Анализ «Война и мир» Толстой. Анализ эпизода «Небо Аустерлица» из романа «Война и мир Анализ отрывка из войны и мира


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Анализ эпизода Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года. Шенграбенское сражение. Глухова Т. И. г. Электросталь

Вступление Анализ эпизода- это один из приёмов композиционного анализа. Такой анализ требует пристальное рассмотрение текста, выяснение мотивов поступков героев, выявление авторского отношения к изображаемому. При анализе эпизода совершается переход от внимательного чтения к освоению концепции произведения, к осмыслению авторской позиции. События, над которыми предстоит размышлять при анализе данного эпизода, составляют содержание второй и третьей частей первого тома романа Л. Н. Толстого « Война и мир»

Л. Н. Толстой " Война и мир"

« Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?» 1. Ради чего ведётся война 1805 года? 2. Каково отношение к ней героев романа? 3. Как ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны? 4. Рассмотрите схему и ответьте, что думают о войне герои романа?

Что думают о войне 1805 герои романа? Князь Болконский Пьер Николай Андреевич Светские женщины Болконский Война 1805 года Салон А. П. Шерер Николай Ростов Марья Болконская

«Ну для чего вы идёте на войну?» Почему идёт на войну князь Болконский? Признаёт Наполеона «величайшим человеком»,им движет честолюбивое желание стать великим, ему невыносим « заколдованный круг», из которого он не может вырваться: « гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество»

Что думает о войне Пьер? Пьер « революция была великое дело» « помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире..это нехорошо»

Николай Ростов война Николай Андреевич Болконский одиночество « кукольная комедия » народное страдание « русские должны умирать или побеждать» Княжна Марья Лиза Герои романа о войне 1805 г

Как встретили известие о войне в салоне А. П. Шерер? Приветствуют войну против « гидры революции, которая теперь ещё ужаснее в лице этого убийцы и злодея»- Бонапарта

Изображение войны 1805 года. Прочитаем страницы, рассказывающие о войне 1805 г., и попробуем разобраться, как изображает военные события автор, изменилось ли отношение героев романа к войне 1805 г. после непосредственного участия в ней?

ПЕРВАЯ КАРТИНА ВОЙНЫ Смотр в Браунау Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года? Какова была цель смотра под Браунау? Как ведут себя герои этого эпизода? (Кутузов? командир полка? Тимохин? Долохов?) Что показал и чем закончился смотр? Какое слово часто встречается на страницах, посвящённых описанию войны 1805 г., и что оно может символизировать?

Смотр в Браунау обнаруживает и бедственность положения русской армии, и терпеливую выносливость русских солдат, и тщетность попыток представить эту войну как обдуманно и нормально совершающийся поход. Бедственность положения солдат усилена тем, что они не понимают, зачем, ради чего ведётся эта война, не представляют, кто враг и кто союзник Итоги смотра

Как ведут себя во время смотра его участники? На войне люди проявляют себя так же, как и в мирной жизни, – только ярче выступают их характеры. Кутузов видит не безликую массу солдат и офицеров, Он выделяет отдельных солдат и офицеров. В строю он видит Тимохина, называет его « измайловским товарищем».

« Сцепление эпизодов» Слово « неясно» то и дело мелькает на страницах второй и третьей частей I тома. В трагический символ сольётся эта неясность в тумане Аустерлица. А пока потерянность дана в солдатском разговоре. Найдите и зачитайте разговор двух солдат. Как в их разговоре отразилась потерянность всего происходящего?

Разговор солдат « - А что, Федешоу!.. Сказывал он, что ли, когда сраженье начнётся? Ты ближе стоял? Говорили все, в Брунове сам Бунапарт стоит. - Бунапарт стоит! Ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется»

Подводим итог анализа эпизода « Смотр в Браунау» Смотр заканчивается песней. Почему? Душевная приветливость, естественность Кутузова ободряюще действуют на солдат, И ВЫРЫВАЕТСЯ БОЙКО И ЗВОНКО ПЕСНЯ: « Ах вы, сени мои, сени!» Песня с её удалью и горечью лирично передаёт настроение русской армии.

Размышляем. Толстой за каждым событием, за каждой личностью видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. Прочитайте VI-VIII главы (2 часть). Толстой описывает первые бои. В этих главах –первые мазки толстовской батальной живописи. Что увлекает Толстого при изображении человека на войне? (Человек, его душевные переживания, поток мыслей в вихре боя, у черты, которая отделяет « живых от мёртвых».)

Князь Андрей. Какие изменения произошли в князе Андрее? Чем князь Андрей выделялся из среды офицеров? « в выражении лица его, в движениях не было заметно прежнего притворства « радостное чувство значительно ослабело от равнодушия австрийского военного министра» « удивление к гениальному герою(Наполеону)» «чувство оскорблённой гордости и надежду славы»

Князь Андрей Зачем князь Андрей был послан в Брюни, к австрийскому двору? Эта не была важная в стратегическом отношении победа, почему же тогда ликование охватило русскую армию? « … первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но и прогнали французов»

Вывод. Князь Андрей испытывает сложное, мучительное чувство раздвоенности, его отношение к войне вообще и к своей роли в ней изменилось. Как?

Шенграбенское сражение Расскажите о плане Кутузова и о том, какую роль в этом плане он отвёл отряду Багратиона? В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи человек. Какие фигуры нарисованы крупным планом? Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он произвёл на князя Андрея? Как Толстой рисует будущего героя? Испытывает ли страх за свою жизнь? Отчего Тушин иногда вздрагивал?

Шенграбенское сражение Жерков Долохов Князь Андрей Багратион Николай Ростов Тушин Тимохин КАК ВЕДУТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СРАЖЕНИЯ его участники? Зачитайте нужный фрагмент, сделайте вывод.

Обратимся к тексту. Что почувствовал Николай Ростов в первом сражении? « Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!.. И ещё лучше были далёкие, голубеющие за Дунаем горы…»

О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью? « Господи боже! Тот, кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!»- прошептал про себя Ростов

Николай Ростов Сравните настроение Ростова в начале боя и после ранения? Николай Ростов « Поскорее бы,- думал Ростов,- чувствуя, что наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал» « Ох, как рубану» « .. .не может быть, чтобы они хотели меня убить « близость французов казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам» « Уж не дурное ли что- нибудь случилось со мной?» « Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом»

Порассуждаем. Какое чувство охватывает нас, когда мы читаем о Ростове? Создан ли Ростов для сражений? как участник сражения, готовый рубить направо и налево, пока не грозит опасность, -презрение? раненный, попавший в тяжёлую переделку, бесконечно одинокий- жалость? « И зачем я пошёл сюда?» Николай Ростов 1805 год

Обобщим! Перед боем взгляд Ростова обращается к небу. Он осознаёт, что то, что сейчас происходит в небе, важнее происходящего на земле. Увидит небо и князь Андрей, но увидит глубже, осмысленнее. У Ростова нет того умения « сопрягать», которое есть у Болконского и Пьера. Толстой показывает страх Ростова перед боем, обращение к Богу- желание сохранить жизнь. Николай Ростов слишком погружён в себя.

Тушин Каким мы видим Тушина перед боем? Как меняется он во время сражения? Чем руководствуется Тушин во время боя? Как относятся к нему солдаты? В чём, по Толстому, причина победы? « Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра»

Тушин « Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню» Тушин занят делом, его « Я», его мысли самом себе выключены. А потому, по мнению Толстого, это «я» увеличивается в своём значении.

На батарее Тушина

Выводы В азарте боя в Тушине раскрываются именно те свойства, которые приметны были в нём раньше: ум, человечность, внутренняя убеждённость, зрелая осознанность поступков. В бою он руководствуется собственным видением и пониманием сражения. Маленький Тушин с его слабым голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом единстве, по мнению автора, одна из причин победы.

Багратион Что поразило князя Андрея в поведении Багратиона? Найдите цитаты в тексте. « Багратион только старался делать вид, что всё делалось…. согласно с его намерениями» Какое влияние оказало на солдат присутствие Багратиона? Подтвердите текстом. « .. солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживлённее»

Сравните. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин? « Рота Тимохина … одна в лесу удержалась в порядке и …неожиданно атаковала французов». А как вёл себя штабной офицер Жерков? « На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно»

Князь Андрей «Князю Андрею было грустно и тяжело» « Я НЕ МОГУ БОЯТЬСЯ Тушин о князе Андрее « До свидания, голубчик… Милая душа! «… одна мысль, что он боится, снова подняла его» «…нервическая дрожь пробежала по его спине» Расскажите, опираясь на схемы, как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский? « Но где же? Как же выразится мой Тулон?

Выводы. Поиск высокого, значительного ведёт Андрея Болконского к мечте о подвиге, который преобразил бы ход событий. Он взволнован боем, однако не только из-за честолюбивой жажды « своего Тулона», но и как русский офицер, понимающий всю сложность положения русской армии.

Подведем итог. « Всё было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Князь Андрей формирует себя по образцу вымышленного им Наполеона, но жизнь толкает его к простым людям, потому слова Тушина важны князю. Сам князь Андрей ещё не чувствует, что отвергнет выбранный им путь борьбы за личную славу и власть, не придаёт значение тому, что простые люди начинают видеть в нём своего, близкого человека. Шенграбен не бесследно исчез из души князя Андрея. Он не мог не почувствовать, что истинным героем сражения оказался Тушин. Придёт время, когда он поймёт, как выглядит истинное величие и где его искать.

Использованные ресурсы 1. Г. Н. Фейн « Роман Толстого « Война и мир» 2. В. Г. Маранцман « Виды сочинений по литературе»


Четырехтомный роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» известен каждому человеку еще со школьной скамьи. Кому-то это произведение понравилось, и он прочитал его от первого тома до последнего; кто-то был в ужасе от объема романа, который нужно освоить; а кто-то просто проигнорировал просьбу учителя прочесть роман. Тем не менее, «Война и мир» - действительно стоящее и великое произведение русской литературы, которое до сих пор изучают в школе. Эта статья призвана помочь школьникам разобраться в романе, понять его смысл и основные идеи. Итак, представляем вам сжатый анализ романа «Война и мир». Обратим внимание на наиболее важные моменты.

При анализе романа «Война и мир» можно выделить три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе - семьи Болконских, Ростовых и Курагиных.

Семья Болконских

Начнем анализ произведения «Война и мир» с семьи Болконских. Семья Болконских - это старый князь Болконский и его дети - Андрей и Марья. Основные черты этого семейства - следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма. Они очень сдержанны в проявлении своих чувств, только Марья иногда открыто показывает их.

Старый князь - представитель древней аристократии, очень строг, имеет власть как среди слуг, так и в своей семье. Он очень гордится своей родословной и умом, желает, чтобы его дети были такими же. Поэтому князь берется за обучение дочери геометрии и алгебре в то время, когда от дам подобные знания не требовались.

Князь Андрей - представитель передовой дворянской молодежи. Это очень волевой, стойкий человек высоких моральных принципов, он не приемлет человеческую слабость. В жизни его ждет множество испытаний, но он всегда найдет верный выход благодаря своей нравственности. Многое изменит в его жизни любовь к Наташе Ростовой, которая будет для него, как глоток свежего воздуха, символ настоящей жизни. Но измена Наташи убьет в нем надежду на лучшее. Однако на этом жизнь Андрея Болконского не закончится, он все-таки обретет свой смысл жизни.

Для княжны Марьи главным в жизни является самопожертвование, она всегда готова помочь другому, даже в ущерб себе. Это очень кроткая, добрая, милая душой и покорная девушка. Она религиозна, мечтает о простом человеческом счастье. Однако она не настолько мягка, может быть твердой и стоять на своем, когда унижают ее чувство собственного достоинства.

Семья Ростовых

Мастерски семью Ростовых изобразил в романе Лев Толстой. «Война и мир», анализ данного произведения продолжим рассказом об этом семействе.

Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских - это разум, а для Ростовых - это чувства. Основные черты семейства Ростовых - доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость. Помимо своих детей, с ними живет еще Соня, племянница графа, Борис Друбецкой, сын дальней родственницы, и Вера. В трудное время семья Ростовых жертвует своим имуществом и помогает своей стране выдержать войну. Старый граф, например, жертвует свои повозки для того, чтобы на них возили раненых. Эта семья - символ освобождения от роскоши материального мира.

Старый граф, отец Илья Андреевич - простодушный и добрый барин, доверчивый и расточительный человек, любит свою семью и домашние праздники, у него близкие отношения с детьми, он их во всем поддерживает.

Графиня Ростова - воспитательница и наставница своих детей, у нее с ними также доверительные отношения.

Теплые отношения, основанные на родственной любви, есть и в отношениях детей. Наташа и Соня словно лучшие подружки, кроме того, Наташа очень любит своего брата Николая, радуется, когда он возвращается домой.

Николай Ростов, старший брат Наташи - простой, благородный, честный, отзывчивый, великодушный человек. Он добр, романтичен, как и Наташа. Прощает старым друзьям Друбецким их долг. Однако интересы Николая ограничены его семьей и хозяйством. В конце романа он создает семью с Марьей Болконской, и у них выходит гармоничный союз.

Наташа Ростова, младшая из детей, - веселая, живая, непосредственная девушка, душа семьи Ростовых, в детстве пренебрегает правилами приличия, принятыми в обществе. Она некрасива внешне, но у нее красивая чистая душа, в ней много черт от наивного ребенка. Произведение построено так, что чем ближе человек Наташе, тем он чище духовно. Наташе не свойствен глубокий самоанализ и раздумия о смысле жизни. Она эгоистична, но ее эгоизм естественен, в отличие от, например, эгоизма Элен Курагиной. Наташа живет чувствами и в конце романа находит свое счастье, создавая семью с Пьером Безуховым.

Семья Курагиных

Анализ романа «Война и мир» продолжим рассказом о семействе Курагиных. Курагины - это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное - это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.

Князь Василий - честолюбивый интриган, стремящийся к богатству. Ему нужно наследство Кириллы Безухова, поэтому он вовсю пытается свести свою дочь Элен с Пьером.

Дочь Элен - светская львица, «холодная» красавица с безупречными манерами поведения в обществе, однако лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только светские приемы и салоны.

Князь Василий считает дураками обоих своих сыновей. Ипполита он смог пристроить на службу, чего с него и достаточно. Больше Ипполит ни к чему не стремится. Анатоль - светский красавец, повеса, с ним много хлопот. Чтобы он успокоился, старый князь хочет женить его на кроткой и богатой Марье Болконской, однако этот брак не состоялся из-за того, что Марья не пожелала расстаться с отцом и создать семью с Анатолем.

Мысль семейная - одна из самых важных в романе «Война и мир». Толстой тщательно изучает семейства Болконских, Ростовых и Курагиных, ставит их в ситуацию переломного времени для страны и наблюдает, как они будут себя вести. Легко сделать вывод, что будущее страны автор видит за семьями Ростовых и Болконских, высокодуховных, добрых и связанных с народом.

Мысль народная в романе «Война и мир»

Нельзя представить полный анализ произведения «Война и мир» без рассмотрения народной мысли. Эта мысль - вторая важная тема в романе «Война и мир». В ней отражается глубина и величие русского народа. Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.

Много в народе таких людей, как Платон Каратаев. Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе - символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен. Этот персонаж значительно повлиял на Пьера Безухова, на его мировоззрение. На основе мыслей Каратаева Пьер потом будет решать для себя, что в жизни хорошо, а что является плохим.

Мощь и духовную красоту русского народа показывают также многие эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.

Тихон Щербатый - еще один яркий представитель русского народа, он выражает его гнев, излишнюю, но все же оправданную жестокость.

Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий.

Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье. Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же - словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.

Русский народ неидеален, да и Толстой не стремится представить его таковым. Однако все недостатки русских людей перекрываются их поведением в военное время, ведь каждый готов пожертвовать тем, чем может, во благо своей страны, чтобы спасти ее. Рассмотрение мысли народной - один из ключевых вопросов в анализе романа «Война и мир».

Мысль духовная в романе «Война и мир»

Теперь перейдем к третьему важному вопросу в анализе произведения «Война и мир». Это мысль духовная. Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте. Они совершают ошибки, заблуждаются, меняют свои представления о жизни, но в результате приходят к гармонии.

Так, например, это Андрей Болконский. В начале романа - это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию. На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом. В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом. Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.

Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь. При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение. Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него - это бороться за счастье и благополучие русского народа.

«Война и мир»: анализ эпизода

В школе на уроках литературы при изучении романа «Война и мир» очень часто анализируют отдельные эпизоды. Их много, для примера мы сделаем анализ эпизода встречи Андрея Болконского со старым дубом.

Встреча с дубом символизирует переход Андрея Болконского от старой скучной и унылой жизни к новой и радостной.

Дуб своим внешним видом соотносится с внутренним состоянием героя. При первой встрече дуб выглядит старым угрюмым деревом, которое не гармонирует с остальным лесом. Такой же контраст легко заметить в поведении Андрея Болконского в обществе А. П. Шерер. Ему неинтересны светские беседы, надоевшие, давно знакомые ему люди.

Когда Андрей встречает дуб во второй раз, он уже выглядит иначе: дуб словно полон жизненных сил и любви к окружающему миру, на нем не осталось никаких болячек, засохших и корявых веток, он весь покрыт сочной молодой зеленью. Дерево было еще достаточно сильным и крепким, в нем был заложен высокий потенциал, как и в Андрее Болконском.

Потенциал Андрея проявился в бою при Аустерлице, когда он увидел небо; в его встрече с Пьером, когда тот рассказывал ему о масонстве, о Боге и вечной жизни; в моменте, когда Андрей случайно подслушал слова Наташи, которая восхищалась красотой ночи. Все эти моменты возродили Андрея к жизни, он вновь почувствовал вкус жизни, радость и счастье, как дуб, «зацвел» душевно. К этим переменам героя также привели его разочарования - в личности Наполеона, в смерти Лизы и т. д.

Все это сильно повлияло на Андрея Болконского, привело его к новой жизни с другими идеалами и принципами. Он осознал, в чем был не прав раньше и к чему теперь ему нужно стремиться. Таким образом, внешнее преображение дуба в романе символизирует духовное перерождение Андрея Болконского.

«Война и мир»: анализ эпилога

Чтобы представить полноценный анализ романа «Война и мир», нужно обратить внимание на его эпилог. Эпилог - важная часть романа. Он несет в себе большую смысловую нагрузку, в нем подводятся итоги, которые затрагивают вопросы о семье, о роли личности в истории.

Первая мысль, выраженная в эпилоге, - это мысль о духовности семьи. Автор показывает, что в семье главное - это доброта и любовь, духовность, стремление к взаимопониманию и гармонии, которая достигается путем взаимодополнения супругов. Это новая семья Николая Ростова и Марьи Болконской, объединившая противоположные по духу семейства Ростовых и Болконских.

Другая новая семья - это союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Каждый из них остается особенной личностью, но идет на уступки друг другу, в итоге они образуют гармоничную семью. В эпилоге на примере этой семьи прослеживается связь хода истории с отношениями между отдельными людьми. После Отечественной войны 1812 года в России возник иной уровень общения между людьми, стерлись многие сословные границы, что привело к созданию новых, более сложных семейств.

Эпилог также показывает, как изменились главные герои романа, к чему они в итоге пришли. Например, в Наташе трудно узнать прежнюю эмоциональную бойкую девчонку.

Одним из лучших произведений русской классической литературы, несомненно, является роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир», в котором автор с первых страниц подчеркивает противоестественность всяких конфликтов. Этому способствуют сцены с описанием мирной жизни в кругу родных и близких людей, всегда готовых понять и прийти на помощь. А понять, какие больше всего привлекали писателя в людях, поможет анализ эпизода «Именины у Ростовых».

Место сцены в романе-эпопее

Практически вся 1 часть первого тома посвящена знакомству с героями и сложившимися в их домах и обществе в целом устоями.

После описания знати, собравшейся в салоне Шерер, Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых. С этой семьей связана в произведении очень важная для писателя мысль - семейная, как он сам ее обозначил. И начинается знакомство с Ростовыми и повествование об их дальнейшей судьбе со сцены, в которой собираются вместе родные и знакомые. В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог. И хотя графиня, уставшая от визитов, бросает: «Ну довольно», ее слова не воспринимаются как нежелание видеть гостей. Это, в большей мере, проявление искренности и простоты - главных достоинств всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры. Вот в этом-то и заключается главное отличие Ростовых от других "дворянских гнезд", представленных в романе.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами - здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский - встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых - анализ эпизода это подчеркивает - говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Начало вечера

Граф всегда, даже в такое сложное для них время, старался устроить все по правилам - к деньгам здесь никогда не относились как к самой главной ценности в жизни. Приехавшие женщины собрались в гостиной, а мужчины отправились в кабинет хозяина: там им предстояло полюбоваться его замечательной коллекцией трубок и, естественно, обсудить политические новости, главной из которых была война. Каждый из гостей высказывал свое мнение относительно сложившейся политической обстановки, но делалось это как-то ненавязчиво и без лишних дискуссий. Особо выделялся молодой поручик Берг, который не случайно приехал на именины Наташи Ростовой (дочери) и самой графини: его прочили в женихи Вере. Часто он предпочитал молчать, наблюдая за происходящим и оценивая обстановку. Теперь же Берг увлек собравшихся рассказом о том, какое выгодное положение занимал в гвардии и как быстро продвигался по службе. При этом он совершенно не замечал, что интерес к нему скорее был вызван проявлением хвастовства и самолюбования, мало принятых в подобном кругу и вполне уместных у Анны Павловны. Это подчеркнула заключительная фраза одного из гостей, что с таким подходом к жизни Берг везде пойдет. Однако и здесь все происходило естественно, без притязаний на превосходство со стороны кого-либо из гостей или самого графа.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице - Наташе-"казаку", сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным - уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается - т.е. в целом соблюдались принятые в приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Развлечения после ужина

Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера. А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны. Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.

Так Л. Толстой подчеркивает истинно народный характер своих любимых героев в романе-эпопее «Война и мир».

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” много ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Лунная ночь в Отрадном, первый бал Наташи, охота. Все эпизоды служат общей связи романа, представляют обширное целое, но и каждый в отдельности – завершен и по-своему интересен.
Почти в начале эпизода, в котором описываются встречи князя Андрея со старым дубом, Толстой размышляет о том, что частная жизнь не зависит от политики. Эта жизнь, которая названа автором настоящей, посвящена “интересам здоровья, болезни,

Труда, отдыха. интересам мысли”. Она насыщена в каждый момент времени.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему остается.
Болконскому кажется, что его жизненный путь определен. Но может ли деятельная, кипучая натура долго оставаться вне общественных интересов. И вот уже князь Андрей, “несмотря на высказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира”, начинает возвращаться к активной жизни.
Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед.
Автор показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым стремлениям.
Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние.
Дуб, который дважды встречает на своем пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему “смысл жизни”: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадежности, в другом – символом радостной веры в счастье.
При первой встрече дуб представляется ему живым существом, “старым, сердитым, презрительным уродом”, который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью “улыбающихся берез”. Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нем, употребляет местоимения “мы”, “наша”: “. Мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!”.
Герой находит в роще то, что созвучно ему, – нераспустившийся дуб, который “один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”.
Грустные, безнадежные мысли теснились в это время в голове князя Андрея: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб. пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!”.
Внутреннюю жизнь своих любимых героев Толстой часто соединяет с жизнью природы. Такой параллелизм – характерная черта художественного метода писателя.
Вот и “мысли” дуба соответствуют мыслям князя Андрея. Первый раз проезжает он мимо него разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз – после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом и вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к серьезной государственной деятельности.
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени – все чарует незабываемой прелестью.
Заключительная часть эпизода очень важна. Князь Андрей после этой прелестной ночи, когда в душе его возникла “неожиданная путаница молодых мыслей и надежд”, видит на обратном пути тот же дуб, но уже преображенным, раскинувшимся “шатром сочной, темной зелени”. Давно забытое чувство радости испытал вдруг князь Андрей.
Он вспоминает “все лучшие моменты его жизни”, минуты душевных потрясений, которые дали ему опыт мучительных душевных переживаний (“мертвое укоризненное лицо жены”), открыли свет новой истины (Аустерлиц с его высоким небом, Пьер на пароме и ночь в Отрадном).
Особенно важно подчеркнуть здесь слово “обновление”. Действительно, поездка в Отрадное станет важнейшей вехой на пути духовных исканий князя Андрея. Он снова ощутит желание быть полезным, жить среди дорогих ему людей: “Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это.”
Эпизод еще раз дает возможность убедиться в том, как Толстой показывает способность своих героев к душевному развитию и изменению их внутреннего мира. (Этот метод Чернышевский назвал “диалектикой души”).
Таким образом, эпизод “Поездка князя Андрея в Отрадное” важен с нескольких точек зрения: он рисует одного из главных героев романа-эпопеи на важнейшем этапе его судьбы, раскрывает его сложный внутренний мир и дает представление о некоторых характерных особенностях художественного мира Толстого.

  1. Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, рекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти...
  2. Картины природы у Толстого, отмечает В. Днепров, “теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его. Положение пейзажа в романе Толстого...
  3. На страницах романа “Война и мир” Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. Утверждая определяющую роль народа, Толстой совершенно отрицает роль личности. Он убежден, что “стихийная сила...
  4. Роман “Анна Каренина” – это, как и все произведения гениального писателя, не только рассказ о семье. “Лев Толстой, – писал Стасов, – поднялся до такой высокой ноты, какой еще никогда...
  5. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть,...
  6. В ней слезы и радость, слабость и сила, любовь. жизнь. Наташа Ростова – любимая героиня не только Л. Н.Толстого. Да разве можно не любить ее! Она завораживает сразу, и...
  7. В канун 1860-х годов Л. Н.Толстой задумал роман, в центре которого будет декабрист. Автор почувствовал необходимость дать развернутую биографию декабриста на фоне общего состояния русской жизни, ее изменений в первые...
  8. Настала пора обобщающих картин жизни, освещенной новым взглядом на нее. Роман “Воскресение” был закончен в 1899 году. Сравнительно с “Войной и миром” и “Анной Карениной” это был новый, открыто социальный,...
  9. Уникальность романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого “Война и мир” заключается в том что это произведение одновременно является и философским, и историческим, и психологическим. На страницах романа перед читателем ярко раскрываются все...
  10. Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести...
  11. Из эпилога романа мы ничего не можем узнать о будущем Нехлюдова. “Дело его с Катюшей было кончено. Он был не нужен ей, и ему это было и грустно и стыдно....
  12. Одним из первых партизанских отрядов в тылу врага командовали Денис Давыдов и Долохов. Толстой показывает, что среди партизан самым незаменимым и необходимым человеком был Тихон Щербатый, который оказался мастером на...
  13. Когда роман Толстого вышел в свет, далеко не вся критика была в восторге от этого произведения. Один из участников битвы писал, что он не мог “без оскорбленного патриотического чувства дочитать...
  14. Лев Николаевич Толстой является одним из самых выдающихся русских писателей. Его творчество представляет собой Настоящий кладезь мудрости. Глубина и сила его мысли признаны во всем мире. Красной нитью во всех...
  15. Среди героев романа Толстого “Война и мир” немалое место занимают штабные офицеры русской армии. Что связано с понятием штаба? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть людьми...
  16. В центре романа-эпопеи “Война и мир” – подлинные исторические события начала XIX века: войны и мирные переговоры, военные советы и смотры. В первой части произведения Л. Н.Толстой повествует о заграничных...
  17. В начале 80-х гг. происходит ре­шительный перелом во взглядах Толстого на жизнь, на ее нравст­венные основы, на общественные отношения. “Со мной сделался переворот, – признавался писатель, – который давно готовился...
  18. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” охватывает период с 1805-1820 годы, полные ярких, противоречивых событий. Анализируя их, автор поднимает многие философские вопросы, пытается сформулировать общие закономерности хода истории. Живой...

По теме:

«Анализ эпизода как жанр сочинения»

(по роману «Война и мир»)

Цель урока: обучение учащихся данному жанру сочинения;

научить «…правильно понимать художественный текст через

язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые

образные единицы художественного языка».

Оборудование: мультимедийная презентация.

1. Вступительное слово учителя. Известно, что материал для сочинения на литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы.

Сочинение данного жанра – это удивительно интересная и кропотливая работа с текстом. Каждый из вас сможет почувствовать себя, в какой-то степени, исследователем.

Давайте вспомним, что называется эпизодом? И что значит проанализировать эпизод?

Учащиеся . Эпизод – это часть сложного целого: он вплетён в художественную ткань произведения и бесчисленными, зримыми и незримыми нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим.

Анализ эпизода – это осмысление его идейно-тематического содержания и своеобразия художественной формы, выяснение связей данной части произведения с другими (т. е. нужно знать, что было до анализизируемого эпизода, а что после него).

- Из вышесказанного делаем вывод: чтобы написать сочинение данного жанра, нужно хорошо знать текст всего произведения. Проверить ваше знание текста поможет литературная викторина.

2.Литературная викторина по роману «Война и мир».

1. Согласно роману вы «весьма красивый молодой человек». « Гостиные, сплетни, балы, тщеславие – вот заколдованный круг», из которого вы хотите вырваться. Мнение о различных персонажей о вас не столь противоречивы. В глазах одних вы «образец всех совершенств», для других «герой, достойный своего отца и своего отечества», для третьих вы «дороже всего на свете». Вы себя узнали? (А. Болконский).

2. Кто этот человек, глядя на которого « вам казались ничтожны его интересы, так мелочен казался он сам, с этим мелким тщеславием и радостью побед, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое вы теперь увидели и поняли». (Наполеон).

3. Что вы совершенно неожиданно сказали сами себе, встретившись с Наташей Ростовой на балу. (Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой).

Учитель . Эпизод, который мы будем анализировать на уроке, называется «Ночь в Отрадном».

3. Выразительное чтение данного эпизода заранее подготовленными учениками.

4. Беседа по вопросам.

– В чем особенность разбираемого эпизода? (И природа, и люди рисуются в нём через восприятие их Андреем Балканским).

– Ребята, если бы вы были художником, и вам предстояло проиллюстрировать данный эпизод, что бы вы нарисовали? (Ответы учащихся)

- Пред художником – иллюстратором стояла сложная задача: кого изображать? Если князя Андрея, не видны будут Наташа и Соня; если их, не виден будет князь Андрей. Посмотрите, как решил эту задачу один из лучших иллюстраторов «Войны и мира» Дементий Алексеевич Шмаринов. Он изобразил Наташу, но такой, какой представлялась эта поэтическая девушка Болконскому.

Сообщение ученицы о художниках – иллюстраторах романа.

хотелось, чтобы роман «Война и мир» был иллюстрирован. По его просьбе и при его активном участии первым над иллюстрациями к роману работал художник Башилов, причем работа шла параллельно: Толстой писал текст романа, а Башилов сразу же иллюстрировал его. В личных беседах и, что особенно важно, в письмах к художнику Лев Николаевич давал очень ценные, подробные советы, рассказывал о прототипах героев романа, комментировал фотографии их. Башилов выполнил иллюстрации только к двум первым томам «Войны и мира», но издание романа с этими иллюстрациями не состоялось. Переписка же Толстого с художником сохранилась и хорошо помогла художнику Дементию Алексеевичу в его работе над иллюстрациями к роману. Первый раз Дементий Алексеевич прочел «Войну и мир» зимой 1917 – 1918 года (в это время ему было всего 10 лет). И в течение ряда лет пытался сделать иллюстрации к роману. Эти детские рисунки цветными карандашами хранятся до сих пор.

Мечта об иллюстрировании «Войны и мира» художник никогда не покидала. Но отсутствие уверенности в своих профессиональных возможностях, отсутствие достаточного жизненного опыта заставляло Дементия Алексеевича откладывать свой замысел.

В годы Великой Отечественной войны любимая книга была перечитана и перечувствована заново. По окончании войны Дементий Алексеевич счел себя вправе взяться за эту работу. И с 1953 – 1955 год художник работает над иллюстрациями к роману «Война и мир», за которые был награжден Ленинской премией.

Иллюстрация Шмаринова «Наташа в Отрадном» дополняет эпизод «Ночь в Отрадном». Будет хорошо, если вы об этом скажете в сочинении.

5 . Анализ эпизода .

У каждого из вас есть примерный план анализа эпизода. Именно он и будет положен в основу нашего сочинения. Не забывайте делать пометки, к концу урока у вас должен быть черновик данного сочинения.


· – Какое место занимает эпизод в развитии сюжета и композиции? Как он связан с предшествующим и последующим содержанием романа? (Это один из главных эпизодов в романе. Если бы не было этого эпизода, не было первого бала Наташи Ростовой, её любви к Андрею Болконскому, её встречи с тяжело раненным, обречённым на смерть и всегда любимым человеком. Не было бы многих сцен, без которых гениальная эпопея просто немыслима).

· – Какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду? 1. Разочарование князя Андрея в мечтах о славе (том 1, часть 3, глава 19).

2. Смерть жены (том 2,часть 1, глава 9).

3. Жизнь князя Андрея в деревне, его занятия (том 2, часть 3, глава 1).

(Последние два года князь Андрей находился безвыездно в деревне. Провел преобразования в деревне, читал много самых разнообразных книг, «следил за внешними событиями мира», занимался разбором неудачных для русской армии кампаний, составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений, уделял время сыну).

- Но при всей этой занятости делами князю Андрею казалось, что жизнь его какая-то неполная, односторонняя, скучная и надежд на изменения к лучшему нет.

Вспомните поездку князя Андрея по имениям, его первую встречу с дубом. Зачитайте самые важные слова из этого эпизода.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- подумал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем,- наша жизнь кончена!»

- Да, Болконский «как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему выводу»: ничего не начинать, а доживать свое время, «не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

С такими мрачными мыслями, в подавленном настроении приезжает Андрей Болконский в Отрадное.

Расскажите о встрече князя Андрея с толпою девушек. Зачитайте портрет Наташи.

( Встретив в толпе девушек Наташу (радостную, веселую, счастливую), князь Андрей думает: «Чему она радуется?» И ему даже больно и обидно, что она, верно, не знала и не хотела знать о его существовании).

- Перечислите события, которые произошли в данном эпизоде? Кто участвует в нем и как раскрываются характеры героев?

(Гостеприимный граф Ростов уговорил князя Андрея переночевать в Отрадном. Болконскому не спалось, он отворил окно и увидел почти беззвездное небо. Болконский невольно «подслушал» разговор Наташи и Сони. Взволнованность Наташи красотой лунной ночи перевернула душу Болконского. На другой день, простившись только с графом, князь Андрей уехал).

- Проанализируем данный эпизод подробнее. Какие изобразительно-выразительные средства, с какой целью использованы в данном эпизоде?

( В описании лунной ночи много эпитетов: луна почти полная, небо светлое, почти беззвездное; олицетворений: лунный свет ворвался в комнату. Все это подчеркивает красоту лунной ночи.

В данном эпизоде употреблены неопределенные местоимения : какая-растительность, какая-крыша. Это подчеркивает, что князь Андрей все видит впервые. С этой же целью употреблены существительные, обозначающие род растений, а не вид: ряд деревьев, а не кленов или берез, растительность, а не трава или цветы).

- Каков эмоциональный пафос эпизода?

( А. Болконский ехал в Отрадное с тяжелыми, мрачными мыслями. И вдруг он увидел, почувствовал и позавидовал бурлящей жизни в Отрадном. Девушки и Наташа бегут, смеются, они счастливы. Наташа восторгается лунной ночью. Таким образом, радость, восторг, счастье – это и есть эмоциональный пафос эпизода).

- А как тема и проблема произведения получили здесь свое развитие?

( Данный эпизод – это переломный момент в жизни князя Андрея. Благодаря ночи, проведенной в Отрадном, он понял: «Нет, жизнь не кончена в 31 год…»)

- В чем же причина такой перемены в настроении князя Андрея?

(Эти перемены объясняются любовью к Наташе, хотя Князь Андрей, может быть, и не понимает этого).

- Какие события в жизни князя Андрея последовали за эпизодом «Ночь в Отрадном»?

(Вторая встреча князя Андрея с дубом (том 2, часть 3, глава 3).

Первый бал Наташи Ростовой (том 2, часть 3, глава 23).

Помолвка князя Андрея и Наташи (том 2, часть 3, глава 23).

Учитель. Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приемами создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, авторское отношение к героям, которое «спрятано» в подтексте, но легко угадывается читателем в каждом слове, - всё это и есть приёмы создания художественных образов.

А вот как проиллюстрировал данный эпизод художник А. Николаев.

А сейчас мы посмотрим фрагмент фильма С. Бондарчука по роману Толстого «Война и мир». Обратите внимание на то, какое интересное решение дал этому эпизоду режиссёр. Чем отличается фрагмент фильма от иллюстраций данного эпизода художниками?

6. Итог урока .

Ваши записи на уроке – это черновик сочинения. Кто выберет для сочинения другой эпизод, используйте план анализа эпизода.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...