Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (Пензенская епархия). Сканов пещерный монастырь


О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

.

Расположен монастырь в Наровчатском районе Пензенской области в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря в недрах горы Плодской (Пещерная, Городок). О времени возникновения здесь первых рукотворных пещер ходит множество легенд, однако достоверной информации нет. Как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» (1877), «В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок»... Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков,.. и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь». Действительно в начале XIXв. пещеры активно разрабатывались при участии Иеромонаха Арсения, являвшегося настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После увольнения от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры и продолжил «строительство» келий и подземной церкви.


Герб Наровчатского района. "В лазоревом поле на золотой земле
с тремя черными пещерами в ряд - серебряная гора с двумя таковыми
же пещерами в основании, увенчанная золотым лавровым венком."

На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и св. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев (освящен 6 сентября 1870 г.), выполненный в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней, часовней и несколькими кельями для братии. Позднее, в 1886 году, с правой стороны церкви, старанием настоятеля архимандрита Гедеона и на средства благотворительницы мещанки Варвары Якимовой, был устроен придел во имя св. великомученицы Варвары. К сожалению, на сегодняшний день наземные постройки на горе не сохранились. Не сохранилась также и часовня у подножия горы у источника. Ранее именно возле нее был главный вход в пещерный комплекс.


Храм над пещерами до разрушения.


Верхний вход в пещерный комплекс.


Часовня.


Дальние коридоры системы.

Наровчатские пещеры не раз привлекали внимание спелеологов и археологов. Считается, что по своей длине они превосходят известные пещеры Киево-Печерской Лавры. Доступная ныне часть по некоторым данным составляет свыше 600м. В комплексе имеется три яруса (по легендам якобы существовали и более низкие этажи, однако объективных доказательств этому пока нет), сочетающие в себе протяженные галереи, многочисленные кельи (в двух нижних ярусах), небольшие камеры-склепы/костницы(?), подземные часовни, лестницы переходов между этажами, ниши, узкие сбойки и мн.др. Первый(верхний) ярус четко выделяется в самостоятельный участок, который соединяется через провал в обрушенной келье с нижними ярусами. Второй ярус соединяется с третьим(нижним) ярусом ходами и лазами. Высота основных галерей-проходов составляет 1,9-2,0м и более, средняя ширина ходов 0,7-1,0м. Температура воздуха в пещерах круглый год одинакова: от 6 до 12 градусов в зависимости от яруса. Имеется два доступных входа. Сохранились отдельные фрагменты церковных текстов на стенах.


Отдельные камеры, соединены узкими лазами.




Коридоры монастыря




Современные укрепительные работы

Примечательно, что при строительстве или позднее некоторые части пещер были выложены-укреплены обычным кирпичом. Впоследствии, после закрытия монастыря, эти кирпичи активно изымались на поверхность местным населением для собственных и колхозных хоз.нужд. Это в некоторой степени способствовало разрушению стен и сводов. В связи с этим некоторые части пещеры выглядят довольно удручающе.
Монастырь в настоящее время восстанавливается. Укреплены входовые части, установлены двери, ведется контроль за посещением. Внутри идут укрепительные работы. Местная братия пытается своими силами восстановить утраченную кирпичную кладку. Однако делается это, к сожалению, весьма на скорую руку, в результате чего отдельные части пещеры напоминают современный подвал. Удивляет также то, что к восстановительным и исследовательским работам в этом уникальном объекте не привлекаются профессиональные спелеологи, археологи, строители.
Посетить пещеру можно в любой день, как в составе туристической (паломнической) группы, так и самостоятельно. По мере накопления желающих, местный послушник водит по основному пещерному ходу, не разрешая отдаляться от группы. Для более детального осмотра или исследовательских работ требуется разрешение настоятеля. Вход бесплатный.


Общий план пещерного комплекса. ПСС, 1985г.


План 1976г. (опубликован в Ежегоднике РОСИ, 2001г.)

…Неровный огонь керосинки едва освещает темный коридор пещеры. Узкий проход, нависающие сверху камни. Двигаться вперед можно только по одному, пригнувшись, чтобы не задевать головой свод. Тем не менее каски археологов то и дело стучат о торчащие из свода острые выступы породы. Извилистый ход постепенно спускается ярусом ниже, и мы оказываемся в галерее. По обе стороны вдоль всей галереи, конец которой теряется в темноте, - кельи. Триста с лишним лет назад здесь замуровали себя заживо монахи- отшельники. Бог знает, о чем молились православные схимники в этих кельях-склепах: за избавление ли от тяжкой смуты темного семнадцатого века, за прощение ли грехов, которых так много накопилось у людей уже к тому времени. Уходили монахи Скановского пещерного монастыря из этого мира в тесных кельях с зажженной свечой в руках, моля Бога за народ и Державу русскую. Их подвиг на столетия сокрыла от людей древняя Скановская земля. Сегодня археологи пытаются восстановить уникальный подземный монастырь, узнать побольше о его жителях и их быте. Очищают от вековой грязи и пыли стены и своды. К сожалению, восстановлению поддаются лишь верхние три яруса пещер, в нижние этажи, неизвестно на какую глубину уходящие в толщу земли, проникнуть пока невозможно. (С)Александр Брежнев http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/99/286/72.html

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. «Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре», – рассказал краевед Владимир Поляков.

Наровчатцы утверждают, что много лет тому назад, когда обвалов ещё не было, мальчишки, бродя по пещерам, обнаружили подземное озеро, а на его берегу – скульптуру из необычно красивого камня. Другие рассказывают, что доходили до железной кованой двери, открыть которую так никто и не смог. Третьи уверяют, что добирались до аптеки на нижнем ярусе пещер, находили лекарства неизвестного происхождения, ампулы с благовониями и многое другое.

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд.

Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники.

Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда.

По словам патриарха Алексия II монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. Здешняя земля зачарована легендами и каждый, кто приезжает сюда, попадает в волшебный мир русской истории…

В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника.

Когда несметные полчища татар уничтожили большую часть буртасского войска, монголы стали окружать княгиню Норчатку, чтобы пленить непокорную красавицу. В белом одеянии, на белом коне, молодая княгиня, чтобы не достаться поганым, бросилсь с обрыва в озеро, утонув вместе со всеми своими дргоценностями и украшениями. С тех пор, говорят, ее можно иногда увидеть ранним утром, перед рассветом. Выезжает она верхом на берег и кличет своих погибших воинов, призывает их потомков любить и защищать свою Родину. Говорят, в ее честь ближайший городок назван Наровчатом. (С)Александр Брежнев

Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе. После реконструкции любой желающий сможет постигнуть тайны пещер, так что поспешите, пока у входа не построили ресторан!

Мы уезжаем, но …порывистый ветер, кажется, еще доносит до нас гортанные крики монгольских всадников и ржание их низкорослых жеребцов, и размеренный говор русских дружинников, и боевые кличи буртасов, и плач Норчатки…

Троице-Сканов женский монастырь, с. Наровчат, Пензенская область

Троице-Сканов монастырь основан как мужской в середине XVII века. Не сохранилось точных сведений о названии Сканова монастыря. По одной версии, название произошло от якобы когда-то протекавшей недалеко от монастыря речки Скановой. По другим источникам, сохранившемуся преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии местного землевладельца боярина Исканского, .

С 1985 года это часто посещаемый паломниками женский монастырь. Его неповторимый облик запоминается на долго. Этот очень красивый уголок — «жемчужина» земли Пензенской. Заботами многочисленных насельниц обитель живет и процветает. Сестры трудятся на послушаниях — сажают картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Есть и подворье, на котором выращивают домашнюю птицу, занимаются животноводством.

В монастыре ежедневно проводятся богослужения, совершаются молебны перед главной святыней обители — особо почитаемой иконой Божией Матери именуемая «Трубчевская», читается Неусыпаемая Псалтирь.

Икона Божией матери «Трубчевская», входит в список чудотворных Русской Церкви, почитается и за рубежом. Празднование ее совершается 16 октября н. ст. (3 октября ст.ст.) , по случаю освящения в этот день в честь ее храма в обители. Именно в этот день монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Икона прославлена чудотворениями.

В горе, исторически называемой Плодская, которая расположена не далеко от Троице-Сканова монастыря в живописном месте, находится Пещерный монастырь. Есть разные версии о происхождении этих пещер, но не вызывает сомнения то, что именно трудами монахов они приобрели вид трехуровневых ходов с кельями, примерно 2Х2 метра, по обеим сторонам. Основателем пещерного монастыря - называют Арсения II, удалившегося в 1826 году в пещеры, но есть версии и о более раннем использовании для проживания монашествующих. Общая протяженность пещерных ходов велика — больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Сейчас ходы сохранены на протяженности около 600 м, часть доступна для посещения. Всего же было приблизительно 2,5 км, большей частью сейчас разрушены и не исследованы.

Возникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря следует отнести ко времени начала XVII века. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю. Из патриарших грамот, данных в 7184 г. (1676г.) на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения.

Название Сканова монастыря, как значится в истории Российской иерархии, произошло от речки Скановой. («История церковной Российской иерархии» т. 5, стр. 136). По преданию старожилов, местность пустыни вместе с селом, находящимся поблизости, принадлежала боярам Испанским, которые приняли участие в становлении монастыря. По правильному произношению обитель должна именоваться Исканская пустынь, а слово «Сканова» есть уменьшенное впоследствии времени.

Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течение XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764г.), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято-Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об этом в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось.

Хранение монашеских традиций и духовная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.

Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу неопустительно.

Всенощное бдение было довольно продолжительное, потому что в продолжение его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою - в больничной, а летом - в кладбищенской церкви. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время - в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.

На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу - акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу - акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем - помянник и вечерние молитвы.

Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т.е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения, совершалось в Скановом монастыре еще три: два - вокруг монастыря в храмовые праздник Святой Троицы и праздник Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один - в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения ея (3 октября).

Этот ход введен по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 г.

С 1795 года посредине монастыря на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного, о пяти главах, Свято-Троицкого собора.

Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трёх святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря Корнилием.

29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена.

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаис, при селе Монастырское находилась пожалованная монастырю в 1797 году Императором Павлом I водяная деревянная мельница.

Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

В с. Наровчат, на углу базарной площади, на пожертвованной царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земле (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был прежде огород, на котором для обихода Царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем - каменная часовня в честь свт. Николая Чудотворца, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный.

При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872г., вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, в настоящее время сохранилась.

В 30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен.

Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь - в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затоплены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь, библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна кощунственно был организован клуб. В других зданиях располагались: магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

В 1990 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви.

12 марта 1990 года из Рижского монастыря приехала монахиня Митрофания (Перетягана), назначенная настоятельницей Свято-Троицкого Сканова женского монастыря. С ней прибыли семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.

Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть в монастыре свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок, луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут разные послушания: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризной, на скотном дворе, в богадельне. Летом сестры ухаживают за цветниками, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины.

В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут четки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.

Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь - совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.

Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении сводов и стен.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер - это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь - это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....