Департаменты и управления мо рф. Интернет-интервью с C.А. Штыкулиным, начальником Управления по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны РФ: "Концепция реформирования организаций, находящихся в ведении Минобор


Министерство обороны Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. Минобороны России является органом управления Вооружёнными Силами России, возглавляется Министром обороны Российской Федерации, подчиняется Верховному Главнокомандующему Вооружёнными Силами Российской Федерации.

История государственного военного управления в России берет свое начало от Разрядного приказа, ведавшего с 1535 года воинскими делами, комплектованием армии, строительством крепостей и управлением военными силами государства. В начале XVIII века в целях централизации военного руководства в России учреждается Военная коллегия.

20 сентября 1802 года манифестом императора Александра I Военная коллегия реорганизуется в Министерство военно-сухопутных сил, указом от 24 июля 1808 года переименованное в Военное министерство. На должность министра военно-сухопутных сил был назначен вице-президент вошедшей в состав министерства Военной коллегии генерал от инфантерии Сергей Кузьмич Вязмитинов.

В 1812 году в целях укрепления единоначалия и централизации управления войсками были изменены структура и функции Военного министерства. В его составе было образовано семь департаментов: артиллерийский, инженерный, инспекторский, аудиторский, провиантский, комиссариатский, медицинский, а также канцелярия министра и его совет.

В 1815 году Военное министерство вошло в состав Главного штаба Его Императорского Величества. После их разделения в 1816 году оно вновь стало действовать самостоятельно. В 1835 году произошло их новое слияние: Главный штаб Его Императорского Величества вошел в состав Военного министерства. Руководство всеми частями военного ведомства сосредотачивалось в руках военного министра, и только ему одному разрешалось докладывать о делах лично императору.

В 30-е годы XIX века Военное министерство сосредоточило под своим началом все отрасли управления сухопутными силами страны и стало одним из наиболее значимых органов всего государственного аппарата Российской империи. Во многом это было заслугой генерала от кавалерии Александра Ивановича Чернышева, возглавлявшего Военное министерство с 1827 по 1852 годы. За всю двухсотлетнюю историю военного ведомства это самый продолжительный срок нахождения в должности военного министра.

К 1836 году Военное министерство состояло из Главного штаба, военного совета, генерал-аудиториата, департаментов Генерального штаба и военных поселений. Включение в состав министерства Генерального штаба позволило повысить четкость, оперативность и качество военного управления.

В 1869 году Военное министерство включало в себя императорскую главную квартиру, военный совет, канцелярию военного министра, Главный штаб и семь главных управлений: артиллерийское, инженерное, интендантское, военно-медицинское, военно-учебных заведений, казачьих войск и военно-судебное. Позднее в состав министерства вошли и другие управления.

Поражение в Крымской войне подтолкнуло правительство Александра II к проведению военных реформ. Руководителем преобразований стал военный министр генерал-фельдмаршал Д.А.Милютин. В результате милютинских реформ 1860-1870 годов в России была сформирована территориальная система военного управления, образованы военные округа. Введение всесословной воинской повинности позволило создать массовую современную армию с обученным резервом. Началось перевооружение новыми образцами оружия, улучшилась подготовка офицерских кадров, были разработаны новые уставы и наставления.

Коренным образом изменились и органы центрального военного управления. Победа России над Турцией в войне 1877-1878 годов подтвердила правильность выбранного Военным министерством курса реформ.

В конце XIX - начале XX веков система военного управления стала отставать от требований современной войны, обрастая громоздким штатом с многочисленными, в том числе, и несвойственными функциями.

После поражения в русско-японской войне 1904-1905 годов, которая вскрыла существенные недостатки в государственном военном управлении, были предприняты меры по его совершенствованию. В 1905 году образован Совет государственной обороны (СГО), объединивший все центральные военные учреждения. В 1909 году СГО был упразднен, а главное управление Генштаба введено в состав Военного министерства.

В годы Первой Мировой войны в составе Военного министерства были образованы новые управления, в том числе, военно-воздушного флота, по заграничному снабжению. С 1914 года наряду с Военным министерством существовала Ставка Верховного главнокомандующего. В 1915-1917 годах военный министр являлся одновременно председателем Особого совещания - главной организации, осуществляющей мероприятия по обороне страны.

После Октябрьской революции 1917 года Военное министерство было расформировано и образован Наркомат по военным делам во главе с Коллегией. Общее руководство обороной страны и вооруженными силами с ноября 1918 года осуществлял Совет Рабочей и Крестьянской обороны (с 1923 года - Совет Труда и Обороны). Совет, объединив деятельность двух наркоматов: по военным и по морским делам, разрабатывал и проводил в жизнь планы обороны страны, руководил строительством армии и флота, военными действиями на фронтах. Новые органы военного управления сыграли значительную роль в победе Советской власти и укреплении рабоче-крестьянского государства.

После окончания Гражданской войны и образования СССР существовавшие раздельно военный и морской наркоматы в июле 1923 года были объединены в общесоюзный Наркомат по военным и морским делам.

Первым народным комиссаром по военным делам в Советском правительстве стал Н.И. Подвойский. С 1918 по 1925 годы во главе военного ведомства находился Л.Д.Троцкий. Стройную структуру система военного управления приобрела при М.В.Фрунзе. Его богатый практический опыт руководства войсками и организаторские способности позволили существенно повысить эффективность военно-государственного управления, укрепить обороноспособность страны.

В 1934 году Наркомат по военным и морским делам постановлением ЦИК и СНК был преобразован в Народный комиссариат обороны СССР. В качестве совещательного органа при нём создан Военный Совет. В 1937 году из НКО СССР было выделено Управление Военно-Морских Сил РККА и образован самостоятельный Наркомат ВМФ СССР.

С началом Великой Отечественной войны для стратегического руководства Вооруженными Силами 23 июня 1941 года была образована Ставка Главного Командования (с 10 июля - Ставка Верховного Командования, с 8 августа - Ставка Верховного Главнокомандования). Руководство обороной страны возглавил И.В.Сталин. Победа в войне с фашистской Германией и милитаристской Японией подтвердила эффективность созданных в стране органов, методов и способов управления вооруженной борьбой.

В послевоенный период высший орган военного управления играл ведущую роль в оснащении Вооруженных Сил ракетно-ядерным оружием, внедрении современных видов обычных вооружений, создании и развитии новых видов и родов войск ВС. За всем этим стояла напряженная ежедневная работа руководителей, всех сотрудников Министерства обороны и Генерального штаба.

В феврале 1946 года был создан единый Наркомат Вооруженных Сил СССР, переименованный в марте того же года в Министерство ВС СССР.

В феврале 1950 года Министерство ВС СССР вновь разделилось на два самостоятельных ведомства - Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. Однако, уже в марте 1953 года было создано единое Министерство обороны СССР.

В связи с распадом Советского Союза 16 марта 1992 года на базе Министерства обороны СССР Указом Президента Российской Федерации было создано Министерство обороны Российской Федерации.

В настоящее время Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государственную политику, осуществляет государственное управление в области обороны, а также координирует деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны.

Современный этап коренных преобразований, проводимых в армии и на флоте России, имеет целью создание мобильных, хорошо оснащенных и подготовленных Вооруженных Сил, соответствующих требованиям ХХI века, при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов. Главным органом, призванным организовать достижение намеченной цели, выступает Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с принятыми решениями в области военного строительства Вооруженные Силы России переведены на трехвидовую структуру - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-Морской Флот. По существу, этим реализован принцип применения войск (сил) по сферам вооруженной борьбы - суша, воздух-космос, море.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) - род войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), главный компонент ее стратегических ядерных сил (СЯС). Предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе СЯС или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.

Войска воздушно-космической обороны (ВКО) - принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности России в воздушно-космической сфере.

За свою более чем 200-летнюю историю Министерство обороны России неоднократно меняло своё название, но неизменным всегда оставалось его предназначение - надежная защита государственных интересов, обеспечение территориальной целостности и независимости страны.

20 мая 2008 года состоялось интервью с начальником Управления по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны РФ C.А. Штыкулиным .

Тема интервью: "Концепция реформирования организаций, находящихся в ведении Минобороны России". Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы .

В июне 2007 года было сформировано Управление по координации осуществления прав собственника имущества организаций Минобороны России. Главная задача этой структуры - повысить эффективность управления предприятиями, находящимися в ведении Минобороны России, и их имущественным комплексом (землями, зданиями, сооружениями, полигонами, военными городками, оружием, военной и специальной техникой и т.д.), а также систематизировать процесс принятия и реализации решений в этой сфере.

На новое Управление в числе прочих возложены функции, связанные с координацией деятельности по созданию, реорганизации, ликвидации, приватизации организаций, находящихся в ведении Минобороны, а также вопросы, касающиеся согласования различных сделок, в том числе крупных, сделок, связанных с предоставлением займов и поручительств, совершаемых с недвижимым имуществом. Управление занимается также инициированием решений об участии в коммерческих и некоммерческих организациях, о проведении внеплановых проверок имущественного комплекса и функционирования подведомственных организаций Минобороны России.

КонсультантПлюс: Проблема функционирования и развития государственных предприятий, в том числе в сфере Министерства обороны, является актуальной. Вместе с тем стратегия их реформирования и система управления окончательно еще не разработаны. Что делается в этом направлении в МО РФ?

Сергей Анатольевич Штыкулин: Переход к рыночной экономике в нашей стране кардинально изменил роль государственного сектора. Этот сектор весьма специфичен как с точки зрения стоящих перед ним задач, так и методов управления его функционированием. Однако, чтобы сформулировать концепцию его развития и выработать адекватные способы воздействия на него, необходимо прежде всего разобраться в том, что же он собой представляет на данном этапе развития.

Роль Министерства обороны в системе органов исполнительной власти велика, и перед нашим ведомством стоит важнейшая задача обеспечения четкого функционирования системы организации обороны как подготовки к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Эта задача находится в русле общегосударственных приоритетов в сфере национальной безопасности и обороноспособности в широком понимании этого слова, включая, в частности, экономику. По существу речь идет о создании системы военно-политического управления, обеспечения военной безопасности как предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз Российской Федерации. В нашей стране сосредоточены огромнейшие ресурсы. Не защищать их, не быть в готовности к такой защите было бы просто преступлением, тем более что в различных регионах мира периодически нарастает критическая масса конфликтных ситуаций, которая может осложнить поступательное развитие России.

Совсем недавно, 9 мая, мы отмечали День Победы и смотрели военный парад, проходивший на Красной площади, в котором участвовали наши Вооруженные Силы, различные рода войск, воинские формирования, непосредственно выполняющие задачу по укреплению обороноспособности нашей страны. Осуществлению этой задачи способствует колоссальный производственно-имущественный комплекс, обеспечивающий работу всех структур Министерства обороны. В состав этого комплекса входят несколько сотен предприятий, обслуживающих, ремонтирующих, модернизирующих, а также поддерживающих все виды боевой техники: самолеты, корабли, автомобильную и бронетехнику, вооружение, средства связи. Это огромное материально-техническое обеспечение. Производственно-имущественный комплекс Министерства обороны осуществляет также и торговое обеспечение Вооруженных Сил.

В системе Министерства обороны РФ были созданы унитарные предприятия, функционирование которых определяется действительными потребностями в производстве и ремонте продукции для нужд армии и флота и организуется с учетом обеспечения экономической целесообразности. Основным предназначением и формой деятельности каждого федерального государственного унитарного предприятия МО РФ (ФГУП МО РФ) является выполнение договорных обязательств по полному и своевременному удовлетворению потребностей войск в ремонте и восстановлении вооружений и военной техники. Историческая объективность диктует, что деятельность и функционирование этих структур должны меняться в соответствии с новыми экономическими этапами развития нашей страны, с новыми условиями, с новыми задачами, которые поставлены перед Министерством обороны. Большие социально-экономические изменения, происшедшие в нашей стране за последние пятнадцать лет, поставили четкую задачу - провести по сути дела инвентаризацию промышленно-имущественного комплекса Министерства обороны, разобраться, в каком финансовом и экономическом положении он находится, рассмотреть работу каждого предприятия и организации, их задачи, учитывая при этом условия развития Вооруженных Сил. Основная наша задача - выбрать оптимальные пути реформирования промышленно-имущественного комплекса.

С этой целью около года назад решением Министра обороны РФ в министерстве была создана рабочая группа под руководством генерала армии Исакова Владимира Ильича, в которую вошли специалисты, военные профессионалы, реально занимающиеся различными вопросами предприятий оборонного комплекса. Была проделана очень серьезная работа. Были заслушаны доклады по состоянию каждого предприятия, входящего в этот комплекс. Приглашались руководители наиболее значимых, наиболее крупных организаций и выслушивалось их мнение о том, как они сами видят развитие своих предприятий, изучался опыт реформирования других отраслевых направлений, например Минатома, различных министерств и ведомств. На основе проделанной работы был выработан проект концепции реформирования организаций, подведомственных Министерству обороны. Затем по решению Министра обороны проект был направлен во все органы военного управления для обсуждения. Пришло очень много замечаний, которые были учтены и внесены в проект концепции, представленной затем ему на утверждение. Суть концепции такова - при реформировании промышленно-имущественного комплекса прежде всего необходимо сохранить весь технологический, интеллектуальный потенциал. При этом принять меры к консолидации всех активов министерства, выстроить вертикальную интегрированную структуру, которая повысит уровень контроля и координации, сделает мобильнее управление производственным комплексом, поможет оперативно решать все задачи обеспечения боевой готовности наших боевых частей и подразделений. Особенно важно не снизить производственный потенциал, который существует в Министерстве обороны.

После утверждения в Правительство Российской Федерации был направлен ряд документов по реформированию предприятий, находящихся в ведении Минобороны России, в установленном порядке они были рассмотрены заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также обсуждены на совещании в Военно-промышленной комиссии. Высказанные замечания и предложения учтены в доработанных проектах правовых актов, которые сейчас проходят процедуру согласования в Минэкономразвития, Министерстве промышленности и торговли, Минюсте, Минфине и Федеральной антимонопольной службе РФ.

Я недавно посетил одно из наших подведомственных предприятий, увидел его базу, ознакомился с высокотехнологичной работой. Все четко налажено - осуществляется капитальный ремонт, ремонт по техническому состоянию, модернизация. Поддерживается тесная связь с заводом-изготовителем, с главным конструктором, на все это имеются лицензии. Таких предприятий в Министерстве обороны несколько сотен. Они обеспечивают настоящую и будущую обороноспособность нашей страны. К сожалению, присутствуют еще недружественные попытки захвата наших активов. Но могу заверить - в армии этого не будет.

КонсультантПлюс: Многих специалистов интересует вопрос, как будет проходить процесс реформирования самого комплекса, заложенный в концепции.

С.А.: Могу сказать, что будет создана структура для осуществления управления производственно-имущественным комплексом нашего ведомства - открытое акционерное общество с уставным капиталом, на сто процентов принадлежащим государству. Пока не приняты окончательные решения по схеме вертикальной интегрированной структуры, но ясно, что это должно быть очень мобильное, эффективное объединение, куда войдут девять холдингов, охватывающих различные направления деятельности: проектирование, строительство и эксплуатацию объектов; эксплуатацию энергетических объектов; военную торговлю; полиграфию и массмедиа; гостиничный комплекс; авиационный ремонт; ремонт военной техники; разработку, производство и ремонт вооружения. Эта структура объединит все активы, что позволит ими легче управлять. Консолидация повысит конкурентоспособность предприятий Минобороны в системе конкурсного распределения заказов, включая и гособоронзаказ. При этом на предприятиях останутся мобилизационные мощности, которые будут зарезервированы на особые периоды. Все это продумывается, просчитывается вместе с юристами, с другими специалистами. Конечно, организационно-правовая форма предприятий будет изменена: ФГУПы будут преобразованы в открытые акционерные общества.

Вновь созданная структура также даст возможность предприятиям не только работать на оборонный заказ, но и, имея избыточные мощности, получать прибыль от других заказчиков - стран СНГ и других партнеров, направлять ее на развитие и модернизацию своих предприятий.

Бытует мнение, что во ФГУПах процветает криминогенная обстановка, но она же не сама по себе создается. Все зависит от личности руководителя. Если он предприимчивый, порядочный, ответственный, то ни о каких коррупционных элементах и речи быть не может. А если руководитель непорядочный, задался целью развалить предприятие, то это сделать легко.

Многое, конечно, зависит и от коллектива. Вообще, ФГУП - это коммерческая организация, созданная для получения прибыли. Произошел парадокс, на который до поры до времени старались не обращать внимания: военнослужащие занимают должности и работают в коммерческих организациях. Ведь накопленный интеллектуальный потенциал никуда не денется. У нас работает большой трудовой коллектив, есть даже многотысячные предприятия. Например, я был на предприятии, где насчитывается пятьсот работников. Там составлен очень хороший коллективный трудовой договор, предусмотрены льготы и гарантии. Так, предприятие оплачивает на 70 процентов своему работнику путевку в дом отдыха или санаторий, а средняя зарплата на две-три тысячи выше, чем по региону. Это предприятие является практически градообразующим - все налоги отчисляют своевременно, в том числе в городской бюджет, создаются рабочие места. Таких бы побольше. А главное на предприятии - это люди. Поэтому при реформировании стоит задача - рассмотреть в отдельности каждого специалиста, работающего на подведомственных предприятиях, каждого военнослужащего. А если у кого-то подошла выслуга лет, то он сможет работать так же, как и раньше, только уже не во ФГУПе, а в созданном на его базе ОАО, и работать в таких структурах будут только гражданские лица. Кого-то, возможно, переместят по службе, но при этом ему будут сохранены все военные льготы и пенсия.

Как видите, работы очень много. Наше Управление координирует всю деятельность в этом направлении, осуществляя свои функции на основе приказа Министра обороны РФ от 26 февраля 2008 года N 85, утвердившего Положение об Управлении, где четко прописано, что мы делаем, чем занимаемся, основные задачи и функции, как мы строим свои взаимоотношения с другими органами. Штатная численность четырех отделов Управления составляет 57 человек. Первый отдел занимается анализом финансово-экономического состояния предприятий. Второй - непосредственным осуществлением прав собственника и согласованием крупных сделок. Третий - урегулированием кредиторской задолженности (если она образовалась) и анализом ценообразования. Ведь из-за кредиторской задолженности можно потерять часть активов и, в конце концов, все предприятие. Мы это тщательно отслеживаем. И четвертый отдел представляет интересы Министерства обороны в делах о банкротстве. То есть, если дело доходит до банкротства подведомственных структур, наши специалисты занимаются выводом их из кризисных ситуаций. К сожалению, несколько десятков наших предприятий оказались на грани банкротства, но мы боремся за них, отстаиваем в судах наши интересы. И выигрываем, потому что в Управлении работают высококлассные специалисты: экономисты, финансисты и юристы. Мы уже приобрели ценный опыт как судебной практики, так и работы в целом. Кроме того, Управление активно взаимодействует с правоохранительными органами, различными министерствами и ведомствами.

Сергей Анатольевич, насколько я понимаю, факт создания новой структуры, управляющей активами и пассивами МО РФ, видимо, предполагает в недалеком будущем организацию частно-государственного партнерства, т.к. без привлечения частного капитала вряд ли стоит рассчитывать на безубыточность функционирования оборонпрома. Планируется ли в будущем привлечение частного капитала в "оборонку"? Если да, то какими "пряниками" предполагается завлекать инвесторов в эту сферу, - ведь, учитывая негативный опыт организации частно-государственного партнерства в сфере ЖКХ, можно с уверенностью говорить о том, что частный бизнес государству не доверяет и на сотрудничество с ним идет "из-под палки"? Предполагается ли в будущем привлечение к организации управления активами МО РФ квалифицированных высокооплачиваемых топ-менеджеров? - Антонов Вячеслав Владимирович (г. Санкт-Петербург)

С.А.: Как раз использование государственных активов, находящихся в ведении Минобороны России, и является основным мотивационным моментом для привлечения инвестиций в интересах обеспечения обороноспособности Российской Федерации и повышения конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшения финансово-экономических показателей их деятельности, прекращения выполнения несвойственных им функций, с отказом от использования организационно-правовых форм, основанных на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

И привлечение в дальнейшем квалифицированных топ-менеджеров для выстраивания работы создаваемой интегрированной структуры будет необходимым. Уровень же их оплаты уже зависит от рыночных условий, и в первую очередь от достигнутых результатов.

Управление, которым Вы руководите, называется Управлением по координации осуществления прав собственника имущества организаций Минобороны России. В то же время самой продажей высвобождаемого имущества занимается ФГУ "ЦУМР и ВЭС Минобороны России". Основанием для продажи объектов высвобождаемого недвижимого военного имущества является решение Росимущества. Каковы же реальные полномочия Вашего управления? - Симаченко В.Г. (г. Москва)

С.А.: Полномочия, функции и задачи Управления определены Положением об Управлении по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2008 года N 85.

Складывается впечатление, что Ваше Управление создано в противовес Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и его территориальным представительствам. Каково Ваше мнение на этот счет? - Леонид Петрович (г. Москва)

С.А.: Абсолютно неверное предположение. Цели, задачи и функции федеральных органов исполнительной власти определяются либо Указом Президента Российской Федерации, либо Постановлением Правительства России.

Полномочия Управления определены Положением об Управлении по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2008 года N 85. Поэтому функции и задачи Управления Министерства обороны Российской Федерации по определению не могут вступать в противоречие с функциями и задачами любого из федеральных агентств.

Добрый день, Сергей Анатольевич! Интересно узнать, какова роль Вашего Управления при создании в Министерстве обороны России ФГУ, ФГУП, а также какое направление Вы при этом контролируете? Или Управление выступает как представитель учредителя? - Семеняко И.Г. (г. Казань)

С.А.: Основной задачей Управления является координация деятельности органов военного управления, иных структурных подразделений Министерства обороны по вопросам осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны и методическое руководство ею. При этом необходимо отметить, что учреждения (как бюджетные, так и автономные) не входят в сферу деятельности Управления.

Таким образом, под "направлением", которое Вы имеете в виду в своем вопросе, можно понимать регулирование деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подчиненных различным органам военного управления.

На сегодняшний день сложилась такая практика, при которой все без исключения ФГУП Минобороны России систематически выполняют заказы гражданских организаций, - грубо говоря, "подрабатывают на стороне". Законодательство такую деятельность напрямую не запрещает, но многие руководители ФГУП МО РФ практически открыто злоупотребляют финансовой стороной подобных "взаимодействий". Естественно, с пользой для собственного кошелька. Какие шаги предпринимаются Вашим Управлением для перелома сложившейся ситуации? Будут ли в ближайшем будущем внесены какие-то реальные изменения в сложившийся коррупционный механизм деятельности ФГУП? - Иван Алексеевич (г. Мурманск)

С.А.: Не согласен с такой постановкой вопроса. Сама по себе организационно-правовая форма "федеральное государственное унитарное предприятие" предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации и по определению является коммерческой организацией, и никаких "коррупционных механизмов" деятельность ФГУПов не содержит. Она достаточно жестко регламентирована Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и изданными в его развитие нормативными правовыми актами.

Злоупотребление служебным положением, нарушение закона никоим образом не зависят от юридического статуса организации, это, скорее, моральные принципы каждого конкретного человека. При этом не будем забывать о презумпции невиновности. Только суд может вынести решение о причастности того или иного лица к коррупции.

Собственно, одной из функций Управления по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны Российской Федерации является регулирование деятельности подведомственных ФГУПов.

Вопрос у меня такой: не планируется ли в ближайшие 2-3 года сокращение количества ФГУ, подчиненных Вашей структуре (либо численного состава военнослужащих, проходящих военную службу в таких ФГУ)? - Антон Сергеевич Певцов (г. Москва)

С.А.: Еще раз повторюсь. Управление по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны Российской Федерации предназначено для реализации Министерством обороны Российской Федерации государственной политики в области осуществления прав собственника имущества организаций Минобороны России, при этом под организациями Министерства обороны Российской Федерации понимаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации).

Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения - форма юридического лица, являющегося некоммерческой организацией. Таким образом, не только нет "подчиненных нашей структуре ФГУ", но и вообще регулирование деятельности федеральных государственных учреждений не входит в компетенцию Управления.

Организация, в которой я работаю, в прошлом году заключила после проведения тендера (конкурса) договор с одним из ФГУПов, подведомственных Министерству обороны. Сейчас, как я слышала, все идет к тому, что ФГУПы будут реорганизованы. Поскольку организация, в которой я работаю, коммерческая, я беспокоюсь за денежные средства. Существует ли необходимость перезаключения государственных контрактов и договоров, заключенных с реорганизуемыми ФГУПами? - Камешкина И.Г., бухгалтер (г. Бийск)

С.А.: Пункт 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации четко регламентирует, что "при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом".

Таким образом, проблем с правопреемственностью по обязательствам и требованиям, и в том числе по заключенным государственным контрактам, не существует.

Как Ваше Управление участвует в ликвидации юридических лиц в Министерстве обороны? - Карташкина О.В. (г. Мытищи)

С.А.: В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке только по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо.

По отношению к ФГУПам, подведомственным Министерству обороны, в соответствии с п.п. 11 п. 7 Положения об Управлении по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2008 года N 85, функциями Управления являются в том числе: "… подготовка в инициативном порядке и по представлению органов военного управления предложений по созданию, реорганизации, ликвидации организаций Министерства обороны".

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Каким имуществом будут наделены вновь созданные юрлица в составе Министерства обороны России (казарменно-жилищный фонд, административные здания, техника и вооружение)? Как Ваше Управление относится к созданию юрлиц в составе МО РФ? - Борис Александрович (г. Киржач)

С.А.: В той части, где Вы цитируете Гражданский кодекс Российской Федерации, - не могу с Вами не согласиться. В части, касающейся собственно вопроса…

В рамках реализации Концепции реформирования организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, создаваемые путем реорганизации подведомственных Министерству обороны России ФГУПов уставные капиталы акционерных обществ будут формироваться за счет имущества, подлежащего приватизации и находящегося в настоящее время в хозяйственном ведении названных предприятий.

В каких родах войск Минобороны России создание юридических лиц на базе воинских частей наиболее актуально? - Синцева А.П. (Пенза)

С.А.: Участие в реформировании воинских частей не входит в компетенцию Управления.

Я житель Канска. У нас было много воинских частей. Осталась последняя, почти умершая, в/часть - Солнечный - городок ракетных войск стратегического назначения, которая сейчас "рвется на куски". Технику вывозили - как чистый металлолом, разукомплектовывалось все: что-то в чермет сдавалось, что-то на запчасти. Когда же будут применяться адекватные меры воздействия к расхитителям госимущества, а не только будет идти оповещение в СМИ о показательных наказаниях кого-то одного из них, которые обычно отделываются при этом только условным наказанием? Но опала проходит - и многие из них оказываются снова на новом "хлебном месте". Когда же контроль будет действительно реальным, чтобы расхищение госимущества прекратилось? В то же время генералы сидят и думают, какую ещё воинскую часть снять с баланса, явно не бесплатно, и бросить к ногам мародеров, объясняя при этом, что нет денег для выделения квартир военнослужащим. А пока наш военный городок со всем своим имущественным комплексом растаскивается всеми реальными и нереальными способами. А ведь это тоже имущество МО РФ. - Игорь (г. Канск)

С.А.: В предыдущем ответе я уже разъяснил, что Управление по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны Российской Федерации предназначено для реализации Министерством обороны Российской Федерации государственной политики в области осуществления прав собственника имущества коммерческих организаций Минобороны России, то есть организаций, имеющих организационно-правовую форму унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие, акционерное общество.

Воинские части не только не коммерческие структуры, но даже и не организации, и их деятельность находится вне компетенции Управления.

Многие предприятия Минобороны имеют на складах боеприпасы, оружие, либо, например, архивы. Значит, в процессе реформирования это имущество будет приватизировано и попадет в частные руки? - А.В., военный пенсионер (г. Тула)

С.А.: Ни один - я подчеркиваю! - ни один патрон не должен попасть и не попадет в частные руки!

Именно с этого постулата начиналась работа над "Концепцией реформирования организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации". По данному вопросу беспокоиться не стоит, поскольку есть и четко выверенная позиция Министерства, и нормы законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" "при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником".

Таким образом, в случае если реорганизуемое предприятие имеет в хозяйственном ведении имущество, не подлежащее приватизации, при подготовке к приватизации указанное имущество изымается собственником (Российской Федерацией в лице Росимущества) и после чего может быть передано в оперативное управление или хозяйственное ведение существующим профильным ФАУ, ФГУ или войсковой части.

Останутся ли в ведении Минобороны специализированные печатные средства массовой информации, издательско-полиграфический комплекс, а также не так давно созданный телеканал "Звезда"? - Иванов С. (Московская область)

С.А.: Концепция предусматривает прекращение регулирования предприятий, осуществляющих свою деятельность в несвойственных для Министерства обороны Российской Федерации секторах экономики, к которым, в частности, относится издательско-типографская деятельность.

Однако полное прекращение регулирования деятельности предприятий в данной области должно произойти по истечении трехлетнего переходного периода, необходимого для передачи неспецифических функций и задач, выполняемых в настоящее время Министерством, в коммерческий сектор экономики. Что касается телеканала "Звезда", то он никогда не являлся подведомственным Министерству обороны ФГУПом.

Сергей Анатольевич, беспокоят Вас из г. Борзя Читинской области. В СМИ сейчас широко обсуждается тема ликвидации РАО "ЕЭС России", запланированной на 1 июля текущего года. Скажите, пожалуйста, после 1 июля какие организации Минобороны, с кем и в каком порядке будут заключать договоры на обеспечение электроэнергией? Спрашиваю об этом потому, что Министерство обороны имеет репутацию не очень добросовестного плательщика, и известны случаи отключения электроэнергии за неуплату на объектах Минобороны, на которых организовано несение боевого дежурства (в том числе с применением электронно-вычислительной техники, электромеханических и иных устройств, требующих бесперебойного энергообеспечения). Обсуждаются ли какие-то гарантии по бесперебойному энергообеспечению таких объектов с правопреемниками РАО "ЕЭС России"? - Андрей Юрьевич Арясов (г. Борзя, Читинская область)

С.А.: По имеющейся у нас статистической информации, как раз организации Министерства обороны являются наиболее добросовестными плательщиками по договорам поставки (в том числе поставки электроэнергии). При этом, заметьте, речь идет о действующих, платежеспособных организациях.

С кем и в каком порядке? Вопрос ликвидации РАО "ЕЭС России" возник не вчера, проделана огромная работа по реформированию этой естественной монополии, созданы организации, являющиеся правопреемниками РАО с четко разграниченными функциями, сферами деятельности. Они-то и будут контрагентами организаций Минобороны России по предоставлению необходимых услуг и работ.

В настоящее время в Вооруженных Силах идут процессы, которые вежливо называют "оптимизация штатной численности", что на самом деле означает сокращение офицерского состава. Отразится ли реализация проекта создания ОАО "Главоборонпром" на службе моего мужа, а значит и на благосостоянии всей моей семьи? - Ольга, супруга действующего офицера Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Нижний Новгород)

С.А.: Судя по Вашему вопросу - Ваш муж имеет прямое либо косвенное отношение к ныне существующим ФГУПам, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в соответствии с руководящими документами основными задачами Министерства обороны Российской Федерации являются выработка и проведение государственной политики в области обороны и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, что, согласитесь, мягко говоря, не совсем совпадает с руководством деятельностью коммерческих предприятий, которыми по своей сути являются ФГУПы.

Действительно, создание интегрированной структуры приведет к уменьшению численности управленческого аппарата Министерства обороны Российской Федерации за счет сокращения должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в главных и центральных органах военного управления, которые на настоящий момент выполняют задачи, несвойственные Министерству обороны, в том числе связанные с коммерческой деятельностью ФГУПов, а также к замещению военнослужащих - сотрудников ФГУПов - гражданскими лицами.

Безусловно, это нонсенс, когда действующий военнослужащий Вооруженных Сил проходит службу в коммерческой организации (а ФГУП, повторюсь, это коммерческая организация).

Таким образом, если Ваш муж входит в указанные категории военнослужащих, он может продолжить военную службу по контракту в соответствии со своей военно-учетной специальностью и уровнем образования либо принять решение об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и продолжить свою трудовую деятельность в создаваемой интегрированной структуре в качестве гражданского специалиста.

Как отразится создание ОАО "Главоборонпром" на обеспечении социальными гарантиями военнослужащих, ныне проходящих военную службу в подведомственных Минобороны России ФГУПах? - Александр, действующий военнослужащий (г. Ижевск)

С.А.: Обеспечение военнослужащих, в том числе в настоящее время проходящих военную службу по контракту в подведомственных Минобороны России ФГУПах, социальными гарантиями не входит в противоречие с созданием интегрированной структуры. Предоставление социальных гарантий, льгот и компенсаций военнослужащим в полном объеме регламентировано действующим законодательством Российской Федерации.

Все положенные виды довольствия (в том числе денежного и обеспечения жильем по постоянному, избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы) включены в размер бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Поэтому Ваши опасения беспочвенны.

По словам Министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, Управление по координации осуществления прав собственника имущества организаций Минобороны России было создано для повышения эффективности управления имущественным комплексом, находящимся в ведении Министерства обороны. На Ваш взгляд, является ли таким повышением (эффективности управления) распродажа "за сущие копейки" земель московских военных городков на Рублевке и Левобережной улице? Как Вы оцениваете сам факт выставления Министерством обороны этих земель на торги, притом что данные земли - собственность государства, а не министерства, а все сделки с государственной (федеральной) собственностью должны проводиться через РФФИ и при непосредственном участии указанной организации? - Александр Герасимов (г. Москва)

С.А.: Во-первых, назначенный на 08 апреля 2008 года аукцион по продаже земли не состоялся. Во-вторых, вопросы, связанные в высвобождаемым военным имуществом в соответствии с Положением об Управлении по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2008 года N 85, не находятся в компетенции Управления. Данный вопрос, на мой взгляд, должен быть адресован ФГУ "Центр управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей" Минобороны России.

КонсультантПлюс: У нас есть еще два вопроса, похоже, касающихся одной темы:

1. Планируется ли сокращение ведомственных медицинских учреждений (поликлиник, госпиталей, санчастей, госпиталей) МО РФ? Если да, то насколько? - Алексей К. (г. Рязань)

2. Какова процедура наделения имуществом аптек, лечебных учреждений системы Минобороны, выделенных в самостоятельные юридические лица, если занимаемые этими учреждениями помещения ранее закреплены за КЭЧ (квартирно-эксплуатационной частью) на праве оперативного управления, не оформленного в законном порядке (отсутствует свидетельство о регистрации права) ввиду отсутствия технических паспортов, отсутствия регистрации КЭЧ в качестве юридического лица и т.д.? Каковы полномочия КЭЧ в данном случае? - Юденкова Наталья Викторовна (Благовещенск, Амурская область)

С.А.: В компетенцию Управления в соответствии с Положением об Управлении по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2008 года N 85, входит регулирование деятельности предприятий и организаций, являющимися в трактовке Гражданского кодекса коммерческими.

Квартирно-эксплуатационные части и лечебные учреждения Министерства обороны таковыми не являются, поэтому их деятельность лежит не в функциональном поле Управления. Рекомендую адресовать Ваши вопросы Главному военно-медицинскому управлению Министерства обороны Российской Федерации.

Сейчас продаётся земля (около 300 га), принадлежащая Нахимовскому военно-морскому училищу на Карельском перешейке, по цене земель для танкодромов, арт. полигонов и т.д. Но на самом деле это первоклассный лес, расположенный на берегу озера и вполне пригодный для заповедника, который находится в 80 км от Санкт-Петербурга. По непроверенной информации, там планируется строительство коттеджей. Прошу Вас прокомментировать этот факт. - Серебров Анатолий Иринархович (г. Санкт-Петербург)

С.А.: Управление по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны Российской Федерации не занимается продажей земли.

Недвижимость, которая находится сейчас в ведении МО РФ, - наиболее лакомый кусочек в глазах бизнес-сообщества. Контроль при реализации высвобождаемого, в том числе недвижимого, имущества осуществляет Ваше Управление. На что Вы обращаете внимание при этом? - Евгений Петров (г. Екатеринбург)

С.А.: Вверенное мне Управление не осуществляет контроль при реализации высвобождаемого имущества. Правильнее обратиться с этим вопросом в ФГУ "Центр управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей" Минобороны России.

Как Вы считаете, чем было обусловлено Ваше назначение на должность начальника Управления Минобороны? Интересуюсь потому, что А.Э. Сердюков, как правило, на такие "горячие" направления бросает либо хороших специалистов в определенной области, знакомых ему по работе в ФНС, - либо, как пишут в прессе, людей, которым он может доверять "без оглядки". К какой из названных категорий Вы можете отнести себя? - Алексей Соловьев (г. Москва)

С.А.: Я прослужил в общей сложности более 37 лет на различных должностях, в разных условиях обстановки, включая и боевые действия. И ни разу себе не позволил комментировать, а тем более обсуждать решения старших начальников и руководителей. Всегда считал своей основной задачей добросовестное, честное, профессиональное выполнение своих обязанностей, ответственное и принципиальное отношение к делу, уважительное и корректное отношение к своим сослуживцам! Как это получалось - не мне оценивать. И сейчас главное для меня - приложение максимальных усилий для достижения поставленных целей и задач.

КонсультантПлюс: Сергей Анатольевич, мы желаем Вам и Вашим коллегам успехов в работе и благодарим за рассказ о деятельности Управления, а также за ответы на некоторые вопросы, пришедшие к нам, но не относящиеся напрямую к компетенции Управления.

Интервью с С.А. Штыкулиным провела специальный корреспондент, редактор сайта КонсультантПлюс Н.А. Лашкина.
Фото - Т.М. Тверецкий.



Исторический экскурс

Русское государство появилось и развивалось в нелёгкой обстановке. Именно поэтому почти сразу же, с возникновением армии, возникла и нужда в едином органе, ответственном за проведение различных военных мероприятий, а также управление войсками. Ситуация изменилась в 1531 году. Именно тогда был создан Разрядный приказ (или Разряд). В компетенции данного органа был набор рати и обеспечение её припасами. Позже в интересы Разряда вошло также строительство крепостей и засечной черты. Кроме того, Разрядный приказ осуществлял управление войсками на южных окраинах государства. В течение второй половины XVI, а также всего XVII веков Разрядный приказ продолжал распоряжаться военными делами державы.

Ситуация изменилась лишь в начале XVIII века, когда реформы Петра I коснулись практически всех сфер жизни Российского государства. Не обошли они, естественно, и военное дело. Таким образом, на смену Разрядному приказу пришла Военная коллегия, которая выполняла по сути те же функции с тем лишь отличием, что время татарских набегов на Русь прошло, и особое внимание южным рубежам государства уже не требовалось. Именно при и благодаря Военной коллегии русское оружие одержало славные победы над Турцией, Швецией, Польшей и Пруссией, присоединив к стране огромные территории.

В начале XIX века был издан специальный манифест императора Александра I. Согласно ему Военная коллегия была упразднена. На смену ей пришло Министерство военно-сухопутных сил. Спустя шесть лет, в 1808 году, это Министерство было реформировано в Военное министерство с теми же функциями и полномочиями.



Отечественная война 1812 года ознаменовала новую эпоху военной истории. Сложная ситуация на полях сражений с Францией требовала кардинального изменения Военного министерства согласно новым требованиям, что и было осуществлено в том же году. Благодаря изменениям в структуре министерства, был образован ряд отделений: инженерное, инспекторское, артиллерийское, аудиторское, провиантское, медицинское и комиссариатское. Отдельно также стоит упомянуть министерский совет и канцелярию, не входившие ни в одно из отделений, но являвшееся составной частью министерства.

В 1815 году на небольшой промежуток времени (примерно на год) Военное министерство России стало на время частью Главного Штаба. Тем не менее, такой способ организации управления военными делами быстро показал свою несостоятельность.

Спустя 20 лет настала очередь снова объединить Главный Штаб и Военное министерство. При этом на этот раз Главный Штаб стал частью последнего. Однако никаких качественных изменений в структуре Военного министерства не происходило ещё на протяжении 24 лет. Всё изменила Крымская война, в ходе которой русская армия понесла серьёзные потери. Стала очевидной отсталость армии России в техническом и организационном аспектах.

В 1861 году император Александр II назначил генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина военным министром. Именно Милютин и стал инициатором обширной военной реформы в государстве, ставшей словно свежим глотком воздуха для едва оправившейся от поражения армии. В ходе реформы была введена территориальная система военного управления, проявившаяся в создании военных округов на территории страны. Также была введена воинская повинность для всех сословий, что решило ряд проблем с комплектованием армии. Отдельным пунктом стало также принятие на вооружение нового стрелкового оружия.

Военная реформа Д. А. Милютина отразилась и на структуре Военного министерства. Так, по состоянию на 1870 в него входили: императорская главная квартира, Главный штаб, канцелярия военного министра, военный совет, а также главные управления (артиллерийское, военных учебных заведений, казачьих войск, интендантское, инженерное, военно-судебное и военно-медицинское).

Однако пользоваться преимуществами этих военных реформ России пришлось недолго: в ходе Русско-японской войны в 1904-1905 годах вскрылись её недостатки и, если для 1870-х она была вполне современной, то к началу XX века она полностью устарела. Для более эффективного управления армией в ходе русско-японской войны был создан Совет государственной обороны, упразднённый в 1908 году. Также последовал ряд мер, призванных серьёзно реорганизовать армию Российской империи, но полностью выполнить их не удалось.



В 1914 году грянула Первая мировая война. В том же году была создана Ставка Верховного Главнокомандующего. При этом существовала она одновременно с Военным министерством.

После Октябрьской революции оба этих органа были расформированы, а на их место пришёл Народный комиссариат по военным делам. Однако во время Гражданской войны и в первые мирные годы общее военное управление осуществлялось специальным органом, созданным для этих целей. Этим органом был Совет Рабочей и Крестьянской Обороны. В 1923 году на смену ему пришёл Наркомат по военным и морским делам. Его функцией было строительство Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота, а также обеспечение их жизнедеятельности.

Благодаря бурному росту и развитию Красной Армии уже в 1934 году Наркомат по военным и морским делам был реорганизован. В результате был образован Наркомат обороны СССР. Через три года от него отделился Народный комиссариат Военно-морского Флота. Его задачей было управление флотом и военно-морскими базами.

22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на ССР, и началась Великая Отечественная война. Уже 23 июня была образована Ставка Главнокомандования, существовавшая наряду с Наркоматом Обороны. Ставка Главнокомандования просуществовала до 10 июля 1941 года, а на смену ей пришла Ставка Верховного командования (с 10 июля по 8 августа 1941 года), а затем – Ставка Верховного Главнокомандования (с 8 августа 1941 года). Также в марте 1944 года был создан Наркомат обороны РСФСР.

После окончания Великой Отечественной войны необходимость в Ставке Верховного Главнокомандования отпала. Уже 3 августа 1945 года она была упразднена, и соответственные полномочия вновь перешли к Наркомату обороны и Наркомату ВМФ СССР. В конце зимы 1946 года оба народных комиссариата были объединены в единый орган. Он получил название Наркомата Вооружённых сил, а спустя месяц был переименован в Министерство. Вслед за этим в Министерство Вооруженных Сил РСФСР был преобразован Наркомат обороны РСФСР.

Новое разделение Министерства Вооружённых Сил СССР последовало уже в 1950 году. Вследствие этого разделения образовалось два министерства: Военное и Военно-морское. Однако уже спустя три года они были вновь объединены в единое Министерство обороны СССР. Параллельно с этим Министерство Вооружённых Сил РСФСР было преобразовано в Министерство обороны РСФСР.

В ходе Холодной войны Министерство обороны СССР достойно справлялось со всеми задачами, возникавшими перед ним. Продолжалось развитие Вооружённых Сил, создавались новые рода войск, а также происходило оснащение армии новыми образцами вооружения. В 1978 году было упразднено Министерство обороны РСФСР. Это произошло по той причине, что общий контроль над Вооружёнными Силами и военным управлением находился в ведении именно Министерства обороны СССР. С распадом Советского Союза все министерства СССР, в том числе и Министерство обороны, были ликвидированы.



Министерство обороны на современном этапе

16 марта 1992 года было создано Министерство обороны Российской Федерации. Данный федеральный орган отвечает за государственную политику в военной сфере, а также управление в области обороны.

В тяжёлых условиях Министерству обороны удалось сохранить Вооружённые Силы, а также обеспечить их развитие и оснащение новыми видами техники. С началом 2000-х ситуация начала улучшаться. Этот же период ознаменовался рядом крупных перемен в структуре Вооружённых Сил и Министерства обороны РФ. С 1991 по 2007 годы на посту министра обороны сменилось шесть человек (Б. Н. Ельцин, П. С. Грачёв, М. П. Колесников, И. Н. Родионов, И. Д. Сергеев, С. Б. Иванов).

В 2007 году, после назначения на пост министра обороны А. Сердюкова, началось проведение военной реформы, которая должна была полностью изменить Вооружённые Силы России и существенно их модернизировать. Военная реформа предполагала:

  1. Упразднение военных округов и замену их оперативно стратегическими направлениями. Так, вместо шести военных округов было сформировано четыре направления: «Центр», «Восток», «Запад» и «Юг».
  2. Ликвидация таких оперативно-тактических единиц, как дивизии и корпуса и переход на бригадную структуру Вооружённых Сил.
  3. Широкое задействовании в жизнеобеспечении армии гражданских специалистов (например, гражданские повара в столовой).
  4. Глубокая реформа системы военных учебных заведений.
  5. Существенное смягчение условий несения воинской службы для солдат-срочников (например, разрешение пользоваться телефонами, бег в кроссовках вместо армейских ботинок и т.д.).
  6. Перевод на бригадную систему Военно-Воздушных Сил.
  7. Сокращение органов военного управления.
  8. Начало крупномасштабного процесса перевооружения армии.

Однако довести до конца эту реформу не удалось. В 2012 году вместо Анатолия Сердюкова министром обороны Российской Федерации был назначен Сергей Шойгу. С его именем связывают начало качественно нового периода в истории Вооружённых Сил России и Министерства обороны в частности.



Структура Министерства обороны Российской Федерации

На сегодняшний день Министерство обороны России - это сложная, но весьма стройная и хорошо организованная структура. Основными структурными единицами Министерства являются: Генеральный Штаб Вооружённых Сил, Главных управлений и служб, Центральных управлений, службы экономики и финансов, служб расквартирования и обустройства, аппарата, главных командований, командований и печатных органов Министерства обороны.

Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления Министерства обороны, а также основным органом, осуществляющим оперативное управление Вооружёнными силами. Состоит он из следующих управлений:

  1. Главное оперативное управление - орган Генерального штаба, ответственный за планирование военных операций различного уровня.
  2. Главное управление (оно же - Главное разведывательное управление) - является органом Генерального штаба, ответственным за ведение внешней разведки.
  3. Главное Организационно-мобилизационное управление Министерства обороны имеет своей функцией проведение мобилизационных мероприятий на территории страны, а также занимается вопросами подготовки к возможным боевым действиям.
  4. Военно-топографическое управление - орган Генерального штаба, осуществляющий топографическое обеспечение армии (например, картами или планами местности).
  5. 8-е управление - управление, ответственное за шифрование, дешифрование, ведение радиоэлектронной разведки.
  6. Управление оперативное подготовки осуществляет оперативное планирование действий.
  7. Управление строительства и развития системы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
  8. Национальный центр управления обороной Российской Федерации - выполняет функции главного командного пункта для Генерального штаба.
  9. Военно-оркестровая служба.
  10. Архивная служба.
  11. Военно-научный комитет.

Центральные управления в составе Министерства обороны России представлены следующими структурами:

  1. Центральное управление военных сообщений, которое является представителем Министерства обороны на сухопутных, воздушных, речных и железнодорожных путях.
  2. Центральное автомобильно-дорожное управление.
  3. Центральное продовольственное управление, осуществляющее обеспечение Вооружённых сил .
  4. Центральное управление ракетного топлива и горючего.
  5. Командование железнодорожных войск.
  6. Центральное вещевое управление.
  7. Управление начальника экологической безопасности.
  8. Единый центр заказа и поставок тыла.
  9. Ветеринарно-санитарная служба.
  10. 9-е Центральное управление - данное управление обеспечивает функционирование специальных объектов, находящихся в распоряжении Министерства обороны.

Служба расквартирования и обустройства осуществляет расселение личного состава Вооружённых сил, а также решение ряда жилищных проблем. Данная служба имеет следующие подразделения:

  1. Непосредственно службу расквартирования и обустройства.
  2. Управление обустройства войск.
  3. Управление по реализации жилищных программ.
  4. Главное квартирно-эксплуатационное управление.
  5. Центральное организационно-плановое управление капитального строительства, осуществляющее организацию строительства новых домов для военнослужащих и их семей.

Служба экономики и финансов осуществляет обеспечение личного состава Вооружённых сил денежным довольствием, а также выполняет все связанные с финансами функции. Подразделяется на:

  1. Главное финансово-экономическое управление.
  2. Управление труда и заработной платы гражданского персонала.
  3. Департамент учёта и отчётности.
  4. Департамент финансового планирования.

Служба Министерства обороны Российской Федерации (Аппарат) имеет в своём составе следующие структуры:

  1. Главное управление международного военного сотрудничества.
  2. Управление по контролю за выполнением договоров.
  3. Главное правовое управление.
  4. Управление делами Министерства обороны.
  5. Финансовая инспекция.
  6. Управление пресс-службы и информации.
  7. Канцелярия.
  8. Приёмная.
  9. Экспертный центр Аппарата.
  10. Хозяйственное управление.
  11. Управление генеральных инспекторов.
  12. Автотранспортное управление.

Главные командования осуществляют управление видами Вооружённых Сил Российской Федерации. В настоящее время имеется три Главных командования: Сухопутных войск, Военно-морского флота и Воздушно-космических сил.

Слово к читателю. Ю.И. Борисов , заместитель Министра обороны Российской Федерации

Основные этапы становления и развития аппарата начальника вооружения Вооруженных Сил и Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации

Руководители органов планирования развития вооружений (1929-2014)

Поздравления коллективу Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации

Поздравление Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу

Поздравление министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова

Поздравление председателя научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации - заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, академика РАН Ю.М. Михайлова

Поздравление начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации -первого заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии В.В.

Поздравление руководителя Федерального космического агентства О.Н. Остапенко

Поздравление президента Российской академии наук, академика В.Е. Фортова

Поздравление директора Департамента оборонной промышленности Правительства РФ Н.Ф. Архипова

Поздравление заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии Д.В. Булгакова

Поздравление заместителя Министра обороны Российской Федерации Т.В. Шевцовой

Поздравление директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России А.В. Фомина

Поздравление генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии» С.В. Чемезова

Поздравление руководителя Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению Государственного оборонного заказа А.П. Вернигоры

Поздравление врид руководителя Департамента размещения государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации Н.А. Кравцовой

Поздравление начальника Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации полковника О.А. Ващенко

Прошлое и настоящее Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации

А.В. Гуляев , руководитель Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации, генерал-лейтенант
85 лет самоотверженного труда на благо Родины. Основные этапы развития аппарата начальника вооружения Вооруженных Сил по техническому оснащению армии и флота

С.И. Егоров , ветеран Департамента вооружения МО РФ, полковник в отставке
Маршал вооружений

А.М. Московский , начальник вооружения ВС РФ - заместитель Министра обороны РФ (2001-2007), генерал армии
Генерал армии В.М. Шабанов. Он смотрел далеко вперед

В.М. Буренок , президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук
Эволюция системы вооружения и методологии планирования ее развития

Ю.И. Борисов , заместитель Министра обороны Российской Федерации
Формирование и реализация планов развития вооружения, военной и специальной техники - магистральный путь деятельности Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации

С.В. Хуторцев, директор Департамента Правительства Российской Федерации по обеспечению деятельности коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации
Сотрудничество Департамента ВПК и Департамента вооружения Минобороны России в сфере Гособоронзаказа

Вооружение и военная техника Сухопутных войск

О.Л. Салюков , главнокомандующий Сухопутными войсками, генерал-полковник

О.В. Сиенко , генеральный директор ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» - флагман отечественного машиностроения

Н.А. Белоусов , генеральный директор ОАО «Радиоавионика»
ОАО «Радиоавионика»

Д.В. Коноплёв , заместитель генерального директора ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» - управляющий директор ОАО «КБП»
Оружие противодействия. ОАО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А.Г. Шипунова» - ведущее предприятие ОПК России по разработке высокоточных комплексов вооружения

Я.В. Новиков , генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»
ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» - основной разработчик и производитель боевой техники ПВО/НПРО

В.Н. Слободчиков , заместитель генерального директора ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» -управляющий директор ОАО «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана»
Современная продукция военного назначения, разрабатываемая в ОАО «КБточмаш им. А.Э. Нудельмана»

С.А. Когогин , генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
ОАО «КАМАЗ» - военная автомобильная техника

В.С. Кадылкин , управляющий директор ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ»
Автомобили первого эшелона. ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ»

Д.А. Гиммельберг , исполняющий обязанности генерального директора ООО «ВПК»
ООО «Военно-промышленная компания»

С.А. Старун , генеральный директор ЗАО Корпорация «Защита»
Боевые автомобили под надежной защитой ЗАО Корпорация «Защита»

В.В. Шипилов , генеральный директор OOO «Инновационный центр адаптации научных разработок,новых материалов, изделий и технологий» (ООО «Интеграл»), генерал-майор запаса
OOO «Инновационный центр адаптации научных разработок, новых материалов, изделий и технологий»

В.С. Безяев , генеральный директор ОАО «НПП «Рубин»
ОАО «Научно-производственное предприятие «Рубин»

В.Н. Шашок , генеральный директор ОАО «ВНИИ «Сигнал»
ОАО «ВНИИ «Сигнал»

Н.А. Зайцев , генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «НПО «Стрела»
Изделия ОАО «НПО «Стрела» на страже Родины

А.Б. Шаповалов , генеральный директор и главный конструктор ОАО «ЦНИИ автоматики и гидравлики»
ОАО «ЦНИИАГ»: 65 лет на службе вооружения армии и флота

Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил

В.Н. Бондарев , главнокомандующий Военно-воздушными силами, генерал-полковник

М.А. Погосян , президент ОАО «ОАК»
ОАО «Объединенная авиастроительная компания»

А.А. Михеев , генеральный директор ОАО «Вертолеты России»
ОАО «Вертолеты России»

А.В. Шукалов , генеральный директор ФГУП «Санкт-Петербургское опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова»
ФГУП «Санкт-Петербургское опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова»

Б.В. Обносов , генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»: упредить - значит победить!

В.С. Верба , генеральный директор - генеральный конструктор ОАО «Концерн «Вега»
Концерн «Вега» и генеральный заказчик: 70 лет в одном строю

Е.С. Баранкин , генеральный директор ОАО «Государственный Рязанский приборный завод»
ОАО «Государственный Рязанский приборный завод»

Вооружение и военная техника Военно-Морского Флота

В.В. Чирков , главнокомандующий Военно-Морским Флотом, адмирал

В.Г. Петрушенко , генеральный директор ОАО «Конструкторское бюро машиностроения»
Щит и меч морских рубежей России - ОАО «Конструкторское бюро машиностроения»

В.Ю. Дорофеев , генеральный директор ОАО «СПМБМ «Малахит»
Вклад ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» в укрепление могущества обороноспособности нашего государства

В.Г. Дегтярь , генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «ГРЦ Макеева»
Стратегическое партнерство, проверенное временем. ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева»

Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения

С.В. Каракаев , командующий Ракетными войсками стратегического назначения, генерал-полковник

А.Н. Кирилин , генеральный директор ОАО «Ракетно-космический центр «Прогресс»
Продукция военного назначения ракетно-космического центра «Прогресс»

С.П. Никулин , генеральный директор ОАО «Корпорация «МИТ»
ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники». Основные результаты в области создания современных образцов вооружения»

Е.Л. Межирицкий , генеральный директор ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» - разработчик систем управления для боевых ракетных комплексов стратегического назначения

Вооружение и военная техника Войск воздушно-космической обороны

А.В. Головко , командующий Войсками воздушно-космической обороны, генерал-лейтенант

В.Л. Солнцев , президент ОАО «РКК «Энергия»
ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева»

В.П. Мисник , генеральный директор - генеральный конструктор ОАО «Корпорация космических систем специального назначения «Комета»
ОАО «Корпорация космических систем специального назначения «Комета»

А.В. Шишанов , генеральный директор - главный конструктор ОАО «НИИ точных приборов»,
В.В. Жинкин , первый заместитель генерального директора ОАО «НИИ точных приборов»
Пути обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации высокоточной геопространственной информацией. ОАО «НИИ точных приборов»

С.Ф. Боев , генеральный директор ОАО «РТИ»
ОАО «Радиотехнический институт»

П.И. Камнев , генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «Опытное конструкторское бюро «НОВАТОР»
ОАО «Опытное конструкторское бюро «НОВАТОР» имени Люльева Л.В.

Вооружение и военная техника Воздушно-десантных войск

В.А. Шаманов , командующий Воздушно-десантными войсками, генерал-полковник

Перспективы развития вооружения и военной техники Войск связи

Х.А. Арсланов , начальник Главного управления связи Вооруженных Сил Российской Федерации -заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-майор

Н.А. Тестоедов , генеральный директор и исполняющий обязанности генерального конструктора ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва»
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва»

С.А. Букашкин , генеральный директор ОАО «Концерн «Автоматика»
ОАО «Концерн «Автоматика» - крупнейшее объединение Российской Федерации по проблемам информационной безопасности

Н.С. Шевченко, председатель совета директоров ОАО «Электроагрегат» (г. Курск)
ОАО «Электроагрегат» (г. Курск)

Краткий каталог образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных для Вооруженных Сил Советского Союза и Российской Федерации в разные годы

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...