Значение литературы во время вов. Тема великой отечественной войны в русской литературе


  • 5.1.Драматургия Фонвизина
  • 2.Акмеизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.
  • 5.3.Стилистические ресурсы морфологии совр. Рус. Языка (общий обзор)
  • 1.Проза Достоевского
  • 2. Литература русского авангарда 10-20-ых 20 века. История, эстетика, представители и их творчество
  • 1.Проза Карамзина и русский сентиментализм
  • 2. Русская драматургия 20 века, от Горького до Вампилова. Тенденции развития. Имена и жанры
  • 1.Натуральная школа 1840-ых, жанр физиологического очерка
  • 2.Поэтический мир Заболоцкого. Эволюция.
  • 3. Предмет стилистики. Место стилистики в системе филологических дисциплин
  • 1.Лирика Лермонтова
  • 2. Проза Шолохова 3. Языковая структура текста. Главные пути и приемы стилистического анализа текстов
  • 9.1.Структура текста
  • 1.«Суворовские» оды и стихотворения Державина
  • 10.3 10/3.Понятие «Стиль» в словесности. Языковые стили, стилевая норма. Вопрос о нормах языка художественной литературы
  • 1.Лирика Пушкина
  • 3. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.Роман Достоевского «Преступление и наказание». Двойника Раскольникова
  • 1.Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.
  • 2. Творческий путь Бунина
  • 3. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы (художественный стиль). Вопрос о поэтическом языке
  • 1.Драматургия Островского
  • 1.Драматургия а.Н. Островского
  • 2. Художественный мир Блока
  • 3. Композиция словесного произведения и ее различные аспекты. Композиция как «система динамического развертывания словесных рядов» (Виноградов)
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей.
  • 2. Творческий путь Твардовского
  • 3. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы современного русского языка
  • 1.Комедия Грибоедова «Горе от ума»
  • 2. Жизнь и творчество Маяковского
  • 3. Язык художественной литературы (художественный стиль) в его отношении к функциональным стилям и разговорному языку
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжет и образы
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжеты и образы.
  • 2. Поэтический мир Есенина
  • 3. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимия и соотносительность способов языкового выражения
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 3. Текст как феномен употребления языка. Главные признаки текста и его языковое выражение
  • 1.«Былое и думы» Герцена
  • 2. Творческий путь Горького
  • 3. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку. Разновидности разговорного языка
  • 1.Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2. Художественный мир Булгакова
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (имена существительные, прилагательные, местоимения)
  • 1.Проза Тургенева
  • 2. Творческий путь Мандельштама
  • 3. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
  • 3. История опубликования бг, критика
  • 5. Жанровое своеобразие
  • 2. Поэзия и проза Пастернака
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (глагол)
  • 1.Драматургия Чехова
  • 2. Поэзия и проза Цветаевой
  • 1.Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция
  • 2.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов 20 века.
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.
  • 1.Новаторство прозы Чехова
  • 2. Творчество Ахматовой
  • 3. Стилистические ресурсы современного русского языка (сложное предложение)
  • 1.Южные поэмы Пушкина
  • 2. Русская литература наших дней. Особенности развития, имена
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.

    Литература военных лет 1941-1945 гг. Публицистика.

    Главная слабость публицистики военных лет: она была слишком «одномерная» и слишком «с надрывом», даже в наиболее живых статьях. В этой публицистике захлебнулись самые сильные творческие порывы 40-х. Высокий риторический стиль. Заголовки: «Только победа и жизнь!» А. Толстого; «Мы выстоим!» И. Эренбурга.

    Лучшее: М. Шолохов «По пути к фронту »: «Мне, жителю почти безлесных донских степей, чужда природа Смоленской области. Я с интересом слежу за разворачивающимися пейзажами. По сторонам дороги зеленой стеной стоят сосновые леса. От них веет прохладой и крепким смолистым запахом. Там, в лесной гущине, полутемно даже днем, и что-то зловещее есть в сумеречной тишине, и недоброй кажется мне эта земля». «Люди красной армии» : Разведчик внимательно рассматривает меня коричневыми острыми глазами, улыбаясь, говорит: «Первый раз вижу живого писателя. Читал ваши книги, видел портреты разных писателей, а вот живого писателя вижу впервые». Я с не меньшим интересом смотрю на человека, шестнадцать раз ходившего в тыл к немцам, ежедневно рискующего жизнью, безупречно смелого и находчивого. Представителя этой военной профессии я тоже встречаю впервые». «Письмо американским друзьям». Немного наивно, но очень, очень хорошо. А. Платонов. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. американским друзьям». Немного наивно, но очень, очень хорошо. Очерки: «Никодим Максимов» : «Никодим Максимов улыбнулся: стоял-стоял свет и достоялся, люди государствами детей пугают. Солдат начинается с думы об отечестве. Где ж ты сообразил правду такую или услыхал, что ль, от кого ее?.. На войне, Иван Ефимович, ученье скорое бывает... Я ведь не особый какой человек, а так - живу и думаю». «Девушка Роза»: «Кто видел Розу, тот говорил, что она была красива собою и настолько хороша, словно ее нарочно выдумали тоскующие, грустные люди себе на радость и утешение. она уже была однажды на расстреле, и после расстрела она пала на землю, но осталась живой; поверх ее тела положили трупы других павших людей, потом обложили мертвых соломой, облили бензином и предали умерших сожжению; Роза не была тогда мертва, две пули лишь неопасно повредили кожу на ее теле, и она, укрытая сверху мертвыми, не сотлела в огне, она убереглась и опамятовалась, а в сумрачное время ночи выбралась из-под мертвых и ушла на волю через развалины тюремной ограды, обрушенной авиабомбой. Но днем Розу опять взяли в городе фашисты и отвели в тюрьму. И она опять стала жить в заключении, вторично ожидая свою смерть».

    Проза в годы ВОВ

    1942 год – повесть Василия Гроссмана «Народ бессмертен». В августе 1941 года гибель Гомеля. Повесть В. Василевской «Радуга» - женские образы. Повесть В. Горбатова «Непокоренные» - оккупированная территория. Романтико-патетический стиль. Л. Леонов повесть «Взятие Великошумска» (1944). Первым завершенным романом о ВОВ стал роман Фадеева «Молодая гвардия» (1945). Исторические романы развивали патриотические идеи. А. Бек «Волоколамского шоссе» (1943-1944). Психологическое состояние героев, их взаимоотношения. Формирование в условиях войны личности человека. М. Шолохов, отрывки романа «Они сражались за Родину». Война глазами простого русского солдата.

    К. Воробьев «Это мы, Господи!» Над повестью он работал еще на войне. В 1943 году его партизанская группа вынуждена была укрыться в подполье, он сидел на чердаке дома в Шяуляе и торопился оставить людям свою память о пережитом в фашистских лагерях. Лейтенант Сергей Костров. Три года - из лагеря в лагерь, из плена в плен - таковы молодые годы Сергея. Много пришлось пережить главному герою повести и его окружению. Был в плену у немцев, бежал, опять поймали, отвезли в концлагерь. «Жуткой тишиной полнится барак. Редко кто обращается шепотом к товарищу с просьбой, вопросом. Лексикон обреченных состоял из десяти-двадцати слов. Только потом узнал Сергей, что это была мучительная попытка людей экономить силы. Так же строго расходовались движения. Тридцать медленных шагов в день считалось нормой полезной прогулки». В “Долине смерти” создали немцы непревзойденную систему поддержания людей в полумертвом состоянии. Не так мечтал умереть Сергей. Не случайно эпиграфом к повести взяты строки из “Слова о полку Игореве”: “Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонену!” Герой думает о смерти: “... он тогда же понял, что, в сущности, не боится ее, только... только умереть хотелось красиво!” Если смерть, то смерть, достойная человека. Написав в 1943-м "Это мы, Господи!» Евгений Носов: «Повесть невозможно читать залпом: написанная сразу после фашистского плена, она кровоточит каждой своей строкой. Писать обнаженную правду. Голос мальчика в плену: «Шесть верст до дому…Знала б мама…принесла бы картошки вареной». Белый пуховый носок, полный вшей. Семнадцать ломтиков хлеба, которые отдавали ребенку литовской заключенной. Повесть так и осталась в редакционном архиве, конечно, не из-за того, что была не закончена, а, скорее всего, потому, что судьба побывавших в плену, хотя бы даже не по собственной вине, долго оставалась запретной темой в литературе.

    Некрасов «В окопах Сталинграда» (1946) . С началом Отечественной войны Некрасов уходит на фронт, пройдя путь от Ростова до Сталинграда. Был инженером саперных войск, командовал батальоном. Пришел в литературу после войны. Появление в журнале «Знамя» повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Литературная общественность была в растерянности: автор – простой офицер, никому неизвестный, в самой повести нет ни слова о партит и всего несколько упоминаний о Сталине. Кто-то сказал сталинградцу Некрасову, что у него «кишка тонка» писать о Сталинграде). Но повесть Некрасова обращала на себя внимание и запоминалась самой темой, сдержанностью тона, за которой скрывалась глубокая боль, и правдивым рассказом об одном из самых главных сражений войны. Некрасов: «Но войне никогда ничего не видишь кроме того, что у тебя под самым носом творится». Повесть во многом автобиографична. Главный герой, от лица которого ведется повествование, - лейтенант Юрий Керженцев, как и Некрасов, уроженец Киева, окончил архитектурный институт, увлекался филателией. Попав на войну, стал сапером. Книга, прежде всего, о тех, кто сумел выстоять и победить, – о людях. В условиях войны характеры людей проявляются по-разному. На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему, но сама интонация расставляет все на свои места. Некрасов говорит о смерти всякий раз с болью от ее повседневной обыденности. Некрасов опровергает мнение, что на войне привыкают к страху смерти: известный момент, как у умершего на губе еще дымился окурок. Некрасов говорил, что это было самое страшное из всего, что он видел до и после на войне. Спасение от ужасов войны Керженцев находит в воспоминаниях о довоенной жизни. Война стала границей между тем, что было и тем, что есть. Сегодня – горечь отступлений, потерь, окопы, смерть. А в прошлом «аккуратно подстриженные липы, окруженные решеточками», «большие молочно-белые фонари», «столетние вязы дворцового сада», «Днепр, синие дали, громадное небо». На войне – всюду цвет серой пыли. События Сталинградского сражения Некрасов описывает так, как он сам видел, не приукрашивая: «Опять стреляем. Пулемет трясется, как в лихорадке. Впереди противная серая земля. Только один, корявый, точно рука с подагрическими пальцами, кустик. Потом и он исчезает – пулемет срезает». Сжатое время. Керженцев часто удивляется, что в минуты он проживает года. Герои. Все люди разные и по-разному пришли на фронт, но каждого волнует вопрос: как случилось так, что с начала войны армия только отступает. Сам Некрасов только однажды пытается ответить на этот вопрос: «На других мы с вами полагались». Керженцев: «Руганью делу не поможешь». Повесть заканчивается предполагаемым наступлением в районе Сталинграде. Повести присуждена Сталинская премия. Повесть «В родном городе». Опубликована в «Знамени». Через год после публикации повести журнал «Знамя» разгромили: сняли главного редактора В. Вишневского, приложили повесть Казакевича. Некрасова позже стали печатать за рубежом, его за это исключили из партии. Отняли, сволочи, медаль «За оборону Сталинграда». С 1974 года Некрасов поселился в Париже. Умер в 1987 году. Тема Сталинграда была также исследована в творчестве В. Гроссмана (За правое дело), К. Симонова (Солдатами не рождаются), Ю. Бондарева (Горячий снег) и др. После Некрасова – целый поток «лейтенантской прозы»: в литературу пришли Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков. Они, как и Некрасов, знали войну на личном опыте. Их поколение открыло новый тип героя. Их интересовал процесс становления характера в трагических обстоятельствах войны. Исповедальная интонация авторов. Моральный аспект – главный. Бондарев: «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», «Журавлиный крик» В. Быкова, «Убиты под Москвой» Воробьева, «Иван», «Зося», «В августе сорок четвертого» Богомолова. Андрей Платонов. Проза. Рассказы. «Одухотворенные люди». Платонов в своей военной прозе публицистики не чуждался. Но она была очень далека от плаката. Его современники так часто стремились писать о «высоких идеях», а получалось только «о земном». Он писал, в сущности, о земном - и вышел совсем в иные пространства. Первый рассказ о войне Платонов написал еще до фронта, в эвакуации. Потом он стал корреспондентом на фронте. Его задачи: «Изображать то, что в сущности, убито, - не одни тела. Великая картина жизни и погибших душ, возможностей. Дается мир, каков бы он был при деятельности погибших, - лучший мир, чем действительный: вот что погибает на войне». «Возвращение».

    Поэзия. Военная лирика 1941-1945 гг.

    Важно, что поэты военного времени не наблюдали за войной со стороны, а жили ею. Конечно, мера их личного участия в войне была разной. Например, Юлия Друнина в 1941 году добровольцем ушла на фронт и воевала до победы. Одни поэты и писатели были на войне рядовыми и офицерами в армии. Другие – военными корреспондентами, третьи – участниками каких-то отдельных событий. Поэзия во время войны объединяла людей, делала большое дело. Сурков писал, что «никогда за всю историю поэзии не устанавливался такой прямой, близкий, сердечный контакт между пишущими и читающими, как в дни Отечественной войны». Николай Чуковский вспоминал, что во время осады Ленинград жил напряженно-духовной жизнью. Там удивительно много читали. Везде читали. И очень много писали стихов. Стихи вдруг приобрели необычайную важность, и писали их даже те, кому в обычное время не пришло бы в голову это делать. Особая потребность в стихах во время бедствий. Как род литературы поэзия в военное время заняла главенствующее положение. Тихонов: «Стих получил особе преимущество: писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение». Поэзия военных лет – поэзия необычайной интенсивности. В годы войны активизировались многие ее жанры. Сейчас нас интересует лирика. Лирическая поэзия военного времени отразила жажду человечности. Разлука с близкими, с любимыми, испытания на войне, - все это ожесточало людей и хотелось человечности, любви, верности. Вот известное стихотворение К. Симонова «Жди меня» (1941). Его печатали в разных фронтовых газетах, отправляли друг другу в письмах. Благодаря этому стихотворению ожил жанр стихотворного послания.

    Поэзия Твардовского лирична, лиризм даже признан основой его дарования. Конечно, свободнее это качество проявляется в поэмах, чем в отдельных стихотворениях. С этим, возможно, и связано тяготение Твардовского в общем к жанру поэмы. В годы войны – тема малой (Смоленщины) и большой родины . В войну память о родном доме становилась неотступной и близкой каждому, где бы он ни находился. Тема малой родины всегда связан с темой большой родины – всей России. Родина – всегда протяженность, всегда путь, дорога (О Родине, Не хожен путь). Стихи, посвященные жестокой памяти о войне . Самое впечатляющее, конечно, «Я убит подо Ржевом» (1945-46). Это стихотворение должно было войти в «книгу про бойца» (В.Т.), - в авторском плане во 2 части значилось: «песня устами бойца, убитого в первые дни войны». Но в поэму это стихотворение не вошло, и стало отдельным стихотворением, звучащим от имени павшего воина. Все, что мог бы сказать убитый на войне солдат, если бы мог говорить. «В тот день, когда окончилась война». Стихотворение написано от имени тех, кто остался в живых. Грусть о том, как уходят погибшие друзья. Этот мотив постоянен в лирике Твардовского. Еще через 20 лет он будет в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины». Военной теме посвящена часть сборника «Последние стихи» (1952). Победа на войне, вера в силы и возможности народа. Тема литературного творчества . «Я это знаю лучше всех на свете – живых и мертвых, знаю только я». Никто не скажет так, как скажет он сам. «Слово о словах». Конец 50 гг. Оттепель. Философская тематика . «Не знаю, как бы я любил». «Ты и я». «О сущем».

    Тема материнской любви и любви сына к матери прошла через все его творчество, и в последних стихах – цикл «Памяти матери». Сознание с достоинством прожитой жизни – «На днем моей жизни».

    М.В. Исаковский (1900-1973). Родился в крестьянской семье на Смоленщине. Лит. деятельность его началась в газете города Ельня (недалеко от Смоленска). Сам он считает началом своего поэтического творчества 1924 год, хотя стихи начал писать очень рано. Первый сборник Исаковского «Провода в соломе» вышел в 1927 году. Сборник был замечен Горьким : «Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью». Исаковский в русской поэзии – один из прямых последователей Николая Некрасова. Исаковский тоже поэт не крестьянский, а народный. Исаковский работал во многих жанрах, но особого успеха добился в лирике, в песенном жанре. Его стихи: Катюша, Прощание, Огонек, Летят перелетные птицы и т.д. Замечание Твардовского о его песнях: «Слова песен Исаковского – это стихи, имеющие самостоятельное значение и звучание, живой поэтический организм, сам собой предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе. Исаковский – не автор текстов и не поэт-песенник; он поэт, стихам которого изначально присуще начало песенности, а это всегда было одной из важных черт русской лирики». Сам Исаковский считал, что нужно уметь даже о самых сложных вещах говорить самыми обыкновенными словами и фразами – обыкновенными, но в то же время емкими, точными, красочными, поэтически убедительными. Кажется, что главная причина успеха и всеобщей любви к его творчеству – полное слияние мыслей и чувств поэта и народа. В лесу прифронтовом, Ой, туманы мои. В послевоенные годы Исаковский стал много работать как переводчик. Чаще всего переводил украинских и белорусских поэтов Купалу, Шевченко, Украинку.

    Проза о Великой Отечественной. Ее начало лежит в 1941-м. Последние произведения, похоже, еще не дописаны. И все же век на исходе. И «переоценка ценностей» - вечная неизбежность. То, над чем плакали предки, потомкам часто кажется фальшивым и неискренним. Зато вещи, замеченные лишь «вскользь», вдруг становятся нужными спустя полвека или век. Современники прозу о войне привычно делили по устоявшимся рубрикам (вот что писали прозаики старшего поколения, бывшие на фронте в роли военкоров, вот проза тех, кто прошел войну почти мальчишкой, - или, если «переключить регистр»: вот «панорамный» роман, вот повесть, рассказ, очерк...). Время «укрупняет» видение и заставляет смотреть иными глазами: что сказали нам 40-е годы, что 50-е, что 60-е - и далее, далее, шагая десятилетиями. И в каждые десять лет найти самое главное, без чего русскую литературу ХХ века просто нельзя представить.

    Проза 40-х. Без публицистического нажима не могла обойтись проза военного времени. И потому так быстро «уставали» и выцветали со временем не только «Радуга» Василевской или «Непокоренные» Горбатова, но и «Взятие Великошумска», и «Рассказы Ивана Сударева», и «Дни и ночи», и сразу, «по горячим следам» вписанная в «современную классику» и тут же отправленная «на доработку» «Молодая гвардия». Выразительные куски, и чудовищные провалы, старательно зачисленные историками литературы того времени в «художественное своеобразие романа Александра Фадеева», - десятки, сотни страниц, писанные по-газетному («Особенностью Лютикова, как и вообще этого типа руководителей...») и временами напоминающими стиль доноса («Из всех людей, населявших город Краснодон, Игнат Фомин был самым страшным человеком, страшным особенно потому, что он уже давно не был человеком»). И хоть еще сейчас существуют лучшие страницы «Волоколамского шоссе» А.Бека, хоть появилась в 1943-м на свет воробьевская повесть «Это мы, Господи!», предвосхитившая всю «лейтенантскую прозу», хоть начал публикацию отрывков своего военного романа Михаил Шолохов, все же главная проза о войне в 40-е написана Андреем Платоновым.

    Песенная лирика.

    Алексей Фатьянов. "Русской песни запевала и ее мастеровой" - так охарактеризовал его Ярослав Смеляков. Родом Алексей Иванович из деревни Малое Петрино, что на Владимирщине. Многое он взял от природной красоты здешних мест. Тут легко и безошибочно угадываются истоки его песенно-поэтического дара. В конце двадцатых семья Фатьяновых перебирается в Подмосковье. Фатьянов становится студийцем театральной школы им. А.Д. Попова при Центральном театре Красной Армии. Вскоре вводится в спектакли. А в 1938-1939 годах уже гастролирует с театром по стране (вплоть до Дальнего Востока). С 1940 года он служил в ансамбле Орловского военного округа. Был дипломированным актером. В эти же годы он начинает много писать, публикует свои первые очерки и стихи в орловской областной "Молодежке", становится ее постоянным корреспондентом. В июне 1941 года ансамбль оказывается в авиагарнизоне под Брянском. Здесь его и застала война. Уже первые дни определили ратное место рядового Фатьянова. Помимо двух-трех ежедневных выступлений перед бойцами ему приходится писать злободневные, сатирические частушки и сценки, поэмы и песни. Фатьянов неоднократно обращается к командованию с просьбой отпустить его на фронт. Но во всех просьбах ему было отказано. Впрочем, и отпускать-то по большому счету было некуда: ансамбль и без того являлся фронтовым. Почему именно его песни зазвучали по всем фронтам? Все в них ясно и понятно: что надо защищать, за кого сражаться и с каким настроем идти в бой. Да и вообще после его песен кажется, что русские выигрывают войны только тогда, когда защищают свое и своих. И уж тут они побеждают всех и всегда. Со многими композиторами довелось работать Алексею Фатьянову. Самые известные его песни написаны с Василием Соловьевым-Седым: "Давно мы дома не были", "Где ж ты, мой сад?", "Потому что мы пилоты", "Золотые огоньки", "Где же вы теперь, друзья-однополчане?", "Поет гармонь над Вологдой", "Дорога-дорога". В самый разгар войны, в 1942-м, в том же содружестве рождается одна из самых "главных" и популярных, как на фронте, так и в тылу, песен Великой Отечественной войны - "Соловьи".

    3. Композиционная роль деталей (подробностей) в произведениях художественной словесности Внимание к деталям от тенденции к максимально точному соотнесению слова с явлением действительности. Использование деталей – один из приемов построения художественного текста. Как всякий прием, он может быть удачным и неудачным. Неудачны те детали, которые загромождают текст и не несут смысловой, эстетической нагрузки.

    Подлинно художественная деталь изображает общее в частном, конкретном, и в этом смысле она всегда образна. У Пушкина много точнейших подробностей, найденных безошибочно, отобранных из действительности. Клейкие листочки. Чехов – оригинальные детали. Толстый и тонкий. Чем от кого пахло.

    По композиционной роли детали можно разделить на два основных вида:

    1) Описательные детали , - изображающие, рисующие картину, обстановку, характер

    в данный момент. Наверху: Чехов и Пушкин. 2) Повествовательные детали, - указывающие на движение, изменение картины, обстановки, характера. Ружье, которое выстрелит. Повествовательные детали обязательно повторяются в тексте, как минимум дважды, появляются нередко в измененном виде в разных эпизодах повествовании. подчеркивая развитие сюжета.

    Билет 24

    по курсу “История России”

    по теме: “Великая Отечественная война в литературе и кино

    1. Литература и война

    В годы Великой Отечественной войны советского на рода перо писателя и поэта, кисть художника, резец скульптора, камера кинооператора стали острейшим оружием в борьбе с ненавистным врагом. Многие деятели литературы и искусства владели штыком и автоматом не менее мастерски, чем пером и кистью. Они сражались в едином строю бойцов, командиров, политработников действующей армии.

    На фронт ушло более тысячи советских писателей и среди них М. Бажан, А. Безыменский, П. Бровка, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, Е. Долматовский, А. Корнейчук, В. Кожевников, К. Крапива, Ю. Крымов, М. Лыньков, С. Михалков, П. Павленко, Е. Петров. А. Прокофьев, В. Саянов, М. Светлов, К. Симонов, Л. Славин, В. Ставский, А. Сурков, М. Танк, А. Твар­довский, Н. Тихонов, М. Шолохов. На фронт ушло 900 членов Союза художников, вся военная студия имени Грекова. На фронт ушли композиторы А. Александ­ров, В. Мурадели и др.; художники П. Соколов-Скаля, Б. Пророков, П. Шухмин и др.; артисты К. Байсеитова, Е. Гоголева, И. Ильинский, Г. Юра и др.

    Многие из писателей и работников искусства преодолели серьезные препятствия на их пути в Действующую армию-сопротивление врачей. А. Гайдара не пускали на фронт из-за старой тяжелой контузии, Ю. Инга -из-за болезни туберкулезом, Дж. Алтаузена - из-за болезни сердца, Э. Казакевич был освобожден по состоянию здоровья от строевой службы, он смог стать сперва лишь сотрудником редакции военной газеты, находившейся в тылу. Вскоре он без чьего-либо согласия перебрался из этой газеты в Действующую армию и стал мужественным офицером разведки.

    275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины. 500 писателей были награждены боевыми орденами и медалями, 10 из них стали Героями Советского Союза.

    Писатели-фронтовики совершили множество героических подвигов на фронтах Великой Отечественной войны. Их жизнь и их имена навсегда запечатлены в памяти советского народа. С. Борзенко был в первых рядах десанта на Керченский полуостров. 40 дней и ночей он находился в беспрерывных боях. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. В осажденном Севастополе в последние дни его героической борьбы находился пи­сатель Евгений Петров. Ю. Крымов погиб, прикрывая огнем ручного пулемета отход группы бойцов. А. Гайдар встал под пули немецкого автомата, чтобы предупредить своих товарищей-партизан об опасности. Б. Лапин не вышел из окружения вместе с другими, а остался на верную гибель, отказавшись покинуть своего тяжелораненого друга 3. Хацревина. Отказался вылететь на само­лете из окружения и погиб в бою Дж. Алтаузен. Вместе с экипажем подводной лодки встретил смерть на мор­ском дне А. Лебедев. Всему миру известен подвиг Мусы Джалиля, совершенный им в фашистских застенках.

    Советские писатели совершили и выдающийся литературный подвиг. С первого часа войны они дали советскому народу - и воинам фронта, и труженикам тылато, в чем возникла острая нужда, - боевое художественное слово.

    Трудно было советскому человеку, миролюбивому по своему характеру, проникнуться пониманием всей серьезности положения, исполниться испепеляющей ненависти к врагу. Тут нужно было огневым словом проникнуть к самым глубинам его души, донести до каждой извилины мозга сознание необходимости мужественной защиты Родины, прожечь сердца идеей священной Отечественной войны. И эта задача была с честью выполнена советскими писателями, поэтами, драматургами и жур­налистами.

    В первом номере газеты «Правда» военных дней, 23 июня, были опубликованы стихотворения А. Суркова и Н. Асеева. На следующий день «Известия» опубликовали исполненные гневной страсти строки «Священной войны» В. Лебедева-Кумача, ставшие затем, после их переложения на музыку композитором А. Александровым, гимном Великой Отечественной войны. С 26 июня выступлением в газете «Красная звезда» начинается бое­вая, разящая публицистика И. Эренбурга, а с 27 июня в «Правде» - А. Толстого. Вдохновенные патриотиче­ские статьи А. Толстого, М. Шолохова и А. Фадеева, волнующие очерки Н. Тихонова из осажденного Ленинграда, вся советская литература, все искусство, все творчество сотен и тысяч славных представителей нашей культуры, культуры всех народов СССР будили в людях пламя ненависти к захватчикам, воспитывали мужество, зака­ляли волю к борьбе.

    Идея защиты Советской Родины стала основной идеей всей литературы. Главная ведущая ее тема - беззаветная преданность Родине, смертельная ненависть к врагу, героизм народа, гуманизм освободительной войны, вера в победу. Сражающийся народ, человек на войне стал главным героем произведений литературы. Обращаясь к вековой истории борьбы русского и других народов СССР с иноземными захватчиками, к примерам героизма, вошедшим во всемирные летописи славы, Л.Леонов писал: «В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оста­ваясь в одиночку среди вражеского множества».

    И. Эренбург внес большой вклад в воспитание всенародной ненависти к фашистским захватчикам. Он изобличил гитлеровцев как убийц-рецидивистов, давно заслуживших за свои злодеяния смертной казни. «Эта война, - писал И. Эренбург, - не похожа на прежние войны. Впервые перед нашим народом оказались не люди, но злобные и мерзкие существа, дикари, снабженные всеми достижениями техники, изверги, действующие по уставу и ссылающиеся на науку, превратившие истребление грудных детей в последнее слово государственной мудрости». А. Толстой призывал советских воинов: «Ты любишь свою жену и ребенка, выверни наизнанку свою любовь, чтобы она болела и сочилась кровью. ... Убей зверя, это твоя священная заповедь».

    Советская литература отнюдь не рисовала врага слабым, не ориентировала на легкую победу над ним. Она показала и его силу, и его слабость. Эта сила заключалась во всесторонней подготовке к захватнической воине, в вымуштрованности армии, в ее военном опыте, в злобе, алчности и цинизме захватчиков. Эта слабость состояла в отсутствии высоких идеалов, в низменности целей, в их противоречии неумолимым законам истории. Сила духа советского человека и его преданность социализму были несравнимы с тем мрачным подобием идеалов, с которым выступал фашизм.

    Важнейшая задача в дни войны заключалась в том, чтобы ее глубинный смысл и закономерности стали достоянием каждого человека. И эту задачу наряду с другими формами воспитательно-патриотической, идеологической работы решала советская литература. Создавая образы тружеников, поднявшихся на смертный бой, она показывала на этих примерах силу и непобедимость. Она решительно отстаивала наши идеалы и наше мировоззрение. Тема патриотизма была ведущей темой литературы народов СССР на протяжении всей Великой Отечественной войны.

    Подвиг писателей был неотделим от подвига всего народа, тесно с ним переплетался. В суровые годы войны неизмеримо укрепилась народность советской литературы. Эта народность проявлялась в том, что писатели, поэты, драматурги говорили то, что жаждал услышать от них народ. Они говорили правду о трагедии, переживаемой народом, и о его великом, испепеляющем гневе, который не мог не спасти нашу Родину и все человечество от порабощения фашизмом. Они выразили со всей силой художественного слова необратимость всемирной истории, сказавшуюся в победе социализма в нашей стране и тех глубочайших изменениях, к которым привела эта победа.

    Народ на войне, народ в тылу, народ в осажденных городах - вот главный герой художественной литературы военных лет. Советская литература убедительно показала определяющую роль народных масс в борьбе против фашизма и в завоевании грядущей победы.

    Подвиг советской литературы получил законное признание народа. Оно отразилось в возросшем в дни войны интересе советских людей к поэзии и прозе. Характерно, что за годы войны вышло 169,5 млн. экземпляров произведений художественной литературы.

    Поэзия оказалась действенной, мобильной, зажигательной нормой художественного творчества. На фронте и в тылу зазвучали стихи и песни Д. Джамбула, М. Исаковского, Г. Леонидзе, В. Лебедева-Кумача, Я. Коласа, А. Кулешева, Я. Купалы, С. Нерис, М. Рыльского, К. Си­монова, А. Суркова, А. Твардовского, П. Тычины и многих других. Осенью 1941 г. Н. Тихонов написал поэму о фронтовом осажденном Ленинграде «Киров с нами». Поэма «Россия» А. Прокофьева, «Сын» П. Антокольско­го, «Похороны друга» П. Тычины, «Знамя бригады» А. Кулешева, «Зоя» М. Алигер рисовали героические характеры советских людей, принявших, не дрогнув, смертный бой с врагом. Зоя в одноименной поэме М. Алигер перед смертью с верой в будущее говорит: «Я умру, но правда победит!»

    К. Симонов, как и многие другие поэты, тесно связанный с бойцами Советских Вооруженных Сил, глубоко осознал потребность их в лирических строках. Он создал ряд стихотворений высокого лирического звучания, в которых сугубо личная тема подымается на высшую ступень героической гражданственности. Одним из самых любимых стихотворений фронтовой лирики, весьма характерным для нее, стало его стихотворение «Жди меня». В этом стихотворении боец обращается к своей девушке со словами любви и уверенности в ее непоколебимой верности, в том, что ее ожидание спасет его среди огня войны. Это и многие другие фронтовые лирические стихотворения К. Симонова, М. Исаковского, А. Суркова и других поэтов, исполненные глубокого патриотического чувства, стали популярными народными песнями военных лет. На борьбу с врагом подымали песни В. Лебедева-Кумача, и прежде всего его «Священная война», прекрасно охарактеризовавшая грозную силу советского народа, поднявшегося во весь свой богатырский рост на священный бой с фашистской силой чер­ною, с проклятою ордой.

    Осенью 1942 г. А. Твардовский начал публиковать главу за главой свою замечательную поэму «Василий Теркин».

    В поэме «Василий Теркин» создан обобщенный облик советского бойца-фронтовика, рассматривающего свои боевые подвиги как повседневный ратный труд. Но этот труд озарен светом высокой патриотической идеи - идеи защиты от врага великих завоеваний социализма. Теркин - герой, вобравший в себя энергию народной борьбы с фашизмом. Он - носитель лучших черт рус­ского народного характера, олицетворение народной сметки и народной силы. Он исполнен ясного ума, сер­дечности, жизнелюбия, задорного юмора, душевной теп­лоты и тонкой грусти. Теркин - патриот в самом луч­шем, самом высоком смысле этого слова. Для него не существует никаких сомнений в том, что победа будет вырвана у врага.

    Теркин - собирательный образ. Такие образы встали рядом с реальными героями, воспетыми советской литературой. Одна из выдающихся заслуг советской литературы состоит в том, что она широко осветила героические подвиги советских воинов, сделала эти подвиги широко известными, превратила их в достояние всей страны и всего народа. Благодаря этому многие такие подвиги были повторены тысячекратно. В эпос героического советского народа навечно вошли его верные сыны и дочери: партизанка Зоя Космодемьянская и летчик Алексей Маресьев, командир батальона Боурджан Момыш-Улы и пехотинец Александр Матросов.

    Наряду с подвигами реальных героев советская ли­тература освещала и столь же реальные подвиги целых городов-героев. 900 дней длилась варварская блокада Ленинграда. И все эти дни в рядах героических ленинградцев были Василий Ардаматский, Николай Браун, Вера Инбер, Вера Кетлинская, Александр Крон, Павел Лукницкий, Александр Прокофьев, Всеволод Рождественский, Владимир Рудный, Виссарион Саянов, Михаил Светлев, Николай Тихонов, Зинаида Шишова. Городу-герою посвящали они свое творчество.

    О. Берггольц писала о том, что нашла свое счастье поэта и гражданина в прочной связи с героической судьбой города Ленина, рядовой которого она себя ощущала.

    Гарнизону Ханко посвятил свои стихи М. Дудин. Об эпопее Сталинграда писали В. Гроссман, М. Луконин, К. Симонов и др.

    Советская проза военных лет стала быстро развиваться несколько позднее поэзии, примерно с лета 1942 г. Появились такие выдающиеся произведения нашей литературы, как: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Русские люди» и «Дни и ночи» К. Симонова, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Волоколамское шоссе» А. Бека, повесть В. Гроссмана «Народ бессмертен», «Радуга» В. Василев­ской, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, рассказ В. Кожевникова «Март-апрель» и др. Во многих из этих произведений видны черты народного бога­тырского эпоса. Великая жизнеутверждающая сила звучит даже в описаниях смерти героев, мужество которых сильнее смерти. В повести В. Гроссмана «Народ бессмер­тен» показано, что героизм бойцов еще выше подымает величие народа.

    Со страниц романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» вышли бойцы, исполненные такого мужества, перед которым отступала смерть. Эти люди глубоко сознают неотделимость своей личной судьбы от судеб социалистической Родины и в этом духе своим лич­ным примером воспитывают и подымают на подвиги бойцов и командиров. Даже будучи тяжело раненными, они остаются в строю. Боец коммунист Стрельцов говорит своему другу Лопахину: «Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому».

    В повести А. Бека «Волоколамское шоссе» показан сложный процесс становления советских воинов из лю­дей, в мирное время не владевших оружием. Эти люди, проникшись идеями защиты Родины и ненавистью к врагу, познав его сильные и слабые стороны, в короткое время стали грозной силой, способной сокрушить военную машину гитлеровской Германии. В повести А. Бека показана дружба народов СССР, их единство, раскрыты особенности работы командиров и политработников в условиях суровой войны, их роль в воспитании и обучении советских воинов.

    Многие произведения советской литературы военных лет показывают страдания людей, попавших в фашистскую кабалу. Этой теме посвящена повесть В. Василев­ской «Радуга». Писательница показала преданность населения оккупированной территории Советской власти, несокрушимую силу его морального облика. В этой повести, как и во многих других произведениях советских писателей, раскрывается неизмеримое превосходство мо­рали и духа советских людей над фашистскими варва­рами.

    Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» был завершен по окончании войны. В основу этого романа положена подлинная история героической борьбы и трагической гибели подпольной комсомольской организации в оккупированном немцами шахтерском городе Краснодоне. И в этом романе с большой силой художественного слова раскрываются истоки героизма советских людей самых различных поколений.

    В конце войны в литературе появилась новая тема: мечта о своей любимой Родине бойца, которого военные пути-дороги увели далеко за ее пределы. Эта тема звучала в песне М. Блантера на стихи М. Исаковского «Под звездами балканскими».

    Советская литература шла по полям сражений в едином строю со всеми советскими воинами. Она делала достоянием всего народа подвиги отдельных бойцов и командиров, она сыграла свою роль в том, что эти подвиги стали массовым явлением. Советские писатели показали, что героизм на фронте представляет собой есте­ственное выявление характера человека, защищающего свою Родину. Советские люди поступали именно так, потому что иначе они поступить не могли.

    Не только писатели были зримо и незримо в боевых порядках войск. Здесь же находились и деятели советского искусства. За время войны на фронте побывало 42 тыс. актеров, около 4 тыс. концертных бригад, которые провели 1 350 тыс. концертов. Сюда же надо причис­лить и выступления армейской и флотской художественной самодеятельности, учет которых не производился. Композиторами был создан в дни войны ряд патриотиче­ских произведений самых различных жанров. Большую роль играли песни, которые подхватывались миллионами советских воинов как отражение их собственных чувств. Среди произведений крупного плана выдающееся место принадлежит Седьмой симфонии Д. Шостаковича, написанной в осажденном Ленинграде. Композитор посвятил свое произведение городу-герою и грядущей победе над врагом. В симфонии средствами музыкального искусства показаны нашествие фашистских орд, их жестокость и бездушие, борьба с врагом не на жизнь, а на смерть и конечная победа над фашизмом, великое тор­жество свободолюбивого человечества. Создав такую симфонию в осажденном Ленинграде, ее автор сам со­вершил выдающийся героический подвиг. Симфония впервые была исполнена в Ленинграде. Отсюда она с необычайной быстротой обошла земной шар, ее исполняли лучшие симфонические оркестры.

    2. Подвиг кинематографистов

    С началом Великой Отечественной войны на фронт отбыли операторы кинохроники - передовой отряд нашей кинематографии. Они проделали весь длинный путь советских войск от западных границ СССР до бере­гов Волги и от Волги до Берлина и Эльбы. Многие из них погибли, но долг кинематографии перед Родиной был выполнен с честью. За время войны кинооператоры засняли свыше 3,5 млн. м пленки. Они зафиксировали события, ставшие достоянием истории, создали величайшие документально-исторические ценности. К этой сокровищнице вновь и вновь обращаются сценаристы и режиссеры. Кроме того, за годы войны было создано и выпущено на экраны более 500 номеров различных киножурналов, 67 короткометражных и 34 полнометражных военных фильма.

    В годы войны из материалов фронтовых киноопера­торов был создан ряд полнометражных документальных фильмов, запечатлевших важнейшие события грозовых лет. 18 февраля 1942 г. по свежим следам стал демон­стрироваться фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин). Вскоре вышел другой документальный фильм - «Ленинград в борьбе» (режиссеры Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцев и Е. Учитель). 13 июня 1942 г. 240 операторов в 40 местах тыла страны и на всем обширном фронте от Белого до Черного морей сняли фильм «День войны». В марте 1943 г. появился полнометражный документаль­ный фильм «Сталинград», снятый фронтовыми операторами непосредственно в боях, проходивших в городе-герое. Этот фильм, широко показанный за пределами СССР, потрясал своей документальностью, с которой были показаны мужество и подвиги героических защитников города на Волге. Одна из американских газет писала: этот фильм «представляет собой абсолютную вершину данного жанра. Ни одна картина не могла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных». Ряд фильмов был посвящен после­дующим наступательным операциям Советских Вооруженных Сил.

    Серия документальных картин огромной впечатляющей силы завершается двумя, названия которых говорят сами за себя - «Берлин» (режиссеры Ю. Райзман и Е. Свилова) и «Разгром Японии» (режиссеры А. Зархи и И. Хейфец). Об этой серии картин И. Большаков, возглавлявший в дни войны Комитет кинематографии, пи­шет: «Многие отличались новизной режиссерских приемов, яркостью и необычайной выразительностью своих кадров, высоким профессиональным операторским ма­стерством, хорошим дикторским текстом, прекрасным музыкальным оформлением.

    Другими словами, все компоненты документального фильма -монтаж, фотография, дикторский текст, музыка - получили новое развитие и достигли высокого уровня. И документальное кино по праву встало в один ряд с художественной кинематографией по своему идейно-политическому и воспитательному значению. Советские документалисты очень многое сделали, чтобы поднять значение документального кино до уровня художественной кинематографии».

    Много документальных картин было снято в парти­занских отрядах, а также в рядах зарубежного движения Сопротивления, посвящено освобождению от немецких захватчиков оккупированных ими стран. Таков, например, фильм «Освобожденная Франция» С. Юткевича.

    Трудно было сразу же с началом войны создать пол­нометражные художественные фильмы, посвященные ее темам. Жизнь породила оперативную форму - короткие киноновеллы. Эти новеллы, среди которых встречались и кинокомедии, объединялись в «боевые киносборники». Таких киносборников в 1941-1942 гг. было создано 12. Их успех определялся тем, что в основу новелл заклады­вались достоверные факты.

    Преобладающей темой кинофильмов военных лет, как и всего советского искусства и литературы, является ге­роизм советского народа. С разных сторон освещается эта тема в картинах «Зоя» Л. Арнштама, «Жила-была девочка» В. Эйсымонта, «Человек 217» М. Ромма, «Нашествие» А. Роома, «Это было в Донбассе» Л. Лукова, «Жди меня» А. Столпера и Б. Иванова, «Небо Москвы» Ю. Райзмана, «Иван Никулин-русский матрос» И.Сав­ченко, «В шесть часов вечера после войны» И. Пырьева.

    На экраны вышел также и ряд картин о героизме тружеников тыла. Этому же посвящен и ряд произведений литературы и изобразительного искусства.

    Советские писатели, композиторы, художники, как и весь советский народ, находились в течение войны в едином боевом строю. По словам датского писателя Мартина Андерсена Нексе, они представляли собой «силы действия, силы воинствующие... Советское искусство и литература немало сделали для приближения победы демократии во всем мире». Их произведения воспитывали в советских людях беззаветный героизм, нравственную чистоту и беспредельную преданность Родине.

    Поставленные на службу великому делу разгрома врага, советская литература и искусство достойно выполнили свой гражданский патриотический долг, стали мощ­ным духовным оружием Великой Отечественной войны.

    Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Каждый в той или иной степени коснулся ее. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались равнодушными к судьбе своей страны.

    Роль литературы в годы ВОВ
    Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

    С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить.

    Призыв искоренить «проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее» мы слышим в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна», «Бей врага!» В. Инбер И. Авраменко, в очерках Л. Леонова «Слава России».

    Особенности литературы во время войны
    военная публицистика

    Война заставляла задуматься не только о настоящих проблемах, но и об истории России. Именно в это время появляются работы А. Толстого «Родина», «Петр Первый», повесть «Иван Грозный», а также «Великий государь», пьеса В. Соловьева.

    Появилось такое понятие, как произведение, написанное «По горячим следам». То есть буквально вчера вечером написанное стихотворение, очерк или рассказ, сегодня мог появиться в печати. Большую роль играла публицистика, так как благодаря ей виделась возможность задеть патриотические чувства русских людей. Как говорил А. Толстой, литература стала «голосом русского народа».

    Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям. Печать регулярно публиковала отрывки из творчества советских поэтов.

    Творчество писателей во время ВОВ
    Неоспоримым вкладом в общую копилку стало творчество А. Твардовского. Конечно, самое известное из его произведений – поэма «Василий Теркин» стало некой иллюстрацией жизни простого русского солдата. Она глубоко раскрывала характерные черты советского воина, за что и стала горячо любимой в народе.

    Твардовский А. Т.В «Балладе о товарище» поэт писал: «Своя беда не в счет». Эта строчка наглядно раскрывает нам те патриотические порывы, благодаря которым люди не сдавались. Они были готовы перетерпеть многое. Главное – знать, что они борются за победу. И даже если ее цена будет слишком высока. На митинге советских писателей прозвучало обещание «весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Более половины из них открыто ушли на фронт воевать с врагом. Многие из них, в том числе, А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль, так и не вернулись.

    Многие произведения советских писателей печатались в главной газете СССР на тот момент – «Красная звезда». Там публиковалось творчество В. В. Вишневского, К. М. Симонова, А. П. Платонова, В. С. Гроссман.

    Большую роль играет во время войны и творчество К.М. Симонова. Это и стихотворения «Сороковые», «Если дорог тебе твой дом», «У огня», «Смерть друга», «Мы не увидимся с тобой». Спустя некоторое время после второй мировой был написан первый роман Константина Михайловича «Товарищи по оружию». Свет он увидел в 1952 году.

    Послевоенная литература
    А зори здесь тихиеМногие произведения о ВОВ стали писаться позже, в 1960-70-х годах. Это относится к повестям В. Быкова («Обелиск», «Сотников»), Б. Васильева («А зори здесь такие», «В списках не значился», «Завтра была война»).

    Второй из примеров – М. Шолохов. Им будут написаны такие впечатляющие произведения, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину». Правда, последний роман так и не считается завершенным. Писать его Михаил Шолохов начал еще в военные годы, однако вернулся к завершению замысла только спустя 20 лет. Но в конечном итоге последние главы романа были сожжены писателем.

    Биография легендарного летчика Алексея Маресьева стала основой знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Читая ее, нельзя не восхищаться героизмом простых людей.

    Одним из классических примеров произведений о Великой Отечественной войне можно считать роман Ю. Бондарева «Горячий снег». Написан он был спустя 30 лет, однако хорошо иллюстрирует страшные события 1942 года, происходившие под Сталинградом. Несмотря на то, что бойцов остается всего три, а орудие только одно – солдаты продолжают сдерживать наступление немцев и бороться до победного конца.

    О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

    Литература в годы Великой Отечественной войны (гг.) Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.


    В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись (А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган). Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».


    Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя «окопными поэтами» (А.Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была «голосом героической души народа». Лозунг «Все силы – на разгром врага!» непосредственно относился и к писателям. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. Тема войны, тема родины…


    Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали. О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой.


    Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания: Впору поднять десяти поколеньям Тяжесть, которую подняли мы. (А.Сурков).


    Представители литературы в военные годы 1. А.А. Сурков; 2. К.М. Симонов; 3. А.Т. Твардовский; 4. А.Н. Толстой; 5. М.И. Шолохов; 6. А.А. Фадеев; 7. Б.Л. Горбатов; 8. В.А. Соколов; 9. В.С. Высоцкий; 10. В.А. Смоленский; 11. В.В. Маяковский; 12. В.Л. Британишский; 13. О. Берггольц.




    В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: 1) лирическую (ода, элегия, песня), 2) сатирическую; 3) лирико-эпическую (баллады, поэмы). В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена: - публицистическими и очерковыми жанрами, - военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: - статьи, - очерки, - фельетоны, - воззвания, письма, - листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов.




    Алексей Александрович Сурков () русский советский поэт, общественный деятель, подполковник (1943). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951). Член ВКП(б) с 1925 года. Великой Отечественной войне В А.А.Сурков в качестве военного корреспондента участвовал в освободительных походах в Западную Белоруссию, войне с белофиннами, затем в Великой Отечественной войне. Его "Декабрьский дневник"(1940), реалистически запечатлевший трудности суровой зимней кампании и "лица походных друзей", послужили как бы подступом к стихам, написанным в годы Великой Отечественной войны сборники:Декабрь под Москвой: Июнь - декабрь гг. "Дороги ведут на Запад": Январь- май 1942 г.Я пою победу: 1943 – 1945гг. Особенную популярность приобрели его песни "Бьется в тихой печурке огонь...", Песня смелых"(1941) и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 году Государственной премией СССР.


    Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Стихи Алексея Александровича Суркова Вот бомбами разметанная гать, Подбитых танков черная стена. От этой гати покатилась вспять Немецкая железная волна. Здесь втоптаны в сугробы, в целину Стальные каски, плоские штыки. Отсюда, в первый раз за всю войну, Вперед, на запад, хлынули полки. Мы в песнях для потомства сбережем Названья тех сгоревших деревень, Где за последним горьким рубежом Кончалась ночь и начинался день. Под Москвой, 1941


    Константин Михайлович Симонов (), советский писатель, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Заместитель генерального секретаря СП СССР. Член ВКП(б) с 1942 года. С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году звание подполковника, а после войны полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».


    1. Сталинская премия первой степени (1942) за пьесу «Парень из нашего города» 2. Сталинская премия второй степени (1943) за пьесу «Русские люди» 3. Сталинская премия второй степени (1946) за роман «Дни и ночи» 4. Сталинская премия первой степени (1947) за пьесу «Русский вопрос» 5. Сталинская премия первой степени (1949) за сборник стихов «Друзья и враги» 6. Сталинская премия второй степени (1950) за пьесу «Чужая тень» В дни прощания советского народа со Сталиным были опубликованы следующие строки К. М. Симонова: Нет слов таких, чтоб ими описать Всю нетерпимость горя и печали. Нет слов таких, чтоб ими рассказать, Как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин... За особые заслуги в области литературного творчества К.Симонов был награжден:


    Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.


    Стихи военных лет – они помогут - заново пережить и богатейший диапазон чувств, рожденных этим временем, и их небывалую силу и остроту, - помогут избежать ошибочного, одностороннего представления о войне-победе с развернутыми знаменами, оркестрами, орденами, всеобщим ликованием или о войне-поражении с неудачами, смертями, кровью, слезами, стоящими в горле; - нарисовать объективную картину, рассказать последующим поколениям правду о незабываемых днях. Освободительная война – это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и гигантские взлеты человеческого духа – бескорыстия, самоотверженности, героизма.

    Выбор редакции
    Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

    В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
    Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
    Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
    Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
    Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
    Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...