Биография майи плисецкой - великой русской балерины. Врет только тот кто себя ненавидит


Плисецкая Майя Михайловна (1925-2015) – советская артистка балета, педагог-репетитор и балетмейстер, признана величайшей балериной ХХ века. На протяжении 42 лет (1948-1990) являлась примой-балериной Большого театра Советского Союза. Майе Михайловне присвоены звания Народной артистки СССР, Героя Социалистического труда, почётного доктора университета Сорбонны, почётного гражданина Испании, почётного профессора МГУ имени Ломоносова. Плисецкая была полным кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством».

Большая семья талантов

Майя Плисецкая появилась на свет в Москве 20 ноября 1925 года. Девочка родилась в еврейской семье с многочисленными знаменитыми и талантливыми родственниками.

Её мама, Рахиль Михайловна (девичья фамилия Мессерер), была на тот момент настоящей звездой немого кинематографа. Она имела характерную внешность – черты лица немного походили на восточные, волосы были тёмными. Из-за такого типажа ей часто приходилось играть в кино восточных, особенно узбекских девушек.

Рахиль очень нравилась и режиссёрам, и зрителям, но, выйдя замуж и родив первую дочь, с кинокарьерой она рассталась. Несмотря на законченный институт кинематографии и десяток успешных ролей в немом кино, Рахиль больше никогда не возвращалась к этому виду искусства. Ей приходилось работать в жизни на разных должностях – телефонистки, массовика-затейника, регистраторши в поликлинике.

Папа Майи, Михаил Эммануилович, занимался дипломатической и хозяйственной деятельностью. Долгое время он трудился при исполнительном комитете, потом занимал должности в комиссариатах внешней торговли и иностранных дел. Он также имел косвенное отношение к кино, участвовал в производстве картин, где и произошло его первое знакомство с будущей женой Рахиль.

Тётя и дядя Майи по материнской линии, Асаф и Суламифь Мессерер, были великими танцовщиками. В 30-е – 40-е годы они значились ведущими солистами в Большом театре, а потом замечательно преподавали искусство танца. Сын Асафа Михайловича, Борис Мессерер, в будущем стал театральным художником. Вот такой большой и творческой была семья Плисецких-Мессерер, целая династия театралов, артистов и танцоров.

В 1931 году в семье Плисецких родился второй ребёнок – сын Александр (в будущем он тоже будет балетмейстером). А на следующий год отца назначили заведующим советскими угольными рудниками на острове Шпицберген. Кроме этой, он ещё занимал должность генерального консула СССР в Норвегии. Вся семья переехала с отцом на остров в Северном Ледовитом океане.

Детство

На Шпицбергене Майя пошла в школу, научилась хорошо кататься на лыжах и впервые за всю свою долгую творческую жизнь вышла на сцену. Она занималась в самодеятельности, и в местном клубе драматический кружок ставил пьесу Даргомыжского «Русалка». С этого момента девочка не могла успокоиться, она постоянно стала грезить о сцене. Ей хотелось не просто выступать, она мечтала о большой публике. Любую свободную минуту Майя посвящала пению, танцам и импровизации. Заметив такое творческое наследие в дочери, родители решили по возвращении в столицу отдать девочку на занятия в хореографическую школу.

Приехав в Москву в 1934 году, Майя начала учёбу в Московском хореографическом училище. Её преподавателем стала Евгения Долинская, раньше она солировала в Большом театре.

В 1937 году был арестован папа Майи по подозрению в измене Родине. Тёплой весенней ночью его увезли чекисты. Больше Майя никогда не видела отца. Мама Рахиль как раз была беременной в это время. Второй младший брат Майи Азарий появился на свет через два месяца после ареста отца. Через год Михаила Плисецкого расстреляли, назвав его шпионом, но дочь до конца своей жизни твёрдо знала о том, каким патриотичным был её отец. Во времена хрущёвской оттепели Михаил будет реабилитирован за «отсутствием состава преступления».

Через некоторое время арестовали маму. Её увезли прямо из Большого театра, куда она пришла на выступление сестры Суламифь в «Спящей красавице». Маму назвали женой врага народа и назначили ей 8 лет тюрьмы. С маленьким, недавно родившимся Азарием, Рахиль отправили в Акмолинский лагерь в Казахстане, где сидели женщины, чьи мужья значились изменниками Родины.

Чтобы детей не отдали в детские дома, их разобрали родственники. Майю взяла тётушка Суламифь, а брат Александр поехал к дяде Асафу. Вот так и получилось, что самый страшный жизненный удар Майя перенесла, будучи ещё совсем ребёнком.

Родственники приложили все усилия, чтобы хоть как-то помочь Рахиль, и вскоре она была переведена в Чимкент на вольное поселение. В 1941 году ей изменили приговор и разрешили вернуться в Москву.

Творческий путь

Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.

На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.

До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.

В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра (к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий).

То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.

К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору.

Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри.

Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.

Год премьеры Балет Роль
1945 «Золушка» Фея Осень
1960 «Конёк-горбунок» Царь девица
1960 «Каменный цветок» Хозяйка медной горы
1964 «Жар-птица» Жар-птица
1965 «Легенда о любви» Мехменэ Бану
1967 «Кармен-сюита» Кармен
1972 «Анна Каренина» Анна Каренина
1980 «Чайка» Нина Заречная
1985 «Дама с собачкой» Анна Сергеевна
  • 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
  • 1956 – Народная артистка РСФСР;
  • 1959 – Народная артистка СССР.

В 1967 году у Александра Зархи Майя снялась в кинокартине «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.

Решающим в жизни Майи Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она не знает, сколько раз играла его. Если бы представилась возможность посчитать, эта цифра наверняка вошла бы в книгу рекордов Гиннеса. Она танцевала его 30 лет, больше 800 раз.

Наград в своей стране и за рубежом Майя получала столько, что, как и с «Лебединым озером», их трудно сосчитать.

Она написала мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, со слов самой балерины, можно узнать всю её жизнь, с радостями и успехами, горестями, разочарованиям и победами.

Личная жизнь

В 1956 году Майя вышла замуж за латвийского артиста балета Мариса Лиепу. У них было одно общее дело – балет, благодаря ему они познакомились, страстно влюбились в друг друга и быстро поженились. Однако уже через три месяца поняли, что совершили ошибку и развелись.

В 1958 году в гостях у общей знакомой, возлюбленной Маяковского Лили Брик, произошло судьбоносное событие – встреча Майи с композитором Родионом Щедриным. С этого дня в её жизни были только две величайших любви, которые она ни разу не предала – балет и Родион. Они подарили всему миру потрясающе красивую историю любви.

А началось всё с того, что после знакомства он просто попросил билеты на балет с участием Майи. Она оставила их для своего нового знакомого. После балета на утро Родион позвонил Майе, высказал свои восхищения её талантом и попросил возможности присутствовать на репетиции, чтобы посмотреть святая святых – где рождается такая красота. Она репетировала в эластичном обтягивающем купальнике. Мужчину это сильно впечатлило, и он пригласил после репетиции Майю на прогулку по Москве. Она согласилась…

Ей было 33 года, ему 26. Начался удивительной красоты бурный и стремительно развивающийся роман. Ни разница в возрасте, ни злобные сплетни и завистники, ни испытания временем и долгие расставания не смогли одолеть эту любовь. Их чувства друг к другу оказались непобедимыми.

На том, чтобы официально зарегистрировать брак, настояла Майя. Тогда было такое время, что без штампа в паспортах их не селили вместе в гостиницы. Первое после знакомства лето они провели в Карелии, а потом поехали на машине в Сочи. Так как они не были мужем и женой, им не давали гостиничные номера, и приходилось ночевать прямо в машине. Это лето было в их жизни самым первым всплеском безудержного счастья.

Она обожала слушать музыку Родиона, всегда считала его очень талантливым и великим композитором. А он дарил ей свои балеты:

  • «Конёк-Горбунок. Майе Плисецкой»;
  • «Анна Каренина. Майе Плисецкой неизменно»;
  • «Чайка. Майе Плисецкой всегда»;
  • «Дама с собачкой. Майе Плисецкой вечно».

У пары не было детей. Когда нужно было сделать выбор, Майя отдала предпочтение балету. Родион не был в восторге от такого решения, но он понимал, что значит балет для его любимой женщины, и уступил.

Они прожили вместе 57 лет. Когда у Майи Плисецкой спрашивали, как им удалось так долго прожить вместе в любви, она отвечала:

«57 лет – долго? Разве это долго. Это так мало. Я очень хотела прожить с ним хотя бы ещё столько же».

После распада Советского Союза Майя и Родион в основном проживали в немецком городе Мюнхене. Также у них была квартира в Москве, где они останавливались, приезжая на Родину с концертами и гастролями. А отдыхать пара любила на даче в литовском городе Тракай.

Когда-то давным-давно женщина, которая в Киевском районе города Москвы зарегистрировала брак Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, пожелала им состариться на одной подушке. Пожелание это сбылось.

Но 2 мая 2015 года перестало битья сердце Майи Михайловны. Ей так хотелось и потом быть вместе со своим Родионом. Она завещала после его смерти прах обоих развеять над Россией.

БИОГРАФИЯ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Майя Плисецкая родилась в огромной еврейской семье. У нее было 11 дядюшек и тетушек и все они каким-либо образом были связаны с балетом. Например, родной дядя Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахилия Михайловна блистала еще во времена "Великого немого". Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и черт лица ей часто доставились роли узбекских женщин. А вот отец Майи, Михаил Эммануилович с искусством связан не был. Он занимал администраторские должности. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене и всей семье пришлось переехать. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступленями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращению в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. В 1934 году Плисецкие приехали в Москву, правда, в отпуск. И тут же семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли. Почти сразу арестовали и Маму. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Именно у тетушки Суламифь нашла приют 12-летняя Майя. Добрая родственница удочерила осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее. Непревзойдённая Майя Плисецкая Большой театр Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плицекой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала ГАБТа состоялся выпускной концерт хореографического училища. Но после был большой перерыв. Чтобы продожить свое обучение 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в хореографическом училище. Она снова была зачислена, но на этот раз - сразу в выпускной класс. В 1943 году обучение было закончено и Майю сразу же приняли в штат Большошо театра. Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениане», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. С мужем Родионом Щедриным Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, открыла роль Китри. В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. С тех пор в Большом театре она стала прима-балериной Кино В 1952 Майя Плисецкая впервые появилась в кино. Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Ну а затем последовали в кинофильмы-балеты: «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина». Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина». Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса. Майя Плисецкая на видео В 1968 году балерина сыграла Бетси в экранизации романа «Анна Каренина» Зархи. С работой Плисецкая справилась на отлично. Несмотря на различие работы на театральной сцене и на съемочной площадке, Майя отлично справлялась и с этой спецификой. В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом. Например, в балетах Бежара. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак». В 1976 году актриса сыграла звезду балета и телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды». Роль Полозовой удалась блестяще. Хореографические дуэты поставил балетмейстер Елизарьев. Документальное кино После художественных фильмов стали снимать документальные. Главная роль снова доставалась Плисецкой. Телевизионщиков стала интересовать судьба артистки, становление ее карьеры, разные грани личной и творчесткой жизни. Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» и «Майя Плисецкая». Кроме того, ее творчеству посвящены и ленты «Майя» режиссер Сакагуши для японского ТВ и «Майя Плисецкая» режиссер Делюш для французов. В ленте «Майя Плисецкая assoluta» показал балерину в танце и там неизменно были лебединые движения рук, которые прославили Майю на весь мир. Майя Плисецкая о себе и творчестве Впрочем, сама Майя полагает, что танцевать надо всем телом. Должны участвовать ноги, голова, корпус и, естественно, руки. «Важно танцевать музыку, а не под музыку», - говорит балерина. Творческий девиз знаменитости можно описать так: никому не подражай, превращай движения в музыку. Кстати, в танце Майи Плисецкой никогда не было видно набросков, которые сделали ее предшественники. Балерина всегда реагировала на соло музыкальных инструментов и подчеркивала акценты, иногда движением брови или взглядом. Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой - она оставила сцену лишь в возрасте 65 лет. Личная жизнь Со своим супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начала встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились. «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», - рассказывала Плисецкая о муже. Они никогда вместе не скучали. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности. 80-90-е годы Стиль танца балерины стал общепринятым каноном. Неожиданный поворот в судьбе примы случился в 1983 году. Ей предложили быть худруком балета Римской оперы. На этом посту Майя была полтора года, периодически приезжала в Рим. Она поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, представила свою «Айседору» и организовала «Федру». На встрече с поклонниками В январе 1990 года Плисецкая станцевала свой последний спектакль в Большом театре. Им стала «Дама с собачкой». Ушла из Большого балерина из-за разногласий с художественным руководителем. Жизнь на три дома Сегодня дом Майи Михайловны находится в Москве. По крайней мере, она так думает, когда едет в свою квартиру. С мужем балерина живет в Мюнхене, где снимает жилье. Там они вынуждены находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогают Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии. Сама Плисецкая сейчас жалеет о том, что ей редко приходится бывать на родине. Она изредка посещает балетные конкурсы и появляется на собственных юбилеях и юбилеях коллег по цеху. Откровенная в жизни и на сцене, не скрывает личных подробностей Плисецкая и сейчас. Она даже выпустила книгу мемуаров «Я, Майя Плисецкая». Награды У Майи Плисецкой несчетное количество разнообразных наград. Балерина Герой Социалистического труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Командор ордена Искусств и литературы (Франция), Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, имеет Орден Ленина, Орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», Орден Восходящего солнца III степени (Япония), Орден Изабеллы Католички. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка СССР и РСФСР, лауреат различных премий.

Майя Михайловна Плисецкая -
великая балерина двадцатого столетия





Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян. Мать - Рахиль Мессерер-Плисецкая, актриса немого кино, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941 году, за два месяца до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.


В июне 1934 года Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище, которое окончила в 1943 году. Окончила школу Плисецкая в классе педагога Марии Леонтьевой, но лучшим своим педагогом она считает Агриппину Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года, после окончания училища. С Вагановой она готовила партию Маши в балете Чайковского "Щелкунчик".


В Большом Плисецкую зачислили в составе кордебалета, однако вскоре ей стали давать интересный для нее репертуар. В 1945 году Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени в "Золушке" Сергея Прокофьева. Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии. В 1947 году она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере" Петра Чайковского, в 1948 году исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане". В 1960-е годы Плисецкая официально считалась первой балериной Большого театра. 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии.


В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Родиона Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина "Чайка".


В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены.


В 1987-1990 годах Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу "Театро лирико насиональ".


В 1990-е годы Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира, в частности с "Марсельским балетом" Ролана Пети и "Балетом XX века" Мориса Бежара. В 1992 году в театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию.


В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся Первый Международный балетный конкурс "Майя", где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.
В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе.


Плисецкая с 1958 года замужем за композитором Родионом Щедриным. Супруг - Щедрин Родион Константинович (1932 г. рожд.), композитор, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. В 1991 году Плисецкая и Щедрин переехали в Германию, в Мюнхен. Супружеская чета жила на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.


2


Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Ее можно увидеть в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в кинофильме-опере "Хованщина" (1959), в кино- и телеэкранизациях "Кармен" (1969, 1978), а также телеэкранизациях балетов "Болеро" и "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Чайка" (1982), "Дама с собачкой" (1986). Снималась и как драматическая актриса: "Анна Каренина" Александра Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), "Чайковский" Игоря Таланкина (1970, роль певицы Дезире), телевизионный фильм "Фантазия" Анатолия Эфроса по повести Ивана Тургенева, "Вешние воды" (1976, роль Полозовой), "Зодиак" Ионаса Вайткуса (1985, роль музы художника Микалоюса Чюрлениса).


2 мая 2015 года легендарная балерина, хореограф, писатель и актриса Майя Михайловна Плисецкая скончалась от сердечного приступа в Германии. Прощание с Майей Плисецкой состоится в Германии только в кругу родных и близких. По завещанию тела супругов после смерти сожгут, а прах развеют над Россией.


Признание и награды

Герой Социалистического Труда (1985)
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из четырёх женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской и Галиной Волчек):
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) - за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985)
Заслуженная артистка РСФСР (1951)
Народная артистка РСФСР (1956)
Народная артистка СССР (1959)
Ленинская премия (1964)
Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)
Орден Почётного легиона (Франция)
кавалерский крест (1986),
офицерский крест (2012)
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
‎Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991)
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
Медаль «Про Финляндия» (1968)
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Доктор Сорбонны (1985)
Почётный профессор Московского государственного университета (1993)
«Человек года» в области науки, культуры и искусства по опросу ежегодного российского фонда «Общественное мнение» (2000)
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
Премия «Триумф» (2000)
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
Премия «Национальная гордость России» (2003)
Премия Принца Астурийского (2005, Испания)
Международная Императорская премия Японии (2006)
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009)
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)
Почётный гражданин Испании

Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.

Глазами женщины

Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.


Комсомольская правда

В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем - консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.


Комсомольская правда

1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.


LiveInternet

Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.


Понедельник

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

Карьера в Большом театре

Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.


Студия танцев

В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую .

Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:

  • «Легенда о любви»;
  • «Кармен-сюита»;
  • «Каменном цветок»;
  • «Раймонда»;
  • «Конек-Горбунок»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Бахчисарайский фонтан» и другие.

Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.


Российская газета

Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Балеты

В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после - Испанского национального балета. Она сотрудничала с и Роланом Пети, с и Морисом Бежаром.


Brainspace

Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.

Фильмы и книги

Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.


Майя Плисецкая в фильме "Анна Каренина" | Культура

О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров , где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.

На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст - таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.


Российская газета

Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.

Личная жизнь

Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер , однако, этот союз продлился всего три месяца. Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, Майя встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы .


Starnote

Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.

Смерть

Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины - 2 мая 2015 года. в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.


Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC

Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.

Фильмография

  • «Большой концерт»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Чайковский»;
  • «Зодиак»;
  • «Фантазия»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Сказка о Коньке-Горбунке»;
  • «Хованщина»;
  • «Болеро»;
  • «Айседора»;
  • «Чайка»;
  • «Дама с собачкой».
20:00 / 03 мая 2015

Время не властно: Плисецкая танцевала на сцене и в 80 лет.

Умерла балерина Майя Плисецкая

2 мая ушла из жизни легендарная балерина Майя Плисецкая. Ранее НАША писала, что причиной смерти Плисецкой стал сердечный приступ . В Большом театре готовят вечер памяти Майи Плисецкой. Он пройдет в день рождения великой балерины - 20-го ноября. Осенью ей бы исполнилось 90 лет.

Ее руки в «Лебедином озере» сравнивали с зыбью воды, с переливающимися волнами, с изгибами лебединых крыльев.

Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она делает это «не по-человечески» и что

«когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь – руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь».

НАША справка

Майя Плисецкая

День рождения: 20.11.1925 года

Возраст: 89 лет

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 02.05.2015 года

Место смерти: Мюнхен, Германия

Гражданство: Россия

Прима-балерина, народная артистка СССР

Почетный доктор университета Сорбонны, почетный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почетный гражданин Испании.
Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор мемуаров.

Была супругой композитора Родиона Щедрина.


Детство Майи Плисецкой: мать играла в кино узбечек

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в семье Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер.

Сама Майя Михайловна в своих мемуарах писала:

«Отец, далекий от мира искусства, занимал вполне земные администраторские должности. А колоритная внешность моей матери, черноволосой Рахили, во времена Великого немого не могла не привлечь режиссеров, и ее несколько раз снимали в ролях… узбекских женщин».

Балеринка с Северного полюса

В 1932 году отца Майи назначили начальником угольных рудников на Шпицбергене.

Как раз на этом суровом острове, на самодеятельной сцене, и состоялся дебют Майи в опере «Русалка».


Крошечная роль была исполнена блестяще, и юная балеринка целыми днями пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. Родители к увлечению дочери отнеслись с вниманием и решили, когда вернутся в столицу, отдать девочку не просто на «танцы», а в настоящее хореографическое училище.

Так они и поступили. С 9 лет Майя стала постигать секреты профессионального балета. По сегодняшним меркам это поздно - если ваша фамилия не Плисецкая.

Отца репрессировали, мать сослали как жену врага народа

Майе было одиннадцать, когда отца исключили из партии и уволили с работы. Утром 1 мая 1937 года отца увезли в черном «воронке» и больше о нем семья не слышала ничего. Мать и грудного ребенка, брата Майи, сослали в лагерь, где находились жены врагов народа.

Спустя много лет Майе выдали справку о реабилитации отца. В скромной бумажке значилась жестокая правда: отца расстреляли в 1938 году, через год после ареста. Почему? За что? Нет ответа.

Майю удочерила тетя - балерина Суламифь Мессерер. Это помогло Плисецкой избежать детского дома.

С тетей Суламифью отношения складывались непросто. С одной стороны, я обязана ей очень многим: все-таки не попала в детдом, по-прежнему занималась любимым делом… С другой стороны, Суламифь в расплату за добро каждый день, каждый день больно унижала меня.

Мать вернулась, но началась война. Плисецкие в эвакауции в Свердловске

Перед самой войной мать Майи и ее маленький брат вернулись из ссылки и тоже поселилась у Суламифи (своей квартиры Плисецкие лишились).

Премьерный показ 21 июня 1941 года

21 июня 1941 года, накануне войны, Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала.


Во время войны эвакуировались в Свердловск. Майя вместе с братьями выстаивала многокилометровые очереди за хлебом и картошкой. Целый год она прожила без балетного станка. Ей пошел семнадцатый год, и время работало против нее. Великовозрастные балерины, да еще и без постоянных репетиций и тренировок, никому не нужны. К тому же шла война. Балерины в принципе ценились меньше санитарок и тружениц тыла.

Все бросила и рванула в военную Москву. Заниматься балетом

Майя решилась на отчаянный поступок: без согласия родных, без денег, без столичного пропуска пробралась в Москву и снова поступила в балетное училище. Весной 1943 года получила пятерку на экзамене и была зачислена в труппу Большого театра. Поскольку основная масса артистов театра находилась в эвакуации, в труппу взяли всех выпускников.

«Пусть кордебалет, пусть массовка, лишь бы танцевать!» - сказала себе юная Плисецкая.


Зрители шли специально «на Плисецкую»

Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов.


На следующие спектакли «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел специально «на Плисецкую». Добавьте к этому тот факт, что Майя была по-своему очень хороша: стройная, с прямой спиной, отличной осанкой, головокружительно длинной шеей и выразительными глазами.


Раньше в балете были 155–160 см. Я со своими 1 м 65 см была уже высокой. И потом, я всегда держалась так, что казалась еще выше. Плюс руки длинные. «Ой, вы небольшого роста, а мы думали, Плисецкая большая» , - мне это всю жизнь говорят. Но сегодняшние балерины уже на голову выше меня. Красивые, длинноногие. Мне нравится эта мода.

По некоторым данным, вес Плисецкой много лет держался вокруг отметки 52 кг.

Диета одна - ничего не жрать!

На все вопросы о том, как удается ей так молодо и хорошо выглядеть, знаменитая балерина отвечала:

«Диета одна – ничего не жрать. Других способов выглядеть хорошо люди еще не придумали».


Плисецкая выступала не только в качестве примы, но и как балетмейстер, поставив в Большом театре такие балеты, как «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» и сама исполняла в них главные женские партии. Причем объясняла это со свойственной ей самоиронией:

Так как мы десятилетиями сидели на диете, ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, на почве необходимости.

Афоризмы Плисецкой

Майя Михайловна была довольно остра на язык. «Каждый суслик - прокурор!», «Не все в жизни выбираешь, иное - выбирает тебя», - говорила она. Свою систему питания она называла «Сижу не жравши!»

Она старалась не употреблять в пищу такие продукты, как сдоба, сахар, рафинированные продукты, жирные блюда, колбасы и копчености. Предпочтение отдавала малокалорийной и простой пище, не ела много за один раз и не никогда не наедалась на ночь.

Плисецкая – «невыездная» балерина

Долгое время балерина была «невыездной»: «мешали» репрессированный отец и родственники за границей. Парадокс состоял в том, что всех именитых иностранных гостей непременно вели на «Лебединое озеро» с Плисецкой в главной партии, но из страны ее никуда не выпускали.


Личная жизнь Майи Плисецкой: роман с Кеннеди

В ноябре 1962 года Большой театр приехал в Вашингтон. К тому времени Плисецкая стала уже активно выезжать за границу.


Дипломат лично представил ему Майю Плисецкую. А так как знаменитая балерина знала по-английски всего несколько слов, он также служил переводчиком в коротком разговоре. Разговорились.

Выяснилось, что они с Робертом родились в один день и год. Утром 20 ноября ее разбудил стук в двери гостиничного номера. Посланец принес балерине букет белых роз и элегантную коробочку, перевязанную широкой ленточкой. На бархатной подушечке покоился великолепный золотой браслет с двумя подвесками.

«Потом стало традицией, что Роберт и я старались ближе к дате дня рождения найти оказию, чтобы поздравить друг друга», – признавалась Майя Михайловна.

Во время следующей встречи они обнялись и поцеловались, как старые знакомые. На следующий день после ланча Кеннеди повел ее осматривать Нью-Йорк...

Еще пару раз Кеннеди забегал в театр, когда там танцевала Майя Плисецкая.

«Что это было? – рассуждала балерина спустя много лет. – Флирт не флирт. Игра не игра. Зов не зов… Что-то нас взаимно влекло друг к другу… Мы были друг другу интересны».

…Во время очередного визита Большого театра в Нью-Йорк (шел 1968 год) Майе и Роберту встретиться не довелось. Он позвонил ей в гостиницу и сказал, что отправляется в предвыборную поездку по нескольким штатам. Просил, чтобы она оставила для него вечер 11 июня. А 5 июня на него было совершено покушение в Лос-Анджелесе. Через день американский друг Майи Плисецкой скончался…

У советской примы-балерины в этот день был назначен концерт в «Метрополитен-опера». На афише значилась «Спящая красавица». Перед поднятием занавеса представитель дирекции театра сообщил публике: «В знак траура по Роберту Кеннеди, в честь его памяти, Майя Плисецкая станцует «Умирающего лебедя».


Весь зал встал.

Романы и замужество Майи Плисецкой

По слухам, в молодости Майя была очень влюбчивой. Артист балета Вячеслав Голубин танцевал с ней на различных концертах. В него Майя влюбилась без памяти. Но на одной из репетиций балерина, не вписавшись в поворот, ударила его локтем в нос. Танцовщика забрала скорая. Больше они вместе не танцевали, а вскоре и отношения закончились.

Первый муж Плисецкой - Марис Лиепа

Первый брак в 1956 году был с солистом балета Марисом Лиепой (1936-1989), продолжался всего три месяца.


Лиепа был младше Плисецкой на одиннадцать лет. Они познакомились в Большом театре во время декады латвийского искусства. То, что у них роман, было ясно каждому, кто видел их вместе. Сразу же Плисецкая и Лиепа начали репетировать «Лебединое озеро».

И когда Плисецкой предложили выступить с балетом в Будапеште - это был первый ее выезд за границу после длительного перерыва! - она захотела поехать именно с Лиепой. Но в Министерстве культуры и в КГБ кандидатура Мариса не прошла. Тогда Плисецкая, недолго думая, расписалась с партнером. Их выпустили.

Дочь Лиепы Мария рассказывает о браке отца с Майей Плисецкой

До сих пор для всех загадка, сколько же продлился их скоропалительный брак? Три месяца, месяц, неделю?.. Когда я его об этом спрашивала, Марис отшучивался: «Мы были женаты неделю. В начале недели Майя всем говорила: «Боже, какой Марис великолепный!» А в конце недели разочарованно повторяла: «Боже! Какой он ужасный!».

Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты!

Познакомившись в гостях у Лили Брик, композитор и балерина вроде бы не слишком заинтересовались друг другом: Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Однако через три года стали встречаться, провели вместе отпуск в Карелии.

«Я был очень настойчивым, – подчеркивает Щедрин, – когда мужчине нравится женщина, его мало что может удержать. И Майя ответила мне взаимностью».


В октябре 1958 года они поженились. Свадебным подарком от матери явилась выхлопотанная двухкомнатная квартира на Кутузовском проспекте.

«Он продлил мою творческую жизнь по крайней мере на двадцать пять лет», – говорила Плисецкая о своем муже.


У балерины, по слухам, был роман и с актером Андреем Мироновым.

Ее знакомый Норберт Кухинке (известный нам по роли профессора-слависта из «Осеннего марафона») в одном интервью сказал:

Майя была сексуально ориентированной женщиной. Об этом знали, но не говорили. У Плисецкой было много романов - от водителей до кинорежиссеров. Родион Щедрин закрывал на все глаза, лишь бы жена оставалась довольна.

Щедрин называл Плисецкую своей Музой. А Музам позволено многое, если не все.


Была ли у Плисецкой дочь?

В 1999 году на Западе, а затем и в России наделала шуму история с самозваной дочерью Майи Плисецкой.

Израильтянка Юлия Глаговская рассказала собкору «Московского комсомольца» душещипательную историю про то, как в 1976 году почти одновременно в ленинградском роддоме оказались две женщины: Майя Плисецкая и Людмила Глаговская, жена чекиста. Младенец чекиста родился мертвым, и он по договоренности с врачами и Плисецкой якобы тайно взял себе ребенка балерины.

«Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой»


Легенда была во многом основана на внешнем сходстве Юлии и Плисецкой. Юлия Глаговская к тому же занималась балетом.

Разразился большой скандал.
Плисецкая подала иск. Ответчиков не смутил даже тот факт, что во время предполагаемых родов Плисецкой был 51 год, хотя она еще и танцевала на сцене.

Впрочем, работа на сцене и стала решающей в деле.

Именно в то время, когда эта девочка родилась, Майя танцевала на гастролях в Австралии. И при всей своей скромности Плисецкая сказала журналисту, который написал статью, что она вообще никогда не рожала! Что и было впоследствии подтверждено врачами. Обследование проводили немецкие гинекологи, которые дали об этом официальное заключение.

Муж, может, и хотел детей, но поддерживал жену в ее решении

«Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму, – говорил Щедрин. – После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…»

Майя профессию не потеряла, принеся на алтарь балета свои жертвы. О многих из них мы, наверное, даже и не знаем.


Честь Майи Плисецкой оценили в 18 тысяч рублей

Самозванная дочь Юля стала искать встречи с Майей Михайловной. Это ей удалось, несколько раз они виделись и даже общались. Плисецкая неохотно шла на контакт и всячески уходила от разговоров.

Крови Плисецкой на всех не хватит

Суд официально признал, что детей у Майи не было. Сумма, выигранная Плисецкой по суду, равнялась 18 тысячам рублей. На вопросы общественности, почему честь и достоинство балерины, «одного из ярчайших культурных символов СССР и России» оценивается в такой мизер, ее адвокат Борис Кузнецов только разводил руками:

В разных странах существует разная практика возмещения морального вреда. В США, например, подобная сумма может достигать нескольких миллионов долларов. Во Франции же вообще берут условную сумму в один франк. В наших условиях, когда журналисты еще не научились полноценно пользоваться свободой слова, следовало бы такие суммы значительно увеличить.

«Всю жизнь борюсь»

…На приеме после вручения орденов Почетного легиона кто-то из стоявших рядом с Майей Плисецкой удивленно поинтересовался: «А я думал, что этот орден вручают только борцам Сопротивления». На что балерина отпарировала:

А я только и делаю, что всю жизнь борюсь.



Последние годы Майи Плисецкой

Большую часть времени она жила за границей, предпочитая США и Германию.

«Люди должны жить так, как живут на Западе, то есть нормально жить, нормально работать, зарабатывать деньги, – говорила Майя Михайловна. – Для меня правильный образ жизни – в Америке и еще больше в Германии, где все логично, где законы работают на то, чтобы человек жил спокойно и хорошо».

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...