Биография джейн остин. Страсти британского двора: придуманная любовь Джейн Остин


Английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества.

Родилась 16 декабря 1775 в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн.
Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 в. – от сентиментальных романов до Истории Англии О.Голдсмита.
В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и 1811–1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию Чувство и чувствительность и Гордость и предубеждение и написаны три последних завершенных романа –Мэнсфилд-Парк, Эмма и Доводы рассудка.
Поскольку все романы Джейн Остен публиковались анонимно, от лица некой «леди», громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили Гордость и предубеждение, а об Эмме одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт.
Впрочем, на жизнь мисс Остен ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остен в Уинчестере 18 июля 1817.
Юношеские сочинения Джейн Остен отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, Любовь и дружба (Love and Friendship), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 в. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и Нортенгерское аббатство (Northanger Abbey, опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда «готический роман» и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остен. В Нортенгерском аббатстве речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении «готических романов» и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.
Чувство и чувствительность (Sense and Sensibility, 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в Любви и дружбе, но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность – восторженность, открытость, отзывчивость – опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, – предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.
Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice, 1813) – один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остен. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. Гордость и предубеждение – роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах – комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.
В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в1803–1805, Джейн Остен написала два ни на что не похожих опуса: Леди Сюзанна (Lady Susan) – небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; Ватсоны (The Watsons) – не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. Мэнсфилд-Парк (Mansfield Park, 1814) – наиболее крупное произведение Джейн Остен, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.
Эмма (Emma, 1815) считается вершиной творчества Джейн Остен, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа – самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.
Доводы рассудка (Persuasion, опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остен, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону Мэнсфилд-Парка, а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в Чувстве и чувствительности. Новизна Доводов рассудка состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в Сэндитоне (Sanditon, опубл. 1925), работе, которую Джейн Остен предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в Гордости и предубеждении и в Эмме.

Джейн, о чем вы хотите писать?
- О любви.
- Знаете что это?
- Еще не до конца…
- Со временем узнаете. А даже если и нет… Для этого и нужно воображение.

Джейн Остин… Какое простое и мелодичное имя. Что за женщина жила под ним 42 года? В ответ лишь сухая фраза — великая английская писательница. Но этого мало! Ужасно мало для женщины, ставшей романисткой в своем строгом девятнадцатом веке! Да и кем была Джейн? Девочкой из провинциальной многодетной семьи пастора Джорджа Остина. Юной особой, проводившей свой досуг в работе по дому или за книгой. Она должна была вырасти здоровой, мечтающей о великой любви девушкой. Этакой Татьяной из «Евгения Онегина». В те времена все барышни обязаны были быть такими. Впечатлительными, наивными, слабыми, нежными, а главное — зависимыми. Мне кажется, что именно нежелание Джейн быть таковой и выделяло ее среди всех остальных. Ее мышление было современным и свободным. Ее разум не был сосредоточен на мыслях о замужестве и семейной идилии. При этом я не исключаю, что она так же как и другие девушки все же мечтала о любви. Но именно на свободомыслии и пустил корни ее талант.

Может в ее жизни была любовь, в которой она разочаровалась? А может Джейн решила, что ждать настоящее чувство можно всю жизнь, и поэтому лучше не тратить время понапрасну? Кто знает, что творилось в ее даровитой голове? Но нет ли некоторого сарказма во фразе: — «Все знают, что молодой человек, распологающий средствами, должен подыскивать себе жену. Как бы мало ни были известны чувства и взгляды этого человека в момент его первого появления перед новыми соседями, но эта истина так прочно зафиксирована в сознании всех живущих неподалеку семей, что они воспринимают новичка как законную собственность той или иной из их дочерей». То есть Джейн в какой-то степени смеялась над укладом своего времени. Мне кажется, что в число поклонников ее творчества (тайных разумеется) входило множество молодых мужчин. Уж они то с удовольствием читали те части, в которых Джейн высмеивала их «невестушек». Другую же половину ее аудитории составляли совсем юные создания женского пола. Возможно им нравился ее модный феминизм.

В любом случае, душа этой женщины остается для нас тайной. Многие факты мы могли бы узнать из ее переписки с сестрой, но Кассандра уничтожила почти все ее письма. Об увлечениях Джейн неизвестно почти ничего. Только то, что ее любимая романтическая героиня — королева шотландцев Мария Стюарт.

Что значил для нее человек по имени Том Лефрой? Это тоже покрыто завесой тайны. Известно, что Джейн очень близко дружила с его теткой — миссис Энн Лефрой. Когда молодые люди познакомились, ей было 20 лет, а ему 19. Он любил ее, но жутко стеснялся такой «большой» разницы в возрасте. Один раз даже убежал из дома, узнав, что она идет к нему в гости. Джейн не могла не чувствовать некоторого пренебрежения к себе с его стороны, и видимо поэтому в записке к Кассандре написала: — «Сегодня вечером я ожидаю от моего ирландского друга предложения руки и сердца. Я ему, конечно же, откажу». Состоялось ли это предложение? Никто не знает. Но вскоре Том с легкой душой уехал в Ирландию и женился на богатой наследнице. Потом он не раз бывал в тех местах, где жила Джейн, но никогда с ней не встречался. Он стал лордом и Верховным Судьей Ирландии, пережив свою подругу юности на 50 лет. Лишь незадолго до смерти он вспомнил об их знакомстве. Смеясь, мистер Лефрой произнес: — «Это была моя мальчишеская любовь».

Что я могу сказать об этом фильме? Он хорош, глубок и более чем приятен. Думаю, это первая стоящая внимания роль Энн Хэтэуэй. Она идеально слилась со своей героиней. Некоторое внешнее сходство у них имеется и глаза… У Энн потрясающе выразительные глаза! В них есть душа. В них есть отражение Джейн Остин. Энн постаралась на славу и это трудно не заметить.

Джеймс МакЭвой просто не мог разочаровать своих зрителей, потому что сдавать позиции он в принципе не умеет. Этот актер действительно талантлив и этого не отнимешь. У него есть миловидная внешность и обаяние, но он не расточает их просто так. Надеюсь, что бессмысленные экранизации комиксов не затянут его в болото низкопробных продуктов потребления. Как говорится, лишь бы Джеймс не пополнил ряды «дешевых артистов» с большими гонорарами. В роли Лефроя он хорош. Все эмоции, все движения души раскрыты и преподнесены очень профессионально.

Этот фильм может показаться кому то немного бесцветным, но делать выводы, основываясь лишь на своем впечатлении в данном случае нельзя. Нужно помнить, что о Джейн Остин известно совсем мало. Нужно помнить, что ее характер — тайна. Наконец мы должны признать, что о ее отношениях с Лефроем мы толком тоже ничего не знаем. Думаю, что для создателей этот фильм стал «трудным ребенком». Они делали его осторожно и очень аккуратно. Это видно и это заслуживает похвал. В биографии Джейн есть довольно много пробелов, но заполнять их по своему, категорически запрещено. С Первой Леди английской литературы нужно обращаться уважительно.

Создателям фильма можно поаплодировать стоя. Они соблюли все тонкие грани, впустив в свое повествование вихрь чувств и свежее дыхание любви.

Джейн Остин (1775-1817) – писательница, сатирик, классик английской и мировой литературы. В Великобритании она стала провозвестницей реализма, считается основоположницей дамских и семейных романов. Её произведения относятся к так называемым романам нравов, в которых современное общество описывалось с долей сатиры.

Семья

Джейн появилась на свет в английском графстве Хемпшир, в маленьком городке Стивентоне.

Её отец служил в сельской церкви пастором. Он принадлежал к кентскому старинному роду, человеком был очень образованным и широко просвещённым, хорошо разбирался в литературе. К старинному, но обедневшему роду принадлежала и его супруга Кассандра Ли. Мама была женщиной домовитой, начитанной и образованной, очень искусно она рассказывала детям сказки.

Всего в семье Остинов родилось восемь детей, у Джейн были ещё шестеро братьев и одна сестрёнка. Джейн была среди детей предпоследней. Те времена отличались очень высокой детской смертностью, но у Остинов выжили все.

Самый старший брат Джеймс был склонен к литературе, в молодые годы писал поэтические и прозаические небольшие произведения, но потом решил, как и отец, связать свою жизнь со служением в церкви. Джеймс прожил 54 года.

Второй брат Джордж был не совсем полноценным ребёнком в психологическом плане, разговаривать не научился. В семье старались о нём меньше говорить, но Джейн так любила брата, что выучила азбуку немых для общения с ним. Джордж прожил 70 лет.

Третий брат Эдвард был усыновлён родственниками Остинов, которые не могли иметь детей. Семья Найтов обеспечила мальчика широкими возможностями, из джентри (английского нетитулованного мелкопоместного дворянства) он стал дворянином. Умер в возрасте 85 лет.

Самым любимым братом Джейн был романтический и яркий Генри Томас. Он был увлекающейся личностью, довольно непрактичным и перепробовал за свою жизнь несколько профессий – солдатом уходил служить в армию, пробовал себя в качестве банкира, сначала дела его шли неплохо, но потом Генри Томас разорился. В конце концов, он так же, как и отец, принял сан и стал священником. Состоял в супружестве с Элизой де Фейд. Женщина была вдовой французского дворянина, который жизнь свою окончил на гильотине. Джейн Остин была очень дружна с Элизой, именно благодаря ей будущая писательница неплохо знала французский язык, увлеклась театром и перечитала произведения многих французских писателей (Лабрюйера, Ларошфуко, Монтеня). Любимый брат Генри Томас прожил немало – 79 лет.

Брат Чарльз Джон стал моряком, потом дослужился до британского контр-адмирала, был главнокомандующим военно-морских сил Британии в Китае и Ост-Индии. Умер в возрасте 73 лет.

Брат Фрэнсис Уильям так же, как и Чарльз Джон, начинал свой жизненный путь военным моряком, дослужился до чина адмирала флота. Из детей Остинов он прожил дольше всех – 91 год.

Но особенно Джейн дружила со старшей сестрой Кассандрой, доверяла ей все свои замыслы и секреты. Кассандра знала о своей сестре Джейн абсолютно всё, на её руках и умерла великая писательница. Кассандра не была замужем, она любила молодого священника Томаса Фаула. Он уехал в Вест- Индию, где хотел заработать средств для предстоящей свадьбы с любимой Кассандрой, но умер там от острого вирусного тропического заболевания (жёлтой лихорадки), которое передаётся укусом комаров. Кассандра до конца жизни сохранила верность любимому человеку.

К сожалению, меньше всего из детей Остинов прожила Джейн, всего 42 года. Подумать только, сколько ещё прекрасных произведений могла написать эта талантливая женщина. К тому же о писательнице известно очень мало, гораздо меньше, чем о её знаменитых братьях. Джейн не вела дневников, история её жизни сложилась из бесконечных писем и воспоминаний родных.

Именно большая семья Джейн оказала на неё влияние как на писательницу. Она вела переписку со своими родственниками, особенно с братьями и их жёнами. Из писем, которые Джейн получала от родных, она черпала материал для своих произведений.

Детские годы и образование

В семье Остинов не было достаточно средств, чтобы дать всем детям систематическое образование. Но у Джейн была сильная воля и недюжинное дарование от природы, она очень много времени посвящала самообразованию. Читала, а потом вместе с сестрой и братьями разбирала прочитанное, делая какие-то пометки в тетради.

Она была очень открытой девочкой и обладала весёлым характером. То, что папа служил священником, вовсе не означало, что в семье Остинов читали только Библию и духовную литературу. Дети любили разыгрывать спектакли с шутками, скетчами и шарадами. Больше всего им нравилось читать романы, потом обсуждать, спорить и пересказывать по памяти сцены из произведений.

О внешности писательницы в юном возрасте мнения расхожие. Её кузина Филадельфия называла Джейн совсем не хорошенькой и не естественной, капризной и чопорной. А вот брат подружки Джейн рассказывал о её привлекательности, тонкости и изящности, говорил, что она хороша собой, только щёки немного кругловаты.
Юная Джейн Остин предстала миру по рисунку, который сделала её сестра Кассандра.

Доподлинно известно, что Джейн обожала балы, веселье и наряды. В её письмах то и дело велись разговоры о кавалерах, новых фасонах платьев, модных шляпках.

Девушке не повезло с учебными заведениями. В первую женскую школу в Саутгемптоне она пошла вместе с сестрой Кассандрой, но там была настолько деспотичная директриса, что доводила учениц до нервных срывов. Здесь сёстры чуть не умерли от сыпного тифа.

Девочек перевели в другую школу в Рединге, но там директор наоборот была весьма добродушной особой, вот только знания учениц её заботили меньше всего. В конце концов, отец забрал дочек домой и сам занялся их образованием. Надо отметить, что в этом он преуспел, привив юным девушкам хороший литературный вкус и научив любить классику. Он умело руководил чтением дочерей, были изучены произведения Шекспира, Томаса Грея, Голдсмита, Томсона, Юма, Каупера, Ричардсона, Фанни Берни, Филдинга, Марии Эджуорт, Стерна.

Литературная деятельность

В четырнадцатилетнем возрасте Джейн сочинила первую шуточную пародию под названием «Любовь и дружба». Здесь она немного посмеивалась над сентиментальными и скучными героинями, которые постоянно нюхают розы и рыдают над ними, а потом каждые пять минут падают в обмороки.

А перечитав фундаментальное произведение Голдсмита «История Англии», Джейн сочинила на него пародию-памфлет. Исторический труд политолога хранился в отцовском кабинете в шкафу. Он был довольно запылённым, потому что для других детей интереса не представил, а Джейн не поленилась изучить его со всей присущей ей внимательностью и дотошностью. Как-то в гости к отцу заглянул местный доктор, и Джейн почитала ему свою пародию. Он слушал девочку долго и с интересом, потом похвалил, что она читает такие книги. Но когда узнал, что это был её собственный литературный труд, очень изумился и долго смеялся. А своим пациентам и соседям потом рассказывал, какая у священника умница Джейн: она не только разливает чай по фарфоровым чашечкам и составляет композиции из цветов, но и пишет отличные сочинения.

Джейн действительно всегда любила хозяйственные хлопоты. Несмотря на то, что семья Остинов жила уединённо и замкнуто, редко уезжали за пределы своей усадьбы, Джейн получилась девушкой с любезным и ровным нравом, на её лице всегда светилась улыбка. До конца своих дней она была любимицей всей семьи – братьев, родителей, сестры, племянников, особенно в ней души не чаял отец.

Несмотря на спокойную и размеренную провинциальную жизнь, дочь английского священника была в курсе всех мировых катаклизмов и событий, восстания, революции и войны не оставляли её равнодушной. Её юные и зрелые годы пришлись на период наполеоновских войн, восстаний в Ирландии, войны за независимость в Северной Америке и промышленного переворота в Англии. Многие родные Джейн были непосредственными участниками этих событий. Например, судьбу Элизы де Фейд коренным образом изменила Французская революция, братья Чарльз и Фрэнсис были участниками войны с Францией. Джейн переписывалась с ними и черпала отсюда бесценный материал для своих произведений.

В её сочинениях нет ни войн, ни революций, и действия никогда не выходили за пределы Англии, но всегда чувствовалось влияние того, что происходит вокруг в мире.

Творчество Джейн Остин можно разделить на два периода. С 1795 по 1798 годы она создала свои ранние романы – «Три сестры» и «Прекрасная Кассандра».

Затем наступил период романов, которые прославили её на весь мир:

  • «Чувства и чувствительность» («Разум и чувства»). Роман построен на любовных историях двух сестёр. Одна – рассудительная и сдержанная Элинор, вторая – романтичная и страстная натура Марианна. Как они по-разному воспринимают жизнь, переживают сердечные драмы и, в конце концов, обретают семейное счастье. Книгу неоднократно экранизировали.
  • «Гордость и предубеждение». Работу над этим романом Джейн начала в 21 год. Но издатели не стали публиковать рукопись, и она пролежала больше 15 лет. Когда в 1811 году с успехом вышел роман «Разум и чувства», у Джейн, наконец-то, появилась возможность опубликовать и своё первое детище. Но перед этим она его тщательно переработала.
  • «Мэнсфилд-парк». Владимир Набоков называл этот роман волшебной сказкой, историей про Золушку. Всеми забытая, одинокая и беззащитная Фанни в итоге становится женой главного героя. Но это далеко не самое лучшее произведение Джейн Остин, даже её мама считала главную героиню какой-то пресной.
  • «Эмма». В 1815 году Джейн закончила свой четвёртый большой роман. Юмористическое произведение, в котором главная героиня – молоденькая Эмма, дочь богатых родителей, пытается каким-то образом разнообразить свой досуг. Она любит помечтать, при этом уверена, что сама никогда не выйдет замуж. Эмма с азартом сватает всех своих друзей и знакомых, пытаясь устроить их личную жизнь. Но сюрпризы происходят с ней самой один за другим.
  • «Доводы рассудка» и «Нортенгерское аббатство». Эти два романа были опубликованы уже после смерти писательницы.

Произведения Остин отличаются простыми и искренними сюжетами, при этом во время чтения происходит невольное проникновение в психологию и души героев. В романах Джейн Остин непременно присутствует мягкий, чисто английский юмор. Она была первой, кто использовал в романах так называемый «взгляд со стороны» («голос автора»). Произведения Джейн Остин считаются обязательными для изучения в британских университетах и колледжах.

Её называют «несравненной Джейн». На протяжении уже третьего века английские барышни из знатных и не очень знатных семей оттачивают свои литературные познания и вкусы на романах Джейн Остин. До сих пор её произведения остаются привлекательными для киноиндустрии. В мире создано множество центров, музеев и литературных клубов имени Джейн.

Личная жизнь, болезнь и смерть

У Джейн было тяжёлое заболевание – болезнь Аддисона, следствием которой стала раковая опухоль с метастазами по всему организму. Писательница поехала лечиться в Уинчестер, там её сердце остановилось 18 июля 1817 года. Здесь её и похоронили, в Уинчестерском соборе.

Она не была замужем. В молодости у Джейн были романтические отношения с соседом Томасом Лефроем. Но их брак не состоялся. Оба были из бедных семей, а родители хотели более выгодных партий для своих детей, чтобы таким образом поправить своё материальное положение. Они расстались, а в 30-летнем возрасте Джейн объявила, что попрощалась с надеждами на счастливую семейную жизнь и признала себя старой девой.

Всю свою личную жизнь, которую бы она хотела прожить, Джейн описала в своих романах. Они непременно имеют счастливый конец и их обязательно надо читать.

В 2007 году режиссёр Джулиан Джаррольд снял фильм о жизни писательницы «Джейн Остин». Мисс английского романа сыграла актриса Энн Хэтэуэй.

Джейн Остин (другой вариант написания - Джейн Остен) - популярная британская писательница и сатирик. По мнению критиков, её романы являются выдающимися, их в обязательном порядке изучают в английских учебных заведениях.

Биография Джейн Остин будет крайне интересна всем ценителям литературы.

Краткая биография

Джейн Остин появилась на свет 16 декабря 1775 года. Её отец был небогатым священником, человеком образованным, имеющим передовые взгляды. Семья принадлежала к социальному классу джентри (английское нетитулованное дворянство). В семье было восемь детей, Джейн была предпоследней.

Её старшая сестра Кассандра стала художницей, брат Джеймс писал прозу и стихи, но избрал карьеру священника. Остальные дети из семьи Остин не завоевали популярности на творческом поприще: два брата стали моряками, а ещё один брат, Генри Томас Остин, перепробовал множество профессий, в конце концов разорился и также стал священником.

В юности Джейн была достаточно капризной девочкой. Она обожала балы, наряды и… интересные книжки. Когда она была юной, Англия постоянно воевала. Это давало будущей писательнице почву для воображения. Героические фигуры и любовь на фоне трагедий будоражили её романтическую натуру, а сюжеты она черпала из писем тех лет. Книги Джейн Остин и её литературный стиль сформировались под влиянием впечатлений её юности.

Будущая знаменитая писательница и её старшая сестра сменили несколько колледжей, а затем вернулись домой, в провинцию, где их образованием вплотную занялся отец. Он сумел привить дочерям вкус к классической литературе. Так, например, Джейн в юности зачитывалась произведениями Шекспира, без преувеличения можно сказать, что они оказали на неё огромное влияние. Кроме того, в доме семейства Остин нередко останавливались умнейшие люди Англии. Знакомство с ними благотворно сказалось на писательской карьере талантливой девушки.

Джейн Остен провела всю свою жизнь в провинции. После кончины отца она писала свои произведения, материально помогала семье. Её личная жизнь не была особенно богата событиями: она так и не вышла замуж, хотя ей и предлагали вступить в брак многие мужчины.

Её творчество подразделяется на несколько этапов. Первый этап - подростковый возраст и ранняя юность. В этот период, продолжавшийся до начала девятнадцатого века, Джейн тяготела к историческому и романтическому жанру, а также к коротким рассказам.

Но чем старше становится Остин, тем более психологически глубокими, выдержанными, философскими становятся её произведения. Самые популярные романы принадлежат именно ко второму этапу её литературного творчества. Среди них были как произведения эпистолярного жанра, так и исторические, биографические, любовные и другие. В основном это романы.

Главной целью великой писательницы было нести людям свет, просвещать читателей. Она рассказывает о людях, их отношениях, о добре и зле, о любви и предательстве. Именно поэтому литературные произведения Джейн Остин так актуальны и в наши дни, они чрезвычайно интересны для самого широкого круга читателей из всех стран мира.

Выдающаяся британская писательница умерла в июле 1817 года в маленьком городке под названием Уинчестер (Винчестер). Ей был всего 41 год. Она отправилась в Уинчестер лечиться, но умерла там на руках у сестры Кассандры. Её последний роман, который назывался «Сэндинтон», так и остался незаконченным…

Вклад в искусство

Джейн Остин совершенно справедливо считают величайшей английской писательницей. Её перу принадлежат романы, ставшие поистине культовыми. Всего Джейн написала и издала девять больших и малых произведений, ещё пять больших романов опубликованы посмертно.

Самые известные романы Джейн Остин принадлежат ко второму, зрелому периоду её творчества (с 1811 до 1816 года). Её лучшие книги, которые включены в школьную и институтскую программу различных стран мира:

  • «Гордость и предубеждение».
  • «Эмма».
  • «Чувство и чувствительность».

Еще один известный роман писательницы – «Доводы рассудка» – был опубликован уже посмертно, её сестрой-художницей Кассандрой, которая была невероятно близка с Джейн как в детстве, так и в последние годы её жизни.

Многие произведения Джейн Остин легли в основу киносценариев спустя два века после её смерти, а роман «Гордость и предубеждение» даже был экранизирован неоднократно. В экранизациях главные роли исполняли лучшие актёры англоязычных стран, а сами фильмы (несмотря на небольшой бюджет некоторых из них) завоёвывали престижные кинопремии. Многие фильмы по книгам Остин стали культовыми, и даже сейчас их называют бессмертной классикой английского и американского кинематографа.

Про саму знаменитую британку тоже снято несколько крайне успешных художественных и биографических фильмов.

Многократно Остин обращалась к истории родной страны. Она написала исторический роман «Замок Лесли», а также, будучи совсем юной девушкой, создала книгу под названием «История Англии». Историки, как правило, положительно оценивают исторические произведения Джейн за их достоверность, точность в описании деталей, а также великолепные сюжетные линии.

Обыкновенные читатели и читательницы, даже особо не разбирающиеся в литературе, неизменно обожают романы Джейн Остин за их закрученный сюжет, прекрасно выписанных персонажей, изящный стиль, а также мягкий, чисто английский юмор. Всё-таки британка была не просто хорошим автором - она была первоклассным автором.

Современным литераторам есть чему поучиться у этой талантливой девушки из английской глубинки. Простота, но в то же время благородство её слога завораживают. Она стала следующим после Шекспира реформатором английского литературного языка.

Без сомнения, Джейн Остин была великой писательницей. Однако помимо этого она была замечательным человеком: сильной женщиной, любящей дочерью. Она снискала всемирную славу лишь благодаря своему выдающемуся литературному таланту.

Выдающаяся английская писательница, сатирик, историк Джейн Остин по праву может считаться образцом и ориентиром для новых поколений юных авторов из самых разных стран мира, мечтающих добиться успеха на литературном поприще. Автор: Ирина Шумилова

Джейн родилась в семье сельского пастора Джорджа Остина и его супруги Кассандры в городе Стивентоне, графстве Хемпшир, 16 декабря 1775 года. У нее было шесть братьев и старшая сестра, которую, как и мать, звали Кассандрой. Семья была небогатой, и Джордж Остин, на плечи которого легла забота о многочисленных отпрысках и жене, вынужден был брать дополнительную работу — он принимал на дому учеников и готовил их к поступлению в Оксфорд. Джордж Остин был человеком начитанным и хорошо образованным, любовь к книгам он привил и своим детям. Джейн была очень привязана к отцу — позже эту линию отношений она перенесет и в свои романы.

Атмосфера в семье была теплой и творческой: помимо чтения книг и рукоделия, дети разыгрывали домашние спектакли, сценарии для которых придумывали сами. Джейн, обнаружившая в юном возрасте склонность к писательству, зачитывала братьям и сестрам отрывки из своих стихов и пьесок. Один из братьев, Генри, с которым Джейн была особенно близка, впоследствии взял на себя роль ее литературного агента.

Мисс Джейн Остин

Когда Джейн было 8 лет, их с Кассандрой отправили в пансион, где девочек учили языкам, танцам и музыке. В школе сестры тяжело переболели — заразились сыпным тифом. Вскоре финансовое положение семьи ухудшилось, и девочки не могли больше продолжать обучение. Их дальнейшим образованием занимались отец и братья. Джейн также черпала знания из книг, которых, благо, было предостаточно в домашней библиотеке.

В 14 лет Джейн написала пародийную комедию «Любовь и дружба», ироничное повествование о быте и нраве барышень 18 века. Тогда же она всерьез решила заниматься литературой и начала работу над романом в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан». Он повествует о вдове, которая озабочена тем, как бы удачнее пристроить дочь и самой повторно выйти замуж. Книга так и не была опубликована при жизни писательницы.

Помимо увлечения литературой, у Джейн были вполне обыкновенные интересы для молодой девушки того времени. Она любила наряды, шляпки и, конечно, танцы. В многочисленных письмах к сестре встречается множество милых деталей, вроде того, какие кружева и ленты ей удалось купить для пошива нового бального наряда. Кстати, она была отличной портнихой и позже, когда отец семейства скончался, обшивала родных и зарабатывала своим мастерством на жизнь.

О личной жизни Джейн Остин, женщины, которая создала целый мир дамского романа, доподлинно известно совсем немного. Отчасти в этом виновна Кассандра, которая после смерти сестры уничтожила львиную долю ее корреспонденции. И хотя руководствовалась она добрыми намерениями — некоторые письма содержали, вероятно, информацию слишком личного характера, для исследователей жизни писательницы это стало огромной потерей и проблемой.


Одно из писем Джейн к Кассандре

Однако об одном романе все же известно. Джейн было 20 лет, когда она встретила юношу по имени Том Лефрой. Он был родом из Ирландии, учился на юриста и приходился родственником ближайшим соседям Остин. Н азвать их отношения полноценным романом, пожалуй, нельзя. Даже по меркам конца 18-го века. Молодые люди несколько раз танцевали на балу, о чем Джейн рассказала в письме Кассандре: «Я с ужасом хочу поведать о том, как мы вели себя с моим ирландским приятелем. Представь себе все самое распутное и шокирующее, что только может быть, когда двое танцуют или сидят рядышком. Впрочем, мне представится только одна возможность еще раз показать себя, потому что он уезжает из страны вскоре после следующей пятницы, когда мы должны танцевать на балу. Он настоящий джентльмен: привлекательный, приятный молодой человек, уверяю тебя. Правда, я мало что еще могу о нем сказать, ведь мы почти не встречались, не считая тех трех балов».

В дальнейших посланиях Джейн еще несколько раз возвращалась к описанию Лефроя, рассказывала о его планах и увлечениях. Не знала она только одного: Том уже несколько лет был влюблен в сестру своего школьного приятеля, и молодые люди собирались пожениться. Вскоре после возвращения Лефроя в Ирландию они обручились.

История взаимоотношений Джейн и Тома была впоследствии приукрашена и сильно романтизирована. Судя по записям Остин, у нее были некоторые мечты относительно Лефроя. Она надеялась встретить его в Лондоне, когда их семья останавливалась там на некоторое время. Вероятно, они могли видеть друг друга еще один раз — в городе Бат, куда затем переехали Остин. Но это было уже 8 лет спустя. Том к тому времени был глубоко женат на той самой девушке, сделал неплохую карьеру, и вряд ли сокрушался о Джейн. Впрочем, по воспоминаниям его племянника, Томаса Эдварда Престона Лефроя, он однажды спросил дядю, были ли у него какие-то чувства к Остин. Том, которому на тот момент было за 50, ответил, что был влюблен в нее, однако это была незрелая, «мальчишеская» любовь. Он также чувствовал себя несколько виноватым в том, что, вероятно, позволил ей надеяться на нечто большее. Так или иначе, но к 1798-му году историю Джейн и Тома можно было считать закрытой.


Томас Лефрой

Хэпии-энда не случилось, но этот грустный опыт пошел на пользу творчеству. Джейн начала работу над романом с черновым названием «Первые впечатления», который впоследствии стал той самой, хорошо известной нам всем историей о гордости и предубеждении. Черновик был закончен в 1799-м году.

В то же время отец Джейн предпринял попытку опубликовать один из ее романов. Он отправил копию в издательство, которым владел человек по имени Томас Каделл, однако последний отослал рукопись обратно, даже не удосужившись прочитать ее.

«Нортенгерское аббатство» стало первой книгой, которую Остин самостоятельно подготовила для публикации. Первоначально Джейн удалось продать рукопись книготорговой компании за 10 фунтов, но по какой-то причине было принято решение роман не выпускать. Остин попросила вернуть манускрипт, издатель же потребовал взамен свои деньги. Джейн, которая на тот момент находилась в стесненных обстоятельствах, вынуждена была оставить книгу в распоряжении компании на неопределенный срок. Рукопись была выкуплена только несколько лет спустя, а издана уже после смерти писательницы.

Первым опубликованным романом Остин стали «Чувство и чувствительность». Генри, любимый брат Джейн, отправил оригинал издателю Томасу Эгертону, который согласился выпустить книгу. Это случилось только в 1811-м году. Роман получил хвалебные отзывы и принес Остин неплохую прибыль. К этому времени глава семьи скончался, и дети, в частности, сыновья, вынуждены были взять на себя заботу о благополучии матери и сестер. «Чувство и чувствительность» были так популярны, что Эгертон принял решение выпустить следом «Гордость и предубеждение». Книга была раскуплена практически моментально. Вслед за этим романом свет увидели «Мэнсфилд -парк» и «Эмма».

Творческие успехи, безусловно, удовлетворяли амбиции Джейн, но вот в любовной жизни царило затишье. После истории с Лефроем Остин получила всего лишь одно предложение руки и сердца. Оно поступило от друга детства Джейн и достаточно обеспеченного мужчины — Харриса Биг-Уизера в 1802-м году. Поразмыслив над своим положением, Остин ответила согласием, однако практически сразу же передумала, и на следующее утро сообщила о том, что отзывает свой положительный ответ. Более о браке она не задумывалась. Сестра Кассандра тоже так никогда и не вышла замуж. Ее жених, который отправился в военную экспедицию, чтобы заработать денег на свадьбу, погиб еще в 1797-м году.


Джеймс Макэвой и Энн Хэтуэй в фильме «Джейн Остин» (2007)

Итак, Джейн фактически объявила себя старой девой. Впрочем, она совершенно не стеснялась подобного статуса и даже специально носила чепец, чтобы подчеркнуть осознанный выбор оставаться в одиночестве. Откуда же мисс Остин черпала вдохновение, описывая страсти, кипевшие в душе ее героев? Отчасти — из книг, отчасти — из жизни своих близких. Она была очень наблюдательна, умела слушать и сопереживать. Будучи тонким эмпатом с развитой фантазией, Джейн с легкостью примеряла на себя различные роли. После оглушительного успеха первых романов наступила некоторая пауза. Второе издание «Мэнсфилд-парк» продавалось уже не так хорошо. Братьев Остин также постигла денежная неудача, и финансовая ситуация семьи стала критичной. В надежде исправить положение, Джейн начала работу над романом «Братья», успев написать 12 глав, однако завершить книгу ей так и не удалось.

На 41-м году жизни здоровье Джейн резко ухудшилось. Она ослабла, практически не могла выполнять ежедневную простейшую рутину, все реже вставала с постели. Позднее исследователи придут к выводу, что у Остин, скорее всего, был рак, который дал метастазы. Она медленно угасала и умерла 18 июля 1817 году окруженная любящими братьями, сестрами и племянниками.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...