А. Н. Островский, "Снегурочка": анализ и описание произведения. История персонажа Какой характер у снегурочки из пьесы островского


Прежде чем знакомиться с кратким содержанием рассказа Александра Николаевича Островского «Снегурочка», стоит обратить внимание на удивительные факты из истории написания спектакля. Автору нужно было в короткие сроки опубликовать новую пьесу. Вместе с молодым композитором Чайковским они в рекордное время и с большим успехом справились с работой.

В основу спектакля «Снегурочка» заложен народный рассказ. Сценарий был завершен к 1873 году. В этом же году, 11 мая, в Большом театре города Москвы была представлена аудитории новая стихотворная пьеса, которую нынешние школьники изучают вместе с остальными рассказами автора в курсе школьной программы.

Для более глубокого понимания произведения следует во время его изучения записывать свои мысли в читательский дневник, составлять характеристику персонажей и, при желании, познакомиться с существующими экранизациями пьесы или посетить спектакли.

В читательском дневнике рекомендуется указать имена персонажей, описать, какую роль они играют в рассказе, второстепенными или главными являются. Эти простые действия помогут детальнее разобрать произведение и облегчат вашу работу при написании характеристики персонажей.

Главные герои произведения

Главными героями произведения Островского А. Н. можно выделить Снегурочку, пастушка Леля, чьи песни так любила слушать вся страна Берендея, девицу слободы – Купаву, Мизгирь – знатного купца, Бобыля Бакулу и Бобылиху, а также мудрого царя Берендея, той северной сторонки, где происходят действия сказки.

Второстепенные персонажи

Второстепенными героями сказки выступают старик Мороз, Весна со своею свитой, Леший, народ Берендеева царства – берендеи (Мураш, Радушка, Бирюч, Малуша и другие), слуги Мизгиря и Леший, помощник проказника-старика.

Краткий пересказ пьесы «Снегурочка» А. Н. Островского

Для простоты понимания пересказ составлен по плану, согласно содержанию рассказа: пролог и четыре действия. При написании собственного плана в читательском дневнике, по желанию, можно опустить данные пункты, или добавить новые (например, подробно расписать явления).

Пролог

В начале рассказа и спектакля автор переносит читателя в сказочные доисторические времена в страну, которой правит мудрый царь Берендей.

Все события, описанные в прологе, происходят на Красной горке, за которой расположена слобода Берендеева. Полночь. Полная луна серебрит холодным светом северные просторы. Природа не очнулась от зимних морозов: земля еще убрана белоснежной пеленой, а ветви деревьев угрюмо опустились под тяжестью снежных шапок.

Весенняя сказка начинается с прилета птиц. Леший, стороживший лес, объявляет о конце зимы и ныряет в дупло, чтобы выспаться после нелегкой работы. Вена-Красна спускается на землю, но нерадушно ее встречают берендеевы просторы: холодным блеском мерцают поля, студёно – совсем не так, как в южных странах!

Но Весна признается, что сама повинна в таком приеме, рассказывает о своих заигрываниях со стариком Морозом, о дочке их Снегурочке. С сожалением она говорит о том, что именно из-за дочки не перечит она старику, который, пользуясь ее мягкостью, назло морозит все царство Берендея. В добавок к этому, рассерженный Ярило не хочет греть берендеевцев солнечными лучами.

Жалея птиц, Весна советует им, подобно людям, пуститься в пляс, чтобы согреться. Птицы послушно танцуют под запевы, празднуя прилет и новоселье.

Но в разгар веселья поднимается ветер, набегают тучи. Все охватывает мгла. Весна укрывает птиц в кустах и говорит им подождать до утра, пока не утихнет вьюга.

На поляне остаются красавица Весна и Дед-Мороз, который с забавой рассказывает о стуже, насланной на берендеев этой зимой. Но собеседницу старика интересует лишь судьба Снегурочки, томящейся в тереме. Она жалеет дочку и просит Мороза отпустить ее пожить с людьми и насладиться молодостью. Тот нехотя соглашается поселить их дочь у Бобыля, но предостерегает Весну о злом Яриле, который хочет погубить их дочь, зародив в ее сердце огонь любви.

Снегурочка очень рада тому, что ее отпустят жить к людям. Она давно мечтала о людских забавах: ходить за ягодами с подружками, водить хороводы. Страстно, завороженно рассказывает она о пастушьих песнях Леля и, взамен на щедрость отца, обещает выучить их и исполнять ему под метель.

Но Морозу становится не по себе от ее слов, он велит Весне беречь их дочь от Леля, от речей и его и песен, так как любят пастуха девушки всего царства Берендеева за душевные слова и напевы. В облике Леля видит он смертельную погибель своей дочери и просит Лешего уберечь его единственное дитя от обидчиков.

Весна же говорит Снегурочке, что ее всегда можно найти на озере, в Ярилиной долине, если вдруг девушке понадобится помощь.

Метель унимается, тучи расходятся, небо становится ясным, повсюду слышатся звонкие людские голоса – народ встречает приближающийся праздник.

Берендеевцы ликуют, поют, везут в лес сани, на которых стоит чучело, благодарят Масленицу за вкусные угощения и веселые забавы.

Масленица обещает берендеевцам вернуться на следующий год, как только пройдет морозная пора и появятся проталинки, и исчезает.

Бобыль Бакула, житель царства Берендея, причитает о том, как мало он поел соседских блинов, жалуется на грядущую голодную и нищую жизнь. Бобылиха указывает мужу на его леность и отправляет в лес за дровами, которых в доме нет уже несколько дней.

Бакула отправляется рубить березу и находит прекрасную девицу, которая просится пожить в слободе вместе с берендеями у того, кто первый ее нашел. Бобыль и Бобылиха обрадованы этой новостью, они думают, что могут найти красивой девушке богатого жениха и исправить бедственное положение своей семьи.

Первое действие

Первое действие происходит в слободе Берендеевки.

Автор описывает дом Бакулы: старый, покосившийся, с прохудившейся крышей. Бобыль и Бобылиха жалуются, что зря взяли Снегурочку в дом и нет им от нее проку. Но девушка возражает: с сироты нечего взять, но она трудолюбива и работы не боится. А беды их лишь от того, что они ленивы и бездеятельны.

Бобылиха с Бобылем ругают девушку за то, что она не хочет ответить взаимностью парням деревни, которые приходят свататься. Уговаривают ее выбирать себе возлюбленного побогаче, чтобы и названным родителям была выгода со свадьбы сироты. Разговор прерывается звуками рожка пастуха.

Лель приходит жить к Бобылям по решению мудрого царя Берендея и по уговору местных жителей, собравших деньги на его проживание. Берендеевцы не хотят пускать пастуха в свои дома, так как опасаются за дочерей и жен, которые падки на его песни. Снегурочка же остается холодна. Нет у нее возлюбленного, не знает ее сердце любви.

Песни Леля пробуждают в душе девицы воспоминания. Но равнодушной остается она к ухаживаниям пастуха. Ей чужды ласки и поцелуи. И Лель, не нашедший теплоты в доме Бакулы, бежит к другим девушкам, выбросив завядший цветок – подарок Снегурочки. Обида поселяется в сердце девушки от того, что пастух предпочел ей других девиц слободы.

Нет среди девушек Берендеева царства подруг у бедной красавицы. Затмила сиротка всех своею красотой, переманила к себе всех парней, рассорила их с подругами. Лишь Купава не сторонится ее. Она делится со Снегурочкой своей радостью о приезде знатного купца, молодца, который вскоре посватается за неё.

Появляется Мизгирь с выкупом за свою возлюбленную. В последний раз девушки собираются поводить хороводы, и молодая пара подходит к Снегурочке, чтобы пригласить ее на праздник. Молодой человек пленён красотой девушки и забывает обо всем прочем. Он уже не желает брать в жены Купаву.

Все его мысли лишь об одной дочери Мороза и Весны. Купец намерен посвататься за бедную сиротку и велит нести весь выкуп в дом Бобыля Бакулы. Приютившие ее родители заставляют девушку ответить взаимностью богатому парню, прогнать пастуха Леля и выйти замуж за Мизгиря. Но Снегурочка понимает, какое зло она причинит Купаве и не хочет поступать по воле Бобыля и Бобылихи.

Купава омрачена переменчивой натурой купца. Она интересуется у своего возлюбленного, чем не понравилась она ему. На это Мизгирь заявляет, что скромность и стыдливость Снегурочки покорили его сердце, по его понятию эти качества — настоящие проявления девичьей любви и теплоты, а открытость Купавы не мила ему и кажется лишь предвестником измены.

Купава огорчена, она просит защиты у народа берендеевской слободы, проклинает своего бывшего жениха и желает умереть, так как горе ее слишком сильно. Но пастух Лель спасает юную девушку.

Второе действие

Автор описывает дворец царя. Берендей раздосадован тем, что шестнадцать лет Ярило не дарит берендеевцам солнечное тепло и свет.

Полагая, что Ярило рассержен на берендеев за их холодные сердца. Царь решает, что необходимо умилостивить гнев солнца и принести ему жертву: связать брачными узами как можно больше любящих пар.

Но Бермята сообщает, что этого сделать никак нельзя, потому что Снегурочка рассорила всех парней и девушек между собой. В этот момент вбегает в царские покои Купава и сообщает Берендею, что Мизгирь, клявшийся ей в любви, называвший своей невестой, предал ее.

Царь приказывает доставить парня на суд, в процессе которого принимается решение об изгнании его из страны. В оправдание купец молит царя посмотреть на прекрасную Снегурочку.

Бобыль и Бобылиха приводят приемную дочку к Берендею. Государь остается под впечатлением от красоты девушки. Женив скромную бедную девушку на достойном парне, он полагает умилостивить Ярило и вернуть в страну теплое и солнечное лето. Но Снегурочка признается, что ее сердце не знает любви и нежности, что в целом мире нет у нее возлюбленного.

В смятении царь просит помощи у своей жены. Елена Прекрасная считает, что только Лель способен пробудить в девушке незнакомое ей чувство.

Пастух зовет Снегурочку вить венки и обещает, что с утренней зарей придет в ее сердце любовь. Мизгирь видит в Леле соперника и не желает уступать ему девушку. Он намерен всеми силами завоевать возлюбленную.

Третье действие

Вечером берендеи собираются вместе, чтобы водить хороводы. Девушки прощают парней за измены и мирятся с ними. Лель поет песни жителям страны.

Царь восхищается пением пастуха и в награду позволяет Лелю выбрать девушку, которая вознаградит его своим поцелуем.

Снегурочка надеется, что пастушок выберет ее, но когда он подходит к Купаве, огорчается и укрывается в лесу, плача над своим горем. Случайно встреченный Лель говорит ей, что слезы ее пусты – в них только зависть, но не любовь к нему.

Пастух припоминает девушке, как ждал он слов любви, когда жил у Бобыля и Бобылихи, но не получил в ответ ни тени нежности, и говорит девушке, что только за настоящее чувство готов он связать с ней свою судьбу.

После того, как уходит Лель, в лесу Снегурочку настигает Мизгирь. Он умоляет ее ответить взаимностью на его страстную любовь. Девушка боится слов купца. Она возвращает его дары, на что тот решает силой заполучить слободскую сиротку. На подмогу приходят посланники Мороза: они манят Мизгиря образом девушки вглубь леса.

Освободившись, Снегурочка разыскивает Леля, но тот отвергает ее и уходит с Купавой, советуя поучиться у его избранницы настоящему чувству. Покинутая девушка в отчаянии ищет мать, желая, чтобы она даровала ей возможность любить.

Четвертое действие

Весна-Красна выслушивает молитвы дочери, но, вспомнив заветы Деда-Мороза, наказывает ей подумать еще раз о своей просьбе.

Снегурочка уверяет мать, что не мила ей жизнь без настоящего чувства. И мать вручает ей венок, дарующий любовь: первый встречный человек станет возлюбленным девушки.

Надев венок на голову, девушка видит мир совершенно иначе: все цвет, все блестит и сияет на солнце.

Первым, кого встречает дочь Весны, оказывается Мизгирь. Снегурочка, влюбившись в купца, отвечает на его страсть, но предостерегает своего избранника, что если он не убережет ее от лучей Ярилы, в тот же миг она растает.

Мизгирь, окрыленный любовью, пренебрегает страхами своей невесты и ведет ее на Ярилину гору. Стоит солнечному свету попасть на девушку – она тает.

Купец, считая все произошедшее злой шуткой богов, не в силах вынести горя, сбрасывается в озеро.

Царь Берендей призывает жителей страны верить, что печальная смерть двух влюбленных не должна омрачить праздник. Теперь Ярило смягчится, и земля берендеев вновь станет теплее и начнет плодоносить, как в прежние времена.

Заключение

В заключение стоит проанализировать спектакль Островского и записать в читательский дневник чувства, которые остались после изучения рассказа.

Смысл произведения тонко опутывает всю сюжетную линию пьесы и раскрывается автором в самом конце «весенней сказки». Рассказ наполнен любовью и разными формами ее проявления. Но любовь Снегурочки – чистая и бесстрашная, спасающая, способная снять проклятие со страны берендеев – вот главный ключ всего рассказа.

Снегурочка, обращаясь к матери за помощью, осознавала всю трагедию своего желания и все же не отступилась от него. Чистое чувство, лишенное всего показного и корыстного — главное в пьесе Островского. Все остальное сюжетное описание лишь помогает читателю (или зрителю пьесы) понять различия между проявлениями любви.

Одношовина Елена

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы

Выполнила ученица 5 класса

Одношовина Елена

Руководитель: Саютина С.В.,

учитель русского языка и литературы,

С. Брылино, 2014 г.

Введение..………………………………………………...…….. 2

Цели, задачи, методы…………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………. 3

Вывод …………………………………………………………….…7

Список использованной литературы, источники…………..……..8

Приложение……………………………………………………..… 9

Введение.

У каждого человека есть первая книга, которую он прочитал самостоятельно. Для многих такой книгой является сборник сказок. Сказки прелестны по содержанию, ведь в них царит добро, справедливость, светлая любовь. Трудно определиться с любимым сказочным героем. Для кого-то это Иван- царевич или золотая рыбка, для кого-то Красная шапочка, кто-то ни один раз перечитывает сказку «Три поросёнка» или «Снежная королева».

С возрастом я узнала, что сказки есть авторские и народные. Но какая бы не была сказка основная мысль – победа добра над злом.

Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок.

Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе.

Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: паук, Бетман, русалочка Ариэль и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания

Цель – выделить характерные особенности сказочного персонажа Снегурочки

Задачи:

  1. Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка.
  2. На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки.
  3. Определить тематику сказок, выявить тропы, используемые авторами сказок для описания Снегурочки.

Гипотеза – мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Методы исследования:

  • биографический
  • исследовательский
  • аналитический
  • анкетирование

Для работы над поставленными целями прочитаны сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по-разному. В одном варианте чёткое произношение – чк - , в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.

Различия обнаружены не только в произношении имени.

Эпизоды для сравнения

В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»

Русская народная сказка «Снегурочка»

А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса».

Рождение Снегурочки

Из комочка снега в горшочке (… я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена)

Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос, нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба

Была внучка у старика и старухи Снегурушка

Описание внешности

Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок

Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет

Нет описания

Как растёт

Растёт на радость старикам

Ни по дням, а по часам

Черты характера (отношение к родителям, к труду)

Умная, разумная

Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду.

Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка)

Плачет припеваючи

Когда и где случается несчастье со Снегурочкой

Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась…

Спасает Жучка

Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко (откликнулась эхом)

Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.

Анализ таблицы показывает: рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег - суффикс – ур - и суффикс – очк - окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение данного слова.

В результате у нас получается целостный образ Снегурочки. Портрет: красивая девушка, б еленькая, как снежок, кругленькая, как комок , имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.

Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька , и никто не назвал её просто внучка . Ей поют колыбельные песни. Вот одна из них:

Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,

В цветное платьице рядить,

Уму – разуму учить! (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»)

Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять) . Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.

Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона (рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но, даже оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег ), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.

Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».

В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.

Результаты работы.

В ходе работы прочитаны сказки с персонажем Снегурочка. Изучена история её рождения и причины несчастий. Определены характерные черты Снегурочки. На основе анализа произведений фольклора и литературы выявлены тропы, используемые при описании Снегурочки. Произведён словообразовательный анализ имени, проведена аналогия с её рождением.

Выводы по работе.

  1. Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка как главная героиня сказки впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сборниках сказок Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
  2. Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются: сравнение, гипербола, эпитет.
  3. Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – история жизни Снегурочки
  4. Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка, так и Снегурочка исчезает с приходом весны. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/ А.Н. Афанасьев – Л.: Лениздат, 1983 – 446 с.
  2. Сказки русских писателей/ М.: Детская литература, 1983 – 687 с.
  3. Сказки народов мира/ Алма-Ата: Жалтын, 1985 – 352 с.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является «Снегурочка», которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далёком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка — это всё-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей. Всё действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в свои права Весны и ещё не отступающего Мороза, Снегурочка.

По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это её очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача. Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно её влечёт.


По своей натуре главная героиня ещё совсем дитя, и её детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, ещё не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву. Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить её даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.

В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви её сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Её кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев. А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.


В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».


Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.


Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?


Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником.


рючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?


Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:


Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.


В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:


Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.


Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

Пьеса Островского богата своими художественными достоинствами. Отметим прежде всего ясность и чёткость композиции — порядок развёртывания сюжета от пролога, вводящего читателя и зрителя в суть конфликта, до кульминации (разрыв Снегурочки с Лелем и Купавой) и до развязки в четвёртом действии. Оригинальны и выразительны стихи, которыми написана пьеса.

О великих и звучных стихах драматурга говорил Станиславский. Диалог Купавы с царём Берендеем считается жемчужиной русской лирической поэзии. Красотой и лёгкостью языка Островского восхищался Тургенев. Пьеса органично впитала в себя народную речь, как сказано выше, с элементами просторечия.

В начале пьесы Снегурочка – дочь Мороза и Весны.
В ней соединяется роковое противоречие: «родниковое»,
беспокойное, творческое начало Весны и холодность,
«стужа чувств»,доставшихся от Мороза.

Мороз скрывает её от людей, он боится предсказания:
…будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит.
Т. е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть
не просто от солнца, а от огня любви.
Но Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть
свой терем, познать жизнь среди людей.
Решение принимает Снегурочка.
Плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем
«жаворонков пенье», Снегурочка не хочет оставаться
в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь
вместе с девушками и водить хороводы.
И Мороз скрепя сердце отдает её в бобыльскую семью.

Начинается её новая жизнь, Снегурочка уходит к людям.
Семья, в которой живет Снегурочка, не способна
оценить ни ее красоту, ни трудолюбие.
Вместе с Бобылихой, завистливой и хитрой, у которой
в глазах только «кика рогатая с окатным жемчугом»,
они пользуются Снегурочкой и ее красотой в своих
корыстных целях, не любят её.
Снегурочка красива:
Краса твоя девичья то ж богатство.
Из-за ее красоты:от свах и сватов
Отбою нет, пороги отоптали.

Но Снегурочка не ведает любви, её сердце холодно:
…Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слезы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом

Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:
…Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!
Тяжелою обидой, словно камнем,
На сердце пал цветок, измятый Лелем
И брошенный. И я как будто тоже
Покинута и брошена, завяла…
От слов его насмешливых.

Ей много приходится испытать: незаслуженное
обвинение Купавы в том, что она разлучила её с
Мизгирем, который, увидев Снегурочку,
так пленился её красотой, что бросил Купаву.
Укором Мизгирю звучат ее слова:
Любви моей не купишь.
Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь,
Но не с тобой, Мизгирь.
Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря,
а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.
Желание любить, как любят люди, заставляет её
принять губительное для решение:
…О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны,
который она надевает на Снегурочку.
Снегурочка обретает другой взгляд на
окружающий мир:
Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она
любовалась только своей красотой.
Весна-Красна даёт ей великий дар природы – любовь.
Снегурочка погибла.
Не случайно она гибнет именно тогда, когда приняла
закон жизни берендеев и готова воплотить свою
проснувшуюся любовь в бытовые формы.
Это недоступно ни ей, ни Мизгирю, чья страсть,
незнакомая берендеям, выталкивает их из круга
мирной жизни.
Смерть Снегурочки — искупление грехов берендеев.
Принимая эту жертву, Ярила возвращает берендням
свет и тепло.

Весенняя сказка была написана А. Н. Островским в 1873 году. Музыку к сказке написал П.И. Чайковский, с которым Островский работали вместе. Сказка получилась красивая, трогательная.

Главные герои сказки Островского «Снегурочка»:

Весна-Красна – получает удовольствие, украшая землю берендеев, леса и рощи коврами из зеленых трав. У нее с Морозом есть дочь Снегурочка, которую она, Весна, любит, и не хочет ссориться с Морозом.

Дед-Мороз – злой. Получает удовольствие от того, что морозит, еще и хвастается Весне, что зима в этот год выдалась морозная. Осуждает Дед Мороз людей в том, что не спешат они браться за работу весеннюю. У некоторых еще и инструменты не готовы, а думают о том, чтобы браги наварить, да попраздновать

Девушка-Снегурочка – красавица. Но характер холодный, сдержанный. Она говорит ровным и приветливым голосом, но душевного тепла, любви в ней нет. Слободские парни сначала начали ухаживать за ней восхищались, но не получив ответа, все ее оставили, вернулись к своим девушкам. Ей очень нравится Лель, нравятся его песни.

Бобыль Бакула – бездельник, даже для себя ничего не хочет делать. Размечтался пожить за счет красоты Снегурочки, есть да пить и ничего не делать.

Бобылиха, его жена – оказалась алчной бабенкой. Ради своей наживы, ради подарков толкают Снегурочку на бесчестье. Когда на Снегурочку обратил внимание Мизгирь, они заставили Снегурочку ответить на его ухаживания.

Лель, пастух – хорошо поет и своим голосом радует Снегурочку. Лель был избалован женским вниманием. Он непостоянен, ветрен в отношениях. Ему оказывала знаки внимания жена боярина Елена Прекрасная, его обожали слободские девушки. Дед Мороз предупреждал Весну и Снегурочку:

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь.

Мураш , — богатый слобожанин.

Купава – молодая девушка, дочь Мураша. Она с частлива, что за нее сватается богатый и красивый жених Мизгирь. Всей своей страстной душой ласкает его, дарит ему свою нежность. Но как сильна была ее любовь, настолько же сильна и ее ненависть к неверному жениху.

Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева – нетерпелив и страстен. Увидев Снегурочку, забыл про свою Купаву. И ее же обвинил в том, что она недостаточно была стыдлива и скромна с ним. Его любовь была сильна, настолько, что он потерял разум от любви к Снегурочке. Но он не прислушался е ее просьбе, прятать от Бога Ярила их любовь. В первый же день решил продемонстрировать свою власть над Снегурочкой и потерял ее. С первыми лучами солнца она растаяла.

Царь Берендей –мудрый и справедливый правитель. Он в свободное от государственных дел, время, рисует. Его беспокоит, что в людях стала остывать любовь, что верности стало меньше. Он чувствует, что Ярило-солнце обижено на народ,

и не греет землю, людей. Весны стали сырыми, упали урожаи. Да и народ какой-то стал холодный, равнодушный. Народ любит царя Берендея за его справедливость. К нему любой может прийти за судом и защитой.

Бермята — ближний боярин и правая рука царя Берендея. Царь советуется во всем с Бермятой, делится заботами, доверяет ему. Бермята, похоже, знает о неверности жены, но не хочет позора, покрывает ее.

Елена Прекрасная , его жена – хоть она и красавица, но неравнодушна к мужскому полу. То она с царем по саду прогуливается, то к Лелю ластится.

Произведение заканчивается печально. Снегурочка растаяла, а Мизгирь в отчаяньи бросился в озеро. Но после гибели героев нет чувства безысходности.

Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд! Мороза порожденье -

Холодная Снегурочка погибла.

Пятнадцать лет она жила меж нами,

Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Жизнь продолжается. И Берендеи радуются теплу летнего солнца.

Второстепенные герои:

Радушка и Малуша – слободские девушки, подружки Купавы.

Брусило, Малыш, Курилка – слободские парни

Бирюч.

Слуги Мизгиря.

Слобожане: старики, старухи, парни и девки.

Масляница - соломенное чучело.

Леший.

Бояре, боярыни, гусляры, слепые, скоморохи, отроки, бирючи, берендеи всякого звания, обоего пола.

Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...