Анализ кульминации рассказа «Челкаш» (Горький Максим). Анализ произведения «Челкаш» М. Горького Что описывает автор в рассказе челкаш


Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». Повествование построено на противопоставлении Челкаша (опытного и ловкого вора и пьяницы со стажем) и Гаврилы (молодого безработного крестьянина). Остановимся подробнее на анализе образа последнего.

Гаврила – коренастый деревенский юноша. Он потерпел крах, пытаясь заработать в городе, чтобы прокормить себя и свою мать. Теперь ему оставалось только возвращаться домой, жениться на состоятельной невесте и стать батраком. Челкаш сразу же невзлюбил его за силу и здоровье, которые излучал молодой человек: «...возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки...», при этом главного героя с первого взгляда привлекло добродушие и доверчивость крестьянина.

При этом Гаврила труслив – соглашаясь на дело с вором-контрабандистом, он предстает перед читателем трусом. Ему страшно до слёз, он не хочет доводить дело до конца и хочет, чтобы Челкаш отпустил его. Уже здесь видно противопоставление бесстрашного и, главное, свободного пьяницы-авантюриста запуганному невольнику своей жизни. Челкаш убеждает довести дело до конца, но далее сущность героя раскрывается для читателя в новом свете.

Гаврила получает малую часть от всей выручки и в его душе просыпается алчность. Бедного крестьянина охватывает бесконтрольное чувство жадности, при этом он ощущает себя слабее своего напарника, падая на колени и вымаливая у него деньги. Он зависим, в отличии от Челкаша, зависим от своего состояния, зависим от своих страстей (от жадности), зависим от едва ему знакомого пьяницы. Эмоции, которые возникают у несчастного человека, толкают его на необдуманный поступок – он бросает камень в Челкаша. Его метания – он то убегает, то возвращается и горько раскаивается в соделанном – вновь свидетельствуют нам о слабости его личности. Он и здесь не может быть последователен. Пугливость, трусость – вот немощь его человеческой души.

Важно сказать о том, как сам Челкаш видит своего напарника. Он не понимает, как можно так измучить себя ради денег, жалость к бедному человеку сочетается с отвращением к подобному видению мира. Челкаш чувствует своё превосходство над Гаврилой, он называет его "молоденьким теленком" и "дитятком". Он отдаёт деньги крестьянину, понимая, что такую душу уже ничто не исправит. Именно в сравнении Челкаша и Гаврилы мы понимаем всю мелочность и подлость второго.

Отсутствие собственного достоинства, стойкости характера и моральных ценностей, пугливость и жадность Гаврилы – вот те качества, которые подчеркиваются М. Горьким. У него отсутствует та жажда свободы, которая присуща Челкашу, поэтому, несмотря на то, что в конце большая часть денег остается у Гаврилы, именно Челкаш выходит из маленькой драмы на берегу моря победителем.

В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности, в которой сочетается одиночество и свобода, вызов обществу и его законам, конфликт главного героя и героя-антагониста – эти черты романтизма находят своё отражение и в рассказе «Челкаш».

Вариант 2

В своем произведении (Челкаш) Максим Горький уделяет особое внимание личности и внутренней оболочки человека, раскрывает перед читателем то, насколько внешняя оболочка бывает обманчива. Главная тема романа – противостояние двух героев, Челкаша (вора и пьяницы) и безработного обычного крестьянина Гаврилы.

Гаврила – это крепкий, здоровый парень, с русыми волосами и широкими плечами. Заработать на Кубани не получилось, и он снова был вынужден вернуться к себе обратно в деревню. После смерти своего отца, Гаврила был вынужден пойти работать батраком, чтобы прокормить себя и мать. У юноши добрый нрав, красивая внешность и открытый взгляд. Именно за это и он был неприятен Челкашу. Хотя, с другой стороны, ему нравилась простота и добрая душа Гаврилы.

Их встреча произошла совершенно случайно. Спор между ними о ловкости и смелости привел к тому, что молодой юноша соглашается пойти на «темное дело» с вором-контрабандистом. Именно этот случай полностью обнажает всю сущность и натуру Гаврилы. Он оказывается обычным трусом.

Гаврила испытывает панический страх и всячески пытается избежать происходящего. Но Челкаш убеждает Гаврилу довести задуманное до конца. Получив небольшую сумму, молодого человека захватывает чувство жадности и алчности. Он падает перед Челкашом на колени и начинает умолять дать ему еще денег. Этот момент показывает всю внутреннюю сущность Гаврилы, он зависим от обстоятельств и собственной жадности.

Юношу так сильно терзают вспыхнувшие эмоции, что он от безысходности, не задумываясь, бросает камень в Челкаша. Слабость личности заключается в постоянном смятении и собственной слабости. Молодой парень то трусит и убегает, то вновь возвращается и раскаивается в содеянном. У Челкаша же возникают двоякие чувства к Гавриле. С одной стороны это жалость и непонимание, как можно ради денег так терзать себя. С другой стороны, ему противно это состояние человеческой души. В конце концов он отдает большую часть денег Гавриле. Челкаш понимает всю мелочность и подлость натуры молодого человека.

Образ Гаврилы – это сущность мелочного, подлого и жадного человека, у которого отсутствует чувство собственного достоинства и моральных ценностей. Он полностью зависим от собственных желаний и обстоятельств. Трусость и слабость, вот главные черты Гаврилы.

Сочинение про Гаврилу из произведения Челкаш

Рассказ Максима Горького «Челкаш» повествует о воре. Григорий Челкаш хорошо знаком людям, которые живут на побережье. Все его знают как заядлого пьяницу и смелого вора.

Гаврила, обычный крестьянский мужик. В рассказе Горького он предстаёт перед читателем, как славный парень, который трудится для того, чтобы содержать маму и дом.

Такие два разных человека встречаются совершенно случайно. Между ними разыгрывается спор, кто лучше и ловчее. Челкаш решает взять Гаврилу на дело. Для этого он угощает парня в таверне и тем самым входит в доверие к нему. Челкаш для Гаврилы становится кем-то вроде хозяина. Он чувствует в Григории силу, начинает доверять ему и Гаврила проникается к нему некоторым чувством благодарности и подчинения.

Во время того, когда мужчины плывут воровать, Гаврилу много раз охватывает страх. Здесь читатель понимает, что этот «славный парень», простой крестьянин, на самом деле трус. Гаврила просит у Челкаша отпустить его. Из-за чего в лодке возникает шум и их чуть не настигают хранители порядка. Но все обходится успешно, дело завершается, и мужчины плывут сбывать свою добычу.

Гаврила, который трусил и робел перед морем, увидев сколько денег получил Челкаш за ворованную вещь, начинает размышлять о том, сколько бы он смог сделать на своей земле, будь у него столько денег. Тут в «славном парне» просыпается самый страшный человеческий порок – жадность. Автор рассказа описывает возникшее чувство в Гавриле как очень будоражащее, возбуждающее и раскрывающее в человеке все самое ужасное, что только может быть.

Челкаш хоть и вор, но слово свое сдержал и дал Гавриле денег. Но герою этого показалось мало. Тогда Гаврила решил выпросить у Челкаша все деньги. Драма, которая разыгралась на берегу моря между двумя людьми, показывает читателю последствия жадности. В данном рассказе Гаврила готов был убить человека, только бы получить все деньги за украденную вещь.

В начале рассказа Максима Горького «Челкаш» Гаврила предстаёт обычным крестьянином, который занимается землей и работает, чтобы прокормить семью. Но впоследствии автор открывает в этом герое самые низкие и ужасные человеческие качества такие, как трусость, жадность и злость.

Данный рассказ учит читателя тому, что человек должен быть честным, уметь жить по средствам и находить хорошие стороны в своей жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Жизненный путь - это постоянный выбор сочинение 11 класс

    Выбор является символом свободы. Глубоко внутри нас есть жажда и потребность в независимости. При выборе всегда полезно следовать логике наших устремлений и позиций, чтобы мы могли быть ближе к цели.

  • Сочинение Природа в повести Распутина Прощание с Матерой

    «Прощание с Матерой» - произведение, созданное В. Распутиным в 1976 году и не утратившее своей значимости до настоящего времени. В нем подвергаются обсуждению связи личности с первозданным миром

  • Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

    Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

  • Анализ Лошадиная фамилия сочинение по рассказу Чехова

    На мой взгляд, Чехов в своём рассказе «Лошадиная фамилия» раскрыл несколько проблем, даже скорее несколько ярких свойств людей. Я попробую их вычленить из рассказа, который несомненно вызывает юмор и улыбку даже у самых грустных людей.

  • Просыпаюсь я обычно рано около 7 часов утра. Заправляю кровать, умываюсь и делаю зарядку. После этого завтракаю и отправляюсь в школу.

Их несходство проявляется прежде всего во внешнем виде. Гришка Челкаш, «старый травленый волк заядлый пьяни­ца Он был бос, в старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в фязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, от­крывавшем его сухие угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». Весь вид Челкаша был хищный, автор сравнивает его со степным ястребом, взгляд его острый, глаза холодные. Гав­рилу же автор описывает так: «… молодой парень в синей пест­рядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и оборванном рыжем картузе. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с за­горелым и обветренным лицом и с большими голубыми глаза­ми, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно».

Внешность отражает жизненную опытность Челкаша и наи­вность Гаврилы.

Первая реакция Челкаша: «… ему сразу понравился этот добродушный здоровенный парень с ребячьими светлыми гла­зами».

Что же привело к такой страшной ссоре между героями?

Представление о свободе у героев разное, у Гаврилы - быто­вое, примитивное, «делай - что хошь». Челкаш не комменти­рует его слов, но предварительно сплевывает. Можно догадать­ся, что у него другие представления.

Разница в мировоззрении очевидна и тогда, когда герои до­говариваются о деле. «Парень смотрел на Челкаша и чувство­вал в нем хозяина». Челкаш же испытывал смешанные чувства: «Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала ис­пить ему, Челкашу. И все чувства слились у Челкаша в одно - нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».

Итак, роли распределены. Далее герои сопоставляются в от­ношении к морю. Гришка, «вор, любил море. Его кипучая не­рвная натура, жадная на впечатление, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной».

Гаврила же о море сказал так: «Ничего! Только боязно в нем». Ясно, что и в этом они противоположные натуры.

Трусливость Гаврилы очевидна в море на фоне бесстрашия Челкаша. Гаврила помогает совершить кражу. На обратном пути они разговаривают о крестьянском труде. Челкаш пережил странные для читателей эмоции, «раздражающее жжение в гру­ди», автор приоткрывает читателю прошлое Челкаша. Именно это прошлое и притягивало его к Гавриле.

Отношение к деньгам - еще одно различие между героями. «Жаден ты», - говорит Челкаш Гавриле. Его же, Челкаша, пред­ставление такое: «Разве из-за денег можно так истязать себя?»

  1. Новое!

    Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве. Рассказ открывается детализированным...

  2. Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих телег...» Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого...

    У Максима Горького с раннего детства была тяжелая жизнь “в людях”. Он работал в разных местах, что позволяло ему наблюдать за жизнью людей, за их судьбами. Его интересовало все, что происходило в России. И, по мере возможности, он старался во всем участвовать....

  3. Новое!

    Стоит заметить, что поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема...

Рассказ «Челкаш» относится к ранним романтическим произведениям М. Горького. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 – начале 20 века.
Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».
В центре повествования рассказа (1895) два героя, противопоставленные друг другу. Один – Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью. Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».
По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
Челкаш родом герой из деревни. Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа – Гаврила. Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни.
Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» - Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать.
Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену».
Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».
Отличается и поведение этих героев на море. В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки...»
Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне.
Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. «Молодой телок» раздражал Григория, он чувствовал «чужеродность» Гаврилы, не принимал его жизненной философии, его ценностей. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему.
Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу. Позже, не решившись на это, Гаврила умоляет Челкаша отдать ему все деньги – с таким богатством он будет в деревне жить припеваючи. Ради этого герой валяется в ногах Челкаша, унижается, забывая про свое человеческое достоинство. У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение. И итоге, когда ситуация несколько раз меняется (Челкаш, узнав новые подробности, то отдает, то не отдает Гавриле деньги, между героями завязывается серьезная драка и так далее), Гаврила получает деньги. Он просит прощения у Челкаша, но не получает его: слишком велико презрение Григория к этому жалкому существу.
Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил.


Рассказ «Челкаш» это раннее творчество М. Горького. Работу над рассказом Горький закончил летом 1894 года. Но творение увидело свет только в 1895 году, было напечатано в журнале «Русское богатство» в июньском номере.

Толчком для написания рассказа послужила история, услышанная автором в больничной палате в городе Николаев. М. Горький в этом рассказе затрагивает главную проблему того времени. В 1890-е годы людей поглощала нищета и рабство, таких людей называли босяками. Автор не испытывал к ним чувство жалость или отвращение. А видел их как свободолюбивых, способных сострадать судьбам таких же обездоленных людей. Горький неплохо знал бытие бедняков, от которых отворачивается социум. Ведь он сполна хлебнул такой участи, в ранней юности и его называли «босяком».

Необходимо подчеркнуть, что вся сюжетная линия, повествованная в рассказе, разворачивается на фоне романтического морского пейзажа. Автор не просто разбавляет рассказ красивым морским ландшафтом, он с помощью этого отображает внутренний мир и характеры героев. Горький делает подробное описание порта, как бурлит в нём различного рода работа, которая поглощает человека своими рабскими условиями.

Главными героями рассказа являются два деревенских парня, Гаврила и Челкаш, которые стремятся отыскать свободу. Челкашу удалось вырваться из деревни, и он отправился в город, где ощущает себя свободным и не зависимым ни от кого. А Гаврила очень был зависим от своего тестя, и ему остаётся только мечтать о свободе. Главных персонажей рассказа автор показывает как две противоположности. Они не похожи ни внешне, ни в манере поведения.

М. Горький делает огромный акцент на портрете Гришки Челкаша, заядлого пьяницы, смелого и искусного вора. Челкаша писатель отображает как ястреба, который хищно и с опаской смотрит на окружающих, но в нём есть романтические нотки. Гаврила в свой черёд автор отображает довольно простоватым, деревенским парнем с доверчивым взором.

Положительным персонажем рассказа автор делает вора и бродягу, Горький отображает что элита того времени подавляет и поглощает любые проявления человеческого потенциала. Им по нраву люди гавриловского склада ума, с рабским и посредственным мышлением.

Подробный анализ

Рассказ «Челкаш» относится к ранней прозе Максима Горького. Он был написан в 1895 году. Реализм разбавлен элементами романтизма: авантюрностью, экзотическим пейзажем, одиночеством.

Челкаш относился к классу босняков. Эта группа сформировалась в последней трети XIX века. Эти люди жили бедно, так как не ставили целью в жизни накопление богатств. Но они были счастливы. Именно это и привлекало Максима Горького.

Челкаш был вором. Он зарабатывал на жизнь тем, что грабил корабли. Бродяжничество и воровство часто становилось профессией героев романтических произведений.

Челкаш был родом из деревни. Из этой же деревни происходил его товарищ Гаврила, который хотел разбогатеть и не в чем не нуждаться. У Челкаша и Гаврилы были разные цели, поэтому они не были хорошими друзьями. Челкаш предложил Гаврииле отправиться в совместное плавание с целью грабежа. Это событие и станет для них испытанием.

Плавание прошло успешно, поэтому Челкаша удалось продать все награбленное. Он принес деньги к другу и решил, отдать ему большую часть, так как Челкашу жаль его. Это характеризует главного героя как милосердного, доброго и великодушного человека.

В этой ситуации открывается и лицо Гаврилы. Он признается, что раньше хотел убить Челкаша и забрать все деньги себе, так как той суммы точно бы хватило на сытую жизнь в деревне. Это характеризует его как подлого, мерзкого и жестокого человека, к тому же и не очень умного, раз он раскрыл свой замысел.

После этого мнение Челкаша меняется. Коллега вызывает у него лишь омерзение. Челкашу не хочется делиться с подлецом. В это время Гаврила теряет любое самообладание и умоляет Челкаша отдать ему все деньги. Он полностью потерял свое человеческое достоинство, поэтому бросался в ноги человеку, которого еще вчера хотел убить.

Никакие слова не могут повлиять на Челкаша. Омерзение, которое вызывает в нем этот падший человек, выше всего на свете. Гаврила остается не с чем.

Максим Горький не случайно выбрал сословие босняков для своего произведения. Он хотел показать, что действительно достойные, добрые, мягкосердечные люди (Челкаш) могут становиться изгоями в обществе, а злые, гадкие, с низменными потребностями могут получить признание, стать чьим-то другом, жить в обществе, которое их принимает (Гаврила). Таким образом, литератор выражает несовершенство современного ему общества.

Вариант 3

Известный писатель Горький славится многими своими замечательными работами, одной из которых является рассказ «Челкаш». Написано данное произведение было в 1895 году. В основу рассказа заложена история о человеке, который является вором, и общество его не воспринимает. Понятие «антитеза» раскрыто максимально понятно, читатель может сравнить двух основных героев рассказа Гаврилу и Челкаша. Герои являются деревенскими людьми, которые пытаются найти свободу. Челкаш сумел оторваться от деревни и уезжает в город, где начинает чувствовать свою независимость и свободу. А вот Гавриле только остается думать о свободе, ведь вырваться он не может и зависит от своего тестя.

Горький старается практически во всем показать разницу между двумя героями. Читая данный рассказ это можно заметить в описании внешности, манеры поведения героев. Автор сравнивает Челкаша с ястребом, который хищно смотрит на окружающих людей.

Гаврила в свою очередь полностью противопоставлен Челкашу. Горький описывает Гаврилу как очень простого человека из деревни с доверчивым взглядом. Естественно такой человек как Челкаш ощущает своё полное превосходство над сельским парнем.

Произведение состоит из трех частей и пролога. В начале рассказа очень хорошо показан порт, в котором люди работаю за гроши.

Исходя из характера Челкаша, становится ясным, что такой тяжелый труд в порту не для него, тем более за мелочную зарплату. Челкаш решает заниматься контрабандой и в роли напарника зовет Гаврилу. Гаврила очень боится криминальных деяний, но понимает, что это его шанс заработать деньги и обрести свободу.

Понятие свободы у людей, занимающихся подобной деятельностью несколько другое, нежели у простых людей. Горький дает понять, что в море Челкаш по настоящему чувствует себя независимым и свободным, красиво описывая морскую красоту. Именно в таких моментах можно увидеть, что Челкаш имеет много хороших качеств, но в тоже время и рассмотреть больше ничтожности в Гавриле.

Сам по себе Гаврила труслив и просто до смерти боится участвовать в незаконных делах. Он готов убежать, скрыться от Челкаша, но все меняется. Когда Гаврила увидел много денег у Челкаша, он стал жадным и опасным. В строках рассказа отчетливо видно перемены в данном персонаже. Для Челкаша это всего лишь деньги, которые он любит с легкостью и без жадности тратить.

От вида денег Гаврила задумал убить коллегу, но и здесь Горький показывает, что он настолько ничтожен и слаб, что даже не смог как следует ударить напарника. С раной на голове, Челкаш отдает все деньги подлому Гавриле, и герои расходятся в разные стороны.

Читая данный рассказ, изначально можно проникнуться жалостью к Гавриле из-за его бедности и никчемной жизни. Но ближе к концу произведения мнение меняется и видно, что даже такой человек как Гаврила способен на предательство при виде денег.

  • Сочинение по картине Кустодиева Масленица 5, 7 класс описание
  • История создания пьесы На дне Горького

    Несомненно, мечтой любого драматурга является создание нетленного произведения: такого, которое не просто заденет чувства и эмоции современников, но которым будет восхищаться еще много поколений людей после смерти автора.

  • Сочинение Примеры материнской любви из литературы

    В художественной литературе можно найти огромной количество произведений, в которых проявляется материнская любовь. Бывают различные проявления любви: от бесконечной

  • О босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

    Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, - вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

    В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе : перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

    Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой» , «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные» : всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

    Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами» , которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы» , но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

    Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа . Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня» . Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их» .

    Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела» , участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу» , зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

    Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство» , которое очищало душу «от житейской скверны» . Пейзаж моря , данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

    Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба» , но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

    Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!... И блудить-то не умеешь!»

    В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

    • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
    • «На дне», анализ драмы Максима Горького
    Выбор редакции
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

    К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
    Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
    Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
    Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
    Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...