Болдинский монастырь


Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается он примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога.

Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью создание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, за счет пожалования государем земель, за счет собственной достаточно активной экономической деятельности.

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и торговые лавки. В самом конце 16 века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.

Большой удар по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало 17 века и нашествием поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем, земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).

После 1954 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных жертвователей был князь Андрей Долгоруков.

И вновь испытывает свой расцвет монастырь в 70-80 годы XIX века. Настоятелем в это время был назначен иеромонах, а затем и архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремонтированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 метрах от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и затем издал «Житие Преподобного Герасима».

В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозиться деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.

Во время Великой Отечественной Войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. И они близятся к своему окончанию, только теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев.

Смоленский информационный центр культуры и туризма "Смоленский терем" /

Расположен в лесистой местности вблизи от старой Смоленской дороги, на берегу искусственного озера, устроенного в пойме речки Болдинка. Основан в 1530 г. Герасимом - иноком Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Первой постройкой здесь была деревянная Троицкая церковь с Сергиевским приделом, освященная в 1530 г. В 1580-90-е гг. созданы главные каменные сооружения монастыря. Доминантой нового ансамбля стал Троицкий собор в центре вытянутой прямоугольной территории. К юго-западу от него расположилась трапезная палата с церковью Введения. Колокольню возвели посредине площадки, ограниченной с востока собором, а с юга - трапезной палатой. В приходо-расходных книгах монастыря за 1592 г. несколько раз упоминается имя церковного мастера Терентия. Был связан с монастырем и знаменитый "государев мастер" Федор Конь - строитель Смоленской крепости. В 1594 и 1606 гг. он и его пасынок делали крупные денежные вклады в монастырь. Вследствие польско-шведской интервенции монастырь с 1611 по 1655 г. занимали иезуиты. В 1656 г. он снова стал православным, однако крупные строительные работы в нем уже не велись. В 1770-е гг. построена кирпичная ограда монастыря взамен существовавшей ранее деревянной. В нач. 19 в. монастырь был разграблен частями наполеоновской армии, превратившими его помещения в тюрьму для русских солдат, а Троицкий собор - в конюшню.

На рубеже 19-20 вв. на месте кельи преподобного Герасима возведена небольшая кирпичная церковь («часовня"). Тогда же были переделаны Святые ворота ограды и сооружены небольшие жилые и хозяйственные постройки, в том числе дом настоятеля и просфорная. В начале 20 в. архит. П.Д. Барановский (1892-1984) тщательно исследовал сооружения монастыря и на основании археологических обмеров составил проекты реставрации. В 1920-е гг. под его руководством были конструктивно укреплены трапезная палата и шатровая церковь Введения, восстановлены декоративные элементы их фасадов - кокошники у основания шатра и карнизы. На территории монастыря устроили музей. Его закрыли - одновременно с местной общиной верующих - уже в 1929 г. В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагались штаб советских войск и ремонтные оружейные мастерские. Фашистские захватчики при отступлении в марте 1943 г. взорвали основные сооружения монастыря: Троицкий собор, трапезную палату с церковью Введения и колокольню. Это древнейший на Смоленщине монастырский ансамбль, фрагментарно сохранивший оригинальные произведения зодчества 16-17 вв. В 1964 г. под руководством П.Д. Барановского были начаты реставрационные работы. С 1969 г. они ведутся под руководством A.M. Пономарёва. После передачи ансамбля Русской православной церкви (1990) здесь возведены новые сооружения с внеисторическим обликом, искажен силуэт церкви Введения, а от собора по-прежнему остаются руины (данные на 1997 год).

Трапезная. Двухэтажное здание с пристроенными к восточной стороне церковью Введения и Келарской палатой, сходное с трапезными палатами Пафнутьево-Боровского монастыря и Успенского монастыря в Старице. Первый этаж восстановлен в 1975 г.; второй и северное крыльцо - в 1997 г. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Между этажами проходил профилированный поясок. Окна первого этажа на западной стене обрамлены прямоугольными наличниками. Введенская церковь завершилась монументальным кирпичным шатром над небольшим восьмериком. В основании шатра прошел пояс кокошников (по два на грань). Нынешний деревянный шатер на целых шесть метров ниже первоначального и едва виден за кокошниками. Завершает его высокая шлемовидная главка. Реставраторы надеются, что с появлением необходимого финансирования исторический облик шатра будет восстановлен. Внутри помещения первого этажа трапезной были заняты под склад, кухню и другие хозяйственные нужды. Основное помещение второго этажа - квадратная одностолпная палата. Проемы в ее восточной стене ведут в церковь Введения и Келарскую палату. В интерьерах были изразцовые печи.

Ограда. В виде кирпичной стены охватывает всю территорию монастыря. Утраченные прясла, завершение стен и четыре угловые башни восстановлены в 1993 г. Стены с внешней стороны расчленены лопатками на прясла, в которые вписаны неглубокие фигурные ниши. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в нач. 20 в. в русском стиле. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды (местами переложенные) намного проще.

Просфорная. Небольшое прямоугольное одноэтажное кирпичное здание у северной стены монастыря. В южной и восточной стенах прорезаны по два оконных проема с лучковыми перемычками. Основная плоскость фасадов оформлена в виде неглубокой прямоугольной ниши. С западной стороны примыкал деревянный прируб, замененный в 1990 г. кирпичной пристройкой.

Дом настоятеля . Деревянное одноэтажное здание у восточной стены монастыря. Прямоугольный сруб был обшит тесом. В четырехскатной кровле с западной стороны (по главному фасаду) было устроено большое слуховое окно. Шесть окон западного фасада были украшены наличниками с накладной резьбой. Здание сгорело в 1984 г., и в 1993 г. на старом фундаменте возвели нынешнюю постройку в прежних объемах. При строительных работах 1991-97 гг. под братские кельи был приспособлен бывший дом казначея (к востоку от трапезной палаты) и появились два новых келейных корпуса - в северо-восточной и в западной частях монастырской территории.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г.



Болдин Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Дорогобужа, при реке Болдинке. Основан в 1528 году подвижником Герасимом Болдинским, который скончался 1 мая 1554 года и покоится здесь. С 1611 года по 1655 год монастырь находился во власти иезуитов; возобновлен в 1656 году. В монастыре находится чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью содание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь Смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, пожалования государем земель, собственной достаточно активной экономической деятельности.

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и тоговые лавки. В самом конце XVI века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.

Большой "удар" по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало XVII века, и нашествие поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).

После 1654 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных пожертвователей был князь Андрей Долгоруков.

Монастырь испытывает свой расцвет в 70-80 годы XIX века. Настоятелем был назначен иеромонах, а затем архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремотированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 м от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и издал "Житие преподобного Герасима".

В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозится деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.

Во время Великой Отечественной войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. Теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев.

С 1991 года Болдинский Свято-Троицкий монастырь передан Православной церкви. На территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавщее смоленские земли.

В городе Дорогобуже Болдинский монастырь имеет свое подворье, где возведен небольшой деревянный храм, ведет работу по открытию Дмитровского женского монастыря в Дорогобуже.

По материалам сайта http://www.dorogobug.ru/index.php/articles/193-boldinskiy-monastir



Святой Герасим Болдинский, основатель монастыря, поселился неподалеку от этих мест в 1528 г. К Герасиму стали стекаться ученики; в 1530 г. он срубил деревянную Сергиевскую (впоследствии Троицкую) церковь, храм Богородицы, поставил кельи. Так возник Болдинский монастырь со строгим уставом. Монастырь быстро рос: уже при Герасиме в братии было 127 человек. Основатель монастыря, успев вдохнуть жизнь еще в 3 обители, умер Е 1554 г. (66 лет) и был похоронен в созданной им Сергиевской церкви.

В конце XVII ст. монастырь был уже богат и знаменит, отстроил редчайший в провинции ансамбль зданий XVI в. В обители работал даже кирпичный завод для собственных нужд. История сохранила и имена монастырских зодчих. Самый знаменитый из них - Федор Конь, строитель городовой стены Смоленска и крепости Белого города в Москве.

В 1611 г. монастырь был захвачен и разорен поляками. Более того, обитель они отдали иезуитам - из «духовного плена» она освобождена была только в 1655 г. В 1812 г., ограбив обитель, французы превратили ее в тюрьму для пленных русских солдат.

В конце XIX в. монастырь потихоньку ветшал. Сил немногочисленной братии, которой в нач. XX в. управлял уже игумен, не хватало для поддержания в порядке огромных средневековых храмов. Шатровая Введенская церковь стояла закрытой из-за опасности обрушения.

В монастыре было три храма. В приделе св. апостолов Троицкого собора находилась рака, где почивали «под спудом» мощи прп. Герасима. В этом же приделе был похоронен затворник Аркадий, подвизавшийся в обители в кон. XVI в. Другой святыней монастыря была древняя Казанская икона Божией Матери. В подклете собора помещался фамильный склеп кн. Долгоруковых. Монастырю принадлежала Алексеевская часовня, выстроенная в честь рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

После революции Болдин монастырь продолжал действовать - в нём оставалось 13 монахов. В 1921 г. П.Д. Барановский начал здесь реставрацию. К несчастью, не один Барановский интересовался монастырем. В 1922 г. власти конфисковали монастырское имущество, кощунственно вскрыли мощи св. Герасима. В 1928 г. прекратилась реставрация, а еще через год репрессировали всех монахов и директора музея. В обитель вселялись «трудовые коммуны», сельхозартели.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Но жив был П.Д. Барановский. Обмерив руины, он заметил, что древние здания обрушились не по кирпичику, а большими фрагментами - их можно было вновь «собрать». В 1964 г. началось восстановление. Барановский умер в 1984 г., успев увидеть возрожденной одну лишь Трапезную палату. Но дело его продолжалось. В 1987 г. уже поднялась колокольня. Много сил в деле воссоздания монастыря отдает архитектор-реставратор ученик П.Д. Барановского - А.М. Пономарев.

14 мая 1990 г. в Болдине состоялась первая церковная служба - вечерня в храме XIX в. на месте пещерки св. Герасима. А еще через год, в день памяти св. Герасима, возродился сам монастырь. Наместником его назначен был игум. Антоний. Сегодня в монастыре 20 насельников.

Сохранились и возрождены: трапезная и колокольня (1585-1592 гг.); ограда и башня (XVIII в.); дом казначея (XIX в.); дом игумена (XIX в.); просворня (XIX в.); стены монастыря с башенками по углам (XVIII в.). Построен новый братский корпус в 1994 г.

По материалам сайта http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=smolensk&page=19

В данной статье предлагается история создания святыни и описание этой выдающейся памятки христианства.

Исторические сведения

Болдинский монастырь был основан стараниями преподобного Герасима. В 9-й день мая 1530 года этот человек провел обряд освящения первого деревянного Троицкого храма.

Местом расположения монастыря Герасим выбрал берег речушки, где росли удивительные вековые дубы. Раньше их называли болдами, поэтому и местность стала именоваться Болдинской. Место обитания Герасима в скором времени получило широкую известность. Братия активно пополняла ряды, и в скором времени с ним проживали почти 130 человек.

Жизнь преподобного Герасима прервалась на 67 году. Его похоронили в первом приделе, созданным этим человеком. Преподобные дела, которыми отличился Герасим, послужили поводом для причисления этого христианина к лику святых.

Достижения золотого века

После смерти Герасима монастырь стал еще белее популярен. Здесь сконцентрировалась духовная жизнь Смоленского края. Благодаря получению крупных денежных пожертвований под постоянной опекой царской власти монахи получили возможность возводить каменные сооружения.

Конец шестнадцатого века ознаменовался появлением на территории Болдинского монастыря:

  • Пятиглавого собора Троицкого, к которому пристроены два симметричных придела в честь таких святых, как Иоанн Богослов, Борис и Глеб.
  • Комната трапезной палаты, где размещена в честь такого большого христианского праздника, как Введение во храм Богородицы.
  • Шестигранное сооружение столпообразной трехъярусной колокольни.

Все описанные сооружения Болдинского монастыря стали шедеврами, которые ознаменовали золотой век в русском зодчестве.

Лучшие из лучших

Болдинский монастырь Смоленской области имеет массу неоспоримых художественных достоинств. В их создании принимали участие лучшие царские мастера:

  • Федор Конь, государев мастер;
  • Терентий, церковный мастер;
  • Постник Дермин, иконописец;
  • Степан Михайлов, иконописец;
  • Иван Афанасьев, литец.

Болдинский монастырь Смоленской области славился учеными мужами. которого преподобный Герасим назначил еще при своей жизни, назывался краснописцем. Следующему же болдинскому игумену, Антонию, епископу Вологодскому, удалось написать труд о житие преподобного Герасима.

Трудные времена

Монастырь Герасима Болдинского пережил сложное время, когда в начале семнадцатого века его захватили иезуиты. Потребовалось почти полвека, чтобы снова возвратить святыню православным христианам. Как и ранее, монастырь не был лишен царского внимания и покровительства. Но понадобилось время и средства, чтобы вернуть зданиям былую роскошь.

Следующим сложным периодом было время захвата монастыря наполеоновскими солдатами. Они держали в стенах храма своих лошадей, устроив там конюшню.

Но пожарища рассеивались, монахи выбеливали дочиста стены, и под звуки благовеста верующие снова устремились к молитве.

Возрождение

Болдинский мужской монастырь - место проведения ярмарок, которые устраивались в честь престольных праздников два раза в год - в день Святой Троицы и зимнее празднование Пресвятой Богородицы.

Конец девятнадцатого века ознаменовался возведением новых келий из дерева, появилась гостиница, в которой могли остановиться богомольцы. Силами архимандрита Андрея помимо перечисленных работ удалось восстановить келью, где жил преподобный Герасим - основатель монастыря.

Свято-Болдинский монастырь также подвергался влиянию времени. Когда красота построек начала угасать, в начале 20 века силами молодого реставратора Петра Барановского была предложена уникальная методика для проведения реставрационных работ. Но памятник архитектуры начали реставрировать только в тридцатых годах.

Параллельно с выполнением реставрационных работ Барановский начал заниматься созданием музея.

В это время по причине влияния политики новой советской власти начались гонения верующих вплоть до осквернения мощей Герасима - основателя монастыря. Годы безбожнической власти были потеряны для реставраторов. Мало того, этих людей репрессировали.

Великая Отечественная война принесла новые потери. Тогда фашистами были уничтожены строения Троицкого собора, колокольня, трапезная палата и Введенская церковь.

Наше время

В середине семидесятых годов уже известный реставратор Петр Барановский снова приступил к выполнению строительных работ, которые продолжились его учеником и помощником Пономаревым А. М.

И началось восстановление колокольни, которую во время войны взорвали фашисты. Эта постройка была возведена таким образом, что кладка из кирпича смогла сохраниться, развалившись на крупные части. Несмотря на то что некоторые фрагменты здания весили от 20 до 40 тонн, реставраторы применили такой метод, как анастилоз - когда фрагменты были возвращены на свои места.

В конце века произошло знаменательное событие - освящение восстановленного Введенского трапезного храма, полностью разрушенного в былые времена. Это символизировало победу христианской веры над всеми захватчиками и врагами, которые давали о себе знать во времена существования монастыря.

Подведем итоги

Болдинский монастырь был основан в начале шестнадцатого века преподобным Герасимом. Эта местность сразу стала привлекать на свою территорию сотни послушников. Монахи были не только глубоко верующими, но и грамотными людьми, способными создавать книги об истории зданий монастыря. В мирное время Болдинский монастырь всегда получал покровительство царей и считался центром духовной жизни Смоленщины. Но захватнические войны способствовали разрушению святынь. Восстанавливать их необходимо было столетиями. Реставраторы подвергались преследованиям и репрессиям. Но времена менялись, и укреплялась уверенность в нерушимости христианской веры.

Монастырь, созданный послушником Герасимом, выстоял в тяжелые времена захватнических войн. Эта местность изначально была центром духовной жизни Смоленского края. Здесь развивалась культурная и национальная жизнь россиян. И поэтому на сегодняшний день продолжают возрождаться святые обители. Сегодня мужской Болдинский монастырь дает приют двадцати одному послушнику. Они занимаются реставрацией зданий и возведением новых сооружений, ухаживают за яблоневым садом. Собрание духовных сокровищ продолжается по сей день.

Преподобного Герасима поминают 14 мая. Именно этот день стало принято считать общеепархиальным праздником, который будет отмечаться ежегодно.

На самом деле мы собирались в город Вязьму, который расположен примерно в двухстах километрах от Москвы. Читая о городе перед поездкой, нас заинтересовало описание монастыря XVI века в селе Болдино. В интернете мы нашли множество отзывов об этом монастыре и решили заехать туда, тем более, что он расположен всего в 50 км от Вязьмы по старой Смоленской дороге.
Как всегда, мы проложили маршрут по проселочным дорогам.

Вот такие красоты мы проезжали по пути.


Если бы мы фотографировали каждое красивое место, мы бы еще не вернулись.

Как я уже говорил, путешествуя по Московской, Тверской области, мы видели множество действующих фермерских хозяйств. В Смоленской области их оказалось еще больше. Сельское хозяйство не просто существует, но и развивается. По дороге мы встретили несколько строящихся современных комплексов.

Дорога на первом участке пути была вполне приличная. Машин почти не было.

Усадьба Галициных-Муромцевых в селе Пречистое.


Внутри сохранились росписи на стенах. Мы обнаружили усадьбу совершенно случайно на пути в Вязьму. Осматривать развалины у нас не было времени и мы ограничились парой снимков.

В какой-то момент нам показалось, что мы приехали в тупик. Но оказалось, мы просто не сразу заметили объездную дорогу вокруг Вазузского гидро узла.


В гидросистему входят 3 водохранилища - Вазузское, Яузское и Верхне-Рузское. Это самое удаленное водохранилище в системе снабжения Москвы. Строить его начали 1957 году и закончили в 1970. Управление гидроузлом находится в селе Карманово. Существуют планы строительства на базе этого водохранилища ГЭС мощностью 10МВ.
Осмотреть плотину ближе невозможно т.к. все подходы огорожены забором с колючей проволокой.

Очень неожиданно было встретить в селе Карманово вот такой вот памятник.


Село небольшое. Не похоже, что здесь где-то рядом строили самолеты. Во время войны здесь шли ожеточенные бои, но таких самолетов у нас в то время точно не было. Историю этого памятника нам удалось узнать только по возвращению из поездки. Оказалось, что памятник был построен начальником лагеря заключенных, которые строили водохранилище, в память о своем погибшем сыне летчике.

В карманово, так же расположен мемориал на месте захоронения 8500 советских солдат, участвовавших в освобождении района. Сюда так же был перенесен прах из братских могил других районов Смоленской области.


В районе гидроузла приличная дорога превратилась в грунтовую дорогу со множеством ям. Но мы еще не знали, что нас ждет впереди.

Из-за продолжительного плохого участка дороги путь до Вязьмы у нас занял почти 4 часа вместо запланированных 2,5 часа. Мы решили сразу ехать в монастырь, а уже потом вернуться и осмотреть город.

Проехав через Вязьму, мы продолжили свой путь по Старо-Смоленской дороге. Именно по этой дороге в 1812 году отходил обоз французской армии.


Прочитав информацию на столбе, мы решили заехать на Семлинское озеро. По легенде именно в этом озере Наполеон затопил обоз с награбленными в Москве ценностями. Поиск сокровищ начался с 1836 года. Однако, до сих пор клад не найден. Или найден, но об этом никто не знает.

В 60-х годах прошлого века озеро исследовали ученые. В воде было обнаружено большое содержание цинка, меди и серебра, что говорит о том, что, возможно, клад действительно находится на дне озера.


Озеро находится в стороне от дороги. Примерно в пятистах метрах. Дорога к озеру грунтовая, но достаточно хорошая.

Через лес к озеру проложена тропинка.

Вода в озере темно коричневая, что характерно для торфяных озер.


Место очень красивое. Даже не верилось, что такая красота находится совсем рядом с городом и не так далеко от Москвы.

Проехав немного дальше, мы поняли почему французы утопили обоз в озере. Асфальт кончился и началась вот такая вот дорога. Все это, между прочим, Старо-Смоленская трасса.

Ехать сюда на легковой машине я бы не рекомендовал. А после дождя, я думаю, даже на внедорожнике проехать по этой дороге будет сложно.

На некоторых участках наша скорость была не больше 10 км/ч.

Грунт в этих местах песчаный и поэтому колеса почти не вязнут на мокрой дороге.

Возникновение Старо-Смоленской дороги датируется XV веком. Возможно она существовала и раньше, но об этом до наших дней не дошло никаких источников.
С момент своего возникновения Смоленская дорога играла важное историческое значение. По этой дороге наступал на восток принц Сигизмунд, по этой же дороге отступали русские войска в 1812 году, а потом бежали из Москвы французы. Во время Отечественной войны по ней наступали немцы и отступали русские части.
В XVI - XVIII веках это был основной тракт из Москвы в Европу, которым воспользовалось немало известных людей путешествующих в Европу и обратно. Вдоль дороги располагалось множество постоялых дворов и почтовых станций, стояли путевые столбы.
Как вы можете видеть сейчас ничего этого не осталось. За все время нашего путешествия по дороге нам встретился только один мотоциклист. Движения в этом месте практически нет или оно минимально.


Добрались до монастыря мы только к 6 часам вечера. На небольшой парковке рядом с монастырем не было ни одной машины. И это не странно, учитывая непростой путь к монастырю.

Монастырь был основа в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1929 году монастырь был закрыт. В зданиях монастыря располагались колхозная сыроварня, молочный сепаратор и зернохранилище.
Во время Великой Отечественной войны монастырь стал базой партизан. В 1943 году во время отхода немцы взорвали старинные здания монастыря. Восстановление монастыря началось в 1964 году.


В храме потрясающая акустика. Мы приехали как раз к началу службы.


Мы были во многих монастырях, но этот монастырь произвел на нас совершенно особое впечатление. Очень тихое, спокойное, умиротворяющее место. Такое, каким и должен быть монастырь. За все время мы встретили на территории монастыря не более 5 человек. Я рекомендую обязательно хотя бы один раз побывать здесь, чтобы ощутить настоящее монастырское уединение и тишину.

Обратно мы решили ехать в объезд через город Дорогобуж. Подъехав к реке Днепр у меня возникло подозрение, что мы где-то свернули не туда. Но нет, оказалось, мы едем правильно.

А вот и химический завод.

Через 15-20 километров мы наконец выехали на трассу М1 Минск. Этот путь километров на 30 длинее, чем путь по Старо-Смоленской дороге. По времени тоже получилось примерно одинаково. Так что если у вас внедорожник можно вполне поехать по Старо-Смоленской дороге. На легковой машине лучше ехать по М1 и далее через Дорогобуж.
О том чтобы заехать снова в Вязьму не было и речи. Нам предстояло еще проехать около 250 км до дома. Поездку в Вязьму мы решили отложить. Но я думаю, что, если мы отправимся в Вязьму снова, мы обязательно заедем в Болдинский монастырь. А там уже сложно сказать будет ли у нас время на осмотр Вязьмы. В любом случае продолжение следует...

Однажды, молясь в глубокой ночи, преподобный Герасим услышал звон множества колоколов. Благовест повторился и на вторую, и на третью ночь. Святой отправился на колокольный звон. Неподалеку он обнаружил поляну близ речки, поразившую его своей необычной красотой. Здесь, под ветвями могучего дуба, подвижник и приютился, назавтра же поставив крест. Так было положено основание Болдину монастырю.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь – это мужской монастырь, в деревне Болдино в Смоленской области в 18 километрах от города Дорогобужа.

Герасим Болдинский – монах русской православной церкви. Основал мужской монастырь

В этом году появился на свет Герасим Болдинский, в миру Григорий

Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле-Залесском. Уже с детства посещал храм. Мальчика приняли в Горецкий храм послушником, где он и принял постриг. Герасим молился, соблюдал посты, помогал в строительстве храмов и келий.

Затем Герасим решил жить в отшельничестве, подальше от земной суеты. Поселился жить в лесу со зверями и змеями. Очень много раз на него нападали разбойники и жестоко избивали его, но он терпел и только лишь молился.

«Однажды, - читаем в Житии святого, - проходившие мимо свирепые люди… ругались на преподобного, зло били и влачили его».

Существует предание, что Герасима просили быть крестным Ивана Грозного

Подвижник часто голодал и мерз в своей маленькой и ветхой хижине. Чтобы не пропасть от голода, он ставил при дороге кузов для сбора милостыни и жил подаянием добрых путников.

И был у него один защитник: на дереве, под которым стояла келья преподобного, свил себе гнездо ворон, взявший на себя, в отсутствие преподобного, охрану его жилища и кузовка. Бывало, ворон своим криком отгонял не только человека, пытающегося украсть у святого кусок хлеба, но и голодного, свирепого медведя.

После того, как Герасим заложил основание монастырю, местным жителям это совсем не понравилось. Они обратились к начальству с просьбой посадить в тюрьму подвижника. И наместник не в чем, не разобравшись, посадил Герасима за решетку.

Но Господь не оставил праведника. Когда вершился неправедный суд, в келью вошел посланник от государя. Он хорошо знал отца Герасима. Увидев святого, посланник поклонился ему и попросил благословения. На вопросы же изумленного наместника сказал, что это великий подвижник стоит перед ними в унижении. Тогда же наместник пал к отцу Герасиму в ноги, прося прощения.

«Суд над преподобным привел не к унижению, а к прославлению имени Герасима»

говорится в Житии святого.

Столько было отцу Герасиму, когда он умер

Он испросил позволения построить обитель, о чем впоследствии говорил:

«в пустыне сей, зовемой Болдино, в нейже разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, в лето от Рождества Христова 1528 года, Божиим изволением и помощию создах обитель сию, общежительный монастырь».

Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков, основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние свои наставления.

В житии святого мы можем видеть эти слова:

«Помните, - увещевал многочисленных учеников преподобный Герасим, - обеты ваши, которые произносили перед Богом, сохраняйте ангельский образ и отрекайтесь от мира…».

Преподобный Герасим скончался на 65 году жизни


Из дошедших письменных источников известно, что мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили.

Почему старца Герасима уже после кончины отнесли к святым?

Произвели вскрытие могильной ямы 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало совершенно нетронутым.

Это говорит о том, что мощи Герасима были нетленны. И после извлечения все в этом убедились.

Преподобного Герасима включили в месяцеслов Русской Православной Церкви

После было определено Архиерейский Собором Русской Православной Церкви, 2-3 февраля 2016 года имя Преподобного Герасима было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

История создания Троицкого монастыря уходит еще в 1528 год

Монастырь был построен на берегу реки Болдинки. Создана обитель была в 1528 году.

Началось развитие монастыря очень активно. От начала постройки до 17 века строились храмы, набиралась братия.

В 1580-1590-х годах в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Федор Конь.


Федор Савельевич Конь — известный и легендарный из русских зодчих средневековья. Автор каменных строений в Болдинском монастыре в 1580-90 гг. Памятник установлен в Смоленске

Затем в 1611 году монастырь был захвачен поляками. В это время в нем размещался католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 года.

С 1656 года монастырь вновь был освящен как православный. В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы.

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе сделали зерновое хранилище.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов.

В зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. В марте 1943 года во время Великой Отечественной войны при отступлении, немцы заминировали и взорвали храмы и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством Петра Барановского.

Петр Барановский — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Участвовал в реставрации Болдинского монастыря

В 1991 году Троицкий Болдин монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Также на территории построены еще 2 храма

Также на территории построен храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Это каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой. Был построен в 1590-е годы.


в этом году взорвали Введенский храм на территории Болдинского монастыря

Также на территории находится еще один храм.

Храм святителя Тихона Задонского

В мае 1991 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил храм в честь Тихона Задонского


В настоящее время практически все постройки монастыря восстановлены.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...