Автопортреты каких художников ты можешь назвать. Автопортрет - история, рекомендации к съемке, автопортреты мировых фотографов


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Автопортрет в изобразительном искусстве

Виды автопортрета

История

Античность

Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. - ок. ), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. до н. э. - ок. до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне . Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.

Эпоха Возрождения

Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер ( -). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на «Автопортрете с гвоздикой » (1493, Лувр). Мадридский «Автопортрет » (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем «Автопортрете » художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).

Барокко

Большое количество автопортретов написал Рембрандт ( -). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.

Постимпрессионисты

Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причём всего за два года.

Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало . Она писала сама себя 55 раз.

Фотопортреты


Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов: фотографирование своего отражения в зеркале, и фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке- селфи (по современному)

Напишите отзыв о статье "Автопортрет"

Литература

Искусствоведение

Психология самовосприятия

  • Wegner DM (2003) The mind’s self-portrait. Ann N Y Acad Sci 1001: 212-225. Автопортрет личности. Психология и нейронауки приближаются к пониманию разума и сознания. Между тем, каждый человеческий разум содержит автопортрет, содержащий самооценку мыслительных процессов. Этот автопортрет полагает, что действия человека управляются мыслями и, таким образом, тело управляется сознанием. Автопортрет приводит к убеждению, что мы сознательно желаем что-то делать. Исследования показывают, что такой автопортрет является карикатурой на функции мозга, но в то же время он является основой ощущения авторства и ответственности за собственные действия.
  • Позднее автор вернулся к этой теме в своей книге «В поисках себя (личность и её самосознание)», М., Политиздат, 1984 .

Автопортреты в неврологии

  • Tielsch AH, Allen PJ (2005) Listen to them draw: screening children in primary care through the use of human figure drawings. Pediatr Nurs 31(4): 320-327. Посмотрите, как они рисуют: диагностика детей по рисункам людей. Этот обзор литературы фокусируется на методе рисования людей в качестве метода диагностики. Детские рисунки могут распознать умственные расстройства. Авторы описывают использование автопортретов для диагностики эмоциональных расстройств у детей от 6 до 12 лет. Хотя эта методика не позволяет поставить окончательный диагноз, она полезна для распознавания проблем.
  • Morin C, Pradat-Diehl P, Robain G, Bensalah Y, Perrigot M (2003) Stroke hemiplegia and specular image: lessons from self-portraits. Int J Aging Hum Dev 56(1): 1-41. Гемиплегия после инсульта и зеркальное изображение: уроки, почерпнутые из автопортретов. Больные с гемиплегией имеют разнообразные проблемы самовосприятия, которые обусловлены неврологическими поражениями представления тела, либо психологическими проблемами с восприятием собственного я.

Автопортреты в литературе

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Автопортрет

– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.
«Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова.
Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно.
«Как! Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали; потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту?» Ни одна из тех бесчисленных речей, которые он, обращая к государю, слагал в своем воображении, не приходила ему теперь в голову. Те речи большею частию держались совсем при других условиях, те говорились большею частию в минуту побед и торжеств и преимущественно на смертном одре от полученных ран, в то время как государь благодарил его за геройские поступки, и он, умирая, высказывал ему подтвержденную на деле любовь свою.
«Потом, что же я буду спрашивать государя об его приказаниях на правый фланг, когда уже теперь 4 й час вечера, и сражение проиграно? Нет, решительно я не должен подъезжать к нему. Не должен нарушать его задумчивость. Лучше умереть тысячу раз, чем получить от него дурной взгляд, дурное мнение», решил Ростов и с грустью и с отчаянием в сердце поехал прочь, беспрестанно оглядываясь на всё еще стоявшего в том же положении нерешительности государя.
В то время как Ростов делал эти соображения и печально отъезжал от государя, капитан фон Толь случайно наехал на то же место и, увидав государя, прямо подъехал к нему, предложил ему свои услуги и помог перейти пешком через канаву. Государь, желая отдохнуть и чувствуя себя нездоровым, сел под яблочное дерево, и Толь остановился подле него. Ростов издалека с завистью и раскаянием видел, как фон Толь что то долго и с жаром говорил государю, как государь, видимо, заплакав, закрыл глаза рукой и пожал руку Толю.
«И это я мог бы быть на его месте?» подумал про себя Ростов и, едва удерживая слезы сожаления об участи государя, в совершенном отчаянии поехал дальше, не зная, куда и зачем он теперь едет.
Его отчаяние было тем сильнее, что он чувствовал, что его собственная слабость была причиной его горя.
Он мог бы… не только мог бы, но он должен был подъехать к государю. И это был единственный случай показать государю свою преданность. И он не воспользовался им… «Что я наделал?» подумал он. И он повернул лошадь и поскакал назад к тому месту, где видел императора; но никого уже не было за канавой. Только ехали повозки и экипажи. От одного фурмана Ростов узнал, что Кутузовский штаб находится неподалеку в деревне, куда шли обозы. Ростов поехал за ними.
Впереди его шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами.
– Тит, а Тит! – сказал берейтор.
– Чего? – рассеянно отвечал старик.
– Тит! Ступай молотить.
– Э, дурак, тьфу! – сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторилась опять та же шутка.
В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах. Более ста орудий находилось уже во власти французов.
Пржебышевский с своим корпусом положил оружие. Другие колонны, растеряв около половины людей, отступали расстроенными, перемешанными толпами.
Остатки войск Ланжерона и Дохтурова, смешавшись, теснились около прудов на плотинах и берегах у деревни Аугеста.
В 6 м часу только у плотины Аугеста еще слышалась жаркая канонада одних французов, выстроивших многочисленные батареи на спуске Праценских высот и бивших по нашим отступающим войскам.
В арьергарде Дохтуров и другие, собирая батальоны, отстреливались от французской кавалерии, преследовавшей наших. Начинало смеркаться. На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу; на этой плотине, по которой столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и, запыленные мукой, с белыми возами уезжали по той же плотине, – на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно. так же убитыми.
Каждые десять секунд, нагнетая воздух, шлепало ядро или разрывалась граната в средине этой густой толпы, убивая и обрызгивая кровью тех, которые стояли близко. Долохов, раненый в руку, пешком с десятком солдат своей роты (он был уже офицер) и его полковой командир, верхом, представляли из себя остатки всего полка. Влекомые толпой, они втеснились во вход к плотине и, сжатые со всех сторон, остановились, потому что впереди упала лошадь под пушкой, и толпа вытаскивала ее. Одно ядро убило кого то сзади их, другое ударилось впереди и забрызгало кровью Долохова. Толпа отчаянно надвинулась, сжалась, тронулась несколько шагов и опять остановилась.
Пройти эти сто шагов, и, наверное, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное, думал каждый. Долохов, стоявший в середине толпы, рванулся к краю плотины, сбив с ног двух солдат, и сбежал на скользкий лед, покрывший пруд.
– Сворачивай, – закричал он, подпрыгивая по льду, который трещал под ним, – сворачивай! – кричал он на орудие. – Держит!…
Лед держал его, но гнулся и трещал, и очевидно было, что не только под орудием или толпой народа, но под ним одним он сейчас рухнется. На него смотрели и жались к берегу, не решаясь еще ступить на лед. Командир полка, стоявший верхом у въезда, поднял руку и раскрыл рот, обращаясь к Долохову. Вдруг одно из ядер так низко засвистело над толпой, что все нагнулись. Что то шлепнулось в мокрое, и генерал упал с лошадью в лужу крови. Никто не взглянул на генерала, не подумал поднять его.

Лекция «Психотерапия в искусстве. Искусство в психотерапии» (часть первая)

Автопортреты велик людей искусства

В действенности арт-терапии уже никто не сомневается.

Терапия искусством считает, что создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними.

С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии.

АТ положительно влияет на лечение не только серьезных, психических расстройств, но так же становится неотъемлемой частью любых тренингов и семинаров по личностному росту.

Я хочу рассказать о роли автопортрет в психологии и развитии личности. И представить автопортретирование как метод психотерапии, в частности гештальттерапии.

АП является методом такого направления, как Маскотерапия, который был создан врачом - психиатром Гагиком Микаэловичем Назлояном.

За время существования метода специалисты помогли тысячам людей с такими расстройствами, как шизофрения, органические болезни головного мозга, эпилепсия, неврозы, реактивные состояния, психосоматические расстройства и другие.

Назлоян Г.М. применял этот метод в психиатрии, Кравченко С.А. успешно адаптировал маскотерапию к психологической диагностике, консультированию и психотерапии отдельной личности и группы людей, я к тому же вижу очень гармоничную адаптацию метода Автопортрета в гештальттерапии.

Сначала немного истории Автопортрета:

Автопортрет - совершенно особый творческий продукт. Будь он завершен или же виде набросков, АП всегда вызывает особый интерес у исследователей творчества.

Серия автопортретов написанных в разные годы, может составить впечатление о жизни художника, отразить важные вехи и поворотные моменты. Они становятся своеобразными мемуарами.

Такой жанр как автопортрет появляется лишь в 16-м веке. Художники смогли не только изображать религиозные сюжеты но и запечатлевать свое собственное лицо и отражать на автопортретах свои глубинные переживания.

Сама потребность создавать собственные портреты, это возможность овладения собственной биографией, жизнью, судьбой.

Первым в истории германской (а по большому счету — и всей европейской) живописи Альбрехт Дюрер начал писать автопортреты. Рассмотренные в хронологической последовательности, они составляют уникальную историю человеческого познания себя, природы и Бога.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) писал свои автопортреты с самой юности.

Один из самых ранних был написан в 13 лет, позже была сделана приписка: «Таким я нарисовал себя по зеркалу в 1484г., когда был еще ребенком». 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то именно благодаря ему в европейском искусстве утвердится такой жанр — автопортрет.

С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто фиксировал заинтересовавший его объект — собственное лицо — и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить (как станет поступать, повзрослев).

В юношеских портретах искусствоведы прочитывают «озабоченность, взволнованность, неуверенность в себе». В них уже очевидна эмоциональная особенность, которая сохранится и во всех дальнейших автопортретах художника: ни на одном из них он не изобразил себя радостным или хотя бы с тенью с улыбки. Отчасти это было данью живописной традиции (в средневековой живописи никто не смеется), отчасти же отражало характер самого Дюрера.

В данном случае, заинтересованность в самом себе, поиск своего отражение и сущности в зеркале характеризует дальнейшее творчество Дюрера: его новаторство и неординарность техник, психологизм и индивидуальность его портретов.

«Автопортрет с остролистом» Это первый из автортретов Дюрера, написанных маслом. Всего их известно три: первый — луврский, второй хранится в Прадо (Мадрид), а третий и самый знаменитый — в Старой пинакотеке Мюнхена.

Дюреру здесь 22 года. Впервые в автопортрете его задачей оказывается не познать самого себя, а показать себя другим, как бы «предъявить» свои внешность и личность миру.

«Дюрер великолепный»: автопортрет из «Прадо» «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Между двумя автопортретами — этим и предыдущим — прошло всего пять лет, и это были очень важные годы в биографии Дюрера.

В эти пять лет Дюрер не только женился, но и прославился, не только возмужал, но и успел осознать себя большим художником,

универсальной личностью, для которой стали тесны рамки родного города, так как теперь Дюреру нужен весь мир. В этом автопортрете из Прадо, в самом взгляде Дюрера, в его спокойной и уверенной позе и в том, как его руки опираются на парапет, ощущается особое, осознанное достоинство.

Новый автопортрет — это своего рода декларация, что Дюрер больше не ремесленник (а в родном Нюрнберге художников всё еще продолжают считать представителями ремесленного сословия) — он художник, а значит, божий избранник.

Дюрер больше не согласен считает себя ремесленником-провинциалом, ограниченным условностями времени и пространства.

Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»).

Эту же тенденцию рассматривать художника не как простого ремесленника, а как универсальную личность, Дюрер доводит до логического предела в картине, которая впоследствии станет самым знаменитым из его автопортретов.

Мелкими буковками сделана надпись: „Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».

Впервые Дюрер изображает себя не в трехчетвертном развороте, а строго фронтально — так не принято было писать светские портреты, только святых.

Рисунок Дюрера с запрокинутой головой мёртвого Иисуса некоторые небезосновательно считаютавтопортетом.

Рассказывают, в «возрасте Христа» или около того Дюрер очень сильно заболел и был при смерти. Несколько дней его трясла лихорадка, Дюрер лежал измождённый, с пересохшими губами и запавшими глазами.

В тот момент все думали, что набожный художник пошлёт за священником. Но он потребовал принести небольшое зеркало, поставил его себе на грудь и, едва-едва находя силы приподнимать голову, долго всматривался в своё отражение. Это напугало близких Дюрера: возможно, они подумали, что под влиянием болезни он помешался, ибо никому еще не приходило в голову на смертном одре любоваться собою в зеркале. Когда Дюрер поправился, на основании увиденного он сделал этот рисунок.

Фрида Кало

Автор стремится проанализировать и осмыслить свое прошлое, понять значимость тех или иных событий - и делать это не для трансляции миру, а именно для себя. Примером такого типа жизнеописания служат многочисленные автопортреты Фриды Кало (1907-1954). В этих работах отражено творческое понимание и переживание своего жизненного опыта.

Фрида Кало не только яркая художница, большинство работ которой - автопортреты, но и первая латиноамериканка, ставшая завсегдатаем кабинетов психоаналитиков.

Как в этой удивительной женщине уживалась боль и красота, так и на ее картинах, которые, как правило, посвящены событиям жизни художницы, реальность переплетена с символами.

Ее автопортреты, описание удивительной и сложной жизни, в которое художница вкладывала все многообразие своих переживаний и противоречий.

Рисовать она начала в 18 лет, после того как попала в жуткую аварию. Ее тело было сильно разбито: поврежден позвоночник, сломаны тазовые кости, ключица, ребра, только на одной ноге было одиннадцать переломов. Жизнь Фриды весела на волоске, но юная девушка смогла победить, и в этом, как ни странно, ей помогло рисование. Ещё в больничной палате перед ней ставили большое зеркало и Фрида рисовала себя.

Практически на всех автопортретах Фрида Кало изображала себя серьёзной, мрачной, словно застывшей и холодной с суровым непроницаемым лицом, однако все эмоции и душевные переживания художницы можно почувствовать в окружающих её деталях и фигурах. Каждая из картин хранит в себе те чувства, которые переживала Фрида в определенный момент времени.

С помощью автопортрета она словно пыталась разобраться в себе, раскрыть свой внутренний мир, освободиться от бушевавших внутри неё страстей.

Фрида терзалась постоянными и сильнейшими болями практически всю свою жизнь. И это переживание символично воплощено в ее автопортретах.

Понимание себя, детальный анализ своего тела и судьбы, метко и лаконичны переданы в фоне ее картин.

В автопортретах проносится вся жизнь - катастрофа на дороге, годы больниц, замужество с Диего Ривера, увлеченность творческим осмысление своей судьбы, исследование самой себя, переживания измен мужа, значимые встречи, невозможность иметь детей, все более и более сложные операции, обреченность постоянно быть в клетке корсета, страсть, поглощенность красотой. Насыщенность жизненными событиями, сильнейшими эмоциональными переживаниями передана в многогранной серии автопортретов - отражении судьбы Фриды Кало.

Винсент Ван Гог

Многочисленны автопортрета Винсента Ван Гога. Кроме «харизматичного» автопортрета с отрезанным ухом, художник оставил более двух десятков собственных портретов, каждый из которых характерен именно для определенного периода жизни автора и отражает течение душевной болезни.

Прежде всего, хотелось бы отметить некоторую «зацикленность» этих работ. Ван Гог упорно обращается к одним и тем же ракурса - полупрофиль с правой или левой стороны, и одним и тем же аксессуарам - шляпа и трубка.

Возможно, этот факт сопоставим с письмами Ван Гога к брату Тео, в которых он жалуется на предчувствие происходящих перемен в себе, страшится наступающей болезни. И в этом смысле его автопортреты - то есть фиксирование своего образа на неком носителе - служило своеобразном средством связи с реальностью, удерживало художника, не давало разрушиться его представлениям о самом себе.

Ван Гог Автопортреты
Ведь именно на фоне незначительных, вроде бы, со стороны, атрибутов складывается жизнь, а память использует их как ориентиры или зацепочки. И описывая кому-либо незнакомого человека, мы характеризуем его с помощью его привычек, мелочей вроде трубки или предпочтения шляп другим головным уборам.

Винсент Ван Гог Автопортреты
Так и Ван Гог на грани безумия, осознавая свою болезнь, стремится не потерять хотя бы себя, со своими привычками и особенностями. Он сохраняет в автопортретах свои привычки и те черточки, по которым можно было бы судить о нем.

Ясперс, резюмируя свой анализ творчества Ван Гога, пишет: «Граница развития приходится на начало 1888 года, что совпадает с началом психоза. Работы, оказавшие столь большое влияние на нас и на наше время, относятся к 1888—1890 годам. В это время было написано больше картин, чем во все предшествующие годы» . Но за эти годы было написано и самое большое количество автопортретов.

Почему именно в кризисные моменты страха перед надвигающимся помешательством художник обращается к изображению себя? Вероятный ответ - в стремлении утвердить свою здоровую, контролируемую и настоящую сущность. Ван Гог боялся потеряться в болезни, потерять образ своего «Я». Сравнивая свои автопортреты, он успокаивается их сходством. В его руках оказывается иллюзия владения своим рассудком и самим собой.
«В общем, моя работа принадлежит тебе. - пишет он брату. - Я вложил в нее мою жизнь, и половина моего рассудка ушла в нее…». Но он держит в руках свой автопортрет и может ощущать себя целым, единым, не разрушенным.

А.С. Пушкин

Особое место в рисунках Пушкина занимают его автопортреты. «Он сделал с себя в три раза больше изображений, чем все его современники, вместе взятые», - отмечал Эфрос (более 60 автопортретов).

А.М. Эфрос подходил к автопортретам Пушкина как «автобиографии в рисунках»
«Его внимание к своему облику было настойчиво, и оно полно огромного смысла», считал критик

Так, Эфрос выделял два вида пушкинских автопортретов - во время работы над своим внешним обликом (к нему относятся изображения себя с усами, без усов, с бакенбардами, которые затем появлялись в наружности поэта несколькими годами позже) либо - внутренним миром.

По мнению Эфроса, «автопортреты Пушкина имеют огромную документальную ценность. Это наиболее надёжные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика». Соглашается с Эфросом и Лия Певзнер, полагавшая, что портретные рисунки самого Пушкина - «не просто документ минувшего», но и «часть биографии поэта»

Анализ автопортретной графики поэта у критика неизменно сопряжён с тщательным исследованием его биографии, скрупулезной работой с архивными данными.

Эфрос не просто сопоставляет самоизображения гения с содержанием созданных рядом с ними строк, но изучает сам жизненный период поэта и связанные с ним настроения и, лишь отталкиваясь от этого, делает попытку психологического объяснения появления автопортрета и его графических особенностей, весьма удачную.

Так, в ходе своего исследования, он выясняет, что первое пушкинское изображение себя возникает не ранее, как «с роковой даты, с 1820 года, принёсшего ему первую катастрофу». Таким образом, до своей первой ссылки.

Пушкин, изображавший многочисленные профили актрис, гвардейцев и сотоварищей, не запечатлевает собственную наружность.

Внимание к внешнему миру преобладало над вниманием к себе. Настойчивая мысль о себе появляется в период южной ссылки, когда поэт «стал для себя главным предметом волнений».

Этот настойчивый интерес к собственной личности продолжается вплоть до 1831 года, до женитьбы поэта и, по мнению Эфроса, является по сути дела «графической исповедью» и эти самоизображения всегда «сугубо интимны» .

За автопортретированием стоит желание повлиять на реальность, историю своей жизни и особенности своего внутреннего мира.

Литература:

  1. Вчерашняя Анна Дюрер: Автопортреты, как познание человека
  2. Статья Автопортреты А.С. Пушкина в критике А.М. Эфроса
  3. Эфрос А.М. Автопортреты Пушкина
  4. Эфрос А.М. Мастера разных эпох.
  5. Шалина О. С. Взаимосвязь самооценки и переживания зеркального образа

Это вступительная часть лекции «Психотерапия в искусстве. Искусство в психотерапии»

Автопортрет

(от греч. Autos – сам, франц. Portrait ,

из лат. portatore – «переносить, наносить, доставлять)

Автопортрет – графическое, живописное, скульптурное изображение художника, выполненное им самим, чаще всего с помощью зеркала. Автопортрет выражает оценку художником своей личности, своих творческих принципов. Художник может стремиться в автопортрете к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять в различных обличьях, мифологизировать свой образ и т.д.

Для нас, сегодняшних, автопортрет такой же привычный жанр, как и другие. Но еще каких-нибудь 500-600 лет назад в Европе, а в России и того меньше – лет 280 назад - автопортрет был единичным и новаторским явлением, утверждающим ценность творческой личности и ее право на память потомков.

Возникновение и развитие этого жанра связано, прежде всего, с переоценкой в XV веке самого статуса художника. Скрытые автопортреты существовали и раньше – художник изображал себя под видом второстепенного и анонимного персонажа сцены или наделял собственными чертами вполне определенный персонаж. В конце средних веков появляются уже бесспорные автопо­ ртреты, то есть индивидуализированные лица, все более многочисленные и представленные самыми разнообразными способами. Этому сопутствуют два параллельных явления: новые живописные средства, позволившие итальянским и нидерландским художни­ кам четко изображать черты лица, и подпись, которая привлекает внимание зрителя к автору произведения. А также усовершенствование и широкое использование зеркал, особенно венециан­ ских, которые с конца XIV в. ценились очень высо­ко. На любом автопортрете, который можно назвать «a specchio» («при помощи зеркала»), изображенный представлен в три четверти и устремляет свой взгляд наружу, композиция же носит асимметричный харак­тер.

Однако, как самостоятельный жанр автопортрет появляется в эпоху Возрождения, так как «Возрождение открыло человека» (Я. Бурхард).

Существует несколько видов автопортрета:

1. «Вставной автопортрет» - художник введен в групповую композицию, с отличительным знаком или без него, иногда он растворен в ситуации («скрытый автопортрет», например, «Поклонении во­ лхвов» С.Боттичелли, «Последний день Помпеи» К.Брюллова ) или выделен из нее (Д.Веласкес «Менины»).

2. «Представительный или символический авто­ портрет» - художник придает собственные черты ис­ торическому или сказочному персонажу, иногда это приводит к предыдущей формуле или же к специфи­ ческой композиции (Рогир ван дер Вейден «Св. Лука, рисующий Мадон­ ну»), а иногда оканчивается простым переодеванием.

3. «Групповой портрет» - профессиональный, семей­ ный, памятный (П.Рубенс «Четыре философа», «Автопортрет с мантуанскими друзьями»).

4. «Отдельный или естественный автопортрет» - художник представлен за работой или без профессиональных принадлежностей, фон может варьироваться от нейтрального или интерьера мастерской до более разработанного, иногда даже фантастического.

Два первых типа более древние и часто встречаются в XV и XVI вв., однако появляют­ся и позже. Два других возникли в XV-XVI в. и были развиты в XVIII и XIX вв.

Первый художник, для которого автопортрет стал знаковым жанром, - Альбрехт Дюрер (1471-1528). Его а втопортреты (Дюрер создал более 50 автопортретов) складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто.

В его автопортретах нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественным статусом. Эти тенденции достигают кульминации в автопортрете 1500 г. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника: торжественная фронтальная поза и идеализация черт, обнаруживающий сходство с Христом. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, а справа, симметрично им, написал: "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками".

Особняком стоит творчество Рембранд­ та (1606-1669), исполнившего более 60 автопортретов, которые, как и у Дюрера, являются своеобразным дневником ху­дожника и сопровождают всю его творческую жизнь. Во взгляде художника на самого себя отражаются все этапы его внутреннего развития: эксперимент – во время его раннего, лейденского периода, театрально-скрытный – в 1630-е годы, и откровенный – к концу жизни. По сути, он сам – любимая натура для работы, этюды к другим образам, созданным им в живописи и графике.

Один из любимых мотивов автопортретов - спокойный образ художника в интерьере мастерской, перед мольбертом – нашел отражение в творчестве многих художников. Наи­ более полно и в то же время просто он воссоздан Ж.Шар деном. Эта тема будет многократно повторена с различными оттенками в XIX в. вплоть до П.Сезанна и А.Матисса.

С XVIII в. почти все живописцы мыслили свои автопортреты как своего рода манифесты их стиля и темперамента (Менгс, Давид, Энгр, Коро). Позже автопортрет стал выражать образ художника (Уис тлер , Бёклин, Мейссонье, Писсарро, Моне). В авто­ портретах Курбе господствует социальный пафос, а в изображениях Ван Гога («Автопортрет с отрезанным ухом») и вплоть до Коринта и Бекмана - психологический.

Последние значительные эпизоды в истории европейского автопортрета в классическом понимании связаны с творчеством Поля Сезанна иАнри Руссо («Автопортрет-пейзаж»), чьи автопортреты носят народный, почти сказочный характер.

Накануне первой мировой войны художники-сюрреалисты и представители «новой вещественнос­ти» вновь обратились к автопортрету, но трактовали его в более критичном духе (групповой портрет Макса Эрнста «Встреча друзей», 1922 г., автопортреты Бельмера и Дикса).

Затем после долгого забвения, связанного с возраста­ющим влиянием абстрактной эстетики и стремлени­ем изображать в живописи конструктивные элемен­ ты, автопортрет появляется вновь в 1960-е гг. у живописцев Новой фигурации, поп-арта и различных реализмов. Влияние фотографии заметно в произве­ дениях Э. Уорхола и Фроманже . С конца 1960-х многие художники посвятили свое творчество исследованию собствен­ ной индивидуальности (боди-арт и «индивидуальная мифология»). Задумываясь о своей идентичности, своем теле, своем прошлом и будущем, они создава­ ли собственные образы, нередко используя фотогра­фию.

В России автопортрет как жанр искусства появился в начале XVIII в. «Автопортрет с женой» 1729 года Андрея Матвеева - скромный образ семейной пары - стал новационным явлением и как первый русский автопортрет художника, утверждающий ценность творческой личности и ее право на память потомков, и как камерный тип портрета, представляющий частного человека.

Одна из важнейших причин неразвитости автопортрета на раннем этапе истории новой русской живописи заключается в положении художника в общественной системе, в условиях его существования и в особенностях социального самочувствия. Русский живописец в XVIII веке – как бы ремесленник, он несет на себе отпечаток средневековой концепции личности – корпоративной, не выявленной в индивидуальных устремлениях, далекой от идеи самовыражения. Русский живописец в XVIII веке не чувствовал права заниматься собой.

Зато в русском романтизме в I половине XIX в. автопортрет становится заметным явлением (О.Кипренский, К.Брюллов). Но самый мощный расцвет русского автопортрета приходится на рубеж XIX-XX веков, когда в европейском автопортрете ничего интересного почти не происходит.

Этот расцвет связан с новой системой художественного мышления, где роль самого художника стала огромной, тяга к самовыражению – небывалой, к индивидуальному творческому почерку – как никогда сильной. Все эти обстоятельства поставили в центр творческого акта творческую личность, что неминуемо должно было оживить автопортрет. Автопортрет – это своеобразная декларация, творческая платформа художника. В экспозиции – репродукция автопортрета Н.Гончаровой «Автопортрет с желтыми лилиями» 1907 г. Деформация внешности, упрощенность и огрубление формы, нарочитая неправильность рисунка, вся эта «некрасивость» звучала как вызов стилизованному искусству, как протест против салонной миловидности, нередко присутствующей в женских портретах.

В автопортрете чудесным образом смешиваются, взаимопроникают автор и тема, предмет изображения и его содержание, он всегда чрезвычайно богат тайными или явными значениями, в которых важен каждый элемент, а личность изображенного раскрывается даже вопреки намерениям автора. Отсюда непрекращающийся интерес зрителя к жанру автопортрета.

В 1664 г. крупнейший коллекционер из рода герцогов Медичи, Леопольдо Козимо II, начал собирать с научной систематичностью коллекцию автопортретов. С этой целью он приобретал или получал в дар автопортреты уже известных мастеров, разыскивал портреты современников через агентов или друзей в разных странах, царствующих особ европейских Дворов, путешественников. В результате создатель коллекции раздобыл 80 картин за 11 лет. Коллекция выросла в 2 раза при его наследнике Козимо III, который позаботился о ее размещении в Галерее Уффици во Флоренции. В настоящее время коллекция автопортретов Галереи Уффици насчитывает 2 300 картин. В этой коллекции есть автопортреты русских художников (например, Б.Кустодиева, М.Шагала).


- вставной автопортрет - художник изображен в группе персонажей какого-либо сюжета,
- представительский (символический) автопортрет - художник изображает себя в образе
исторического лица или религиозного персонажа,
- групповой портрет - художник изображен с членами своей семьи или другими реальными
лицами.
- отдельный или естественный автопортрет - художник изображен один.

Естественный автопортрет в свою очередь может быть:
- профессиональный - художник изображен за работой,
ь- личностный - раскрывающим моральные и психологические черты автора,
- эротический.

Большинство автопортретов было исполнено при помощи одного или нескольких зеркал, что диктует
их основную технологическую особенно¬сть - перевернутость изображения.
Характерная особенность автопортрета заключается, прежде всего, в том, что художник «говорит»
со зрителем от первого лица. Это своего рода его живописный монолог.

Мастер Аврам. Врата Софийского собора в Новгороде.

Возникновения автопортрета непосредственно связано с развитием портретной живописи как таковой.
Древнейшими из сохранившихся автопортретов можно считать изображения художников в древнеегипетской
живописи и скульптуре. Считается, что портретное изображение скульптора фараона Эхнатона датируемое
приблизительно 1365 годом до нашей эры является автопортретом.
Встречаются автопортреты и в древнегреческой вазописи. А Плутарх упоминает, что древнегреческий
скульптор Фидий изобразил себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи
Афины в Парфеноне.
В эпоху средневековья также встречаются скульптурные автопортреты – принадлежащие скульпторам
XIV века Авраму в Новгороде и Петеру Парлержу в соборе Святого Вита в Праге.

Петер Парлерж. Автопортрет. Скульптура трифория собора св. Вита в Праге. XIV в.

Итальянский художник Джотто ди Бондоне (1267-1337 гг.) включил себя в цикл «выдающихся людей» в
росписи в церкви Кастель Нуово в Неаполе.
Но подлинное рождение портретной живописи как самостоятельного жанра, а вместе с ней и автопортрета
происходит в Эпоху Возрождения.
Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на библейские и
мифологические темы (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Б. Гоццоли, Лука Синьорелли). Так
Мазаччо изобразил себя в качестве одного из апостолов в росписи часовни Бранкаччи. А Беноццо Гоццоли
рисует себя в «Шествии волхвов», а чтобы не возникало сомнений в том, что это именно он подписывает
свое имя на шляпе. Сандро Боттичелли сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Сандро Боттичелли. Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов».

Доминико Гирландайо. Автопортрет. Деталь фрески «Изгнание Иоакима из храма».
Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.

Томазо Мазаччо. Автопортрет. Фрагмент фрески в церкви Санта Мария дель Кармине, Пиза. 1426 г.

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая
за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются
автопортреты в многофигурных композициях»
-
так характеризует автопортрет Раннего Возрождения искусствовед В. Н. Гращенков.

Лука Синьорелли. Автопортрет. Деталь фрески «Падение антихриста».
Капелла Сан Бризио Кафедрального собора Орвето, Орвето. 1499-1502 гг.

В искусстве Высокого Возрождения автопортрет свидетельствовал о возросшем общественном положении художника.

Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г.

Идеал прекрасной и гармоничной личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510 г.), безграничное могущество
мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1512 г.) – таковы ключевые образы
Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г.

Живописцы Позднего Возрождения раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности.
Таковы автопортреты Тинторетто и Тициана.

Якопо Тинторетто. Автопортрет. Деталь. ок. 1588-90 гг.

На «Автопортрете с Орацио и Марко Вечелио» изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко.
Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Тициан. Автопортрет. Ок. 1566 г.

Паоло Веронезе изображает себя под видом одетого в белое скрипача в картине
«Брак в Кане Галилейской» (1562 г).

Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Брак в Кане Галилейской».

Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Пир в доме Левия». 1573 г.

Полагают, что Микеланджело придал сходство с собственным лицом изображению содранной со святого
Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Страшный суд. Фреска из Сикстинской капеллы.
Фрагмент. (предполагаемый автопортрет Микеланджело).

Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». 1524 г.

Зыбок и изменчив «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино.

Микеланджело да Караваджо. «Медуза». 1598-1599 гг.

Откровенно эпатажна «Медуза» Караваджо (1598-1599 гг.), где художник придаёт автопортретные черты
отрубленной голове Горгоны.

Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо).

Якопо Понтормо. Автопортрет. 1515 г.

Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете
Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене.
Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк».

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с цветком.

Зачем художники создают автопортреты? Во–первых, это отличный способ получше познакомиться с собственным «я» и выразить себя, во–вторых - отточить мастерство, когда рядом нет модели.
Что перевешивает на чаше весов истории? Ведь некоторые портреты так и остались иллюстрациями к биографии, в то время как другие стали знаковыми шедеврами.

1. Леонардо да Винчи. Туринский автопортрет

Считается, что художник выполнил его в 60–летнем возрасте. Штриховка выполнена тонкими линиями слева направо - это характерный почерк да Винчи. Работа нарисована сангиной (материал, напоминающий красно–коричневый уголь) на бумаге. Идентификация проведена в XIX веке: рисунок соспоставили с портретом Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа», прототипом для которого был Леонардо.
Тем не менее, некоторые искусствоведы продолжают доказывать, что туринский автопортрет - всего лишь качественная подделка под да Винчи. Однако железных фактов в поддержку своего мнения они не предоставили.
Где хранится: Королевская библиотека в Турине.
Кстати, существует теория, что великую Мону Лизу Леонардо да Винчи срисовал с себя, предав собственным чертам мягкости. К такому мнению ученые склоняются, сравнивая красавицу из Лувра с туринским автопортретом.

2. Автопортрет Дюрера

Сохранилось 17 автопортретов немецкого мастера Ренессанса, однако самым популярным является тот, что датирован 1500–м годом.


Лицу преданы божественные, иконографические черты. Художнику на время написания было 28 лет. В то время портреты «фас» в Европе были редкостью. В Италии их практически полностью сменили работы с поворотом головы в три четверти.
К слову, Дюрер одним из первых дал толчок к переоценке статуса художника. В то время в Германии рисунок считался ремеслом, и ставить автографы на работах было не принято. Дюрер всегда подписывал картины полным именем. Кроме того, он является первым европейским художником, написавшим автобиографию, и крупнейшим мастером ксилографии.
Где хранится: Старая пинакотека Мюнхена.

3. Караваджо. Предполагаемый автопортрет в образе Бахуса


Гений реализма всю жизнь рисовал автопортреты: его черты можно узнать в лице казненного на картине «Давид с головой Голиафа», в проходном персонаже на картине «Мученичество апостола Матфея», и даже в лике медузы Горгоны. Но в главной роли он предстает только в образе Бахуса!

Где хранится: Галерея Боргезе, Рим

4. Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Написан в Арле на пике развития психологического расстройства. Картина была нарисована через несколько дней после того, как Ван Гог поссорился с другом Гогеном, запустил ему в голову стаканом, а после в приступе гнева отрезал сам себе мочку уха.
Где хранится: Частная коллекция Ниархоса, Чикаго

5. Поль Гоген. Автопортрет художника на фоне желтого Христа

Один из главных представителей постимпрессионизма и отец символизма нередко рисовал себя - как и его товарищ Ван Гог. Самые популярные автопортреты: с палитрой (1893 г), в шляпе (1893 г) и с «желтым Христом» (1889−1890 гг.). На последней за спиной мастера находится любимая работа, давшая начало символизму.
Где хранится: Музей д‘Орсе, Париж

6. Пьер Огюст Ренуар. Последний автопортрет

Потрясающий импрессионист, автор новаторского для своего времени портрета актрисы Жанны Самари, прожил долгую жизнь и на старости влюбился в юную натурщицу (об этом снят фильм «Ренуар. Последняя любовь»). На последнем автопортрете (1910 г.) живописец выглядит абсолютно счастливым. На тот момент ему было без малого 70 лет.
Где хранится: частная коллекция

7. Автопортрет Модильяни

Работы художника отличаются самобытным авторским стилем - его невозможно спутать не с кем. Как ни странно, ловелас и покоритель сердец редко рисовал себя. Широко известен только один портрет, выполненный в 1919 году, меньше чем за год до смерти автора.
Где хранится: музей современных искусств в Сан–Пауло, Бразилия

8. Френсис Бэкон, Автопортрет № 1

Среди десятков автопортретов этот - чуть ли не единственный, у которого есть туловище. Интересно, что оно «позаимствовано» у другого художника, Люсьена Фрейда (к такому выводу пришли исследователи аукциона Сhristie’s).
Этот коллега - излюбленная модель Бэкона. На сегодня триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» является самым дорогим произведением искусства из когда–либо проданных. Рекорд установлен в ноябре 2013 года на Сhristie’s: работа ушла с молотка за 142,4 млн долларов.

Где хранится: центр Помпиду

9. Автопортрет Рембрандта

Написан в 1640 году, в зените славы, когда знатные богатые голландцы буквально заваливали художника заказами. Рембрандт решил увековечить собственную состоятельность и признание: на картине он сидит в чинной позе, одетый в дорогие платья. Этой работой автор хотел поставить себя в одну линию с Дюрером, Тицианом и Рафаэлем, которых очень уважал. В целом в своих картинах он нередко «соревновался» с Тицианом: брал типичные для коллеги сюжеты и переигрывал в своем стиле.
Где хранится: Национальная галерея, Лондон
В автопортрете 1640 года повторена классическая позы персонажей Дюрера и Тициана: все они правой рукой опираются на парапет. Согласно рентгенограмме, первоначально на парапете была левая рука Рембрандта.

10. Пабло Пикассо. Автопортрет в голубой период

Испанец рисовал себя на протяжении всей жизни. Сущствуют десятки автопортретов Пикассо - от крайне реалистичных до тех, что идеально вписываются в каноны кубизма. Интересно, что на самом известном автопортрете «голубого» периода художник меньше всего похож на себя.
Где хранится: Музей Пикассо, Барселона

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...