашивать с себя за каждое отклонение от принципов, которые ты как руководитель проповедуешь.

В 1982 увидело свет наиболее совершенное в художественном отношении произведение Куранова - «Озарение радугой». Эта лирическая повесть по мотивам жизни костромского художника Алексея Козлова - о тайне творчества, о взаимоотношении искусства и литературы. Композиционно она представляет собой ряд картин, вбирающих в себя множество человеческих судеб. Писатель на широком историко-культурном фоне смело сопрягает различные художественные явления и понятия, находя в слове точные соответствия живописи, архитектуре, музыке. Тема ответственности художника перед согражданами роднит повесть с «Золотой розой» Паустовского.

Попытка писателя вмешаться в решение социально-экономических проблем вызвала недовольство его руководства, и в 1982 Куранову пришлось переселиться в г. Светлогорск Калининградской области. Здесь он пишет художественно-документальную повесть «Путешествие за птицей», внутренне созвучную роману «Глубокое на Глубоком» и рассказывающую о налаживании нормальной человеческой жизни в литовской деревне (опубликована частично в журнале «Октябрь»).

Вынужденное изгнание обернулось для писателя сложными духовными поисками, обращением к религии. Куранов отказывается от продолжения задуманного цикла произведений (повесть «Облачный ветер», 1969; «Порой невдалеке», неопубликованная, предварившая проблематику романа В. Белова «Всё впереди»), объединенных судьбой современного правдоискателя Кадымова, объясняя это причиной «чисто религиозной»: «Я убедился, что творчество художественное, литературное - это тупиковая дорога, дорога в никуда. Прелесть, соблазн - так это называется на богословском языке. Осознав, я не хочу дальше этим заниматься, множить правдоподобную ложь…» («…Не буду брать учительскую роль…» // Писатель и время. М., 1991).

В 1987 выходит книга новелл Куранова о христианских праведниках, о нравственности, о семье «Тепло родного очага». Под псевдонимом Георгий Гурей Куранов самиздатно в нескольких экземплярах выпускает сборники духовных стихов «Нерукотворная лампада» (1988), «Восьмистишия» (1991), «Четверостишия» (1992).

В 1991 г. был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю.Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.

В 1996 Куранов завершает новое произведение - «Дело генерала Раевского» (М., 1997). В этом романе-диспуте он отвергает многие устоявшиеся представления не только о событиях и действующих лицах эпохи Отечественной войны 1812, но и о российской истории в целом. Книги Куранова переведены на 19 языков зарубежных стран.

Руководил светлогорским поэтическим клубом «Голубой простор». Стоял у истоков областного журнала «Запад России», был его постоянным автором и членом редакционной коллегии. В 1999 им создана в Калининградской области новая организация - «Амфитеатр свободных писателей «Отрадный берег».

В 2000 г. получил областную профессиональную премию «Признание» в области литературы.

Ю.Н. Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.

Книги Ю.Н. Куранова издавались в Чехословакии, Болгарии, Польше, США и других странах. Его произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.

С 1962 г. - член Союза писателей СССР.


День памяти Ю.Куранова, 2013 год, председатель клуба почитателей творчества Ю.Куранова Юрий Пиманихин читает стихи

День памяти Ю.Куранова, Дом сказочника, Светлогорск



День памяти Ю.Куранова, Светлогорск, 2013 год


День рождения Ю.Куранова, Калининград


День рождения Ю.Куранова, Музей Германа Брахерта, п. Отрадное


Дом сказочника, клуб почитателей творчества Ю.Куранова


Зоя Алексеевна Куприянова, первая сподвижница Ю.Куранова


Презентация книги Под вдохновением любви, Светлогорск, 22 октября 2011 года_на снимке Адель Киселева и Юрий Пиманихин


Юбилей Куранова, Калининград, Художественная галерея

Юрий Николаевич Куранов (1931–2001) родился в Ленинграде. Отец его был заместителем директора Эрмитажа, мать работала в Русском музее. Любовь к живописи Юрий Куранов сохранил на всю свою жизнь. Безмятежное детство было оборвано арестом отца, который вместе с другими музейными работниками пытался препятствовать разграблению музеев тогдашними правителями. Уже в детстве Куранов познал тяжесть бытия политических ссыльных, голод и сибирские морозы, гнёт и унижения... После возвращения в Москву окончил три курса исторического факультета МГУ и три курса сценарного факультета ВГИК. В 1962 году писатель был принят с Союз писателей СССР. В период с 1959 по 1981 г. постоянно проживал в деревне, сначала в костромском селе Пыщуг, а с 1969 г. – в псковском селе Глубокое.

Юрий Куранов печатался с 1956 году почти во всех центральных журналах и газетах. Признан как мастер миниатюры и короткого рассказа. Его ставили вровень с русскими классиками И.С. Тургеневым, И.А. Буниным, М.М. Пришвиным, К.Г. Паустовским, отмечая своеобразие писательского мировосприятия и особый склад его души, постоянно находящейся в состоянии первооткрытия.

Мало кто знает, что подлинный, глубинный Куранов – в религии и его религиозной поэзии. Под псевдонимом Георгий Гурей он самиздатно в нескольких экземплярах выпустил сборники духовных стихов «Нерукотворная лампада» (1988), «Восьмистишия» (1991), «Четверостишия» (1992). Лишь в последние годы его стихотворения были изданы мизерным тиражом.

Чистая радость, детская восторженность, слёзы умиления, и мудрые, порой пророческие мысли изливаются в духовной лирике и «Размышлениях после крещения» (дневниковых записях 1978 – 1980 гг.) Религиозное чувство Куранова возвышенно и, в то же время, исполнено детской свежести и сердечной простоты: «С тех пор, как я сознательно стал верить в Бога, каждый день превратился для меня в праздник. Это – праздник жизни, праздник дыхания, сияния, стремления, борения и страдания моей души. Но теперь страдание … для меня осмысленно, возвышенно, и я стремлюсь к нему, я его со страхом и трепетом ожидаю. Но этот страх не животного происхождения, он возвышает и делает меня лучше».

Писатель умер 11 июня 2001 г. в Светлогорске, где прожил последние годы жизни, оставив после себя богатейшее литературное и художественное наследие, которое сегодня мы можем именовать единым словом – Красота, истинная, Божественная, та самая, о которой Ф.М. Достоевский когда-то сказал, что она спасет мир.

¤ ¤ ¤

Я изумительную жизнь
С рожденья получил от Бога,
Пусть нелегка моя дорога,
Но есть чем в жизни дорожить,
Но есть чем душу напитать,
Чем утолить духовный голод.
Я телом хвор, но духом молод
И верю в Божью благодать.

¤ ¤ ¤

О, сколько нужно слез и сил,
Чтобы в быту не раствориться,
Искать, надеяться, молиться
И в сердце Господа носить.
О, сколько нужно слез и сил,
Чтоб не отстать в быту от Бога,
Жить целомудренно и строго
И все забыть, что перенес.

¤ ¤ ¤

Какая ранняя весна!
Какое небо голубое!
Как все звучит одной мольбою,
Зовущей сердце в Небеса.
Какая в небе благодать
Вознесена светло и строго!
Какое счастье верить в Бога,
Молиться, плакать и страдать...

¤ ¤ ¤

Я видел: две птицы прощались
среди облаков на лету,
их души над лесом снижались,
теряя простор, высоту.
Одна, отвалившись от стаи,
влачила по ветру крыла,
другая, совсем молодая,
чего-то тревожно ждала.

Какую-то кроткую милость
взывала печальной судьбе
и, кажется, скорбно молилась,
и вся трепетала в мольбе.
А старая мудрая птица,
под сердцем смирившая страх,
готовилась с миром проститься
с молитвою в тусклых глазах.

Две птицы, два кротких коленья...
И ты, словно там, в небесах
вот-вот припадешь на колени
с молитвою в скорбных глазах.

¤ ¤ ¤

В сердце, в храме твоём богоносном,
Разлилась безначальная тишь,
Под молитвы свечением росным
Ты, как робкий младенец, стоишь.
Несказанным вниманием Божьим,
Ты, как радостный цвет, изумлён,
И душа твоя благостно множит
Сердца стройный молитвенный звон.

¤ ¤ ¤

Россия прошла сквозь распятье
И в сердце хранила Христа,
А в истинных сестрах и братьях
Она и поныне чиста,
Она и поныне свободна,
Высок её праведный лик.
О нет, не Россия бесплодна,
Но ложный России двойник.

¤ ¤ ¤

Нет, истинная Русь не клянчит ордена,
Не требует наград, не воспевает славу,
Она живет под пыткой и расправой
И в ней сквозит такая глубина!
Нет, истинная Русь молитвенная, скромна,
Она живет вторым пришествием Христовым,
Когда рвачам, убийцам, блудословам,
Господь воздаст навеки и сполна.

¤ ¤ ¤

Чем дорог русский человек?
В его душе есть отзвук Богу,
Он весь забитый, весь убогий,
В нем сонмы пьяниц и калек.
Но вот раздался дальний звон
Ожившей чудом колокольни,
И сердце русского невольно
Отозвалось со всех сторон.

¤ ¤ ¤

Блажен, кто прожил жизнь не напоказ,
И нет о ком в миру воспоминаний,
Нет славословий. Нет и нареканий,
Кто как лампада кроткая угас.
Блажен, кто быт с души своей отряс,
Кто все сиюминутное отринул,
Не гнул земляную суетную спину,
Для коего уже пробил последний час.

¤ ¤ ¤

Отрет Господь нам всякую слезу
И как Отец утешит нас любовью,
Он Ангела пошлет мне к изголовью,
Когда последний вдох произнесу.
Он знает душу грешную мою,
Поможет мне проклясть мои паденья,
Вот почему я, рухнув на колени,
О милости спасителя молю.

¤ ¤ ¤

Ты осязаешь Бога каждый день
И каждую минуту и мгновенье,
Ты чувствуешь в недуге и смятенье
Вдруг над собой спасительную сень.
Иль разум твой внезапно изнутри
Засветится блаженными озареньем,
То к Богу по светящимся ступеням
Ведут тебя его поводыри.

¤ ¤ ¤

Животные также страдают,
И также им хочется жить,
Но только бедняги не знают
Как надобно Богу служить.
Мы призваны быть им примером,
Чтоб шли они к Богу чрез нас,
Но мы их казним, изуверы,
Жуем и храним про запас.

¤ ¤ ¤

Мы обожаем женщину, а в ней
Мы обожаем просто тварь Господню,
Мы, этим искусив ее сегодня,
Назавтра всех обманываем ей.
Нам женщину не нужно обожать,
За женщину нам насущнее молится,
Чтоб в лики их преображались лица,
Прообразом для коих – Божья мать.

¤ ¤ ¤

В оскверненности нашего века,
Когда некуда страх притулить,
Только самый бездушный калека
Может в Бога не веруя жить.

¤ ¤ ¤

Мы сами во всем виноваты,
Мы сами в ответе за все:
За наши спаленные хаты,
За наше худое жнивье,
За наши постылые речи,
За все осквернения рек,
Колодцев, жилья человечья,
За смертью отравленный снег,
Дожди, напоенные ядом,
За ветры, несущие страх,
Парней озверелые взгляды,
Девиц озверелую страсть,
За наши безбожные гимны,
За песен тлетворную гниль,
За праведных, вечно гонимых,
За прах оскверненных святых.
И здесь – на земном бездорожье –
В одном лишь вины нашей нет,
Что мы при творении Божьем
Невинны явились на свет.

¤ ¤ ¤

Голубая Звезда тишины,
Расскажи мне, о чем ты молчишь?
Или, может быть, ты не молчишь,
Голубая Звезда Тишины?
Поднимается снежный туман,
Серебря твой мерцающий свет.
Иль клубится твой призрачный свет.
Серебря этот снежный туман.
Расскажи мне, Звезда Тишины,
Для чего ты встаешь над землей?
И зачем ты стоишь над землей?
Может ты не Звезда Тишины?

¤ ¤ ¤

Мне не заткать полнеба серебром,
Не заметелить белые дороги
И над тесовым, рубленым двором
Мне не повесить месяц тонкорогий.
Мне не собрать за гумнами следы.
Где танцевали зайцы от мороза,
Покуда с неба в голые кусты,
Как снегири, садились тихо звезды.
Заколдовать ли эти реки мне,
Всю их красу и робость голубую,
Как до рассвета стужа на окне
Густым сияньем запросто колдует.
Но мне дано идти, смотреть и ждать
В глуши лесов восторженно и смело,
Как за морозом в скованную гать
Из облаков густое солнце село.
Как заметает ветер белый луг,
Как золотеют избы на закате,
И как луны огромный рыжий круг
Поймает ель в сиреневое платье.
Но мне дано поля мои любить,
Когда по ним, как песня, вьюга кружит,
И до счастливой устали бродить
Березняком малиновым от стужи.

¤ ¤ ¤

Уже давно гроза прошла,
И на ветрах обсохли клёны,
Но в небе, ясном добела,
Всё бродят запахи озона.

В густом свечении листвы,
На чердаке и на повети
Как будто запах синевы
Разлит во всём июньском лете.

Слегка хмелеет голова,
В глазах хандры и скуки убыль,
И обнимает синева
Каким-то сладким звоном губы.

И в ликованье птичьих слов,
И в сквозняке чердачных стонов
Ты слышишь: небо до краёв
Налито солнечным озоном.

¤ ¤ ¤

Мы с тобою две робкие птицы,
Две затепленных Богом свечи,
Мы склонили усталые лица
И на таинстве Божьем молчим.
Мы, как две избяные лампады,
Под святою иконой замрём
Под Христовым напутственным взглядом,
Перед вечным Его алтарём,
В позднем храме, в тиши, на коленях –
Пусть душа утопает в слезах
Благодатных ночных песнопений,
Что, как слёзы, горят на устах,
Что, как росы, поют на ресницах
И над сердцем взлелеяли свет,
А поклоны, как мудрые птицы,
Распростёрлись молитвам вослед.
Наши души венчаются в Боге
Тишиною церковных огней
На пустынной осенней дороге
Под прощальный полёт журавлей.
Мы две птицы в полях на рассвете,
Мы два сердца, горящих в одном,
Поднебесные Божии дети
Перед горним его алтарём.
Вседержитель, о Господи Боже,
Пред тобою распластанных ниц
Благодатью твоею умножи
Души кротко молящихся птиц.

¤ ¤ ¤

Мне нравится мой небогатый дом,
Его заботы грусти и лишенья,
Мне любы и нужда, и поношенья,
Которыми обставлен он кругом.
И крыша, протекающая в дождь,
Полуживые старенькие стены,
Чердак без теремка и без антенны,
А за стеной осенних клёнов дрожь.
О, бедности спасительный недуг
От жадности, от спеси, от гордыни
Да сень берёз, осенних бдений друг, –
Здесь мой приют, часовня и пустыня.

¤ ¤ ¤

Всему в тебе положен смысл и срок:
Возвышенному чуткому горенью,
Бессмертному вниманью и движенью…
И лишь один всему источник – Бог.

¤ ¤ ¤

Явленье в жизни красоты
Не Духа ль Святого дыханье,
В миру людском благоуханье
Надмирной райской чистоты.

¤ ¤ ¤

У Слова есть не только будний смысл,
Но есть и горний зов Святого Духа,
Его лишь целомудрствующим слухом
Вкушает целомудренная мысль.

¤ ¤ ¤

В искусстве только то имеет вес,
Что связано с вниманием к воле Божьей.
Оно – ступень у Божьего подножья,
Оно – Господня праведная весть.

Юрий Николаевич Куранов родился в Ленинграде в семье художников.

Отец, закончив Академию художеств, работал в Эрмитаже заведующим реставрационными мастерскими, мать (ученица Филонова) - в Русском музее. Квартира родителей находилась в Русском музее. Очевидно, от них Юра и унаследовал художественные способности, хотя мысли стать художником у него не было. Он хотел стать писателем.
Когда Юрию было 6 лет, отца, обвинив в троцкизме, сослали на Соловки, затем направили работать на Норильский металлургический комбинат. А всех родных со стороны отца отправили на поселение в Омскую область. Юрий отправился с дедом и бабкой в ссылку. Через некоторое время он уезжает в Норильск, где отец уже был на свободном поселении. Во время войны работал в колхозе, на лесозаготовках. В Норильске Юрий окончил среднюю школу, а затем в Москве поступил на искусствоведческий факультет МГУ. Через три года перешел во ВГИК на сценарный факультет и начал писать свои первые произведения.

Первыми учителями были Э.Казакевич и В.Каверин . В 1959 году рассказы Ю.Н.куранова напечатаны в журнале "Новый мир". Первая книга рассказов и миниатюр «Лето на Севере», ранее появившаяся на страницах журнала «Новый мир», обратила на себя внимание К.Паустовского и А.Твардовского, которые приняли горячее участие в судьбе молодого автора. С этого времени началось его признание, как самобытного литератора.

С 1962 г. - член Союза писателей СССР.

Долгое время жил в с.Пыщуг Костромской области.

В конце 60-х годов Юрий Куранов переезжает в Псков. Прозе автора свойственна лиричность, точный, образный язык. Его по праву можно назвать одним из лучших писателей-пейзажистов во всей русской литературе и поставить в один ряд с С.Аксаковым, М.Пришвиным, К.Паустовским.

В Пскове Ю.Куранов, кроме коротких рассказов и новелл, начинает писать романы и повести, действия которых разворачиваются, как правило, в любимых писателем местах - в Пушкиногорье, Изборске, Пскове и селе Глубоком Опочецкого района. Все эти произведения вошли в золотой фонд литературы о Псковском крае.

Основные произведения: «Лето на Севере», «Белки на дороге», «Колыбельные реки», «Глубокое на Глубоком» и др.

Всего же было издано 26 книг. Последняя книга "Дело генерала Раевского" вышла в 1997 году.

В период с 1973 по 1975 год начал рисовать. Удивителная природа Псковщины стала его вдохновителем. За 2 года Юрий Николаевич создал около 90 работ в своей оригинальной технике. При жизни его акварели не выставлялись.

В последние годы свои духовные стихи Ю.Н.Куранов печатал под псевдонимом Георгий Гурей.

На доме, где жил Юрий Николаевич Куранов в Светлогорске, 5 февраля 2005г. установлена памятная доска.

Юрий Николаевич Куранов по своей биографии и писательскому складу принадлежит к той литературной генерации, которая целиком сформировалась в 50-е годы. Он много путешествовал по Кавказу, Крыму, Украине, был в Заполярье, на Саянах, в Туве и Казахстане. Куранов рассказывает о том, как в «темной тишине лесов замирают и чему-то прислушиваются не уснувшие на ночь цветы», он описывает те места России, где бытовой склад жизни еще сохраняет в своей повседневности исконно национальные привычки и навыки.

Изобразительные средства Куранова внешне скромны. Он умело использует исторические реминисценции, возникающие у него главным образом из пейзажа. Это придает лирической пейзажной живописи неожиданную объемность и глубину. В свои лирические миниатюры он нередко вводит конкретные и деловые, граждански страстные рассуждения о трудных и нерешенных проблемах деревни.

Ю.Н.Куранов - мастер законченного точного рисунка, емкой детали. Благодаря точным сравнениям, за которыми нередко прячется не только разгадка маленькой тайны природы, но и тайны человеческого характера, в таких миниатюрах подчас олицетворяются явления действительности, означающие нечто большее, нежели июльский ливень или майская гроза. Возведение частного факта в символ способствует превращению пейзажных зарисовок в психологические, что позволяет читателю сквозь незатейливую ткань короткого повествования разглядеть глубинные течения жизни.

В лучших новеллах лирический герой Ю.Н.Куранова - творец и хозяин. Он знает цену будничного труда, в результатах которого видит залог грядущего. Например, в рассказе «Ветер в еловых стенах» писатель с большим знанием дела, чем плотник-профессионал, сообщает о свойствах «темного» дерева. Попутно он объясняет случаи делового применения ели, а заодно и планировку домов, построенных из еловых бревен, рассказывает, как ель отзывается на различные звуки. Подано это поэтично, с доверительной задушевностью. Читатель представляет и далекое прошлое народа, когда он в глубоких лесах рубил еловые дома, и характер русского человека, которого и трудно разозлить, но неожиданно легко обидеть каким-нибудь случайным взглядом или словом.

В «Колыбельных руках», в повестях из цикла «Звучность леса» писатель бережно и сочувственно касался сокровенной жизни человеческой души. Ю.Н.Куранов верит, что пространство родной земли, полет облаков, падение снега, гул ветра способны многое и непредвиденное внушить человеку, очаровать его и опечалить, вырвать из суеты.

В повести «Облачный ветер» ощутимо влияние А.Платонова. Оно благотворно сказалось не только на стиле, но и на самих принципах изображения народной жизни.

Изданная в 1977 году книга Ю.Куранова «Среди ключей» посвящена Псковщине. С присущими ему лиризмом и своеобразной изобразительностью автор пишет о жизни древнего края, соединяя настоящее с прошлым. В предисловии к книге он заметил: «Писать о землях древних, о землях, с которыми связаны кровью и делом, бедами и надеждами своими судьбы народов или целых государств, - дело не только увлекательное, но и поучительное. На таких землях старина украшена величием, а молодость - неповторимостью. Такова Псковщина со своим славным и гордым городом на реке Великой... Ключи нашего сердца, чистые струи нашего

прошлого и нашей будущей жизни не только там, где нам на них укажут, но повсюду, где мы сами увидим их, услышим, и где припадем к ним благодарными и верными устами».

Своеобразие взгляда Ю.Н.Куранова на жизнь и душу города, о котором он пишет, заключено в его умении чувствовать и воссоздавать историю. И это не только «25 лет назад прошедшая по этим краям Великая Отечественная война», солдатам которой в книге Куранова посвящены, может быть, лучшие страницы. Ассоциативное видение писателя словно лучом пронзает века, высвечивая предания и легенды о древнем Пскове, озвучивая фрагменты летописи.

Эпиграфом к очерку «Город и рассвет» служит цитата из книги И.Д.Вундерера, побывавшего в Пскове в 1592 году: «Псков по величине, как полагают некоторые, равен Риму, почти также могуществен и населен». Проецируя это высказывание на современную жизнь города, Куранов создает своеобразную структуру повествования, в которой он использует смещение временных пластов. «Придешь в город среди начала зимы и под высокой снежной тишиной остановишься, замрешь... Стоишь оглушенный гулом десяти веков неспокойного дыхания этого города. Поется оттуда, когда впервые кривичи поставили деревянное поселение над скалой, вокруг которой плескалась спокойная красавица Великая и город когда еще только получил имя свое Плесков. Поется оттуда, когда трансильванский князь, избранный королем, вышел к стенам Пскова и замер со всей своей армией, пораженный величием и блеском богатого города. С каменными объемистыми башнями под высокими тесовыми шатрами, с лебедиными стаями звонниц, с куполами поливной черепицы, луженого железа, с теремами и звоном колоколов.

Любуемся Псковом. Господи,

какой большой город! Точно

Париж! Помоги нам, Боже,

с ним справиться... Город

чрезвычайно большой,

какого нет во всей Польше.

Ксендз Пиотровский,

секретарь Стефана Батория.

Не солжешь, если скажешь, что для всей земли Русской псковичи были знаменем честности и смелости неистовой. Псковский полк сражался на поле Куликовом в труднейший для Родины час. В тяжкое, смутное для Руси время подошел под стены шведский король Густав-Адольф, искусный полководец, взявший уже Новгород, Тихвин, Порхов, Старую Руссу, Гдов... Два страшных штурма выдержали стены. И шведы отступили.

Они в защите своих

городов не думают о жизни...

хладнокровно становятся на

место убитых или взорванных

действием подкопа, загромождая

проломы грудью; умирают от голода,

но не сдаются,

сами жены мужествуют с ними, или

гася огонь, или с высоты стен

опуская бревна и камни на неприятеля.

Стефан Баторий.

Придешь в город ранней осенью. Когда уже осыпались клены вдоль Октябрьского проспекта, когда в садах алеют яблоки, когда стоит ясная пора и неглубокая Пскова ребрится по камням под стенами Крома...

Подходишь к Солодяжне. Могучие ступени крыльца, приземистые каменные столбы. А в окнах сушатся нарезанные пластинами яблоки, нанизанные на нитку и суховато- ароматные. На подоконнике девочка...»

Из частных примет, окружающих реалий Ю.Н.Куранов выстраивает ассоциативные ряды, ведущие в глубь веков: «Это солдатом пахнет осень. И серебро ковша так и студит губы. Губы. Серебро. Это серебряный ветер стелится с Великой». Великая, люди вдоль стен Довмонтова города создают следующий ассоциативный ряд: «Я пошел бы к Довмонту, я хотел бы заглянуть ему в очи...». Этот прием подготавливает исторический экскурс.

Псковская земля питала творчество Ю.Н.Куранова, и это проявилось в изображении «души» полюбившегося края. История, архитектура Пушкиногорья становятся объектом внимания и любви писателя. Но самые проникновенные и поэтические слова сказаны им о людях, которые родились на Псковщине, чьим трудом стоит она: «Я буду тебя приветствовать и тебе завидовать, потому что ты родился здесь», - написал Ю.Н.Куранов о псковиче. Очерк «Когда ты станешь ветром» посвящен семье Масленниковых, учительствовавших на Псковщине. В необычной форме выражает свою любовь к этим людям писатель: «Сегодня я хочу тебе сказать, что ты должен сделать, когда станешь ветром. Когда ты станешь ветром, то почувствуешь, какое легкое у тебя дыхание, какие просторные крылья несут тебя по свету...

Ты должен подняться до рассвета, пролететь над холмистой озерной равниной, над ее лесами и деревнями, и там, где лежит глубокое озеро между взгористых берегов под соснами и елями, тебе надо снизиться...

Не нужно лететь в глубину парка, где раскинулись величественные лиственницы, нужно свернуть южнее, снизиться над каменной трехэтажной школой, подкрасться к деревянному дому на окраине поселка...

Здесь под окнами цветут розы, красные и белые розы с их юным и ароматным дыханием. Вот это дыхание надо подхватить и унести в раскрытые окна вместе с утренней чистотой и прохладой. Там, за раскрытым окном, в тишине деревянного дома, спит старая женщина с добрым и красивым лицом... Пока она спит, ты должен дышать ей в лицо этими розами, их таинственной глубиной лепестков.

Пусть ей не вспоминается, не видится во сне то горькое, что выпало за восемь десяткой лет ее жизни...».

Ю.Н.Куранов повествует о трудовой жизни Масленниковых в годы разрухи, о немецком концлагере под Локней, куда попала учительница Татьяна Александровна, о единственном выжившем ее сыне Володе, который в атаке под Ригой нарвался на мину: «Чуть пришел в себя - весь в крови. Левая нога вроде есть, и вроде ее нет... висит на коже. Развязал походный мешок, достал нож и несколькими ударами отрезал ногу. Как все это случилось, до сих пор не помнит. Только потрясенные бойцы рассказали ему, что все это он сделал сам...»

Выжил Володя, закончил институт в Ленинграде, учил детей в селе Глубоком, построил школу в три этажа, преподавал литературу, историю, физику и более всего - высокую нравственность человека. И в дождь, и в снег шел читать лекции для односельчан, возглавлял движение «Никто не забыт, ничто не забыто». И зовет писатель ветер: «Спустись у того небольшого дома с яблоневым садом, с кустами красной смородины и опусти на деревянное крыльцо этого дома ворох осенних листьев».

Ю.Н.Куранов в очерке «Обещание» писал о своем желании «петь Псковскую землю». И сегодня мы можем сказать, что значительная часть его лучших произведений создавалась именно в период жизни на Псковщине, которая стала его второй родиной.

Михайлова М.Р.

Юрий Николаевич Куранов / М.Р.Михайлова // Псковский край в литературе. - Псков,2003. - С. 643-649

«У СЛОВА ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО БУДНИЙ СМЫСЛ…»

Жизненный и творческий путь Юрия Куранова можно назвать «улицей в Небо». Не утра-чиваемая с годами свежесть восторженного восприятия природы, как прекрасного творения и активный поиск истины – способствовали выходу на такую улицу и движению по ней. К Богу выводила любовь к Его творению. На протяжении жизни Юрий Куранов – как человек и писатель – неустанно совершенствует себя, сочетая благородство стремления к истине и благу с повышением уровня художественного мастерства.
Здоровая одухотворяющая энергетика текстов Куранова увлекательно и естественно про-никает в душу читателя, приводя её в состояние целенаправленного сочувствия и любви. Особенно восприимчивы к текстам Юрия Куранова дети и молодые люди. Им проще прочувствовать искренность и добрый посыл автора, испытать восторг созвучия с его внутренним состоянием созидания собственной души.
По высоте духовных устремлений, глубине постижения главных смыслов, широте охвата главных тем, художественному мастерству и необыкновенной живописности пера творчество Юрия Куранова возвышается горной вершиной в российском литературном ландшафте второй половины 20 века.
Перед внимательным взглядом, способным охватить целостность явления ЮРИЙ КУРАНОВ, предстаёт поэт Слова и Мысли – явление общечеловеческого значения, с особенной значи-мостью для России.

Детство Юрия Куранова пришлось на 30-е годы 20-го столетия – период российской истории, когда в ужасающей бесчеловечности утверждалась жестокая тирания. Он родился в 1931 году в Ленинграде в семье творческих интеллигентов: мать была художницей, ученицей П. Фи-лонова, отец тоже окончил художественный институт и работал заведующим реставрационными мастерскими Эрмитажа. В становлении Юрия Куранова, как художника, видимо, сыграла роль творческая атмосфера в семье; и в роскошных залах величественных дворцов (воспринимавшихся как пространство его дома, так как квартира родителей находилась в здании Русского музея), с представленными в них произведениями великих мастеров, он мог получать уроки радужного осязания великолепия мира. Эти впечатления, наряду с другими светлыми впечатлениями детства, были каплями благодатной росы для его восприимчивого сердца – так что последующие суровые испытания не смогли иссушить и очерствить его.
Испытания начались рано. Летняя ночь 1936 года, ночь обыска и ареста отца оставит неизгладимый след в чуткой душе ребёнка. Вслед за осуждением отца, его родителей, старшего брата, младшую сестру и шестилетнего сына Юрия – отправляют в ссылку в далёкую деревню на Иртыше.
Но душа Юрия Куранова обладала способностью подниматься над тягостями жизни и воспринимать её светлые стороны. В «Воспоминании о детстве» он пишет: «...среди самых дорогих моему сердцу ощущений… я вспоминал одно. В шестилетнем возрасте я оказался в ссылке… И вот впервые попал я в настоящий цветущий лес. И какая-то деревенская девочка показала мне в глубине лесной ароматно расцветший огромный цветок. Я поражён был этим цветком… склонился над ним и долго смотрел в него, чувствуя, как он светит мне в лицо, я дышал его благоуханием. Там, среди сосен и елей, среди берез и осин, в прохладе леса. В чистоте его».
Уже тогда Юрий Куранов интуитивно почувствовал, что есть некая неизъяснимая пре-красная сила, которая может поднять человека над личным несчастьем, в пространство, где живая красота спасается в свете, и тьма уже не может объять её.
Приехав в 1950 году в Москву из Норильска, где с 1947 года жил у отца, сосланного туда после Соловков, Юрий Куранов учится в МГУ два года, потом во ВГИКе, который тоже не заканчивает, так как к этому времени главным становится литературное творчество. Призвание поэта он почувствовал рано – в Москву Юра приезжает с тетрадями своих стихов. Удивительно, что уже в стихах студента чувствуется рука зрелого автора, правда, с душой непосредственной, юной и до прозрачности открытой.
Редактор журнала «Новый мир» Твардовский назвал манеру молодого автора «блоковщиной» и не принял его стихи в печать.
В Москве Куранов знакомится с Константином Паустовским, которого почитает всю жизнь, как своего любимого учителя.
Бесприютная жизнь в суете столичного города была не по душе лирически настроенному искателю благотворных впечатлений. Летом 1957 года Юрий Куранов по приглашению художника Алексея Козлова приезжает в Костромскую область.
В сельском уединении на лоне природы севера России происходит реализация духовной независимости и находит удовлетворение необыкновенная жажда жизни. Продолжая писать стихи, Куранов обращается к жанру короткого рассказа. Его миниатюры были напечатаны и восприняты соотечественниками как родниковые струи. Поэзию миниатюр Куранова можно сравнить с радугой, в свечении которой перед читателем не только предстаёт в разноцветии многообразных оттенков живая красота природы, но и в его душе зарождается течение светоносных потоков, и она озаряется праздничным сиянием.
Молодой писатель получает сотни писем из разных мест Советского Союза. У него устанавливается связь с читателями. К их откликам он прислушивается, на вопросы отвечает новыми произведениями.
В 1969 году Куранов переезжает в Псков. Живёт он в основном в его окрестностях. Излюбленным местом является Михайловское, а позже и озеро Глубокое.
Творчество этого периода дышит молодостью, как бы подпитываясь растворённой в пространстве энергией, не иссякающей с пушкинских времён. Куранов неутомим: кроме миниатюр и стихов, пишет романтические повести «Звучность леса» и «Дом над Румбой»; завершает повесть «Озарение радугой»; работает над повестью «Глубокое на Глубоком».
Живя на лоне природы, Куранов открывает в себе талант художника. «Его живописные работы имеют такой же глубокий подтекст, они такие же поэтичные и тонкие, как и его рассказы и миниатюры – и по настроению, и по исполнению» (Юлия Чекмурина).
На Псковщине произошло самое значимое, по собственным словам Юрия Куранова событие его жизни: чудо божественного исцеления и обретение веры в Бога.
Он был уже известным писателем, его книги печатались в Москве и за рубежом. Пришли испытания славой: поездки по стране и за границу, многочисленные встречи, зачастую заканчивающиеся застольями. Считая, «что писатель должен сделать в жизни хотя бы одно конкретное, не «литературное» доброе дело», Куранов развернул активную деятельность в надежде сделать деревню здоровой, работящей, грамотно управляемой. Вмешательство в сферу, курируемую чиновничеством, привело к конфликтам с партийным руководством. Разочарования в окружающей действительности накапливались, регулярное «снятие напряжения алкоголем» только усугубляло положение.
Осознав своё бессилие перед тягой к спиртному, он в последней надежде воззвал к Богу. Переживание, достигшее максимального напряжения в молитве, разрешилось откровением.
С верой в Бога стали открываться глубины понимания. Ум пришёл в согласие с сердцем. «Теперь я знаю, кого благодарило моё сердце, когда я шагал по земле. Я благодарил Того, Кто всё это создал и дал мне безвозмездно всё это вместе с моею собственной жизнью».
Пагубное пристрастие оставило его. Снисходит «сень благодати на сердце» – и чистая радость, детская восторженность, слёзы умиления, и мудрые, порой пророческие мысли изливаются в духовной лирике и «Размышлениях после крещения».
В 1982 году Юрий Куранов переезжает в Светлогорск Калининградской области. Главной причиной переезда было то, что его отношения с партийным руководством Пскова не сложились.
Куранов выбрал город Светлогорск, привлечённый его живописностью и расположением на берегу Балтийского моря. Зимний городок предстал сказкой «развёрнутой перед ним какой-то щедрой и необычайно изысканной рукой»
«Я приехал в Светлогорск зимой. Над морем опускался снегопад. Он был густой, тяжёлый, синеватый. Сквозь снегопад слышался равномерный, певучий шелест, словно кто-то нашёптывал негромко некие длинные стихотворные строки множеством глуховатых мужских голосов. То это был беспечный хор, то длительное и глубокое молчание, в глубине которого колыхались густые и бесконечные же хлопья снега. Иногда сквозь снегопад проступали тёмные, какие-то сказочно каменистые остовы сосен, которые замерли и о чём-то переговаривались еле слышно среди островерхих черепичных крыш здешних очаровательных домиков. («Таинственный шум»).
В Калининградской области Куранов был встречен местным партийным начальством соответственно рекомендации. Так что ему пришлось жить в полуизоляции в первое время; что его, по-видимому, и устраивало.
Он не сидел сложа руки, продолжал работу над серией рассказов «Тепло родного очага», романом «Дело генерала Раевского», начатым задолго до приезда в Светлогорск. Для сбора материалов ездил в Московские библиотеки и архивы. И поэтическое вдохновение не покидало его.
Роман был издан в Москве в 1997 году. Написанный в форме расследования, он читается с неослабевающим интересом из-за наличия малоизвестных фактов и своеобразности взгляда автора и с неизменным удовольствием от живописности повествования. В нём предстаёт история России на фоне общечеловеческой истории и, что очень важно, представлен положительный герой, не литературный персонаж (поиски которого предпринимались многими русскими писателями), а реально существовавший человек, генерал Раевский.
Несмотря на грандиозность исторических, пространственных и временных перспектив, многоплановость, многотемность, изобилие персонажей, мастерством автора достигается целостность произведения постановкой всем повествованием главного вопроса, стоящего перед каждым человеком: «В чём смысл жизни?» Читатель подводится к пониманию, что «особенная ответственность на нас лежит потому, что мы уже в этой жизни, земной, являемся участни-ками жизни будущей. Мы пребываем не только в настоящем, но и в будущем, которое зависит от того, что и как мы делаем здесь, на какую долю мы в нашем времени пребывания приблизимся к Богу». («Размышлениях после крещения»)
Помимо литературы, Юрий Куранов занимается и общественной деятельностью – это творческие встречи, выступления в библиотеках, домах культуры. В музеях проходят выставки его акварелей. Он руководит студией малых литературных форм; мне посчастливилось быть ученицей этой студии. Великое, во всём его величие, можно разглядеть только на расстоянии. Величие Куранова – человека, столь мощно и многогранно одарённого и постоянно прилагаю-щего усилия для своего совершенствования, можно было почувствовать и вблизи. Яркое сияние многоцветной ауры его талантов не могло укрыться за его скромной интеллигентностью и христианской кротостью (говорящей о внутренней силе) – оно было доступно для чуткого сердца и от него можно было возжечь собственную радугу.
В эссе «Воспоминание о детстве» Куранов пишет: «Теперь, когда меня спросят, чему я хотел бы уподобить своё перо, я знаю, что ответить. В 1585 году вблизи Оки, невдалеке от Белёва, Святой Макарий Жабинский основал монастырь. А в 1615 году был монастырь истреблён польским отрядом пана Лисовского. Но Макарий вернулся на пепелище и возродил пустынь. Он часто уходил в лесную глушь, чтобы предаться в одиночестве молитве. И вот однажды он услышал стон и увидел обессиленного поляка, рядом с которым валялась сабля его. «Пить», – просил тот слабым голосом. Святой Макарий возмолился ко Господу и ударил своим посохом в землю. И тотчас же хлынул из земли родник, чтобы утолить умирающего. Вот и я хотел бы, чтобы перо моё уподобилось этому посоху.»
Волшебным посохом-пером Юрия Куранова было рождено множество родников, из которых преподающие к ним утоляли, утоляют и будут утолять духовную жажду.

Людмила Поликарпова

Я изумительную жизнь
С рожденья получил от Бога,
Пусть нелегка моя дорога,
Но есть чем в жизни дорожить,
Но есть чем душу напитать,
Чем утолить духовный голод.

Куранов Юрий Николаевич (5 февраля 1931, Ленинград – 11 июня 2001, Светлогорск) – русский писатель второй половины XX века, прозаик, поэт, больше известный как автор лирических миниатюр, мастер пейзажа.

(скан из журнала Май)

По убеждению Юрия Куранова, красота всегда одна - это внутренняя гармония жизни. И есть только один путь сделать жизнь понятней для любого человека - раскрыть внутреннюю красоту во внешнем ее проявлении. Осветить то, что доступно каждому из нас и чего мы в упор в суете не замечаем.
(Владимир Стеценко)

Родился 5 февраля 1931 г. в Ленинграде в семье художников: отец – живописец, заведовал в Эрмитаже Золотой кладовой и реставрационными мастерскими, мать – искусствовед, работала и жила в Русском музее, где родился Куранов. Раннее детство прошло среди постоянно обновляющихся экспозиций, в кругу талантливых мастеров кисти и пера.

Вместе с родными испытал все тяготы ГУЛАГа. Когда Куранову было 3 года, мать оставила семью. Отца, пламенного коммуниста, вскоре арестовали, и 6-летний мальчик вместе с дедом, бабкой и дядей, тоже революционерами из рабочих, был отправлен в ссылку на Иртыш. Красота сибирской земли стала глубоким жизненным впечатлением, с тех пор для писателя слились воедино любовь к искусству, городской культуре и тяга к природе, деревне, глубоким и цельным людям.

Среднюю школу Куранов закончил в г. Норильске, разыскав там отца и подрабатывая в странствиях по Сибири разрисовкой модных тогда в народе ярких клеенчатых ковриков мифологическими сюжетами. В 1950-1053 гг. учился на историческом факультете Московского государственного университета, в 1954-1956 гг. – на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В эти годы Ю.Н. Куранов пишет стихи, рассказы, повести. Первые стихи были напечатаны в 1956 г. в коллективном сборнике «Первое знакомство». Тогда же он знакомится со своим любимым писателем К.Г. Паустовским, который определил его судьбу: «Он одним из первых учил меня ценить живое дыхание слова, пение красок, мудрую простоту повседневности под которой скрыты глубинные движения человеческого сердца».

Поворотным моментом в жизни Куранова оказалась поездка в 1957 в костромские края, после которой он решил постоянно жить в деревне. Сначала костромское село Пыщуг, где обрёл друга – самобытного живописца А. Козлова, а затем и семью. Здесь был создан цикл коротких рассказов «Лето на севере» (опубликованы в 1959 в «Правде», «Литературной газете», «Новом мире»; отдельные издания – Кострома, 1961), привлекший внимание критики и читателей. Один из первых отзывов принадлежал Ю.В. Бондареву: «Куранов – писатель своеобразный тонкой чистотой красок, со своей манерой, со своей труднейшей краткостью, требующей слова алмазно отточенного, верного и в то же время лишённого экспрессивной нарочитости. Нам дорог этот свет авторской доброты, что делает людей целомудреннее» (Бондарев Ю. Душа художника // Литературная газета 1959. 27 августа).

С 1959 по 1981 г. постоянно живёт в деревне, сначала в костромском селе Пыщуг, а с 1969 г. – в псковском селе Глубокое. Впечатления тех лет легли в основу его произведений. Вышедшие в 60-70-х годах книги «Белки на дороге» (М., 1962), «Увалы Пыщуганья» (Кострома, 1964), «Дни сентября» (М., 1969), «Перевала». М., 1973) закрепили за Курановым репутацию мастера короткого лирического рассказа и миниатюры, в произведениях которого не только люди, но и сама природа русского Севера живёт своей одухотворённой жизнью. Критика, усматривая в его прозе влияния и традиции И.С. Тургенева, И.А. Бунина, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, даже японской писательницы 10 века Сэй Сёнагон, отмечала своеобразие писательского мировосприятия и особый склад души Куранова, постоянно находящейся в состоянии первооткрытия, а также умение автора в пределах одной книги плавить произведения различных жанров в единое, пронизанное поэзией целое.

Увлечённая художественным даром автора, критика замалчивала острую социальную проблематику воссозданного Курановым мира повседневной жизни крестьянства. Когда в 1975 в журнале «Октябрь» и центральных газетах стали регулярно публиковать новеллы-главы документального романтического исследования Куранова «Глубокое на Глубоком» (М., 1982), где впервые в художественной литературе речь шла о трагической гибели «неперспективных» деревень, мнения критики разошлись. Одни приветствовали обращение писателя к злободневной тематике и поискам социально героя, другие сетовали на снижение художественного уровня и утверждали, что «деловая проза» вне его возможностей. Однако Куранов, обеспокоенный судьбой деревни, решил жестко подчинить творческие замыслы борьбе за её спасение. Оставив осуществление давних планов – романа о юности Пушкина и концептуально важного для него произведения из эпохи Лжедмитрия, Куранов обращается к публицистической деятельности и одновременно работает над романом «Заозерные звоны» (М., 1980), лирическим и остросюжетным. Куранов, поставив своей целью создать образ положительного героя, не идеализируя его, но суммировав в его характере лучшее, что он увидел в людях деревни. В центре романа – председатель колхоза Кадымов, осознавший, что для возрождения Нечерноземья необходимо строительство не столько экономическое, сколько духовное, нужен нравственный подвиг начать который следует с того, чтобы бескомпромиссно спрашивать с себя за каждое отклонение от принципов, которые ты как руководитель проповедуешь.

В 1982 увидело свет наиболее совершенное в художественном отношении произведение Куранова – «Озарение радугой». Эта лирическая повесть по мотивам жизни костромского художника Алексея Козлова – о тайне творчества, о взаимоотношении искусства и литературы. Композиционно она представляет собой ряд картин, вбирающих в себя множество человеческих судеб. Писатель на широком историко-культурном фоне смело сопрягает различные художественные явления и понятия, находя в слове точные соответствия живописи, архитектуре, музыке. Тема ответственности художника перед согражданами роднит повесть с «Золотой розой» Паустовского.

Попытка писателя вмешаться в решение социально-экономических проблем вызвала недовольство его руководства, и в 1982 Куранову пришлось переселиться в г. Светлогорск Калининградской области. Здесь он пишет художественно-документальную повесть «Путешествие за птицей», внутренне созвучную роману «Глубокое на Глубоком» и рассказывающую о налаживании нормальной человеческой жизни в литовской деревне (опубликована частично в журнале «Октябрь»).

Вынужденное изгнание обернулось для писателя сложными духовными поисками, обращением к религии. Куранов отказывается от продолжения задуманного цикла произведений (повесть «Облачный ветер», 1969; «Порой невдалеке», неопубликованная, предварившая проблематику романа В. Белова «Всё впереди»), объединенных судьбой современного правдоискателя Кадымова, объясняя это причиной «чисто религиозной»: «Я убедился, что творчество художественное, литературное – это тупиковая дорога, дорога в никуда. Прелесть, соблазн – так это называется на богословском языке. Осознав, я не хочу дальше этим заниматься, множить правдоподобную ложь…» («…Не буду брать учительскую роль…» // Писатель и время. М., 1991).

В 1987 выходит книга новелл Куранова о христианских праведниках, о нравственности, о семье «Тепло родного очага». Под псевдонимом Георгий Гурей Куранов самиздатно в нескольких экземплярах выпускает сборники духовных стихов «Нерукотворная лампада» (1988), «Восьмистишия» (1991), «Четверостишия» (1992).

В 1991 г. был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю.Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.

В 1996 Куранов завершает новое произведение – «Дело генерала Раевского» (М., 1997). В этом романе-диспуте он отвергает многие устоявшиеся представления не только о событиях и действующих лицах эпохи Отечественной войны 1812, но и о российской истории в целом. Книги Куранова переведены на 19 языков зарубежных стран.

Руководил светлогорским поэтическим клубом «Голубой простор». Стоял у истоков областного журнала «Запад России», был его постоянным автором и членом редакционной коллегии. В 1999 им создана в Калининградской области новая организация – «Амфитеатр свободных писателей «Отрадный берег».

В 2000 г. получил областную профессиональную премию «Признание» в области литературы.

Ю.Н. Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.

Книги Ю.Н. Куранова издавались в Чехословакии, Болгарии, Польше, США и других странах. Его произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.

С 1962 г. – член Союза писателей СССР.

Скончался 11 июня 2001 г. в Светлогорске.

Уже после кончины писателя в журнале «Балтика» появились такие строки, написанные им в далёком 1957 году:

«Я с ними был. Я падал под мечом.

Я от стрельбы клубился сердцем полым

И раненый склонялся над ключом

И цепенел, заслышав топот в поле…

Мои державы рушились в веках,

В мои дворцы врывались савроматы,

Моих гетер в хохочущих руках

Тащили скифы скопищем косматым;

В моих конюшнях варвар ликовал

И скалил зубы, и звенел уздою

И сокрушал железом наповал

Моих богов над вечною рекою.

Да, мой народ бродил на пустырях,

Гудела смерть в державии пустынном,

И на моих на царственных костях

Мой враг мои впивал из кубка вина.

Но царь был — я! Поверженный, но царь!

И в блеске глаз, и в знании высоком —

И предо мной властительный дикарь

Копьё вздымал, но никнул мутным оком.»

Мне не заткать полнеба серебром,

Не заметелить белые дороги

И над тесовым, рубленым двором

Мне не повесить месяц тонкорогий…

Мне не собрать за гумнами следы.

Где танцевали зайцы от мороза,

Покуда с неба в голые кусты,

Как снегири, садились тихо звезды…

Заколдовать ли эти реки мне,

Всю их красу и робость голубую,

Как до рассвета стужа на окне

Густым сияньем запросто колдует…

Но мне дано идти, смотреть и ждать

В глуши лесов восторженно и смело,

Как за морозом в скованную гать

Из облаков густое солнце село.

Как заметает ветер белый луг,

Как золотеют избы на закате,

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...