Что такое интеллигенция. Интеллигенция: что скрывается за понятием


О некоторых людях говорят: "Он настоящий интеллигент!". Это значит, что человек воспитанный или умный, морально устойчивый или патриот? Давайте разберемся, когда возникло данное понятие и какой смысл в него вложен.

Этимология слова

"Интеллигент" - это слово имеет латинские корни. Дословно переводится как "знающий, понимающий, мыслящий". В обиход в России оно вошло в начале 19 века. В общества изначально было своебразным синонимом слова "дворянство", однако позже приобрело иной смысл.

В неспокойный период смены эпох на рубеже 19-20 веков передовые и просвещенные умы Российской империи пропагандировали: "...вечно бороться и вечно лишаться", "спокойствие - душевная подлость", "жить честно - значит биться и не бояться ошибаться". Такое мировоззрение обновило понятие интеллигенции. Ее представитель, интеллигент - это смелый, решительный и честный человек, патриот и мужественный борец за права человека. Он умный, справедливый, преданный своему делу. Интеллигент - это не обыватель, но деятельный и полезный член общества, жизнь его не отделима от важного для народа дела. Смысл данного понятия являл некую альтернативу слову "революционер".

Интерпретация данного слова в 20 веке в России и на Западе

После Октябрьской революции 1917 года страна лежала в руинах. Для ее возрождения нужны были сильные трудовые руки, поэтому рабочие стали привилегированным классом, а умственные деятели ушли в тень. Более того, слово "интеллигент" стало звучать презрительно. Теперь называя так кого-то, подразумевали, что человек - дармоед, общества, бесполезный для социума лентяй и проходимец.

В развитых зарубежных странах это слово также приобрело иной смысл, но вектор его обновления был совершенно иным. На Западе "интеллигент" - это синоним слову "интеллектуал". Оно означает людей, занимающихся умственным трудом. Ученые, учителя, врачи, артисты и юристы - интеллигенты вне зависимости от нравственных ценностей, от них не требуется быть носителем идеалов.

Широкая русская душа

А какой отзвук в славянской душе это слово находит сегодня? Оно ассоциируется прежде всего с воспитанным и культурным членом общества, справедливым, не пустословом, способным самосовершенствоваться и быть Интеллигент - это деятельный и трудолюбивый человек, он развит духовно и чист сердцем, ему чужды чванство и высокомерие, он ценит культуру и знания.

Настоящий интеллигент может одинаково успешно заниматься как так и физическим трудом. Важным являются только но не вид деятельности. Сталевар может в душе быть истинным интеллигентом, а артист - обычным хамом.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (intelligentsia). Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Социологи под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Вторая трактовка является более узкой, чем первая.
Понятие произошло от слова латинского происхождения intelligens, что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон.
Интеллигенция и интеллектуалы в зарубежных странах. В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала». Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей.

Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества. В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом».

В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации. В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание», которого лишены все остальные. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России. Именно этот особый вид интеллектуалов и называют интеллигенцией.

Российская интеллигенция. «Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России - это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены - не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

Советская интеллигенция. Начиная с 1920-х состав российской интеллигенции начинает резко изменяться. Ядром этой социальной группы стали молодые рабочие и крестьяне, получившие доступ к образованию. Новая власть сознательно проводила политику, облегчавшую получение образования выходцами «из трудящихся» и затруднявшую его для лиц «нетрудового» происхождения. В результате при резком росте числа людей с высоким образованием (если в Российской империи лица умственного труда составляли примерно 2-3%, то к 1980-м они составляли в СССР более четверти всех трудящихся) происходило понижение качества и их образования, и их общей культуры. Этическая составляющая в определении интеллигенции отошла на задний план, под «интеллигенцией» стали понимать всех «работников умственного труда» - социальную «прослойку».

В советский период произошли существенные изменения также и в отношениях между интеллигенцией и властью. Деятельность интеллигенции была взята под строгий контроль. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать «единственно верную» коммунистическую идеологию (либо, как минимум, демонстрировать лояльность к ней).

В условиях идеологического принуждения характерной чертой жизни многих советских интеллигентов стало отчуждение от политической жизни, стремление заниматься лишь узкопрофессиональной деятельностью. Наравне с официально признанной интеллигенцией в СССР сохранялась очень немногочисленная группа интеллигентов, которые стремились отстаивать право на свою независимость и творческую свободу от правящего режима. Эту оппозиционную часть интеллигенции стремились уничтожить «как класс»: многие подвергались репрессиям под надуманным предлогам (можно вспомнить жизнь А.Ахматовой или И.Бродского), все инакомыслящие испытывали давление цензуры и ограничения на профессиональную деятельность. В 1960-е среди советских интеллигентов возникло диссидентское движение, остававшееся до конца 1980-х единственной в СССР организованной формой оппозиции.

Современная российская интеллигенция. Оппозиционные настроения, широко распространенные среди советских интеллигентов, нашли выход в конце 1980-х - начале 1990-х, когда именно интеллигенция возглавила тотальную критику советского строя, предопределив его моральное осуждение и гибель. В России 1990-х интеллигенция получила свободу самовыражения, однако многие лица умственного труда столкнулись с резким понижением своего уровня жизни, что вызвало их разочарование в либеральных реформах и усиление критических настроений. С другой стороны, многие выдающиеся интеллектуалы смогли сделать карьеру и продолжали поддерживать либеральную идеологию и либеральных политиков. Таким образом, постсоветская интеллигенция оказалась расколота на группы с различными, во многом полярными позициями.

В связи с этим есть точка зрения, согласно которой интеллигенции в собственном смысле в современной России уже нет. Сторонники этой позиции выделяют три периода эволюции отечественной интеллигенции. На первом (от петровских реформ до реформы 1861) интеллигенция только формировалась, претендуя на роль ученого советчика официальных властей. Второй период (1860-е - 1920-е) - это время реального существования интеллигенции. Именно в этот период возникает противостояние «власть - интеллигенция - народ» и формируются основные характеристики интеллигенции (служение народу, критика существующей власти). После этого периода следует и продолжается до сих пор «фантомное» существование интеллигенции: какого-либо морального единства среди образованных людей больше нет, но часть российских интеллектуалов все еще стремится выполнять миссию просвещения власти.

В современной России популярны оба подхода к определению понятия «интеллигенция» - как нравственно-этическое (в философских и культурологических исследованиях), так и социально-профессиональное (в социологии). Сложность использования понятия «интеллигенция» в его этической трактовке связана с неопределенностью тех критериев, по которым можно судить о принадлежности людей к этой социальной группе. Многие прежние критерии - например, оппозиционность к правительству - отчасти потеряли смысл, а этические признаки слишком абстрактны, чтобы их можно было использовать для эмпирических исследований. Все более частое употребление понятия «интеллигенция» в значении «лица умственного труда» показывает, что происходит сближение российской интеллигенции с западными интеллектуалами.

В конце 1990-х в российской науке возникло «интеллигентоведение» как особое направление межнаучных гуманитарных исследований. На базе Ивановского государственного университета действует Центр интеллигентоведения, изучающий интеллигенцию как феномен российской культуры.

Наталия Латова

ЛИТЕРАТУРА
Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991
Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993
Интеллигенция в советском обществе. Кемерово, 1993
Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности. М., 2001
Элбакян Е.С. Между молотом и наковальней (российская интеллигенция в ушедшем столетии) // Вестник Московского университета. Социология и политология. 2003. № 2

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот - так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» - слово, пришедшее из латыни. I ntelligentia - познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus - понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя - либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

"Культурный и не ругающийся матом", - скажут многие. Некоторые добавят: "Умный". А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего - интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность - что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны - они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента - тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность - это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек - это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас - это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность - такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

социальная прослойка профессионалов духовного производства, служащих истине. Интеллигенция ценит неформальное призвание выше официальных статусов и наград.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

от латинского слова intelligentis - понимающий, мыслящий) - первоначально совокупность образованных, мыслящих людей в обществе специально занимающихся умственным трудом и просвещением народа: позже интеллигенция стала обозначать также совесть нации, ее наиболее задумывающуюся о судьбах отечества, о долге перед страной часть.

Выполняя свое призвание - "болеть душой за народ", быть, как писал П. Струве, "чувствилищем", звать народ выполнить долг перед отечеством - интеллигенция постоянно менялась по своему составу и удельному весу, но всегда была призвана так или иначе решать вопрос об отношении народа к существующим порядкам и власти, о своем месте в этом отношении и собственных обязанностях перед страной и народом, а также проблему отношения своей страны и ее развития к собственной истории и к зарубежному опыту.

В каждой стране все эти вопросы решались поразному, а интеллигенция (не в силу своих особых, "врожденных" качеств, а по объективным причинам) концентрировала свое главное внимание или на просветительстве, философии и объективном знании, или на общественно-политических вопросах борьбы за прогресс и социальную справедливость, или, что тоже случалось, сама включалась в реформаторскую деятельность. Важно и то, что эти приоритеты, никогда не вытесняя других функций, не оставались всегда одними и теми же: одни из них выходили на передний план на одном историческом этапе, другие - на другом, а само соотношение этих приоритетов, возобладание вполне определенных на протяжении длительного времени формировало традиции, лепило характерные особенности, "врожденные черты" самой интеллигенции той или другой страны.

Это и понятно, ибо в тройственном отношении народ - разум - власть интеллигенция каждой страны всегда занимает свое, никем и ничем не заменяемое место в зависимости от тот, какая функция оказывалась для нее более существенной - быть ли средоточием разума или общественным чувствилищем, а также в соответствии с тем, чей интерес - народа или власти - оказывался в центре ее забот. Здесь и истоки формирования облика самой интеллигенции - ставит ли она интерес выше истины или наоборот, а при сформировавшейся традиции и объяснение позиции интеллигенции.

Как, пользуясь таким подходом, можно обрисовать черты русской интеллигенции? "Русская история, - писал Н.Бердяев, - создала интеллигенцию с таким душевным укладом, которому противен был объективизм и универсализм, при котором не могло быть настоящей любви к объективной, вселенской истине и ценности. К объективным идеям, к универсальным нормам русская интеллигенция относилась недоверчиво, так как предполагала, что подобные идеи и нормы помешают бороться с самодержавием и служить "народу", благо которого ставилось выше вселенской истины и добра. Это роковое свойство русской интеллигенции, выработанное ее печальной историей, свойство, за которое должна ответить и наша историческая власть, калечившая русскую жизнь и роковым образом толкавшая интеллигенцию исключительно на борьбу против политического и экономического гнета, привело к тому, что в сознании русской интеллигенции европейские философские учения воспринимались в искаженном виде, приспособлялись к специфическим интеллигентским интересам, а значительные явления философской мысли совсем игнорировались". Однако сказать только это - мало. Не менее важно и то, что особенности российской истории сказались также и в том, что в среде самой русской интеллигенции, особенно когда подавляющая ее часть была охвачена пафосом борьбы за освобождение народа и социальную справедливость, стали наблюдаться и другие исторические перекосы - преимущественное внимание к проблемам распределения в ущерб проблемам производства и склонность к уравнительному распределению

Н.Бердяев так объясняет эти перекосы: "Психологические первоосновы такого отношения к философии, да и вообще к созиданию духовных ценностей можно выразить так: интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества. Это одинаково верно и относительно сферы материальной, и относительно сферы духовной к философскому творчеству русская интеллигенция относилась так же, как и к экономическому производству. И интеллигенция всегда охотно принимала идеологию, в которой центральное место отводилось проблеме распределения и равенства а все творчество было в загоне, тут ее доверие не имело границ. К идеологии же, которая в центре ставит творчество и ценности, она относилась подозрительно, с заранее составленным волевым решением отвергнуть и изобличить". И далее: "С русской интеллигенцией в силу исторического ее положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, и народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине. А философия есть школа любви к истине, прежде всего к истине. Интеллигенция не могла бескорыстно отнестись к философии, потому что корыстно относилась к самой истине, требовала от истины, чтобы она стала орудием общественного переворота, народного благополучия, людского счастья. Она шла на соблазн великого инквизитора, который требовал отказа от истины во имя счастья людей".

Само собой разумеется, что, претендуя на роль совести нации, интеллигенция оказывается вынужденной постоянно заниматься самоанализом, самооценкой и самокритикой, впервые особенно громко прозвучавшими из "возмутительницы спокойствия" - России: первый раз после революции 1905-1906 гг. ("Вехи", 1909), а второй раз уже после Октября (Из глубины, 1922 г., впервые опубликована в 1967 г.).

С тех пор на Западе было написано и опубликовано много обширных исследований и популярных книг о сущности и роли интеллигенции. Тема эта обрела особую актуальность сначала после разгрома нацизма и фашизма во Второй мировой войне и конца сталинизма в Советском Союзе, ибо встал вопрос о роли и ответственности интеллигенции стран с тоталитарными режимами за все происшедшее в этих странах и во всем мире. Сейчас актуальность этой проблематики получила дополнительные импульсы по мере того, как становится все более очевидной утопичность прогнозов о всемирной революционной победе коммунизма и отчетливо вырисовывается новая полоса истории, характеризующаяся не близкими революционными сдвигами, а длительной эволюцией; осмысление всего этого приводит к концепциям конца истории и конца интеллигенции (особенно у тех, кто отождествлял интеллигенцию с ее революционной частью). Осмысление же новых ступеней научно-технической революции, ставящей совершенно по-новому проблемы гуманизации общественной жизни, порождают утверждения о "ненужности" гуманитарной интеллигенции, о "конце совести нации", ненужности "чувствилища".

Очевидно, что смена исторических эпох и полос истории не только меняет место и роль интеллигенции, но и разнообразит ошибки, в том числе и касающиеся исторических судеб самой интеллигенции.

Слово интеллигенция непереводимо, а явление, обозначаемое им, неопределяемо. Впрочем непереводимость - свойство и самого явления. В этом смысле понятие интеллигенция - предварительное понятие, понятие-предчувствие.

Оно появилось как русское заимствование в определенный момент западной истории (во Франции в 20-х гг., вероятно, по следам русской революции)..

Интеллигенция, это "русское заимствование", требует или по меньшей мере напрашивается на сопоставление с родственным французским явлением уже потому, что явление это со времени дела Дрейфуса и памятного "Манифеста интеллектуалов" в газете "Авроре" имело собственное слово определяющее его, - интеллектуалы.

В общих чертах русская интеллигенция может быть определена решительной безнадежностью Адорно, утверждавшим после геноцида второй мировой: "Интеллигентность - нравственная категория". Но все же (а может, и прежде всего) она определяется следующим парадоксом: по определению, она противится всякому определению, и это ее свойство - основа ее бытия. Возьмем за точку отсчета ее упорное нежелание быть заключенной в жесткие рамки социологических категорий - хотя бы уже потому, что в данном случае она рассматривалась бы как стабильное явление. Иначе говоря, является ли интеллигенция как феномен, появившийся исторически сравнительно недавно, чем-то раз и навсегда данным?

Особенно примечательны результаты опроса об "интеллектуальной власти во Франции" согласно которым пальма первенства отдается Бернару Пиво, ведущему популярной литературной телепрограммы и Клоду Леви-Стросу. Современность и груз истории, посредничество и творчество уживаются друг с другом, смешиваются и, кажется со временем превращают в повседневность явления самого разного порядка понятия "информационного взрыва" и "информационного выбора", движение к новому подъему недооценивавшихся прежде радио, прессы, ТВ, родившихся в недрах университетского кризиса 70-х гг., наконец, тот факт, отмеченный Пьером Нора, что неологизм "интеллектуал" возник во Франции одновременно с понятием "событие". Если вдуматься, то и самый главный вопрос анкеты: "Кому принадлежит интеллектуальная власть?" - не менее красноречив, чем ответы на него. То же чувствуется и в горькосладком комментарии одного из победителей опроса К.Леви-Строса, который будто бы не принимает как результаты анкеты, так и саму действительность: "...Я принадлежу к прошлому веку... и если мое имя повторяется чаще других, то только потому, что я мешаю меньше других".

Восьмидесятые годы демонстрируют нам, что уже не ставится вопрос об определении (что такое интеллектуал?) и об отношении интеллектуала к власти - а это был традиционный вопрос - теперь же спрашивают о власти как таковой, о власти интеллектуала...

От противостояния к интеграции - движение, заметное с начала 70-х гг. и подтвержденное появлением неологизма "интеллократ" и тем, что интеллектуалы более не утверждают свой мир без участия власти, что они выступают теперь не ПРОТИВ, но ВМЕСТЕ, а также ощущением того, что интеллигенты, имеющие власть, являются в некоем роде "официальными интеллигентами общества"; это движение вытекает не только из того, что эсхатологическое мышление времени торопилось окрестить "концом идеологий". Несомненно, здесь особенно чувствуется совпадение кризиса идеологического (вполне реального) и кризиса письменной традиции... И несомненно, "поворот" многих интеллигентов в политическом плане тоже иногда коренится в совпадении этих двух "кризисов".

Если традиционно появление или пребывание интеллигенции на страницах истории XX в. связано с ощущением или предчувствием исторического разрыва, с наступлением моментов, несущих в себе исторические события (это и писатели 20-30-х гг., участники Сопротивления, послевоенные интеллигенты-коммунисты, "носильщики" во время войны в Алжире), то появление на сцене "новых философов" соответствует ощущению пустоты, ощущению отсутствия истории (это то, что грубо выражено в формуле "автомобиль, холодильник и телевизор убили революцию")...

История не может больше служить оправданием - это обнаружил тот медленный обвал, главное имя которого - сталинизм: XX съезд, Будапешт, Прага, "Архипелаг Гулаг" (1974), а вслед разочарование в Китае, в странах "третьего мира", в собственном рабочем классе. (Кстати, не является ли идея о конце мессианской роли рабочего класса одновременно и идеей о конце мессианства интеллигенции?) Ест, как отмечает историк Л.Булгакова, центром внимания русскойсоветской интеллигенции последовательно было крестьянство, пролетариат, а теперь сама история, то следует признать, что у французской интеллигенции сейчас нет иного предмета, кроме нее самой. Конец всемирности, обозначенный этим обвалом, ожесточенный антиутопизм, порожденный им, - все это лишило интеллигенцию некоторых из основных ее свойств. Не стала ли утрата прежних предметов и исторических основ истоком этой "своего рода покорности нашего общества, представляемого в качестве непревзойденного образца, этого ощущения, что другой модели общества и быть не может", истоком разочарования в истории, спровоцированного тем, что сама история была поставлена под сомнение? Действительно, отныне жизнь общества скорее комментируется, нежели критикуется или оспаривается. На сцену также выходит "ощущение катастроф", присущее как русской, так и западной интеллигенции 20-30-х гг. и прекрасно выраженное Вальтером Бенжамином: "Концепцию прогресса следует основывать на идее катастроф. Если же будет продолжаться "обычный ход" вещей - вот это катастрофа" Но главное, и об этом беспощадно говорит М. де Серто: "Покончено с виновностью интеллигенции перед историей!" - "новые философы" (которых рассматривают как представителей интеллигентов нового типа) окончательно отвернулись от этики ответственности, которая нами считается сутью интеллигенции.

Неполное определение ↓

от лат. intellegens - умный, понимающий; знающий) - обществ. прослойка, в к-рую входят лица, профессионально занимающиеся умств. трудом. И. играет большую роль в развитии общества, с ее деятельностью в первую очередь связано развитие науки, техники, искусства, нар. образования и т. д. Впервые термин "И." был введен в обиход русским писателем П. Боборыкиным (в 70-х гг. 19 в.). Предпосылкой появления И. в ее первичных формах было отделение умств. труда от физического, происшедшее на рубеже первобытнообщинного и рабовладельч. строя. Рядом с огромным большинством, занятым исключительно физич. работой, образовался обществ. слой (численно незначит.), освобожденный от физич. труда и исполнявший такие функции, как руководство всякого рода работами, гос. управление, судопроизводство, занимавшийся науками, лит-рой, иск-вом и т. д. (Первой проф. группой, к-рую. можно считать зачаточной формой И., было жречество). В докапитали-стич. формациях осн. часть И. относилась к господствующим классам (рабовладельцам, феодалам) или примыкала к ним, помогала укреплению их господства. На практике, однако, монополия эксплуататоров на знания и культуру не была абсолютной. В среде эксплуатируемых классов уже в первые периоды развития клас. общества встречаются лица умств. труда. Для средних веков была характерна монополия в духовной культуре духовенства, оберегавшего свое привилегир. положение обладателя знаний. Постепенно в феод. городах вырастает бюргерская И., к-рая выходит большей частью из низших сословий. Бюргерская культура носит подчеркнуто светский характер. Развитие товарно-ден. отношений сопровождается ростом экономич. и финанс. конфликтов; это определяет потребность в юристах, ставших относительно наиболее многочисл. и влият. группой среди лиц умств. труда еще до победы бурж. революции. Зарождавшаяся бурж. И. внесла огромный вклад в развитие науки, лит-ры и иск-ва; ее деятельностью во многом определяется содержание эпохи Возрождения, а затем Просвещения. Из среды И. вышли мн. видные деятели бурж. революций. Наиболее передовые представители И. фактически переходят на сторону эксплуатируемых, становясь их идеологами (Т. Мюнцер, Ж. Мелье и др.). С наступлением капиталистич. эпохи в связи с быстрым подъемом в развитии производит. сил число лиц, занимающихся умств. трудом, быстро растет. По мере появления и развития машинной индустрии растет потребность в инженерах, механиках, впоследствии техниках. Представители И. во все большей степени становятся производит. работниками. Растущие личные потребности увеличивающегося слоя частных собственников способствуют дальнейшему развитию интеллигентных профессий сферы услуг (учителя, врачи, деятели иск-ва и т. д.). Среди И. эпохи домонополистич. капитализма значит. часть составляли независимые предприниматели (отсюда пошло выражение "свободные профессии", отражавшее их преим. самостоят. положение). Эта часть И. принадлежала либо к средним слоям (мелкой буржуазии), либо к буржуазии. Остальные лица умств. труда оказывались на положении наемных рабочих, существуя за счет продажи своей рабочей силы капиталистам (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 426; его же, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 395-96; В. И. Ленин, Соч., т. 4, с. 183). Познание объективной реальности, участие в клас. борьбе пролетариата приводит передовых представителей бурж. И. к тому, что они преодолевают идеологию своего класса, вырабатывают, социалистич. сознание и вносят его в рабочее движение. Именно таким был путь Маркса, Энгельса, Ленина. Превращение науки на совр. этапе в непосредств. производит. силу, развитие механизации и автоматизации требуют участия в производств. процессе все большего числа инженеров, техников, науч. работников. В развитых капиталистич. странах производств. И. составляет ныне от трети до половины всей И. Общее число науч. работников в мире с 1896 по 1954 возросло с 65 тыс. до 2 млн. чел. Вследствие растущего паразитизма крупной буржуазии в период империализма, а также в силу усложнения функций управления произ-вом, капиталисты привлекают в качестве управляющих (менеджеров) и сотрудников управленч. аппарата все увеличивающееся число наемных работников умств. труда. Рост нек-рых групп И. стимулируется стремлением буржуазии усилить, особенно в условиях обострения общего кризиса капитализма и борьбы двух систем, идеологич. одурманивание масс с помощью таких средств массового влияния, как печать, кино, радио, телевидение и т. д. Клас. положение И. в условиях совр. капитализма, как и прежде, неоднородно. Однако главная и все усиливающаяся тенденция заключается в ее пролетаризации. Она проявляется прежде всего в переходе подавляющей части И. (80-90%) к работе по найму. Часть И. (постепенно уменьшающаяся) нередко сочетает работу по найму с частной практикой. Удельный вес предпринимателей среди И. развитых капиталистич. стран не превышает 3-4%. Но к буржуазии следует отнести также часть специалистов-управляющих, чьи высокие оклады, дивиденды и т. д. включают не только цену их рабочей силы, но и часть совокупной прибавочной стоимости. Роль осн. массы И. капиталистич. стран в обществ. организации труда определяется подчинением ее буржуазии. Инженеров и техников, работающих в сфере материального произ-ва, буржуазия противопоставляет рабочим, нередко наделяя первых - дисциплинарными функциями. Большая часть И., обеспечивающей общество духовными услугами, также является исполнителем воли класса капиталистов, занимаясь идеологич. укреплением существующего строя. Однако потеря И. экономич. самостоятельности вызывает ее недовольство властью буржуазии. Этому способствует демократизация ее состава за счет выходцев из рабочего класса и др. трудящихся слоев. Уровень жизни И. в условиях совр. капитализма стал крайне дифференцированным. Высшие слои И., примыкая к эксплуататорским классам, ведут по существу бурж. образ жизни. Низшие слои И. нередко оплачиваются хуже, чем квалифицированные или даже полуквалифицированные рабочие. Ряд интеллигентных профессий, преим. из сферы услуг, страдает от безработицы. Особенно тяжело материальное положение учителей. Усиливаются т. о. двойственность и противоречивость в положении И. Наряду с пролетаризацией И. при капитализме происходит и процесс создания рабочим классом собств. "рабочей интеллигенции" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 4, с. 258). Это активисты коммунистич. партий, прогрессивных профсоюзов, кооперативов и др. орг-ций трудящихся. Мировоззрение И. в условиях капитализма пронизано индивидуализмом. Тем не менее пролетаризация не может не сближать ее с рабочим классом по сознанию и по боевому духу. Различные отряды И. в борьбе за свои интересы все чаще прибегают к такой специфич. пролет. форме борьбы, как забастовка. Если в нач. 20 в. почти единств, формой организации И. были ассоциации корпоративного характера, то ныне И. вовсе большей степени вливается в профсоюзы. По мере того как правящие круги капиталистич. стран стремятся все шире использовать И. в милитаристских и др. реакц. целях, прогрессивная, по существу социальная функция И. приходит в острое противоречие с характером бурж. строя. В борьбе за разрядку междунар. напряженности, против ядерной войны, за мир и разоружение активно участвуют видные деятели науки и иск-ва (Б. Рассел, Ж. П. Сартр, Л. Полинг и др.), хотя нередко эти выступления оказываются направленными лишь против нек-рых проявлений капитализма. Многие прогрессивные представители И. склоняются в сторону идей марксизма-ленинизма, многие связали свою судьбу с коммунистами (А. Франс, Т. Драйзер, Л. Арагон, П. Элюар, Б. Брехт, Д. Сикейрос, У. Дюбуа, П. Пикассо, Дж. Олдридж, Ф. и И. Жолио-Кюри и др.). Компартии капиталистич. стран в соответствии с линией на создание антимонополистич. фронта борются за привлечение широких кругов И. на свою сторону. В колониальных и зависимых странах ведущее место среди специалистов занимали иностранцы. Такое положение - результат политики колонизаторов, к-рые препятствовали развитию нац. культуры и образования в этих странах (в лучшем случае создавали привилегированный образованный слой из детей феодалов). Однако, вопреки этой политике, в наиболее развитых из этих стран создавался слой (хотя и очень узкий) разночинной нац. И. Ввиду слабости пролетариата и рабочего движения И. (часто воен. И.) почти повсеместно играла руководящую роль в нац.-освободит. революциях после 2-й мировой войны (Египет, Алжир, Индонезия и др.). Ее осн. масса, отражая интересы нац. развития, настроена радикально, выступая как против империалистов, так и против феодалов и реакц. слоев буржуазии. Мн. представители И. освободившихся стран все активнее воспринимают социалистич. идеи, в т. ч. марксизм-ленинизм (хотя среди И. весьма сильны мелкобурж. иллюзии). В то же время из привилегированной прослойки И. нередко формируется, напр. в нек-рых странах Африки, новый господств. слой - бюрократич. буржуазия. И. в экономически слаборазвитых странах составляет весьма незначительную часть населения, тем меньшую, чем ниже уровень развития страны. В осн. это студенты, учителя, юристы, врачи, служащие гос. и муницип. учреждений, а также офицерство (воен. И.). Очень мал удельный вес производств. И. Среди всех профессиональных групп большинство приходится на специалистов низшей квалификации. В тех из освободившихся стран, к-рые вступили на капиталистич. путь и где уже активно развивается клас. поляризация, низшие слой И. находятся в тяжелом экономич. положении, страдают от безработицы (напр., учителя в Индии, Турции и т. д.). Создание кадров нац. И. - важная проблема нац. развития стран, добившихся независимости. Пр-ва ряда этих стран предпринимают большие усилия для создания отечеств. И. Большую роль приобретает сотрудничество с социалистич. странами в области науки, образования и культуры, помощь социалистич. стран в создании нац. кадров. В социалистич. обществе всеобщей его закономерностью является осуществление культурной революции и в ее процессе - создание и развитие новой И. из трудящихся наряду с максимальным использованием и перевоспитанием старой, бурж. И. Бурж. и реформистско-ревизионистские идеологи (Д. Даллин, Ф. Левенталь, Ги Молле, М. Джилас и др.), извращая положение И. в социалистич. странах, объявляют ее "новым правящим классом", говорят об обострении противоречий между И. и народом. Эти утверждения не имеют ничего общего с действительностью. Социалистич. И. резко отличается по своему характеру от И. дореволюционной. В ее числе нет эксплуататорских элементов. Находясь в одинаковых со всеми трудящимися отношениях к средствам произ-ва, И. по этому классовому признаку не отличается от осн. массы народа. Она активно участвует в создании материально-технич. базы социализма и коммунизма, развитии науки и культуры, формировании нового человека. Она придерживается социалистич. марксистско- ленинской идеологии. Между И. и остальной частью народа нет антагонистич. противоречий. Для социалистич. стран характерно значит. возрастание общей численности И., создание и быстрый рост нац. И. ранее отсталых народов. Развитие И. в условиях перехода социалистич. стран к коммунизму обусловлено постоянно ускоряющимся прогрессом производит. сил, возрастающей ролью науки, поднятием культ.-образоват. уровня всех трудящихся, ликвидацией существ. различий между умств. и физич. трудом и постепенным синтезом этих форм труда при росте его многообразия. Ликвидация этих различий будет определяться не тем, что И. периодически станет заниматься неквалифицированным физич. трудом, а, наоборот, исчезновением таких форм труда, его "интеллектуализацией". В связи с механизацией и автоматизацией произ-ва уже сейчас изменяется характер труда рабочих и крестьян, растет их квалификация и культурный уровень. И. как особая социальная группа сохранится "...впредь до достижения высокой ступени развития коммунистического общества..." (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 169). При полном коммунизме, когда труд каждого человека приобретет творч. характер, когда небывало поднимется научно-технич. и культурный уровень всех трудящихся, И. перестанет быть особым социальным слоем. Об И. в СССР см. подробнее ниже, а также В ст. Культурная революция. Лит.: (кроме указ. в статье): Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 7; его же, Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 20; его же, Ответ на открытое письмо специалиста, там же, т. 29 (см. также предметный указатель к Соч. В. И. Ленина); Луначарский А. В., Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, М., 1924; его же, Об интеллигенции, М., 1923; его же, Мещанства и индивидуализм, М., 1923; Лафарг П., Пролетариат физического и умственного труда, Соч., т. 2, М.-Л., 1928; Грамши А., Интеллигенция и организация культурной деятельности, Избр. произв. в 3 тт., т. 3, М., 1959; Городские средние слои современного капиталистического общества, М., 1963; Изменение классовой структуры общества в процессе строительства социализма и коммунизма, М., 1961; Структура рабочего класса капиталистических стран, (сб.), Прага, 1962; Федюкин С. A., Привлечение буржуазной технической интеллигенции к социалистическому строительству в СССР, М., 1960; Строительство коммунизма и проблемы культуры, М., 1963; Парфенов Д. A., Умственный и физич. труд в СССР. Экономич. предпосылки преодоления существенных различий, М., 1964; Губер А. A., К вопр. об особенностях формирования классов и партий в колониальной Индонезии, "Уч. зап. АОН", 1958, в. 33; Sozialismus und Intelligenz, В., 1960; Le parti communiste fran?ais, la culture et les intellectuels, P., 1962; Kohout J., Inteligence a soudob? bur?oazn? sociologie, Praha, 1962. E. A. Амбарцумов. Москва. И. в России и в СССР. По своему происхождению И. в эпоху феодализма в подавляющем большинстве принадлежала к дворянству, духовенству, выражала интересы господствующего класса феодалов и находилась у него на службе. В Киевской Руси и в последующий период феодальной раздробленности на Руси работали учителя первых школ, врачи (лечьцы), математики (числолюбцы). Наряду с авторами церковно-проповеднич. лит-ры появляются писатели лит-ры светской. Из народной среды выходят талантливые архитекторы. Важным стимулом в развитии образования и в формировании И. имело зарождение в сер. 16 в. книгопечатания. В 16 и 17 вв. появляются талантливые умельцы, деятели в области техники. В 17 в. в связи с возникновением придворного театра появились первые профессиональные актеры. Потребность рус. Централизов. гос-ва в И. для гос. аппарата вызвала к жизни в 17 в. ряд гос. уч. заведений (напр., в Москве с 1665 работала гос. школа при Заиконоспасском монастыре, в 1687 была основана высшая школа - Славяно-греко-латинская академия). Вследствие разложения феод.-крепостнич. отношений, все ускоряющегося развития производит. сил, зарождения и развития капиталистич. производств. отношений значительно возрастает потребность гос-ва в И. Уже в 1-й пол. 18 в., наряду с увеличением числа учебных заведений, готовивших служащих гос. аппарата, возникает ряд учебных заведений для подготовки воен. специалистов, технич. И., врачей и т. п. (при Петре I были открыты артиллерийская школа, школа математич. и "навигацких" наук, хирургическая, инженерная школы, морская академия). В 1755 был основан первый в России Моск. ун-т, в нач. 19 в. - ун-ты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге и несколько позже в Киеве. В 1-й пол. 19 в. возникает ряд высших технич. и с.-х. уч. заведений. Шел процесс демократизации И.; уменьшался удельный вес дворянства в составе И., увеличивалось число И., вышедшей из мелкого чиновничества, гор. мещанства, духовенства, купечества, зажиточного крестьянства. К сер. 19 в. формируется демократич. бессословная разночинная И., выражавшая интересы либеральной и демократич. буржуазии. Большой вклад в 18 и 1-й пол. 19 вв. внесла И. в развитие науки, техники и культуры России. Передовая И. играла активную роль в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Вначале эту борьбу ведет дворянская И. (А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен). Во 2-й пол. 19 в. развертывается революц. борьба разночинной И.; ее идеологами и руководителями становятся В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский. До сер. 19 в. И. была количественно невелика. Развитие капитализма после реформы 1861 обусловило быстрый темп роста И. К концу 19 в. И. в России становится довольно массовой прослойкой. Состав И. по переписи 1897. 1) Интеллигенты, работавшие в сфере материального производства. В том числе: инженеры и технологи - 4010 ч., ветеринары - 2902 ч., начальники ж.-д. станций и служб, служащие в правлениях жел. дорог и пароходных об-в - 23 184 ч., почтово-телеграфные чиновники - 12 827 ч. 2) Интеллигенты, работавшие в области духовной культуры. В том числе: начальники и учащие уч. заведений - 79 482 ч., частные преподаватели - 68 173 ч., начальники лечебных заведений, врачи (в т. ч. военные и зубные) - 18 802 ч., фельдшеры, фармацевты, акушерки - 49 460 ч., художники, музыканты, актеры - 18 254 ч., ученые и литераторы - 3296 ч. 3) И., служившая в гос. аппарате и в аппарате управления пром-стью и помещичьими х-вами. В том числе: служащие органов гражданской гос. власти - 151 345 ч., лица, состоявшие на частной службе у капиталистов и помещиков, - 204 623 ч., военная И. (генералы, офицеры, топографы, служащие воен. канцелярий) - 52 471 ч., адвокаты, нотариусы и их служащие - 12 473 ч. В составе всего населения, имевшего самостоят. занятия, И. в целом составляла 2,7%. И. же, трудившаяся в сферах материального произ-ва и культуры, составляла только 1,3%. Более половины И. были лица, находившиеся на службе в гос. аппарате и в органах управления капиталистич. х-вом. Абсолютное большинство И. работало по найму. "Свободные профессии" имели сравнительно широкое распространение только среди врачей, учителей, литераторов, художников. Наиболее квалифицированные и наиболее материально обеспеченные слои И. жили в Петербурге и Москве (45,8% всех ученых и литераторов, 30,7% художников и актеров, 30,5% инженеров). В нач. 20 в. в результате быстрого развития капиталистич. х-ва, роста городов темп роста И. ускоряется. За 15 лет (с 1896 по 1911) количество врачей в России увеличилось на 61%, учителей нач. школы - на 70%, число инженеров к 1913 по сравнению с 1896 выросло почти вдвое (7880 чел.). Тем не менее удельный вес И., работавшей в сферах материального произ-ва и духовной культуры, был очень низок. Разные слои И. резко отличались друг от друга по своему материальному положению. Верхи бурж. И. и чиновничества имели крупные доходы. Этот слой являлся органич. частью бурж. и помещичьего классов. Часть мелкобурж. И. по своему экономич. положению была близка к зажиточным мелким хозяевам. Большинство же (нар. учителя, средний мед. персонал, мелкие почтово-телеграфные, ж.-д. и конторские служащие и т. п.) по всем условиям жизни примыкало к беднейшим мелким хозяевам и полупролетарским элементам. В период капитализма в России возникает И. и из среды пролетариата. Этот слой, в силу тяжелых условий жизни и труда рабочих, до Окт. революции был невелик. С развитием пролетариата зарождается его духовная культура. Важнейшую роль в ее создании играет большевистская партия во главе с В. И. Лениным. Неодинаковое социальное положение разных слоев И. обусловило их позиции в классовой борьбе в России в период империализма. Зажиточная бурж. И., экономич. и политич. связанная с помещиками и царизмом, составляла значит. часть партии кадетов, проводившей политику сотрудничества с царизмом против интересов народа. В период революции 1905-1907 большая часть мелкобурж. И., связанная многими нитями с трудящимися, под влиянием революц. борьбы пролетариата и крестьянства принимала участие в стачечной борьбе и крест. движении, а наиболее решит. элементы участвовали в вооруж. восстаниях. После поражения революции 1905-07 в обстановке реакции колеблющаяся мелкобурж. И. в большинстве своем подпала под влияние либеральной буржуазии. Последовательные революц. позиции занимала только та часть И., к-рая в рядах большевистской партии рука об руку с рабочими-большевиками вела борьбу за победу демократич. и социалистич. революции. В развитии материальной и духовной культуры роль разных слоев И. была разной. Реакционные помещичье-бурж. круги И. отстаивали реакционную культуру гибнущих классов - помещиков и империалистич. буржуазии. Им противостояла прогрессивная демократич. И. Победа Окт. социалистич. революции 1917 открыла качественно новый период в истории И. России. Коммунистич. партия проделала большую работу, чтобы привлечь массу И. на сторону пролетариата, направить ее силы на дело стр-ва социализма. Даже в самые трудные годы гражданской войны Сов. пр-во, руководимое В. И. Лениным, проявляло большую заботу об интересах и нуждах И. Ленин подчеркивал, что партия и Сов. гос-во добиваются того, чтобы И. "...жилось лучше при социализме, чем при капитализме, в отношении и материальном, и правовом, и в деле товарищеского сотрудничества с рабочими и крестьянами, и в отношении идейном..." (Соч., т. 33, с. 169). Коммунистич. партия вела решительную борьбу против тех, кто пытался проповедовать и осуществлять давно осужденные марксистами взгляды махаевцев (см. Махаевщина), рассматривавших И. как враждебный трудящимся эксплуататорский слой. Победу социалистич. революции различные слои И. восприняли по-разному. Революц. И., находившаяся в рядах большевистской партии, вела самоотверж. борьбу за победу идей марксизма-ленинизма. Сов. власть приветствовали выдающиеся ученые, писатели. В борьбе с интервентами и буржуазно-помещичьей контрреволюцией на стороне народа выступила часть старой военной И. Большинство И. в первые месяцы и годы Сов. власти проявляло значит. колебания. Ленин, намечая перспективы развития трудовой И., писал: "Весь опыт неминуемо приведет интеллигенцию окончательно в наши ряды и мы получим тот материал, посредством которого мы можем управлять" (Соч., т. 29, с. 211). Коммунистич. партия и Сов. пр-во заботливо помогали И. преодолевать колебания и сомнения, воспитывали ее в духе социализма, вовлекали ее в активную созидат. работу. В результате масса И., вышедшая из старого общества, сумела порвать со своим бурж. прошлым и стать в ряды активных строителей социалистич. общества. Против Сов. власти с первых дней ее существования вели активную борьбу буржуазные верхи И., составлявшие значит. часть партии кадетов, и часть мелкобурж. И., находившаяся в рядах и под влиянием партии эсеров, меньшевиков и т. п. После окончания гражданской войны среди буржуазной И., бежавшей за границу, возникло "сменовеховское" общественно-политическое течение (см. Сменовеховство). Огромное значение имела деятельность Коммунистич. партии и Сов. пр-ва по подготовке новых кадров И. из среды рабочих и крестьян. Это была одна из основных задач культурной революции в СССР. Для ее решения особенное внимание было уделено развитию высшего и среднего спец. образования в СССР (см. таблицу). -***-***-***- Таблица 1. Развитие высшего и среднего спец. образования СССР [s]ИНТЕЛЛ_1.JPG За годы социалистич. стр-ва была подготовлена огромная армия работников умств. труда: только с 1926 по 1939 армия И. в СССР увеличилась в 5 раз, а к 1963 достигла 22 млн. чел. и составляла более 1/5 всех работающих. Состав И. в СССР по ряду основных профессий по переписям 1939 и 1959 характеризуется след. данными (см. таблицу). -***-***-***- Таблица 2. Состав интеллигенции в СССР по ряду основных профессий по переписям 1939 и 1959 гг. [s]ИНТЕЛЛ_2.JPG На первом месте по темпам роста среди всех слоев И. находятся инженеры. Их число в 1959 увеличилось по сравнению с 1939 в 3,4 раза, а с 1913 - в 105 раз. СССР занимает 1-е место в мире по числу подготавливаемых инженеров (в 3 раза больше, нежели в США). На 2-м месте по темпам роста находятся врачи и науч. работники; их число по сравнению с 1939 возросло в 2,8 раза. Количество врачей по сравнению с 1913 возросло в 16 раз, а число науч. работников в 1962 сравнительно с 1914 увеличилось в 44 раза. Одним из самых больших по численности слоев И. являются учителя начальной и средней школы, составляющие св. 10% всего состава И. Их число по сравнению с 1911 увеличилось в 13 раз. За 10 лет с 1953 по 1963 количество специалистов с высшим и средним спец. образованием в с. х-ве возросло в 3,5 раза (со 114 тыс. до 400 тыс.). И все же уд. вес И. в сельской местности по сравнению с городами пока еще значительно ниже и в среднем по СССР составил 11,7% ко всему сельскому самодеятельному населению. Значит. место в составе И. СССР принадлежит женщинам: с 1939 по 1959 количество женщин в среде И. увеличилось в 2,4 раза, а их уд. вес вырос с 34% в 1939 до 54% в 1959. В СССР впервые создана новая народная И. как по происхождению, так и по своей сущности, по тем задачам, к-рые она решает. Большинство сов. И. - это вчерашние рабочие и колхозники или их дети. Сов. И. однородна в социальном отношении. Она объединена воедино с рабочим классом и колхозным крестьянством марксистско-ленинской идеологией, общими целями строительства коммунизма. Все увеличивающаяся близость между И., с одной стороны, рабочим классом и колхозным крестьянством - с другой, обусловливается не только изменениями в самой И., но и культурно-технич. ростом людей физич. труда. Уже в конце 1961 40% рабочих и св. 23% колхозников имели среднее и высшее образование. Сотни тыс. рабочих и колхозников получают высшее и среднее спец. образование без отрыва от произ-ва. В труде новаторов промышленности и с. х-ва, овладевших новейшей техникой и высотами знания, сочетаются элементы физического труда рабочего и колхозника и умственного труда интеллигента. Социализм создал неисчерпаемые возможности для применения всех знаний, способностей и таланта каждого интеллигента. Велик вклад сов. И. в создание материально-технич. базы социализма и коммунизма. Невиданного нигде расцвета достигла сов. наука, техника, литература, живопись, музыка и т. д. Велико значение И. как помощника Коммунистич. партии в воспитании человека коммунистич. об-ва. И. помогает партии формировать коммунистическое мировоззрение народа. Под руководством Коммунистич. партии сов. И ведет борьбу против бурж. идеологии во всех ее проявлениях. Коммунистич. партия вооружает И. знанием законов обществ. развития, руководит ее творч. деятельностью на благо народа. Партия на добровольных началах объединяет "...передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР" (Устав КПСС, 1961, с. 3). Из 2,5 млн. чел., принятых в КПСС между XX и XXII съездами партии, 35,6% составляли служащие и 1% учащиеся. Почти 2/3 из этого числа служащих - инженеры, техники, агрономы и др. специалисты. К концу 1961 каждый третий коммунист имел высшее или среднее образование. Роль и значение И. в процессе строительства коммунизма все более возрастает. Будет еще быстрее расти И., работающая в сфере материального произ-ва, здравоохранения, просвещения, культуры. Численно расти будут не все слои И. В процессе перерастания социалистич. гос-ва в коммунистическое обществ. самоуправление будет резко сокращаться адм.-управленч. и канцелярский аппарат и в связи с этим количественно уменьшаться и И., работающая в этой области. Важнейшая задача завершающего этапа культурной революции, на к-ром находится СССР, - поднять культурный и технич. уровень рабочих и крестьян до уровня И. "С победой коммунизма, - подчеркивается в Программе КПСС, - произойдет органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем..." (1961, с. 63). Лит.: Ленин В. И., Проект программы нашей партии, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Попятное направление в русской социал-демократии, там же; его же, Внутреннее обозрение, там же, т. 5; его же, Что делать?, там же; его же, Новая демократия, там же, т. 18; его же, Доклад о партийной программе 19 марта. (VIII съезд РКП(б)), там же, т. 29; его же, Ответ на открытое письмо специалиста, там же; Калинин М. И., О задачах советской интеллигенции, (М.), 1939; Луначарский А. В., Об интеллигенции (сб. ст.), М., 1923; его же, Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, (М.), 1924; Горький М., Ответ интеллигенту, в его кн.: Публицистические статьи, (М.), 1931; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963, М., 1963; XX съезд Коммунистич. партии Советского Союза. Стенографич. отчет, ч. 1-2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистич. партии Советского Союза. Стенографич. отчет, ч. 1-2, М., 1959; XXII съезд Коммунистич. партии Советского Союза. Стенографич. отчет, ч. 1-3, М., 1962; Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г., (т.) 2, СПБ, 1905; Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 34, СССР. Занятия, М., 1930; Итоги всесоюзной переписи населения 1959 г. СССР (Сводный том), М., 1962; Народное хозяйство СССР в 1962 г. Стат. ежегодник, М., 1963; Культурное строительство СССР. Стат. сб., М., 1956; Лейкина-Свирская В. Р., Формирование разночинской интеллигенции в России в 40-х годах XIX в., "ИСССР", 1958, No 1; Смирнов И. С., Ленин и советская культура, М., 1960; Ким М. П., Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР, М., 1955; Процько М. A., Роль интеллигенции в строительстве коммунистического общества, М., 1962; Сухарев А. И., Сельская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма, М., 1963; Голота А., Королев Б., Советская интеллигенция в период развернутого строительства коммунизма, "Коммунист", 1963, No 10; Ерман Л. К., Состав интеллигенции в России в конце XIX и начале XX в., "ИСССР", 1963, No 1; его же, Участие демократич. интеллигенции в стачечном и профсоюзном движении (1905-1907 гг.), (М., 1955). Л. К. Ерман. Москва.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...