Наровчат. Троице-Сканов женский монастырь. Наровчатский пещерный монастырь


Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (Пензенская епархия)

Возникновение Свято–Троицкого Сканова монастыря относят к началу XVII века. Все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю погибли в пожаре 1676 года. Известно только, что этот монастырь существовал задолго до означенного пожара и имел вид благоустроенный.

Изначально монастырь был мужским, с 1786 года имел Устав строгого общежития. Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу не опустительно. Всенощное бдение было довольно продолжительное, поскольку в продолжении его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра, зимою в больничной, а летом в кладбищенской церкви. В зимнее время благовест к Литургии начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время – в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери. На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило – канон Иисусу сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу – акафист Спасителю, на понедельник, вторник и субботу – акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое Повечерие, затем – помянник и вечерние молитвы.


Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом, включавшим в себя указы царя Алексея Михайловича, великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и государыни Софьи Алексеевны, грамоту патриарха Иоакима.

После пожара 1676 года пострадавшие в огне деревянные Свято–Троицкая и Свято–Никольская церкви были построены вновь. Но Свято–Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято–Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1762 году на северной стороне среди ограды была заложена высокая каменная колокольня, в ней над вратами в 1793–93 годах была устроена новая Свято–Никольская церковь.

С 1795 года посредине монастыря, на месте разобранной одноэтажной Свято–Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного о пяти главах Свято–Троицкого собора. Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией матери и Трех святителей, верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1809 году на южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1853 году построена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

В 30–е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь – в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затомлены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь и библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи организовали клуб, в других зданиях разместили магазин, гараж, столовая, жилье для рабочих местного совхоза. Настоятель и насельники Троице–Сканова монастыря были арестованы, многие убиты.


Возрождение монастыря началось в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь был учрежден теперь женским, поскольку в то время верующий народ составляли в основном женщины. 12 марта 1990 года из Рижского монастыря в Сканов монастырь прибыли новая настоятельница и семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.


Сейчас Свято–Троицкий Сканов монастырь восстановлен из руин, приобрел свой первоначальный вид и является жемчужиной Пензенского края. В монастыре около 70–ти насельниц. Здесь ежедневно совершаются богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь. Обитель живет в основном трудами самих наельниц. В монастыре есть свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут послушание: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризнице, на скотном дворе. Летом сестры ухаживают за цветниками, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут пояса и четки, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.


В Свято-Троицком монастыре находится святыня Русской Православной Церкви – чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Икона была написана священником г. Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится в надписи на иконе, по просьбе Тамбовской епархии, к которой в то время был приписан Наровчатский уезд. В середине XVIII века Свято-Троицкий Сканов монастырь неоднократно сгорал от пожаров. Возносились молебные пения, люди обращались за помощью к Божией Матери. Это и послужило причиной заказать для монастыря икону Божией Матери. Эта икона числится в списке чудотворных икон России. На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда Трубчевская икона находилась в Свято-Троицком Скановом монастыре. "Пензенские епархиальные ведомости" в 1869 г. и в 1877 году сообщали: "Икона сия берется в дома горожан для служения молебнов и Всенощных бдений, да и в самом монастыре немало богомольцев притекают к ней с верою, служат молебны". "В 1831 и 1848 годах, во время свирепствования в Наровчате холеры, святая икона сия была тожественно износима в город, и благоговейные чтители оной приписывали милосердию и покровительству Царцы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни".


До конца XVIII века Трубчевская икона находилась в одноэтажной Свято-Троицкой церкви. После завершения строительства двухэтажного Свято-Троицкого собора, в XIX и в начале XX веков икона находилась в Свято-Успенском нижнем храме монастыря Свято-Троицкого собора за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте. На иконе, старанием игумена Филарета, на пожертвования устроена была серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною драгоценными камнями. В 1853 году в 114-ти саженях от монастыря построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь.

В 30-е годы прошлого столетия, во время закрытия монастыря, икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с нее была снята серебряная риза, позлащенный венец, из короны были "изъяты" драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На нее не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Это было в 1976 году.


В 1993 году икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив ее от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: "1765", и три буквы - "ЕВФ", что означало, что эта икона была написана в 1765 году священником Евфимием. Икону возвратили монастырю. Она была отправлена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9-ти месяцев.Сейчас обновленная икона вновь находится в Свято-Троицком Скановом монастыре. Известно несколько случаев чудотворных исцелений через Трубчевскую икону.

В 3 километрах от наземного монастыря в склонах горы Плодской расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.

Сканов пещерный монастырь


Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры.

Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.

У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.


Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.

Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.


Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: " В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).


«Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры,<...> в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. <...> Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).



В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один - во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был предел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.


источник и над ним деревянная часовня.

Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника - скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся» .


В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника.

Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы.

Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.

Описание пещерного монастыря
Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.

Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.

Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.

Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.

Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.

Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.

Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).

По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий - например, мощей (ниши аркасолии).

Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.

Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов.

Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.

С 2006 г. началось активное восстановление и расчистка пещерного монастыря. Восстановительные работы ведутся по сей день под руководством сотрудников Наровчатского историко-археологического и природного музея-заповедника. Был оборудован вход в виде часовни, несколько сотен метров галерей обложено кирпичом, сооружена лестница для подъема на гору к пещере. Расчищен и укреплен родник под горой. Решен вопрос об обустройстве скита от Троице-Сканова монастыря над пещерой.

Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине XVII века. Пожар 1676 года уничтожил все деревянные монастырские постройки и документы. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения.

Троице-Сканов монастырь принадлежит к тому сравнительно небольшому числу обителей, которые не утратили своего значения после реформы 1764 года. Обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упраздненных по реформе Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

Ансамбль Троице-Сканова монастыря складывался в конце XVIII — первой половине XIX веков. Все монастырские постройки вплоть до конца XVIII века оставались деревянными. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель вновь погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад. В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий Троицкий собор.

После последнего большого пожара в 1785 году было принято решение постепенно отстраивать основные монастырские здания из кирпича.

В 1792 году заложили первую каменную постройку обители — колокольню в четыре яруса. К 1796 году колокольню достроили, а в нижнем ярусе ее устроили Никольскую церковь. По-видимому, в деревянном Никольском храме тогда уже не служили, предназначив его к сносу. Одновременно строился Троицкий собор, в одном с колокольней «сложносочиненном» стиле.

Последний деревянный храм обители, Никольский, разобрали «за ветхостью» в 1802 году.

Через несколько месяцев после его завершения, в 1809 году, с южной стороны монастырского двора началось возведение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Следующий этап формирования Троице-Сканова монастыря как единого архитектурного целого падает на середину XIX века.

Кладбищенская церковь освящена в 1853 году в честь главной монастырской святыни — Трубчевской иконы Божией Матери, к тому времени уже прославленной многочисленными чудотворениями.

Мельницу на реке Шелдаис пожаловал Троице-Скановой обители в 1797 году император Павел I. Наконец, на небольшом удалении от ограды находилась пасека на 80 ульев, в избытке дававшая мед и воск для монастырских нужд.

8 октября 1801 года игумен Корнилий освятил нижнюю церковь Троицкого храма с двумя престолами — Успенским и Трехсвятительским. На отделку верхнего храма ушло еще почти семь лет. Причем, согласно сохранившимся описаниям, церковь выглядела изначально несколько иначе, чем теперь: в частности, имела наружные росписи.

Богослужебная жизнь в монастыре была довольно напряженной, однако, помимо молитвенных трудов, иноки несли еще труды в общечеловеческом смысле этого слова: косили, пахали, огородничали, ловили рыбу, ухаживали за скотиной. Так — мирно и небесполезно — проходили монастырские дни. Число насельников все более увеличивалось, не оставляли своим вниманием святую обитель и миряне, любя бывать здесь ради продолжительных богослужений и того особого настроения, которое сообщается внимательному богомольцу в правильно устроенном монастыре.

В особенности людно бывало в Сканове на праздники, сопровождавшиеся крестными ходами. Крестных ходов в прежнее время здесь совершалось три (помимо общепринятых) — на Троицу и Успение (вокруг монастыря) и 3 октября, в день Трубчевской иконы Божией Матери, — к кладбищенской церкви, посвященной ей.

Сканов монастырь после революции


Послереволюционная история Сканова монастыря столь же драматична, сколь и обыкновенна в контексте отечественной истории. В 1928 году он был закрыт. Насельникам предложили убираться подобру-поздорову (надо сказать, весьма немногие из них пережили 1930-е годы). Однако в продолжение некоторого времени несколько монахов, включая настоятеля, архимандрита Филарета (Игнашкина), еще оставались в монастыре, живя в притворе Троицкого собора. Все жилые корпуса советская власть к концу 1920-х годов уже прибрала к рукам. В начале 1930-х в распоряжение новых хозяев жизни поступил и собор. Здесь устроили склад и птицеферму. Корма для птиц готовили в кладбищенской церкви, а в Иоанно-Предтеченском храме действовал клуб. С танцами. Остальные монастырские здания были заняты магазином, столовой, гаражом и жильем для работников птицефермы.

Кроме того, расчищая монастырскую территорию до состояния пустыря, ее тогдашние хозяева утопили в реке почти все надгробья.

Возрождение Троице-Сканова женского монастыря

В 1990 году полуразрушенную обитель вернули Церкви. Возобновлена она была как женская. Пришед в Сканово, инокини обнаружили Троицкий собор без крестов, без окон, почти без крыши, не говоря о том, что — без некогда существовавших росписей (частью забеленных, частью сбитых). До уровня первого этажа храм был завален землей. В столь же унылом состоянии пребывали и другие монастырские постройки.


Саша Митрахович 22.11.2017 08:01


На фото: Одна из самых почитаемых в Пензенской митрополии икон Божией Матери имеет многие черты, присущие католическим изображениям Пресвятой Богородицы. Это не покажется странным, если вспомнить, что она была писана в Трубчевске, находившемся под сильнейшим польским влиянием (а в первой половине XVII века вовсе пребывавшем в составе Речи Посполитой).

Сколь ни тяжка судьба Троице-Сканова монастыря в XX веке, но, по крайней мере, он не утратил своей главной святыни — Трубчевской иконы Божией Матери, которая находилась в обители со второй половины XVIII века.

Общеизвестные сведения о Трубчевской иконе Божией Матери довольно скудны. Но если вам случится побывать в Сканове, то здесь вам расскажут об этом образе Пресвятой Богородицы гораздо подробнее. Во-первых, уточнят, что писал икону иеромонах Чолнского мужского монастыря, которого, действительно, звали Евфимием. И писал именно по заказу Троице-Сканова монастыря.

С самого освящения нижнего храма Троицкого собора Трубчевская икона находилась здесь, однако часто покидала свое место, будучи носима и в Наровчат, и по окрестным деревням. В особенности усилилось почитание иконы после холерных эпидемий, когда жители Наровчата, испуганные и подавленные обрушившейся бедой, искали помощи только у Божией Матери, а поскольку Ее Трубчевский образ являлся самым известным в округе, то именно к ней обращались они с мольбами. Искание их не было напрасным.

Возвращение

В 1930-е годы Трубчевская икона Божией Матери оказалась в Наровчатском краеведческом музее. Здесь (или, возможно, еще раньше, во время кампании по изъятию церковных ценностей) с нее сняли серебряную ризу и позолоченный венец, изготовленные в свое время на пожертвования усердных богомольцев, а из короны вынули драгоценные камни.

Икона в музее не экспонировалась — поначалу, видимо, чтобы не тревожить лишний раз религиозного чувства «несознательных масс», а затем о ней просто забыли, используя в качестве столешницы. Очередная опись музейных единиц хранения, проведенная в 1976 году, зафиксировала утрату Трубчевского образа.

Но в 1993 году икона все-таки нашлась — в плесени, с покоробленным красочным слоем. Ее возвратили в монастырь, однако понадобилась девятимесячная реставрация в , прежде чем святой образ занял свое прежнее место в соборном храме обители.


Саша Митрахович 23.11.2017 07:23


Первое богослужение в возрождаемом Троице-Скановом монастыре было совершено 12 апреля 1990 года, в Великий Четверг. Монастырский хор в тот день составляли всего три человека, регентовала игумения Митрофания.

С этого дня молитва в Скановом монастыре не прерывалась. Вот уже почти четверть века — не так много в масштабах всей монастырской истории, но, в общем, можно успеть родиться и окончить институт. Богослужения совершаются ежедневно, читается неусыпаемая Псалтирь. Молитвой — в пять часов утра, когда по двору разносится звон монастырского колокола, — начинается каждый новый день. После молитвенного правила сестры расходятся на послушания. Круг их весьма обширен.

В монастыре есть воскресная школа для детей, занятия в которой также ведут инокини.

Что касается центра монастырской жизни — Троицкого собора, — то его ремонт в целом завершился к концу 1990-х годов. В 1999 году, 3 октября, обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. Встречали его с иконами, цветами, хлебом-солью. Патриарх служил в Троицком соборе литургию, а затем совершил молебен перед чудотворной Трубчевской иконой Божией Матери.

Возникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря следует отнести ко времени начала XVII века. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю. Из патриарших грамот, данных в 7184 г. (1676г.) на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения.

Название Сканова монастыря, как значится в истории Российской иерархии, произошло от речки Скановой. («История церковной Российской иерархии» т. 5, стр. 136). По преданию старожилов, местность пустыни вместе с селом, находящимся поблизости, принадлежала боярам Испанским, которые приняли участие в становлении монастыря. По правильному произношению обитель должна именоваться Исканская пустынь, а слово «Сканова» есть уменьшенное впоследствии времени.

Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течение XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764г.), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято-Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об этом в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось.

Хранение монашеских традиций и духовная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.

Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу неопустительно.

Всенощное бдение было довольно продолжительное, потому что в продолжение его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою - в больничной, а летом - в кладбищенской церкви. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время - в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.

На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу - акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу - акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем - помянник и вечерние молитвы.

Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т.е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения, совершалось в Скановом монастыре еще три: два - вокруг монастыря в храмовые праздник Святой Троицы и праздник Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один - в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения ея (3 октября).

Этот ход введен по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 г.

С 1795 года посредине монастыря на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного, о пяти главах, Свято-Троицкого собора.

Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трёх святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря Корнилием.

29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена.

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаис, при селе Монастырское находилась пожалованная монастырю в 1797 году Императором Павлом I водяная деревянная мельница.

Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

В с. Наровчат, на углу базарной площади, на пожертвованной царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земле (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был прежде огород, на котором для обихода Царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем - каменная часовня в честь свт. Николая Чудотворца, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный.

При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872г., вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, в настоящее время сохранилась.

В 30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен.

Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь - в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затоплены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь, библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна кощунственно был организован клуб. В других зданиях располагались: магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

В 1990 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви.

12 марта 1990 года из Рижского монастыря приехала монахиня Митрофания (Перетягана), назначенная настоятельницей Свято-Троицкого Сканова женского монастыря. С ней прибыли семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.

Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть в монастыре свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок, луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут разные послушания: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризной, на скотном дворе, в богадельне. Летом сестры ухаживают за цветниками, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины.

В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут четки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.

Троице-Сканов монастырь славится чудотворной иконой Божией Матери и величественными пещерами.

Монастырь на Мокше

Никто не знает, почему Наровчатский Троице-Сканов монастырь носит такое загадочное имя. Речки с названием Сканов поблизости монастыря нет. Говорят, впрочем, что местность, на которой в незапамятные времена был основан монастырь, принадлежала неким боярам Исканским. Но и это в точности никому не ведомо. Да ведь и расположенный не слишком далеко от этих мест, на берегу той же реки Мокши Санаксарский монастырь также неизвестно отчего имеет такое имя. И прославленная Оптина пустынь - тоже… А когда нет фактов, открывается простор для легенд и вымыслов… То появится легенда про раскаявшегося разбойника Опту, то про бояр со странными, почти мифическими именами
По преданию, монастырь начался в двух километрах отсюда. Пришедшие из Киево-Печерской Лавры монахи вырыли в горе подземные пещеры 570 метров длиной (Киево-Печерские пещеры чуть меньше - 510 метров). Сегодня пещеры являются главной достопримечательностью монастыря, во многом благодаря им сюда стали заворачивать с основных «паломнических магистралей» автобусы с паломниками. Но монастырь пока еще тих и уютен. И паломникам здесь действительно рады. Возглавляет обитель игумения Евстолия, немолодая женщина с удивительно добрым лицом. По всему видно, что она из тех редких «администраторов», которые стараются все вопросы решать любовью. А о духовнике обители игумене Германе идет молва как о сильном молитвеннике. Многие приезжают к нему за духовным советом.
Точно не известно, когда был основан монастырь. Но известно, что в 1676 году этот монастырь подвергся пожару, и значит, его история началась гораздо раньше этой даты. Таким почтенным возрастом не все даже и прославленные обители могут похвастаться.
В советские годы монастырь был закрыт. В одном из его храмов - во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи - разместился клуб и в нем много лет проходили «танцульки», где юные саломеи, словно на пиру у Ирода, извивались и корчились на святом месте, требуя «усекнуть» честную главу святого…
А новая история Наровчатского Троице-Сканова монастыря началась в 1989 году. Тогда на территории бывшего монастыря находились реставрационные мастерские. И вот одного из руководителей товарищи по «цеху» решили уволить. И он, чтобы насолить своим бывшим сослуживцам, стал добиваться, чтобы не ему и не им досталась эта территория, а… Церкви! И в этом, с Божьей помощью, преуспел. Так человеческие слабости послужили Божьему Промыслу. Открылся женский монастырь одним из первых в перестроечные годы. А через десять лет, 3 октября 1999 года, обитель эту посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он осмотрел восстановленные храмы, корпуса, отслужил молебен у чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери, и, завершая визит в Троице-Сканов монастырь, сказал, что это - жемчужина всего Пензенского края…

Трубчевская икона Божией Матери

Одна из великих святынь России. Эта икона, хранящаяся в обители, вошла в список чудотворных икон Русской Церкви. Празднество ее совершается 3 октября - и не случайно именно в этот день посетил обитель Святейший Патриарх Алексий II. Икона эта написана в г. Трубчевске ныне Брянской области в 1765 году монахом Евфимием из Челнского монастыря, как значится в надписи на иконе. Нет сведений о том, как и когда оказалась икона в Троице-Скановом монастыре. Но зато в летопись монастыря занесены известия о том, как во время эпидемий холеры, уносивших множество жизней, монахи крестным ходом выносили чудотворную икону из обители и проходили с ней вокруг Наровчата. После этого эпидемии прекращались. В знак особого почитания иконы жители города в 1853 году неподалеку от монастыря построили кладбищенскую церковь во имя Трубчевской иконы Божией Матери.
После закрытия монастыря эта икона долгое время хранилась в местном краеведческом музее. Во время очередной описи музейных ценностей в 1975 году напротив строки «Трубчевская икона Божией Матери» появилась надпись: «утеряна». Но стараниями местного краеведа и журналиста, в то время редактора газеты «Наровчатские новости» Владимира Афанасьевича Полякова эта икона была найдена в запасниках музея. На этом чудотворном образе лежали другие музейные экспонаты. После такого «хранения» икону пришлось отвозить на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру. Но от этого святой образ не потерял своей чудотворящей силы. Совсем недавно, перед Новым годом, в обитель из Саранска приехала больная туберкулезом женщина. Она молилась перед Трубчевской иконой Божией Матери и, уезжая домой, взяла с собой масло от лампадки перед чудотворной иконой. Дома она с молитвой мазала себя этим маслицем и вскоре получила полное исцеление. Через месяц она вновь приехала в Наровчатский монастырь, чтобы воздать хвалу святой иконе за чудесное исцеление…

Игумения Евстолия
родом из Саранска. Там она принимала постриг, там молилась при храме, в котором в те давние годы сторожем был ставший впоследствии известным на всю Россию старец схиигумен Иероним (2001 г.). В 1989 году Пензенский Архиепископ Серафим пригласил ее в только что переданный епархии Троице-Сканов монастырь. Конечно, было не просто оставить родной город и ехать в неблагоустроенную обитель. Но она свой выбор сделала. Первые монахини монастыря жили в очень трудных условиях - в холоде, в сырости. Иподиаконы говорили Владыке Серафиму, что монахини не выдержат трудностей и вот-вот уедут из монастыря… Тогда он приехал в монастырь, собрал их вокруг себя и строго сказал: «Этот монастырь после долгого поругания возвратили Церкви. Если вы уедете отсюда, нам придется отдать его обратно государству… » Ни одна монахиня тогда из монастыря не уехала… А в 1994 году благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители.
И вот мы разговариваем с ней в благоустроенном, уютном игуменском корпусе, где из окна открывается вид на прекрасный, недавно отреставрированный Соборный храм с престолами во имя Святой Троицы и во имя Успения Божией Матери.
- Многое сделано за эти годы, - рассказывает игумения Евстолия . - Но еще не восстановлен храм во имя Трубчевской иконы Божией Матери. Не восстановлен храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Пещеры нуждаются в срочной реставрации, это же ведь и святыня, и памятник культуры для всей России! Люди должны видеть, какие чудеса совершала вера наших предков. Монахи-пещерники жили в таких условиях, в каких мы не можем и помыслить жить… Но денег на реставрацию пещер у нас нет. Государство на восстановление пещерного храма денег не выделяет… Предложили мне отказаться от пещер, отдать их под музей - но ведь пещеры и монастырь всегда были едины. К тому же, есть планы возле пещер построить для светских туристов… ресторан. Ну нет, этого мы никогда не допустим и от пещер не откажемся…
Несколько лет назад городские власти «келейно» спросили у игумении Евстолии, будет ли она возражать против восстановления в Наровчате местной церкви. Корректно объяснили ей, что если храм в городе будет действовать, то все местные жители пойдут в него и монастырь останется без средств к существованию. Игумения не раздумывая ответила: «Страшный грех - препятствовать восстановлению храма!» Вскоре храм в городе стал действующим и люди пошли в него. Но в тихую эту обитель почему-то как раз в это время стали «заворачивать» многочисленные автобусы с паломниками из Самарской области и из других регионов страны. С монастыря, таким образом, не убавилось. Но это уже «высшая математика», которая только истинным христианам понятна!

Игумен Герман

Еще мирянином двенадцать лет назад приехал в этот монастырь паломником. И остался здесь навсегда - приняв монашеский постриг и священнический сан. Раньше он был в Перми конструктором. Сейчас окормляет не только шестьдесят насельниц монастыря, но и многочисленных паломников. Говорят, строгий он. Не знаю, так ли это - сам я этого не заметил. Но вот и в нашем автобусе большую часть женщин отлучил он на неделю от Причастия - а ведь многим так хотелось причаститься именно в паломничестве! Я спросил об этом у отца Германа.
- В паломничество едут в основном люди пожилые или средних лет, - ответил он. - Чаще всего едут женщины. Люди искренне хотят примириться с Богом, начать новую жизнь. Но это невозможно, если не осознают они, какой это страшный грех - аборт! А ведь очень многие из них этот грех совершали. Я не накладываю строгих епитимий, но не благословляю причащаться неделю. Делаю это для того, чтобы люди осознали всю тяжесть этого греха. Вспомнили о Боге и раскаялись.
После долгой ночной исповеди отец Герман остался поговорить с паломниками из Самары, и мы услышали много интересного. Приведу лишь один эпизод.
- Многие из вас - пенсионного возраста, - говорит паломницам игумен Герман. - И все равно вы стараетесь работать. Ведь так? («Так», - слышны нестройные голоса). Помогаете детям, внукам… А я вам советую уйти с работы. Вы свое уже отработали. Сейчас надо встать вам всем на молитву. Но уже на настоящую молитву. По пять часов в день молиться за своих детей и внуков. Будете молиться - и жизнь у них наладится. И уже не вы им, а они вам деньги понесут… Вот мне известен случай. Приехала в монастырь заплаканная женщина, сказала, муж сильно пьет. Я посоветовал ей в день прочитывать всю Псалтирь за мужа… Она уехала - и вскоре вернулась, уже счастливая. Подействовало, он теперь совсем не пьет… У другой женщины сын никак не мог найти работу. Стала она за него молиться по четыре часа в день, со слезами. Он сразу устроился на хорошую работу. Молитва все меняет, молитвой все можно получить…

Подземный монастырь

У подножия горы Плодской бьет из земли источник Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Наверное, источник этот вымоленный. Когда здесь стали копать пещеры монахи, пробился из земли этот целебный источник, чтобы хоть чуточку облегчить их труды…
В пещеру ведет довольно узкий проход . Но тот, кто решился идти туда - непременно пролезет. Из нашей группы отважилось после дождя, по грязи пронырнуть в подземный мир почему-то именно двенадцать человек. Я уже много слышал об этих пещерах, что они в три этажа, что самые длинные в России, и даже то, что их исследовали специалисты и пришли к однозначному выводу - эти пещеры рукотворные… Но лучше все же один раз увидеть. И потому иду вниз, в числе двенадцати.
Я в юности лазил по знаменитым пещерам Братьев Грей у берега Волги, невдалеке от Самары. Там было страшно, веяло преисподней. Все время казалось, что вот-вот что-то может случиться, и уже никогда не вылезешь из этого мрачного лабиринта. Спустя годы там произошла трагедия - в пещерах на первомайские праздники задохнулось трое туристов, а потом еще и несколько спасателей. Позднее я ходил по величественным Римским катакомбам. Там были совсем иные ощущения, и из них главное - победа над смертью. И вот я в русском подземном монастыре.

… Пробираемся глубже и глубже. Темные узкие коридоры, кельи с небольшими углублениями для икон. Вот сидит, нахохлившись, летучая мышь . Проходим мимо нее с опаской. Со стен капает, хотя и не сильно. Изо рта идет пар - температура здесь в любое время года, в зависимости от яруса, от 6 до 12 градусов. Идем, растянувшись длинной колонной, чтобы замыкающий всегда мог указать путь к отступлению. Здесь ведь и заблудиться можно, идем без проводника. В одном месте вижу кирпичную кладку, видимо, монахи тут укрепляли стену. Сколько же сил потребовалось, чтобы киркой и лопатой продолбить во «чреве земли» эти затейливые анфилады, эти кельи и лазы! А сколько сил требовалось на то, чтобы здесь жить и молиться! История почти не сохранила имен создателей этих пещер. Только в «Пензенских епархиальных ведомостях» за 1877 год есть строчка: «Над ископанием их (пещер) первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».
Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели вполне обитаемый вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещеры были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была совсем молодая, - рассказывала монахиням жительница села Сканово, - работала я в монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Кельи показывал. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подошли к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».
Нам уже трудно понять строителей этого подземного монастыря. Зачем они лезли сюда на молитву, когда рядом, на вершине горы, открывается такой чудный вид на вечно радостную природу. Разве не лучше возносить молитву «о всех и за вся», глядя на первозданную красоту Божьего мира? Оказывается, не лучше. Ведь и Господь Иисус Христос родился в Вифлеемской пещере…
Чтобы духом вознестись Горе, считали наши предки, надо заживо похоронить себя под землей. Чтобы уже никаких земных упований не оставалось. Мир - великий обманщик, красота имеет свою обратную сторону и часто бывает причиной соблазнов. Монах - это ведь заживо погребенный, которому уже ничто не страшно и которого ничем не взять… И если в иных великих творениях человеческого гения - будь то китайская стена, египетские пирамиды или даже город на воде - величественная и прекрасная Венеция, - чудится некая гениальная безсмысленность, некий величественный абсурд, то как раз тут, в этом подземном городе, вдруг открывается смысл. Да такой великий, что его очень трудно вместить. Не случайно русское монашество началось именно с Киевских пещер. Пещерами оно и закончится - во времена последних гонений на веру. Тогда этот смысл оживет и предстанет воочию - как единственно верный, реальный путь… И тогда мы вспомним о наших предках, и не будем гадать о том, почему они так стремились оказаться не поверх Плодской горы, а в ее утробе…
Вылезаем на Божий свет, а наши товарищи там, наверху, строго отсчитывают вновь прибывших. Один, два… восемь… двенадцать. Чтобы кто-то из нас невзначай не остался там, запутавшись в подземных коридорах - с летучими мышами, но и с Владимирской иконой Царицы Небесной , которую обнаружил в пещере один из паломников.
Пока не время…

Троице-Сканов монастырь, разрушенный за долгие годы, в настоящее время находится в трудных условиях периода реставрации монастырских построек и восстановления монастырского хозяйства. В срочной реставрации нуждаются древние пещеры. Мы обращаемся с просьбой оказать нашему монастырю посильную помощь. Коленопреклоненно просим не оставить наше прошение без внимания. Мы будем молиться о здравии всех жертвователей.
Наши реквизиты:
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь.
ИНН 5824000880
Расчетный счет 40703810348290108002
В Наровчатском офисе Нижнеломовского ОСБ 4291 Поволжского банка СБ РФ
БИК 045655635
Кор. счет 30101810000000000635
Наш адрес: 442637 Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово, Троице-Сканов монастырь, игумении Тавифе (Бакулиной).

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

Выбор редакции
Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие. Не способность Николая II провести созревшие...

История йода Открытие йода датируется 1811 годом, элемент был открыт французом Бернаром Куртуа, который в своё время был специалистом по...

Вконтакте Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.Язык их (а...

Румбы горизонта – Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления… – Градусы, – уточнил Вася. – Да, все...
В один из дней 1795 года житель Маастрихта, голландец Хоффман производил в окрестностях города раскопки и нашел какие-то гигантские...
Дефо Даниэль (1660-1731) - английский писатель и общественный деятель, автор свыше 560-ти произведений разных жанров (эссе, памфлетов,...
предисловие «По сути, «Охота на банкира» — квинтэссенция тех расследований, которыми мы с журналистами «Новой» занимались последние...
Удивили депутаты Заксобрания Ленобласти. Они решили скинуться по 100 руб. для помощи самому бедному своему коллеге Алексею Ломову . У...
Вода является символом эмоций в эзотерической традиции. Когда человек расстроен, он плачет — льет слезы. А к чему снится попасть под...