Биография каюма насыри. Литературная деятельность каюма насыри


04.12.2009 14:09

Почему Каюм Насыри стал изгоем среди соплеменников? Когда в 1912 году исполнилось десять лет со дня смерти Каюма Насыри, татарский историк Габдулбари Баттал с горечью констатировал на страницах газеты "Юлдуз", что даже по прошествии такого небольшого срока имя этого человека успело забыться, что о нем не пишет татарская пресса, даже, например, журнал "Шура", который много внимания уделяет жизнеописанию видных мусульманских деятелей.

Фахретдинов согласился с критикой, но причиной молчания назвал не какой-то злой умысел, а элементарное отсутствие информации. И обратился к читателям с просьбой присылать свои воспоминания. Откликнулось несколько человек, которые были знакомы с Насыри лично. В направленных ими материалах татарский просветитель выглядел не самым лучшим образом. Пожалуй, это был первый и последний раз, когда о Каюме Насыри писали не как о лубочном герое, гламурный образ которого был создан стараниями советских литературоведов и историков, а как о простом, реальном человеке со всеми достоинствами и недостатками.

В феврале исполняется 180 лет со дня рождения татарского ученого-энциклопедиста. Каким был Каюм Насыри в обыденной жизни, почему еще при жизни он стал фактически изгоем среди своих соплеменников - об этом речь пойдет ниже.

"УРЫС КАЮМ"

"Урыс Каюм" (русский Каюм), "рус агенты" (агент русских), "сатлык" (предатель), "миссионер" - всеми этими "титулами" еще при жизни наградили Каюма Насыри татары.

Чем же была вызвана такая ненависть? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, чем жило татарское общество середины ХIХ века. К этому времени политика насильственной христианизации татар, когда в православие загоняли кнутом и пряником, была свернута, и на смену ей пришли другие методы. Ставка была сделана на "национальные кадры", на крещеных татар и татар-мусульман, которые, проникшись идеями православия, должны были проводить политику русского государства среди своих соплеменников. Именно о таких людях писала русский этнограф С.Чичерина: "Сам он с некоторым трудом говорит по-русски, но глубже и прочнее русит население, чем русский учитель, вооруженный дипломом, но не говорящий по-татарски" (Чичерина С. У приволжских инородцев, Путевые заметки, -СПб., 1905. - С.74). Стремясь сохранить свою религиозную и национальную идентичность, татары крайне подозрительно относились к соплеменникам, которые водили дружбу с русскими начальниками и миссионерами. Что тут говорить о Каюме Насыри, который не только пропагандировал русский язык, но жил и работал в миссионерском очаге - Казанской духовной семинарии, по заказу миссионеров занимался перепиской христианских богослужебных книг, общался и дружил с "главным" миссионером Николаем Ильминским! Лояльность русским властям была присуща всему роду Насыри. Один из предков Каюма, Габдераззак бабай, еще при царе Федоре Иоанновиче (1557-1598) служил старостой, собирал налоги с местного населения. Своих двоих сыновей он отправил на войну с Лжедмитрием, с которой они не вернулись. Еще один предок Насыри, Альмухаммет бабай, также был настроен прорусски. Он зорко следил за всеми "подозрительными элементами" в подконтрольном ему регионе и не раздумывая сообщал о них куда следует, заслужив славу соглядатая. Отец нашего героя, Габденасыйр мулла, по личному добровольному желанию выучил русский язык, хотя от деревенского муллы в начале ХIХ века такого никто не требовал, и выглядело это по меньшей мере странно. В соответствующем духе он воспитал и своего сына. Отправив Каюма за знаниями в казанское медресе, он благосклонно отнесся к его тайным (в те годы это не поощрялось) занятиям русским языком. Все это, может быть, и расширило кругозор юноши, но вместе с тем закрыло ему дорогу в татарское общество, которое не терпело нарушающих традиции белых ворон. Этим самым Каюм Насыри обрек себя на одиночество. Одиночество длиною в жизнь.

КАЮМ НАСЫРИ И ТАТАРЫ

В 1871 году Каюм Насыри решил организовать школу для татарских детей, в которой собирался обучать их русскому языку. Он считал, что татары, живя в России, должны знать ее историю и культуру, а также русский язык. Нелегкое дело затеял ученый. Татарское общество восприняло эту идею в штыки. Финансы пообещали власти, однако до конца свое обещание они так и не выполнили. С большим трудом удалось снять комнату над кабаком на Мокрой улице. Обычно за такое помещение брали десять рублей, но с Насыри потребовали все пятьдесят. Кое-как удалось собрать несколько ребят, разбегавшихся, однако, при первом удобном случае. Ученый был вынужден на свои средства покупать учебные принадлежности, мало того, ему пришлось приплачивать детям, чтобы они посещали занятия. В итоге из этой идеи ничего не вышло. На ученого посыпались угрозы, частыми посетителями в школе из-за бесконечных "сигналов" стали полицмейстеры. Промучившись несколько лет, Каюм Насыри оставил свою затею.

Эти и другие неудачи привели к тому, что этот человек разочаровался в своих соплеменниках. Когда татарский педагог и журналист Хади Максуди пришел к нему за биографическими данными для статьи о татарской литературе, Насыри спровадил его такими словами: "Нет у меня никаких биографических сведений для народа, который до сих пор знать меня не хотел и который обрекает на голодную смерть своих писателей". С этой точки зрения он с большим уважением относился к башкирам и даже был уверен, что башкиры никогда не отдали бы русским царевну Сююмбике.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Большую часть своей долгой жизни Каюм Насыри прожил одиноко, без семьи. Детей у него не было. Согласно версии, которая бытовала в советские времена, ученый был женат один раз. В сорокалетнем возрасте он взял в жены дочку ямщика Мусагута, которая скончалась во время родов. Правда, сохранились воспоминания Насретдина ал-Худжаши, который незадолго до кончины Каюма Насыри побывал у него дома и расспросил о вещах, о которых раньше ученый умалчивал. Насыри говорил, что был женат два раза. Первый раз в молодости он женился "для галочки", без любви. Молодая жена, видя, что отношения не складываются, попросила развода, и они разошлись. Со второй супругой характерами вроде сошлись, но она мешала ученому заниматься научной деятельностью. Возникла дилемма: жена или книги. И Насыри без сожаления выбрал второе. Все это татарский ученый рассказывал, когда старость давала о себе знать провалами в памяти, так что эти сведения также не могут претендовать на точность и полноту. В любом случае причина семейных неудач Каюма Насыри крылась в его неуживчивом характере, прохладном отношении к женскому полу. Сохранилось такое высказывание Насыри: "Да спасет нас Аллах от хитрости женщин! Если хочешь провести свою жизнь в проблемах - возьми себе жену!"

Его музой, женой и семьей оставалась наука. Он мечтал о всенародной славе, но стал изгоем, "неприкасаемым". А "великим просветителем", "интернационалистом" и чуть ли не революционером его сделала советская пропаганда. Нельзя сказать, что при жизни Каюма Насыри совсем игнорировали. Нет, его замечали, книги читали и цитировали, но главными почитателями его таланта все же были шакирды, приказчики и русские миссионеры. Календари, которые ученый выпускал за свой счет, переиздавали "пиратским" способом, без указания имени автора. Ученый люд и купцы не видели "урыс Каюма" в упор, поэтому жизнь его текла в бедности и одиночестве.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА

Во второй половине ХIХ века расцвел талант другого видного ученого - Шигабутдина Марджани. Неизвестно, в чем причина, но два татарских деятеля на дух не переносили друг друга. Как писал известный татарский историк и литературовед Джамал Валиди: "Отношение их друг к другу было недружелюбное, хотя оба они шли по пути культурного прогресса..." Может, Насыри видел в Марджани научного конкурента, а может, его раздражало, что тот писал в основном на арабском языке, а Насыри, как известно, ратовал за развитие татарского. Об истинных причинах конфликта история умалчивает.

О несносном, неуживчивом характере Каюма Насыри писали многие его современники. Правда, существует мнение, что таким букой он стал лишь на старости лет под грузом бесконечных проблем и душевных потрясений. Известный портрет Байназара Альменова, который был написан в советское время на основе воспоминаний и документальных источников, в некоторой степени отражает внутреннюю сущность Насыри, но все же несколько идеализирует ее. К слову сказать, сам ученый категорически отказывался фотографироваться, считая свое лицо безобразным (на правом его глазу имелось бельмо, а левый не видел с рождения).

Вот как описывал характер ученого Джамал Валиди: "Насыров был человек нервный, чудаковатый, жил замкнуто, не любил общаться с людьми, не умел приобретать себе сторонников. Его жизнь прошла в маленькой квартире, без жены, без детей; он имел при себе в качестве прислуги только мальчиков, которых постоянно сменял и которыми вечно был недоволен... Насыров не обладал настоящей творческой мыслью и основательными знаниями; он был больше переводчик и переписчик, чем писатель".

Независимость и некоторое высокомерие проявлялись также в его походке. Когда Насыри шел по улице, то всегда смотрел куда-то вперед, не замечал окружающих и никогда не заходил в магазины и лавки, чтобы пообщаться с продавцами и знакомыми, как это делали другие обитатели татарской слободы. Если кто-то из знакомых обращался к нему с расспросами, ученый приглашал к себе на квартиру, он не любил мимолетных уличных разговоров. Летом он носил суконный казакин и сафьяновые сапоги, зимой - лисью шубу и шапку-камчат из меха бобра. В зависимости от погоды в руках его был или зонт, или короткая деревянная трость.

Пришедшие к нему домой обычно заставали хозяина за письменным столом. Из-за слабого зрения Каюм Насыри писал почти вплотную приблизив глаза к бумаге. На всех своих съемных квартирах он создавал "творческий беспорядок". Тут и там валялись книги, обрывки бумаги, инструменты, пол был завален деревянными стружками. Стружки производил небольшой токарный станок, на котором Насыри вытачивал разные нужные для хозяйства и научных исследований предмет. В квартире он соорудил деревянные перила, держась за которые находил выход на улицу и перемещался по комнате. На вопрос, почему он не попросит прислугу навести порядок, ученый отвечал, что мальчишки не знают, куда следует класть книги и инструменты, так что перманентный хаос сопровождал Насыри на протяжении всей его жизни.

Гарифулла Чокрый, сын известного татарского поэта Гали Чокрыя, оставил интересные воспоминания о свой встрече с Каюмом Насыри в 1879 году. Он дает подробное описание его квартиры, обстановки, деталей интерьера, одежды, которую носил татарский ученый. Его удивило, что во время разговора Насыри дымил, как паровоз. А еще больше Гарифуллу удивило то, что его отец, набожный мусульманин, никак не высказался против такого безобразия. К слову сказать, с этой вредной привычкой Каюм Насыри расстался лишь на старости лет.

Время от времени ученого приглашали на различные собрания-меджлисы. В отличие от других, Насыри сидел молча и редко участвовал в беседе. Он был немногословен, сдержан, говорил тихо, в разговоре держал определенную дистанцию и никогда не раскрывался. Современники вспоминают, что не помнят случая, чтобы Каюм Насыри громко смеялся - в лучшем случае скромно улыбался.

Если в молодости Насыри щеголял в европейской одежде, то в старости стал предпочитать национальные костюмы. Он меньше стал симпатизировать русской культуре, не терпел, когда к его фамилии прибавляли русское окончание "ов". Свою последнюю книгу "Алифба. Иман шарты белэн" ("Азбука. С добавлением "Условий веры", 1902) Каюм Насыри завершил лозунгом: "Яшэсен узебезнец кадимебез!" ("Да здравствует наше исконное, древнее [наследие]!").

Каюм Насыри прекрасно владел многими ремеслами: переплетал книги, делал зеркала, приготовлял крахмал с помощью электричества (гальванизации), столярничал, хорошо знал кулинарию и народную медицину. Его очень раздражал тот факт, что люди лечатся привозными лекарствами. Он полагал так: "На нашей земле растет достаточно пригодных для лечения растений. Целебные свойства произрастающих здесь трав гораздо выше, чем заморских". Незадолго до смерти ученого разбил паралич, но он не стал обращаться к врачам. Он разработал для себя специальные физические упражнения и выполнял их с неистовой силой. Мало того, он стал лечить себя током и в результате встал на ноги!

Каюм Насыри скончался 20 августа 1902 года. На его похороны пришли лишь пара родственников и несколько его верных учеников...

Азат Ахунов,

кандидат фил. наук

Введение

Каждый ученый-просветитель оставляет свой след в истории философии. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

Каюм Насыри. Жизнь и творчество

Габделькаюм Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 гола в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с. Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми.

Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.

В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном заведении. В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.

Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности.

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К. Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Каюм Насыри любил и знал природу. В своей книге "Феваки Иелж?л?са фил?д?бият» («Плоды для собеседников по литературе») он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек - уничтожают печаль».

Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени.

Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры. Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М. Гафури и Г. Тукай, основатель татарского театра Г. Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.

В 2002 году в Казани, на территории исторического памятника Старотатарская слобода, открыли дом-музей Габделькаюма Насыри - татарского учёного-энциклопедиста, просветителя, языковеда, переводчика, писателя, историка и этнографа.

Масштаб его личности и вклада в историю татарского народа смогли оценить только потомки. При жизни Каюм Насыри не был понят современниками, во многом из-за приобщения татарской культуры к русской, желания дать образование своему народу через российскую науку.

Он первым составил настоящую энциклопедию на татарском языке, перевёл на татарский историю России, русские учебники математики, физики, географии, языкознания. Насыри составил русско-татарский словарь, написал учебник русской грамматики для татарских школ и университетов, издал несколько научно-популярных произведений.

Насыри стал татарским Пушкиным - он создал основу для формирования современного литературного языка татар. А ещё - татарским Яном Каменским: заслуга просветителя в разработке методической и воспитательной системы школьного образования.

Заслуженное признание получил труд Каюма Насыри «Целебные травы» - «Шифалы улэннэр». В нём собран личный опыт сбора и использования целебных трав, растущих на землях Татарстана. Учёный считал, что растения его родины не оценены достойно: их целительные возможности значительно выше, чем у лекарств и заморских трав.

Мемориальная комната Каюма Насыри

Музей расположен в восстановленном двухэтажном особняке, принадлежавшем дяде учёного Мухаммедбедигу Хусаинову. В 1887 – 1902 годах Каюм Насыри снимал у него две комнаты, одна из которых сегодня стала мемориальной. В этой комнате по документам, воспоминаниям современников работники музея воссоздали обстановку того времени и разместили вещи, принадлежавшие Каюму или свидетельствующие о его трудах и увлечениях.

В ней - простой, но добротный стол с чертёжными инструментами и письменными принадлежностями, старая лампа-керосинка, шкатулка, в которой - курай и кубыз: на таких инструментах играл Насыри. Особенно ценные предметы - две личные книги просветителя. Одна - учебник по логике для медресе на арабском языке, переписанный самим Насыри, с личной печатью на отдельных страницах. Другая - «Тринадцать проповедей»: эту книгу некогда задумал и начал отец учёного, мулла Габденнасыр, а продолжили и издали уже его дети.

Рядом с печью установили школьную доску, разложили на столике школьные пособия - Каюм Насыри был не только учёным, он занимался активным просветительством - давал частные уроки детям. По стенам - шкафы с книгами, пучки высушенных трав, мандолина и скрипка…

Экспозиция комнаты - наглядный рассказ, каким разносторонним, увлечённым человеком был Каюм Насыри, ещё раз подтверждая слова о разносторонней одарённости талантливых людей. Приборы для научных опытов, инструмент для работы с металлом и деревом, приспособления переплётчика книг - всё свидетельства насыщенной жизни учёного.

Музей татарской культуры и быта

Экспозиция собрания включает не только вещи, документы, инструменты просветителя. В залах двухэтажного особняка собран богатейший этнографический материал из Свияжского уезда - места, где родился Каюм Насыри. Он даёт представление о бытовой культуре среднего класса Татарстана XIX века, знакомит с национальными традициями.

Рядом с особняком разбит «Хәтер бакчасы» – Сад памяти. Он не просто радует глаз красотой, но знакомит гостей с теми цветами и травами, которые изучал и описал народный просветитель. В саду устраивают музейные занятия, проводят встречи и концерты, туда приходят на пленэры ученики и студенты.

Создатели дома-музея - Р.С. Хуснутдинова (директор и автор концепции), сотрудники мастерской художника Ф.А. Зиязова - постарались сделать экспозицию очень информативной и в то же время - атмосферной. В простоте и строгой красоте комнат словно запечатлён духовный образ героя, беззаветно служившего будущему Родины.

Сайт: nasiyri.tatmuseum.ru

Адрес: улица Парижской Коммуны, 35, г. Казань, Республика Татарстан, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п...


Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене...


В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г...


Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности...


Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке - цепью озёр, на севере - водами р...

Габделькаюм Габдулнасыров - Каюм Насыри - выдающийся татарский просветитель, педагог и краевед родился 2 февраля 1825 года в семье муллы в деревне Ширдан. Сегодня это село Верхние Ширданы в заволжской части Зеленодольского района.

От природы любознательный Каюм, получив первые азы грамоты у отца, продолжил образование в казанском медресе "Касимия", одном из крупных мусульманских учебных заведений конца XVIII века. О высочайшем уровне подготовки учащихся можно догадаться хотя бы по тому, что в этом медресе в разные годы преподавали Шигабутдин Марджани, Ахмад-Заки Валиди, Гафур Кулахметов, Ахметхади Максудов и другие. Среди шакирдов были такие будущие знаменитости мусульманского мира, как Загир Бигиев, Муса Бигиев, Гаяз Исхаки, Садри Максуди.

Приехав в Казань в 1841 году, Насыри изучает восточные языки, великолепно овладевает русским. С 1855 по 1871 преподает татарский язык в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии, приобщая будущих служителей православных христианских церквей к татарской истории, культуре и языку. Одновременно в качестве вольнослушателя Каюм Насыри обучается в Казанском университете, где активно участвует в работе «Общества археологии, истории и этнографии», действительным членом которого его избирают в 1885 году. В годы учебы в Казанском университете он сближается и сотрудничает с выдающимися учеными того времени - историками Н.Г.Фирсовым, М.М.Хомяковым, востоковедами Н.Ф.Катановым, со знаменитым Гордеем Саблуковым.

В 1871 году в Казани Каюм Насыри организовал свою школу. А с 1879 года занимался творческой и научной деятельностью.

Насыри был горячим поборником дружбы татарского и русского народов. Он первым из просветителей знакомит татар с российской историей и культурой на родном языке, переводит на татарский язык многие учебники по географии, физике, математике, языкознанию. В организованной Каюмом Насыри школе впервые велось преподавание русского языка для татар.

Каюм Насыри заложил основы современного татарского литературного языка, его научной терминологии. И в наши дни актуальны его труды по фонетике и грамматике, лексикографии татарского языка (двуязычные словари, первый толковый словарь в двух томах). Он является составителем русско-татарского словаря, автором учебника русской грамматики для татар, а также научно-популярных произведе¬ний, первых татарских календарей.

Насыри много внимания уделял изучению истории края, татарского народа, его фольклора и этнографического наследия. Издававшиеся ученым с 1871 года на протяжении 27 лет настольные календари, знакомили читателя с историей и культурой татар и являлись своего рода литературными энциклопедиями. Каюм Насыри написал также труды по литературе, педагогике, земледелию, ботанике, медицине, составил учебники по арифметике, геометрии, географии. В общей сложности он создал более сорока томов сочинений. Наиболее известные – «Книга о воспитании» (1881 г.), «Краткая история России» (1890 г.), «Повести об Авиценне».

По паспорту до конца своей жизни Каюм Насыри считался крестьянином деревни Ширданы. В последний год жизни он вернулся в родную деревню, все свои заработанные деньги отдал на постройку новой мечети, и умер 20 августа 1902 года на 78-м году жизни, не дожив даже до начала строительства мечети, Она была возведена уже без него.

Благодарные потомки сохранили старый дом, собрали многие вещи, связанные с жизнью своего знаме¬нитого земляка Каюма Насыри, и открыли музей в деревне Большие Ачасыры. Посетите этот музей и Вам приоткроется частица души великого просветителя.

Имя Каюма Насыри сегодня известно каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и культурой татарского народа. Память о выдающемся просветителе не только не померкла за последние десятилетия, но и была увековечена в названиях улиц, в мемориальных местах и музеях, в массовом издании и широкой пропаганде его трудов. Однако посмертная слава и благодарность потомков послужили всего лишь небольшим вознаграждением человеку, который на протяжении всей своей жизни, находясь в счастливом поиске истины, в то же время постоянно испытывал непонимание и даже неприязнь современников, бедность и неудачи, холодное, беспросветное одиночество.

Каюм Насыри родился 2 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Сагитта Ахметова в деревне Берези (ныне Атнинский район РТ), во второй половине XVIII - начале XIX века Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район РТ) в семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна. Известно, что родоночальником этой старинной и очень уважаемой династии был некий Бираш баба, обосновавшийся на правобережье реки Волги еще во времена Казанского ханства. С тех пор на протяжении нескольких столетий многие его потомки являлись признанными лидерами мусульман, исполняя обязанности сельских старост и указных мулл.

Образованный, хорошо знавший русский язык Насыр-мулла все силы и время отдавал заботам о родном ауле и односельчанах. Как впоследствии писал Каюм Насыри, «сострадание к чужой беде, отзывчивость к людям и множество добрых дел… снискали ему уважение и признательность народа, прозвавшего его «милосердным». Общественные проблемы так и не дали Габденасыру хазрету возможности официально проповедывать в сельской мечети. Однако, подобно своему отцу Хусейну, он достаточно плодотворно занимался теорией арабского языка и профессиональной перепиской восточных книг.

Таким образом, судьба Каюма Насыри была во многом предопределена семейной историей и традициями, замечательным примером его предков. Освоив основы грамоты и веры в деревенском мектебе, он по совету отца в 1855 году уезжает в Казань в медресе при пятой соборной мечети, где тогда преподавал их земляк и давний друг Ахмед бин Сагит аш-Ширдани (1793-1863). Этот священнослужитель был известен не просто как прирожденный педагог и талантливый ученый, но и как прогрессивный имам, убежденный сторонник религиозного реформатора Г. Курсави. Учеба под началом такого человека помогла Каюму развить природную любознательность и критическое мышление. За короткое время он освоил турецкий, арабский и персидский языки, основы мусульманской философии и права. Большой интерес проявлял молодой человек к изучению русского языка. Вероятно, в поисках живого общения и литературы Каюм познакомился с представителями русской интеллигенции и православными миссионерами, которые вскоре сами предложили одаренному мусульманину занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище.

В 1855 году Каюм Насыри начал давать уроки будущим христианским священнослужителям, и через несколько лет, набравшись педагогического опыта, перешел на аналогичную работу в Казанскую духовную семинарию. Для мусульманина это был по-настоящему смелый, даже отчаянный шаг. Общественное мнение казанских татар в то время категорически не одобряло сотрудничество правоверных мусульман с православным государством в образовательной сфере. Вековые предубеждения, связанные с боязнью христианизации, сделали молодого учителя изгоем среди единоверцев. Круг его общения сузился до преподавателей и учащихся семинарии и университета. Каюму выделили крохотную комнату на чердаке семинарского здания, где он до глубокой ночи засиживался над восточными рукописями, русской и европейской литературой, конспектами и набросками первых своих сочинений.

Новый и, пожалуй, самый важный этап в жизни педагога начинается в семидесятых годах XIX века, когда правительство, озаботившись автономией мусульманского конфессионального образования, приняло ряд мер по его интеграции в систему государственного российского просвещения. Важнейшей задачей тогда считалось введение обязательного обучения шакирдов мектебов и медресе русскому языку, повсеместное создание светских русско-татарских школ. Реализация этих решений шла крайне тяжело, встречая сопротивление духовенства и мусульманского населения. Без того непростое положение усугублялось отсутствием кадров национального учительства, имеющего профессиональный опыт и владеющего государственным языком.

Наверное, единственным мусульманином в Казани, способным на ведение плодотворной педагогической работы в новых татарских учебных заведениях, был Каюм Насыри. Он с воодушевлением взялся за организацию такой школы в Забулачной части города, сначала на Мокрой улице, а затем в самом сердце Старотатарской слободы, неподалеку от мечети «Марджани». Но, как это обычно бывает с первопроходцами, неутомимый просветитель вместо признания получил лишь проблемы и неприятности. Для большинства татар он так и остался «Урыс Каюм» - «Русским Каюмом», а для чиновников Министерства народного просвещения - излишне самостоятельным учителем, не желавшим заниматься откровенной миссионерской деятельностью. Насыри до последнего пытался сохранить свою школу, платил из своего скудного жалованья и за аренду помещения, и за учебники и даже отдавал последние деньги бедным ученикам на еду и одежду. Однако конфликт с инспектором татарских училищ В.В.Радловым зашел очень далеко и в 1876 году Каюм Насыри вынужден был оставить учительскую работу.

Одиночество и спокойная жизнь на квартире у муэдзина Галеевской мечети на Сенной улице (ныне ул. П. Коммуны, 35) помогли недавнему отставнику заняться серьезной научной деятельностью. Именно в эти годы он создает наиболее значительные произведения в области татарского языкознания, педагогики, методики обучения, истории и литературы. У него появилось больше времени на издание своего календаря, который просветитель периодически выпускал с 1871 года. Каюм Насыри пользовался огромным уважением в научном сообществе Казани. Результаты его этнографических и исторических исследований с большим интересом заслушивались на заседаниях Общества археологии и этнографии Казанского университета, членом которого он являлся на протяжении довольно долгового времени.

Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объемистый том его своеобразных проповедей и наставлений «Плоды собеседований», вышедший в 1884 году в университетской типографии. Это произведение, представляющее собой выражение всей татарской просветительской идеологии, и сегодня имеет огромное воспитательное и научное значение.

Личная жизнь подвижника так и не сложилась. Неудачи следовали за ним по пятам. В 1885 году, после пожара, в котором сгорела вся его библиотека, Каюм Насыри вынужден был уехать в родную деревню и зарабатывать на кусок хлеба тяжелым крестьянским трудом. Возвращение в Казань не избавило его от мытарств. Отсутствие семьи, гордый, вспыльчивый и довольно противоречивый характер только усугубляли одиночество неоцененного современниками мыслителя. Интересные заметки по этому поводу оставил Дж. Валиди, который писал: «...Насыров был человек нервный, чудаковатый, жил замкнуто, не любил общаться с людьми, не умел приобретать себе сторонников. Его жизнь прошла в маленькой квартире, без жены, без детей; он имел при себе в качестве прислуги только мальчиков, которых постоянно сменял и которыми вечно был недоволен». Дж. Валиди приводит также слова известного татарского журналиста и педагога Х. Максуди, рассказавшего буквально следующее: «Получив из Закавказья письмо, в котором автор просил меня прислать материалы по казанской литературе... я обратился... к Каюму Насырову и застал его в чулках и овечьей шубе; выслушав мою просьбу сообщить свою биографию и дать фотографическую карточку, он ответил в том смысле, что не хочет давать о себе никаких биографических сведений для того народа, который до сих пор знать его не хотел и который обрекает на голодную смерть своих писателей; что он не имеет никакой такой фотографической карточки и никому не будет интересно смотреть на его безобразное лицо».

Конечно, скоропалительные выводы старого учителя были продиктованы горькой обидой, но вряд ли они были оправданны. Каюм Насыри стал настоящим кумиром для молодой татарской интеллигенции конца XIX - начала XX века - Г. Тукая, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, Г. Камала и других, стоявших у истоков профессиональной национальной литературы, театра, искусства и науки.

Выбор редакции
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...

Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...

Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...

Ы нас будешь дарить - мы будем хвалить, а не будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!Маленький мальчик сел на...
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...
Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...
01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...