Женские образы в пьесах гроза и бесприданница. Женские характеры в драме "гроза". Катерина и ее окружение


Сочинение на тему «Женские образы Островского»

Александр Николаевич Островский в своих произведения раскрывал через женские образы происходящие в девятнадцатом веке события. Его героини чаще всего олицетворяют призму, через которую проходит большое количество конфликтов, как социальных, так и общественных. Женщины в пьесах представляются читателям живым олицетворением эпохи и царящих в ней пороках и идеалах. При этом, как правило, героини не готовы принять ту несправедливость или грязь общества, которые им навязываются всеми окружающими. Наоборот женщины готовы яростно защищать свою индивидуальность, свои собственные идеалы и чистоту.
Если вспомнить пьесу «Гроза» А.Н. Островского, то в ней имеется большое число колоритных женских образов, каждый из которых уникален и по своему привлекателен для читателя. Катерина – молодая и окрыленная своими идеалами девушка, которая совсем недавно вышла замуж. В ее представлении замужество было огромной радостью. Она страстно желала стать женой и матерью, для нее это было бы наибольшим счастьем. Но когда ее мечта сбылась и она вышла замуж за Тихона, то суровая реальность отрезвляет ее. Она не чувствует тех чувств любви к мужу, которых так ждала. Но тут появляется Борис. В нем Катерина находит отклик своим пылким чувствам. Наконец-то случилось то, о чем она так мечтала. Она встретила свою любовь. Однако, трагедия в том, что героиня не может быть с ним вместе. Измена и раскаянья приводят Катерину в отчаянье. Она ради любви поступилась своими непоколебимыми ранее принципами. Но и это не дало ей счастья. Она не видим смысла для дальнейшего существования, и решается на самоубийство.
Совершенно другой вырисовывается Варвара в пьесе «Гроза». Ее образ более изворотливый, хитрый и дальновидный. Для нее брак – это не возвышенное и романтическое соединение двух любящих сердец, а отличная сделка, чтобы выбраться из под гнета матери-тирана, которая управляет совершенно всем в доме. Варвара полная противоположность Катерины. На мой взгляд, эти два образы находятся в пьесе так близко друг к другу специально, чтобы показать читателям, что могло бы стать с Екатериной, если бы она действовала по-другому, более хитро, потакала всем капризам и желаниям Кабанихи. Таким образом, и с таким поведением Екатерина превратилась бы в Варвару. Данный очень продуманный ход применяется Островским не только в пьесе «Гроза».
Немного другая ситуация разыгрывается в пьесе «Бесприданница». В ней главной героиней является Лариса Огудалова. Для нее брак – это также удачная сделка, которая обеспечила бы ей безбедное существование. Ее судьба также складывается не особо удачно. Тот человек, которого она любила, бросил ее и скрылся в неизвестном направлении. Поэтому она решается выйти замуж за первого, кто к ней посватается. Им оказывается не особо богатый мещанин Карандышев. Он счастлив, что наконец-то Лариса ответила на его ухаживания согласием, ведь герой уже давно, но безрезультатно пытался добиться ее внимания. Свадьба должна состояться в самое скорое время, но все планы нарушает приезд Паратова – несчастной любви Ларисы. Он дает ей массу обещаний и надежд на лучшее будущее, который и не собирается выполнять. Но героиня опять доверяет ему и поддается соблазну. Карандышев узнает об этом и собирается страшно отомстить. Выстрел в свою любимую девушку Ларису прекращает и ее и свой собственный позор. Она принимает смерть с благодарностью, ведь пережить такой позор было бы очень сложно.
Итак, женские образы Островского очень разнообразны, но им непременно нельзя не сопереживать и ими невозможно не восхищаться.

Яркие женские образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.

Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.

Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.

В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.

Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. Поэтому важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой. В ее голове прочно сложился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.

Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Их семья - одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. Поэтому героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.

Таким образом, обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.

Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.

Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.

У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого. В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.

Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, потому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Будучи во многом переломным для русского общества в целом, XIX век перенес множество кардинальных перемен во все области государственной жизни. Так как этот процесс не мог не быть весьма значительным для русского народа, то возникала необходимость привлечения к нему внимания общественности. Выполнение этой функции взяла на себя литература. Для поднятия наиболее острых вопросов современности создавалось множество ярких, красочных характеров. Следует отметить, что в произведениях традиционно доминировали мужские образы, отображающие наиболее социально активных представителей общества того времени. Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Фонвизина и Грибоедова, невозможно не заметить их интерес к изображению женских образов. Александр Николаевич Островский не являлся исключением. Напротив, он создал целый ряд очень выразительных женских характеров, способных, по словам Гончарова, “думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами”, каждый из которых глубоко типичен и в то же время индивидуален и самоценен.
Нетрудно отметить, что в целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой (своеобразный мотив взаимоотношений между “палачом и жертвой”). Такой расклад характерен как для комедии Островского “Лес”, так и для его драмы “Гроза”.
Следует акцентировать внимание на том, что в комедии “Лес” этот конфликт раскрывается в более упрощенном (по сравнению с “Грозой”) виде. Старшее поколение здесь представлено в лице Гурмыжской. Островский создает очень колоритный образ богатой помещицы, некогда блиставшей в свете, теперь живущей в провинции. В качестве одной из наиболее красноречивых характеристик автор приводит ее мнимую склонность к благотворительности. По ее словам, она только “конторщица у своих денег, а хозяин им всякий бедный, всякий несчастный”. Гурмыжская - характерный тип героини, представляющий собой дворянский вариант “самодурного” начала, так полно раскрытого Островским в “Грозе”. В комедии “Лес” этот мотив выражен не столь ярко. Гурмыжская живет знаниями своей прежней жизни и не желает с ними расставаться. Для этого она выписывает из Петербурга недоучившегося гимназиста Буланова. Островский очень четко рисует гротескно-комедийный образ карьериста и “приживальца”. Гурмыжская влюбляется в него, и ее “противницей” становится Аксюша, по словам Страхова, “честно и душевно сильная девушка”, но во многом уступающая Катерине из “Грозы”, несмотря на то что параллели в построении образа явно прослеживаются. К примеру, она так же живет под покровительством сильной, властной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого из “Грозы”); наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимому самоопределению. Однако, несмотря на отдельные глубокие по своей смысловой нагрузке психологические зарисовки (например, ее разговор с Петром, в котором она признается: “Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца”), образ гораздо более упрощенный, лишенный глубокого психологического анализа, свойственного Островскому в “Грозе”. Н. А. Добролюбов указывает на то, что “он не карает ни злодея, ни жертву”. Действительно, ни Гурмыжская с Булановым, ни Аксюша с Петром и прочие герои не получают жесткой оценки: Островский обращает внимание читателей не на конкретных героев, а на те социальные типы, которые они представляют.
Та же ситуация прослеживается и в “Грозе”, однако здесь очевидно гораздо более развернутое построение психологического портрета. Поместное дворянство уступает в этом случае место купечеству. Роль Гурмыжской играет Кабаниха, “типичный самодур русской жизни”.
Это очень колоритная фигура, символизирующая собой одну из наиболее значительных частей “темного царства” и говорящая от имени патриархальных принципов. Она являет собой безличное “мы”, старый порядок, обреченный на гибель даже в таком “захолустном” городе Калинове, где он все еще имеет достаточную силу. Новое время пугает Кабаниху, она ощущает перемены, замечает, что “не очень-то нынче старших уважают”, и пытается всеми способами поддержать Свой авторитет. Островский подчеркивает, что делает она это не со зла, что ее беда в том, что она искренне верит в то, что молодые “ничего-то не знают, никакого порядку” и что “хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы”. Так же как и у Гурмыжской, у Кабанихи сильно развит мотив мнимой благотворительности, она привечает “странниц, оказывает им милости”, прислушивается к их словам, одновременно держа в строгости и повиновении домашних.
В таких условиях оказывается главная героиня “Грозы” Катерина. Это несравненно более сложный (по сравнению с Аксюшей) образ, вызывающий массу споров в русской критике. Ввиду его глубокой внутренней противоречивости, современные критики склонны выделять “светлую и темную стороны души” Катерины. К “светлой стороне” относят ее поэтичность и романтизм, искреннюю религиозность, а также ее “полную противоположность всяким самодурным началам”. Островский рисует образец “женского энергичного характера”. Не отличаясь особой образованностью и стремлением к высоким идеалам, Катерина обладает сильным чувством внутренней свободы. Всякие попытки навязать ей какие-либо ограничения обращают всю ее силу и энергию в протест. И здесь открывается “темная сторона” ее души, указывающая на ее связь с “темным царством”. Хотя, по словам Добролюбова, “Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда недовольным, любящим разрушать во что бы то ни стало”, она становится-таки рабой своих эмоций. На передний план всплывают ее уязвленная гордость и оскорбленное самомнение, толкая ее на греховный путь прелюбодеяния. Следует отметить, что, несмотря на свою большую социальную зависимость, у Островского именно женщина играет ведущую роль в любовном треугольнике, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в “Грозе”, так и в “Лесе”. Собственно, любовь Катерины к Борису является частью протеста против нарастающего гнета “темного царства”, кратковременным утешением для нее. Однако, окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, она остро ощущает необходимость освобождения и, будучи в душе идеалисткой, видит его только в смерти. Островский ставит акцент на том, что это единственный выход в данном случае, подчеркивая это словами Бориса: “Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!”, и также краткой, но выразительной репликой Тихона, произнесенной над мертвой Катериной: “Хорошо тебе, Катя!”
Говоря об образе Катерины, нельзя не упомянуть о фигуре Варвары, выполняющей здесь функцию беззаботной, ветреной субретки. Островский сознательно подталкивает читателя к сопоставлению этих двух образов, еще сильнее акцентирует внимание на положительных чертах главной героини. “Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!” - говорит Варвара, выгодно оттеняя эту “мудреность” своей легкомысленностью и хоть и практической, но поверхностной “хваткой”. Если обратиться к комедии “Лес”, то здесь роль субретки выполняет Улита, ключницаТурмыжской, однако она является отнюдь не антиподом, а, наоборот, двойником своей пылкой и влюбчивой хозяйки, ею также овладевают мечты (“Так иногда найдет вроде как облако”, - признается). Любовная связь Гурмыж-ской с Булановым подчеркивается влюбленностью Улиты в Счастливцева.
Немало женских образов носят у Островского сатирический, гротескный характер. В комедии “Лес”, согласно законам жанра, это распространяется на всех персонажей; что касается “Грозы”, то здесь именно сатирические женские образы явились одним из выражений комедийного начала. Сюда можно отнести странницу Феклушу и “девку” Глашу. Оба образа можно смело назвать гротескно-комедийными. Феклуша представляется сказительницей народных преданий и легенд, ублажающей окружающих своими рассказами о том, как “сал-таны землей правят” и “что ни судят они, все неправильно”, да о землях, “где все люди с песьими головами”. Глаша же является типичным отражением простых “калиновцев”, с благоговением слушающих таких Феклуш, уверенных в том, что “еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается, а то бы так дураками и померли”. И Феклуша, и Глаша принадлежат к “темному царству”, деля этот мир на “свой” и “чужой”, на патриархальную “добродетель”, где все “прохладно и благочинно”, и на внешнюю суету, от которой старые порядки и время начинают “в умаление приходить”. Этими персонажами Островский вводит проблему абсурдного невежества и непросвещенности старого консервативного уклада жизни, его несоответствия с современными тенденциями.
Таким образом, подводя черту подо всем вышесказанным, следует подчеркнуть, что, твердо осознавая все перемены и течения в обществе, Островский тем не менее был настроен против идей насильственных преобразований и видел свою просветительскую деятельность в достаточно традиционном аспекте: в нравственном перевоспитании, разоблачении порока, открытии добродетели простых и вечных жизненных ценностей. И немаловажную роль в раскрытии этой темы сыграли столь точно подобранные и “выписанные” им персонажи, в том числе и женского пола, как доминирующие во многих его пьесах, включая “Грозу” и “Лес”. Именно их присутствие сделало возможным такие сюжетные ходы, как конфликт между старым и новым поколением, противостояние или, напротив, союз сильной, глубокомысленной личности и беззаботного, но практичного персонала, введение комедийно-гротескных образов и многое другое, в конечном счете обеспечившее выполнение поставленной задачи и сделавшее Островского одним из наиболее выдающихся русских драматургов XIX века.

1. Особенности творчества Островского.
2. Образ Кабанихи в пьесе «Гроза».
3. Варвара, дочь Кабанихи.
4. Катерина, невестка Кабанихи.

Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни, современной автору. Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его пьес принадлежит определенному времени, но характеры людей в своей основе остаются неизменными. Не потому ли так современно звучат пьесы драматурга и в наши дни? Грозная фигура хозяина-самодура (или хозяйки), возвышающаяся над дрожащими домочадцами, расчет, одинаково царящий и в деловой сфере, и в области чувств, человеческих отношений страдания возвышенной души и терзания мелочного эгоизма... За всем этим вечным мельтешением человеческой жизни наблюдает пристальный взор мастера, сумевшего подчас несколькими штрихами передать особенности того или иного характера.

Немало произведений Островского посвящено жизни купеческого сословия, быт которого драматург воссоздал с удивительной точностью и яркостью. В других пьесах Островский показал жизнь дворянской усадьбы, перипетии актерского существования. Внимание драматурга привлекало и описание женских судеб — он в своих пьесах показал множество запоминающихся, своеобразных женских характеров. В качестве примера яркого женского образа в творчестве Островского нередко приводят образ Катерины из пьесы «Гроза». Однако в этой пьесе есть и другие яркие женские образы — это свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, грозная Кабаниха, и дочь Кабанихи, Варвара.

Анализируя эти образы, нужно помнить, что все они — продукты одной и той же среды. Чтобы лучше понять сущность каждого характера, целесообразно осуществить их сравнение. Из текста пьесы явствует, что быт в доме Кабановой и в родительском доме Катерины практически ничем не отличался. Когда Катерина рассказывает о своем детстве, Варвара замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Легко представить, что и сама суровая Кабаниха в юности точно так же, как Катерина, терпела колкости свекрови. Тираническое правление, которое Кабаниха установила в своем доме, оставшись вдовой, став полноправной хозяйкой — это воплощение ее стремления к воле. Сама Кабаниха скорее всего этого и не подозревает — она искренне убеждена, что печется о счастье сына и невестки, о том, чтобы у них все шло заведенным порядком, как полагается у добрых людей. Кабаниха не лишена положительных черт, когда дело касается общения с людьми, не являющимися членами ее семьи. Она радушно принимает в своем доме странников и богомольцев, рассудительно беседует с самодуром Диким, которого боятся почти все его домашние. Кабаниху с полным основанием можно назвать цельной натурой — она лишена мучительных внутренних противоречий, напротив, убеждена, что ее способ поведения является единственно правильным. Казалось бы, жизнь Кабанихи, не встречающей открытого сопротивления своей власти, пользующейся преимуществами богатства и внешними проявлениями уважения и покорности окружающих, можно назвать завидной участью. Но несокрушимую мощь Кабанихи омрачают тени грядущего — апокалиптические призраки неизбежной катастрофы.

Фантастические рассказы странников о кознях нечисти сплетаются в воображении богатой купчихи с явными признаками ослабления домостроевских традиций. Отход от старины, по мысли Кабанихи, — первый шаг к бездне. «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят», — сокрушается Кабаниха, размышляя о сыне и невестке. В сущности идея Кабанихи не лишена смысла — жить своим умом тоже не так-то легко, а Тихон, сын Кабанихи, не обладает необходимыми для этого навыками. Зато дочь Варвара оказывается способной самостоятельно принимать значимые решения и осуществлять задуманное. Варвара, несмотря на молодость, хорошо разобралась в том, как нужно вести себя в родительском доме, чтобы избегать лишних неприятностей: «...Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Рассудительность и практичность Варвары проявляется постоянно. Она, как и ее мать, натура цельная, и ее реакция на события проявляется в первую очередь в действии, а не в рефлексии. Варвара способна здраво оценивать и окружающих людей, в первую очередь своих близких и их взаимоотношения. Девушка понимает, насколько тяжело живется Катерине, старается на свой лад поддержать ее. сочувствует ей. Варвара без слов постигла, что Катерина не любит Тихона, «...да и не за что», — беспристрастно отмечает девушка, знающая, что представляет собой ее брат. Варвара очень наблюдательна — по едва уловимым признакам она догадалась, кого любит Катерина.

Итак, живое участие, которое Варвара проявляет к Катерине, проявляется деятельным образом. Интересно отметить: Катерина пытается рассказать девушке о своих сомнениях, но собеседница не воспринимает их слишком серьезно: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» Деятельная натура Варвары быстро изыскивает возможность без помех устраивать свидания — и свои с Кудряшом, и Катерины и Борисом. В практических делах Варвара — незаменимый помощник. Но что касается внутренних противоречий, раздирающих душу Катерины, здесь Варвара ничем не может помочь просто потому, что сама она подобных колебаний лишена. Определив свою линию поведения, Варвара уверенно следует избранному пути. Ее побег с Кудряшом лишь один из шагов. Погуляв на «своей воле», они скорее всего поженятся и будут себе жить ладком да мирком. Вполне возможно, что со временем Варвара воспроизведет некоторые формы поведения своей матери. Властный дух Кабанихи уже угадывается в ее дочери. Но Варвара действует иначе: не грубо принуждает, а ловко пользуется человеческими слабостями окружающих — так она заставила Катерину взять ключ от садовой калитки, так завлекла к месту свидания безвольного Бориса.

В характере Варвары соединились различные качества, в ней немало по-настоящему хороших черт. Однако нужно отметить, что фальшивая атмосфера родительского дома навсегда оставила в ее душе свой след. «...Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» — вот лицемерная житейская премудрость Варвары, бессознательно заимствованная у матери, которая «по видом благочестия» тиранит свою семью.

Трагедия Катерины, которую вслед за Добролюбовым нередко именуют «лучом света в темном царстве», заключается отнюдь не только в том что она попала под власть свекрови. Главная беда Катерины в том, что она, в отличие от Кабанихи и Варвары, не способна избрать для себя линию поведения, которую она сама считала бы правильной. Катерина полагает, что должна хранить верность мужу, и не имеет для этого достаточно стойкости, жаждет свидания с Борисом, но вместо радости эти встречи приносят ей новые терзания. Как ни странно, при ближайшем рассмотрении можно обнаружить некоторое сходство между Катериной и Кабанихой в первую очередь в их предчувствиях, полных драматизма. Но если мрачные предчувствия Кабанихи касаются судьбы мира, направлены вовне, то предчувствия Катерины касаются ее собственной судьбы, направлены внутрь. Мысль материальна: предчувствия Кабанихи воплощаются крушении ценностей «Домостроя» и том «позоре», который Катерина навлекла на семью. Предчувствия Катерины также сбываются — ведь она сама деятельно способствовала этому.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

А.Н. Островский очень долго искал главных героев своих пьес «Гроза» и «Бесприданница». Он перебрал много вариантов, ему нужен был такой герой который бы, одновременно вызывал у читателя: призрение, жалость, восторг и сочувствие. И как говорится «кто ищет тот всегда найдет», вот и Островский, нашел что хотел. И мне кажется, что он не зря так нательно выбирал главных героинь, так как они действительно подходят под эти роли, пусть это будет хоть главная героиня повести «гроза»- Катерина, хоть главная героиня повести «бесприданница» - Лариса. Они обе очень интересные персонажи, в какой-то степени даже очень похожи, но сказать что, они одинаковы нельзя, так как это не так.

В повести «гроза» на долю главной героини Катерине выпала не сладкая учесть. Да в начале мы видим верную, любящею своего мужа жену, можно даже сказать сноху, которая пытается найти общи язык с матерью мужа, т.е. со свекровью. Но потом когда мы начинаем узнавать о Катерине, все больше и больше нового, то мы начинаем понимать что она вовсе не любит своего мужа, хранит верность только потому, что знает что это ее обязанность. А со свекровью пытается не конфликтовать лишь для того чтобы ей хоть немного было легче жить, в доме где одни скандалы, и которые конечно же не проходили без присутствия ворчливой свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой.

И вот мы видим, что только вроде бы Катерина находит свое счастье, влюбляется. Но и здесь ей быть счастливой не дано, так как она замужем и не о чем таком не может быть и речи. Но все же она идет против правил и изменяет мужу с молодым человеком Борисам Григорьевичем. Так же мы видим, что Катерина не смогла жить с таким грехом на душе, и призналась публично в своей измене. Конечно же ее почти некто не понял и отнесся к ней с призрением. От стыда она хочет уехать с Борисом, которого любит, но он отказывает ей и уезжает один. А Катерина решает покончить жизнь самоубийством и прыгает со скалы.

Что касается повести «Бесприданница» то здесь главной героине Ларисе легче, так как она не замужем и в полне свободная девушка. Но почему-то это ей не мешает портить свою жизнь, хотя бы тем что, она дает согласие на замужество тому, кого не капельки не любит. А любит она своего бывшего жениха Паратова который бросил ее и уехал. И вернулся лишь тогда, когда Лариса уже почти была замужней девушкой. И как не трудно догадаться, конечно же портит жизнь и Ларисе, и ее жениху Карандышеву. Паратов обманывает наивную Ларису, можно даже сказать просто пользуется ею как игрушкой. И конечно же бросает и вовсе не собирается женится на ней, как он ее обещал это ранее. И она остается одна, несчастная и обманутая. Так как Лариса изменила своему жениху, она теперь не может вернутся к нему обратно, да и к тому же сам Карандышев уже знает обо всем и в гневе разыскивает Паратова и Ларису. А Лариса тем временем в отчаянии подходит к обрыву и хочет покончить с жизнью самоубийством, но не решается на это, и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь…» И проходят, какие- то минуты и ее желание воплощается в жизнь. А точней Лариса погибает от руки ее обманутого жениха Карандышыва.

И так, лично я считаю что пьесы «ГРОЗА» и «БЕСПРИДАННИЦА» не так уж и похожи, а точней похожи лишь тем, что обе главные героини в конце пьес трагически погибают. А так по самой сути эти две пьесы совершенно разные и судьбы Катерины и Ларисы совсем не похожи.

Конечно если бы эти события происходили в наше время, то возможно финалы пьес «Г» и «Б» сложились бы совсем иначи.

Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...